• Преподавателю
  • Музыка
  • Открытый урок-семинар по теме «Работа над техническим комплексом в период подготовки к конкурсу этюдов». М. Парцхаладзе Этюд h-moll методические рекомендации

Открытый урок-семинар по теме «Работа над техническим комплексом в период подготовки к конкурсу этюдов». М. Парцхаладзе Этюд h-moll методические рекомендации

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГПОУ ТО Тульский педагогический колледж









Открытый урок-семинар

по теме

«Работа над техническим комплексом

в период подготовки к конкурсу этюдов»

М. Парцхаладзе Этюд h-moll

методические рекомендации












Подготовлен и проведён

преподавателем фортепиано,

Почётным работником среднего профессионального образования РФ Стахановой Н.П.

со студенткой 3-го курса.






Тула



Цель урока-семинара

  1. Обобщить приёмы и способы работы над техническим комплексом в этюдах в период подготовки к исполнению на конкурсе.

  2. Продемонстрировать способы и приёмы работы над разными видами пианистической техники в конкретном этюде.

  3. Добиться технической и пианистической свободы исполнения этюда студентом.

Задачи урока-семинара

  1. Определение общей основы образно-эиоционального содержания музыки этюда.

  2. Осмысление музыкального языка композитора в данном произведении, определение характерных особенностей.

  3. Анализ технических трудностей и определение путей их преодоления.

  4. Практическая работа над техническими трудностями.

Основные направления работы над этюдом

методические рекомендации

Этю́д (фр. étude «изучение») - инструментальная пьеса, как правило, небольшого объёма, основанная на частом применении какого-либо трудного приёма исполнения и предназначенная для усовершенствования техники исполнителя.

Жанр этюда известен с XVIII века. Среди композиторов, создававших этюды, наиболее известен Карл Черни: он автор более тысячи фортепианных этюдов разного уровня и на разные типы техники, объединённых в циклы («Школа беглости пальцев», «Школа фуги» и др.).

Как самостоятельный жанр этюд получил развитие в 19 в. в связи с расцветом виртуозного исполнительства, усовершенствованием музыкальных инструментов (молоточкового фортепиано). В том же веке получает широкое распространение концертный этюд (особенно в фортепианной литературе). В данном жанре отработка какого-либо технического приема сочетается с самостоятельной художественной ценностью музыки.

На новый уровень этот жанр вывел Фридерик Шопен: его этюды не только являются упражнениями на технику, но имеют большую художественную ценность и часто исполняются в концертах. В творчестве композиторов-романтиков нередко этюды объединяются в циклы, приближающиеся по духу к сюитам. Среди выдающихся композиторов, писавших этюды для фортепиано - Роберт Шуман («Симфонические этюды», ор. 13), Ференц Лист («Этюды высшего мастерства», также называемые «Трансцендентными»; Этюды по каприсам Паганини; Большие концертные этюды и др.), Камиль Сен-Санс, Клод Дебюсси и другие.

Писали музыку в жанре этюда и советские композиторы. В этих произведениях отработка какого-либо технического приема сочетается с самостоятельной художественной ценностью музыки.

Советский композитор Мераб Алексеевич Парцхаладзе родился 15 XII 1924 в Тбилиси. Он является заслуженным деятелем искусств РСФСР и Грузии. Большое место в творчестве М. Парцхаладзе занимает музыка для детей и юношества, среди них и фортепианные произведения.

Музыка Этюда h-moll пронизана настроением веселья, радости, восторга. Наполнена образами беззаботной юности, носит скерцо- зный характер.

Применяемые композитором средства музыкальной выразительности, необходимые для создания настроения и воплощения в звучании задуманного им образа:

  • темп Allegretto с использованием ritenuto, poco allarganto на стыках частей;

  • фактура изложения музыкального материала - смешанная;

  • форма трёхчастная репризная со вступлением и кодой;

  • ритмическая структура:

-пунктирный ритм,

-ровное соотношение четвертей, восьмых и шестнадцатых, -ритмические структуры, разорванные паузами;

  • использование штрихов: legato, staccato, tenuto, акцент, sforzando;

  • динамика очень разнообразная: от "p" до "ff" с подъёмами и спадами, внезапными «sf»;

  • мотивно-мелодические рисунки: мелодия на одном звуке, гаммо-

образные мелодии, поступенные и ломаные, арпеджированные (короткие и длинные), изложенные аккордовой фактурой, скачкообразные.



Технические трудности

Вступление:

  • техничное исполнение пунктира в характере радости и веселья;

  • штриховое и ритмическое соотношение партии правой и левой руки трудное для координации;

  • ritenuto на октавных скачках.

Первая часть и третья(репризная):

  • соотношении мелодии правой и левой руки («разорванные» мотивы, спускающиеся по секвенции в правой и глубокое певучее legato в левой 5-6, 12-13, 43-44, 50-51тт),

  • исполнение двойных нот левой рукой в сочетании с ломаной мелодией в правой(7-10, 47-49тт);

  • исполнение аккордовых вкраплений в близком расположении острым штрихом и с яркой динамикой(14-18, 52-56тт);

Завершение первой части и «вход» в музыку второй части:

  • «разбросанность» коротких арпеджио, угасание динамики и передача мелодии в левую руку(19-20тт).

В репризе кульминационное звучание, построенное на чередовании аккордов и длинных арпеджио(57-60тт).

Средняя часть:

  • исполнение ломаной мелодии с восточными интонациями левой рукой и сочетание ёё с «острым» аккордовым сопровождением(координационная трудность 22-31тт);

  • чередование ломаных скачкообразных коротких мотивов с параллельными арпеджио от малой до третей октавы в разных тональностях и аккордовом изложении(32-37тт);

  • кульминационное окончание средней части, изложенное аккордами с применением приёма арпеджато(38-41тт).

  • кульминационное звучание коды в аккордовом изложении(62-64тт).

Общие рекомендации по работе над техникой в данном этюде:

  1. Работа над компактным, устойчивым звучанием двойных нот и аккордов.

  2. Достижение ровности звучания и динамической гибкости в гаммообразных и ломаных мелодиях.

  3. Точная ритмическая вертикаль между правой и левой рукой.

  4. «Перелёты» из одного регистра клавиатуры в другой.

  5. Работа над твёрдым ощущением пульсации шестнадцатых от первой до последней ноты и ритмической точности.

  6. Мера замедлений и возврат в прежний темп, сохранение темпового единства.

  7. Овладение темброво-динамической палитрой музыки.

  8. Создание кульминаций: (14-20, 37-41, 56-64тт),

  9. Решение аппликатурных проблем.

  10. Использование педали.

Итог: тщательная и кропотливая работа студентки под руководством преподавателя над техническими трудностями Этюда h-moll М.Парцхаладзе дала свой результат. Исполнение произведения на конкурсе было отличным.



5


© 2010-2022