Программа воспитательной системы Сотворчество

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Богданова Виктория Юрьевна, учитель музыки и хора муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением предметов музыкально-эстетического профиля №57» города Оренбурга

В программе обобщены результаты деятельности учителя в качестве классного руководителя и руководителя хорового коллектива. Материал отражает использование современных образовательных технологий в процессе воспитания. Работа показывает механизм взаимодействия классного руководителя, руководителя хорового коллектива, органов ученического самоуправления и родительского сообщества.


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением предметов

музыкально - эстетического профиля № 57» города Оренбурга.



Утверждена школьным методическим советом

(протокол №2 от 20.10.2014 года).





Программа воспитательной системы «Сотворчество».

Автор программы: Богданова Виктория Юрьевна,

учитель музыки и хора

высшей квалификационной категории.







город Оренбург





Пояснительная записка.

Цель современной школы - готовить молодое поколение к жизни в обществе ХХI века. Это обусловило необходимость целостного педагогического осмысления действенных путей ориентации школы.

Речь идет о перестройке основных подходов к конструированию педагогической системы школы и пересмотре ценностей приоритетов в образовательной политике. Также об устранении стереотипов, укрепившихся в педагогической теории, о развенчании мифов и снятии ярлыков в истории педагогики и школы, об отказе от идеологических штампов в оценке, как достижений, так и недостатков школьной и педагогической мысли.

Новое педагогическое мышление дает возможность видеть современную школу не только такой, какой она должна быть - подобными «отлакированными картинками» переполнены учебники и научные труды по педагогике, но и такой, какая она есть, отличая попытки выдавать желаемое за действительное.

Одним из принципов по новому педагогическому мышлению, распространение которого необходимо на всю систему управления школой, является принцип педагогического сотрудничества. При этом осознается, что целью процесса обучения выступает именно развитие личности учащегося, а отнюдь не приобретение знаний, умений и навыков, за которыми остается важнейшая роль - быть средством этого развития. Для учителя, сознание которого освобождено от стереотипов старого мышления, наибольшую ценность имеет не послушание ученика, но его самораспределение, которое ведет не к изоляции от коллектива, не к подавлению личности в нем, а к наиболее полному раскрытию возможностей в коллективной деятельности. Осознается необходимость, ввиду роста потока информации, давать учащимся те знания, которые пригодятся им в жизни. Но так как все знания дать невозможно, важным в этой связи является развитие гибкого мышления, творческих способностей, нравственного потенциала личности учащихся. Воспитание всесторонне развитой, творческой, гармоничной личности - вот главная современная задача школы, семьи, общества.

Важнейшей задачей воспитания духовной культуры школьников является разработка и внедрение творческой системы массового музыкально-эстетического воспитания.

Искусство, в отличие от философии, науки, религии начинается там, где целью эстетической деятельности становится не познание или преобразование мира, а сама художественная деятельность, обеспечивающая сознание особого, второго, вымышленного мира, в котором все является эстетическим созданием человека.

Одним из важнейших средств эмоционального развития ребенка становится музыка, для которой язык эмоций родной. Слушая, исполняя музыку, пытаясь выразить чувства, охватившие их при этом, даже немного выдумывая, дети учатся доброте, душевной тонкости. С восприятия и познания красоты начинается воспитание чувств. Эмоциональная же культура в свою очередь стимулирует работу мысли. Таким образом, эмоции и мышление тесно связаны между собой. Под влиянием музыкальных впечатлений начинают разговаривать даже инертные дети, с замедленным умственным развитием.

Как показали совместные исследования венгерских и немецких ученых, дети, занимающиеся музыкой, обладают лучшей реакцией, легче усваивают счет, лучше ориентируются в пространстве.

Музыка необходима каждому человеку, а не только музыкально одаренным людям. Д.Б. Кабалевский писал: «Музыке надо учить всех детей, как учат математике или географии»1. Он же отмечал: «Главной задачей массового музыкального воспитания является не только обучение музыке само по себе, сколько воздействие через музыку на весь духовный мир учащихся, на их нравственность»2.

В частности, музыка имеет серьезное и глубокое предназначение, касающееся внутренней сущности Мира и нашего «Я». Отсюда совершенствование природы ребенка, развитие основных способностей и личностных качеств в художественной деятельности, становится прямым путем его творческой эволюции.

Таким образом, совместно с общей педагогикой, важнейшей тенденцией передовой музыкальной педагогики нашего времени, является опять же развитие гармоничной личности, где преобладает равновесие межу душевностью и рассудочностью.

Эстетическое воспитание направлено на формирование высоких художественных вкусов и идеалов личности, развитие ее способности к эстетическому восприятию явлений действительности и произведений искусства, а также к самостоятельному творчеству. Хоровое исполнительское искусство способно создать благоприятные условия для музыкально- творческого развития большого числа детей. Пение является одним из самых доступных видов музыкальной деятельности. Поэтому обучение детей хоровому искусству представляет один из оптимальных путей приобщения к музыке, художественной культуре и творчеству. Хоровой коллектив объединяет единомышленников, воспитывает в них чувство сотворчества и товарищества, взаимопомощи и поддержки, без которых невозможно коллективное исполнение музыки. С этой точки зрения хоровой класс способствует социализации растущей личности. В условиях воспитательного пространства хоровых коллективов каждый ребёнок имеет возможность получения духовного, интеллектуального, социального развития, удовлетворения творческих и образовательных потребностей, формирования гражданской позиции. Опираясь на выше изложенное, предлагаем определить основную цель данной программы следующим образом: предоставить учащимся психологические средства, обеспечивающие их творческое саморазвитие, понимание самих себя и своего места в мире, понимание других людей, а также закономерностей мира, в котором они живут, понимание перспектив будущего, которые затронут их самих. Ведущий замысел воспитательной системы заключается в том, что в классном сообществе создается комфортная атмосфера для проявления творческих способностей, пробуждается интерес учащихся к реализации их природных талантов, школьники овладевают навыками самостроительства и самопознания. Программа составлена для занятий с детьми в условиях общеобразовательной школы с углубленным изучением предметов музыкально-эстетического профиля, и является неотъемлемым звеном воспитательной системы учреждения. Учитывая это, основные идеи воспитательной системы - «школа равных возможностей» и «каждый ребенок талантлив», - легли в основу настоящей программы, базируются на воспитательных традициях школы в целом.

Цель и задачи воспитательной системы.

Цель: содействие процессу интегрированного музыкально-эстетического воспитания учащихся средствами хорового искусства, ведущего к развитию творчески активной, образованной личности, способной к самопознанию, самостроительству и самовыражению.

Задачи:

  1. - содействовать развитию культуры общественных и формированию гуманных межличностных отношений через формы коллективного творчества;

  2. - формировать творческую активность школьников с использованием воспитательного потенциала музыкального репертуара;

  3. - приобщать юных исполнителей к миру прекрасного, подлинной духовности творчества и гармонии;

  4. - создавать необходимые условия для проявления индивидуальности каждого ребенка;

  5. - способствовать формированию в классе творческой и доброжелательной атмосферы, благоприятной для развития учащихся.

Приоритетные ценности:

- ценность сотворчества (построение жизнедеятельности учащихся на основе собственных творческих устремлений в союзе с учителями и родителями);

- ценность взаимоподдержки;

- ценность человеческого общения;

- ценность сопереживания;

- ценность гуманности в человеческих отношениях;

- ценность свободы (право выбора пути проявления своей творческой активности);

- ценность признания возможности успеха другого человека;

- ценность творчества.

Основные направления воспитательной работы:

Программа «Сотворчество» является неотъемлемым звеном воспитательной системы МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением предметов музыкально-эстетического профиля № 57», поэтому в её основу заложены следующие направления:

1. гражданско-патриотическое;

2. нравственно-правовое;

3. художественно-эстетическое;

4. спортивно-оздоровительное;

5. трудовое.

Этапы реализации и механизм функционирования воспитательной системы.

I этап - подготовительно-диагностический. «Творческая колыбель». Содержательной основой этого этапа является диагностика способностей учащихся начальных классов (I - IV) по предметам эстетического и физического циклов. Происходит комплектование подвижных классов и микрогрупп, разработка и апробирование вариативных учебных программ по предметам эстетического и физического циклов, а также по предметам гуманитарного и физико-математического профилей.

Цель I ступени обучения - общее развитие личности ребенка, накопление определенных слуховых представлений, осознание слуховых усвоенных знаний. Воспитание единства эмоционального и сознательного, что является основой для формирования у учащихся определенного отношения к музыке. Умение мыслить обобщенно на основе восприятия конкретного художественного образа. Осознанно воспринимать отдельные музыкальные образы в их драматургическом развитии. Накопление элементарных знаний и умений об элементах музыкальной речи (звуковысотности, метроритме, динамике и т.д.). Воспитание творческих навыков допевания и сочинения мелодии, ответных фраз, ритмической импровизации, сольфеджирования.

Особое место занимает работа школьников в микрогруппах, состоящих из 5 - 10 человек. Группы могут формироваться на базе одного класса, нескольких классов; объединения младших и старших, что может создавать, в свою очередь, положительный эффект. Главная задача таких занятий - совместная деятельность ребенка и взрослого, направленная на поиск и развитие интересов, способностей, уважения права на творчество, самобытность, отсутствие назиданий и скованности в общении.

Уже с первого класса дети по одному часу в неделю занимаются групповыми уроками сольфеджио, хореографии, хора и т.д. Со второго класса по этим предметам добавляются, по желанию учащихся, индивидуальные занятия и работа в микрогруппах (7 - 10 человек). Благодаря этому, осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к каждому учащемуся.

На этом этапе по всем предметам проводится диагностика, которая дает свои положительные результаты. Из всех классов одной параллели отбираются дети, обладающие способностями по тому или иному музыкальному предмету (хореографии, пению и т.д.). Например, при отборе в хоровой класс учитываются следующие параметры: музыкальный слух, чувство ритма, чистота интонирования, музыкальная память, качества голоса и т.п.

В результате выявления задатков, интересов и способностей каждого школьника (другими словами, в результате проведенной диагностики), учащиеся распределяются после начального обучения в профильные классы, которые функционируют с пятого года обучения.

К завершению I подготовительно-диагностического этапа по музыкальным дисциплинам, дети должны владеть основами музыкальной грамоты, уметь слушать музыку и пластично двигаться; понимать учебную задачу, поставленную учителем и действовать строго в соответствии с ней; работать самостоятельно и в коллективе.

II этап - углубленное изучение и воспитание путем музыкального воздействия. «Творческий союз». На данном этапе художественный руководитель, который ведет коллектив с первого класса, становится его классным руководителем.

Этот этап направлен на создание стационарных классов по интересам (хоровой класс, классы симфонического, духового, народного оркестров, класс хореографии, класс декоративно-прикладного искусства), стержневой основой которых являются предметы эстетического профиля. Этот период охватывает обучение с V по IX классы.

Целью II ступени является интеллектуальное, нравственное, физическое развитие личности ребенка, его интересов и способностей, культурно-эстетическое образование и воспитание. Важнейшей задачей учителя в этом звене является максимальное развитие познавательных процессов.

Осуществляется одинаково доступное и интересное обучение для учеников, как с высокой устойчивой успеваемостью, так и со средним и низким темпом обучаемости.

Учебный план учитывает особенности дифференцированного подхода к учебно-воспитательному процессу в данном звене и направлен на решение проблемы индивидуализации обучения. С этой целью кроме базового компонента введены такие предметы как современный танец, декоративно-прикладное искусство, музыкальная мировая культура, сольфеджио, хор, оркестр, хореография, народный ансамбль, искусство театра. То есть, искусство перестает быть «довеском» к учебному процессу. В определении содержания образования оно превращается в культурный императив, обусловленный осознанием единства природной, социально-гуманитарной и культурологической тенденции развития.

На этом этапе знания и умения являются своеобразными способами организации восприятия музыки у школьников. Они направляют восприятие детей на самое важное, существенное в музыке (например, знания об интонации, развитии и построении музыки). При этом учащиеся имеют возможность, так или иначе, оперировать этими знаниями. Педагогическим условием решения задач второй ступени является выбор музыкального материала, определяемого темами программы. При этом содержание музыки усложняется за счет обобщенности и смысловой многозначности.

II ступень - это принципиально новый уровень музыкального обучения, содержание которого не только совпадает с возрастными особенностями учащихся, но нередко и опережает их жизненный и музыкальный опыт. Учащиеся свободно сольфеджируют с листа несложные пьесы, дирижируют, транспонируют в пройденные тональности. Продолжается работа над воспитанием творческих навыков: игре на музыкальных инструментах, сочинением и импровизацией.

В связи с тем, что в I - IV классах проходит диагностика, где выделяются сформированные задатки, склонности учащихся к тому или иному предмету эстетического цикла, то к концу IV класса заканчивается формирование специализированных классов. С V класса учащиеся обучаются по определенному профилю:

5 - 9а - хоровые классы;

5 - 9б - духовой оркестр;

5 - 9в - классы декоративно-прикладного искусства; хореография; народные инструменты;

5 - 9г - классы опережающего развития.

Такие предметы, как мировая музыкальная культура (ММК), хор, сольфеджио, хореография и т.п. внесены в общее школьное расписание. Они проводятся наравне с другими общешкольными предметами и свободно чередуются с ними, например: урок 1 - геометрия;

2 - русский язык;

3 - хор;

4 - география;

5 - ММК / сольфеджио (класс делится на две группы);

6 - литература.

По учебному плану на хоровой класс отводится 6 часов в неделю:

2 часа - сводный хор двух хоровых классов;

4 часа - занятия с отдельными хоровыми партиями (микрогруппами).

В результате каждый ученик посещает хор три раза в неделю. Дополнительными для каждого ребенка является урок вокала, который проходит раз в неделю.

Кроме того, дети из хорового класса посещают сольфеджио (2 раза в неделю по подгруппам), которое в свою очередь делится на три микрогруппы (в зависимости от уровня музыкальных способностей: высокого, среднего и низкого); мировую музыкальную культуру (ММК, 2 раза в неделю по подгруппам). А вот такие занятия, как постановка голоса, игра на музыкальных инструментах, вокальный ансамбль - проходят во внеурочное время.

В результате II этапа обучения учащиеся должны показать уровень функциональной грамматики, предполагающей сформированность как общих умений, обеспечиваемых номенклатурой основных предметов, так и умения «социальной технологии», «социальной коммуникации», дополнительные знания и умения, необходимые для дальнейшего углубленного изучения выбранного школьниками учебного предмета.

Таким образом, учащиеся должны уметь планировать учебную и самообразовательную деятельность с учетом рекомендаций учителей; осуществлять самоконтроль и самоанализ своей учебной и самообразовательной работы; совершенствовать технику музыкального исполнения; самостоятельно изучать несложные учебные темы; передавать содержание учебного материала в формах свертывания информации; уметь обобщать, систематизировать материал в пределах учебной темы; практически использовать знания, умения и навыки.

Происходит вовлечение детей в совместно-творческий процесс. Воспитание и развитие ребенка в творческой среде. Поддержка самостоятельности, активности учащихся.

Постоянно дети вовлечены в создание и подготовку творческих мероприятий. Учащиеся ведут шефскую деятельность в хоре младшего состава (разучивают партии, участвуют в организации тематических праздников «День матери», «Посвящение в Первоклассники»). Участвуют в разработке и постановке классных вечеров и концертов.

III этап - творческая самореализация. «Сотворчество».

Целью этого этапа, который охватывает учащихся Х-ХI классов, является развитие интеллектуального, нравственного потенциала личности. Ребята, получившие аттестат об окончании хорового класса (а также это относится и к другим профильным предметам), продолжают занятия в вокальных ансамблях, постановке голоса, игре на музыкальных инструментах.

Дети одаривают других своим талантом, сотворческими дерзаниями. Происходит предпрофильная подготовка хористов. Создаются самостоятельные творческие коллективы (ВИА, шоу-группы, вокальные группы, дуэты, трио и др.).

К последнему году обучения, у учащихся происходит накопление банка художественных образов мировой культуры; понятий основных закономерностей музыкального искусства; опыта творческой деятельности в разных формах общения; развитие эмоционально пережитых и освоенных состояний через музыку, поэзию, живопись. В результате, выпускниками школы являются духовно богатые личности, владеющие всеми умениями и навыками самообразования, самопознания и самореализации, а также обладающие системой знаний и умений по профильным предметам, изучаемым на повышенном уровне.

Итог:

Основной целью данной воспитательной работы в школе было определено следующее: развитие творческого потенциала личности на основе углубленного изучения предметов эстетического профиля с последующей дифференциацией преподавания образовательных предметов.

Данная проблема актуальна и результативна, поскольку способствует комплексному воздействию музыки на развитие личности. Она ориентирует школьников на духовные ценности, обогащает и развивает систему общего образования, обновляет содержание, методы и формы образовательного процесса на основе гибкой дифференциации, создает реальные условия для гуманизации процесса обучения, социальной защищенности воспитанников в современных социально-экономических отношениях.

Реализация данной программы определенным образом влияет на развитие педагогического творчества и профессионального мастерства большинства учителей, обогащает социальный опыт учащихся.

Концертная деятельность.


Результаты деятельности творческие коллективы показывают на выступлениях в концертах. Они принимают активное участие в культурной жизни области, города, выступая на различных концертных площадках. Каждый хоровой коллектив в год имеет от 10 до 20 выступлений. Ежегодно хоровые коллективы школы являются дипломантами и лауреатами различных конкурсов, фестивалей и т.д.Чем выше художественный уровень исполнения, тем сильнее воздействие хорового пения на слушателей и самих участников, а значит - больше возможностей для их эстетического воспитания.

Школьные:

1. Концерт, посвященный Дню Знаний;

2. Концерт, посвященный Дню Матери;

3. Концерт, посвященный Дню пожилого человека;

4. Праздник Букваря;

5. Праздник Первоклассника;

6. День Выпускника;

7. Неделя Музыки;

8. Концерт ко Дню Защитника Отечества;

9. Концерт к Международному Женскому Дню;

10. Отчетный концерт для родителей по полугодиям;

11. Концерт ко Дню Победы.

Окружные:

1. Конкурс патриотической песни «К подвигу героев сердцем прикоснись»;

2. Окружной конкурс-фестиваль хоровых коллективов.

Городские концерты:

1. Конкурс-фестиваль патриотической песни «Факел надежды»;

2. Конкурс-фестиваль патриотической песни «Долг. Честь. Родине»;

3. Городской конкурс исполнительского мастерства «Разноцветные звуки»;

4. Городской конкурс «Музыкальный калейдоскоп»;

5. Городской конкурс «Джаз-пиколло».

Областные:

  1. Областной конкурс «Талант! Музыка! Дети!».

  2. Областной конкурс хоровых коллективов и юных вокалистов «Весенние голоса»;

Всероссийские:

1. Folk фестиваль современной хореографии и вокала.

2. Межрегиональный этап конкурса патриотической песни «Долг! Честь» Родина!»

В школе имеется фонотека всех концертных выступлений коллективов, которая помогает проследить динамику роста профессионального мастерства, положительные и отрицательные моменты обучения.

Самоуправление в творческом коллективе.

Воспитательная система «Созвучие» ориентирована на формирование у родителей позитивного отношения к музыкально-хоровому исполнительскому искусству, на их активное участие в жизни коллектива - в силу своих возможностей развивать и поддерживать ребенка. Вовлечение родителей в развивающую среду детского коллектива позволяет семье стать активным субъектом воспитательной системы.

Сотворчество в детско-взрослом соуправлении объединяет процессы педагогического самоуправления и детского самоуправления в единую систему.

Структура самоуправления хором

Программа воспитательной системы Сотворчество



Принципы управления:

  1. Регулярная поочередная сменяемость

  2. Доброжелательная требовательность

  3. Творческий подход к делу.

Совет хора - общественно-педагогический коллегиальный орган управления, избираемый на общем собрании хористов. В него входят родители, учащиеся и педагоги.

Основные функции совета хора:

  • Определяет перспективы развития и основные направления жизни творческого коллектива;

  • Избирает старосту, редактора, историка хоровых партий, определяет сроки их полномочий;

Заседания совета хора проводятся не реже 1 раза в четверть.

Формы работы с родителями:

  • Родительские собрания;

  • Концерты для родителей;

  • Совместное посещение выставок, музеев, концертов, спектаклей;

  • Подготовка и проведение семинаров, сводных репетиций, школьных мероприятий;

  • Помощь родителей в выездах концертных мероприятиях;

  • Моделирование, пошив концертного костюма.

Оптимизация сил юных хористов, родителей и педагогов в организации концертной деятельности хора обуславливается взаимным вдохновением, которое создает поистине творческую атмосферу.

Условия реализации системы.

1. Хоровой класс, оснащенный компьютером;

2. Учебно-методический материал по вопросам воспитания, журналы, справочники, словари;

3. Встречи со специалистами в области хорового искусства, психологии, искусствоведения, педагогики;

4. Тесный контакт с родительской общественностью;

5. Целенаправленная работа по созданию ситуации успеха ребенка;

6. Благоприятная атмосфера взаимоотношения, где дети, малыши и старшие, превращаются в коллектив единомышленников.





Список литературы.

  1. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. - Издательство второе, -Казань: Центр инновационных технологий, 2000г.

  2. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: учебное пособие для студентов пед. вузов/ Сост. и научн. рук. В.С.Мухина, А.А. Хвостов.- М.: Изд. центр «Академия», 2000г.

  3. Вуджек Т. Как создать идею.- СПб.: Питер Пресс, 1997г.

  4. Гальперин П.Я. Введение в психологию.- М.: 1976г.

  5. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственного развития ребёнка. МГУ, 1985г.

  6. Гин А. Приёмы педагогической техники. Изд-во «Вита - пресс», М., 2002 г.

  7. Гуляков Е.Н. Новые педагогические технологии: развитие художественного мышления и речи на уроках литературы: методическое пособие. - М.: Дрофа, 2003г.

  8. Дружинин В.Н. Психодиагностика общих способностей. - М.: Изд. центр «Академия», 1996г.

  9. Кирнос Д.И. Индивидуальность и творческое мышление. М., 1992г.

  10. Клименко В.В. Психологические тесты таланта. - Харьков: Фолио, 1996г.

  11. Развитие творческой активности школьников. Под ред. Матюшина А.М. - М.: Просвещение, 1001г.

  12. Развитие и саморазвитие ученика и учителя: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Оренбург: Изд-во ООИПКРО, 2001г.

  13. Рындак В.Г., Сафонова З.Г., Ксенофонтова А.Н., Буева И.И. Уроки Сухомлинского - М.: Педагогический вестник, 1998г.

  14. Степанова Г.В. Творческое воспитание школьников. Пед. мастерские. - М., «ЦПЛ», 2006г.

  15. Шубинский В.С. Педагогика творчества учащихся. - М.: 1990г.

1 Мадорский Л.Р. музыка начинается в семье. М., 1982, с. 5

2 Мадорский Л.Р. музыка начинается в семье. М., 1982, с. 18

15



© 2010-2022