- Преподавателю
- Музыка
- Урок сольфеджио в 8 классе по теме: Альтерированнные аккорды S-группы в тональном задании
Урок сольфеджио в 8 классе по теме: Альтерированнные аккорды S-группы в тональном задании
Раздел | Музыка |
Класс | 8 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Иващенко Т.Н. |
Дата | 25.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Методические рекомендации к уроку в VIII классе по теме: «Альтерированные аккорды группы: , , и , , , в тональном задании в E-dur (гармоническом)».
Эта тема занимает одно из важных мест в процессе освоения диссонирующих аккордов субдоминантовой группы и связана с интонационными особенностями альтерированной VI ступени гармонического вида мажора. Прежде чем учащиеся будут работать с практическим заданиями в гармоническом виде мажора, необходимо закрепить их знания по теме: , , , и аккорды s-группы в натуральном виде мажора. Для успешного освоения этой темы необходимо повторить ступеневый и интервальный состав этих аккордов в натуральном виде мажора:
= IV - VI - I (б3 + м3) = II - IV - VI - I (м3 + б3 + м3)
= VI - I - IV (м3 + ч4) = IV - VI - I - II (б3 + м3 + б2)
= I - IV - VI (ч4 + б3) = VI - I - II - IV (м3 + б2+ м3)
Важно, чтобы учащиеся усвоили, что и его обращения в ладу выполняют функцию S, хотя и имеют в своем составе II ступень лада. Для осознания этих аккордов в ладовом отношении следует прибегнуть к использованию наглядного пособия: ладотональной таблицы аккордов - она поможет закрепить знания по и его обращениям.
VII
D6
VI
S6
V
D7
IV
D2
III
T6
II
I
Следующим этапом в освоении темы: «Альтерированные аккорды s-группы: , , и , , , в тональном задании в E-dur (гарм.)» является повторение теоретического материала по теме - гармонический мажор с VI пониженной ступенью - именно эта ладовая ступень участвует в альтерации рассматриваемых аккордов.
Для усвоения этой темы положительную роль сыграет составление таблицы альтерированных аккордов s-группы и сравнительный анализ их с вариантом в натуральном мажоре:
= IV - VIb - I (м3 + б3) = II - IV - VIb - I (м3 + м3 + б3)
= VIb - I - IV (б3 + ч4) = IV - VIb - I - II (м3 + б3 + б2)
= I - IV - VIb (ч4 + м3) = VIb - I - II - IV (б3 + б2+ м3)
Эти наглядные таблицы помогут учащимся увидеть и в дальнейшем осознанно применить VIb ступень во всех видах заданий с альтерированными аккордами - в пении в тональности, в построении, игре на фортепиано и в слуховом анализе.
Так, для практического освоения этой темы хороший результат дают письменные задания по построению альтерированных аккордов в одной из тональностей гармонического мажора. Желательно предложить выполнить и рассмотреть , , и аккорды , , , с двумя вариантами разрешения : непосредственно в тонические аккорды (см.пример №1 б): -Т; -T6; - ; - и с переходом в обращения D7, а затем в тонику. (см.пример №1 в)
После выполнения письменной работы в E-dur (гарм.) желательно спеть построенные аккорды хором и индивидуально, обращая внимание учащихся на интонацию VIb ступени в аккордах. Работа над интонированием поможет в дальнейшем в освоении этих аккордов в слухом анализе. Начать следует с простых оборотов:
а) - - - ; б) - - - ;
- - D7 - Т (н); - T6 - - D2 - T6;
- T6 - - D2 - T6; - - D7 - Т (н);
- - - ;
При определении на слух учащиеся записывают линию баса и затем, пользуясь ладотональной таблицей и по слуху, определяют виды аккордов. Если возникают затруднения, следует освоить в практических заданиях игру этих оборотов по записи и без нее (по цифровым обозначениям). Успешная работа над этим видом задания даст положительные результаты в слуховом анализе.