Музыка в кино, в театре и на Тв

Раздел Музыка
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок музыки в 5 классе


ФИО Хуштова Мадина Хабаловна


Место работы МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3

Г.п.Терек »


Должность Учитель музыки


Предмет Музыка


Класс 5 класс


Тема и номер урока в теме Музыка в театре, кино и на телевидении.


Базовый учебник Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. Музыка 5 класс.


  1. Цель урока: Показать важное значение музыки в синтетических видах искусства - театре, кино и на телевидении, а также необходимость литературной основы пьесы, или кинофильма - сценария.

  2. Задачи:

  1. направленные на достижения личностных результатов:

  • развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке во всем многообразии ее стилей, форм и жанров;

  • формирование целостного взгляда на мир, отношение к красоте;

  • развитие вокально-хоровых навыков;

  • наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать свое отношение к искусству, оценивая художественно-образное содержание произведения в единстве с его формой

  1. направленные на достижения метапредметных результатов:

  • освоение способов решения проблем поискового характера в процессе восприятия музыки;

  • размышление о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;

  • проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями;

  • овладение логическими действиями сравнения, обобщения.

  1. направленные на достижения предметных результатов:

  • знание жанров музыки (опера, балет);

  • осознание значения музыки в синтетических видах искусства: в театре, кино, на телевидении;

  • умение эмоционально и осознанно относиться к музыке.

  • сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов и заданий.

  1. Тип урока: открытие новых знаний.

  2. Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, коллективная.

  3. Необходимое техническое оборудование: телевизор, DVD, музыкальный центр, компьютер, видеопроектор.

Музыкальные произведения:

  1. Фрагмент из сюиты «Пер Гюнт» Э. Грига - «Песня Сольвейг».

  2. Балет «Лебединое озеро» П.И. Чайковского

  3. А. Рыбников «Песенка Папы Карло» фрагмент из к/ф «Буратино»

  4. М. Дунаевский «Лев и брадобрей».

Литературные произведения:

  1. Драма Г. Ибсена «Пер Гюнт».

  2. А. Толстой «Золотой ключик»

Видеофрагменты:

  1. Балет «Лебединое озеро» П. Чайковский.

  2. Кинофильм «Приключения Буратино»

3. Видеофрагмент из сюиты «Пер Гюнт» Э. Грига - «Песня Сольвейг».

Структура и ход урока:


  1. Этап мотивации к учебной деятельности. 2 мин.

Вход в класс под музыку. Музыкальное приветствие


  1. Этап актуализации знаний. 3 мин.

У: Ребята! Отгадайте загадки.

Слайд 1

  1. Он работает играя.

(Есть профессия такая!)

Он на сцене с давних пор.

Та профессия - (актер)

Слайд 2

  1. Он спектаклем заправляет,

Наизусть все сцены знает,

Учит он как роль играть.

Как профессию назвать? (режиссер)

Слайд 3

  1. «Меню» в театре составляют

На весь сезон из разных пьес.

И только то, в него включают,

Что вызывает интерес? (репертуар)

Слайд 4

  1. Пачку, пуанты надела Марина,

На сцену впорхнула, она - (балерина)

Слайд 5

  1. Со звонком он в зал придет,

Место нужное займет.

Посмотрев спектакль хороший

Будет хлопать он в ладоши? (зритель)

Слайд 6

  1. Есть у каждого в квартире

Он расскажет: что же в мире

Происходит каждый день.

Говорить ему не лень.

Папа смотрит там футбол

И кричит все время - «Гол!»,

Мама любит сериалы,

Что идут на всех каналах,

Ну, а я, - «Спокойной ночи»

И мультфильмы очень, очень! (телевизор)

У: Мы отгадали все загадки, и думаю, что вы догадались, о чем сегодня на нашем уроке пойдет речь?

Д: О театре, кино и телевидении.

У: Правильно, тема нашего урока Музыка в театре, кино и на телевидении. Слайд 7

А так как у нас урок музыки, то что, мы должны будем выяснить?

Д: Какую роль играет музыка в этих видах искусства.

Будем слушать много музыкальных фрагментов, учиться анализировать их, а также, узнаем, как называется литературный текст, для театральных постановок и кинофильмов.

3. Первичное усвоение новых знаний. 15 мин.

Звучит «Песня Сольвейг» из сюиты «Пер Гюнт» Э. Грига.

У: Знакома ли вам эта музыка?

Это просто песня или часть из большого произведения?

О чем рассказывается в этом произведении?

Слайд 8

( Пер Гюнт - молодой крестьянин, который отправился путешествовать по свету и увидел много нового, интересного. В родном краю его осталась ждать любимая девушка по имени Сольвейг.)

У: О чем поет Сольвейг?

( О том, что зима пройдет, и весна промелькнет,

Завянут все цветы, снегом их занесет.

Но ты ко мне вернешься, мне сердце говорит,

Тебе верна останусь, тобой лишь буду жить.)

У: В каком характере прозвучала музыка?

Д: Напевная, грустная, мелодичная, а припев танцевальный.

У: Какой образ нам нарисовала музыка?

Д: Образ молодой красивой девушки, которая не теряла надежду и ждала своего возлюбленного.

У: Сюита Э. Грига написана на основе литературного текста драмы Ибсена.

Скажите, а какое значение имеет текст, для музыкального произведения?

Д: В литературном тексе описываются все происходящие события, характеры героев.

У: Да, ведь многие музыкальные произведения возникли на основе литературных произведений. А как же называется литературный текст к опере и балету?

Д: Либретто.

У: На предыдущих уроках мы знакомились с произведениями оперы и балета, и сейчас я предлагаю выполнить вам задание. Посмотрите, пожалуйста, на иллюстрации и назовите произведения и композиторов, которые их написали.

Слайд 9,10,11,12

Опера «Снегурочка» - Н.А. Римский -Корсаков.

Опера «Садко» - Н.А. Римский - Корсаков.

Балет «Щелкунчик» - П. И. Чайковский.

Балет «Золушка» - С. Прокофьев.

У: Молодцы, справились с заданием.

Слайд 13

А сейчас я приглашаю вас в музыкальный театр.

Видеофрагмент из балета «Лебединое озеро».

У: Давайте проанализируем музыкальный фрагмент. Что мы увидели на экране?

Какая музыка звучала по характеру? Какими выразительными средствами музыка показала нам схватку между злым Волшебником и Принцем?

Д: Музыка взволнованная, грубая, предвещающая о чем-то недобром.

У: Какое значение имеет музыка в опере и балете?

Д: В опере поют, в балете под музыку танцуют.

У: Вы обратили внимание на мимику артистов балета, с помощью которой они старались передать нам происходящее?! Благодаря мимике и жестов мы понимаем, что происходит на сцене.

У: А если мы уберем музыку из оперы и балета, что станет с этими жанрами?

Д: Они потеряют свою красоту и выразительность.

У: Я думаю, что вы любите ходить в театр. Какие театры есть у нас

Слайд 14

У: А вы знаете как нужно вести себя в театре? Давайте разработаем правила поведения в театре.

Ребята в группах обсуждают правила поведения в театре.

Слайд 15,16,17

Раздаются памятки.

Слайд 18

Музыкальная физминутка: «Если нравится тебе?»

4.Первичная проверка понимания. 5 мин.

У: Но где же еще мы можем встретиться с музыкой, только ли в театре? А если у нас нет возможности посетить театр?

Д: Мы можем увидеть спектакль по телевизору или посмотреть кинофильм.

У: Да, телевидение дает нам возможность услышать многообразие музыки.

В каких передачах мы встречаемся с музыкой?

Слайд 19

Д: Концерты, конкурсы, творческие вечера композиторов, певцов, музыкантов. Передачи «Две звезды», «Минута славы», «Песня года», «Утренняя почта», «Субботний вечер», мультфильмы и конечно кинофильмы.

Работа с учебником стр. 66

Ребята, откройте учебник и найдите ответ на вопрос, кто такие были таперы?

Слайд 20

(А вы знаете, что вначале кино было немым, и чтобы зрители могли ярче и глубже прочувствовать содержание фильма, для этого приглашали музыкантов тапёров, которые озвучивали фильмы музыкой. Иногда стучали по крышке инструмента, изображая падение какого либо предмета, свистели, скрипели.)

Слайд 21

У: В студенческие годы тапёром подрабатывал в кинотеатре Д. Шостакович. В дальнейшем он стал писать музыку к кинофильмам. В 20-е ГОДЫ ТАПЕРАМИ РАБОТАЛИ И ТАКИЕ ИЗВЕСТНЫЕ В БУДУЩЕМ КОМПОЗИТОРЫ, КАК Г. СВИРИДОВ, В. СОЛОВЬЕВ - СЕДОЙ. Также много музыки к кинофильмам написали Г. Свиридов, И. Дунаевский, Ю. Лепнин.

У: Как вы думаете, нужен ли при создании кинофильма литературный текст?

Мы знаем, что для оперы и балета это либретто, а для спектакля или кинофильма

необходим сценарий, который пишут режиссеры сценаристы.

Слайд 22

Запишем в тетрадях: сценарий - литературный текст к спектаклю, кинофильму.

У: А какую же роль выполняет музыка в кинофильмах?

Д: Она дает характеристику герою, описывает события, предвещает, о чем либо,

настраивает зрителя на определенные моменты.

У: В кинофильмах можно услышать много песен, которые в дальнейшем становятся популярными и любимыми для зрителей.

У: Одной из таких песен стали «Лев и брадобрей» из кинофильма «Мери Поппинс, до свидания», музыку которой написал советский композитор М. Дунаевского, слова Н. Олева. Давайте мы ее разучим.

5. Творческое применение и добывание знаний ( Вокально-хоровая работа) 10 мин.

Слайд 23

Прослушивание песни. Разбор песни. Дыхательная гимнастика. Распевание. Разучивание песни «Лев и брадобрей».

6. Первичное закрепление. 5 мин.

Звенит звонок.

У: Ой, ребята, мы же опаздываем на киносеанс.

Слайд 24

Просмотр фрагмента из кинофильма «Приключения Буратино»

У: Что мы увидели сейчас в этом фрагменте из фильма?

Д: Папа Карло делает деревянного человечка из полена.

У: О чем он поет в этой песне? Каким должен быть этот человечек?

Д: Добрый, веселый, беззаботный - помощник Папы Карло. «Будет с кем мне под шарманку топать по дворам».

У: Да, при помощи музыки мы сейчас увидели, как рождается главный герой фильма - Буратино.

У: Каков характер музыки?

Д: Музыка мелодичная, плавная, добрая ит.д.

У: Я думаю, что вы очень любите смотреть и мультфильмы, сейчас еще их называют анимационными фильмами. В них мы также слышим много музыки и песен.

А сейчас музыкальная мультипликационная викторина - «Угадай-ка!»

1. «Песенка Снегурочки» из м/ф «Ну, погоди!» Слайд 25

2. «Мы в дороге с песенкой о лете» из м/ф «Дед мороз и лето» Слайд 26

3. «Колыбельная медведицы» из м/ф «Умка» Слайд 27

4. «Неприятность эту мы переживем» из м/ф «Кот Леопольд» Слайд 28

7. Обобщение и систематизация знаний. 3 мин.

Слайд 29

Звучит «Время вперед» Г. Свиридова.

У: Многие мелодии известных произведений стали позывными для программ и передач на телевидении.

У: Скажите, какая программа начинается этими позывными?

Д: Программа «Время» «Новости».

У: Давайте посмотрим, какие новости нам хотят сообщить.

Здравствуйте уважаемые телезрители! В студии диктор центрального телевидения ____________________________. Я познакомлю вас с последними новостями.

Учащиеся 5 класса Терской средней школы №3 провели социологический опрос среди учеников, учителей и родителей. Их интересовали такие вопросы:

  1. Любите ли вы слушать музыку?

  2. Согласны ли вы с тем, что телевидение может заменить поход в театр, в концерт?

  3. Какие музыкальные передачи вы любите смотреть всей семьей?

  4. Считаете ли вы, что музыкальных программ должно быть больше?

  5. Считаете ли вы, что на телевидении недостаточно передач, рассказывающих о жизни и творчестве певцов, композиторов, музыкантов?

Подводя итоги, ребята сделали вывод, что…

Благодарю за внимание!

8.Этап рефлексии. 2 мин.

У: Какой же вывод мы можем сделать из того, о чем мы говорили на уроке?

Работа с учебником стр. 65

Д: Без музыки не обойтись ни в театре, ни в кино, ни на телевидении. Музыка играет совершенно разные роли:

  • служит музыкальной характеристикой героев,

  • создает атмосферу действия,

  • показывает авторское отношение к событиям и действующим лицам,

  • создает национальный колорит,

  • делает популярными произведения композиторов,

  • показывает мастерство певцов и музыкантов.

Наш урок подошел к концу. Вы очень хорошо работали и получаете положительные оценки.

9. Домашнее задание.

Рабочая тетрадь стр. 76

© 2010-2022