• Преподавателю
  • Музыка
  • Общешкольное мероприятие Музыкальный час в старших классах по теме: Жизненный и творческий путь Н. А. Римского-Корсакова

Общешкольное мероприятие Музыкальный час в старших классах по теме: Жизненный и творческий путь Н. А. Римского-Корсакова

КОУ Омской области «Нововаршавская специальная (коррекционная) общеобразовательнаяшкола-интернат VIII вида»   Общешкольное мероприятие «Музыкальный час» в старших классах по теме: «Жизненный и творческий путь Н.А. Римского-Корсакова».   Учитель музыки, ритмики, МХК высшей квалификационной категории: Беседина Л.Г. Нововаршавка-2013г.            «Музыкальный час» в старших классах по теме: «Жизненный и творческий путь Н.А. Римского-Корсакова». Конспект занятия. Цель мероприятия: формирование и рас... Слайд № 25. Опера-сказка «Кощей Бессмертный» (1902) написана в период революционного подъема в стране. Злой Кощей, люто ненавидящий все живое, олицетворяет силы гнета, самодержавия. Но царство его оказывается непрочным, буря несет свободу. Здесь в новых смело найденных формах выразились передовые, свободолюбивые убеждения Римского-Корсакова.  «Золотой петушок» (1907, по сказке Пушкина) - острая сатира на царизм. Композитор язвительно высмеивает трусливого, тупого Дадона и его слуг. Так в одной и...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КОУ Омской области «Нововаршавская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»



Общешкольное мероприятие «Музыкальный час» в старших классах по теме: «Жизненный и творческий путь Н.А. Римского-Корсакова».

Учитель музыки, ритмики, МХК высшей квалификационной категории: Беседина Л.Г.

Нововаршавка-2013г.











«Музыкальный час» в старших классах по теме: «Жизненный и творческий путь Н.А. Римского-Корсакова».

Конспект занятия.

Цель мероприятия: формирование и расширение представлений ребят о творчестве, русского композитора классика Н.А. Римского - Корсакова, через восприятие музыки и живописи.

Задачи :

Познавательные:

-факты из жизни и творчества композитора;

-формирование навыков восприятия при прослушивании;

-активизировать мыслительную деятельность учащихся, в процессе прослушивания музыкальных фрагментов.

Воспитательные:

-развитие творческого воображения;

-воспитание умения слушать оперную музыку;

-эстетическое воспитание в детях чувства прекрасного.

Развивающие:

-развивать умения анализировать музыкальные фрагменты из оперных отрывков;

-развитие понимания, как подразделяются оперы.

Оборудование: медиа установка компьютер, экран, ресурсы сети Интернет, программные средства, презентация в POWER POINT, карточки, жетоны, музыкальные словари.

Ход занятия

Орг. Момент. Добрый день ребята и уважаемые взрослые! Мы с вами проведем музыкальный час. Во время, которого вы узнаете новую информацию о композиторе, с которым мы будем знакомиться, о его творчестве и проверим ваши познания в музыке.

Ребята разделены на две команды, которые будут отвечать на вопросы и выполнять творческие задания. А также хочу представить вам наше жюри: Л.З.Дорофеева, Ю.В. Рындюк. Они будут оценивать ваши правильные ответы, т.к. Ю.В. Рындюк имеет образование музыкальной школы, а Лидия Захаровна музыкальная школа и Культурно просветительное училище.

Вы видите, что на столах лежат музыкальные словари, которыми вы уже пользовались при характеристике и анализе музыкальных произведений на уроках они помогут вам.

Слайд № 1. Звучит музыкальный фрагмент. Предлагаю прослушать музыкальный фрагмент (Полёт шмеля из оперы «Сказка о царе Салтане» по Пушкину сочинил музыку Н.А. Римский-Корсаков).

Слайд № 2. Кто- то из вас слышал раньше эту мелодию? Внимание команды, чтобы дать ответ на вопрос, надо поднять руку. Ответ детей.

Кто- то из вас слышал раньше эту мелодию? (За правильные ответы получают жетоны названия нот и др.). Если участники не справляются, то обращение к ребятам из зала т.е. помощь зала.

Слайд №3. 1.В каком темпе прозвучал музыкальный фрагмент?

2.В каком регистре, как вы думаете?

3.Подберите слова, которые характеризуют эту мелодию? (используя словари, которые у вас лежат на партах)

4.Используйте 2 знака динамики, чтобы получился музыкальный инструмент?

Слайд № 4. Кто сочиняет музыку?

  • а) поэт б) писатель

  • в) музыкант г) композитор

Слайд № 5. Кто сочинил музыку «Полёт шмеля», назовите композитора? Да это Н.А. Римский-Корсаков.

Слайд № 6. И это наша тема музыкального часа.

Слайд № 7. Тема музыкального часа: Жизненный и творческий путь Н.А. Римского-Корсакова.

Слайд № 8. Портрет композитора.

Слайд № 9. Будьте внимательны, прослушав новую тему, вам по ней, будут заданы вопросы.

Я сейчас раздам вам карточки, прочитайте первый столбик. На против во втором столбике порядок перепутан. Для того, чтобы с этим заданием справиться, вы по ходу рассказа, стрелочками укажите какие бывают оперы?

Слайд № 10.

Опера-былина «Сказание о невидимом

граде Китеже и деве

Февронии»

Опера-драма «Шехеразада»

Опера-сказка «Псковитянка»

Симфоническая сюита «Кощей Бессмертный» ,

«Золотой петушок.»

Героическая опера «Садко»

Слайд № 11. Жизнь и творчество Н.А.Римского-Корсакова годы жизни
1844-1908 г.

Николай Андреевич Римский-Корсаков - одна из крупнейших фигур в русской культуре. Личность, поражающая многогранностью: это и вдохновенный творец, создавший самобытный музыкальный театр, и выдающийся педагог, создавший свою школу. Крупный дирижер, и автор серьезных трудов об оркестре «Основы оркестровки». По

которым учатся в наши дни и «Практический учебник гармонии», книги о себе, современниках. Его деятельность стала целой эпохой в истории отечественной музыки.

Слайд № 12. Портрет композитора.

Слайд № 13. Римский-Корсаков родился 6 марта 1844 года в старинном городе Тихвине Новгородской губернии. Казалось бы, вся природа этого северного края, сама атмосфера города способствовали становлению этой редкостно цельной натуры. В Тихвине были живы старинные обряды. Особую роль в этом играл знаменитый Тихвинский монастырь с древними росписями, колокольным звоном, чудотворной иконой Тихвинской Богоматери, к которой народ стекался со всей России. Светлые детские впечатления от русской природы, преданий старины, народных песен позднее отразились в творчестве Римского-Корсакова

Слайд № 14. Семья Римских-Корсаковых была музыкальной и у Ники, как ласково называли его родители, музыкальные способности проявились очень рано. С шести лет его начали учить музыке. Но когда мальчику исполнилось 12 лет, по семейной традиции (дядя и старший брат были моряками) его отдали в Петербургский Морской корпус. Кадетский корпус резко изменил уклад его жизни. Все в нем было подчинено военным порядкам. Но юный кадет быстро освоился там, сдружился со старшеклассниками.

Слайд № 15. Портрет юного кадета.

Слайд № 16. Но музыкальное образование Римского-Корсакова оставляло желать лучшего. Поэтому с 1859 года он берет уроки у пианиста и педагога Ф.А. Канилле. Через него Римский-Корсаков знакомится с Балакиревым, а позднее сближается с Кюи, Мусоргским и Стасовым. Именно это определило дальнейший путь молодого музыканта. Он начинает работу над первым своим серьезным трудом Первой симфонией. Но параллельно в 1862 году он сдает экзамены в Морском корпусе, а потом как гардемарин на три года уходит в кругосветное плавание на военном учебном клипере «Алмаз».

Слайд № 17. Фотографии дома и рабочего кабинета.

Слайд №18. В 1871 году Римский-Корсаков становится профессором Петербургской консерватории. Вскоре после этого его приглашают занять место инспектора духовых оркестров Морского ведомства. В середине 70-х годов он также принял на себя обязанности директора бесплатной музыкальной школы, сменив на этой должности Балакирева.

Слайд № 19. Особое место в творчестве Римского-Корсакова занимает опера-былина «Садко» (1896). Главный герой ее новгородский гусляр Садко. Красочная музыка бытовых сцен сменяется фантастическими музыкальными картинами, где действуют сказочные персонажи, морской царь и его дочь нежная Волхова. Музыкальные образы Римского-Корсакова отличаются необыкновенно яркой изобразительностью. Богатая творческая фантазия и композиторское мастерство позволили Римскому-Корсакову нарисовать в музыке и лунную ночь на Ильмень-озере, и бурный океан.

Слайд № 20. Картина М.В. Васнецова «Садко в подводном царстве»

Слайд № 21. «Псковитянка» (1872) и «Царская невеста» (1898) - это оперы-драмы, не только воссоздающие картины русской жизни XVI века, но и глубоко раскрывающие характеры, правдиво рисующие душевные переживания героев царя Ивана Грозного и его дочери Ольги («Псковитянка»), опричника Грязного, кроткой Марфы и страстной Любаши («Царская невеста»).

Слайд № 22. Но истинным шедевром его творчества является симфоническая сюита «Шехеразада»(1888). Слушание.

В этом произведении композитор воплотил свою любовь к восточной фантастике, к образам сказок «Тысячи и одной ночи».

Слайд № 23. Вы прослушали музыкальный фрагмент. Ответьте на вопрос

  1. Что такое динамика?

  2. Что такое темп?

  3. Назовите какие бывают регистры?

Слайд № 24.

4. В каком регистре начинался фрагмент?

5.В каком регистре звучала основная тема?

6.Исправте ошибки в динамике

Общешкольное мероприятие Музыкальный час в старших классах по теме: Жизненный и творческий путь Н.А. Римского-Корсакова.

Слайд № 25. Опера-сказка «Кощей Бессмертный» (1902) написана в период революционного подъема в стране. Злой Кощей, люто ненавидящий все живое, олицетворяет силы гнета, самодержавия. Но царство его оказывается непрочным, буря несет свободу. Здесь в новых смело найденных формах выразились передовые, свободолюбивые убеждения Римского-Корсакова.

«Золотой петушок» (1907, по сказке Пушкина) - острая сатира на царизм. Композитор язвительно высмеивает трусливого, тупого Дадона и его слуг. Так в одной из сцен оперы он, обрисовывая духовное убожество «могучего властителя» Дадона, обращается к мелодии «Чижика».

Слайд № 26. Опера «Сказка о царе Салтане» была завершена 1899 году, когда в стране широко отмечалось 100-е со дня рождения великого русского поэта А.С. Пушкина.

Слайд №27. Смотрят видео фрагменты из оперы «Сказка о царе Салтане»

Слайд № 28. Героическая опера «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (1904) написана на сюжет народного предания о татарском нашествии на Русь. В ней есть замечательная симфоническая картина «Сеча при Керженце», рисующая битву русских воинов с захватчиками.

Слайд № 29. Опера «Снегурочка» написана Н.А. Римским-Корсаковым по сюжету одноименной сказки великого русского драматурга А.Н. Островского. (Учащиеся слушают и смотрят отрывки из оперы «Снегурочка»)

Слайд № 30. Картина «Снегурочка»

Слайд № 31. Н.А. Римский-Корсаков написал 15 опер

Слайд № 32. За год до смерти композитор в последний раз выступал как дирижер в Русских симфонических концертах, организованных Дягилевым в Париже. Весной 1908 года его начала беспокоить сердечная болезнь, но он продолжал работу над учебником «Основы оркестровки». Последние записи сделаны им 7 июня. А в ночь на 8 июня композитора не стало.

Слайд № 33.

Давайте вернемся к творческому заданию.

Проверим, как вы внимательно слушали!

Опера-былина «Сказание о невидимом

граде Китеже и деве

Февронии»

Опера-драма «Шехеразада»

Опера-сказка «Псковитянка»

Симфоническая сюита «Кощей Бессмертный»,

«Золотой петушок.»

Героическая опера «Садко»

Слайд № 34.

1.Как называлась тема нашего урока?

2.Назовите музыкальные произведения которые вы запомнили?

3.Какой музыкальный фрагмент, услышанный вами сегодня, понравился?

Слайд № 35.

1.В какое учебное заведение отправили учиться 12-и летнего Колю?

2.Какое звание получил, по окончанию морского корпуса Н.А. Римский-Корсаков?

3.Сколько лет продолжалось кругосветное плаванье клипере « Алмаз»?

4.Сколько опер сочинил Н.А. Римский-Корсаков?

5.Почему, как вы считаете, композитор в своём творчестве часто обращается к морской тематике?

6.Как звали Новгородского гусляра, главного героя, оперы-былины?

Жюри подводит итоги правильных ответов. Чья команда набирает большее количество жетонов, тот класс выигрывает. Это занятие можно разделить на два урока по музыке, увеличив время на просмотр и прослушивание отрывков из опер.







© 2010-2022