- Преподавателю
- Музыка
- Дополнительная общеобразовательная программа Затейник
Дополнительная общеобразовательная программа Затейник
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Денисова И.М. |
Дата | 29.11.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Кочуновская основная общеобразовательная школа
Бутурлинского района Нижегородской области
Согласовано Утверждено
с руководителем РМО Директор МБОУ Кочуновской ООШ
___________________ ________________ Е.А. Рыжичкина
___________________ Приказ от
Протокол от
Дополнительная общеобразовательная
программа.
«Затейник»
Возраст детей- 10-13 лет
Срок реализации программы - 1 год.
Руководитель -
Денисова Ирина Михайловна,
старшая вожатая
IIквалификационной категории
с.Кочуново
2014
Талант - это не то что кому-то даётся, а кому-то нет, а то, что развивается в каждом из нас.
Пояснительная записка
Данная дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности, так как ориентирована на развитие общей и эстетической культуры обучающихся, художественных способностей и склонностей, носит ярко выраженный креативный характер, предусматривая возможность творческого самовыражения, творческой импровизации.
Новизна данной программы заключается в том, что в ней, наряду с изучением различных видов сценической деятельности, будут изучены основы актёрского мастерства, для обучающихся включены разработанные учебные курсы по истории театра, а в процессе обучения используются авторские упражнения и тренинги (на развитие фантазии, воображения и речи). Освоению этого курса способствуют также просмотры и обсуждения спектаклей различных театров, интересных кинофильмов.
Актуальность и практическая значимость программы заключается в том, что она способствует развитию у детей и подростков качеств, которые помогут в будущем конструктивно общаться с самыми разными категориями людей, быть интересными в общении и быть лидерами во многих начинаниях.
Данная программа актуальна, поскольку театр становиться способом самовыражения, инструментом решения характерологических конфликтов и средством снятия психологического напряжения. Сценическая работа детей по программе - это не подготовка к вступлению на профессиональную театральную стезю, но проверка действием множества межличностных отношений. На репетициях приобретаются навыки публичного поведения, взаимодействия друг с другом, совместной работы и творчества, решения характерологических конфликтов.
Игра - основа любой воспитательной формы.
Сердцевиной театрального творчества является так называемая «игра в поведение». Дети - актеры от природы. Они сами сочиняют свои роли, сами драматургически обрабатывают материал жизни. Программа направлена не на создание из ребенка «универсального актера», а на воспитание из него жизненно адаптированного человека психологически готового к различным стрессовым ситуациям.
Педагогическая целесообразность программы заключается в возможности средствами театра помочь детям раскрыть их творческие способности, развить свои психические, физические и нравственные качества и возможности. Немаловажной задачей является повышение уровня общей культуры и эрудиции подрастающего поколения.
Одной из самых важных потребностей обучающихся является потребность взаимодействия со сверстниками (интимно-личностное общение). В этой связи приоритетной задачей воспитания является развитие у детей таких качеств, которые помогут в общении со сверстниками и не только: понимания, что все люди разные, принятия этих различий, умения сотрудничать и разрешать возникающие противоречия в общении.
Цель программы:
обеспечение эстетического, интеллектуального, нравственного развития воспитанников, воспитание творческой активности и индивидуальности ребенка, средствами театральной деятельности, содействие их жизненному самоопределению.
Задачи программы:
- обучить воспитанников основам театральной деятельности;
- сформировать навыки актёрского мастерства;
- развивать творческие артистические способности детей;
- развить коммуникативные и организаторские способности воспитанника;
- сформировать художественно- эстетический вкус;
- воспитывать социальную активность личности воспитанника.
Отличительной особенностью данной программы от уже существующих является не буквальное ее выполнение, она ориентирует педагога на создание условий для активации у ребёнка эстетических установок, как неотъемлемой характеристики его мировосприятия и поведения. Использование программы позволяет стимулировать детей к образному и свободному восприятию окружающего мира (людей, культурных ценностей, природы), которое, развиваясь параллельно с традиционным рациональным восприятием, расширяет и обогащает его. Ребенок учится уважать чужое мнение, быть терпимым к различным точкам зрения, учится преобразовывать мир, задействует фантазию, воображение, общение с окружающими людьми.
Ход занятия характеризуется эмоциональной насыщенностью и стремлением достичь продуктивного результата через коллективное творчество. В основу заложен индивидуальный подход, уважение к личности ребенка, вера в его способности и возможности. Педагог стремиться воспитывать в детях самостоятельность и уверенность в своих силах. Чем меньше запрограммированности в деятельности детей, тем радостней атмосфера занятий, тем больше удовольствия получать они от совместного творчества, тем ярче и красочней становится их эмоциональный мир.
В кружке занимаются дети среднего возраста 10 - 13 лет (учащиеся 4 - 7 классов). Оптимальное количество детей в группе 15 человек. Занятия проводятся в просторном помещении. Программа рассчитана на 1 раз в неделю, длительность - 45 минут.Срок реализации программы: 1 год.
Кружковая работа, являясь неотъемлемой частью учебного и воспитательного процесса, продолжает способствовать расширению кругозора, формирование социальных ценностей, повышает культуру детей.
Занятия в кружке не только сочетают различные направления и виды деятельности, но и открывают детям прекрасный мир искусства, который несёт в себе неповторимые и незабываемые впечатления, формирует у детей художественно-эстетический вкус.
В процессе обучения используются групповые и индивидуальные занятия. Особенностью данной программы является теснейшее переплетение теории и практики на каждом занятии.
Программа кружка рассчитана на 36 учебных часов. Программа состоит из 6 разделов. Каждое занятие состоит из одного, двух или трёх разделов. Большой творческий труд детей приводит их к удовлетворительному результату, ведь его оценивают зрители. Занимаясь в данном кружке, ребёнок самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Эти занятия доставляют ему удовольствие, помогают в общении с людьми.
Все занятия направлены на развитие у детей творчества, самовыражения, умения работать в группе и отстаивать своё мнение.
Большое внимание уделяется творчеству в целом, это позволяет соединить все полученные знания и умения с собственным опытом, формирует у ребёнка творческую и познавательную активность.
Одним из важных условий является создание необходимой материальной базы и развивающей среды для формирования творческой личности ребёнка.
Ожидаемые результаты:
В результате освоения комплекса дисциплин, входящих в данную программу, у учащихся формируются определенные актерские знания, умения и навыки, способствующие самореализации творческой личности учащихся.
Система отслеживания и оценивания результатов
-
прочитывание выученных стихов и отрывков; -
проигрывания этюдов, инсценировок с их последующим обсуждением -
постановка спектакля; -
теоретические зачёты (тесты); -
участие в общешкольных мероприятиях -
конкурсы и фестивали театрального творчества
В конце учебного года отчётный спектакль.
Учебно-тематический план
№
Разделы
Количество часов
всего
теор.
прак.
1.
Театральная игра и актёрское мастерство
11
1
10
2.
Культура и техника речи
5
1
4
3.
Сценическое движение
5
-
5
4.
Основы театральной культуры
2
1
1
5.
Просмотрово-информационный
2
-
2
6.
Работа над спектаклем
11
1
10
Итого часов:
36
4
32
Календарно-тематический план
Дата
Тема занятия
Кол-во часов
Содержание работы
теор
прак
Раздел 1
Театральная игра и актёрское мастерство, 11ч
1
10
09.09.14
Вводное занятие.
1
Решение организационных вопросов
16.09.14
Я осязаю и обоняю мир.
1
Понятие театральная игра. Значение театральной игры.Упражнения: «Узнать запахи», «Ощущения запаха», «Вкусовые ощущения», «Фотография» и др.
23.09.14
Язык жестов, движений и чувств (эмоции)
1
Понятие жесты, движения, чувства. Значение их в театральном искусстве
30.09.14
Я - предмет.
1
Понятие сценический образ.
Этюды на тему: «Я - предмет» (изобразить торшер, холодильник, пылесос, чайник, стиральную машину).
07.10.14
Я - стихия.
1
Объяснение темы Я - стихия.
Упражнения: «Земля, воздух, вода». Этюды на тему «Я - стихия» (изобразить море, ветер, огонь, вулкан и др.).
14.10.14
Я - животное.
1
Объяснение темы Я - животное.
Этюды на тему «Я -животное». (изобразить любое животное на выбор).
21.10.14
28.10.14
Этюд.
2
Понятие этюд. Виды этюдов.
Этюды на память физических действий (убираю комнату, ловлю рыбу, стираю и т.д.), этюды на внимание, этюды на фантазию, этюды на отношение предметов (обыгрывание предметов), этюды на движение, этюды на публичное одиночество. Парные этюды.
11.11.14
Мир художественных произведений.
1
Понятие художественное произведение.
Этюды из сказок, стихотворений. Инсценировка небольших стихотворений, сказок.
18.11.14
25.11.14
Специфика театрального (актерского) искусства.
2
Дать представление о театре. Возникновение и значение театра. Театр как искусство коллективное, объединяющее ряд искусств. Спектакль как объединение, синтез творческой деятельности многих работников искусства. Актер. Его роль в театре.
Раздел
2
Культура и техника речи, 5ч
1
4
02.12.14
Вводное занятие.
1
подведение итогов этапа обучения, обсуждение и анализ успехов каждого воспитанника
09.12.14
16.12.14
Голос и дикция.
2
Выразительно произносить фразы, несущие разную эмоциональную окраску. Этюд «Знакомство»
Пословицы, скороговорки.
23.12.14
Речь
1
Подборка на слух слов с одинаковыми окончаниями.
Игра «Слова-рифмы»
30.12.14
Выразительность речи
1
Голосовые упражнения. Пословицы, скороговорки.
Раздел
3
Сценическое движение, 5ч
5
13.01.15
Развитие психических и психофизических качеств.
1
Объяснение темы.
Общие двигательные навыки. Вводные упражнения. Вводная композиция. Упражнения на внимание, память, силу, выносливость, скорость, ловкость и др.
20.01.15
Общее развитие мышечно-двигательного аппарата актера упражнениями.
1
Понятие мышечно-двигательный аппарат. Объяснение темы.
Комплексные упражнения для развития мышечных групп спины, живота и ног: упражнения одиночные в статике; упражнения одиночные в динамике; парные упражнения.
27.01.15
Пластический тренинг.
1
Понятие « пластика».
Упражнения на расслабление и напряжение; подвижность и выразительность .
03.02.15
Специальный тренинг.
1
Объяснение понятия психо-физические качества актёра.
Упражнения на развитие чувства пространства, формы, чувство партнёра, инерции движений.
10.02.15
Мускульная свобода. Снятие мышечных зажимов.
1
Понятие о мускульной свободе. Мускульная свобода как целесообразное распределение и расходование мышечной энергии. Законы внутренней техники актерского искусства. Явление «Зажим».
Упражнения: «Сон-пробуждение», «Расслабление и зажим», и др.
Раздел
4
Основы театральной культуры, 2ч
1
1
17.02.15
Вводное занятие.
1
Знакомство с театральной терминологией.Устройство зрительного зала и сцены.
24.02.14
С чего начинается театр.
1
Правила поведения в театре.
Раздел
5
Просмотрово-информационный, 2ч
2
03.03.15
Фильм-сказка «Королевство кривых зеркал».
1
Просмотр кинофильма и его обсуждение
10.03.15
Фильм-сказка «Морозко».
1
Просмотр кинофильма и его обсуждение
Раздел
6
Работа над спектаклем, 11ч
1
10
17.03.15
Вводное занятие.
1
подведение итогов этапа обучения, обсуждение и анализ успехов каждого воспитанника
24.03.15
31.03.15
Репетиционно- постановочная работа.
2
Читка сценария. Распределение ролей.
07.04.15
14.04.15
21.04.15
28.04.15
05.05.15
Репетиционно- постановочная работа.
5
Работа по сценарию.
12.05.15
19.05.15
Работа с оформлением. Подготовка сцены.
2
Изготовление декораций и сценических костюмов.
26.05.15
Подготовка к показу. Показ.
1
Реализация задуманного.
Характеристика разделов.
1. Театральная игра и актёрское мастерство
Игры на знакомство. Массовые игры. Игры на развитие памяти, произвольного внимания, воображения, наблюдательности. Этюды на выразительность жестов. Этюды с воображаемыми предметами. Этюды с заданными обстоятельствами. Этюды на эмоции и вежливое поведение. Импровизация игр-драматизаций. Сказкотерапия.
Упражнения на развития внимания, воображения, эмоциональной памяти. Одиночные и групповые этюды. Этюд на беспредметное действие. Этюды на молчание. Этюды парные и групповые, место действия. Этюды по сказкам. Этюд по картине.
Диагностика творческих способностей воспитанников.
-
Культура и техника речи
Артикуляционная гимнастика. Устранение дикционных недостатков и тренинг правильной дикции. Дыхательные упражнения. Постановка речевого голоса. Речь в движении. Коллективное сочинение сказок. Диалог и монолог. Работа над стихотворением и басней.
-
Сценическое движение
Система упражнений включают в себя:
яркообразные игры, направленные на оздоровление организма и овладение собственным телом
упражнения направленные на координацию движений и равновесие
упражнения, направленные на освоение пространства и создание образа
Коммуникативные, ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения. Развитие свободы и выразительности телодвижений.
-
Основы театральной культуры
Система занятий - бесед, направленных на расширение представлений о театре
-
Просмотрово-информационный
Просмотр кинофильмов и их обсуждение. Посещение театров.
Каждое занятие интегрировано и включает в себя элементы всех изложенных выше видов деятельности программы
-
Работа над спектаклем
Репетиционные занятия - работа над спектаклем.
1 этап - Ознакомительный
Цели:
-
Ознакомить детей с содержанием произведения (пьесы) -
Выявить персонажей произведения (пьесы) и обсудить их характеры. -
Распределить роли персонажей между детьми
2 этап - Репетиционный
Цели:
-
Научить детей репетировать сказку по частям -
Ввести понятие «Мизансцена», научить детей работать над мизансценами и запоминать их последовательность. -
Развивать навыки слаженной работы, учить соблюдать основные «законы сцены».
3 этап - Завершающий
Цели:
-
Научить детей соединять мизансцены спектакля воедино. -
Научить детей чувствовать ритм спектакля -
Воспитывать дисциплину в процессе подготовки спектакля к демонстрации. -
Активизировать мыслительный и эмоциональный настрой детей
4 этап - Генеральная репетиция
Цель: Выверить временные характеристики спектакля, художественно его отредактировать.
5 этап - Показ спектакля или открытого занятия зрителям.
Методическое обеспечение программы
Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения: репродуктивный (воспроизводящий), проблемный (педагог ставит проблему и вместе с воспитанниками ищет пути ее решения), эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы ее решения).
Методы обучения в кружке осуществляют четыре основные функции: функцию сообщения информации; функцию обучения воспитанников практическим умениям и навыкам; функцию учения, обеспечивающую познавательную деятельность самих воспитанников; функцию руководства познавательной деятельностью учащихся.
Постоянный поиск новых форм и методов организации образовательного процесса в кружке позволяет осуществлять работу с детьми, делая ее более разнообразной, эмоционально и информационно насыщенной.
Работа над голосовым аппаратом строится по плану текущего момента. Тренинг проводится на каждом занятии. Комплекс упражнений разработан с учетом возрастных особенностей.
Основные формы проведения занятий с кружковцами:
- игра;
- диалог;
- различные виды тренингов (дыхательные, психологические и т. д.
- слушание;
- созерцание;
- импровизация.
- тренинги;
- репетиции;
- индивидуальные занятия;
- занятия малыми группами (по 3-5 человек).
Занятия строятся на использовании театральной педагогики, технологии актёрского мастерства, адаптированной для детей, с использованием игровых элементов. Для того, чтобы интерес к занятиям не ослабевал, дети принимают участие в театральных постановках. Это служит мотивацией и даёт перспективу показа приобретённых навыков перед зрителями.
В течение учебного года ставятся мини - спектакли. В процессе подготовки каждый пробует себя в разных ролях, играет то, что ему хочется. Ребята сами выбирают роли.
Совершенно очевидно, что занятия в «Затейнике» своей многомерностью и многоликостью помогают ребенку в постижении окружающего мира. Он заражает детей добром, желанием делиться своими мыслями и умением слышать других, развиваться, творя и играя. Именно игра является непременным атрибутом театрального искусства. Игра и игровые упражнения выступают способом приспособления ребенка к окружающей среде.
На занятиях создаётся доброжелательная атмосфера, оказывается помощь ребенку в раскрытии себя в общении и творчестве.
Большую роль в формировании творческих способностей учащихся отводится тренингу, который проводится с учетом возрастных особенностей детей.
Задача тренинга - пробудить творческую фантазию ребят, развить пластические качества психики и отзывчивости нервной системы на любой условный раздражитель.
Занятия лучше всего проводить в просторном зале, где было бы достаточно места, необходимого для подвижных игр.
Техническое оснащение занятий
1.Музыкальный центр.
2.Микрофоны.
3. Ноутбук.
4. Колонки.
Список литературы для учащихся
-
Алянский Ю.Л. Азбука театра: 50 маленьких рассказов о театре. Ленинград «Детская литература», 1986.
-
Максимова В.А. …И рождается чудо спектакля: Кн. для учащихся. М.: Просвещение, 1980.
-
«Театр круглый год» приложение к журналу «Читаем, учимся, играем».
-
Васильева Т. И. Упражнения по дикции (согласные звуки). Учебное пособие по курсу «Сценическая речь». - М.: ГИТИС, 2004.
-
Генералова И.А. Мастерская чувств. - М., 2006.
2003. -
Невский Л. А. Ступени мастерства. - М.: Искусство, 2005.
-
Я познаю мир: Театр: Дет.энцикл./ И.А.Андриянова-Голицина. - М.: ООО «Издательство АСТ». -2002. - 445с.
Список литературы для педагогов
-
Основы актерского мастерства по методике З.Я.Корогодского. - М.: ВЦХТ ( "Я вхожу в мир искусств"), 2008. - 192 с.
-
Ганелин Е.Р. Школьный театр. Программа обучения детей основам сценического искусства. Методическое пособие. Кафедра основ актерского мастерства. Санкт - Петербургская государственная академия театрального искусства. - СПб, 2002.
-
Гиппиус С.В. Тренинг развития креативности. Гимнастика чувств. - СПб: Речь, 2001.
-
Агапова И.А. Школьный театр. Создание, организация, пьесы для постановок: 5-11 классы. - М.: ВАКО, 2006. - 272 с.
-
Ершова А. П. Влияние актерского творчества на всестороннее развитие личности школьника.//Сборник: Нравственно-эстетическое воспитание школьников средствами театрального искусства. - М., 1984.
-
Горчаков Н.М. Режиссерские уроки Станиславского. - М., 2001.
-
Суркова М. Ю. Игровой артикуляционно-дикционный тренинг. Методическая разработка.- С.: СГАКИ, 2009.
-
Ильев В.А. Когда урок волнует (Театральная технология в педагогическом творчестве): Уч. пособие (2-е издание, исправленное и дополненное) для студентов педагогических учебных заведений и студентов художественно-педагогических факультетов институтов искусств и культуры, учителей школ, лицеев, колледжей, гимназий. - Пермь, 2004.
-
Клубков С. В. Уроки мастерства актера. Психофизический тренинг. - М.: Репертуарно-методическая библиотечка "Я вхожу в мир искусств" N 6(46) 2001.
-
Аникеева Н.П. Воспитание игрой. Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2004.
-
Андрачников С.Г. Теория и практика сценической школы. - М., 2006.
-
Савостьянов А.И. Рождение артиста. - М.: ВЦХТ («Я вхожу в мир искусства»), 2006.
-
Станиславский К.С. Работа актера над собой, ч. 1: Работа над собой в творческом процессе переживания. Дневник ученика. - М.: Искусство, 1985.
-
Театр, где играют дети: Учеб.-метод. пособие для руководителей детских театральных коллективов /Под ред. А. Б. Никитиной. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001
-
«Театр круглый год» приложение к журналу «Читаем, учимся, играем». Выпуск № 3,4 2004 год, Выпуск № 1,2 2005 год.
-
Першин М.С. Пьесы-сказки для театра. - М.: ВЦХТ ( "Репертуар для детских и юношеских театров"), 2008. - 160 с.
-
Товстоногов Г.А. «Зеркало сцены» в 2 томах - 2е изд., Л.: Искусство, 1984 г.
-
Шангина Е.Ф. Тренинг актерских и режиссерских способностей. Методические рекомендации для самодеятельных театральных коллективов. - Барнаул, 1990.
Используемая литература
1.Ладыженская Т.А., Зепалова Т.С. Развивайте дар слова. - М., 1990.
2.Выходцева П.С. Лирические песни. - М., 1990.
3. Аникина О.В. «Колобок» - пьеса по мотивам русской народной сказке. // Нач. шк. Плюс до и после.-№ 11/2004.
4.Мясникова И.В., Гузничек В.П. Живопись и театр.// Нач. шк. Плюс до и после № 10/2004.
5.Агапова И.А., Давыдова М.А. Театральные постановки в средней школе: пьесы для 5-9 классов. - Волгоград: Учитель, 2009.
6.Любимые мелодии. Песенник (Сост. Н.И. Сазонов). - Йошкар-Ола: Издательство ОАО «МПИК».2007.
7. Бобейко И.И. Соберёмся в кружок да пойдём во лужок. - Ярославль 2002.