Методическое сообщение Развитие техники игры на материале упражнений и этюдов

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:











Методическое сообщение



Развитие техники игры на материале

Упражнений и Этюдов





























Преподаватель по классу гитары Мухаметьянова Р.В.

Откуда взялось слово гамма? «Гаммой», то есть названием третьей буквы греческого алфавита, окрестил поступенный звукоряд Гвидо д Ареццо - музыкант 11 века, которому мы обязаны и названием самих нот. Гаммы изучаются на всех ступенях музыкального обучения. Их освоение начинается в младших классах ДМШ и продолжается в консерватории. Черни говорил: «Нет такой степени мастерства, когда постоянное упражнение в гаммах сделается излишним.»

Единство музыкального и технического развития - один из главных принципов музыкальной педагогики, из которого вытекает следующее положение: техника не самоцель, а лишь средство воплощения художественного содержания музыкального произведения. Поэтому необходимо развивать ученика одновременно как в музыкальном, так и в техническом отношениях, ибо одностороннее развитие может привести либо к неспособности точно выразить содержание исполняемой музыки, либо к бессодержательной игре.

Работу по развитию исполнительской техники следует проводить систематически и целенаправленно. Необходимо на каждом уроке отводить время для работы над техникой, проверять результаты домашних занятий ученика по освоению инструктивного материала. Изучение различных видов техники надо осуществлять в определенной последовательности и закреплять достигнутые успехи на художественных произведениях. Исполнительские приемы следует постоянно совершенствовать. Ученик должен иметь ясное представление о характере и цели работы над техникой. Знание им правильной методики выработки технических навыков делает занятие более эффективным. Понимание важности такой работы, способствующей более легкому и быстрому усвоению изучаемого произведения, вызывает интерес к занятиям и повышает работоспособность ученика.

Необходимо постоянно следить за состоянием технического аппарата ученика и не допускать перенапряжения, скованности, зажатости. Напряженность возникает часто из-за неподготовленности к сложным игровым действиям, нерационально выработанной аппликатуры, слишком раннего форсирования беглости и темпа. Свобода исполнительского аппарата - непременное условие развитие техники. Игровые движения должны быть экономными, «эластичными», раскованными.

Упражнения следует рассматривать как эффективное средство для технического развития ученика, его способностей, умений и навыков. Однако небрежная, механически безумная, не контролируемая сознанием игра упражнений может принести лишь вред и пагубно отразится на исполнении художественных произведений. Работа над упражнением требует от ученика большого напряжения воли, сосредоточенности и внимания. В начале упражнения следует играть медленно, чтобы вслушаться в звучание, проконтролировать свои игровые действия. Затем постепенно ускорять темп игры до нужного, а игровые действия доводить до автоматизма. Необходимо также время от времени возвращаться к игре в медленном темпе, чтобы избежать возникновения неритмичности и «забалтывания». Следует тренироваться в игре различными штрихами. Это способствует достижению большей четкости исполнения, независимости и пластичности пальцевых и кистевых движений. Необходимо уделять большое внимание выработке ритмической и динамической точности, ровности звучания. Надо осуществлять на практике важную педагогическую задачу - научить ученика тщательно работать над технически трудными местами в произведении.

В развитии исполнительской техники следует уделять большое внимание работе над гаммами, арпеджио, аккордами. На их основе вырабатывать устойчивую ритмику, беглость. К исполнению гамм надо предъявлять следующие требования: играть разные виды гамм, начинать и заканчивать игру на тоническом звуке; играть разными ритмическими фигурами - дуолями, триолями,квартолями, пунктирным ритмом. Следует строго придерживаться общепринятой аппликатуры, расширять диапазон игры гамм. Работу над арпеджио следует начинать со второй половины первого года обучения. Второй палец после снятия с клавиши плавно подтягивается к остальным. Баянистам можно сразу предлагать четырехзвучные арпеджио и аккорды. При игре аккордов следует обращать внимание ученика на одновременность действий всех играющих пальцев. Каждый вид техники отрабатывается в течении длительного времени, до достижения свободного, техничного исполнения.

В отличии от упражнений, игра этюдов требует более тонкой техники и большего разнообразия красок. В этюдах всегда имеется определенное, хотя бы очень простое эмоциональное содержание, над раскрытием которого следует также упорно трудиться, как и над освоением технического материала. Главная задача этюдов - подготовить учащегося к преодолению трудностей. Которые могут встретиться в пьесах. В работе над этюдами следует правильно определить границы фраз, кульминационные места текста и добиваться естественной выразительности фразировки; наиболее трудные части текста проигрывать многократно и в разных темпах, каждой рукой отдельно и двумя руками вместе; нужно уметь определять причины неудач и находить пути их устранения.

Работу над этюдом доводить до полного завершения, ибо только в этом случае она окажется полезной.








© 2010-2020