Урок музыки на тему Рок-опера Юнона и Авось (9 класс)

Раздел Музыка
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

3

Урок музыки в 9 классе по теме «Рок-опера Юнона и Авось».

Составила и провела учитель музыки МБОУ СОШ №25 Наталья Сергеевна Дундукова.

Тема раздела «Традиции и новаторство».

Цель урока - увидеть взаимосвязь традиций и новаторства, которая способствовала появлению гениальных образцов современной музыки на примере рок-оперы «Юнона и Авось».

Задачи:

  • Обобщить знания по структуре классической оперы; познакомиться с новым жанром и на основе элементов содержательного анализа музыкальных фрагментов из рок-оперы провести параллель к традиционной структуре классической оперы.

  • Воспитывать патриотические чувства на примере главного героя р-оперы.

  • Способствовать расширению информационного пространства.

Тип урока - комбинированный.

Методы - ретроспективы, элементы метода содержательного анализа музыкального произведения, метод эмоциональной драматургии, (Д.Б. Кабалевский), метод интонационно-стилевого постижения музыки (Е.Д. Критская), метод концентричности организации музыкального материала, метода моделирование образа музыкального произведения.

Формы работы - групповая, фронтальная, самостоятельная индивидуальная.

Виды муз деятельности - размышления о музыке анализ музыкальных произведений, самостоятельная индивидуальная деятельность по созданию декораций.

Критерием отбора муз номеров стала их художественная ценность, воспитательная направленность.

Ход урока.

Организационный момент в форме музыкального приветствия.

Учитель: сегодня у нас необычный урок, в классе присутствуют гости, и давайте мы друг другу подарим улыбку как залог нашего хорошего настроения.

Для определения темы урока выполняем задание в группах. Учащиеся выбирают конверты, в которых вложены разрезанные на отдельные слова фразы. Цель - составить осмысленное высказывание.

«Музыкально-театральное произведение, в котором звучит вокальная музыка»

«Музыкально-театральный жанр, в основе которого классическая музыка»

«Музыкально-театральное произведение, написанное на основе либретто»

«Наличие и развитие образов главных героев»

Учащиеся зачитывают фразы, на доске выкладывается кластер основа: вокальная музыка; классическая музыка, либретто, главные герои, развитие их образов.

В процессе обсуждения учащиеся приходят к выводу, что речь идет о классической опере, возникшей в 16веке в Европе. На доске записывается тема урока «……. - опера Юнона и Авось»

Для полного определения темы урока учащимся предлагается прослушать музыкальный фрагмент и определить стиль музыки (джаз, классика, рок)

Слушаем: фрагмент из рок-оперы А.Рыбникова «Песня моряков»

После прослушивания дети определяют стиль музыки - рок.

Учитель: может ли звучать этот фрагмент в традиционной классической опере?

- А в современном жанре оперы? Как его назовем? (рок-опера)

На доске дописываем тему урока: «Рок-опера Юнона и Авось»

Учитель: мы с вами послушали фрагмент из отечественной рок-оперы «Юнона и Авось»

Итак: цель нашего урока увидеть взаимосвязь между традициями и новаторством, которые привели к появлению замечательных образцов современной музыки, а именно к появлению такого жанра как рок - опера.

Учитель: Опера и рок, совместимы или нет? Почему возник этот союз?

Размышления учащихся на поставленные вопросы.

Учитель обобщает ответы: привлечение слушателей для оперы; рок музыканты в поисках новых возможностей сами обратились к традициям классической музыки возникли такие направления как симфо-рок, арт - рок, барокко-рок, рок - опера которая появилась в 60 - гг в Америке. Одна из первых - «Томми», одна из самых известных - «Иисус Христос - суперзвезда». В России 70 - гг. « Орфей и Эвридика», «Звезда и смерть Хоакина Мурьетты», «Юнона и Авось». Об этой опере и пойдет сегодня разговор. Автор рок-оперы наш современник А.Рыбников - член совета при Президенте РФ по культуре и искусству. Обладатель национальных премий «Ника», «Кинотавр», «Золотой Орфей». Либретто написано А. Вознесенским - почетный член десяти академий мира. Награжден двумя орденами «За заслуги перед Отечеством».Один из лидеров «эстрадной поэзии».

В основу оперы положен рассказ о судьбе русского дворянина Николая Резанова. Граф Резанов мечтал «Свесть Америку с Россией», для чего, построив два корабля «Юнона» и «Авось», отправляется в качестве русского посланника к берегам Калифорнии.

Слушаем романс.

Учитель: ты меня на рассвете разбудишь, проводить необутая выйдешь, ты меня никогда не забудешь, ты меня никогда не увидишь….

- Как думаете, с кем прощается граф Резанов? Делайте предположения? ( с Родиной)

- Каким вы себе представляете главного героя? Его основные черты характера? (настойчивый умный образованный, глубоко любящий свою Родину)

- Как думаете, в каком жанре написано музыкальное произведение? (романс)

- Назовите инструменты, характер мелодии, стиль вокального исполнения? (романс звучит в стиле рок - баллады, манера пения близкая к бытовому исполнению, включены электроинструменты)

- Что необычного вы услышали в исполнении? (включение разговорных номеров)

- Современные или традиционные приемы использовал композитор?

(запись в тетрадь - романс «Ты меня на рассвете разбудишь).

Учитель: Это была несомненно жемчужина Калифорний. Она сразу приковывала к себе внимание всякого, кто имел счастье видеть её. Природа щедро одарила её великолепными чертами и статью. К тому же Консепсьон отличалась от других своей яркой живостью и привлекательной жизнерадостностью. Она была подвижна и радостна.

Посланец Его Императорского Величества, сильный, высокий и красивый человек, произвёл на юную испанскую красавицу стремительное и неизгладимое впечатление. Резанов был единственным из делегации русских, кто владел испанским языком и мог свободно разделить с Кончиттой любую беседу. Она полюбила Резанова всем пылким испанским сердцем. Когда он сделал ей предложение, она не на минуту не задумываясь, согласилась.

Родители Кончитты были поражены, узнав о намерении Николая Петровича жениться на их дочери. В ещё больший ужас они пришли, когда поняли, что Кончитта не откажется от своей любви, несмотря на все уговоры и аргументы. Но Резанов не остановился и добился помолвки.

Слушаем «Сцена помолвки и прощания»

Учитель: что представили? Какую бы картину нарисовали?

- Как изменились музыкальные образы главных героев? (Трагично, пронзительно, покорно, взволнованно на срыве, крике…)

- А музыка знакома? Можете назвать стиль этой рок музыки? Современный?

- Как думаете, что произошло дальше в судьбе этих героев? Предполагайте…. (вопрос остается открытым на домашнее задание)

Учитель: о том как сложилась дальнейшая судьба главных героев вы мне расскажите на следующем уроке, а сейчас проведите самооценку своих знаний.

Верные и неверные утверждения. Если со мной согласны +, нет -

1 . в традиционной классической опере можно услышать бытовое пение.

2.в традиционной опере можно услышать музыку в стиле рок-баллады.

3. роли в рок опере должны играть только профессиональные музыканты

4. рок-опера соединила в себе черты классики и современности.

5. в рок опере играют только на электроинструментах.

Ответы проверяются, учащиеся сами ставят себе оценки в тетради, на основании критериев: 5 ответов - оценка «5», 4 ответа - оценка «4» и т.д.

Учитель: рок опера - музыкально-театральный жанр, который соединил в себе традиции классической оперы и новаторство современных композиторов и исполнителей. Вы согласны с этим утверждением? Почему, объясните?

Высказывания учащихся в форме обобщения и закрепления.

На заключительном этапе урока учащимся предлагается попробовать себя в роли художников декораторов, слушая сцену прощания и помолвки. Работа ведется индивидуально в тетрадях, которые сдаются на проверку.

Учитель: наш урок закончен. Спасибо за работу. До свидания.

© 2010-2022