• Преподавателю
  • Музыка
  • Сценарий музыкально-теоретического соревнования Сольфеджиада «С песней по жизни»

Сценарий музыкально-теоретического соревнования Сольфеджиада «С песней по жизни»

"Описание материала: Данная методическая работа представляет собой структурированный материал реализованного педагогического проекта «Сольфеджиада-2009 «С Песней по жизни» (на материале спортивной массовой песни) – общегородского конкурса по сольфеджио. С точки зрения жанра, является сценарием музыкально-теоретического соревнования (дополненного конкурсными заданиями, по тем или иным причинам не вошедшими непосредственно в обозначенное мероприятие). "Цель данной работы - обобщение и распростра...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

УПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА

МБОУ ДОД

ДМШ № 8 ДМШ № 2 ДМШ № 10


Методическая работа


Сценарий

музыкально-теоретического соревнования


Сольфеджиада

«С песней по жизни»

(Навстречу Универсиаде!)

Сценарий музыкально-теоретического соревнования Сольфеджиада «С песней по жизни»


Выполнили:

Гильмханова Гульсина Шамилевна ДМШ№8

Преподаватель высшей квалификационной категории

Гималетдинова Наиля Рафиковна ДМШ№2

Преподаватель высшей квалификационной категории

Петрова Ирина Александровна ДМШ№10 Преподаватель первой квалификационной категории





Казань 2012 г




Содержание:


Пояснительная записка

Описания заданий:

Вступительная часть

1 «Зарядка»

2 Интеллектуальная разминка

3 Слуховая «стрельба» по цели

4 «Тяжелая атлетика»

5 Ритмическая «эстафета»

6 Ритмическое ориентирование

7«Художественная гимнастика»

8 Музыкальные «гонки»

9 Игра со зрителями

10 «Свободное плавание»

11 Вокальная «эстафета» с ритмическими препятствиями

12 Музыкальное «пятиборье»

13 Караоке. Игра с болельщиками

Методические рекомендации

Список литературы

Приложения














Пояснительная записка

Данная методическая работа представляет собой структурированный материал реализованного педагогического проекта «Сольфеджиада-2009 «С Песней по жизни» (на материале спортивной массовой песни) - общегородского конкурса по сольфеджио.

С точки зрения жанра, является сценарием музыкально-теоретического соревнования (дополненного конкурсными заданиями, по тем или иным причинам не вошедшими непосредственно в обозначенное мероприятие).

Цель данной работы - обобщение и распространение коллективного педагогического опыта, приобретенного в процессе подготовки и проведения общегородского конкурса по сольфеджио в рамках внеклассной деятельности преподавателей дополнительного образования ДМШ и ДШИ.

В 2009 году по поручению городской методической секции преподавателей теоретических дисциплин г.Казани педагоги детских музыкальных школ Гильмханова Г.Ш. (ДМШ№8), Гималетдинова Н.Р. (ДМШ№2) и Петрова И.А. (ДМШ№10) подготовили и провели общегородское мероприятие «Сольфеджиада-2009 «С Песней по жизни» на материале спортивной массовой песни (конкурс по сольфеджио) среди учащихся средних классов ДМШ г. Казани.

Данное мероприятие - своеобразный отклик на победу Татарстана в заявке на проведение Универсиады в Казани в 2013 году, поэтому в качестве дополнения к теме внесено уточнение - «Навстречу Универсиаде!»

Организаторы разработали Положения и Условия проведения конкурса (см. приложения), определили его цели и задачи.

Цели и задачи:

  • Формирование интереса к музыкально-теоретическим дисциплинам

  • Поиск новых форм внеклассной работы

  • Повышение качества внеклассной работы преподавателей ДМШ и ДШИ.

  • Выявление и развитие творческого потенциала учащихся

  • Расширение общего музыкального кругозора

  • Развитие и закрепление практических навыков и знаний

  • Формирование позитивного отношения к предмету сольфеджио


Спорт в нашей стране и, особенно в наше время, не нуждается в рекламе и активной пропаганде. Развитие детского спортивного движения является частью внутренней политики нашего государства, которое заботится о здоровье и физическом развитии подрастающего поколения. Спорт становится национальной идеей и, своего рода, «доминантой» общественного внимания.

Наряду с этим, духовная составляющая личности современного человека остается не востребованной и не всегда созвучна с векторами вложения современных инвестиций и бюджетного финансирования. Вместе с тем, не нуждается в подтверждении тезис о том, что не только физически здоровая, но и художественно-обогащенная, нравственно-ориентированная и творчески развитая личность способна жить полноценной одухотворенной жизнью, рождать уникальные идеи и оригинальные способы решения проблем, аморфности и безликости противопоставлять гибкость и независимость мышления, самореализовываться в различных областях жизнедеятельности. Современная педагогика, независимо от содержания предмета обучения, призвана взращивать именно такой тип личности.

Особая роль в формировании и воспитании такого человека принадлежит музыке. Всем известно, что из всех искусств именно музыка оказывает наиболее сильное влияние на эмоциональную, интеллектуальную, духовную сферы личности.

В наше время пока еще существует уникальная по своей развернутости и масштабности система дополнительного музыкального образования, которая является одним из звеньев в цепи профессионального обучения. Детские музыкальные школы сильны своими традициями, фундаментальными академическими формами и методами обучения. Все наши достижения в области музыки, так или иначе, связаны с системой функционирования ДМШ, которая стала кузницей талантливых музыкантов, которыми гордится наша страна.

Но в настоящее время реалии таковы, что в профессию идут единицы, а огромная машина детского музыкального образования работает вхолостую, каждый раз спотыкаясь и тормозя, об очередные характерные интервалы и тритоны в «любимом» предмете сольфеджио или технические сложности в предмете по специальности.

Задача музыкальной школы на данном этапе состоит не только в том, чтобы готовить вдохновенных и ярких исполнителей, но и грамотных, заинтересованных и культурных слушателей, способных не только эмоционально, но и осмысленно воспринимать то или иное музыкальное произведение.

Данный проект, реализованный в виде общегородского мероприятия, формулирует цели и задачи, которые волнуют педагогов детских музыкальных школ г. Казани, готовых к новым, неординарным, креативным методам и формам работы с детьми.

Сама постановка целей и задач отражает стремление педагогов повлиять на существующее положение в практике преподавания одной из самых сложных дисциплин в рамках ДМШ.

Форма музыкального состязания учащихся - сольфеджиада - с одной стороны, отражает предмет соревнования (задания по сольфеджио) что дает возможность фокусировать внимание локально на целях и задачах предмета сольфеджио в музыкальной школе, с другой - перекликается с актуальной для нашего региона темой Универсиады.

Изначально, мы стремились максимально приблизить форму и содержание данного мероприятия к спортивной тематике. Практически все конкурсы ассоциировались с каким-либо видом спорта - «свободное плавание» (чтение ритмической партитуры), «тяжелая атлетика» (определение аккордов в аккордовой последовательности) и т. д.

Использовались атрибуты и внешние признаки спортивного состязания, такие, как спортивная форма (футболки разных цветов для обеих команд и ведущих), речевка, девиз, гимн Сольфеджиады и др.

Сольфеджиада проводилась в виде командного соревнования.

Принцип деления - четные и нечетные номера музыкальных школ (соответственно, по 9 игроков в каждой команде). Помимо основных участников, школы приготовили запасных игроков, которые также внесли свой вклад в общее дело.

В роли спортивных арбитров выступили преподаватели теоретических дисциплин Казанского музыкального колледжа им. В.И.Аухадеева.

Импровизационный характер многих конкурсных заданий сочетался с традиционными формами выявления и демонстрации знаний, связанными с выполнением определенных алгоритмов действия. Это способствовало психологически комфортному ощущению участников, которым, в силу своего возраста, достаточно сложно в полной мере самореализовываться в условиях непривычной обстановки. Опора на знакомые, отработанные действия позволило избежать излишнего волнения и эмоциональной перегрузки учащихся.

В рамках Сольфеджиады проходил дополнительный конкурс домашних заданий в номинации «музыкальная спортивная реклама», который перемежался с другими конкурсными заданиями, создавая яркий театрализованный образ и давал участникам основных состязаний возможность немного «перевести дух». Этот конкурс не ограничивался рамками формы, жанра или какой-либо стилистики. Школы, победившие в этой номинации, были отмечены специальными грамотами с различной формулировкой. Оценивались неординарность подхода к реализации задания, творческие находки, фантазия и выдумка конкурсантов.

Кроме того, несколько школ подготовили музыкальные номера для конкурса «музыкальное пятиборье». Силами учащихся специально были разучены произведения, отвечающие этому заданию.

Следует заметить, что каждая школа подошла комплексно к участию в Сольфеджиаде. Были задействованы учащиеся различных отделений и специальностей, которые, не будучи непосредственными участниками сольфеджийного соревнования, приняли посильное участие в подготовке и претворении дополнительных конкурсных заданий. Педагоги-инструменталисты проявили солидарность и оказали значимую помощь в подготовке этих учащихся.

В рамках сольфеджиады была проведена выставка детских рисунков, посвященная спортивной тематике.

Таким образом, широкий спектр музыкальной деятельности учащихся в ДМШ рассматривался сквозь призму вопросов, прорабатываемых на предмете сольфеджио, высвечивая его роль в общем образовательном процессе.

Негласной, не декларируемой целью данного проекта было привлечение внимания со стороны родителей учащихся к предмету сольфеджио, его содержанию и задачам. Известно, что родители, как правило, приводят детей в музыкальную школу с целью обучить их играть на том или ином инструменте, не всегда и не вполне понимая роли сольфеджио в общем музыкальном развитии ребенка, воспринимая эту дисциплину как нечто обязательное, но не нужное.

В процессе проведения данного мероприятия учащиеся музыкальных школ получили заряд положительных эмоций и оптимизма, столкнувшись с предметом сольфеджио с новой, непривычной для них стороны. Подчас скучные и не мотивированные ранее задания и упражнения заиграли для них новыми красками, обнаружив в себе привлекательные стороны. Игроков не сковывали рамки наукообразного теоретизирования, и даже сложные задания не вызывали чувства скуки или страха перед возможной ошибкой. Дети поверили в свои силы, на сольфеджиаде царил дух спортивного азарта и соревновательности, чувство командного партнерства, творческий порыв и импровизационность.

В качестве необходимого инструментария были использованы мультимедийные технологии: интернет, компьютерные программы Microsoft Office Paint, Microsoft Office Power Point, Sibelius, Finale, Adobe Audition, а также синтезатор, аудио и видео аппаратура.

Воплощение этого проекта нашло широкий отклик, как среди преподавателей, так и учащихся детских музыкальных школ г. Казани. Подготовительная стадия мероприятия включала в себя выявление внутри школы претендентов на участие в нем. Это активизировало педагогическую деятельность преподавателей, дав им стимул для поиска новых форм и актуализации отдельных методов и приемов обучения. С другой стороны, привлекло внимание учащихся к предмету сольфеджио, обнаружив в нем не страшного «зверя», которого нельзя приручить, а инструмент познания мира музыки, которым можно умело пользоваться и наслаждаться процессом, получая эстетическое удовольствие.

Проявление творческой инициативы в наше время становится неотъемлемой частью жизни современного человека. Инновация, как конечный результат интеллектуальной деятельности человека, его фантазии и творческого процесса внедряется во все сферы педагогики в целом и музыкальной в частности.

Проект Сольфеджиада «С песней по жизни», вливаясь в русло общих тенденций современной музыкальной педагогики, внес свой вклад в дело воспитания и развития гармоничной личности учащихся, обогатив их интеллектуальную, эмоциональную и духовную сферы.

Такая форма внеклассной деятельности представляется авторам проекта удобной и эффективной моделью работы с учащимися разных возрастных групп, а также отвечает вопросу гуманизации образования, который предполагает, в частности, «действенное уважение прав учащихся на получение таких знаний, которые обеспечат безболезненное и полноценное вхождение в самостоятельную жизнь, труд и в профессиональное образование». (kgau.ru/distance/mf_01/ped.../12_01.html )


Педагогические технологии, используемые в проекте:


  • Метод игрового обучения

  • Метод творческого подхода

  • Метод наглядного обучения

  • Метод работы с малыми группами

  • Репродуктивный метод обучения

Основная педагогическая технология, применяемая в проекте, это - игровое обучение

Характерные принципы игрового обучения, такие, как:

  • свободная развивающаяся деятельность, предпринимаемая по указанию учителя, но без его диктата и осуществляемая учениками по желанию, с удовольствием от самого процесса деятельности.

  • творческая, импровизационная, активная по своему характеру деятельность

  • эмоционально напряженная, приподнятая, состязательная, конкурентная деятельность.

  • деятельность, проходящая в рамках прямых и косвенных правил, отражающих содержание игры и элементов общественного опыта

  • деятельность, имеющая имитационный характер, в котором моделируется профессиональная или общественная среда жизни человека.

  • деятельность, обособленная местом действия и продолжительностью, рамками пространства и времени.1

- нашли свое воплощение в реализации авторского замысла.

Механизмы реализации проекта:


  • Определение стратегии выполнения работы, «мозговой штурм»

  • Поиск, подбор и проработка дидактического, музыкального и литературного материала

  • Творческий подход к разработке и формулировке конкретных заданий

  • Консультации и сотрудничество с коллегами

  • Использование новаторских педагогических методик и авторских идей

  • Применение мультимедийных технологий

  • Поддержка Управления культуры г. Казани и городской методической секции преподавателей теоретических дисциплин

Результативность:


  • Интенсификация учебно-воспитательного процесса

  • Повышение мотивации к обучению в целом, и изучению предмета сольфеджио в частности

  • Стремление к самореализации в различных видах деятельности

  • Обобщение коллективного педагогического опыта, создание творческих «лабораторий» и педагогических «мастерских»

  • Приобретение опыта творческой деятельности

Новизна:


  • Совмещение в рамках проекта значимой для региона темы с целями и задачами предмета сольфеджио.

  • Креативная форма постановки и реализация конкурсных заданий в музыкально-теоретическом соревновании

  • Использование широких ресурсов образовательного процесса в ДМШ в целом для реализации целей и задач предмета сольфеджио в данном проекте.

  • Введение нового жанра в контекст музыкально-теоретического соревнования (музыкально-спортивная реклама как презентация авторского мини-проекта).

Вступительная часть

В вестибюле школы, перед входом в зал, где будут проходить музыкальные соревнования по сольфеджио вывешена афиша, анонсирующая данное мероприятия. (см. приложения). Зал украшен картинами и фотографиями на тему спорта. В центре - эмблема Универсиады -2013. На стендах расположены детские рисунки спортивной тематики, выполненные учащимися школ - участников Сольфеджиады.

Зрители собираются и располагаются в зале под музыку, которая создает праздничное настроение и предвосхищает начало события. В это время, в другом помещении проходит регистрация участников, которые разделяются на две команды. Принцип деления прост: четные и нечетные номера музыкальных школ. Дети уже в спортивной форме - футболки разных цветов для обеих команд, им выдаются таблички - бейджики с именами участников и названиями команд, организаторы настраивают участников на игру, кратко комментируя некоторые задания.

Наконец, все «болельщики» в сборе, звучат фанфары и в зал под звуки мелодии «Марш веселых ребят» И. Дунаевского входят участники Сольфеджиады.

На авансцену выходят ведущие с приветственным словом.

1 ведущий:

Добрый день, дорогие друзья! Исэнмесез, кадерле дуслар!

Мы рады приветствовать вас на Сольфеджиаде «С песней по жизни»!

Наши музыкальные состязания посвящены знаменательному событию - Универсиаде, которая пройдет в нашем городе в 2013 году.

2 ведущий:

Первые спортивные международные студенческие игры прошли в Париже в 1923 году, а с 1953 года они приобрели свое нынешнее наименование - Универсиада. В настоящее время летние и зимние студенческие игры проводятся раз в два года по нечетным годам. Эмблема Универсиады - латинская буква U и пять разноцветных звезд, символизирующие пять континентов. При награждении призеров звучит международный студенческий гимн - Гаудеамус.

1 ведущий:

Наша Сольфеджиада тоже имеет свой гимн!

В исполнении участников звучит гимн «Сольфеджиады» на мотив известного канона «Пусть грянет буря…» (французская мелодия) с авторским текстом.

Обе команды поют a capella каноном в два голоса, текст и мелодия канона были разучены заранее, вместе же, команды поют впервые. Предварительно, в организационной части, ведущие оговаривают шаг канона, примерный темп и очередность вступления

1. С песней по жизни

Все мы идем.

И на сольфеджио (3 раза)

Дружно поем!

2. Пусть бьются в такт сердца

В зале у всех.

И всем нам хочется (3 раза)

Верить в успех!

3. Хоть чемпионами

Можем не стать,

Но все готовы мы (3 раза)

Здесь побеждать!

4. Пусть льется музыка

И звонкий смех!

Радость разделим мы (3 раза)

Дружно на всех!

1 ведущий:

Итак, Сольфеджиада-2009 « С песней по жизни!» считается открытой!

Слово предоставляется зав. городской секцией преподавателей теоретических дисциплин, преподавателю Казанского музыкального колледжа им. И.В.Аухадеева Мухтаровой Галие Наилевне.

2 ведущий:

А сейчас мы познакомимся с командами. Итак, команда «Темп»!

Команда «Темп» произносит свою речевку и девиз:

Что такое темп?

Это скорость шага.

Что такое шаг?

Это доля такта!

Чтобы дружно побеждать

Будем в темпе мы играть!

1 ведущий: Команда «Ритм»!

Команда «Ритм» произносит свою речевку и девиз:

В ритме мы играем,

Дружно побеждаем!

Слушай, думай, не зевай,

Чувство ритма развивай!

1 задание

Канон «Зарядка»

(выполнение движений по рисунку в форме двигательного канона)

Сценарий музыкально-теоретического соревнования Сольфеджиада «С песней по жизни»


1 ведущий:

Каждое утро мы начинаем с зарядки. Наши состязания мы тоже решили начать с физических упражнений. Перед вами веселые человечки, выполняющие определенные движения. Внимательно просмотрите эти рисунки, а мы покажем, как надо выполнять это задание. (Ведущие под специально подобранную музыку иллюстрируют данное задание). Вы уже поняли, что мы делали музыкальную зарядку в виде канона.

На специальных стендах установлены плакаты с графическим изображением задания.

Каждая команда делится на два «голоса». Обе команды выполняют задание по-очереди, у каждой свое музыкальное сопровождение. (песни Л.Батыр-Булгари «Песенка юного физкультурника» - для одной команды, «Кулчатыр» - для другой.) Принципиального значения не имеет, какой музыкальный материал будет использоваться в данном задании, главное, чтобы это была двух- или четырехдольная музыка.



















Задание для 1-й команды:

Сценарий музыкально-теоретического соревнования Сольфеджиада «С песней по жизни»

Задание для 2-й команды:

Сценарий музыкально-теоретического соревнования Сольфеджиада «С песней по жизни»


2 задание

Интеллектуальная разминка

Сценарий музыкально-теоретического соревнования Сольфеджиада «С песней по жизни»

Ведущий задает теоретические вопросы из курса сольфеджио за пятый класс. Каждый игрок при ответе держит в руке флажок, который потом передает следующему члену своей команды. Жюри отметило этот момент как своеобразную помощь в их работе, т. к. наглядно видно, кто из детей отвечает на конкретный вопрос ведущего. Кроме того, этот спортивный элемент создает своеобразный видеоряд, вызывающий ассоциации со спортивным соревнованием (передача эстафеты).

Вопросы для 1-й команды:


  • -Интервал, включающий в себя 4 ступени, пять полутонов?

  • -Как называется аккорд, состоящий из ч.4 и б.3?

  • -Знак, отменяющий повышение и понижение звука?

  • -Аккорд, состоящий из м.3 и ч.4?

  • -В Ля мажоре при ключе три диеза или три бемоля?

  • -Ритмическая группа из 3 нот, равная четверти?

  • -Вид минора с повышенными VІ и VΙΙ ступенями?

  • -Трезвучие из малых терций?

  • -Аккорд, состоящий из 4-х звуков, расположенных по терциям?

  • -Интервал, состоящий из трех тонов?

  • -Не совпадение метрических и ритмических долей (или перенос акцента с сильной доли такта на слабую долю)?

  • -Перенос нижнего звука интервала на октаву вверх или верхнего на октаву вниз?

  • - Как называются мажорные и минорные тональности с общей тоникой (І ступенью)?

  • -Как называются тональности, имеющие общие ключевые знаки, но разные тоники?

  • - Мажорная тональность с тремя бемолями при ключе?

  • -В какой минорной тональности при ключе два диеза

  • -Какой квартсекстаккорд строится на ІΙ ступени лада?


Вопросы для второй команды:

  • -Интервал, включающий в себя 5 ступеней, 7 полутонов?

  • -Семиступенный лад, на І ступени которого образуется б.3

  • -б.3 обращается в …

  • -В какой минорной тональности при ключе 3 диеза?

  • -«Ре, фа диез, ля» - мажорное или минорное трезвучие?

  • -Как называется трезвучие на V ступени мажора или минора?

  • -м.7 обращается в…

  • -«Ре, соль, си бемоль» - это мажорный или минорный квартсекстаккорд?

  • - Какой секстаккорд строится на VΙ ступени лада?

  • -Назовите одним словом ув.4 и ум.5

  • -На какой ступени лада строится тонический квартсекстаккорд?

  • -На какой ступени строится субдоминантовый квартсекстаккорд?

  • -Сколько ступеней в б.7?

  • -В какой мажорной тональности при ключе три бемоля

  • -Сколько ступеней в м.6?

  • -«Ми, соль, до» - это мажорный или минорный секстаккорд?

  • -«До, фа, ля бемоль» - это трезвучие или квартсекстаккорд?

  • -Какие знаки при ключе в до миноре?

  • -Вид минора с повышенной VІІ ступенью?

Жюри оценивает точность и скорость ответов.






3 задание

Слуховая стрельба по цели.

Сценарий музыкально-теоретического соревнования Сольфеджиада «С песней по жизни»

Попади в цель интервалом

На стенде находятся заранее приготовленные две большие мишени с яркими кругами в три цвета. Каждой команде определяется одна мишень для «стрельбы» интервалом и аккордом.

Участникам команды раздаются карточки с обозначением интервала:

№ участника

1

2

3

4

5

6

7

8

9

интервал

б2

м2

б3

м3

ч4

ч5

м6

б6

м7

Первый участник команды поднимает свою карточку. Для него ведущий играет поочередно три разных интервала, среди которых один интервал его. Если интервал звучит первым, то участник прикрепляет карточку на первый внешний круг. Если указанный интервал звучит вторым, то карточка приклеивается на второй круг мишени. Если интервал звучит третьим, то карточка прикрепляется на третий круг.

Таким образом, каждый участник должен услышать каким по счету сыграли его интервал (первым, вторым или третьим) и приклеить карточку на соответствующий круг мишени.

А в это время другая команда строит и записывает интервальную и аккордовую цепочку. Задание проводится в письменной форме и индивидуально оценивается для каждого участника в 1 балл. Условием задания предусмотрено построение интервальной цепочки в скрипичном ключе, а аккордовой цепочки в басовом ключе.

Каждый новый интервал или аккорд строится от последнего звука, который возникает при построении очередного созвучия. При этом в интервальной цепочке ряд интервалов начинается и заканчивается нотой «ре», в аккордовой - нотой «соль»

Интервальная цепочка:

Сценарий музыкально-теоретического соревнования Сольфеджиада «С песней по жизни»

Аккордовая цепочка:

Сценарий музыкально-теоретического соревнования Сольфеджиада «С песней по жизни»

Попади в цель аккордом

Участникам команды раздаются карточки с обозначением аккорда:

№ участника

1

2

3

4

5

6

7

8

9

аккорд

М53

m53

M6

m6

M64

m64

ум53

D7

m53










Для каждого участника играется по три аккорда в разных регистрах. Учащийся должен услышать каким по счету (первым, вторым или третьим) прозвучал его аккорд и соответственно приклеить карточку на первый, второй или третий круг мишени.

На карточки с интервалами и аккордами с обратной стороны приклеивается двусторонний скотч. Участники снимают верхнюю пленку и приклеивают карточку на нужный круг мишени.

Далее команды меняются заданиями. Первая команда переходит к выполнению письменного задания с интервальными и аккордовыми цепочками. Вторая команда получает карточки для стрельбы по мишени интервал и аккордом:

Карточки для стрельбы интервалом:

№ участника

1

2

3

4

5

6

7

8

9

интервал

б2

м2

б3

м3

ч4

м6

б6

м7

ч5

Карточки для стрельбы аккордом:

№ участника

1

2

3

4

5

6

7

8

9

аккорд

М53

m53

M6

m6

M64

m64

ум53

D7

m53

Для записи интервальной и аккордовой цепочек были приготовлены следующие листочки:

Игровое задание ведущего для стрельбы интервалом (команда 1):

№ участника

Первый интервал

Второй интервал

Третий интервал

1

б6

ч4

б2

2

м6

м2

ч5

3

ч8

б3

м6

4

м3

б7

ч4

5

ч4

м3

б7

6

б3

ч5

м2

7

б7

м6

б3

8

б6

б2

м3

9

б3

м7

б2

Игровое задание ведущего для стрельбы аккордом (команда 1):

№ участника

Первый аккорд

Второй аккорд

Третий аккорд

1

m6

D7

M53

2

M64

m53

M6

3

M6

D7

m64

4

M64

D7

m6

5

ум53

m53

M64

6

m64

D7

M53

7

M6

ум53

M64

8

D7

m6

M53

9

D7

m53

M64

Игровое задание ведущего для стрельбы интервалом (команда 2):

№ участника

Первый интервал

Второй интервал

Третий интервал

1

м6

б2

ч4

2

ч5

б6

м2

3

б3

ч5

б7

4

м3

б6

м7

5

м6

ч4

б2

6

б3

б7

м6

7

б6

м3

м7

8

м2

м7

ч5

9

б3

ч5

б7

Игровое задание ведущего для стрельбы аккордом (команда 2):

№ участника

Первый аккорд

Второй аккорд

Третий аккорд

1

m6

M53

D7

2

m53

M64

ум53

3

D7

M6

m64

4

M64

D7

m6

5

ум53

M64

m53

6

D7

M53

m64

7

M6

ум53

M64

8

D7

m6

M53

9

m53

D7

M64


Методический материал для жюри


Лист ответов для выставления оценок участникам за стрельбу по мишени.


1 команда:

Сценарий музыкально-теоретического соревнования Сольфеджиада «С песней по жизни»

1 круг: м3 ч4 б6 М6 m64 D7

2 круг: м2 б3 ч5 м6 м7 m53 ум53 m53

3 круг: б2 M53m6M64





Методический материал для жюри


Лист ответов для выставления оценок участникам за стрельбу по мишени.


2 команда:

Сценарий музыкально-теоретического соревнования Сольфеджиада «С песней по жизни»

1 круг: б3 м3 б6 m53D7 m53

2 круг: б2 ч4 ч5 м7 M53M6 ум53 M64

3 круг: м2 м6 m6m64


4 задание

Тяжелая атлетика

Сценарий музыкально-теоретического соревнования Сольфеджиада «С песней по жизни»

В этом конкурсе в качестве тяжелого снаряда борьбы выступают не отдельные звуки или интервалы, а аккорды. Обе команды получают аккордовую последовательность в письменном виде. Каждый участник должен самостоятельно определить тональность и подписать аккорды. В каждом задании определенное количество созвучий - по числу игроков в каждой команде (в нашем случае их девять). Выполнив письменную часть задания, ребята исполняют последовательность аккордов по цепочке - каждый свой.

Достаточно простое на первый взгляд задание предполагает умение работать в коллективе, т. к. требуется общая настройка на тональность. Кроме того, для успешного выполнения этого задания, необходимы мобильность и реакция, а также чувство лада и чистота интонации.

Задание для первой команды:

Сценарий музыкально-теоретического соревнования Сольфеджиада «С песней по жизни»

Задание для второй команды:

Сценарий музыкально-теоретического соревнования Сольфеджиада «С песней по жизни»

Жюри, проверив подписанные аккордовые последовательности, оценивает музыкальную грамотность (правильность ответов) участников команды, а после пропевания аккордов - точное интонирование каждого игрока. Суммируя все эти показатели, выставляется определенное количество баллов каждой команде.

5 задание

Ритмическая эстафета


Сценарий музыкально-теоретического соревнования Сольфеджиада «С песней по жизни»


Игроки обеих команды выстраиваются в две колонны лицом к зрителям и жюри. Капитаны команд вытягивают две карточки из четырех предложенных с одинаковым ритмическим рисунком. Затем по сигналу, как эстафету, передают ритмическую фразу впередистоящему игроку путем простукивания ее по его спине. Этот игрок в свою очередь передает следующему то, что сумел воспринять и запомнить. Данное соревнование напоминает детскую игру «глухой телефон», только вместо слов передается ритм. Последний игрок в колонне, получив ритмическое сообщение, записывает его и демонстрирует жюри и зрителям. Обе команды работают с одним и тем же ритмическим заданием. Игра проходит в два круга, т.е. два разных ритмических послания проходят через спины и пальцы участников соревнования.

Жюри оценивает как правильность, так и скорость выполнения задания.

Схема расположения команд в этом конкурсе:

Сценарий музыкально-теоретического соревнования Сольфеджиада «С песней по жизни»

Задания для ритмической эстафеты:


1

Сценарий музыкально-теоретического соревнования Сольфеджиада «С песней по жизни»

2

Сценарий музыкально-теоретического соревнования Сольфеджиада «С песней по жизни»

3

Сценарий музыкально-теоретического соревнования Сольфеджиада «С песней по жизни»

4

Сценарий музыкально-теоретического соревнования Сольфеджиада «С песней по жизни»

6 задание

Ритмическое ориентирование

Сценарий музыкально-теоретического соревнования Сольфеджиада «С песней по жизни»

В зале, помимо основных игроков находится т.н. «группа поддержки», состоящая из запасных игроков. Им также предоставляется возможность проявить свои умения, выполнив это задание. Ребята демонстрируют свое умение ориентироваться в размерах 3/4 и 6/8.

Наиболее часто встречающаяся ошибка учащихся в работе с этими размерами - неправильная группировка длительностей.

Задание заключается в следующем. Из предложенных ритмических карточек нужно выложить 4 такта в размере 3/4 - задание для одной команды и в размере 6/8 - для другой. При этом необходимо соблюдать точную группировку, соответствующую каждому размеру.

На стенде демонстрируется несколько вариантов ритмических группировок в разных размерах (24, 3/4, 4/4, 3/8, 6/8), но при этом размер не указывается. У каждого варианта свой номер. Команда называет номера выбранных карточек, зафиксировав свой выбор перед жюри и зрителями, затем выкладывает из них 4 такта из набора также пронумерованных ритмических карточек, который находится на отдельном столе.

Сценарий музыкально-теоретического соревнования Сольфеджиада «С песней по жизни»

7 задание

Художественная гимнастика

Сценарий музыкально-теоретического соревнования Сольфеджиада «С песней по жизни»

В этом задании обе команды имеют возможность продемонстрировать теоретические знания и проявить свои творческие способности.

На стендах расположены карточки с изображением задания в виде последовательности определенных рисунков. Внутри каждого рисунка имеется запись с обозначением интервала, которому соответствует каждая геометрическая фигура (см. мультимедийное приложение). Ведущий объясняет, что данные рисунки представляют собой схематическое строение аккордов:

Сценарий музыкально-теоретического соревнования Сольфеджиада «С песней по жизни»- Мажорное трезвучие (большой желтый треугольник - б3, маленький - м3.)

Сценарий музыкально-теоретического соревнования Сольфеджиада «С песней по жизни»- Мажорный квартсекстаккорд (синий квадрат - ч4, большой желтый треугольник - б3.)

Сценарий музыкально-теоретического соревнования Сольфеджиада «С песней по жизни»- Мажорный секстаккорд (маленький зеленый треугольник - м3, синий квадрат - ч4.)

Сценарий музыкально-теоретического соревнования Сольфеджиада «С песней по жизни»- Минорное трезвучие (маленький зеленый треугольник - м3, большой желтый треугольник - б3.)

Сценарий музыкально-теоретического соревнования Сольфеджиада «С песней по жизни»- Минорный квартсекстаккорд (синий квадрат - ч4, маленький зеленый треугольник - м3.)

1 вариант:

Под каждым рисунком подписаны ступени, на которых строятся данные аккорды. Для одной команды аккордовая последовательность дана в мажоре, для другой - в миноре. ( Ре мажор и ре минор).

Ре мажор:

Сценарий музыкально-теоретического соревнования Сольфеджиада «С песней по жизни»Сценарий музыкально-теоретического соревнования Сольфеджиада «С песней по жизни»Сценарий музыкально-теоретического соревнования Сольфеджиада «С песней по жизни»Сценарий музыкально-теоретического соревнования Сольфеджиада «С песней по жизни»Сценарий музыкально-теоретического соревнования Сольфеджиада «С песней по жизни»

І І І VІІ І

Ре минор:

Сценарий музыкально-теоретического соревнования Сольфеджиада «С песней по жизни»Сценарий музыкально-теоретического соревнования Сольфеджиада «С песней по жизни»Сценарий музыкально-теоретического соревнования Сольфеджиада «С песней по жизни»Сценарий музыкально-теоретического соревнования Сольфеджиада «С песней по жизни»Сценарий музыкально-теоретического соревнования Сольфеджиада «С песней по жизни»

І І І VІІ І

По интервальному строению и ступеням ребята должны определить функциональную принадлежность каждого аккорда в ладу.

После теоретического анализа, участники переходят к следующему этапу конкурса. Один член команды играет эти аккорды, другой «художественно» импровизирует мелодию, которую, на его взгляд, можно сложить на этой гармонической основе.

Жюри оценивает интонационную точность исполнения, мелодическое и ритмическое разнообразие импровизации.

2 вариант:

Из предложенных аккордов нужно сначала составить аккордовую цепочку, затем так же импровизировать мелодию:

Сценарий музыкально-теоретического соревнования Сольфеджиада «С песней по жизни»Сценарий музыкально-теоретического соревнования Сольфеджиада «С песней по жизни»Сценарий музыкально-теоретического соревнования Сольфеджиада «С песней по жизни»Сценарий музыкально-теоретического соревнования Сольфеджиада «С песней по жизни»

Сценарий музыкально-теоретического соревнования Сольфеджиада «С песней по жизни»Сценарий музыкально-теоретического соревнования Сольфеджиада «С песней по жизни»



8 задание

Музыкальные "гонки"

Сценарий музыкально-теоретического соревнования Сольфеджиада «С песней по жизни»

В этом задании используются две песни А.Пахмутовой: "Трус не играет в хоккей" и "Птица - счастья"

Сценарий музыкально-теоретического соревнования Сольфеджиада «С песней по жизни»Сценарий музыкально-теоретического соревнования Сольфеджиада «С песней по жизни»

Перед каждой командой ставятся несколько задач. Участники одной команды должны просольфеджировать песню "Трус не играет в хоккей", транспонировав мелодию на большую секунду вверх (т.е. в фа мажоре), участники другой команды должны просольфеджировать песню "Птица - счастья", транспонировав на малую секунду вниз (соответственно в си миноре). Далее каждая песня исполняется участниками команд под минусовую фонограмму. Сложность задания заключается в умении уложиться в ритм фонограммы и успеть точно озвучить ноты в новой тональности.

9 задание

Игра со зрителями

Сценарий музыкально-теоретического соревнования Сольфеджиада «С песней по жизни»

Зал заполнен зрителями, которые не просто лицезреют, но переживают и «болеют» за определенную команду или игрока. Это родители, одноклассники, а также преподаватели участников соревнования.

Соревновательность в этой части носит условный характер. Здесь важен не результат, а сам процесс. Тем не менее, есть возможность порадовать себя и преподавателей правильными ответами.

1-й круг задания - для учеников. Ведущий, под ритмический аккомпанемент синтезатора, заданный в определенном стиле и темпе, поет интервальную цепочку, перемежающуюся паузами, во время которых звучит ответ - название этого интервала.

2-й круг - для преподавателей. Задание аналогичное, но вместо интервалов нужно определить аккорды.

Задание первое (определить интервалы):

Сценарий музыкально-теоретического соревнования Сольфеджиада «С песней по жизни»

Задание второе (определить аккорды):

Сценарий музыкально-теоретического соревнования Сольфеджиада «С песней по жизни»

10 задание

Свободное плавание

Сценарий музыкально-теоретического соревнования Сольфеджиада «С песней по жизни»

Это задание представляет собой чтение и исполнение ритмической партитуры под определенную музыкальную фонограмму. В качестве фонограммы можно использовать любое четырех дольные произведение. В нашем конкурсе это знакомый для них «Веселый ветер» И.Дунаевского (один куплет), который был включен в перечень обязательных произведений для подготовки к сольфеджиаде.

Ведущие разъясняют суть данного конкурса.

Командам предлагаются шумовые инструменты в равном количестве (барабаны, румбы, бубны, ложки, треугольники, трещотки, маракасы и др.). Участники, прослушав музыкальное произведение, выбирают по своему усмотрению определенные инструменты, подходящие, по их мнению, для его ритмического сопровождения.

Капитаны выбирают для своей команды (путем жеребьевки) порядок выступления и вариант ритмической партитуры, в которой задания примерно одинакового уровня сложности. Используются такие ритмические фигуры, как синкопа, пунктирный ритм, четверть с точкой и восьмая.

Жюри оценивает точность прочтения ритмического рисунка, выбор инструментов, распределение их по голосам, неординарный подход к распределению инструментов (время вступления, продолжительность звучания и т. д.), слаженность исполнения. Кроме того, участникам предоставляется возможность проявить инициативу и включить в инструментальный набор какой-либо незапланированный «инструмент» тела - хлопки, шлепки и т. д. Игроки также имеют право добавить дополнительный ритмический «голос». В этом случае необходимо рассчитать свои силы, в противном случае, вместо бонусов в виде дополнительных баллов за творческий подход, команды рискуют сбиться и провалить задание, пустившись в «свободное плавание» в океане возможностей… Ребята коллегиально определяют стратегию выполнения задания, для этого им отводится определенное время.

После выполнения нескольких конкурсных заданий жюри озвучивает текущий результат соревнования, который специальный «счетчик» суммирует и выставляет на табло. Зрители и игроки имеют возможность наглядно следить за изменениями в счете.

Задания для 1-й команды:

Сценарий музыкально-теоретического соревнования Сольфеджиада «С песней по жизни»

Задания для 2-й команды:

Сценарий музыкально-теоретического соревнования Сольфеджиада «С песней по жизни»

11 задание

Вокальная эстафета с ритмическими препятствиями.

Сценарий музыкально-теоретического соревнования Сольфеджиада «С песней по жизни»

К этому состязанию подготовлены нотные тексты двух песен И.Дунаевского. Это «Спортивный марш» и «Песня о веселом ветре».

Каждый участник команды получает свой экземпляр. Ведущий объясняет суть заданий. Запев песни должен быть пропет по цепочке (каждому из игроков достается своя вокальная фраза).

Припев исполняется всей командой, но появляются «препятствия» в виде ритмического сопровождения.

Жюри оценивает чистоту интонации и умение точно воспроизводить ритмический рисунок, который участники читают с листа.





«Спортивный марш»

Запев:

Сценарий музыкально-теоретического соревнования Сольфеджиада «С песней по жизни»




«Песня о веселом ветре»

Запев:

Сценарий музыкально-теоретического соревнования Сольфеджиада «С песней по жизни»




«Спортивный марш»

Припев:

Сценарий музыкально-теоретического соревнования Сольфеджиада «С песней по жизни»




«Песня о веселом ветре»

Припев:

Сценарий музыкально-теоретического соревнования Сольфеджиада «С песней по жизни»



12 задание

Музыкальное пятиборье

Сценарий музыкально-теоретического соревнования Сольфеджиада «С песней по жизни»

Это задание по форме представляет собой музыкальное тестирование. В трех предложенных музыкальных произведениях команды должны определить элементы музыкальной речи - тональность, размер, лад, жанр и форму.

Каждый участник получает бланк - тест, который он должен заполнить самостоятельно. В каждом тесте необходимо заполнить пять разделов, каждый из которых соответствует той или иной характеристике музыкального произведения. В тесте предложены несколько вариантов ответа, какой из них правильный игрок решает сам.

Жюри анализирует каждый ответ и выставляет общий балл для одной команды. С одной стороны, это индивидуальное задание, с другой - от варианта ответа каждого участника зависит результат команды в целом.

Заполняя раздел «тональность», участники пользуются подсказкой на стенде, где указываются ключевые знаки. Слыша лад и видя ключевые знаки, можно сделать вывод о том, в какой тональности написано музыкальное произведение, которое звучит в данный момент.

Используемые музыкальные произведения:

1 А.Гречанинов Вальс F dur.

2 П.Чайковский Полька B dur.(из «Детского альбома»)

3 С.Прокофьев Марш С dur.

тональность

? ? ?

Размер

2/4, 3/4, 4/4, 6/8

Лад

Мажор, минор

Жанр

Вальс, марш, песня, полька, мазурка, тарантелла, полонез

Форма

2-х частная, 3-х частная, вариации, рондо, куплетная



13 задание

Караоке с болельщиками.

Сценарий музыкально-теоретического соревнования Сольфеджиада «С песней по жизни»

Это задание становится финальным. У «финишной черты» встречаются команды игроков и болельщиков. Исполняемые песни либо связаны со спортивной тематикой, либо объединены общим приподнятым и жизнеутверждающим настроением. («В здоровом теле - здоровый дух» - этот девиз становится ключевым на данном этапе соревнования). И совершенно ясно, что в этом состязании побеждает дружба. (список исполняемых песен см. в приложении)

Пока ребята заняты делом, жюри подводит окончательные итоги соревнования.

Итак, победители названы, игра подошла к концу.

Звучит финальная песня, в исполнении всех участников соревнования.

Финальная песня:

(на мотив песни А.Пахмутовой «До свиданья, Москва»)

В нашем зале становится тихо

И сегодня турнир завершен,

Мы играли, смеялись, шутили

И ничуть не жалеем о том.

Через год соберемся мы снова

Попытаться жюри покорить,

Но всех этих прекрасных мгновений

Никому никогда не забыть.

Припев:

Расстаются друзья,

Остается в сердце нежность,

Будем дружбу беречь,

До свиданья, до новых встреч!

Методические рекомендации

В качестве дополнения к методической работе прилагается мультимедийная версия видеоряда конкурса (слайдшоу, выполненное в программе Power Point 2007.

В данном сценарии музыкально-теоретического состязании авторы предлагают для использования конкурсные задания, охватывающие те или иные области знаний и умений учащихся в рамках образовательной программы 5 - го класса ДМШ и ДШИ. В зависимости от возраста предполагаемых участников соревнования, можно варьировать и изменять конкретное содержание заданий, адаптировав их к определенной возрастной категории учащихся, сокращать или вносить новые конкурсы. Музыкальный материал также предлагается выбирать по своему усмотрению (музыкальное сопровождение к конкурсу «Зарядка», задание для конкурса «Музыкальное пятиборье», «Музыкальные гонки» и др.).

7 и 9 задания непосредственно в Сольфеджиаде не использовались, однако авторы сочли возможным включить их в данную методическую работу в виде возможных «виртуальных» вариантов конкурсных заданий.






Список использованной литературы


  • Батыр - Булгари Л. «Песенка юного физкультурника» сл. Валеевой Р. / Сб. Песни для детей «Звонче пой, соловушка». Компьютерный набор Казань 2000 г., СД Батыр-Булгари Л. «Эх, пляшут наши сапожки!» Караоке (фонограммы без голоса)

  • Батыр - Булгари Л. «Кулчатыр» («Зонтик») сл. Амака Ф. / Сб. Песни для детей «Звонче пой, соловушка». Компьютерный набор Казань 2000 г., СД Батыр-Булгари Л. «Эх, пляшут наши сапожки!» Караоке (фонограммы без голоса)

  • Гладков Г. «Песенка друзей» из м/ф «Бременские музыканты» DVD 4000 песен. Караоке с бэк вокалом. Версия 5.

  • Дунаевский И. «Песенка о капитане» сл. Лебедева - Кумача В. DVD 4000 песен. Караоке с бэк вокалом. Версия 5.

  • Дунаевский И. «Веселый ветер» сл. Лебедева - Кумача В. из к/ф «Дети капитана Гранта» DVD 4000 песен. Караоке с бэк вокалом. Версия 5.

  • Дунаевский И. «Марш веселых ребят» из к/ф «Веселые ребята» » DVD 4000 песен. Караоке с бэк вокалом. Версия 5.

  • Дунаевский И. «Спортивный марш» сл. Лебедева - Кумача В. DVD 4000 песен. Караоке с бэк вокалом. Версия 5.

  • В. Жилин Материалы авторских семинаров-практикумов

  • Лепин А. «Песенка о хорошем настроении» сл. Коростылева В. . DVD 4000 песен. Караоке с бэк вокалом. Версия 5.

  • Пахмутова А. «Птица - счастье» сл. Добронравова Н. / сб. А.Пахмутова Песни для голоса (хора) в сопровождении фортепиано (баяна). Всесоюзное издательство «Советский композитор»; М. 1976 г. DVD 4000 песен. Караоке с бэк вокалом. Версия 5.

  • Пахмутова А. «Трус не играет в хоккей» сл. Гребенникова С. и Добронравова Н. / сб. А.Пахмутова Песни для голоса (хора) в сопровождении фортепиано (баяна). Всесоюзное издательство «Советский композитор»; М. 1976 г. DVD 4000 песен. Караоке с бэк вокалом. Версия 5.

  • Пахмутова А. «До свиданья, Москва» сл. Добронравова Н. . / сб. А.Пахмутова Песни для голоса (хора) в сопровождении фортепиано (баяна). Всесоюзное издательство «Советский композитор»; М. 1976 г. DVD 4000 песен. Караоке с бэк вокалом. Версия 5.

  • Е.Поплянова «Игровые каноны на уроках музыки» Москва «Владос» 2002


Приложения











Положение

О «Сольфеджиаде-2009» «С песней по жизни» (на материале спортивной массовой песни) среди учащихся средних классов ДМШ и ДШИ Управления культуры Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани.

Учредители и организаторы:

Мэрия г.Казани, Управление культуры Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани, городская секция преподавателей теоретических дисциплин Детских музыкальных школ и Детских школ искусств г. Казани.

Цели и задачи:

  • Формирование интереса к музыкально-теоретическим дисциплинам

  • Поиск новых форм внеклассной работы

  • Повышение качества внеклассной работы преподавателей ДМШ и ДШИ.

  • Выявление и развитие творческого потенциала учащихся

  • Расширение общего музыкального кругозора

  • Развитие и закрепление практических навыков и знаний

  • Формирование позитивного отношения к предмету сольфеджио

Участники:

Учащиеся средних классов ДМШ и ДШИ (5 класс в семилетнем курсе обучения).

Условия и порядок проведения:

«Сольфеджиада-2009» проводится 28 февраля 2009 года в 10.00 в здании ДМШ№2 г. Казань, ул. Забайкальская (Баруди), д.25-а.

Заявка и вступительный взнос в размере 200 рублей принимается до 30 декабря 2008 года по адресу: г. Казань, ул. Забайкальская (Баруди), д.25-а ДМШ №2. тел.544-58-93 (Гималетдинова Наиля Рафиковна) или г. Казань, ул. Зорге, д.71 ДМШ№8. тел.268-66-02 (Гильмхановой Гульсине Шамилевне).

В заявке необходимо указать фамилию, имя учащегося, год рождения специальность класс, номер школы, а также фамилию, имя, отчество преподавателя по сольфеджио.

Жюри:

Преподаватели Казанского музыкального колледжа им. И.В.Аухадеева.

Подведение итогов:

Участники «Сольфеджиады» награждаются дипломами и подарками, преподаватели благодарственными письмами.

Условия

Проведения «Сольфеджиады-2009» «С песней по жизни» (на материале спортивной массовой песни) среди учащихся средних классов ДМШ и ДШИ Управления культуры исполнительного комитета муниципального образования г. Казани.

Сольфеджиада проводится в виде командного соревнования и предусматривает следующие виды заданий:

  • Знание тональностей до 4-х знаков включительно. Диатонические интервалы. Главные трезвучия с обращениями. Доминантовый септаккорд. Три вида трезвучий (мажорное, минорное, уменьшенное). Обращения мажорного и минорного трезвучий. Триоль. Пунктирный ритм. Синкопа.

  • Определение на слух: интервалы и аккорды вне лада.

  • Работа над ритмом: озвучить ритмическую партитуру, ритмический канон с включением пунктирного ритма, синкопы.

  • Интонирование: пение песен, транспонирование на секунду вверх или вниз. Пение интервалов и аккордов в ладу.

  • Определение жанра и элементов музыкальной речи в прослушанном произведении.

Перечень обязательного песенного материала:

1. А.Пахмутова «Трус не играет в хоккей»

2. А.Пахмутова «До свидания, Москва»

3. А.Пахмутова «Птица счастья»

4. И.Дунаевский «Спортивный марш»

5. И.Дунаевский «Веселый ветер»





Сценарий музыкально-теоретического соревнования Сольфеджиада «С песней по жизни»

Сценарий музыкально-теоретического соревнования Сольфеджиада «С песней по жизни»

Сценарий музыкально-теоретического соревнования Сольфеджиада «С песней по жизни»

Сценарий музыкально-теоретического соревнования Сольфеджиада «С песней по жизни»

Сценарий музыкально-теоретического соревнования Сольфеджиада «С песней по жизни»

Команда «Ритм»

Сценарий музыкально-теоретического соревнования Сольфеджиада «С песней по жизни»

Сценарий музыкально-теоретического соревнования Сольфеджиада «С песней по жизни»

Команда «Темп»





Музыкально - спортивная реклама

Сценарий музыкально-теоретического соревнования Сольфеджиада «С песней по жизни»


Сценарий музыкально-теоретического соревнования Сольфеджиада «С песней по жизни»


Сценарий музыкально-теоретического соревнования Сольфеджиада «С песней по жизни»





Сценарий музыкально-теоретического соревнования Сольфеджиада «С песней по жизни»

1 ru.wikipedia.org/.../Игровое обучение В. Кругликов, 1999

52


© 2010-2022