- Преподавателю
- Музыка
- Открытый урок-семинар по теме «Работа над техническим комплексом в период подготовки к конкурсу этюдов». М. Парцхаладзе Этюд h-moll методические рекомендации
Открытый урок-семинар по теме «Работа над техническим комплексом в период подготовки к конкурсу этюдов». М. Парцхаладзе Этюд h-moll методические рекомендации
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Стаханова Н.П. |
Дата | 08.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ГПОУ ТО Тульский педагогический колледж
Открытый урок-семинар
по теме
«Работа над техническим комплексом
в период подготовки к конкурсу этюдов»
М. Парцхаладзе Этюд h-moll
методические рекомендации
Подготовлен и проведён
преподавателем фортепиано,
Почётным работником среднего профессионального образования РФ Стахановой Н.П.
со студенткой 3-го курса.
Тула
Цель урока-семинара
-
Обобщить приёмы и способы работы над техническим комплексом в этюдах в период подготовки к исполнению на конкурсе.
-
Продемонстрировать способы и приёмы работы над разными видами пианистической техники в конкретном этюде.
-
Добиться технической и пианистической свободы исполнения этюда студентом.
Задачи урока-семинара
-
Определение общей основы образно-эиоционального содержания музыки этюда.
-
Осмысление музыкального языка композитора в данном произведении, определение характерных особенностей.
-
Анализ технических трудностей и определение путей их преодоления.
-
Практическая работа над техническими трудностями.
Основные направления работы над этюдом
методические рекомендации
Этю́д (фр. étude «изучение») - инструментальная пьеса, как правило, небольшого объёма, основанная на частом применении какого-либо трудного приёма исполнения и предназначенная для усовершенствования техники исполнителя.
Жанр этюда известен с XVIII века. Среди композиторов, создававших этюды, наиболее известен Карл Черни: он автор более тысячи фортепианных этюдов разного уровня и на разные типы техники, объединённых в циклы («Школа беглости пальцев», «Школа фуги» и др.).
Как самостоятельный жанр этюд получил развитие в 19 в. в связи с расцветом виртуозного исполнительства, усовершенствованием музыкальных инструментов (молоточкового фортепиано). В том же веке получает широкое распространение концертный этюд (особенно в фортепианной литературе). В данном жанре отработка какого-либо технического приема сочетается с самостоятельной художественной ценностью музыки.
На новый уровень этот жанр вывел Фридерик Шопен: его этюды не только являются упражнениями на технику, но имеют большую художественную ценность и часто исполняются в концертах. В творчестве композиторов-романтиков нередко этюды объединяются в циклы, приближающиеся по духу к сюитам. Среди выдающихся композиторов, писавших этюды для фортепиано - Роберт Шуман («Симфонические этюды», ор. 13), Ференц Лист («Этюды высшего мастерства», также называемые «Трансцендентными»; Этюды по каприсам Паганини; Большие концертные этюды и др.), Камиль Сен-Санс, Клод Дебюсси и другие.
Писали музыку в жанре этюда и советские композиторы. В этих произведениях отработка какого-либо технического приема сочетается с самостоятельной художественной ценностью музыки.
Советский композитор Мераб Алексеевич Парцхаладзе родился 15 XII 1924 в Тбилиси. Он является заслуженным деятелем искусств РСФСР и Грузии. Большое место в творчестве М. Парцхаладзе занимает музыка для детей и юношества, среди них и фортепианные произведения.
Музыка Этюда h-moll пронизана настроением веселья, радости, восторга. Наполнена образами беззаботной юности, носит скерцо- зный характер.
Применяемые композитором средства музыкальной выразительности, необходимые для создания настроения и воплощения в звучании задуманного им образа:
-
темп Allegretto с использованием ritenuto, poco allarganto на стыках частей;
-
фактура изложения музыкального материала - смешанная;
-
форма трёхчастная репризная со вступлением и кодой;
-
ритмическая структура:
-пунктирный ритм,
-ровное соотношение четвертей, восьмых и шестнадцатых, -ритмические структуры, разорванные паузами;
-
использование штрихов: legato, staccato, tenuto, акцент, sforzando;
-
динамика очень разнообразная: от "p" до "ff" с подъёмами и спадами, внезапными «sf»;
-
мотивно-мелодические рисунки: мелодия на одном звуке, гаммо-
образные мелодии, поступенные и ломаные, арпеджированные (короткие и длинные), изложенные аккордовой фактурой, скачкообразные.
Технические трудности
Вступление:
-
техничное исполнение пунктира в характере радости и веселья;
-
штриховое и ритмическое соотношение партии правой и левой руки трудное для координации;
-
ritenuto на октавных скачках.
Первая часть и третья(репризная):
-
соотношении мелодии правой и левой руки («разорванные» мотивы, спускающиеся по секвенции в правой и глубокое певучее legato в левой 5-6, 12-13, 43-44, 50-51тт),
-
исполнение двойных нот левой рукой в сочетании с ломаной мелодией в правой(7-10, 47-49тт);
-
исполнение аккордовых вкраплений в близком расположении острым штрихом и с яркой динамикой(14-18, 52-56тт);
Завершение первой части и «вход» в музыку второй части:
-
«разбросанность» коротких арпеджио, угасание динамики и передача мелодии в левую руку(19-20тт).
В репризе кульминационное звучание, построенное на чередовании аккордов и длинных арпеджио(57-60тт).
Средняя часть:
-
исполнение ломаной мелодии с восточными интонациями левой рукой и сочетание ёё с «острым» аккордовым сопровождением(координационная трудность 22-31тт);
-
чередование ломаных скачкообразных коротких мотивов с параллельными арпеджио от малой до третей октавы в разных тональностях и аккордовом изложении(32-37тт);
-
кульминационное окончание средней части, изложенное аккордами с применением приёма арпеджато(38-41тт).
-
кульминационное звучание коды в аккордовом изложении(62-64тт).
Общие рекомендации по работе над техникой в данном этюде:
-
Работа над компактным, устойчивым звучанием двойных нот и аккордов.
-
Достижение ровности звучания и динамической гибкости в гаммообразных и ломаных мелодиях.
-
Точная ритмическая вертикаль между правой и левой рукой.
-
«Перелёты» из одного регистра клавиатуры в другой.
-
Работа над твёрдым ощущением пульсации шестнадцатых от первой до последней ноты и ритмической точности.
-
Мера замедлений и возврат в прежний темп, сохранение темпового единства.
-
Овладение темброво-динамической палитрой музыки.
-
Создание кульминаций: (14-20, 37-41, 56-64тт),
-
Решение аппликатурных проблем.
-
Использование педали.
Итог: тщательная и кропотливая работа студентки под руководством преподавателя над техническими трудностями Этюда h-moll М.Парцхаладзе дала свой результат. Исполнение произведения на конкурсе было отличным.
5