Методический доклад Воспитание навыков педализации

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ВОСПИТАНИЕ НАВЫКОВ ПЕДАЛИЗАЦИИ

Выразительные возможности педализации.

Известны слова Антона Рубинштейна «педаль - душа фортепиано». Богатейшие художественные возможности педаль открывает пианисту. Роль правой педали (именно о ней будет идти речь) в искусстве фортепианного исполнения многообразна. Можно выделить несколько ее функций. Исключительно важна роль педали как связующего средства. Придавая фортепианному звуку большую продолжительность, она позволяет соединять воедино различные элементы ткани, находящиеся на значительном расстоянии друг от друга. Значение педали, как связующего средства, особенно велико при сочетании различных звуков в единый гармонический комплекс - для соединения мелодии и сопровождения, басов с отделёнными от них аккордами, звуков гармонической фигурации. Весьма важна роль правой педали также как красочного средства. Изменение тембра фортепианного звука достигается тем, что при поднятых демпферах взятым звукам начинают беспрепятственно резонировать их многочисленные частичные тона. Появление дополнительных резонирующих звуков, порождаемое нажатием правой педали, придаёт звучанию не только новые краски, но и большую полноту. Придание звуку большей полноты, красочности и продолжительности имеет важное значение для достижения большей певучести исполнения и приближение фортепиано к «поющим» инструментам.

Взятие педали после звука - единственное средство сделать crescendo на выдержанном звуке или аккорде, которое стоит в некоторых сочинениях и обычно сочетается указанием реально невыполнимым.

Начало работы над педалью. Педальные упражнения.

Приступать к изучению педализации следует лишь после того, как ученик уже получил известную пианистическую подготовку, начал приучаться «слушать себя» и овладел в известной степени навыком исполнения lеgаtо. Практически это бывает не позже второго класса. Вначале следует показать, как нажимается педаль. Движение должно быть бесшумным. Шум во время педализации происходит либо тогда, когда исполнитель хлопает ногой сверху по педальной лапе, либо когда он резко отпускает педаль. В качестве первого упражнения можно предложить ребенку извлечь полнозвучный аккорд и послушать его до момента затухания, затем вновь воспроизвести точно так же этот аккорд и подхватить его педалью. После этого можно перейти к упражнению в связывании при помощи педали отдельных звуков, теперь рука снимается и звучание продолжается при помощи одной педали. Затем нажимается соседняя клавиша, одновременно с этим педаль поднимается, затем вновь опускается, и оба звука связываются друг с другом. Связывание звуков при помощи запаздывающей педали требует непрерывного слухового контроля - особенно в момент их слияния. Аналогичные упражнения полезно проиграть по звукам хроматической гаммы. В дальнейшем следует перейти к педализации звуков различной длительности. Надо показать ученику, что педаль после долгого звука должна быть более запаздывающей.

Педализация в лёгких детских пьесах.

Вначале целесообразно выбирать пьесы, в которых педализация была бы несложной и вместе с тем создавала возможно большие, чисто педальные, эффекты (например «Прелюдия» Тетцеля). Среди первых пьес, исполняющихся с педалью, можно назвать «Болезнь куклы» и «Похороны куклы» Чайковского, «Осенью» Майкапара («Бирюльки»), «Монгольскую песенку» Глиэра («Школа» под редакцией А Николаева). В младших и средних классах школы используется следующий принцип педализации: педаль берется после долгих звуков и снимается на коротких (А. Хачатурян «Андантино»). Педалью уместно связывать звуки одного аккорда (гармоническая функция педали), особенно когда они расположены слишком далеко. Применяя «гармоническую» педаль, надо весьма остерегаться, чтобы она не нарушила чистоты голосоведения. Встречается немало случаев, когда применяется и «прямая» педаль. Это иногда имеет место, например, в танцах и маршах (Э. Григ «Вальс» a-moll).В начальных и средних классах школы педаль используется не во всех произведениях - главным образом в пьесах певучего характера. Во многих других сочинениях она применяется эпизодически: этюды и полифония играются, как правила, без педали.

Педализации в более сложных сочинениях.

Художественная педализация во многих сочинениях, исполняющихся в старших классах школы, не поддается вполне точному обозначению. Она меняется в зависимости от характера исполнения, инструмента, помещения, количества публики в зале и некоторых других условий. Педаль нередко используется для соединения звуков, которые трудно сыграть lеgаtо. Она помогает достигнуть связности в октавном изложении мелодии при наличии в ней больших интервалов. Особенно значительные трудности возникают при исполнении широких фигураций. Иногда можно добиться нужной чистоты звучания, если задержать бас пальцем и запоздать со взятием педали (Н. Метнер «Сказка» op 26 №3). Неопытный педагог часто ищет причину грязной педализации в неправильных движениях ноги, тогда как в действительности она кроется в неточном снятии пальцев с клавиш. Нередко приходится применять полупедаль. Действие полупедали основано на том, что басовые звуки затухают медленнее высоких.

Совершенство педализации во многом зависит от владения тонкими градациями силы звука. Более рельефное выявление баса и некоторое затушевывание неаккордовых звуков облегчает преодоление возникающей трудности. Работу над полупедалью, как и над запаздывающей педалью, полезно начать с подготовительных упражнений. В качестве первого упражнения можно рекомендовать следующее: берётся на педали в басу октава forte и на этом фоне исполняется рр различные аккорды двумя руками (например, параллельные секстаккорды).

При появлении гармонической «грязи» звучность подчищается полупедалью, а бас удерживается возможно дольше. Во многих случаях для «прочищения» звучности целесообразно использовать прием постепенного снятия педали (Ф. Лист «Утешение» №3). Этот приём требует от исполнителя очень тонкого ощущения степени глубины нажатия педальной лапки. Ученик должен знать не только когда, но как нажимается и снимается педаль. В отличие от неопытных исполнителей, нажимающих педаль большей частью «до дна», хороший пианист использует самые разнообразные степени нажатия педали.

Применение неглубоких педалей дает возможность играть на педали большие построения, что повышает певучесть и красочность исполнения. Широкое использование педальных звучностей, становящееся доступным пианисту при развитии его мастерства, не должно приводить к полному отказу от звучностей беспедальных.

Большое колористическое значение имеет левая педаль. Объясняя ученику её назначение, надо подчеркнуть, что она применяется в качестве красочного средства. Ею ни к коем случае не следует компенсировать недостаточно выработанное рiаnо. В репертуаре средних классов школы левая педаль встречается скорее как исключение.

Понимание стилистически верной педализации развивается значительно успешнее при планомерном воздействии педагога. Важно приучать ученика к анализу слуховых впечатлений и осознанию требуемых в том или ином случае приемов педализации (Ф. Шопен «Ноктюрн» Des-dur). Педагог может рассказать о громадной роли красочного элемента в искусстве романтиков красочных гармонических последований у Шопена и Листа, красочной палитры у художников (Делакруа), красочных эпитетов у писателей (Гюго). Обогащение красочности звучания инструмента Шопеном можно показать путем сравнения ноктюрна Des-dur с каким-либо отрывком из сочинения классического стиля (В.А. Моцарт «Соната» F-dur).Классический ясный характер музыки Моцарта требует полной отчетливости линии сопровождения, и поэтому педаль при исполнении сонаты должна быть очень прозрачной. В ноктюрне на первый план выдвигается иная задача - необходимо создать впечатление звучащей гармонии и мягко «окутать» ею мелодию.



© 2010-2022