Рабочая программа 4 класс по музыке

               Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами: - Закона Российской Федерации «Об образовании» (п.6. ст. 9, п.2 ст. 32, п.5.2. ст.14); - Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования РФ № 373 от 06.10.2009; - Типовое положение об образовательном учреждении. Постановление правительства РФ от 19.03.2001 г. №196 с изменением от 10.03.2009 г. № 216 ст. 4...
Раздел Музыка
Класс 4 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

МУЗЫКА

Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

- Закона Российской Федерации «Об образовании» (п.6. ст. 9, п.2 ст. 32, п.5.2. ст.14);

- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования РФ № 373 от 06.10.2009;

- Типовое положение об образовательном учреждении. Постановление правительства РФ от 19.03.2001 г. №196 с изменением от 10.03.2009 г. № 216 ст. 41;

- Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта (Письмо Министерства образования и науки РФ от 01.04.2005 № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения образовательных учреждений» (//Вестник образования, 2005, № 11 или сайт http:/ vestnik. edu. ru.);

- Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2014-2015 учебный год;

- Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерными программами и основными положениями художественно-педагогической концепции Д. Б. Кабалевского, авторской программы «Музыка» Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной, рекомендованной Минобрнауки РФ (М.: Просвещение, 2011), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования;

- Устав МОБУ СОШ с. Ишпарсово;

- Учебный план МОБУ СОШ с. Ишпарсово на 2014-2015 учебный год (приказ № 81 от 21.08.2014);

- Положение о рабочей программе МОБУ СОШ с. Ишпарсово (приказ № 30 от 28.03.2014 г.).

Место учебного курса в учебном плане

Предмет «Музыка» изучается в 4 классе в объеме 34 ч (34 учебные недели )

Цель уроков музыки в 4 классе является формирование основ духовно-нравственного воспитания школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармоничного развития личности.

Задачи уроков музыки в 4 классе:

- развитие эмоционального и осознанного отношения детей к музыке различных направлений;

- понимание учащимися содержания как простых (песня, танец, марш), так и сложных (концерт, симфония, опера) музыкальных жанров через его интонационно-образный смысл;

- развитие первоначальных представлений учащихся об интонационной природе музыки, приемах ее развития и формах;

- совершенствование умений и навыков хорового пения (кантилена, унисон, пение а capella, пение хором, в ансамбле);

- расширение умений и навыков пластического интонирования музыки и ее исполнения;

- накопление сведений из области музыкальной грамоты, знаний о музыке, музыкантах, исполнителях и исполнительских коллективах.

Распределение часов


Четверть

Раздел

Всего часов

Контрольные работы

Практическая часть

Диктант

Контрольные работы

Тест

Лабораторные, практические работы

Экскурсии, проекты

1 ч

Россия - Родина моя.

«О России петь - что стремиться в храм…»

День, полный событий.

6


1



2



Тест - 06.10




2 ч

День, полный событий.

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

В концертном зале.

3


3



2



Тест - 24.11



3 ч

В концертном зале.

День, полный событий.

В музыкальном театре.

3


1


5



Тест - 02.02

Тест - 16.03



4 ч

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…»

«О России петь - что стремиться в храм…»

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

5




2



1



Тест - 04.05

Итоговый тест - 25.05



Всего:


34



6




Тематический план


Раздел в предмете

Содержание темы

Вид контроля

Характеристика деятельности обучающихся (для 4 классов - какие УУД формируются)

Кол-во часов (всего)

1

Россия Родина моя


Тест

Размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека. Эмоционально воспринимать народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран и народов мира России и высказывать мнение о его содержании. Исследовать: выявлять общность истоков и особенности народной и профессиональной музыки. Исполнять и разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх-драматизациях. Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного воплощения различных художественных образов. Узнавать образцы народного музыкально-поэтического творчества и музыкального фольклора России. Импровизировать на заданные тексты. Выразительно, интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. Подбирать ассоциативные ряды художественным произведениям различных видов искусства. Выполнять творческие задания из рабочей тетради. Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность.

6

2

День, полный событий



Выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки русских композиторов и поэзии А. С. Пушкина. Понимать особенности построения музыкальных и литературных произведений. Распознавать их художественный смысл. Анализировать и обобщать жанрово-стилистические особенности музыкальных произведений. Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. Выполнять творческие задания из рабочей тетради. Участвовать в коллективной музыкально-творческой деятельности, в инсценировках произведений разных жанров и форм. Определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов.

6

3

О России петь - что стремиться в храм


Тест

Сравнивать музыкальные образы народных и церковных праздников. Сопоставлять выразительные особенности языка музыки, живописи, иконы, фрески, скульптуры. Рассуждать о значении колокольных звонов и колокольности в музыке русских композиторов. Сочинять мелодии на поэтические тексты. Осуществлять собственный музыкально-исполнительский замысел в пении и разного рода импровизациях. Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. Выполнять творческие задания из рабочей тетради.

3

4

Гори, гори ясно, чтобы не погасло!


Тест

Различать тембры народных музыкальных инструментов и оркестров. Знать народные обычаи, обряды, особенности проведения народных праздников. Исследовать историю создания музыкальных инструментов. Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного воплощения различных художественных образов. Осуществлять опыты импровизации и сочинения на предлагаемые тексты. Овладевать приемами мелодического варьирования, подпевания, «вторы», ритмического сопровождения. Рассуждать о значении преобразующей силы музыки. Создавать и предлагать собственный исполнительский план разучиваемых музыкальных произведений. Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. Выполнять творческие задания из рабочей тетради.

4

5

В музыкальном театре


Тест

Оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира и народов России. Воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности с использованием знаний основных средств музыкальной выразительности. Определять особенности взаимодействия и развития различных образов музыкального спектакля. Участвовать в сценическом воплощении отдельных фрагментов оперы, балета, оперетты. Исполнять свои музыкальные композиции на школьных концертах и праздниках. Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность. Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. Выполнять творческие задания из рабочей тетради.

5

6

В концертном зале


Тест

Определять и соотносить различные по смыслу интонации на слух и по нотному письму, графическому изображению. Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов. Узнавать по звучанию различные виды музыки из произведений программы. Распознавать в пении, драматизации, музыкально-пластическом движении, инструментальном музицировании, импровизации и др. образное содержание музыкальных произведений различных форм и жанров. Корректировать собственное исполнение. Соотносить особенности музыкального языка русской и зарубежной музыки. Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. Выполнять творческие задания из рабочей тетради.

5

7

Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье


Итоговый тест

Анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации, музыкальные темы в их взаимосвязи и взаимодействии. Распознавать художественный смысл различных музыкальных форм. Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития в произведениях разных жанров. Общаться и взаимодействовать в процессе коллективного воплощения различных художественных образов. Узнавать музыку. Называть имена выдающихся композиторов и исполнителей разных стран мира. Моделировать варианты интерпретаций музыкальных произведений. Личностно оценивать музыку, звучащую на уроке и вне школы. Аргументировать свое отношение к тем или иным музыкальным сочинениям. Определять взаимосвязь музыки с другими видами искусства: литературой, изобразительным искусством, кино, театром. Оценивать свою творческую деятельность. Самостоятельно работать в творческих тетрадях, дневниках музыкальных впечатлений. Формировать фонотеку, библиотеку, видеотеку.

5


Календарно-тематическое планирование

№ урока

Тема урока

Дата


Примечание

По плану

По факту

Россия - Родина моя (6 ч)

1

Мелодия. «Ты запой мне эту песню…»

04.09

2

«Что не выразишь словами, звуком на душу навей…»

08.09

3

Как сложили песню. Звучащие картины.

15.09

4

Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности.

22.09

5

«Я пойду по полю белому…»

29.09

6

«На великий праздник собралася Русь!»

Тест.

06.10


«О России петь - что стремиться в храм…» (1 ч)


7

Святые земли Русской

13.10

День, полный событий (5 ч)


8

«Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…»

20.10

9

«Что за прелесть эти сказки!..»

27.10

10

Музыка ярмарочных гуляний.

10.11

11

Святогорский монастырь.

17.11

12

«Приют сияньем муз одетый…». Тест.

24.11

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (3 ч)


13

Композитор - имя ему народ.

01.12

14

Музыкальные инструменты России. Оркестр русских народных инструментов.

08.12

15

«Музыкант-чародей». О музыке и музыкантах.

15.12

В концертном зале (5 ч)


16

Музыкальные инструменты. Вариации на тему рококо.

22.12

17

Старый замок. «Счастье в сирени живет…»

29.12

18

«Не молкнет сердце чуткое Шопена…». Танцы, танцы, танцы.

19.01

19

«Патетическая» соната Л. Ванн Бетховена. Годы странствий.

26.01

20

«Царит гармония оркестра…». Тест.

02.02


День, полный событий (1 ч)


21

Зимнее утро. Зимний вечер.

09.02

В музыкальном театре (5 ч)


22

Опера М. И. Глинки «Иван Сусанин»

16.02

23

«Исходила младёшенька…»

25.02

24

Русский Восток. Восточные мотивы.

02.03

25

Балет И. Ф. Стравинского «Петрушка».

09.03

26

Театр музыкальной комедии. Тест

16.03

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» (2 ч)


27

Прелюдия. Исповедь души. Революционный этюд.

06.04

28

Мастерство исполнителя. Музыкальные инструменты (гитара).

13.04

«О России петь - что стремиться в храм…» (2 ч)

29

«Праздник из праздников, торжество из торжеств».

20.04

30

Родной обычай старины. Светлый праздник.

27.04

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (1 ч)


31

Народные праздники. «Троица». Тест.

04.05

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» (3 ч)

32

В каждой интонации спрятан человек.

11.05

33

Музыкальный сказочник.

18.05

34

Рассвет на Москве-реке (обобщающий урок). Итоговый тест.

25.05



Планируемый уровень подготовки выпускников в соответствии с установленными требованиями.

Результаты изучения курса

В результате изучения курса «Музыка» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:

- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;

- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений

русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;

- умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка - умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

- уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;

- ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

- формирование этических чувств доброжелательностии эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:

- овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;

- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;

- освоение начальных форм познавательной и личностной

рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;

- овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;

- приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;

- формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;

- умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на

электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и т. п.).

Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:

- формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;

- формирование общего представления о музыкальной картине мира;

- знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;

- формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

- формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;

- умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;

- умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;

- умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.

Планируемые результаты

В результате изучения музыки выпускник начальной школы научится:

- воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах деятельности;

- ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии фольклора России, сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции;

- соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности;

- общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов;

- исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);

- определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов;

- оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.

Ресурсное обеспечение рабочей программы

Литература основная и дополнительная для учителя и обучающихся

- Музыка. 4 класс.Учебник. Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина.- М.: Просвещение, 2014.

- Музыка. 4 класс, рабочая тетрадь. Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. - М.: Просвещение, 2014.

- Уроки музыки. 1-4 классы: пособие для учителя общеобразовательных учреждений. Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. - М.: Просвещение, 2010.

- Диск. Комплекс уроков по музыке. 4 класс.

- Рабочие программы по учебникам Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной. Музыка. 1-4 классы. 2012.

Технические средства обучения.

Компьютер, интерактивная доска.

© 2010-2022