• Преподавателю
  • Музыка
  • Технологическая карта урока-игры по музыкальной литературе Венские композиторы - классики

Технологическая карта урока-игры по музыкальной литературе Венские композиторы - классики

Учебный предмет: музыкальная литература Класс: второй год обученияАвтор УМК: М. Шорникова, автор программы Е.ЛисянскаяТема урока: Венские композиторы   классики. Тип урока: урок- игра, обобщение полученных знаний. Цели и задачи:  Повторить и закрепить полученные знания о Венских композиторах-классиках  Бетховене, Гайдне, Моцарте. Активизировать музыкальные представления , слух и память. Уметь сопоставлять факты , события в биографии композиторов, ориентироваться во временном и историческом прост...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока по музыкальной литературе

Преподаватель высшей категории Хабирова Елена Насимовна

МБОУ ДОД ДМШ им. М. Хисматуллина

села Иглино, Иглинского района Республика Башкортостан

Учебный предмет: музыкальная литература

Класс: второй год обучения

Автор УМК: М. Шорникова, автор программы Е.Лисянская

Тема урока: Венские композиторы классики.

Тип урока: урок- игра, обобщение полученных знаний.

Цели и задачи: Повторить и закрепить полученные знания о Венских композиторах-классиках Бетховене, Гайдне, Моцарте. Активизировать музыкальные представления , слух и память. Уметь сопоставлять факты , события в биографии композиторов, ориентироваться во временном и историческом пространстве.

Оснащение и оборудование урока:

компьютер, мультимедийный проектор ,таблицы-контрольные листы с перечнем заданий. Портреты композиторов Гайдна, Моцарта, Бетховена. Аудиозаписи :Моцарт -фрагмент 1 части симфонии №4:,Ария Фигаро « Мальчик резвый…». Гайдн - Симфония №10 «С тремоло литавр» , 1часть ;Соната для фортепиано ре мажор тема 1 части. Бетховен - Симфония № 5 1,2 части, увертюра «Эгмонт» экспозиция.

Ход урока.

Учитель : Здравствуйте дорогие ребята. Вот мы закончили с вами раздел нашего курса музыкальной литературы, посвященный венским композиторам классикам. Сегодня на нашем обобщающем уроке мы попробуем поиграть с вами в музыкальную игру, которую я назвала- «Секстет». Почему такое название, спросите вы. А давайте попробуем сами ответить на этот вопрос. Что такое « секста»?

Ученики: это интервал, который состоит из 6 ступеней и 5 тонов.

Учитель : вот и в нашей игре будет предложено отгадать по 6 заданий, и все кто это сделает правильно получат оценку «5».

Итак, условия нашей игры «Секстет». Класс делим на 3команды путем жеребьевки. Каждый участник игры выбирает небольшие жетоны красного, желтого, зеленого цвета, разложенные на столе в равном количестве в соответствии с числом игроков. На партах стоят таблички таких же цветов , как и жетоны. Участники игры рассаживаются в соответствии с жетонами (соответственно расставляем парты). Каждая команда выбирает контрольный лист с именем композитора- Йозеф Гайдн, Вольфганг Амадей Моцарт, Людвиг ван Бетховен, в который должны собрать все 6 правильных ответов . Ведущий учитель читает задания с экрана (см .Презентация ).Правильно определив, к кому из композиторов относится каждое высказывание, определение или музыка на карточке, команда поднимает руку и забирает себе жетон- карточку . Если вы не смогли определить свой правильный выбор, то ваша команда пропускает один ход в игре, и участвуют только 2 команды. В таком порядке продолжаем игру, пока одна из команд полностью не закроет свой контрольный лист.

Приложение:

Прилагается образец контрольных листов:

(3 шт. по количеству команд)

Контрольный лист :

  1. Портрет композитора

  2. Краткие сведения из биографии( без указания фамилии и имени)

  3. Перечень наиболее выдающихся произведений.

  4. Высказывания композитора об искусстве.

  5. Оценка творчества композитора.

  6. Музыкальный фрагмент из его произведений(название не зачитываем, а включаем только указанный фрагмент.)

В процессе игры каждое поле должно быть закрыто заданием жетоном, полученным за правильный ответ.. Все предложенные задания, проектируемые на экране , распечатываются и разрезаются, а затем при правильном ответе отдаются игрокам.

Образцы карточек с заданиями:

  1. Портрет Вольфганга Амадея

  2. Родился в 1756 году в городе Зальцбурге. Когда он был пятилетним ребенком, слава о нем гремела по все стране. Ему устраивали невероятные музыкальные испытания, но он легко справлялся с любыми трудностями. Знаменитая музыкальная академия в Болонье назвала его академиком в 14 лет , хотя по уставу моложе 29 лет в члены академии не избирали. Маленький гений вырос в большого гения. Умер в 1791году.

  3. Рондо из «Маленькой ночной серенады», «Лакримоза» из «Реквиема», симфония №40, Рондо в турецком стиле. Опера «Свадьба Фигаро»

  4. «Я так сказать торчу в музыке весь день.» В ответ отцу он написал

- О моей так называемой доступности не беспокойтесь. Музыка моей оперы - для людей всех рангов, кроме тех, у кого длинные уши»

5.Гайдн сказал о нем : «Я считаю вашего сына величайшим композитором из тех. О ком когда либо слышал».

«Все его произведения отличаются классической ясностью и стройностью формы, они напоены радостью, светом ибо он, несмотря на свою тяжелую жизнь, был творцом человеческого разума и счастья».

6. Звучит фрагмент 1 части симфонии №40,Ария Фигаро « Мальчик резвый…»

1.Портрет Йозефа Гайдна

2.Родился в 1732 году в местечке Рорау близ Вены .Дружная многодетная музыкальная деревенская семья определили характер молодого композитора.30 лет он служил у князя Эстергази, одного из самых богатых людей империи . Его с любовью называли «папашей» и в молодости и в глубокой старости. Короли и князья восторгались его музыкой и заказывали ему симфонии и оратории. Умер в 1809году.

3.Более 100 симфоний, в том числе 6 «Парижских» и 12 «Лондонских», «С тремоло литавр», оратории «Сотворение мира» и «Времена года»

4.В начале 18 столетия он изготовил себе визитную карточку, в которой объяснял, почему он не мог покидать свой дом. На ней было напечатано «все мои силы оставили меня , я стар и слаб»

5.Русский композитор П. И. Чайковский сказал о нем: «Не будь его,-не было бы ни Моцарта, ни Бетховена»

6.Звучит фрагменты музыки Гайдна. Симфонии №10 «С тремоло литавр» , 1часть

Соната для фортепиано ре мажор тема 1 части.


  1. Портрет Людвига ван Бетховена

2.Родился в 1770 году в маленьком немецком городе Бонне,наберегу Рейна. Он с детства узнал нужду , в 12 лет стал опорой семьи .В этом мальчике чувствовалась большая воля и целеустремленность. Он много работал, изучал музыку великих композиторов , овладел игрой на клавесине, скрипке, альте, флейте, все чаще брался за перо , чтобы записать музыкальные мысли. Когда на вершине славы его постигла страшная болезнь- глухота, ему помогла вера в то , что его искусство нужно людям, что он должен дарить им радость, учить мужеству и стойкости. И он ее победил, потому что к нему пришла не смерть, а бессмертие. Умер в 1827 году .

3.Увертюры «Эгмонт», «Кориолан», 32сонаты для фортепиано, в т.ч. «Аппасионата», «Патетическая», «Лунная»., 9 симфоний из них «Пятая симфония», « Третья симфония»(Героическая ).

4 Он говорил: Я схвачу судьбу за глотку, ей не удастся совсем согнуть меня!- О, как прекрасно прожить жизнь тысячу раз…»

«Музыка должна высекать огонь из мужественных сердец»

«Свобода и прогресс являются целью искусства, как и всего мироздания»

5.Музыка его наполнена могучей силой протеста, она дышит борьбойза торжество справедливости. Великие идеалы воспел в своей музыке этот замечательный немецкий композитор- идеалы Свободы, Равенства , Братства»

6.Звучат фрагменты музыки Бетховена: симфония № 5 1,2 части, увертюра «Эгмонт» экспозиция.

В конце игры подводится итог урока :«Классицизм в музыке-венские классики».

Развитие новой музыкальной культуры в середине XVIII века породило возникновение множества частных салонов, музыкальных обществ и оркестров, проведение открытых концертов и оперных представлений.

Столицей музыкального мира в те времена была Вена. Йозеф Гайдн, Вольфганг Амадей Моцарт и Людвиг ван Бетховен - три великих имени, вошедших в историю, как венские классики.

Композиторы венской школы виртуозно владели самыми разными жанрами музыки - от бытовых песенок до симфоний. Высокий стиль музыки, в котором богатое образное содержание воплощено в простой, но совершенной художественной форме, - вот главная черта творчества венских классиков.

Саморефлексия урока- учениками оценивается свое участие в уроке- игре.

Выбирается команда - победительница, закрывшая все свои вопросы жетонами- карточками.



Образец контрольного листа.

Портрет композитора

Краткие сведения из биографии композитора

Перечень наиболее выдающихся произведений

Высказывания композитора об искусстве

Оценка творчества композитора

Музыкальный фрагмент из его произведений.



© 2010-2022