Дополнительная общеобразовательная программа Затейник

     Данная дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности, так как ориентирована на развитие общей и эстетической культуры обучающихся, художественных способностей и склонностей, носит ярко выраженный креативный характер, предусматривая возможность творческого самовыражения, творческой импровизации. Новизна данной программы заключается в том, что в ней, наряду с изучением  различных видов сценической деятельности, будут изучены основы актёрского мастерства, для обучающихся включены разработанные  учебные курсы по истории театра, а в процессе обучения используются авторские упражнения и тренинги (на развитие фантазии, воображения и речи). Освоению этого курса способствуют также просмотры и обсуждения спектаклей различных театров, интересных кинофильмов.
Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Кочуновская основная общеобразовательная школа

Бутурлинского района Нижегородской области



Согласовано Утверждено

с руководителем РМО Директор МБОУ Кочуновской ООШ

___________________ ________________ Е.А. Рыжичкина

___________________ Приказ от

Протокол от



Дополнительная общеобразовательная

программа.



«Затейник»



Возраст детей- 10-13 лет

Срок реализации программы - 1 год.

Руководитель -

Денисова Ирина Михайловна,

старшая вожатая

IIквалификационной категории



с.Кочуново

2014

Талант - это не то что кому-то даётся, а кому-то нет, а то, что развивается в каждом из нас.


Пояснительная записка

Данная дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности, так как ориентирована на развитие общей и эстетической культуры обучающихся, художественных способностей и склонностей, носит ярко выраженный креативный характер, предусматривая возможность творческого самовыражения, творческой импровизации.

Новизна данной программы заключается в том, что в ней, наряду с изучением различных видов сценической деятельности, будут изучены основы актёрского мастерства, для обучающихся включены разработанные учебные курсы по истории театра, а в процессе обучения используются авторские упражнения и тренинги (на развитие фантазии, воображения и речи). Освоению этого курса способствуют также просмотры и обсуждения спектаклей различных театров, интересных кинофильмов.

Актуальность и практическая значимость программы заключается в том, что она способствует развитию у детей и подростков качеств, которые помогут в будущем конструктивно общаться с самыми разными категориями людей, быть интересными в общении и быть лидерами во многих начинаниях.

Данная программа актуальна, поскольку театр становиться способом самовыражения, инструментом решения характерологических конфликтов и средством снятия психологического напряжения. Сценическая работа детей по программе - это не подготовка к вступлению на профессиональную театральную стезю, но проверка действием множества межличностных отношений. На репетициях приобретаются навыки публичного поведения, взаимодействия друг с другом, совместной работы и творчества, решения характерологических конфликтов.
Игра - основа любой воспитательной формы.

Сердцевиной театрального творчества является так называемая «игра в поведение». Дети - актеры от природы. Они сами сочиняют свои роли, сами драматургически обрабатывают материал жизни. Программа направлена не на создание из ребенка «универсального актера», а на воспитание из него жизненно адаптированного человека психологически готового к различным стрессовым ситуациям.

Педагогическая целесообразность программы заключается в возможности средствами театра помочь детям раскрыть их творческие способности, развить свои психические, физические и нравственные качества и возможности. Немаловажной задачей является повышение уровня общей культуры и эрудиции подрастающего поколения.
Одной из самых важных потребностей обучающихся является потребность взаимодействия со сверстниками (интимно-личностное общение). В этой связи приоритетной задачей воспитания является развитие у детей таких качеств, которые помогут в общении со сверстниками и не только: понимания, что все люди разные, принятия этих различий, умения сотрудничать и разрешать возникающие противоречия в общении.

Цель программы:

обеспечение эстетического, интеллектуального, нравственного развития воспитанников, воспитание творческой активности и индивидуальности ребенка, средствами театральной деятельности, содействие их жизненному самоопределению.

Задачи программы:

- обучить воспитанников основам театральной деятельности;
- сформировать навыки актёрского мастерства;
- развивать творческие артистические способности детей;
- развить коммуникативные и организаторские способности воспитанника;
- сформировать художественно- эстетический вкус;
- воспитывать социальную активность личности воспитанника.

Отличительной особенностью данной программы от уже существующих является не буквальное ее выполнение, она ориентирует педагога на создание условий для активации у ребёнка эстетических установок, как неотъемлемой характеристики его мировосприятия и поведения. Использование программы позволяет стимулировать детей к образному и свободному восприятию окружающего мира (людей, культурных ценностей, природы), которое, развиваясь параллельно с традиционным рациональным восприятием, расширяет и обогащает его. Ребенок учится уважать чужое мнение, быть терпимым к различным точкам зрения, учится преобразовывать мир, задействует фантазию, воображение, общение с окружающими людьми.
Ход занятия характеризуется эмоциональной насыщенностью и стремлением достичь продуктивного результата через коллективное творчество. В основу заложен индивидуальный подход, уважение к личности ребенка, вера в его способности и возможности. Педагог стремиться воспитывать в детях самостоятельность и уверенность в своих силах. Чем меньше запрограммированности в деятельности детей, тем радостней атмосфера занятий, тем больше удовольствия получать они от совместного творчества, тем ярче и красочней становится их эмоциональный мир.

В кружке занимаются дети среднего возраста 10 - 13 лет (учащиеся 4 - 7 классов). Оптимальное количество детей в группе 15 человек. Занятия проводятся в просторном помещении. Программа рассчитана на 1 раз в неделю, длительность - 45 минут.Срок реализации программы: 1 год.

Кружковая работа, являясь неотъемлемой частью учебного и воспитательного процесса, продолжает способствовать расширению кругозора, формирование социальных ценностей, повышает культуру детей.

Занятия в кружке не только сочетают различные направления и виды деятельности, но и открывают детям прекрасный мир искусства, который несёт в себе неповторимые и незабываемые впечатления, формирует у детей художественно-эстетический вкус.

В процессе обучения используются групповые и индивидуальные занятия. Особенностью данной программы является теснейшее переплетение теории и практики на каждом занятии.

Программа кружка рассчитана на 36 учебных часов. Программа состоит из 6 разделов. Каждое занятие состоит из одного, двух или трёх разделов. Большой творческий труд детей приводит их к удовлетворительному результату, ведь его оценивают зрители. Занимаясь в данном кружке, ребёнок самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Эти занятия доставляют ему удовольствие, помогают в общении с людьми.

Все занятия направлены на развитие у детей творчества, самовыражения, умения работать в группе и отстаивать своё мнение.

Большое внимание уделяется творчеству в целом, это позволяет соединить все полученные знания и умения с собственным опытом, формирует у ребёнка творческую и познавательную активность.

Одним из важных условий является создание необходимой материальной базы и развивающей среды для формирования творческой личности ребёнка.

Ожидаемые результаты:

В результате освоения комплекса дисциплин, входящих в данную программу, у учащихся формируются определенные актерские знания, умения и навыки, способствующие самореализации творческой личности учащихся.

Система отслеживания и оценивания результатов


  • прочитывание выученных стихов и отрывков;


  • проигрывания этюдов, инсценировок с их последующим обсуждением


  • постановка спектакля;


  • теоретические зачёты (тесты);


  • участие в общешкольных мероприятиях


  • конкурсы и фестивали театрального творчества

В конце учебного года отчётный спектакль.




Учебно-тематический план



Разделы

Количество часов

всего

теор.

прак.

1.

Театральная игра и актёрское мастерство


11

1

10

2.

Культура и техника речи


5

1

4

3.

Сценическое движение


5

-

5

4.

Основы театральной культуры


2

1

1

5.

Просмотрово-информационный


2

-

2

6.

Работа над спектаклем


11

1

10


Итого часов:


36

4

32


Календарно-тематический план



Дата

Тема занятия

Кол-во часов

Содержание работы

теор

прак

Раздел 1

Театральная игра и актёрское мастерство, 11ч

1

10


09.09.14

Вводное занятие.


1


Решение организационных вопросов


16.09.14

Я осязаю и обоняю мир.


1

Понятие театральная игра. Значение театральной игры.Упражнения: «Узнать запахи», «Ощущения запаха», «Вкусовые ощущения», «Фотография» и др.

23.09.14

Язык жестов, движений и чувств (эмоции)


1

Понятие жесты, движения, чувства. Значение их в театральном искусстве

30.09.14

Я - предмет.


1

Понятие сценический образ.
Этюды на тему: «Я - предмет» (изобразить торшер, холодильник, пылесос, чайник, стиральную машину).

07.10.14

Я - стихия.


1

Объяснение темы Я - стихия.
Упражнения: «Земля, воздух, вода». Этюды на тему «Я - стихия» (изобразить море, ветер, огонь, вулкан и др.).

14.10.14

Я - животное.


1

Объяснение темы Я - животное.
Этюды на тему «Я -животное». (изобразить любое животное на выбор).

21.10.14

28.10.14


Этюд.


2

Понятие этюд. Виды этюдов.
Этюды на память физических действий (убираю комнату, ловлю рыбу, стираю и т.д.), этюды на внимание, этюды на фантазию, этюды на отношение предметов (обыгрывание предметов), этюды на движение, этюды на публичное одиночество. Парные этюды.

11.11.14


Мир художественных произведений.



1

Понятие художественное произведение.

Этюды из сказок, стихотворений. Инсценировка небольших стихотворений, сказок.

18.11.14

25.11.14


Специфика театрального (актерского) искусства.

2

Дать представление о театре. Возникновение и значение театра. Театр как искусство коллективное, объединяющее ряд искусств. Спектакль как объединение, синтез творческой деятельности многих работников искусства. Актер. Его роль в театре.

Раздел

2

Культура и техника речи, 5ч

1

4


02.12.14


Вводное занятие.

1


подведение итогов этапа обучения, обсуждение и анализ успехов каждого воспитанника

09.12.14

16.12.14


Голос и дикция.


2

Выразительно произносить фразы, несущие разную эмоциональную окраску. Этюд «Знакомство»

Пословицы, скороговорки.

23.12.14

Речь


1

Подборка на слух слов с одинаковыми окончаниями.
Игра «Слова-рифмы»

30.12.14

Выразительность речи


1

Голосовые упражнения. Пословицы, скороговорки.

Раздел

3

Сценическое движение, 5ч


5


13.01.15

Развитие психических и психофизических качеств.


1

Объяснение темы.
Общие двигательные навыки. Вводные упражнения. Вводная композиция. Упражнения на внимание, память, силу, выносливость, скорость, ловкость и др.

20.01.15

Общее развитие мышечно-двигательного аппарата актера упражнениями.




1

Понятие мышечно-двигательный аппарат. Объяснение темы.

Комплексные упражнения для развития мышечных групп спины, живота и ног: упражнения одиночные в статике; упражнения одиночные в динамике; парные упражнения.

27.01.15

Пластический тренинг.


1

Понятие « пластика».
Упражнения на расслабление и напряжение; подвижность и выразительность .


03.02.15

Специальный тренинг.


1

Объяснение понятия психо-физические качества актёра.
Упражнения на развитие чувства пространства, формы, чувство партнёра, инерции движений.

10.02.15

Мускульная свобода. Снятие мышечных зажимов.


1

Понятие о мускульной свободе. Мускульная свобода как целесообразное распределение и расходование мышечной энергии. Законы внутренней техники актерского искусства. Явление «Зажим».
Упражнения: «Сон-пробуждение», «Расслабление и зажим», и др.

Раздел

4

Основы театральной культуры, 2ч

1

1


17.02.15

Вводное занятие.

1


Знакомство с театральной терминологией.Устройство зрительного зала и сцены.

24.02.14


С чего начинается театр.


1

Правила поведения в театре.

Раздел

5


Просмотрово-информационный, 2ч


2



03.03.15

Фильм-сказка «Королевство кривых зеркал».


1

Просмотр кинофильма и его обсуждение

10.03.15


Фильм-сказка «Морозко».


1

Просмотр кинофильма и его обсуждение

Раздел

6

Работа над спектаклем, 11ч

1

10


17.03.15

Вводное занятие.

1


подведение итогов этапа обучения, обсуждение и анализ успехов каждого воспитанника

24.03.15

31.03.15

Репетиционно- постановочная работа.


2

Читка сценария. Распределение ролей.

07.04.15

14.04.15

21.04.15

28.04.15

05.05.15


Репетиционно- постановочная работа.


5

Работа по сценарию.

12.05.15

19.05.15


Работа с оформлением. Подготовка сцены.


2

Изготовление декораций и сценических костюмов.

26.05.15

Подготовка к показу. Показ.


1


Реализация задуманного.


Характеристика разделов.


1. Театральная игра и актёрское мастерство

Игры на знакомство. Массовые игры. Игры на развитие памяти, произвольного внимания, воображения, наблюдательности. Этюды на выразительность жестов. Этюды с воображаемыми предметами. Этюды с заданными обстоятельствами. Этюды на эмоции и вежливое поведение. Импровизация игр-драматизаций. Сказкотерапия.

Упражнения на развития внимания, воображения, эмоциональной памяти. Одиночные и групповые этюды. Этюд на беспредметное действие. Этюды на молчание. Этюды парные и групповые, место действия. Этюды по сказкам. Этюд по картине.
Диагностика творческих способностей воспитанников.

  1. Культура и техника речи

Артикуляционная гимнастика. Устранение дикционных недостатков и тренинг правильной дикции. Дыхательные упражнения. Постановка речевого голоса. Речь в движении. Коллективное сочинение сказок. Диалог и монолог. Работа над стихотворением и басней.

  1. Сценическое движение

Система упражнений включают в себя:

 яркообразные игры, направленные на оздоровление организма и овладение собственным телом

 упражнения направленные на координацию движений и равновесие

 упражнения, направленные на освоение пространства и создание образа
Коммуникативные, ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения. Развитие свободы и выразительности телодвижений.

  1. Основы театральной культуры

Система занятий - бесед, направленных на расширение представлений о театре

  1. Просмотрово-информационный

Просмотр кинофильмов и их обсуждение. Посещение театров.

Каждое занятие интегрировано и включает в себя элементы всех изложенных выше видов деятельности программы

  1. Работа над спектаклем

Репетиционные занятия - работа над спектаклем.

1 этап - Ознакомительный

Цели:


  1. Ознакомить детей с содержанием произведения (пьесы)


  2. Выявить персонажей произведения (пьесы) и обсудить их характеры.


  3. Распределить роли персонажей между детьми


2 этап - Репетиционный

Цели:


  1. Научить детей репетировать сказку по частям


  2. Ввести понятие «Мизансцена», научить детей работать над мизансценами и запоминать их последовательность.


  3. Развивать навыки слаженной работы, учить соблюдать основные «законы сцены».


3 этап - Завершающий

Цели:


  1. Научить детей соединять мизансцены спектакля воедино.


  2. Научить детей чувствовать ритм спектакля


  3. Воспитывать дисциплину в процессе подготовки спектакля к демонстрации.


  4. Активизировать мыслительный и эмоциональный настрой детей


4 этап - Генеральная репетиция

Цель: Выверить временные характеристики спектакля, художественно его отредактировать.

5 этап - Показ спектакля или открытого занятия зрителям.


Методическое обеспечение программы

Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения: репродуктивный (воспроизводящий), проблемный (педагог ставит проблему и вместе с воспитанниками ищет пути ее решения), эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы ее решения).
Методы обучения в кружке осуществляют четыре основные функции: функцию сообщения информации; функцию обучения воспитанников практическим умениям и навыкам; функцию учения, обеспечивающую познавательную деятельность самих воспитанников; функцию руководства познавательной деятельностью учащихся.
Постоянный поиск новых форм и методов организации образовательного процесса в кружке позволяет осуществлять работу с детьми, делая ее более разнообразной, эмоционально и информационно насыщенной.
Работа над голосовым аппаратом строится по плану текущего момента. Тренинг проводится на каждом занятии. Комплекс упражнений разработан с учетом возрастных особенностей.

Основные формы проведения занятий с кружковцами:
- игра;
- диалог;
- различные виды тренингов (дыхательные, психологические и т. д.
- слушание;
- созерцание;
- импровизация.
- тренинги;
- репетиции;
- индивидуальные занятия;
- занятия малыми группами (по 3-5 человек).



Занятия строятся на использовании театральной педагогики, технологии актёрского мастерства, адаптированной для детей, с использованием игровых элементов. Для того, чтобы интерес к занятиям не ослабевал, дети принимают участие в театральных постановках. Это служит мотивацией и даёт перспективу показа приобретённых навыков перед зрителями.
В течение учебного года ставятся мини - спектакли. В процессе подготовки каждый пробует себя в разных ролях, играет то, что ему хочется. Ребята сами выбирают роли.
Совершенно очевидно, что занятия в «Затейнике» своей многомерностью и многоликостью помогают ребенку в постижении окружающего мира. Он заражает детей добром, желанием делиться своими мыслями и умением слышать других, развиваться, творя и играя. Именно игра является непременным атрибутом театрального искусства. Игра и игровые упражнения выступают способом приспособления ребенка к окружающей среде.
На занятиях создаётся доброжелательная атмосфера, оказывается помощь ребенку в раскрытии себя в общении и творчестве.
Большую роль в формировании творческих способностей учащихся отводится тренингу, который проводится с учетом возрастных особенностей детей.
Задача тренинга - пробудить творческую фантазию ребят, развить пластические качества психики и отзывчивости нервной системы на любой условный раздражитель.
Занятия лучше всего проводить в просторном зале, где было бы достаточно места, необходимого для подвижных игр.


Техническое оснащение занятий

1.Музыкальный центр.

2.Микрофоны.

3. Ноутбук.

4. Колонки.


Список литературы для учащихся

  1. Алянский Ю.Л. Азбука театра: 50 маленьких рассказов о театре. Ленинград «Детская литература», 1986.

  2. Максимова В.А. …И рождается чудо спектакля: Кн. для учащихся. М.: Просвещение, 1980.

  3. «Театр круглый год» приложение к журналу «Читаем, учимся, играем».

  4. Васильева Т. И. Упражнения по дикции (согласные звуки). Учебное пособие по курсу «Сценическая речь». - М.: ГИТИС, 2004.

  5. Генералова И.А. Мастерская чувств. - М., 2006.
    2003.

  6. Невский Л. А. Ступени мастерства. - М.: Искусство, 2005.

  7. Я познаю мир: Театр: Дет.энцикл./ И.А.Андриянова-Голицина. - М.: ООО «Издательство АСТ». -2002. - 445с.

Список литературы для педагогов

  1. Основы актерского мастерства по методике З.Я.Корогодского. - М.: ВЦХТ ( "Я вхожу в мир искусств"), 2008. - 192 с.

  2. Ганелин Е.Р. Школьный театр. Программа обучения детей основам сценического искусства. Методическое пособие. Кафедра основ актерского мастерства. Санкт - Петербургская государственная академия театрального искусства. - СПб, 2002.

  3. Гиппиус С.В. Тренинг развития креативности. Гимнастика чувств. - СПб: Речь, 2001.

  4. Агапова И.А. Школьный театр. Создание, организация, пьесы для постановок: 5-11 классы. - М.: ВАКО, 2006. - 272 с.


  1. Ершова А. П. Влияние актерского творчества на всестороннее развитие личности школьника.//Сборник: Нравственно-эстетическое воспитание школьников средствами театрального искусства. - М., 1984.

  2. Горчаков Н.М. Режиссерские уроки Станиславского. - М., 2001.

  3. Суркова М. Ю. Игровой артикуляционно-дикционный тренинг. Методическая разработка.- С.: СГАКИ, 2009.

  4. Ильев В.А. Когда урок волнует (Театральная технология в педагогическом творчестве): Уч. пособие (2-е издание, исправленное и дополненное) для студентов педагогических учебных заведений и студентов художественно-педагогических факультетов институтов искусств и культуры, учителей школ, лицеев, колледжей, гимназий. - Пермь, 2004.

  5. Клубков С. В. Уроки мастерства актера. Психофизический тренинг. - М.: Репертуарно-методическая библиотечка "Я вхожу в мир искусств" N 6(46) 2001.

  6. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2004.


  1. Андрачников С.Г. Теория и практика сценической школы. - М., 2006.

  2. Савостьянов А.И. Рождение артиста. - М.: ВЦХТ («Я вхожу в мир искусства»), 2006.

  3. Станиславский К.С. Работа актера над собой, ч. 1: Работа над собой в творческом процессе переживания. Дневник ученика. - М.: Искусство, 1985.

  4. Театр, где играют дети: Учеб.-метод. пособие для руководителей детских театральных коллективов /Под ред. А. Б. Никитиной. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001

  5. «Театр круглый год» приложение к журналу «Читаем, учимся, играем». Выпуск № 3,4 2004 год, Выпуск № 1,2 2005 год.

  6. Першин М.С. Пьесы-сказки для театра. - М.: ВЦХТ ( "Репертуар для детских и юношеских театров"), 2008. - 160 с.

  7. Товстоногов Г.А. «Зеркало сцены» в 2 томах - 2е изд., Л.: Искусство, 1984 г.

  8. Шангина Е.Ф. Тренинг актерских и режиссерских способностей. Методические рекомендации для самодеятельных театральных коллективов. - Барнаул, 1990.

Используемая литература


1.Ладыженская Т.А., Зепалова Т.С. Развивайте дар слова. - М., 1990.

2.Выходцева П.С. Лирические песни. - М., 1990.

3. Аникина О.В. «Колобок» - пьеса по мотивам русской народной сказке. // Нач. шк. Плюс до и после.-№ 11/2004.

4.Мясникова И.В., Гузничек В.П. Живопись и театр.// Нач. шк. Плюс до и после № 10/2004.

5.Агапова И.А., Давыдова М.А. Театральные постановки в средней школе: пьесы для 5-9 классов. - Волгоград: Учитель, 2009.

6.Любимые мелодии. Песенник (Сост. Н.И. Сазонов). - Йошкар-Ола: Издательство ОАО «МПИК».2007.

7. Бобейко И.И. Соберёмся в кружок да пойдём во лужок. - Ярославль 2002.


© 2010-2022