• Преподавателю
  • Музыка
  • МУЗЫКА КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ГАРМОНИЧНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА С ПРОБЛЕМАМИ В РАЗВИТИИ

МУЗЫКА КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ГАРМОНИЧНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА С ПРОБЛЕМАМИ В РАЗВИТИИ

Раздел Музыка
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУЗЫКА КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ГАРМОНИЧНОГО РАЗВИТИЯ

ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА С ПРОБЛЕМАМИ В РАЗВИТИИ


Гуманистическая ориентация связана с созданием теории целостной личности , где реализу­ется идея «развивающейся личности» в «развивающемся мире».Эта проблема обеспечивает гармоническое развитие ребенка, освоение им достижений цивилизации, формирование чувства личной и социальной ответственности, движения личности к своему образу Я.Основная цель образования на личностное развитие ребенка означает изменение характера самого образования: «Образование из способа просвещения индивида должно быть претворено в механизм развития культуры, формирования образа мира и человека в нем». Культура выступает своеобразным связующим звеном между социальным, генетическим в личности и делает человека членом цивилизованного общества. Воспитание понимается как явление культуры, в процессе которого задается путь к себе и происходит осознание своего назначения в жизни. Образование обеспечивает условия для развития личности, коррекции имеющихся у ребенка отклонений посредством культуры и искусства. Музыкальное искусство занимает важное место в системе гуманистического воспитания. Оно обладает неисчерпаемыми возможностями воздействия на внутренний мир ребенка, на формирование его нравственно-этических основ, на становление личности в целом и играет значительную роль в коррекционно- направленном процессе обучения и воспитания детей. Наряду с другими видами искусства музыкальное искусство его своеобразный способ отражения действительности обеспечивают знакомство ребенка с культурно-историческими традициями народа, единство с общечеловеческой культурой. Через музыкальное искусство ребенок с проблемами осваивает окружающую действительность, выраженную в музыкально - художественных образах, познает общечеловеческие ценности, связанные с природой, человеком, предметами окружающего мира, отраженные в произведениях. Гуманистические ценности активизируют чувства, эмоции, переживания ребенка, создают условия для осмысления красивого и безобразного, доброго и злого, любви и ненависти, помогают эмоционально-чувственно и деятельностно откликаться на них, обеспечивают ощущение собственной самоценности, сопричастности с другими людьми, адекватности, коммуникативных проявлении. Посредством музыкального искусства формируются и нравственно- эстетические ценности, выражающиеся в отношении ребенка к природе, человеку, предметам в форме сочувствия сострадания, почитания, благородства, созидания и т.д. Превращение общечеловеческих ценностей посредством музыкального искусства в личностные, проявляющиеся в жизнедеятельности ребенка с проблемами, И выступает тем ключевым моментом, который определяет значение музыкального искусства в гуманистическом воспитании ребенка. Музыкальная Деятельность, формируя практические умения в музыкальном искусстве (в восприятии, пении, музыку, игре, на инструментах), обеспечивает одновременно развитие коммуникативных основ, информационно-познавательных потребностей ребенка, способствует развитию культуры тела как носителя не только социальных, но и эстетических художественных и семиотических функции.

Ребенок с отклонениями в развитии познавательных, нравственно-эстетических и гуманистических ценностей происходит в процессе коррекционно-направленной музыкальной деятельности и общения в образовательной и социально-культурной среде. Взаимодействие ребенка с проблемами с музыкальным искусством осуществляется в условиях художественной среды, которая выступает компонентом, частью всей культурно-образовательной среды. Мы определяем художественную среду как «совокупность художественных ценностей, видов художественной деятельности, вещных и личностных элементов, с которыми взаимодействует социальный субъект, и которые определяют формирование его художественных потребностей, способов и средств их удовлетворения». Педагоги рассматривают среду как особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, влияющих и на динамику развития, и на появление новых качественных образований. При этом отмечаются необходимость понимания характера переживания ребенка, включенного в среду, характер аффективного отношения к среде и его активности в ней. Они характеризуют сущность среды в педагогическом процессе как условие для творческого саморазвития личности, где культуре отводится особое место в телесной и духовной организации ребенка. Художественная среда определяет взаимосвязь искусства и личности. Личность ребенка нормально развивающегося и с проблемами ра сматривается как субъект культуры, формирующийся в условиях этой среды. Взаимодействие субъекта со средой распадается на два относительно самостоятельных процесса: создание или преобразование среды и ее освоение. Развитие ребенка в художественной (в данном случае в музыкальной среде) происходит только в результате деятельности. А взаимодействуя со средой в качестве ее субъекта, личность ребенка с проблемами испытывает и реализует эмоционально-эстетическую потребность, активизирует познавательные интересы, формирует ориентационно-ценностные представления и различные формы коммуникативно-рефлексивных основ.

Гуманизация коррекционно-образовательного процесса средствами музыкального искусства предполагает личностно-ориентированныи, деятельностный подход, который нацелен не только на получение знаний, но и на способы их усвоения, на образцы и способы мышления и деятельности, на развитие познавательных сил и творческого потенциала ребенка. Основы личностно-деятельностного подхода были заложены Л.С.Выготским, А. Н.Леонтьевым, С.Л.Рубинштейном. Личность рассматривается или как субъект деятельности, который формируется в деятельности и в общении с

другими людьми. Деятельностный подход в музыкально-образовательном процессе предполагает, что в центре обучения находится ребенок с проблемами как личность с ее психологическими особенностями. Все методические решения и технология коррекционно-развивающего процесса средствами музыки, использованные приемы, способы, методы преломляются через призму личности обучаемого, его потребностей и способностей, активности, интеллекта и других индивидуально-психологических особенностей, а также имеющихся нарушений в развитии. В целом личностно-деятельностный подход в художественно-эстетическом освоении мира ребенком с проблемами

означает, что прежце всего в этом процессе ставится и решается задача формирования гармоничной, нравственно совершенной, социально-активной личности через раскрытие внутренних резервов и компенсаторных

возможностей личности ребенка данной категории.

Музыкальное искусство обеспечивает ребенку возможность художественного освоения действительности, которое осуществляется через восприятие и деятель­ность. Музыкально-эстетического освоения мира заключается в том, что оно в большей степени связано с эстетическими эмоциями и оценками, а деятельность направлена на создание художественно-творческого продукта. В этом освоении действительности ребенок с проблемами проходит путь от восприятия прекрасного и появления эстетического чувства, выражающегося в удовольствии и радости, заинтересованности,

через накопление эстетических впечатлений, освоение различных звуков, движений, ритмов, форм, свойств предметов и явлений, к зарождению сначала избирательного, предпочтительного отношения к ним, а потом возникновения оценочного отношения, что служит основой формирования

эстетического вкуса. Чувство прекрасного формируется у ребенка с проблемами не только посредством созерцания, но и в активной музыкальной деятельности: пении, движении под музыку, игре на

музыкальных инструментах. В процессе овладения этими видами деятельности создаются возможности не только для художественного развития, формирования основ музыкальной культуры, но и благоприятные условия для коррекции отклонений в познавательной, эмоционально-волевой, личностной сферах такого ребенка, а также формирования предпосылок развития его творческой активности и музыкальных способностей.



© 2010-2022