Методическая разработка урока на тему: Б. Сарыбаев вернул потерянные инструменты

Раздел Музыка
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:












Тема:

«Болат Сарыбаев вернул потерянные инстру­менты»











Подготовила: Котова Е.В.

(учитель музыки)



г.Шымкент 2015г


Цель:

  • расширить знания учащихся о возрождении традицион­ной казахской музыки и древних инструментов;

  • Познако­мить с деятельностью музыканта-инструментоведа Болата Сарыбаева и с частью коллекции музыкальных инструментов: жетыгена, асатаяка, домбры и кобыза.

Задачи:

  • Расширить знания учащихся о возрождении традиционной казахской музыки и древних инструментов;

  • Развивать умение при слушании узнавать по тембру знакомые музыкальные инструменты, продолжить работу над выразительностью исполнения разученной песни.

  • Воспитывать любовь к классической и народной музыке.

Тип урока: комбинированный, сообщение новых знаний.

Материальное обеспечение урока: музыкальный центр, иллюстрации музыкальных инструментов, портреты Б.Сарыбаева и Д.Нурпеисовой; карточки с заданием, карточки - пазлы (музыкальные инструменты)

Музыкальное обеспечение урока: Гимн РК, фрагмент из произведения: Н. Тлендиева «Көш керуен»; песня «Наш край» слова: А. Пришельца, музыка: Д. Кабалевского .

Межпредметные связи: казахский язык, изобразительное искусство, познание мира, литературное чтение.

Ход урока

Организационный момент. Приветствие. Проверка готовности к уроку.

Исполнение песни: Гимн РК.

Актуализация опорных знаний.

Сегодня на уроке вы познакомитесь с личностью Болата Шамгалиевича Сарыбаева, который внес большой вклад к дело возрождения традиций казахской музыки и древних инструментов, собрал коллекцию, затем создал музей древ­них музыкальных инструментов.

Повторение пройденной темы.

1. Прежде чем познакомиться с личностью Болата Шам­галиевича Сарыбаева, давайте вспомним о реконструкции древних инструментов.

Звучит музыка Н. Тлендиева «Кеш керуен».

- Какой оркестр играет это произведение?

- Какие музыкальные ин­струменты вы услышите?

- Как вернулись к жизни эти древние инструменты?

- Что делает реконструктор, чтобы восстановить музы­кальный инструмент?

Раскрытие темы урока.

1. На прошлом уроке мы говорили о реконструкции древ­них музыкальных инструментов.

Сегодня мы узнаем о личности человека, посвятивше­го всю свою жизнь поиску, восстановлению и возвращению к жизни старинных музыкальных инструментов. Его имя -Болат Шамгалиевич Сарыбаев (портрет). Он не только воз­рождал музыкальные инструменты, но и знакомил соотече­ственников с замечательным прошлым казахской культуры. Болат Сарыбаев родился в семье интеллигента, основателя казахского пединститута Ш.Х. Сарыбаева. А на выбор своей будущей профессии повлияло творчество великой домбристки Д.Нурпеисовой (портрет). Он решил посвятить свою жизнь возрождению национальной культуры.

В результате поисков казахских народных инструментов Б. Сарыбаев обнаружил несколько инструментов. А каких именно вы сейчас должны разгадать.

2. Почти у каждого инструмента - своя легенда о появлении.

А) Есть своя старинная легенда и у инструмента похожего на гусли.

В глубокой древности в одном ауле жил старик. Было у него семь сыновей. Однажды лютой зимой погиб весь скот, люди остались без еды, и в доме старика поселилось горе. Смерть одного за другим унесла всех сыновей. После смерти старшего сына Кании убитый горем старик выдолбил кусок иссохшего дерева, натянул на него струну и поставив под нее подставку, исполнил кюй "Карагым" ("Родной мой"), после смерти Тореалыма старый отец натягивает вторую струну и импровизирует кюй "Канат сынар" ("Разбитое крыло"), третьему сыну Жайкелды он слагает кюй "Кумарым" ("Любимый мой"); четвертому - Бекену посвящает ся кюй "От сонер" ("Погасшее пламя"), пятому сыну Хауасу сочиняет "Бакыт кошти" ("Утерянное счастье"), шестому сыну Жулзару - "Кун тутылды" ("Затмившееся солнце"). После утраты последнего младшего сына Кияса старик натягивает седьмую струну и исполняет кюй "Жети баламнан айрылып куса болдым" ("Горе от утраты семи сыновей"). Извлекая из инструмента звуки полные скорби, исполнитель в различных по характеру мелодиях показывает образы своих детей. Так появился по преданию, семиструнный жетыген. Этот инструмент сохранил свой первоначальный вид до сих пор. Название можно расшифровать, как «Семь поющих струн».

Б) Асатаяк - древнеказахский и древнетюркский ударный музыкальный инструмент. По форме напоминает жезл или трость с плоской головкой, украшенной орнаментом и металлическими кольцами, подвесками. Асатаяк имел открытый и резкий звук. Для усиления звучания инструмента, баксы использовали конырау - колокольчики, которые прикрепляли к головке асатаяка. При встряхивании инструмента конырау дополняли звучание металлическим звоном.

Асатаяк был атрибутом шаманских обрядов, из-за чего он не получил широкого распространения в музыкальном быту народа. Уже начиная с начала 19-го века инструмент стал постепенно забываться.

В) Шаманы, колдуны, баксы использовали не только асатаяк, но и кобыз . Появление кобыза связано с человеком по имени Коркыт. Существует несколько легенд о том, как Коркыт создал свой первый кобыз. Вот одна из них.

«Однажды во сне явился ангел и дал ему совет: «Коркыт, сделай себе кобыз- найди голень шестилетнего верблюда, обтяни ее кожей одногорбого верблюда, установи вверху подставку из темно-рыжего козла и натяни струны из конского волоса пятилетнего жеребца и будешь обладать дивным инструментом.»
Когда Коркыт играл на кобызе, замирала вся природа, земля, небо, все живые существа слушали его игру.
Бессмертие и вечную жизнь искал он в звуках кобыза. Еще в молодости Коркыт решил бороться со смертью и стать бессмертным.
Но везде и всюду Коркыт видит смерть: ковыль выгорает на солнце и погибает, горы со временем разрушаются. Все вокруг говорило, что такой же конец ждет и его.
По разным источникам Коркыт прожил 95 или даже 195 лет. В народе его уважали как мудреца, и в течении многих лет хранятся в памяти Коркыт, его кобыз и музыка.

Г) Домбра (каз. домбыра) - казахский народный двухструнный щипковый музыкальный инструмент. Применяется в качестве аккомпанирующего и сольного, а также основного инструмента в казахской народной музыке. Используется современными исполнителями.

Домбра на протяжении веков сохраняет свое основное строение и вид. Народные мастера постоянно стремятся расширить её звуковые возможности, мелодичность, нежели разнообразить форму.

Молодцы. Теперь мы вами знаем, какие музыкальные инструменты были возвращены и восстановлены.

Творческая работа.

Детям раздаются конверты с карточками-пазлами. Каждая группа должна собрать пазл (музыкальный инструмент) и рассказать о нем.

Подведение итогов:

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Что сделал Б.Сарыбаев для своего народа?

- Какие музыкальные инструменты он обнаружил?

Исполнение песни: «Наш край»

Домашнее задание.

Сделайте рисунок в тетради понравившегося вам казахского музыкального инструмента.

Знания: Продемонстрировали формирование грамотной устной речи, умение при слушании узнавать по тембру знакомые музыкальные инструменты.

Умения: Применять ранее полученные знания в развитии наблюдательности, образного мышления, создании атмосферы творчества.

Навыки: Навыки бережного отношения к традицион­ной казахской музыке и древним казахским инструментам.












© 2010-2022