• Преподавателю
  • Музыка
  • Разработка урока по музыке на тему: Музыкальная драматургия. Сонатная форма увертюры оперы М. И. Глинки Руслан и Людмила (7 класс)

Разработка урока по музыке на тему: Музыкальная драматургия. Сонатная форма увертюры оперы М. И. Глинки Руслан и Людмила (7 класс)

Разработку урока по музыке на тему  : "Музыкальная драматургия. Сонатная форма увертюры оперы М.И.Глинки "Руслан и Людмила" можно использовать на уроках музыки в 7 классе в разделе: "Особенности драматургии камерной и симфонической музыки".  А так же в 6 классе в разделе : "Мир образов камерной и симфонической музыки".  В разработке урока подробно изучается строение увертюры к опере "Руслан и Людмила", а так же рассматриваются такие понятия как:  "Композицмя произведения", "Сонатная форма", "Экс...
Раздел Музыка
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Общеобразовательная школа I-III ступеней №47

Разработка урока музыкыкального искусства в 7 классе.

Тема урока :

«Разработка урока по музыке на тему:Музыкальная драматургия.Сонатная форма увертюры оперы М.И.Глинки Руслан и Людмила(7 класс)Музыкальная драматургия. Сонатная форма увертюры оперы М.И. Глинки «Руслан и Людмила».


Учитель музыки

первой категори

СОШ № 47 г.Севастополя

Локота Елена Анатольевна






г. Севастополь 2013

Цель:

  • формирование способностей к образному восприятию и интерпретации музыкальных призведений;

Задачи :

  • объяснить учащимяся понятие композиции;

  • принципах построения сонатной формы ;

  • закрепить понятия музикального образа, увертюры;

  • углубить знания о творчестве М. Глинки;

  • воспитание эстетического вкуса.

  • расширение словарного запаса;

  • развитие устной повествовательной речи.

Тип урока : Урок углубления знаний

Муз. материал : Фонохрестоматия к уроку: Г. Струве «Школьный

Корабль», увертюра к опере «Руслан и Людмила» М.И. Глинки.

Оборудование : мультимедийное оборудование для презентации,

фортепиано.

Ход урока

1. Оргмомент.

Вход в сопровождении песни «Школьный корабель» Г. Струве. Муз приветствие.

2. Актуализация полученных знаний.

Учащиеся рассказывают о музыке, которую слушали во время Новогодних и Рождественских праздников и музыкальных образах, воплощённых в этой музыке.

3. Знакомство с новым материалом. (слайд 1,2)

.Рассказ учителя о композиции музыкального произведения и музыкальной драматургии. (слайд 3)

Учитель.

В этом семестре мы продолжим розговор об образном содержании музыки, но сосредоточимся на понятии музыкальной драматургии, т.е. на принципе воплощения задумки композитора в различных муз. формах.

Композиция (от лат.соединение) - построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером, назначением.

Учитель.

Музыка, как и литературное произведение, разворачивается во времени постепенно. Романы, повести состоят из частей, абзацов, фраз. Точно такие же части есть и у музыки. Смена этих частей происходит по принципам контрастности, сопоставления разных форм, чаще противоречивых.

Сопоставление и контрастность образов - неизменная особенность любого большого музыкального произведения. Рядом с контрастностью стоит принцип повторения, возвращения к уже сыгранным темам. Услышав знакомую мелодию, мы начинаем понимать форму произведения и задумку композитора. (слайды 4,5)

Учитель.

Среди разнообазных композиций инструментальной музыки, центальное место занимают многочастные формы: соната, симфония, концерт. Каждая из этих форм состоит из 3-4 самостоятельных частей разного характера, но объединяет их единый художественный замысел. (Слайд 6)

Все три вида различаются по составу исполнителей:

  • симфония - это оркестр

  • концерт - солист в сопровождении оркестра

  • соната - один или несколько исполнителей с обязательным участием пианиста.

Все три вида объединяет цикличность композиции, традиционный порядок расположения отдельных частей.

Учитель.

Сегодня мы познакомимся с музыкальной формой, которая более полно раскрывает бурную динамику нашей жизни, жизненный смысл музыки. Мы познакомимся с «СОНАТНОЙ ФОРМОЙ ». (слайд 7)

Особенность сонатной формы - образы в ней не только контрастно сопоставляются, но и активно взаимодействуют. Сонатная форма позволяет ближе прикоснуться к драматургии пьесы. Сначала композитор знакомит слушателей с главными героями - мелодиями (темами или партиями). Это как завязка в повести. Затем начинает разворачиваться действие, достигает кульминации, после чего следует итог и развязка. Таким образом сонатная форма состоит из 3 разделов:

Вступление Разработка урока по музыке на тему:Музыкальная драматургия.Сонатная форма увертюры оперы М.И.Глинки Руслан и Людмила(7 класс) экспозия Разработка урока по музыке на тему:Музыкальная драматургия.Сонатная форма увертюры оперы М.И.Глинки Руслан и Людмила(7 класс) разработка Разработка урока по музыке на тему:Музыкальная драматургия.Сонатная форма увертюры оперы М.И.Глинки Руслан и Людмила(7 класс) реприза Разработка урока по музыке на тему:Музыкальная драматургия.Сонатная форма увертюры оперы М.И.Глинки Руслан и Людмила(7 класс) Кода (учитель демонстрирует слайд со схемой сонатной формы)

Вступление - начало произведения

Экспозиция - изложение 2 и более музыкальных тем.

Первая - главная, она отображает характер всего произведения. Вторая - побочная - ей противопоставляется главная.

Разработка - здесь темы развиваются. Причём звучат не полностью, а отдельными фразами, мотивами. Чувства динамики, устремлённости вперёд в разработке достигают наибольшей напряжённости.

Реприза - (возвращение, утверждение музыкального материала экспозиции в несколько изменённом виде).

Кода - это своеобразный эпилог, финал всего произведения. (Слайды 8,9)

Основной принцип сонатной формы - столкновение 2-х музыкальных образов (музыкальных тем), которые контрастируют, вступают меж собой в конфликт. Это использовали многие композиторы, среди них М.И. Глинка - увертюра к опере «Руслан и Людмила», П.И. Чайковский -увертюра «Ромэо и Джульетта», увертюра «Эгмонт» Л.Бетховена и др. (слайд 10)

Учитель.

Сегодня мы обратимся к увертюре оперы М.И. Глинки «Руслан и Людмила» и на конкретном музыкальном примере попробуем разобраться с построением сонатной формы.

  • Вспомните, какого русского композитора называют основоположником русской классической музыки, заложившего основы национальной оперной классики?

  • Кто автор оперы «Иван Сусанин» или «Жизнь за царя»? (слайд 11)

Демонстрация слайдов о М.И. Глинке № 12-14

«…Глинка одним шагом стал рядом с Моцартом, с Бетховеном…»

Разработка урока по музыке на тему:Музыкальная драматургия.Сонатная форма увертюры оперы М.И.Глинки Руслан и Людмила(7 класс)П. Чайковский

Словарная работа: опера, увертюра, либретто (какое произведение легло в основу оперы «Руслан и Людмила»?)

Вспомните героев поэмы А.С. Пушкина.

Рассказ учителя о увертюре к опере «Руслан и Людмила» М. Глинки. (слайды 15, 16)

Итак, опера начинается увертюрой.

В творении Глинки - блестящее оркестровое вступление, обобщающее главную идею Глинки, определившее героико - эпичный и оптимистический характер всего произведения. Музыка солнечная, радостно - победная. Сам Глинка говорил об увертюре, что «Она летит на всех парусах», воплощая богатырский образ. (слайд 17)

Первые аккорды как удар могучего богатырского кулака, создают чувство, что настроение представления будет жизнерадостным, что после всех приключений Руслан победит Черномора, найдёт невесту.

Увертюра написана в сонатной форме и базируется на темах, которые затем встречаются в опере.

  • Решительные аккорды, звучащие во вступлении, - музыка финального хора, прославляющего Родину и героев-защитников.

  • Стремительная мелодия скрипок взлетает и подводит к энергичной главной теме экспозиции - образу героя Руслана, наполненная жизнерадостностью. Далее, на фоне мягкого оркестрового сопровождения звучит лиричная (побочная) тема, связанная с образом Людмилы. Тему ведут виолончели, выражающие любовь Руслана к Людмиле, его тоску по утрате любимой.

Главная тема экспозиции - богатырская удаль Руслана, а побочная - образ Людмилы.

  • Разработка - музыка, окрашенная тревожными тонами, т.к. рассказывает о препятствиях, встающих на пути Руслана. В музыку вплетаются эпизоды кражи Людмилы (цепенящие аккорды), образа Черномора (грозная тема). В разработке нет острых столкновений тем, они как бы дополняют друг друга.

  • В репризе снова звучит радостная бодрая музыка, которую мы слышали в экспозиции (первом разделе). Перед заключением звучит тема Черномора, которая грубо вмешивается в светлую и радостную музыку.

  • Кода - энергичное звучание всего оркестра, утверждающая могучую силу народа. Добро побеждает зло. (слайд 18)

4. Слушание увертюры. (слайд 19)

5. Рефлексия: (слайд 20)

  • С какой музыкальной формой мы сегодня познакомились ?

  • Из каких частей она состоит ?

  • Что такое увертюра. Из какой оперы мы слушали увертюру и кто её автор?

  • Почему Глинка использовал сонатную форму при создании увертюры?

6. Исполнение песни Г. Струве «Школьный корабль».

7. Подведение итогов урока.

Разработка урока по музыке на тему:Музыкальная драматургия.Сонатная форма увертюры оперы М.И.Глинки Руслан и Людмила(7 класс)


Литература :

  1. М.И. Глинка. Увертюра к опере «Руслан и Людмила».

  2. Макаренко Г.М. Музыкальное искусство. 7 кл.- Харьков, 2007.

  3. Интернет ресурсы musictheo.ucoz.ru/index/

  4. images.yandex.ua/yandsearch?text

  5. muzico.ru/index.


© 2010-2022