Рабочие программы по музыке

Рабочая учебная программа по музыке для 1.2.4.классов общеобразовательной школы-интерната VI вида. Разработана на основеФедералього государстенного стандарта общего образования и авторской программы для общеобразовательных учреждений "Музыка.1-4 классы" В.В.Алеева,Т.И.Науменко, Т.Н.Кичак.в которой заключена концепция духовно-нравственного  развития  и вос­питания личности гражданина России,  а  также планируемых  результатов начального  общего  образования.  При работе по данной программе предпо...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МКС(К)ОУ «СКОШИ VI вида»

Рассмотрено Согласовано Утверждено

На заседании ШМО зам.директора по УВР приказом директора№___

Протокол № Исакичева Н.Е. от_____________





РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

ПО МУЗЫКЕ

1-4 классы



2014 -2015 учебный год


Пояснительная записка

Рабочая программа по музыке для 1-4 классов общеобразовательной школы - интерната VI вида, где обучаются учащиеся с ограниченными возможностями здоровья, разработана на основе Федерального государственного стандарта общего образования и авторской программы для общеобразовательных учреждений «Музыка. 1-4 классы» В В. Алеева,

Т.И.Науменко, Т.Н Кичак (М.: Дрофа,2010), в которой заключена концепция духовно-нравственного развития и вос­питания личности гражданина России, а также планируемых результатов начального общего образования.

При работе по данной программе предполагается использование учебно-методического комплекта: учебник В. В. Алеева, Т. Н. Кичак «Музыка.1 класс», «Музыка 2 класс», «Музыка 4 класс» (М. Дрофа.2010), рабочая тетрадь, нотная хрестоматия, методические пособия и вспомогательная литература (сборники песен, аудиозаписи, фонохрестоматии).

Эта рабочая программа является нормативно-управленческим документом, характеризующим систему организации образовательной деятельности педагога.

Коррекционное обучение детей, страдающих церебральным параличом средствами музыкального искусства связано со сложной реабилитационной деятельностью головного мозга. Исследования учёных показали, что из всех искусств, именно музыка создаёт наиболее благоприятные условия для развития нервнопсихических процессов коры больших полушарий и ближайшей к ним подкорке. В результате нарушения деятельности головного мозга у детей страдающих церебральным параличом, ведущим дефектом являются двигательные расстройства в виде параличей, парезов, насильственных движений, нарушения равновесия и координации движений. На этом фоне есть и другие расстройства - нарушение мышечного тонуса лица, артикуляционной, ручной и общей моторики, кинетического орального праксиса, нарушение дыхания, звукообразования, заикание; нарушения голосового аппарата, звуковысотного слуха, чувства метра и ритма, познавательной и психической деятельности.

При отборе и выстраивании музыкального репертуара в программе предусматривается его ориентация: на развитие эмоциональной отзывчивости учащихся на музыку и их личностного отношения к искусству; на раскрытие содержания музыки через её инновационную сущность; на последовательное и целенаправленное расширение музыкально-слухового фонда знакомой учащимся музыки, включения в него музыки различных направлений, стилей и школ.

Предмет музыка в 1 классе начальной школы VI вида имеет целью: формирование основ духовно-нравственного воспитания школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармонического развития личности средствами коррекционного обучения и

способствует решению следующих задач:

  • формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;

  • воспитание эмоционально - ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;

  • развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, коррекция сложных нарушений головного мозга:образного и ассоциативного мышления, воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;

  • освоение музыкальных произведений и знаний о музыке;

  • овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально - пластическом движении и импровизации.

В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Отличительная особенность программы - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».

Главная тема первого класса - «Музыка, музыка всюду нам слышна…».


Основные виды учебной деятельности:

Слушание музыки. Опыт эмоционально-образного вос­приятия музыки, различной по содержанию, характеру и сред­ствам музыкальной выразительности. Обогащение музыкаль­но-слуховых представлений об интонационной природе музы­ки во всем многообразии ее видов, жанров и форм.

Пение. Самовыражение ребенка в пении. Воплощение музыкальных образов при разучивании и исполнении произве­дений. Освоение вокально-хоровых умений и навыков для пере­дачи музыкально-исполнительского замысла, импровизации.

Инструментальное музицирование. Коллективное музи­цирование на элементарных музыкальных инструментах, на русских ударных инструментах. Участие в исполнении музыкальных произведе­ний. Опыт индивидуальной творческой деятельности ( импровизация).

Музыкально-пластическое движение. Общее представ­ление о пластических средствах выразительности. Индивиду­ально-личностное выражение образного содержания музыки через пластику. Коллективные формы деятельности при создании музыкально-пластических композиции, танцевальные импровизации.

Драматизация музыкальных произведений. Театрализо­ванные формы музыкально-творческой деятельности. Музыкаль­ные игры, инсценирование песен, танцев, игры-драматизации. Выражение образного содержания музыкальных произведений с помощью средств выразительности различных искусств.

Нотная грамота. Освоение элементов музыкальной грамоты, как средство фиксации музыкальной речи.

Постижение музыкального искусства учащимися подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой на уроке и во внеурочной деятельности. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового концерта.

Для обязательного изучения учебного предмета «Музыка» на этапе начального общего образования в 1 классе федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит 33 часа в год (1 час в неделю).

Кол-во часов в год

Кол-во часов в неделю

Кол-во часов в 1 четверти

Кол-во часов во 2 четверти

Кол-во часов в 3 четверти

Кол-во часов в 4 четверти

33

1

9

7

10

7

В программе предусмотрены нетрадиционные формы проведения уроков: уроки-путешествия, уроки-игры, урок-экскурсия, уроки-концерты. Предпочтительными формами организации учебного процесса на уроке являются групповая, коллективная работа с учащимися. Но индивидуальный подход к каждому ученику является основным принципом в работе педагога.

Контроль знаний, умений и навыков (текущий, тематический, итоговый) на уроках музыки осуществляется в форме устного опроса, самостоятельной работы, тестирования, что позволяет учителю определить на каком этапе развития находить каждый учащийся и выстраивать индивидуальную коррекционную работу с учеником. Промежуточная аттестация проводится в соответствии с требованиями к уровню подготовки учащихся 1 класса начальной школы в форме итоговых уроков-концертов в конце каждого полугодия: 2 четверть- 16 урок - «Новый год! Новый год! Закружился хоровод», 4 четверть- 32 урок - «Но на свете, почему-то торжествует доброта…»

Целями текущего контроля успеваемости являются:- определение уровня и оценка степени освоения учащимися пройденных на период проверки тем и разделов учебных программ;- обнаружение (выявление) пробелов в знаниях, умениях и навыках отдельных учащихся доступного им объема программного материала, принятие своевременных мер к устранению этих пробелов, предупреждения неуспеваемости учащихся; обеспечение оперативного управления учебным процессом, своевременное внесение элементов коррекции в индивидуальные планы.

Требования к уровню подготовки учащихся по итогам 1 класса заключаются:


  • в наличии интереса к предмету «Музыка». Этот интерес отражается в стремлении к музыкально-творческому самовыражению (пение в хоре, игра на детских музыкальных инструментах, участие в импровизации,
    участие в музыкально-драматических спектаклях);

  • в умении определять характер и настроение му­зыки с учетом терминов и образных определений, которые представлены в учебнике для 1 класса;

  • во владении некоторыми основами нотной грамоты: названия нот, темпов (быстро - медленно), динамики (громко - тихо);

  • в узнавании по изображениям некоторых музы­кальных инструментов (рояль, пианино, скрипка, флейта, арфа), а также народных инструментов (гармонь, баян, балалайка);

  • в проявлении навыков вокально-хоровой де­ятельности (во- время начинать и заканчивать пение, уметь петь по фразам, слушать паузы, правильно вы­полнять музыкальные ударения, чётко и ясно произ­носить слова (по возможности) при исполнении, понимать дирижер­ский жест)

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (33 часа)

№п/п

Тема урока

Кол-во часов

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

Тема года: »Музыка всюду нам слышна»

«Нас в школу приглашают задорные звонки»

«Музыка, музыка всюду нам слышна…»

«Я хочу увидеть музыку, я хочу услышать музыку… »

Краски осени

«Что ты рано осень в гости к нам пришла?»

Музыкальное эхо

«Мои первые в жизни каникулы: будем веселиться»

«Встанем поскорей с друзьями в круг -пора танцевать…»

Ноги сами в пляс пустились.

Русские народные музыкальные инструменты. Оркестр народных инструментов.

Марш деревянных солдатиков.

«Детский альбом» П.И.Чайковского.

Волшебная страна звуков. В гостях у сказки.

«Новый год! Новый год! Закружился хоровод…»

Зимние игры.

«Водят ноты хоровод».

«Кто-кто в теремочке живёт?».

Весёлый праздник Масленица.

Где живут ноты?

Весенний вальс.

Природа просыпается.

В детском музыкальном театре.

Мелодии и краски весны.

Мелодии дня.

Музыкальные инструменты. Тембры-краски.

Легко ли стать музыкальным исполнителем?

На концерте.

«Но на свете почему-то торжествует доброта …» (музыка в мультфильмах).

«Давайте сочиним оперу», или Музыкальная история про Чиполлино и его друзей.

1

1

1

1

2

1

2

1

1

1

1

1

1

1

2

1

1

2

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Литература

Методические пособия для учителя:

  1. Музыка. 1 класс: нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя: учеб.-метод. пособие / сост. В. В, Алеев, Т. Н. Кичак. - М.: Дрофа, 2007.

  2. Музыка. 1 класс: фонохрестоматия / В. В, Алеев. - М.: Дрофа, 2009.

  3. Золина Л. В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы: методическое пособие / Л. В. Золина. - М. Глобус, 2008.

  4. Замятина Т. А. Современный урок музыки / Т. А. Замятина. - М. Глобус, 2008.

2 КЛАСС

Рабочая программа по музыке для 2 класса составлена на основе Федерального государст­венного стандарта общего образования и авторской программы для общеобразовательных учре­ждений «Музыка 1-4 классы» В. В, Алеева, Т. И. Науменко, Т. Н. Кичак (М.: Дрофа, 2010).

Содержание программы 2 класса углубляется за счёт привлечения более широкого контекста музыкаль­ных и других художественных явлений. Происходит развитие и углубление таких тем, как «Му­зыкально-театральные жанры», «Музыкальные инструменты», «Музыка, живопись, поэзия», «Основы музыкальной грамоты».

Целью уроков музыки во 2 классе является:

формирование основ духовно-нравственного воспитания школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компонен­ту гармоничного развития личности.

Выделяются следующие задачи:

• формирование и развитие культуры музыкального восприятия у младших школьников: приобретение опыта музыкально-слушательской деятельности и новых музыкальных впечатлений, формирование потребности в восприятии музыки, воспитание адекватных эмоциональных реакций на музыку, развитие интереса к слушанию народной музыки, шедевров классического искусства и лучших образцов современной музыки, воспитание музыкального вкуса, освоение первоначальных навыков анализа и оценки прослушанных музыкальных произведений, их художественно-образного содержания, выразительных средств и др.;

• формирование и развитие музыкально_-исполнительской культуры учащихся: приобретение опыта хорового, ансамблевого и сольного пения, а также элементарного музицирования, выявление и развитие музыкальных способностей, потребности в различных видах музыкально-исполнительской деятельности, певческих умений и навыков, первоначальных навыков элементарного музицирования и импровизации. Наряду с традиционными детскими и народными музыкальными инструментами, предусмотрено применение в учебном процессе синтезаторов и других электронных музыкальных инструментов;

• формирование и развитие музыкально-творческой культуры личности, неразрывно связанной с образным ассоциативным мышлением и воображением, проявляющейся в самостоятельности и творческом подходе к различным видам музыкальной деятельности, в интересе ребёнка к сочинению музыки, к музыкальным импровизациям, к разработке музыкально-творческих проектов;

• формирование и развитие музыкально-информационной культуры личности: воспитание музыкально-познавательных потребностей и интересов, приобретение основ музыкально-теоретических и музыкально-исторических знаний, а также первоначальных навыков поиска и анализа информации о музыкальном искусстве с помощью различных источников и каналов .

• формирование и развитие музыкально-релаксационной культуры: освоение детьми доступных им приёмов снятия психического и мышечного напряжения в процессе выполнения разнообразных музыкально-терапевтических упражнений (например, развитие певческого дыхания с использованием методов дыхательной терапии)

Рабочая программа по музыке для 2 класса предполагает определённую специфику межпредметных связей, которые просматриваются через взаимодействие музыки с предметами: «Литературное чтение», «Изобразительное искусство», «Русский язык», «Окружающий мир». В качестве главных методов программы избраны метод междисциплинарных взаимодействий (В.В Алеев), стилевой подход, творческий метод (Л. Предтеченская), системный подход от частного к общему.

Рабочая программа - индивидуальный инструмент учителя, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные содержание, формы, методы, приёмы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям стандарта. Учитель имеет возможность внести коррективы во все структурные элементы программы с учётом особенностей образовательного учреждения и учащихся конкретного класса.

Реализация задач осуществляется через различные виды музыкальной деятельности, главными из которых являются: пение, слушание музыки и размышления о ней, игра на детских музыкальных инструментах, а также музыкально-ритмические движения, пластическое интонирование и музыкально-драматическая театрализация.

Главная тема второго класса - «Музыкальная прогулка»

Виды музыкальной деятельности, используемые на уроке, весьма разнообразны и направлены на полноценное общение учащихся с высокохудожественной музыкой. В сферу исполнительской деятельности учащихся входит: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; различного рода импровизации, инсценирование

Творческое начало учащихся находит так же отражен в размышлениях о музыке, в художественных импровизациях, самостоятельной индивидуальной и коллективной исследовательской (проектной) деятельности.

Контроль осуществляется в следующих видах:

- входной, текущий, тематический, итоговый

В качестве форм контроля могут использоваться творческие задания, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, уроки-концерты.

Место предмета в базисном учебном плане.

Для обязательного изучения учебного предмета «Музыка» на этапе начального общего образования во 2 классе федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит 34 часа в год (1 час в неделю).

Кол-во часов в год

Кол-во часов в неделю

Кол-во часов в 1 четверти

Кол-во часов во 2 четверти

Кол-во часов в 3 четверти

Кол-во часов в 4 четверти

34

1

9

7

11

7

Содержание программы полностью соответствует требованиям федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования, поэтому в программу не внесено изменений.

Поурочное планирование используется в данной рабочей программе без изменений.

Требования к уровню подготовки учащихся по итогам 2 класса заключаются:


  • в наличии интереса к предмету «Музыка»;


  • в умении определять характер и настроение музыки с учетом терминов и образных опреде­лений, которые представлены в учебнике для 2 класса;


  • в умении определять характер и настроение музыки с учетом терминов: мажорный и ми­норный лады (весело, грустно), мелодия, нотные размеры 2/4, 3/4, 4/4; аккомпанемент;


  • в понимании главных отличительных особенностей музыкально-театральных жанров -оперы и балета;


  • в проявлении навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчиватьпение, уметь петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные ударения, чётко и ясно произносить слова при исполнении, понимать дирижерский жест);


  • в узнавании по изображениям и в различении на слух тембров музыкальных инструментов, пройденных в 1 классе, а также органа и клавесина;


  • в проявлении навыков вокально-хоровой деятельности: стремление к передаче характера песни, умение исполнять legato, поп legato, правильно распределять дыхание во фразе, делать кульминацию во фразе - (по возможности из-за заболевания школьника).

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (34 часа)

№п/п

Тема урока

Кол-во часов

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30.

31.

Тема года: «Музыкальная прогулка».

Прогулка.

«Картинки с выставки».

Осенины.

Композитор - сказочник Н.К.Римский - Корсаков.

В оперном театре.

Осень: поэт- художник- композитор.

Весело - грустно.

Озорные частушки

Мелодия - душа музыки.

«Вечный солнечный свет в музыке -

Имя тебе Моцарт!».

Музыкальная интонация.

Ноты долгие и короткие.

Величественный орган.

«Балло» означает « танцуют».

Рождественский балет П.чайковского «

Щелкунчик».

Зима : поэт-художник- композитор.

Для чего нужен музыкальный размер.

Марш Черномора.

Инструмент - оркестр. Фортепиано.

Музыкальный аккомпанемент.

Праздник бабушек и мам.

«Снегурочка - весенняя сказка Н.Римского- Корсакова.

Диезы, бемоли, бекары.

«Где это видано…» ( смешные истории о музыке).

Весна-поэт - художник - композитор.

Звуки - краски.

Звуки клавесина.

Тембры - краски.

«Эту музыку лёгкую… называют эстрадною…»

Музыка в детских кинофильмах.

Музыкальные театры мира.

1

1

1

1

1

1

2

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

1

1

1

1

2

1

1

1

1

1

1

1

1

1


Литература

Для реализации программного содержания используются;

1.Алеев, В. В. Музыка. 2 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / В.В. Алеев,Т. Н. Кичак. - М. : Дрофа, 2010.

2.Алеев, В. В. Музыка. 2 класс : рабочая тетрадь : пособие для общеобразоват. учреж­дений / В. В. Алеев, Т. Н. Кичак. - М. : Дрофа, 2010.

Методические пособия для учителя:

  1. Музыка. 2 класс : нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя :учеб.-метод, пособие / сост. В. В. Алеев, Т. Н. Кичак. - М. : Дрофа, 2007. - 208 с.

  2. Музыка. 2 класс (Электронный ресурс) : фонохрестоматия на 2 CD / В. В. Алеев. - М. :Дрофа, 2009. - 2 электрон, опт. диска (CD-Rom).

  3. Музыка. 1-4 классы: конспекты уроков, рекомендации, планирование (из опыта работы) / авт.-сост. Г. В. Стюхина. - Волгоград : Учитель, 2010.

  4. ЗолиНа,ЛВ.Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы методическое пособие / Л. В. Золина. - М : Глобус, 2008.

  5. Затямина, Т. А. Современный урок музыки / Т. А. Затямина. - М.: Глобус, 2008.

  6. Курушина, Т. А. Музыка. 1-6 классы: творческое развитие учащихся : конспекты
    уроков / Т. А. Курушина. - Волгоград : Учитель, 2009.

Интернет-ресурсы, которые могут быть использованы учителем

1.Википедия Свободная энциклопедия.- Режим доступа http://ru.wikipedia.org/wiki

2.Классическая музыка.- Режим доступаclassic.chubrik.ru

3.Музыкальный энциклопедический словарь. - Режим доступа.
music-dic.ru

4.Музыкальный словарь - Режим доступа : dic.academic.ru/con-
tents.nsf/dic_music



4 класс

Рабочая программа по музыке для 4 класса составлена на основе:федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования по искусству; примерной программы начального общего образования по музыке;

программы «Музыка» для 1-4 классов, авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак . - М.: Дрофа, 2010.

Программа рассчитана на 34 ч. в год (1 час в неделю).

Цель программы: становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры.

Задачи:

  • привить любовь и уважение к музыке как предмету искусства;

  • научить воспринимать музыку как важную часть жизни каждого человека;

  • способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру;

  • привить основы художественного вкуса;

  • научить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства;

  • продолжать обучать основам музыкальной грамоты;

  • сформировать потребность в общении с музыкой.

  • развивать культуру музыкального восприятия у младших школьников: приобретение опыта музыкально-слушательской деятельности и новых музыкальных впечатлений, формирование потребности в восприятии музыки, воспитание адекватных эмоциональных реакций на музыку, развитие интереса к слушанию народной музыки, шедевров классического искусства и лучших образцов современной музыки, воспитание музыкального вкуса, освоение первоначальных навыков анализа и оценки прослушанных музыкальных произведений, их художественно-образного содержания, выразительных средств и др.;

  • формировать музыкально_-исполнительскую культуру учащихся: приобретение опыта хорового, ансамблевого и сольного пения, а также элементарного музицирования, выявление и развитие музыкальных способностей, потребности в различных видах музыкально-исполнительской деятельности, певческих умений и навыков, первоначальных навыков элементарного музицирования и импровизации. Наряду с традиционными детскими и народными музыкальными инструментами, предусмотрено применение в учебном процессе синтезаторов и других электронных музыкальных инструментов;

  • прививать музыкально-творческую культуры личности, неразрывно связанную с образным ассоциативным мышлением и воображением, проявляющейся в самостоятельности и творческом подходе к различным видам музыкальной деятельности, в интересе ребёнка к сочинению музыки, к музыкальным импровизациям, к разработке музыкально-творческих проектов;

  • развивать музыкально-информационную культуру личности: воспитание музыкально-познавательных потребностей и интересов, приобретение основ музыкально-теоретических и музыкально-исторических знаний, а также первоначальных навыков поиска и анализа информации о музыкальном искусстве с помощью различных источников и каналов .

  • формировать и развивать музыкально-релаксационную культуру: освоение детьми доступных им приёмов снятия психического и мышечного напряжения в процессе выполнения разнообразных музыкально-терапевтических упражнений (например, развитие певческого дыхания с использованием методов дыхательной терапии)

В программе также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

В 4 классе в соответствии с предложенной программой реализуется содержание по теме «Музыкальное путешествие». По сравнению с 1-3 классами в 4 классе содержание углубляется за счёт привлечения широкого контекста музыкальных и других художественных явлений, систематизируется все знания за предыдущие курсы предмета. Школьники знакомятся с музыкальной культурой России , а также стран ближнего и дальнего зарубежья - Украины, Белоруссии, Польши, Италии, Австрии, Германии, Норвегии, Франции. Музыкальное путешествие предстаёт в ориентации на яркие музыкальные стили: стиль выдающихся произведений, стиль творчества отдельного композитора, стиль музыкального течения, стиль направления. Одна из основных задач слушания музыки - накопление музыкальных впечатлений, обогащение восприятия разнохарактерными интонациями, главным образом программной музыки: песенными, танцевальными, маршевыми. Ставится задача - познакомить младших школьников с музыкой крупных русских и зарубежных композиторов: М.И. Глинки, П.И. Чайковского, Н.А. Римского-Корсакова, А.П. Бородина, М.П. Мусоргского, С.С. Прокофьева, И.Ф. Стравинского, Г.В. Свиридова, Д.Д. Шостаковича, Р.К. Щедрина, И.С. Баха, И. Гайдна, В.А. Моцарта, Л. Бетховена, Б. Бриттена, К. Дебюсси и др. Дети получают от музыки эстетическое удовольствие. В то же время они учатся ее "слышать". Средства музыкальной выразительности наиболее ярко раскрываются именно в процессе слушания музыки. Музыкальный материал дает возможность для сравнения средств музыкальной выразительности в произведениях разных композиторов и стилей музыки. Движения под музыку и игра на музыкальных инструментах чаще всего сопровождают процесс слушания музыки и помогают лучше чувствовать общий характер произведения, его форму, регистры, темп исполнения, динамические оттенки, тембровые особенности. Они содействуют развитию эмоциональной отзывчивости на музыку, так как включаясь своими движениями или аккомпанементом в ход восприятия музыки, дети становятся ее исполнителями, что помогает им глубже "войти в образ" музыкального произведения. Программа предусматривает музыкальное развитие в различных формах музыкальной работы на основе их взаимосвязи, что осуществляется тематическим объединением учебного материала и систематическим освоением навыков в разных видах музыкальной деятельности .В 4 классе программа строится на обобщении пройденного. Она включает в себя развитие представлений школьников об ис­пользовании народной песни в творчестве композиторов.На примерах музыки М.И. Глинки, Л. Бетховена, В.А. Моцарта и Д.Б. Кабалевского обобщаются представления детей о жанре ва­риаций. Инструментальное и вокальное исполнение музыки предс­тавлено творчеством выдающихся исполнителей: Ф.И. Шаляпина, А.В. Неждановой, Н.А. Обуховой, СТ. Рихтера, М.Л. Ростроповича и других русских и зарубежных вокалистов и инструменталис­тов.Творчество композиторов-классиков и современных композиторов, знакомых детям, представлено «Венской классической шко­лой» (Й. Гайдн, В.А.Моцарт, Л.Бетховен), основоположником русской классической музыки М.И. Глинкой, представителями «Могучей кучки» и творчеством П.И.Чайковского. Композиторы XX века также известны учащимся. Это С.С. Прокофьев, Д.Д. Шос­такович, Г.В. Свиридов. Среди новых имен: Б. Бриттен и К. Де­бюсси
На уроке музыки используются ударные детские музыкальные инструменты: палочки, деревянные ложки, звоночки, треугольники и др. Назначение ритмических аккомпанементов, так же как движений под музыку, - выразить к ней своё эмоциональное отношение, выявить средства музыкальной выразительности, глубже вникнуть в музыкальный образ. Если учитель имеет в классе звуковысотные инструменты, то в игре на металлофонах, свирелях и других детских инструментах закрепляются интонации, которые учащиеся осваивают в пении, слушании музыки и импровизации.
Импровизационное творчество детей опирается на восприятие музыки, музыкальный слух, творческую фантазию ребенка и выражается в способности комбинировать, создавать свое на основе имеющегося музыкально-слухового опыта. Музыкальная импровизация используется для творческого развития учащихся, а также для углубления, закрепления и освоения знаний о музыке. В музыкальные занятия включаются все доступные виды импровизирования: движения, ритмические аккомпанементы, ритмические игры, ритмические и мелодические "музыкальные разговоры", мелодизация стихотворений, импровизирование по ручным знакам ладовых ступеней, инсценирование, импровизация на настроение.


Реализация задач осуществляется через различные виды музыкальной деятельности, главные из которых:

  • слушание музыки и размышление о ней;

  • пение;

  • игра на детских музыкальных инструментах;

  • музыкально-ритмические движения;

  • пластическое интонирование;

  • импровизация;

  • музыкально-драматическая театрализация.

Организация видов музыкальной деятельности предполагает участие всех компонентов учебно-методического комплекта - учебника, рабочей тетради, нотной хрестоматии для учителя, музыкальной фонохрестоматии, каждый из видов деятельности непременно соотносится с содержанием учебника .В качестве главных методов программы избраны метод междисциплинарных взаимодействий (В. Алеев), стилевой подход, творческий метод (Л. Предтеченская), системный подход, метод восхождения от частного к общему.

Требования к уровню подготовки учащихся по итогам 4 класса заключаются:

  • в наличии интереса к предмету «Музыка». Этот интерес выражается в музыкально- творческом самовыражении.

  • в умении высказывать свои размышления о любимых музыкальных произведениях, изученных на уроках музыки.

  • в знании имён композиторов- классиков Вены, «Могучей кучки».

  • в знании названий различных видов оркестров.

  • в узнавании музыкальных произведений, изученных в 4 классе.

  • в проявлении навыков вокально-творческой деятельности

Контроль осуществляется в следующих видах:

- входной, текущий, тематический, итоговый

Форма контроля: устный ответ, самостоятельная работа, тест, концертное выступление.

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (34 часа)

№п/п

Тема урока

Кол-во часов

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30.

31.

Тема года: «Музыкальное путешествие».

«Россия- любимая наша страна…»

Великое содружество русских композиторов.

Тема Востока в творчестве русских композиторов.

Музыка Украины.

Музыка Белоруссии.

Осень в Желязовой Воле

Блеск и мощь полонеза.

Музыкальное путешествие в Италию.

«Народный» композитор Италии Джузеппе Верди.

Музыкальная Австрия.Великие музыканты - классики.

Знаменитая Сороковая.

Героические образы Л.Бетховена.

Песни и танцы Ф.Шуберта.

«Не ручей- море ему имя».

Суровая красота Норвегии. Музыка Э.Грига.

«Так полюбил я древние дороги…»

Ноктюрны Ф.Шопена.

«Музыка Шопена- это пушки, прикрытые цветами

Арлекин и Пьеро.

В подводном царстве.

Цвет и звук: «музыка витража».

Вознесение к звездам.

Симфонический оркестр.

Поэма огня «Прометей».

«Жизненные правила для музыкантов».

Джазовый оркестр.

Что такое мюзикл.

Под небом Парижа.

Петербург. Белые ночи.

«Москва! Как много в этом звуке…»

«Россия - священная наша держава. Россия - любимая наша страна».

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

2

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2





Средства обучения.

  1. Печатные пособия:

  • комплект портретов композиторов;

  • демонстрационный материал: музыкальные инструменты.

  1. Технические средства обучения:, музыкальный центр, компьютер.

  2. Учебно-практическое оборудования: музыкальный инструмент-фортепиано, синтезатор

  3. Информационно-коммуникационные средства:

  • Большая детская энциклопедия «Культура и традиции России (1 СД)

  • Энциклопедия Кирилла и Мефодия (3 СД)

  • Фонотека (СД)

  • Аудиофонотека

Рабочая программа ориентирована на использование данной литературы:

1.Музыка. 4 кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений / В.В. Алеев - - М.: Дрофа, 2010.

2..Музыка. 4 кл.: Рабочая тетрадь: пособие для общеобразоват. учреждений / В.В. Алеев, Т.Н. Кичак. - 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2010. .

3.Музыка. 4 кл.: Нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя: учебно-метод. пособие / Сост. В.В. Алеев, Т.Н. Кичак. - М.: Дрофа, 2006. - 207, [1] с.: нот.

4. Музыка. 4 кл.: Фонохрестоматия, 2 диска формат CD / В.В. Алеев - М.: Дрофа, 2005.

Дополнительная литература для учащихся:

1.Владимиров, В. Н. Музыкальная литература / В. Н. Владимиров, А. И. Лагутин. -М. : Музыка, 1984.

2.Куберский, И. Ю. Энциклопедия для юных музыкантов / И. Ю. Куберский, Е. В. Ми­нина. - СПб. : ТОО «Диамант» : ООО «Золотой век», 1996.

3.Музыка. Большой энциклопедический словарь / гл. ред. Г. В. Келдыш. -М. : НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998.

Финкелъштейн, Э. И. Музыка от А до Я / Э. И. Финкельштейн. - СПб. : Компози­тор, 1997.

Интернет-ресурсы, которые могут быть использованы учителем и учащимися для под­готовки уроков, сообщений, докладов и рефератов;

1.Википедия Свободная энциклопедия.-Режим доступа ru.wikipedia.org/wiki

2.Классическая музыка.- Режим доступаclassic.chubrik.ru

3.Музыкальный энциклопедический словарь. - Режим доступа.
music-dic.ru

4.Музыкальный словарь - Режим доступа : dic.academic.ru/con-
tents.nsf/dic_music.

© 2010-2022