Рабочая программа по музыке 5 класс. Т. И. Науменко, В. В. Алеев

Раздел Музыка
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка


Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897), примерной программы по музыке для основного общего образования (2-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 176 с.), примерной основной образовательной программы ФГОС с учётом авторской программы «Музыка» В.В. Алеева, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак (8-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2010. 90, [6] с.), рабочей программы для общеобразовательных учреждений «Искусство. Музыка. 5-9 классы» В.В. Алеева, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак (М.: Дрофа, 2012).

Стандарты второго поколения

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897).

2. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова, 2-е изд. М.: Просвещение, 2009. (Стандарты второго поколения).

3. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2009. (Стандарты второго поколения).

4. Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. М.: Просвещение, 2009. (Стандарты второго поколения).

5. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др]; под редакцией А.Г. Асмолова. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 159 с.

Выбор данной авторской программы и учебно-методического комплекса обусловлен тем, что методическая система, реализованная в программе и УМК, позволяет использовать педагогические технологии, развивающие систему универсальных учебных действий, сформированных в начальной школе, создаёт механизмы реализации требований ФГОС и воспитания личности, отвечающей на вызовы сегодняшнего дня и имеющей надёжный потенциал для дня завтрашнего. Отличительные особенности программы:

- во взгляде на музыку не только с точки зрения её эстетической ценности, но и с позиции её универсального значения в мире, когда музыка раскрывается во всём богатстве своих граней, врастающих в различные сферы бытия, - природу, обычаи, верования, человеческие отношения, фантазии, чувства;

- в системном погружении в проблематику музыкального содержания;

- в рассмотрении музыкального искусства с точки зрения стилевого подхода, применяемого с учётом научных достижений в области эстетики, литературоведения, музыкознания;

- в углублении идеи музыкального образования при помощи учебника («Книга открывает мир»);

- в обновлённом музыкальном материале, а также введении параллельного и методически целесообразного литературного и изобразительного рядов.

Рабочая программа имеет целью:

- формирование музыкальной культуры учащихся как неотъемлемой части их духовной культуры;

- духовно-нравственное воспитание через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармонического формирования личности.

Рабочая программа способствует решению следующих задач:

- научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека;

- содействовать развитию внимательного и доброго отношения к окружающему миру;

- воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;

- развивать интеллектуальный потенциал;

- способствовать развитию интереса к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве пении, инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации музыкальных произведений, подборе поэтических и живописных произведений к изучаемой музыке, выполнении «музыкальных рисунков», художественно-творческой практике применения информационно-коммуникационных технологий;

- способствовать формированию слушательской культуры школьников на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства;

- научить находить взаимодействия между музыкой и другими видами художественной деятельности на основе вновь приобретённых знаний;

- сформировать систему знаний, нацеленных на осмысленное восприятие музыкальных произведений;

- воспитывать культуру мышления и речи.

В данной программе заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся универсальных учебных действий.

Личностные УУД:

- формирование основ гражданской идентичности путём знакомства с героическим историческим прошлым России и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям её граждан;

- становление самосознания и ценностных ориентаций, проявление эмпатии и эстетической восприимчивости;

- знание основ здорового образа жизни;

- формирование способностей творческого освоения мира в различных видах и формах музыкальной деятельности.

Регулятивные УУД:

- умение определять проблему, ставить учебные цели, проверять достижимость целей с помощью учителя;

- умение действовать по заданному алгоритму;

- осуществлять констатирующий контроль по результату действия.

Познавательные УУД:

- дальнейшее развитие способности наблюдать и рассуждать, критически оценивать собственные действия наряду с явлениями жизни и искусства;

- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

- овладение навыками ознакомительного чтения, умение выделять главное и второстепенное в тексте;

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- анализ существующего разнообразия музыкальной картины мира;

- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого характера;

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные УУД:

- умение выражать свои мысли, обосновывать собственное мнение;

- умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать;

- умение договариваться, находить общее решение;

- умение «слышать другого»;

- способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов;

- взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания;

- умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнёра по деятельности;

- построение совместной деятельности и поиск в процессе учебных ситуаций нетрадиционных вариантов решения творческих задач.

Основной методологической характеристикой программы является комплексность, вбирающая в себя ряд общенаучных и педагогических методов и подходов. Среди них следующие:

- метод междисциплинарных взаимодействий;

- метод проблемного обучения;

- метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;

- метод эмоциональной драматургии;

- метод интонационно-стилевого постижения музыки;

- метод художественного контекста;

- метод создания «композиций»;

- стилевой подход;

- системный подход.

При реализации содержания программы основными видами практической деятельности на уроке являются: I - слушание музыки (восприятие, расширение представлений, оценка изучаемых музыкальных произведений, размышление о воздействии музыки на человека, её взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью), II - выполнение проблемно-творческих заданий (инструментальная импровизация и сочинение, создание музыкально-пластических композиций, театрализованные формы музыкально-творческой деятельности), III - пение (творческое самовыражение учащегося в хоровом и ансамблевом исполнении различных образцов вокальной музыки, воплощение различных музыкальных образов, совершенствование вокально-хоровых умений и навыков, вокально-творческое развитие), IV - музыкально-творческая практика с применением информационно-коммуникационных технологий. Организация видов деятельности предполагает участие всех компонентов учебно-методического комплекта - учебника, дневника музыкальных наблюдений, нотных хрестоматий для учителя, музыкальной фонохрестоматии, каждый из видов деятельности непременно соотносится с содержанием учебника.

Межпредметные связи просматриваются через взаимодействия музыки с:

- литературой (сказки Х.К. Андерсена, поэма А.С. Пушкина «Руслан и Людмила», стихотворения А.С. Пушкина «Зимний вечер», «Вот ветер, тучи нагоняя…», «музыкальная» басня Г.Малера «Похвала знатока», общие понятия для музыки и литературы - интонация, предложение, фраза);

- изобразительным искусством (жанровые разновидности - портрет, пейзаж; общие понятия для музыки и живописи - пространство, контраст, нюанс, музыкальная краска);

- историей (изучение древнегреческой мифологии - К.В. Глюк «Орфей»);

- мировой художественной культурой (особенности художественного направления «импрессионизм»);

- русским языком (воспитание культуры речи через чтение и воспроизведение текста; формирование культуры анализа текста на примере приёма «описание»);

- природоведением (многократное акцентирование связи музыки с окружающим миром, природой).

Новизна данной рабочей программы определяется тем, что в неё вводится тема «Искусство исполнительской интерпретации в музыке» (2 часа), где учащиеся знакомятся с творчеством выдающихся российских и зарубежных исполнителей, а также с элементарными приёмами создания и аранжировки музыки для электронных инструментов и создают свои первые творческие работы с применением ИК технологий. Помимо этого тема «Подводим итоги» объединена с темой «Заключительный урок по теме года «Музыка и другие виды искусства».

Программа рассчитана на 35 часов в год (1 час в неделю), в том числе контрольных работ - 4.

Контроль осуществляется в следующих видах:

- входной, текущий, тематический, итоговый.

Форма контроля:

- самостоятельная работа;

- устный опрос;

- взаимоопрос;

- синквейн;

- творческая работа;

- музыкальная викторина;

- тест.

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса:

- Искусство. Музыка. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / Т.И. Науменко, В.В. Алеев. - М.: Дрофа, 2012г.

- Музыка. Дневник музыкальных наблюдений. 5 класс / Т.И. Науменко, В.В. Алеев. - 10-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2010г.

- Музыка. 5 класс. Нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя: учебно-методическое пособие /Т.И. Науменко, В.В. Алеев. - 5-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2005г.

-Музыка. 5 класс. Фонохрестоматия, 2 CD / Т.И. Науменко, В.В. Алеев - М.: Дрофа, 2010.

Промежуточная аттестация проводится в форме теста:

1 четверть, 8 урок - тест по темам: «Древний союз», «Слово и музыка»;

2 четверть, 7 урок - тест по темам: «Песня», «Романс», «Хоровая музыка»;

3 четверть, 4 урок - тест по темам: «Опера», «Балет»;

4 четверть, 7 урок - тест по теме «Музыка и изобразительное искусство».

Планируемые результаты освоения учащимися программы по музыке

для 5 класса


Учащийся научится:

- наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать своё отношение к искусству, оценивая художественно-образное содержание произведения в единстве с его формой;

- понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных искусств (общность тем, взаимодополнение выразительных средств - звучаний, линий, красок), различать особенности видов искусства;

- выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении, участвовать в различных формах музицирования, проявлять инициативу в художественно-творческой деятельности.

Учащийся получит возможность научиться:

- принимать активное участие в художественных событиях класса, музыкально-эстетической жизни школы, района, города и др. (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.);

- самостоятельно решать творческие задачи, высказывать свои впечатления о концертах, спектаклях, кинофильмах, художественных выставках и др., оценивая их с художественно-эстетической точки зрения.

Ценностные ориентиры содержания программы заключаются:

- в формировании и воспитании у обучающихся веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;

- в формировании чувства патриотизма и гражданской солидарности;

- в формировании разностороннего, интеллектуально-творческого и духовного развития;

- в формировании основ художественного мышления;

- в ориентации на успешную социализацию растущего человека, становление его активной жизненной позиции, готовности к взаимодействию и сотрудничеству в современном поликультурном пространстве, ответственности за будущее культурное наследие.

Требования к результатам освоения учащимися программы по музыке

для 5 класса

В области личностных результатов:

- развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке;

- совершенствование художественного вкуса;

- овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности;

- наличие определённого уровня развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение;

- формирование навыков самостоятельной, целенаправленной, содержательной музыкально-учебной деятельности;

- сотрудничество в ходе решения коллективных музыкально-творческих задач.

В области метапредметных результатов:

- анализ собственной учебной деятельности и внесение необходимых корректив для достижения запланированных результатов;

- проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями;

- размышление о воздействии музыки на человека, её взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;

- использование разных источников информации, ИК технологий; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;

- применение полученных знаний о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач;

- наличие аргументированной точки зрения в отношении музыкальных произведений, различных явлений отечественной и зарубежной музыкальной культуры;

- участие в музыкальной жизни класса, школы, города; общение, взаимодействие со сверстниками в совместной творческой деятельности.

В области предметных результатов:

- умение находить взаимодействия между музыкой и литературой, музыкой и изобразительным искусством, выражать их в размышлениях о музыке, подборе музыкальных стихотворений, создании музыкальных рисунков;

- умение определять главные отличительные особенности музыкальных жанров - песни, романса, хоровой музыки, оперы, оперы, балета, а также музыкально-изобразительных жанров;

- знание имён композиторов - К. Дебюсси и М. Равеля, художественных особенностей музыкального импрессионизма;

- проявление навыков вокально-хоровой деятельности: исполнение одноголосных произведений с недублирующим вокальную партию аккомпанементом, пение a capella в унисон, правильное распределение дыхания в длинной фразе, использование цепного дыхания;

- расширение и обогащение опыта в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии.











Учебно-тематический план предмета «Музыка»

5 класс


п/п

Наименование

разделов и тем

Всего

часов

Контрольные работы

Тема года: «Музыка и другие виды искусства»

1.

Музыка рассказывает обо всём

1

-

2.

Древний союз

Истоки

3

-

3.

Искусство открывает мир

4.

Искусства различны, тема едина

Часть первая. Музыка и литература

5.

Слово и музыка

Два великих начала искусства

3

-

6.

«Стань музыкою, слово!»

7.

Музыка «дружит» не только с поэзией

8.

Урок-обобщение по темам: «Древний союз», «Слово и музыка»

1

1

9.

Песня

Песня - верный спутник человека

3

-

10.

Мир русской песни

11.

Песни народов мира

12.

Романс

Романса трепетные звуки

2

-

13.

Мир человеческих чувств

14.

Хоровая музыка

Народная хоровая музыка. Хоровая музыка в храме

2

-

15.

Что может изображать хоровая музыка

16.

Урок-обобщение по темам: «Песня», «Романс», «Хоровая музыка»

1

1

17.

Опера

Самый значительный жанр вокальной музыки

2

-

18.

Из чего состоит опера

19.

Балет

Единство музыки и танца

2

1

20.

«Русские сезоны» в Париже

21.

Музыка звучит в литературе

Музыкальность слова

2

-

22.

Музыкальные сюжеты в литературе

23.

Искусство исполнительской интерпретации в музыке

1

-

Часть вторая. Музыка и изобразительное искусство

24.

Образы живописи в музыке

Живописность искусства

2

-

25.

«Музыка - сестра живописи»

26.

Музыкальный портрет

1

-

Может ли музыка выразить характер человека?

27.

Пейзаж в музыке

Образы природы в творчестве музыкантов

2

-

28.

«Музыкальные краски» в произведениях композиторов-импрессионистов

29.

«Музыкальная живопись» сказок и былин

Волшебная красочность музыкальных сказок

3

-

30.

Сказочные герои в музыке

31.

Тема богатырей в музыке

32.

Музыка в произведениях изобразительного искусства

Что такое музыкальность в живописи

2

1

33.

«Хорошая живопись - это музыка, это мелодия»

34.

Обобщающий урок по теме года «Музыка и другие виды искусства»

2


Всего часов

35

4













Календарно-тематический план


п/п

Дата

Тема урока, тип урока


Кол-во часов

Элемент содержания


Требования к

результатам

Контрольно-

оценочная

деятельность

Информацион-ное сопровож-дение, цифровые и электронные образователь-ные ресурсы

Д.З.














личностные

метапредметные

предметные

Вид

Форма



1

Тема 1: «Музыка рассказывает обо всём». Всего часов 1

1.1



Музыка рассказывает обо всём.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

1

Введение в тему года «Музыка и другие виды искусства» и особенности её постижения. Как можно изучать музыку (разные пути приобщения к музыкальному искусству). Что есть главное и что второстепенное в музыке (на примере песни «Гвоздь и подкова»). Музыка в единстве с тем, что её рождает и окружает: с жизнью, природой, обычаями, верованиями, стихами, сказками, дворцами, храмами, картинами и многим-многим другим. Методы наблюдения, сравнения сопоставления как важнейшие инструменты анализа и оценки произведений искусства.

Музыкальный материал:

С. Рахманинов. Концерт для ф-но с оркестром №3 (слушание).

И. Хрисаниди «Родина»; В. Алеев, стихи С. Маршака «Гвоздь и подкова» (пение).

Творческое задание: «Письмо Богине Музыке».

формирование основ гражданской идентичности путём знакомства с героическим историческим прошлым России и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям её граждан;

Различать характер-ные признаки видов искусства. Находить ассоциативные связи между художествен-ными образами музыки и другими образами искусства.

Исполнять песенные произведения в соответствии с их интонационно-образ-ным содержанием.

Развивать вокальные и исполнительские способности, формировать певческие навыки, самостоятельно решать творческие задачи.

Входной

Устный опрос

ФЦИОР. Модуль «Музыка как вид искусства» №1

2

Тема 2: «Древний союз». Всего часов 3

2.1



Истоки.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

1

Откуда берётся музыка? Передача звуков природы в музыкальных звучаниях. В чём состоит единство истоков видов искусства.

Музыкальный материал:

К. Дебюсси, «Снег танцует»; П. Чайковский. «Июнь. Баркарола» (слушание).

Г. Струве, стихи И. Исаковой, «Музыка» (пение).

Творческое задание: нарисуй картину на тему «Звучащая природа».

становление самосознания и ценностных ориентаций, проявление эмпатии и эстетической восприимчивости;

Воспринимать и выявлять внешние связи между звуками природы и звуками музыки.

Понимать единство истоков различных видов искусства.

Проявлять эмоциональную отзывчивость к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении.

Исполнять песенные произведения в соответствии с их интонационно-образ-ным содержанием.

Развивать вокальные и исполнительские способности, формировать певческие навыки, самостоятельно решать творческие задачи.

Текущий

Устный опрос

ФЦИОР. Модуль «Музыка как вид искусства» №2


2.2



Искусство открывает мир.

Урок закрепления знаний

1

Какие миры открывает искусство. Соотнесение понятий реальность жизни и реальность духа. Роль музыки в семье искусств, её влияние на другие виды искусства.

Художественный материал:

Музыка

М. Таривердиев, стихи Н. Добронравова. Маленький принц (слушание).

Литература

А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц»;

X. К. Андерсен. «Соловей».

Живопись

Н. Ге. Портрет Л. Н. Толстого;

И. Репин. Портрет А. Г. Рубинштейна.

Е. Крылатов, стихи Ю. Энтина. «Крылатые качели» (пение)

Творческое задание: найти или сочинить стихотворение о музыке.

знание основ здорового образа жизни;

- формирование способностей творческого освоения мира в различных видах и формах музыкальной деятельности.

Анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства.

Приводить примеры преобразующего влияния музыки.

Исполнять музыку, передавая её общий художественный смысл.

Самостоятельно решать творческие задачи, осознанно строить речевое высказывание, выделять главное и второстепенное в тексте.

Текущий

Взаимо-опрос

ФЦИОР. Модуль «Интонация как носитель смыс- ла в музыке. Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий».


2.3



Искусства различны, тема едина.

Урок комплекс-ного приме-нения ЗУН

1

Какие качества необходимы человеку, чтобы понять смысл искусства. Тема как фактор объединения произведений разных видов искусства. Сравнение художественных произведений, с точки зрения сходства их образов и настроений.

Художественный материал:

Музыка

П. Чайковский. Осенняя песнь»; Р. Шуман, «Первая утрата»; М. Таривердиев «Маленький принц» (слушание).

Й. Гайдн, русский текст П. Синявского, «Мы дружим с музыкой» (пение).

Литература

А. Толстой, «Осень. Осыпается наш бедный сад...»

Живопись

А. Осмеркин «Ветлы у пруда», А. Куинджи «Берёзовая роща», И. Шишкин «В лесу графини Мордвиновой», И. Айвазовский, «Чёрное море»; Леонардо да Винчи, «Джоконда»; И. Левитан, «Осенний день. Сокольники»; И. Бродский, «Опавшие листья».

Творческое задание: составление варианта урока-концерта «Природа в искусстве».

формирование основ гражданской идентичности путём знакомства с героическим историческим прошлым России и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям её граждан;

Находить ассоциативные связи между образами музыки, литературы и изобразительного искусства.

Выявлять связи между музыкой,

литературой и изобразительным искусством на уровне темы.

Использовать образовательные ресурсы сети Интернет для поиска произведений музыкального, поэтического, изобразительного искусств к изучаемой теме.

Текущий

Синквейн

Презентация «Искусства различны, тема едина»


3

Тема 3: «Слово и музыка». Всего часов 3

3.1



Два великих начала искусства.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

1

Слово и музыка - могучие силы искусства. Особенности взаимодействия стихотворных текстов и музыки в вокальных произведениях.

Художественный материал:

Музыка

М. Глинка, стихи А. Пушкина. «Я помню чудное мгновенье...»;

Ф. Шуберт, стихи В. Мюллера. «В путь». Из вокального цикла «Прекрасная мельничиха» (слушание).

«Веселый мельник», американская народная песня (пение).

Живопись

Ян Вермеер, «Художник в мастерской»; В. Серов, «Портрет Ф.И. Шаляпина»; В. Тропинин, «Портрет А.С. Пушкина».

Творческое задание: импровизация на стихотворение Р. Бёрнса «За полем ржи».

становление самосознания и ценностных ориентаций, проявление эмпатии и эстетической восприимчивости;

Воспринимать и выявлять внутренние связи между музыкой и литературой.

Исследовать значение литературы

для воплощения музыкальных образов.

Рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки

и литературы.

Осознанно строить речевое высказывание, выделять главное и второстепенное в тексте, самостоятельно решать творческие задачи.

Текущий

Устный опрос

Презентация «Два великих начала искусства».

Музыкальный словарь Римана.

Видеофильм «Поэзия и музыка» (фрагмент)


3.2



«Стань музыкою, слово».

Комбинирован-ный урок

1

Черты сходства между литературной и музыкальной речью (на примере Симфонии № 40 В. А. Моцарта). Влияние музыкально-поэтических интонаций на инструментальную музыку (на примере финала Концерта № 1 для фортепиано с оркестром П. Чайковского).

Музыкальный материал:

В. А. Моцарт. Симфония № 40. I часть, фрагмент; П. Чайковский. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром. III часть, фрагмент

(слушание).

«Веснянка», украинская народная песня (пение).

Творческое задание: импровизация на стихотворение П. Элюара «Музыкант».

знание основ здорового образа жизни;

- формирование способностей творческого освоения мира в различных видах и формах музыкальной деятельности.

Воспринимать и выявлять внутренние связи между музыкой и литературой.

Исследовать значение литературы

для воплощения музыкальных образов.

Рассуждать об общности и различии организации речи в произведениях литературы и музыки.

Осознанно строить речевое высказывание, выделять главное и второстепенное в тексте, самостоятельно решать творческие задачи.

Текущий

Синквейн

ru.wikisource.org/wiki/

Информация о композиторах

3.3



Музыка «дружит» не только с поэзией.

Урок обобщения и систематиза-ции знаний

1

Воспроизведение человеческой речи в вокальном произведении, написанном на нестихотворный текст (на примере пьесы «Кот Матрос» из вокального цикла

«Детская» М. Мусоргского).

Музыкальные жанры, возникшие под влиянием литературы: песня, романс, кантата, оратория, опера, балет, оперетта, жанры программной музыки.

Музыкальный материал:

М. Мусоргский, «Кот Матрос», из вокального цикла «Детская» (слушание). «Веселый мельник», «Веснянка» (пение).

Творческое задание: д.м.н. стр. 7

формирование основ гражданской идентичности путём знакомства с героическим историческим прошлым России и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям её граждан;

Исследовать значение литературы

для воплощения музыкальных образов.

Анализировать и обобщать многообразие связей музыки и литературы. Проявлять эмоциональную отзывчивость к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении. Исполнять песенные произведения в соответствии с их интонационно-образным содержанием.

Ставить учебные цели, выражать свои мысли, обосновывать собственное мнение.

Текущий

Самостоя-тельная работа

Музыкальный словарь Римана

4

Тема 4: Урок-обобщение по темам: «Древний союз» и «Слово и музыка». Всего часов 1

4.1



Заключительный урок по темам: «Древний союз» и «Слово и музыка»

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся

1

Повторение пройденных музыкальных произведений за четверть. Пение произведений на выбор учащихся. Тест по пройденным темам.

Игра Рабочая программа по музыке 5 класс. Т.И. Науменко, В.В. Алеев.

становление самосознания и ценностных ориентаций, проявление эмпатии и эстетической восприимчивости;

Контролировать и оценивать свою деятельность.

Координировать свою деятель-ность с деятель-ностью учащихся и учителя, оцени-вать свои возможности в решении творче-ских задач.

Итоговый

Тест, музыкаль-ная викторина

ФЦИОР. Модуль «Интонация как носитель смыс- ла в музыке. Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий. Тест».

5

Тема 5: «Песня». Всего часов 3

5.1



Песня - верный спутник человека.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

1

Роль песни в жизни человека. Песни детства, их особое значение для каждого человека (на примере литературных фрагментов из воспоминаний Ю. Нагибина и В. Астафьева).

Художественный материал:

Литература

Ю. Нагибин, «Книга детства», фрагмент; В. Астафьев, « Последний поклон», фрагмент.

Музыка

В. Баснер, стихи М. Матусовского, «С чего начинается Родина?» (слушание).

Ю. Тугаринов, стихи Е. Румянцева, «Если другом стала песня» (пение). Творческое задание: д.м.р. стр.8

становление самосознания и ценностных ориентаций, проявление эмпатии и эстетической восприимчивости;

Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека (на примере

песенного жанра).

Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека.

Сотрудничать со сверстниками в процессе коллективного обсуждения вопросов учебника (учитывать

мнения товарищей), развивать вокальные и исполнительские способности, формировать певческие навыки.

Текущий

Устный опрос

ФЦИОР. Модуль «Простые музыкальные жанры. Песня».

Музыкальный словарь Римана.

5.2



Мир русской песни.

Комбинирован-ный урок

1

О чём поётся в русских народных песнях. Русские народные песни, основанные на авторских стихотворениях (на примере песни

«Вечерний звон» на стихи И. Козлова).

Художественный материал:

Музыка

русская народная песня «Среди долины ровныя», «Ах ты, степь широкая», «Вечерний звон» (слушание). А. Александров, «Уж ты зимушка-зима» (пение).

Живопись

И. Шишкин, «Среди долины ровныя»; В. Поленов, «Монастырь над рекой»; И. Левитан, «Вечерний звон».

Творческое задание: вокальная импровизация на стих И. Бунина «Листопад».

знание основ здорового образа жизни;

- формирование способностей творческого освоения мира в различных видах и формах музыкальной деятельности.

Изучать специфические черты

русской народной музыки и исполнять её отдельные образцы.

Осознавать интонаци-онно-образные, жанровые и стилевые основы музыки.

Интерпретировать вокальную музыку в коллективной музыкально-

творческой деятельности.

Рассказывать о народной музыке

своего региона.

Развивать вокальные и исполнительские способности, формировать певческие навыки, договариваться, находить общее решение в коллективной музыкально-

творческой деятельности.

Текущий

Творчес-кое задание

Презентация «Мир русской песни».

ФЦИОР. Модуль «Народно-песенные истоки русской профессиональ-ной музыки. Способы обращения композиторов к народной музыке».

5.3



Песни народов мира.

Комбинирован-ный урок

1

Для чего мы изучаем народную музыкальную культуру других стран. Почему народная поэзия, народные песни привлекали композиторов как источник вдохновения.

Музыкальный материал:

Польская н.п. «Висла»; Г. Малер, «Похвала знатока»; Ф. Мендельсон, «Песня без слов» №14, фрагмент (слушание).

Ю. Тугаринов, стихи Е. Румянцева, «Если другом стала песня»; А. Александров, «Уж ты зимушка-зима» (пение).

Творческое задание: составить песенный концерт.

становление самосознания и ценностных ориентаций, проявление эмпатии и эстетической восприимчивости;

Анализировать и обобщать характер-ные признаки музыкального

фольклора отдельных стран мира.

Сравнивать и определять музыкаль-ные произведения разных жанров и стилей.

Находить ассоциативные связи

между художествен-ными образами

музыки и другими видами искусства.

Развивать вокальные и исполнительские способности, формировать певческие навыки, использовать образовательные ресурсы сети Интернет для поиска музыкальных произведений к изучаемой теме.

Текущий

Творчес-кое задание

music-dic.ru

Информация о композиторах.

6

Тема 6: «Романс». Всего часов 2

6.1



Романса трепетные звуки.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

1

Влияние русской поэзии на развитие романса. Мир образов, запечатлённый в звуках романса. Черты общности и отличия между романсом и песней. Внимание и любовь к окружающему миру как одна из излюбленных тем в русском романсе.

Художественный материал:

Музыка

М. Глинка, стихи Н. Кукольника, «Жаворонок» (слушание, пение); Живопись

И. Левитан. «Цветущие яблони», «Весна. Большая вода»; И. Грабарь, «Февральская лазурь».

знание основ здорового образа жизни;

- формирование способностей творческого освоения мира в различных видах и формах музыкальной деятельности.

Сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей.

Находить ассоциативные связи

между художествен-ными образами

литературы и музыки.

Раскрывать особенности музы-кального воплощения поэтических текстов.

Развивать вокальные и исполнительские способности, формировать певческие навыки, наблюдать и рассуждать, критически оценивать собственные действия наряду с явлениями жизни и искусства.

Текущий

Устный опрос

ФЦИОР. Модуль «Вокальная музыка. Романс»


6.2



Мир человеческих чувств.

Урок закрепления знаний

1

Выражение темы единства природы и души человека в русском романсе. Роль фортепианного сопровождения в романсе.

Музыкальный материал:

С. Рахманинов, стихи И. Бунина «Ночь печальна» (слушание).

М. Глинка, стихи Н. Кукольника, «Жаворонок» (пение).

Творческое задание: д.м.н. стр. 10.

становление самосознания и ценностных ориентаций, проявление эмпатии и эстетической восприимчивости;

Самостоятельно определять характер-ные свойства камерно-вокальной музыки.

Проявлять личностное отноше-ние, эмоциональную отзывчивость

к музыкальным произведениям при

их восприятии.

Самостоятельно подбирать сходные произведения литературы (поэзии) к изучаемой музыке.

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Использовать образовательные ресурсы сети Интернет для поиска произведений искусства к изучаемой теме.

Текущий

Самостоя-тельная работа



7

Тема 7: «Хоровая музыка». Всего часов 2

7.1



Народная хоровая музыка.

Хоровая музыка в храме.


Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

1

Главные особенности народной хоровой песни. Мир музыкальных образов хоровой музыки. Хоровая музыка в храме. «Господняя» молитва «Отче наш». Влияние церковной музыки на творчество русских композиторов.

Художественный материал:

Музыка

Р.н.п. «Есть на Волге утёс»; П. Чайковский, «Отче наш»; Н. Римский-Корсаков, «Вхождение в невидимый град» (слушание).

Канон «С весёлой песней»; кант XVIII века «Музы согласно» (пение).

Живопись

К. Юон, «Вид Троицкой лавры»; В. Суриков, «Посещение царевной женского монастыря», И. Билибин, «Преображённый Китеж».

знание основ здорового образа жизни;

- формирование способностей творческого освоения мира в различных видах и формах музыкальной деятельности.

Изучать специфические черты

русской народной музыки.

Эмоционально воспринимать духовную музыку русских композиторов.

Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека.

Развивать вокальные и исполнительские способности, формировать певческие навыки,

Формулировать проблему, задавать вопро-сы, оценивать собственные действия наряду с явлениями жизни и искусства.

Текущий

Устный опрос

Презентация «Народная хоровая музыка.

Хоровая музыка в храме»

7.2



Что может изображать хоровая музыка.

Урок закрепления знаний

1

Художественные возможности хоровой музыки (изобразительность, создание эффекта пространства). Роль оркестра в хоровых партитурах.

Музыкальный материал:

Г. Свиридов, «Поёт зима» из «Поэмы памяти Сергея Есенина» (слушание).

Канон «С весёлой песней» (пение).

Творческое задание: подготовить сообщение о деятельности какого-либо известного хорового коллектива.

становление самосознания и ценностных ориентаций, проявление эмпатии и эстетической восприимчивости;

Находить ассоциатив-ные связи между художественными образами литературы и музыки.

Наблюдать за развитием и сопоставлением образов на основе сходства и различия интонаций, музыкальных тем.

Наблюдать и рассуждать, критически оценивать собственные действия наряду с явлениями жизни и искусства.

Текущий

Взаимооп-рос

8

Тема 8: Урок-обобщение по темам: «Песня», «Романс», «Хоровая музыка». Всего часов 1

8.1



Урок-обобщение по темам: «Песня», «Романс», «Хоровая музыка»

1

Повторение пройденного музыкального материала. Пение: по выбору учащихся.

знание основ здорового образа жизни;

- формирование способностей творческого освоения мира в различных видах и формах музыкальной деятельности.

Развивать слушательскую культуру. Участвовать в коллективной исполнительской деятельности.

Контролировать и оценивать свою деятельность, качество воплощения избранной интерпретации в своём исполнении.

Итоговый

Тест, музыкаль-ная викторина



9

Тема 9: «Опера». Всего часов 2

9.1



Самый значительный жанр вокальной музыки

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

1

Опера - синтетический вид искусства. Великие русские композиторы, художники, артисты - создатели оперных произведений. Что такое оперное либретто. В чём состоит отличие оперного либретто от литературного первоисточника.

Художественный материал:

Музыка

М. Глинка, Увертюра из оперы «Руслан и Людмила»; Н. Римский-Корсаков, Сцена таяния Снегурочки из оперы «Снегурочка (слушание).

М. Глинка, финальный хор «Славься» из оперы «Жизнь за царя» (пение).

Живопись

А. Головин, «Портрет Ф. Шаляпина в роли Б. Годунова», М. Шишков, «Сады Черномора».

Творческое задание: д.м.н. стр.11

знание основ здорового образа жизни;

- формирование способностей творческого освоения мира в различных видах и формах музыкальной деятельности.

Исследовать значение литературы

и изобразительного искусства для

воплощения музыкальных образов.

Анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литературы

и изобразительного искусства.

Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений в пении.

Сотрудничать со сверстниками

в процессе исполнения высокохудожест-венных произведений.

Текущий

Устный опрос

ФЦИОР. Модуль «В музыкальном театре. Опера»


9.2



Из чего состоит опера.

Комбинированный урок

1

Роль арии и инструментальных эпизодов в оперных произведениях.

Художественный материал:

Музыка

Н. Римский-Корсаков, Сцена таяния Снегурочки из оперы «Снегурочка», «Сеча при Керженце» из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (слушание).

С. Баневич «Пусть будет радость в каждом доме…» финал из оперы «История Кая и Герды» (пение).

Живопись

А. Васнецов, «Берендеевка», «Снегурочка», Н. Рерих, «Сеча при Керженце».

Творческое задание: д.м.н. стр.12

формирование основ гражданской идентичности путём знакомства с героическим историческим прошлым России и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям её граждан;

Анализировать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства.

Наблюдать за развитием одного

или нескольких образов в музыке.

Рассуждать о яркости и контрастности образов в музыке.

Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений в изобразительной деятельности.

Самостоятельно решать творческие задачи, осознанно строить речевое высказывание, выделять главное и второстепенное в тексте.

Текущий

Взаимооп-рос

ФЦИОР. Модуль «Музыкально-театральные жанры. Опера. Практика»


10

Тема 10: «Балет». Всего часов 2

10.1



Единство музыки и танца.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

1

Что отличает жанр балета; кто участвует в его создании. Балет - результат совместного труда композитора, балетмейстера, художников, создающих костюмы и декорации, музыкантов, артистов балета. Взаимодействие оперы и балета. Как по-разному может проявлять себя один и тот же танцевальный жанр.

Художественный материал:

Музыка

М. Глинка, Мазурка из оперы «Жизнь за царя», II д.; Ф. Шопен, Мазурка ля минор (слушание).

Е. Адлер, стихи Л. Дымовой, «Песня менуэта» (пение).

Живопись

С. Сорин, «Тамара Карсавина в «Шопениане».

Творческое задание: д.м.н. стр.13

знание основ здорового образа жизни;

- формирование способностей творческого освоения мира в различных видах и формах музыкальной деятельности.

Анализировать и обобщать

многообразие связей музыки, литературы и изобразительного

искусства.

Выявлять круг музыкальных образов в различных музыкальных

произведениях.

Воспринимать и сравнивать музыкальный язык в произведениях разного смыслового и эмоционального

содержания.

Сравнивать, сопоставлять, работать с текстом учебника, выделять главное и второстепенное,

творчески интер-претировать содер-жание музыкаль-ных произведений в пении, музыкально-ритмическом движении.

Текущий

Устный опрос

ФЦИОР. Модуль «В музыкальном театре. Балет»


10.2



«Русские сезоны» в Париже.

Комбинированный урок

1

«Русские сезоны» в Париже - звёздный час русского балета. Великие создатели «Русских сезонов». Связь балета с литературой и изобразительным искусством. Многоплановость в балете «Петрушка» И. Стравинского. Изобразительность балетной музыки.

Художественный материал:

Музыка

И. Стравинский, «Русская», «У Петрушки» из балета «Петрушка»; П. Чайковский, Вариация II из балета «Щелкунчик».

Е. Адлер, стихи Л. Дымовой, «Песня менуэта» (пение).

Живопись

Б. Кустодиев, «Масленица», «Ярмарка»; А. Бенуа, «Петербургские балаганы».

Творческое задание: д.м.н. стр.14

формирование основ гражданской идентичности путём знакомства с героическим историческим прошлым России и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям её граждан;

Исследовать значение изобрази-

тельного искусства для воплощения

музыкальных образов.

Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусства.

Воспринимать разные по смыслу

музыкальные интонации (при прослушивании музыкальных произведений, в исполнении). Импровизировать, передавая в общих чертах характерные интонации заданного музыка-льного образа

(танцевальная импровизация).

Формулировать своё отношение к изучаемому произведению в невербальной форме, работать с текстом учебника, выделять главное, высказывать собственную точку зрения,

творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений в изобразительной деятельности.

Темати-ческий

Тест по темам: «Опера», «Балет»

Фрагменты фильма-балета «Петрушка».

ru.wikisource.org/wiki/



11

Тема 11: «Музыка звучит в литературе». Всего часов 2

11.1



Музыкальность слова.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

1

Музыкальность слова. Музыка как одна из важнейших тем литературы. В чём проявляется музыкальность стихотворения А. Пушкина «Зимний вечер». Музыка природы в «Сорочинской ярмарке» Н. Гоголя.

Художественный материал:

Музыка

М. Яковлев, стихи А. Пушкина, «Зимний вечер» (пение).

Литература

А. Пушкин, «Зимний вечер»; Н. Гоголь, «Сорочинская ярмарка», фрагмент.

знание основ здорового образа жизни;

- формирование способностей творческого освоения мира в различных видах и формах музыкальной деятельности.

Находить ассоциативные связи между художественными образами литера-туры и музыки.

Исследовать значение музыки для воплощения литературных образов.

Анализировать и обобщать многообразие связей музыки и литературы.

Расширить опыт адекватного восприятия устной речи, развивать вокальные и исполнительские способности, формировать певческие навыки, самостоятельно решать творческие задачи.

Текущий

Устный опрос


11.2



Музыкальные сюжеты в литературе.

Урок закрепления знаний

1

Художественный материал:

Музыка

К. Глюк «Жалоба Эвридики» из оперы «Орфей и Эвридика» (слушание).

М. Яковлев, стихи А. Пушкина, «Зимний вечер»; М. Преториус «Вечер» (пение).

Литература

И. Тургенев, «Певцы. Фрагмент»; «Миф об Орфее».

формирование основ гражданской идентичности путём знакомства с героическим историческим прошлым России и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям её граждан;

Исследовать значение музыки

для воплощения литературных

образов и наоборот.

Находить ассоциа-тивные связи между художественными образами музыки и литературы.

Анализировать и обобщать многооб-разие связей музыки и литературы.

Анализировать примеры преобразу-ющего воздействия музыки на человека.

Сотрудничать со сверстниками

в процессе испол-нения высоко-художественных произведений,

высказывать свои впечатления прослушанных произведениях искусства, оценивать их.

Текущий

Синквейн


12

Тема 12: «Искусство исполнительской интерпретации в музыке». Всего часов 1

12.1



Искусство исполнительской интерпретации в музыке.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

1

Знакомство с творчеством выдающихся российских и зарубежных исполнителей: Ф. Шаляпина, Э. Карузо, М. Калласс, С. Рихтера, Д. Ойстраха, Э. Горовица, И. Менухина и др.. Элементарные приёмы создания и аранжировки музыки для электронных инструментов и создание своих первых творческих работ с применением ИК технологий.

знание основ здорового образа жизни;

- формирование способностей творческого освоения мира в различных видах и формах музыкальной деятельности.

Воспринимать и сравнивать разно-образные по смыслу интонации.

Передавать в музыкально-творче-ской деятельности общие интонацион-ные черты исполня-емой музыки. Воплощать различные по смыслу интонации в творческой деятель-ности.

Наблюдать и рас-суждать, критичес-ки оценивать собственные действия, самостоятельно создавать алго-ритм деятельности при решении проблем творческого характера, договариваться, находить общее решение, оценивать

Текущий

Самостоя-тельная работа.

Творчес-кая работа

ФЦИОР. Модуль «Знаменитые вокалисты», «Знаменитые дирижёры», «Знаменитые исполнители-инструменалис-ты XX века».



13

Тема 13: «Образы живописи в музыке». Всего часов 2

13.1



Живописность искусства.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

1

Как изобразительное искусство способно рождать музыкальные звучания (образные, жанровые параллели). Поэтический пейзаж и пейзаж музыкальный. Претворение идеи пространства в музыке: динамика. Музыкальные жанры, связанные с изобразительным искусством: симфонические картины, этюды-картины, музыкальные портреты.

Художественный материал:

Музыка

С. Прокофьев, «Вариации Феи зимы» из балета «Золушка»; О. Лассо, «Эхо» (слушание).

Г. Струве, «Весёлое эхо» (пение).

Живопись

И.Грабарь, «Иней»; А. Саврасов, «Вид в швейцарских Альпах».

Поэзия

А. Пушкин, «Вот север, тучи нагоняя...», фрагмент из романа «Евгений Онегин».

знание основ здорового образа жизни;

- формирование способностей творческого освоения мира в различных видах и формах музыкальной деятельности.

Исследовать значение изобрази-

тельного искусства для воплощения

музыкальных образов.

Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусства.

Анализировать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства.

Понимать характерные особенности музыкального языка и передавать

их в исполнении.

Высказывать личностно-оценоч-ные суждения о нравственных ценностях и эстетических идеалах, вопло-щённых в шедев-рах музыкального искусства прошлого и современности, обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора.

Текущий

Устный опрос

Презентация «Живописность искусства»


13.2



«Музыка - сестра живописи».

Урок закрепления знаний

1

«Рельеф» и «фон» как важнейшие пространственные характеристики произведений живописи и музыки. Контраст в живописи и музыке. Знакомство с понятиями, перешедшими из области изобразительного искусства в область музыки: контраст, краска, колорит, оттенок, холодные и тёплые тембры, светлые и сумрачные тона.

Художественный материал:

Музыка

П. Чайковский, Концерт №1 для ф-но с оркестром II ч. (фр-т); М. Мусоргский, «Два еврея, богатый и бедный» (слушание).

Г. Струве, «Весёлое эхо»; Е. Поплянова, «Как поёшь?» (пение).

Живопись

К. Моне, «Стог сена в Живерни»; Э. Дробицкий, «Жизнь и смерть».

Творческое задание: д.м.н. 16,17

формирование основ гражданской идентичности путём знакомства с героическим историческим прошлым России и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям её граждан;

Анализировать многообразие связей музыки и изобразительного искусства.

Воспринимать и выявлять внутренние связи между музыкой и изобразительным искусством.

Рассуждать об общности и различии «планов содержания и выражения» музыки и изобразительного искусства.

Понимать специфи-ку деятельности композитора и художника на основе соотнесения средств художест-венной выразитель-ности музыки

и живописи.

Выражать свои мысли, обосно-вывать собствен-ное мнение, самостоятельно решать творческие задачи, развивать вокальные и исполнительские способности, формировать певческие навыки.

Текущий

Синквейн

Презентация «Музыка - сестра живописи»



14

Тема 14: «Музыкальный портрет». Всего часов 1

14.1



Может ли музыка выразить характер человека?

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

1

Передача характера человека в изображении и в музыке. Музыкальное изображение внешнего и внутреннего облика персонажа. Художественный материал:

Музыка

М. Мусоргский, «Песня Варлаама» из оперы «Борис Годунов»; «Гном» из ф-ного цикла «Картинки с выставки» (слушание).

Г. Гладков, стихи Ю. Энтина, «Песня о картинах» (пение).

Живопись

Н. Репин, «Протодьякон».

Творческое задание: д.м.н. стр.18-19

формирование основ гражданской идентичности путём знакомства с героическим историческим прошлым России и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям её граждан;

Анализировать многообразие связей музыки и изобразительного искусства. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусства. Различать характер-ные признаки видов искусства.

Воспринимать и сравнивать разно-

образные по смыслу музыкальные

интонации в процессе слушания музыки.

Работать с текстом учебника, выделять главное и второстепенное, высказывать собственную точку зрения, самостоятельно решать творческие задачи.

Текущий

Устный опрос, самостоя-тельная работа

Презентация «Может ли музыка выразить характер человека?»



15

Тема 15: «Пейзаж в музыке». Всего часов 2

15.1

Образы природы в творчестве музыкантов.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

1

Образы природы в творчестве музыкантов. Искусство и природа неотделимы друг от друга. Одухотворённость природы в произведениях искусства. Черты общности и отличия в воплощении пейзажа в изобразительном искусстве и музыке. Передача настроения весенней радости в пьесе П. Чайковского «Апрель. Подснежник» из фортепианного цикла «Времена года». Изображение «действия весеннего произрастания» в «Весне священной» И. Стравинского.

Художественный материал:

Музыка

П. Чайковский, «Апрель. Подснежник»; И. Стравинский, «Поцелуй земли», вступление к балету «Весна священная» (слушание).

В. Серебренников, стихи В. Степанова, «Семь моих цветных карандашей» (пение).

Живопись

В. Борисов-Мусатов, «Весна»; Н. Рерих, «Поцелуй земли».

Творческое задание: вокальная импровизация на тему «Природа».

становление самосознания и ценностных ориентаций, проявление эмпатии и эстетической восприимчивости;

Анализировать многообразие связей музыки и изобразительного искусства.

Рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки

и изобразительного искусства.

Самостоятельно подбирать сходные поэтические и живописные про-

изведения к изучаемой теме.

Импровизировать, передавая в общих чертах характерные интонации задан-ного музыкального образа (вокально-танцевальная импровизация)

Использовать образовательные ресурсы Интернет для поиска художественных произведений к изучаемой теме,

сравнивать, анализировать, высказывать собственную точку зрения.

Текущий

Устный опрос

Презентация «Образы природы в творчестве музыкантов»

15.2

«Музыкальные краски» в произведениях композиторов-импрессионистов.

Комбинированный урок

1

Импрессионизм в искусстве (выдающиеся представители в области живописи и музыки; эстетика импрессионизма; характерные стилевые особенности). «Музыкальные краски» в произведениях композиторов-импрессионистов. Красочность, зримость, живописность. Отражение в звуках разнообразных впечатлений, которые дарит нам окружающий мир.

Художественный материал:

Музыка

М. Равель, «Игра воды»; К. Дебюсси, «Облака» (слушание).

Р.н.п. «Ты река ли моя» (пение).

Живопись

В. Борисов-Мусатов, «Весна»; Н. Рерих, «Поцелуй земли»; К. Моне, «Река в Аржантее», «Впечатление»; П. Сезанн, «Гора Святой Виктории»; В. Ван Гог, «Море в Сен-Мари»; К. Писсаро, «Красные крыши».

Творческое задание: иллюстрации к прослушанным произведения, д.м.н. стр. 20.

становление самосознания и ценностных ориентаций, проявление эмпатии и эстетической восприимчивости;

Понимать характерные черты

музыкального импрессионизма, и называть его основных представителей.

Исследовать значение изобрази-

тельного искусства для воплощения

музыкальных образов.

Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и изобразительного искусства.

Воспринимать внутренние связи

между музыкой и изобразительным

искусством.

Самостоятельно создавать алго-ритм деятельности при решении проб-лем творческого характера, работать с текстом учебника, выделять главное и второстепенное, высказывать собственную точку зрения.

Текущий

Синквейн

Импрессионизм в музыке. Интерактивные мультимедиа продукты.

16

Тема 16: «Музыкальная живопись» сказок и былин». Всего часов 3

16.1

Волшебная красочность музыкальных сказок.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

1

Волшебная красочность музыкальных сказок. Сказочные темы и сюжеты в музыке. Роль изобразительности в музыкальных сказках.

Художественный материал:

Музыка

Н. Римский-Корсаков, «Пляска златопёрых и сереброчешуйных рыбок» из оперы «Садко»; П. Чайковский, Па-де-де из балета «Щелкунчик (слушание).

С. Никитин, стихи Ю. Мориц, «Сказка по лесу идёт» (пение).

Живопись

Б. Анисфельд, Три эскиза костюмов к опере «Садко».

Творческое задание: импровизация на тему любимого сказочного героя.

становление самосознания и ценностных ориентаций, проявление эмпатии и эстетической восприимчивости;

- знание основ здорового образа жизни;

Анализировать многообразие связей музыки и изобразительного искусства.

Находить ассоциативные

связи между художественными

образами музыки и других видов

искусства.

Воспринимать музыкальные произведения с точки зрения единства содер-жания и выражения.

Понимать стилевые черты русской

классической музыкальной школы.

Развивать вокальные и исполнительские способности, формировать певческие навыки, импровизиро-вать в соответст-вии со зритель-ным или литературным образом.

Текущий

Устный опрос, самостоя-тельная работа

Видеофрагмен-ты оперы «Садко» и балета «Щелкунчик».

16.2

Сказочные герои в музыке.

Урок закрепления знаний

1

Звукоизобразительные эффекты в создании сказочных образов.

Художественный материал:

Музыка

И. Стравинский, «Заколдованный сад Кащея» из балета «Жар-птица»; М. Мусоргский, «Избушка на курьих ножках» (слушание).

А. Зацепин, стихи Л. Дербенёва, «Волшебник» (пение).

Живопись

А. Головин, «Кащеево царство»; Л. Бакст, два эскиза костюмов Жар-птицы.

Творческое задание: индивидуаль-ная и коллективная танцевальная импровизация по прослушанным произведениям.

становление самосознания и ценностных ориентаций, проявление эмпатии и эстетической восприимчивости;

- знание основ здорового образа жизни;

Анализировать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства.

Рассуждать о яркос-ти и контрастности образов в музыке.

Ориентироваться в специфике

выразительных средств музыки.

Выражать свои мысли, обосно-вывать собствен-ное мнение, самостоятельно создавать алго-ритм деятель-ности при решении проб-лем творческого характера, договариваться, находить общее решение, .сотрудничать со сверстниками.

Текущий

Устный опрос

Видеофрагменты балета "Жар-птица".

16.3

Тема богатырей в музыке.

Комбинированный урок

1

Причины традиционности богатырской темы в русском искусстве. Отражение силы и мощи русского народа в музыкальных произведениях.

Художественный материал:

Музыка

М. Мусоргский, «Богатырские ворота»из ф-ного цикла «Картинки с выставки»; А. Бородин, Симфония №2 «Богатырская» I ч. (фр-т) (слушание).

Былина о Добрыне Никитиче (пение).

Живопись

В. Васнецов, «Богатыри»; И. Билибин, «Илья Муромец и Соловей-разбойник».

Творческое задание: иллюстрация персонажа любимой музыкальной сказки, д.м.н. стр. 21

становление самосознания и ценностных ориентаций, проявление эмпатии и эстетической восприимчивости;

- знание основ здорового образа жизни;

Понимать значение народного

творчества в сохранении и развитии общей культуры народа.

Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства.

Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений в пении, изобразите-льной деятельности.

Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека, оценивать музыкальное произведение с позиции красоты и правды.

Текущий

Устный опрос, взаимооп-рос

Презентация «Тема богатырей в музыке»

17

Тема 17: «Музыка в произведениях изобразительного искусства». Всего часов 2

17.1

Что такое

музыкальность

в живописи

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

1

Темы и сюжеты живописи, связанные с воплощением музыкальных идей. Их содержание и смысл.

Художественный материал:

Музыка

Ф. Торрес, «Danza Alta» (слушание).

В. Высоцкий, «Песня о друге» (пение).

Живопись

Караваджо, «Люнист»; А. Аппиани, «Парнас»; Т. Ромбо, «Песня»; Э. Дега, «Оркестр оперы»; М. Пепейн, «Придворный бал».

- знание основ здорового образа жизни;

- формирование способностей творческого освоения мира в различных видах и формах музыкальной деятельности.

Воспринимать и выявлять внешние и внутренние связи между музыкой и изобразительным искусством.

Анализировать и обобщать много-образие связей между

музыкой и изобразительным

искусством.

Устанавливать ассоциативные

связи между художественными об-

разами музыки и искусства.

Самостоятельно подбирать сходные произведения изобразительного

искусства к изучаемой теме.

Использовать образовательные

ресурсы сети Интернет для поиска

произведений изобразитель-ного искусства, развивать вокальные и исполнительские способности, формировать певческие навыки,

Текущий

Устный опрос

17.2

«Хорошая живопись - это музыка, это мелодия».

Комбинированный урок

1

Проявление музыкальности в портретных изображениях. Внутреннее состояние духа, сила творческой энергии, неповторимый внутренний мир великих музыкантов. Воплощение высокого и творческого начал личности. Музыкальная выразительность картин, не связанных с музыкальными темами.

Художественный материал:

Музыка

П. Чайковский, Концерт для ф-но с оркестром №1, I ч., фр-т (слушание). В. Высоцкий, «Песня о друге» (пение).

Живопись

Э. Делакруа, «Портрет Шопена»; И. Репин, «М.И. Глинка в период сочинения оперы «Руслан и Людмила», Портрет композитора Модеста Петровича Мусоргского, Портрет А. П. Бородина; В. Серов, Портрет актрисы М. Н. Ермоловой; М. Нестеров, Портрет скульптора В. И. Мухиной; И. Айвазовский, «Наполеон на острове Святой Елены».

Д.м.н. стр. 22,23

- знание основ здорового образа жизни;

- формирование способностей творческого освоения мира в различных видах и формах музыкальной деятельности.

Воспринимать и выявлять внешние и внутренние связи между музыкой и изобразительным искусством.

Исследовать значение изобрази-

тельного искусства для воплощения

музыкальных образов.

Анализировать и обобщать много-

образие связей музыки и изобрази-

тельного искусства.

Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и изобразительного искусства.

Различать характерные признаки музыки и изобразительного искусства.

Наблюдать и рассуждать, критически оценивать собственные действия наряду с явлениями жизни и искусства.

Итоговый

Тест, творчес-кая работа

18

Тема 18: Заключительный урок по теме года «Музыка и другие виды искусства». Всего часов 1

18.1

Заключительный урок по теме года «Музыка и другие виды искусства».

Урок обобщения и систематиза-ции знаний

1

Музыка, литература и живопись обогащают и преобразуют друг друга. Облагораживающее воздействие искусства на душу человека. Нравственные цели искусства.

Музыкальный материал

Б. Окуджава «Пожелание друзьям» (пение). Концертное исполнение разученных в течение года песен. Сольные выступления отдельных учащихся.

- знание основ здорового образа жизни;

- формирование способностей творческого освоения мира в различных видах и формах музыкальной деятельности.

Различать характерные признаки видов искусства.

Понимать специи-фику деятельности композитора, поэта и художника.

Приводить примеры преобразующего влияния музыки.

Владеть специаль-ными музыкаль-ными терминами в пределах изучаемого курса.

Осознавать и рассказывать о влиянии искус-ства на человека, выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека, оцени-вать музыкаль-ное произведе-ние с позиции красоты и правды.























Литература


Методические пособия для учителя

1. Абдуллин, Э.Б. Теория музыкального образования [текст] / Э.Б. Абдкллин. - М.: Издательский центр «Академия», 2004.

2. Алеев, В.В. Музыка. 1-4 кл., 5-8.: программы для общеобразовательных учреждений [текст] / В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак. 8-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2010.

3. Алиев, Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта [текст] / Ю.Б. Алиев. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.

4. Алиев, Ю.Б. Пение на уроках музыки [текст] / Ю.Б. Алиев. - М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005.

5. Гришанович, Н.Н. Музыка в школе: методическое пособие для учителей [текст] / Н.Н. Гришанович. - Мн.: Юнипресс, 2006.

6. Дмитриева, Л.Г. Методика музыкального воспитания в школе [текст] / Л.Г. Дмитриева, Н.М. Черноиваненко. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.

7. Затямина, Т.А. Современный урок музыки: методика конструирования, сценарии проведения, тестовый контроль: учебно-метод. Пособие [текст] / Т.А. Затямина. - М.: Глобус, 2007.

8. Золина, Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы: методическое пособие [текст] / Л.В. Золина. - М.: Глобус, 2008.

9. Курушина, Т.А. Музыка. 1-6 классы: творческое развитие учащихся: конспекты уроков [текст]/ Т.А. Курушина. - Волгоград: Учитель, 2009.

9. Музыка. Большой энциклопедический словарь [текст] / Гл. ред. Г. В. Келдыш. - М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998.

10. Музыка. 5 класс: система уроков по учебнику Т.И. Науменко, В.В. Алеева [текст] / сост. О.П. Власенко. - Волгоград: Учитель, 2012.

11. Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство, 5-7 классы. Музыка, 5-7 классы. Искусство, 8-9 классы: проект [текст]. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2011.

12. Программы для общеобразовательных учреждений. Музыка. 1-4 кл., 5-8 кл. [текст] / В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак. - 8-е изд., стереотип. - М.: Дрофа. 2010.

13. Рабочие программы для общеобразовательных учреждений. Искусство. Музыка. 5-9 классы. [текст] / В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак. - М.: Дрофа, 2012.

13. Смолина, Е.А. Современный урок музыки: творческие приёмы и задания [текст] / Е.А. Смолина. - Ярославль: Академия развития, 2006.

14. Цыпин, Г.М. Психология музыкальной деятельности: теория и практика [текст] / Г.М. Цыпин. - М.: Издательский центр «Академия», 2003.

15. Школяр, Л.В. Музыкальное образование в школе [текст] / Л.В. Школяр. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.


Дополнительная литература для учащихся

1. Владимиров, В.Н. Музыкальная литература [текст] / В.Н. Владимиров, А.И. Лагутин. - М.: Музыка, 1984.

2. Гульянц, Е.И. Детям о музыке [текст] / Е.И. Гульянц. - М.: «Аквариум», 1996.

3. Клёнов, А. Там, где музыка живёт [текст] / А. Клёнов. М.: Педагогика, 1985.

4. Куберский, И.Ю. Энциклопедия для юных музыкантов [текст] / И.Ю. Куберский, Минина Е.В. . - СПб: ТОО «Диамант», ООО «Золотой век», 1996.

5. Могилевская, С. У лиры семь струн: Научно-художественная лит-ра [текст] / художник Н. Мищенко. - М.: Дет. лит., 1981.

5. Музыка. Большой энциклопедический словарь [текст] / Гл. ред. Г. В. Келдыш. - М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998.

6. Прохорова, И.А. Зарубежная музыкальная литература [текст] / И.А. Прохорова. - М.: Музыка, 1972.

7. Прохорова, И.А. Советская музыкальная литература [текст] / И.А. Прохорова. - М.: Музыка, 1972.

8. Саймон Генри, У. Сто великих опер и их сюжеты [текст] / Пер. с англ. А. Майкапара; А. Майкапар. Шедевры русской оперы. - М.: КРОН-ПРЕСС, 1998.

9. Саминг, Д.К. 100 великих композиторов [текст] / Д.К. Саминг. - М.: Вече, 1999.

10. Финкельштейн, Э.И. Музыка от А до Я [текст] / Э.И. Финкельштейн. - СПб: Композитор, 1997.

Интернет-ресурсы

1.Википедия. Свободная энциклопедия [электронный ресурс]. - Режим доступа: ru.wikipedia.org/wiki

2. Детские электронные книги и презентации [электронный ресурс]. - Режим доступа: viki.rdf.ru/cat/musika/

3. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [электронный ресурс]. - Режим доступа: school-collection.edu.ru/catalog/teacher/?&subject[]=33

4. Классическая музыка [электронный ресурс]. - Режим доступа: classic.chubrik.ru

5. Музыкальный энциклопедический словарь [электронный ресурс]. - Режим доступа: music-dic.ru

6. Музыкальный словарь [электронный ресурс]. - Режим доступа: academic.ru/cjntents.nsf/dic_music

7. Погружение в классику [электронный ресурс]. - Режим доступа: intoclassics.net/news/1-0-1

8. Российский общеобразовательный портал [электронный ресурс]. - Режим доступа: music.edu.ru/

9. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов [электронный ресурс]. Режим доступа: fcior.edu.ru/catalog/meta/3/mc/discipline%20OO/mi/4.13/p/page.html

Медиаресурсы

1. Детская музыкальная студия. Интерактивные мультимедиа продукты. ID COMPANI, 2010.

2. Дракоша в мире музыки. Интерактивные мультимедиа продукты. ООО «СиДи-АРТ».

3. Импрессионизм в музыке. Интерактивные мультимедиа продукты. ДиректМедиа Паблишинг. 2007.

4. Музыкальный Бункер. DS Multimedia Production Ltd 1997.

5. Музыкальный класс. 000 «Нью Медиа Дженерейшн».

6. Музыкальный словарь Римана. 7727 статей с иллюстрациями. «Си ЭТС», 2004.

7. М.П. Мусоргский «Картинки с выставки». Обучающе-развивающая программа «Музыка и живопись для детей». ЗАО «Новый дом» 2004.

8. П.И. Чайковский. «Щелкунчик», «Времена года». Обучающе-развивающая программа «Музыка и живопись для детей». ЗАО «Новый дом» 2004.

9. Практический курс «Учимся понимать музыку» из серии «Школа развития личности». ООО «Кирилл и Мефодий», 2007.

10. Уроки музыки с дирижером Скрипкиным. Серия «Развивашки». Мультимедийный диск (CD ROM) М.: ЗАО «Новый диск», 2008.

11. Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства. «Коминфо», 1999.

12. Шедевры музыки. «Кирилл и Мефодий», 2001. ООО «Уральский электронный завод».

13. Энциклопедия классической музыки. Интерактивный мир. «Коминфо», 2002.

14. Эрмитаж. Искусство Западной Европы. Художественная энциклопедия. ЗАО «Интерсофт, 1998.











Приложение

Примерные вопросы текущего тестирования

Тест 1

I. Выбери подходящие характеристики для песни и романса:

а) отличается простотой ____________________;

б) развитый, утончённый жанр ______________________;

в) связь с народным творчеством не очевидна _________________________;

г) связь с народным творчеством выступает явно ________________________;

д) характер мелодии обобщённый _________________________;

е) характер мелодии личный, индивидуальный ______________________;

ж) используется куплетная форма ______________________;

з) часто встречается трёхчастная форма ____________________;

и) инструментальное сопровождение богато разработано, его роль в создании образа очень важна _____________________;

к) аккомпанемент придаёт звучанию большую полноту, вносит новые выразительные оттенки ____________________;

л) может исполняться хором или ансамблем без сопровождения.

II. Определи, какое музыкальное произведение звучит:

а) польская народная песня «Висла»;

б) Г. Малер. «Похвала знатока»;

в) русская народная песня «Ах ты, степь широкая»;

г) Ф. Мендельсон. Песня без слов №14.

Тест 2

1. То, что присутствует во всех видах искусства, является их главной мыслью, идеей:

а) жанр;

б) тема;

в) соната;

г) песня.

2. Какие два великих начала, две стихии искусства на протяжении многих веков непрерывно взаимодействуют: а) слово и песня;

б) живопись и музыка;

в) слово и музыка;

г) песня и романс.

3. Гений Ф. Шуберта открыл в его стихотворениях столько нежности и трагичности, что циклы «Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь» стали подлинными вершинами вокальной музыки:

а) А. Пушкин;

б) Н. Кукольник;

в) И. Бунин;

г) В. Мюллер.

4. Основой какого музыкального произведения стала народная песня-веснянка «Выйди, выйди, Иванко»: а) П. Чайковский. Концерт для фортепиано №1;

б) В. Моцарт. Симфония №40;

в) П. Чайковский. «Октябрь. Осенняя песня».

г) Р. Шуман. «Первая утрата».

5. У какого вида искусства музыка училась во все времена?

а) поэзия;

б) живопись;

в) театр;

г) архитектура.

6. Определи, какое музыкальное произведение звучит:

а) В. Моцарт. Симфония №40;

б) П. Чайковский. «Октябрь. Осенняя песня».

в) Р. Шуман. «Первая утрата».

г) П. Чайковский. Концерт для фортепиано №1.

Примерные вопросы тестирования для итогового контроля

1. Какие два великих начала, две стихии искусства на протяжении многих веков непрерывно взаимодействуют:

а) слово и песня;

б) живопись и музыка;

в) слово и музыка;

г) песня и романс.

2. То, что присутствует во всех видах искусства, является их главной мыслью, идеей:

а) жанр;

б) тема;

в) соната;

г) песня.

3. Основой какого музыкального произведения стала народная песня - веснянка «Выйди, выйди, Иванко»: а) П. Чайковский. Концерт для фортепиано №1;

б) В. Моцарт. Симфония №40;

в) П. Чайковский. «Октябрь. Осенняя песня».

г) Р. Шуман. «Первая утрата».

4. Этот жанр вокальной музыки является верным спутником человека всю его жизнь:

а) этюд;

б) романс;

в) соната;

г) песня.

5. Какая из ниже перечисленных песен является польской народной песней:

а) «Ах ты, степь широкая»;

б) «Висла»;

в) «Похвала знатока»;

г) «Вечерний звон».

6. Какой приём использует Малер в песне «Похвала знатока» для большей убедительности образа?

а) секвенция;

б) имитация;

в) звукоподражание;

г) вариация.

7. Кто из композиторов создал фортепианный цикл «Песни без слов»?

а) Л. Бетховен;

б) И. Бах;

в) В. Моцарт;

г) Ф. Мендельсон.

8. Этот жанр один из самых тонких, поэтических - относится к жанрам вокальной миниатюры, обязательно сольное произведение с инструментальным сопровождением:

а) этюд;

б) романс;

в) соната;

г) песня.

9. В какой форме чаще всего пишутся романсы?

а) куплетная форма;

б) рондо;

в) трёхчастная форма;

г) вариации.

10. В какой форме чаще всего пишутся песни?

а) куплетная форма;

б) рондо;

в) трёхчастная форма;

г) вариации.

11. Кто из композиторов написал романс «Ночь печальна»?

а) М. Глинка;

б) С. Рахманинов;

в) А. Бородин;

г) П. Чайковский.

12. Какое из перечисленных ниже произведений вы сейчас услышите?

а) П. Чайковский «Отче наш»;

б) М. Глинка «Жаворонок»;

в) р.н.п. «Есть на Волге утёс»;

г) р.н.п. «Вечерний звон».



© 2010-2022