- Преподавателю
- Музыка
- Рабочая программа по музыке внеурочная деятельность
Рабочая программа по музыке внеурочная деятельность
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Гринева С.В. |
Дата | 04.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
г. Иркутска средняя общеобразовательная школа № 20
Рабочая учебная программа
внеурочная деятельность по музыке «Звонкий голосок»
Основное общее образование 1-4 классы
(базовый уровень)
Учитель музыки: Гринева С.В.
Категория: высшая
Иркутск
2014/2015 учебный год
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности обучающихся основана на трёх направлениях: слушание музыки, вокально-хоровая работа и пластическое интонирование. Программа имеет художественно-эстетическое направление и предполагает получение дополнительного образования в сфере музыкального искусства. Данная программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО по организации внеурочной деятельности учащихся.
Наблюдая за детьми, можно увидеть, что первым источником незаинтересованной радости детей является музыка. Восприятие музыки - это процесс целостного, образного, эмоционально осознанного, личностно окрашенного постижения содержания музыкального произведения.
Младенец в колыбели, не понимающий слов матери, успокаивается под пение, затем старается воспроизвести услышанную мелодию сам, баюкая себя. С этих пор у ребёнка появляется потребность в песне. С этого момента малыш, подражая взрослому, подпевает отдельные звуки, концы фраз, а затем и несложные песенки - попевки, позже начинается становление собственно певческой деятельности. Пение - один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности, который может дать им очень много.
Вокально-хоровая работа на уроках музыки в школе в большинстве случаев сводится к разучиванию песен, т.к. специальной методики постановки певческого голоса в программе по музыке нет. При подготовке внеклассных мероприятий основной акцент ставится на постановку ярких, зрелищных номеров и разучивании эффектных, современных песен, соответствующих сценарию, но никак не возможностям ребёнка.
Музыкальная педагогика постоянно обращается к решению проблемы «музыка - движение». Известный швейцарский педагог Э.Жак - Далькроз разработал систему ритмического воспитания детей, а преподаватель Иерусалимской академии Вероника Коэн - пластического интонирования на уроке музыки, основой которой является развитие музыкального слуха посредством движений, органически сочетающихся с музыкой. Исследовали эту область и отечественные педагоги - Д. Кабалевский, Н.Г.Александрова, Н.П.Збруева и др.
Что же такое «пластическое интонирование»? Это познание музыки через жест, движение, превращение процесса восприятия музыки из пассивной формы работы (слушание) в активную.
При этом решается целый ряд проблем:
1. Психологическая: «музыка - часть меня, я - часть музыки». Новые ощущения себя активизируют восприятие, мышление, память, способствует увлечённости и творчеству и возникновению непроизвольного внимания.
2. Образовательная: помогает зрительно показать сложные музыкальные понятия, не разрушив процесса слушания:
секвенции, фразировку, динамические градации, смену лада, штрихов, среагировать на малейшее изменение эмоционального плана, наглядно показать построение музыки, превратив «сухую» беседу в увлекательную игру, где все эти понятия связываются в сюжет, участником которого становится каждый ребёнок.
Особенно интернсна методика «Зеркала». Объясняя суть новой игры ребятам, В.Коэн говорит: «Мои руки - это зеркала, в которых отражается музыка». И с этого момента в классе начинаются чудеса, ведь руки учителя, а затем и ребят, рассказывают гораздо больше, чем обычные слова. Всё ярче проявляется мудрость «Музыка начинается тогда, когда слова заканчиваются».
Цель программы - формирование благоприятной психологической среды для обучения навыкам слушания классической музыки;
формирование исполнительских навыков в области пения, музицирования, инсценирования ; способствовать развитию креативности учащихся; воспитывать любовь и интерес к вокальным произведениям различных музыкальных стилей;
Задачи:
· создать условия для самовыражения детей, актуализации их личностных качеств;
· воспитание желания и потребности музыкальной классики;
· развитие певческого диапазона голоса, формирование его естественного звучания;
· организация деятельности голосового аппарата, укрепление голосовых связок;
· совершенствовать певческие способности детей, формирование правильного дыхания, дикции, артикуляции в пении;
· формировать эмоционально-эстетическое восприятие окружающего мира через пение, слушание и исполнение музыки;
· развивать у детей творческое начало, поощрять самостоятельность, инициативу и импровизационные способности в пении и пластическом интонировании.
Занятия проводятся один раз в неделю.
Реализацию целевого назначения программы обеспечивают следующие принципы обучения:
1. Занятия строятся согласно логике творчества - от творческой до достижения творческого результата.
2. Занятия строятся таким образом, чтобы в активной работе могли участвовать все обучающиеся.
3. Занятия строятся так, чтобы дети имели возможность сменить типы и ритмы работы.
Занятия не только повышают общую музыкальную культуру, способствуют проявлению индивидуального творческого начала, но и в значительной степени способствуют всестороннему развитию обучающихся и формируют мировоззрение.
Методическое обеспечение программы внеурочной деятельности:
1.Метод - распевание. Ряд упражнений и методов для подготовки голосового аппарата. Под аккомпанемент фортепиано и а капелла.
2.Метод - работа над текущим репертуаром. Здесь надо переключать внимание детей на разные по характеру произведения, активизируя их восприятие, это улучшает результаты творческой деятельности.
3.Метод проверки индивидуального звучания голосов в процессе общей работы.
4.Учащиеся 4 классов участвуют в составлении музыкальных кроссвордов, а учащиеся 1-3 классов участвуют в конкурсе рисунков «Я рисую музыку».
5. Музыкальное сопровождение как методический приём. Педагог своими пояснениями, примером может помочь детям приобрести умения начинать и заканчивать исполнять песню вместе с музыкой. Правильно подобранный репертуар несёт в себе эмоции, которые маленькие исполнители проявляют в пении.
6. Наглядно-зительный метод- применяется для того, чтобы конкретизировать впечатления, разбудить фантазию, проиллюстрировать незнакомые явления, образы. Зрительная наглядность должна сочетаться со слуховой, помогать слуховому восприятию. (Практическое исполнение песен педагогом, видеозаписи исполнителей, наглядность в обучении певческому дыханию).
7. Словесный метод- с помощью слова можно углубить восприятие музыки, сделать его более образным, осмысленным. Особенностью словесного метода в воспитании детей является то, что здесь требуется не бытовая, а образная речь для пояснения содержания песен.
8.Социо- игровой метод - у младших школьников игра-ведущий вид деятельности. Следовательно, занятия должны быть так составлены, чтобы они напоминали игру, но отвечали задачам, которые необходимо решить на данном этапе.
9.Сотрудничество с родителями учащихся и их помощь. Концерты, проводимые для родителей.
10.Участие участников кружка в школьных и районных мероприятиях.
Построение работы определяется в несколько этапов:
1. Развитие выразительности речи и координации между восприятием и выражением игрового образа, мысли, звука.
2. Развитие общей моторики, артикуляции, дикции, пластики
3. Развитие музыкальных способностей, фантазии, кругозора.
4. Приобщение детей к концертной деятельности.
5. Формирование основ певческой и музыкальной культуры, эстетических эмоций, интересов, вокально-хоровых умений и навыков.
6. Использование элементов ритмики, как одного из способов
7. Развитие творческих способностей обучающихся.
Содержание программы:
Форма занятий - групповая, со всей группой одновременно и с солистами для отработки сольных партий. Основными формами проведения занятий являются музыкальные игры, конкурсы, викторины, беседы.
Постановка музыкальных номеров, инсценировка эпизодов из литературных произведений, - все это направлено на приобщение детей к музыкальному искусству и мастерству.
Продвигаясь от простого к сложному, ребята смогут постичь увлекательную науку музыкального мастерства, приобретут опыт публичного выступления и творческой работы. Важно, что в музыкальном кружке дети учатся коллективной работе, работе с партнером, учатся общаться со зрителем, учатся вокально-хоровой работе над характерами персонажа, мотивами их действий, творчески преломлять музыкальные произведения на сцене. Дети учатся выразительному исполнению музыкальных произведений на шумовых инструментах, народных песен и попевок, которые должны быть осмысленными и прочувствованными, создают музыкальный образ таким, каким они его видят. Дети привносят элементы своих идей, свои представления в концертные программы, оформление музыкальных сказок.
Освоение программного материала происходит через теоретическую и практическую части, в основном преобладает практическое направление. Занятие включает в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационный этап предполагает подготовку к работе, теоретическая часть очень компактная, отражает необходимую информацию по теме.
Занятия в кружке «Весёлые нотки» ведутся по программе, включающей несколько разделов.
На первом вводном занятии руководитель кружка знакомит ребят с программой кружка, правилами поведения на кружке, противопожарный инструктаж учащихся. В конце занятия - музыкальная игра «Угадай мелодию».
1. Тема «Шумовые и музыкальные звуки»
«Шумовые и музыкальные звуки» включает в себя комплексные ритмические, музыкальные игры и упражнения, призванные обеспечить развитие музыкальных способностей ребенка, пластической выразительности телодвижений на музыкальные и шумовые звуки, снизить последствия учебной перегрузки.
Знакомство с шумовыми и музыкальными инструментами. Импровизация на музыкальных инструментах.
2. Тема «Разбудим голосок»
Раздел объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы голосового аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции.
«Голос - одежда нашей речи». В быту различают голоса сильные - слабые, высокие - низкие, чистые - нечистые, звонкие - глухие, визжащие - ворчащие, т.е. бытовая классификация указывает на отличительные качества (признаки, приметы) голоса: сила, объем, чистота, характер окраски.
Богатство голоса во многом определяется объемом, регистровым диапазоном его. В голосе каждого человека есть 2-3 нотки, которые приятно звучат и образуются без какого-либо напряжения. Это звуки нормального или натурального голоса.
Голос - нежнейший и тончайший инструмент, которым должен владеть каждый, особенно исполнитель. Голос надо беречь, упражнять, развивать, обогащать, совершенствовать.
3. Тема «Развитие голоса»
В раздел включены музыкальные игры, развивающие голосовой аппарат, умение исполнять детские песенки, попевки, сочинять небольшие рассказы и сказки о музыке. Дети учатся создавать различные по характеру музыкальные образы. В этой работе ребенок проживает вместе с героями детских песен, эмоционально реагирует на их внешние и внутренние характеристики, выстраивает логику поведения героев. У детей формируется нравственно-эстетическая отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве. При сочинении произведений обогащается словарный запас, развивается логика построения сюжета, при выборе музыкальных и художественных элементов для яркости образа формируется чувство вкуса.
4. Тема «Фольклор»
Действенное знакомство с преданиями, традициями, обрядами, играми и праздниками русского народа расширяет неразрывную связь искусства с жизнью, с истоками русского народа. Знакомство с русскими народными жанрами: сказками, песнями, играми, пословицами, дразнилками, считалками.
5. Тема «Музыка»
Раздел «Музыка» - призван познакомить учащихся с музыкой как видом искусства; дать понятие, что даёт музыкальное искусство в формировании личности. Он включает в себя беседы, встречи с музыкантами, экскурсии в театр, видео просмотры и аудио прослушивание, участие детей в концертах, представление своих творческих работ по темам бесед. Краткие сведения о музыкальном искусстве и его особенностях.
Раздел предусматривает не столько приобретение ребенком профессиональных навыков, сколько развитие его игрового поведения, эстетического чувства, умения общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях.
6. Тема «Творчество»
В раздел включены музыкальные игры, развивающие голосовой аппарат, умение сочинять частушки, скороговорки, считалки, небольшие рассказы и сказки о музыке, подбирать простейшие мелодии. Дети учатся создавать различные по характеру музыкальные образы. В этой работе ребенок проживает вместе с героем действия и поступки, эмоционально реагирует на его внешние и внутренние характеристики, выстраивает логику поведения героя. Необходимо проводить обсуждение музыкальных произведений, воспитывать у ребят интерес к работе друг друга, самокритичность, формировать критерий оценки качества работы. У детей формируется нравственно-эстетическая отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве. При сочинении произведений обогащается словарный запас, развивается логика построения сюжета, при выборе музыкальных и художественных элементов для яркости образа формируется чувство вкуса.
7. Тема «Радуга талантов»
«Радуга талантов» - является итоговым, включает в себя выступление перед младшими школьниками, родителями, населением, работу с отрывками и постановками музыкальных сказок. Возможно проявление творчества детей: дополнение сценария учащимися, выбор музыкального сопровождения музыкальных сказок.
По итогам кастинга на лучшие музыкальные и актерские способности выбираются главные исполнители музыкальных сказок, сольных партий. Коллективно выполняются эскизы декораций, костюмов, их изготовление. Индивидуальная подготовка главных исполнителей. Прогонные и генеральные репетиции, выступление. Важна и непосредственная организация показа концерта: подготовка афиш, программок, подготовка и проверка оформления, выделение ответственных за декорации, костюмы, музыкальное сопровождение.
Календарно-тематическое планирование
1класс
№ п/п
Название тем, разделов
Количество часов
всего
теория
практика
1
Пение учебно -тренировочного материала.
2
1
1
2
Индивидуальные занятия.
1
1
3
Разбор песни М.А. Пинегина «Скворушка прощается»
(сл. М.Ивенсон, муз.Т.Попатенко).
1
1
4
Работа над дикцией в песне «Скворушка прощается». Исполнение попевок «Осень», «Дождик».
1
1
5
Работа над песней «Пестрая песенка» (сл.З.Петровой, муз.И.Якушенко)
с солистами. Разбор песни «Золотая песенка» (сл.З.Петровой, муз.И.Якушенко).
2
1
1
6
Работа над песней «Пестрая песенка». Работа над мелодическими скачками в песне «Золотая песенка».
1
1
7
Работа над словами и интонацией в изучаемых песнях.
2
1
1
8
Работа над выразительным пением в изучаемых песнях.
2
1
1
9
Разбор песни «Азбука» (сл.З.Петровой, муз.А.Островского).
1
1
10
Разбор песни «Алфавит» ( сл.И.Резника, муз. Р.Паульса).
1
1
11
Работа над мелодической линией в песнях «Азбука», «Алфавит».
1
1
12
Работа над словами в песнях«Азбука», «Алфавит».
1
1
13
Работа над хроматизмами в песне «Алфавит». Разбор песни «Песня о школе» (сл.В.Викторова, муз.Д.Кабалевского).
2
1
1
14
Работа над художественным образом, ритмом и мелодией в изучаемых песнях
1
1
15
Пение упражнений на интонирование «Домисолька», «Семь подружек».
2
2
16
Индивидуальные занятия.
1
1
17
Разбор песни «Нотная тетрадь» (сл.М.Садовского, муз.З.Компанеец).
1
1
18
Работа над словом и мелодической линией в песне «Нотная тетрадь».
2
1
1
19
Работа над звуковедением и звукообразованием в песне «Нотная тетрадь».
1
1
20
Разбор песни «Колыбельная Волховы» (муз.Н.Римского-Корсакова).
1
1
21
Работа над песней. «Колыбельная Волховы».
1
1
22
Разбор песни «Здравствуй, детство» (сл.М.Яснова, муз.И.Космачева).
1
1
23
Работа над мелодией и словом в песне «Здравствуй, детство».
1
1
24
Разбор песни «Доброе утро» (сл.Солодаря, муз.Д.Кабалевского).
1
1
25
Работа с песней «Доброе утро» с фонограммой.
1
1
26
Итоговое занятие. Повторение всего репертуара.
1
1
Итого
33
7
26
2 класс
№ п/п
Название тем, разделов
Количество часов
всего
теория
практика
1
Пение учебно -тренировочного материала.
1
1
2
Индивидуальные занятия.
1
1
3
Разбор песни М.А. Пинегина «Моя Россия»
(сл. Н.Соловьевой,
муз.Г.Струве).
1
1
4
Работа над дикцией в песне «Моя Россия». Исполнение попевок «Осень, в гости просим», «Дождик припусти».
1
1
5
Работа над песней «Здравствуй, Родина моя» (сл.К.Ибряева, муз.Ю.Чичкова)
с солистами. Разбор песни «Патриотическая песня» (сл.А.Машистова, муз.М.Глинки).
1
1
6
Работа над песней «Здравствуй, Родина моя». Работа над мелодическими скачками в песне «Патриотическая песня».
1
1
7
Работа над словами и интонацией в изучаемых песнях.
1
1
8
Работа над выразительным пением в изучаемых песнях.
1
1
9
Разбор песни «Колыбельная медведицы» (сл.Ю.Яковлева, муз.Е.Крылатова).
1
1
10
Разбор песни «Сонная песенка» ( сл.И.Ласманиса, муз. Р.Паульса).
1
1
11
Работа над мелодической линией в песнях «Колыбельная медведицы», «Сонная песенка».
1
1
12
Работа над словами в песнях «Колыбельная медведицы», «Сонная песенка».
1
1
13
Разбор песни «Рождественская песенка» (сл.и муз.П.Синявского).
2
1
1
14
Работа над художественным образом, ритмом и мелодией в изучаемых песнях
1
1
15
Пение упражнений на интонирование «Лесенка», «Звуки музыки». Разбор песни «Бояре, а мы к вам пришли» (рус.нар.песня).
1
1
16
Работа над художественным образом в песне «Бояре, а мы к вам пришли».
1
1
17
Работа над звуковедением в песне по подгруппам «Бояре, а мы к вам пришли».
1
1
18
Работа над выученным репертуаром.
1
1
19
Индивидуальные занятия.
1
1
20
Разбор песни «Реченька» (сл.Е.Красева, муз.А.Абрамова).
1
1
21
Работа над словом и мелодической линией в песне «Реченька».
1
1
22
Работа над звуковедением и звукообразованием в песне «Реченька».
2
1
1
23
Разбор песни «Песня - спор» (сл.В.Луговского, муз.Г.Гладкова).
1
1
24
Работа над песней. «Песня-спор».
1
1
25
Разбор песни «Весенняя»(сл.Т.Сикорской, муз. В.Моцарта).
1
1
26
Работа над характером исполнения песни «Весенняя».
1
1
27
Разбор песни «Сказки гуляют по свету» (сл.М.Пляцковского, муз.Е.Птичкина).
1
1
28
Работа над мелодией и словом в песне «Сказки гуляют по свету».
2
1
1
29
Разбор песни «Большой хоровод» (сл.Л.Жигалкиной и А.Хайта, муз.Б.Савельева).
1
1
30
Работа над выразительным пением в песне «Большой хоровод».
1
1
32
Повтор всего репертуара.
1
1
Итого
34
6
28
3класс
№ п/п
Название тем, разделов
Количество часов
всего
теория
практика
1
Пение учебно -тренировочного материала. Повторение песенного репертуара.
1
1
2
Индивидуальные занятия.
1
1
3
Разбор песни М.А. Пинегина «Домовой» (сл. А.Усачева).
1
1
4
Работа над дикцией в песне «Домовой». Исполнение попевок.
1
1
5
Работа над песней «Домовой» с солистами. Разбор песни «Добрый наш учитель»
1
1
6
Работа над песней «Домовой».Работа над мелодическими скачками в песне «Добрый наш учитель».
1
1
7
Работа над словами в песне «Добрый наш учитель».
1
1
8
Работа над выразительным пением в песне «Добрый наш учитель».
1
1
9
Работа с песнями «Домовой», «Добрый наш учитель».
1
1
10
Разбор песни Я.Дубравина «Незнайка»(сл.В.Суслова)
1
1
11
Работа над мелодической линией в песне «Незнайка».
1
1
12
Работа над словами в «Незнайке».
1
1
13
Работа над хроматизмами в песне «Незнайка». Разбор песни «Баба Яга» М.Славкина (сл. Е.Каргановой).
2
1
1
14
Работа над художественным образом в песне «Незнайка» и над ритмом и мелодией в песне «Баба Яга».
2
2
15
Пение упражнений на интонирование. Работа над песней «Незнайка» и над словом в песне «Баба Яга».
1
16
Работа над песней «БабаЯга».
1
1
17
Работа над выученным репертуаром.
1
1
18
Индивидуальные занятия.
1
1
19
Разбор песни Г.Падольского «Песенка о смешной обезьянке»
1
1
20
Работа над словом и мелодической линией в песне «Песенка о смешной обезьянке».
1
1
21
Работа над звуковедением и звукообразованием в песне «Песенка о смешной обезьянке».
1
1
22
Работа над образом в песне «Песенка о смешной обезьянке».
1
1
23
Разбор песни «В каждом маленьком ребенке».
1
1
24
Работа над песней «В каждом маленьком ребенке».
2
1
1
25
Работа над звуковедением в песнях «Вкаждом маленьком ребенке» и «Песенка о смешной обезьянке».
1
1
26
Работа над характером исполнения песни «В каждом маленьком ребенке».Разбор песни С.Соснина «Снежный карнавал» (сл. П.Синявского).
1
1
27
Работа над мелодией и словом в песне «Снежный карнавал».
1
1
28
Работа над звуковедением в песне «Снежный карнавал».
1
1
29
Работа над выразительным пением в песне «Снежный карнавал».
1
1
30
Повтор всего репертуара.
2
2
Итого
34
5
29
4 класс
№ п/п
Название разделов, тем.
Количество часов
всего
теория
практика
1
Пение учебно -тренировочного материала. Повторение выученного песенного репертуара.
1
1
2
Знакомство с песней «Волшебная страна».
1
1
3
Работа над песней «Волшебная страна», разбор мелодии слов.
1
1
4
Работа над звуковедением, скачками в песне «Волшебная страна».
1
1
5
Работа над хроматизмами в песне «Волшебная страна».Упражнения на развитие музыкального слуха. Знакомство с песней «Бюро находок».
1
1
6
Индивидуальные занятия. Упражнения
а капелла.
1
1
7
Работа над мелодией и словом в песне «Бюро находок».Канон.
1
1
8
Работа над мелодией и словом в песне»Бюро находок». Разбор песни «Новый год».
1
1
9
Разучивание песни «Новый год».
1
1
10
Работа над позицией пения в песне «Новый год».
1
1
11
Пение вокальных упражнений на развитие мягкой атаки, легкого дыхания. Пение выученного песенного репертуара.
1
1
12
Знакомство с песней «Про сластену короля».
1
1
13
Работа над мелодией и дикцией в песне «Про сластену короля».
1
1
14
Знакомство с песней «Книголюбы».
1
1
15
Работа над дикцией и выразительным пением в песне «Книголюбы».
1
1
16
Работа над песней «Книголюбы». Знакомство с песней «Шарики».
1
1
17
Работа над формой и выразительным пением в песне «Шарики».
1
1
18
Знакомство с песней «Волшебный мост».
1
1
19
Работа над худ. Образом в песне «Шарики», работа над двухголосием. Работа над мелодической линией в песне «Волшебный мост».
2
1
1
20
Работа над звуковедением и дикцией в песне «Волшебный мост».
1
1
21
Знакомство с песней «Раз, два - радуга».
1
1
22
Работа над мелодией и словом в песне «Раз, два - радуга».
1
1
23
Упражнения на развитие точной интонации. Работа над звуковедением и артикуляцией в песне «Раз, два -радуга».
2
1
1
24
Знакомство с песней «Песенка о смешном человечке».
1
1
25
Разбор мелодии и текста песни «Песенка о смешном человечке».
1
1
26
Работа над штрихами и паузами в песне «Песенка о смешном человечке».
1
1
28
Работа над вокальным ансамблем в песне «Песенка о смешном человечке».
1
1
29
Знакомство с песней «Здравствуй, лето».
2
1
30
Работа над звуковедением и точной интонацией в песне «Здравствуй, лето».
1
1
31
Работа над выразительным пением в песне «Здравствуй, лето», работа с фонограммой.
1
1
32
Повторение выученного песенного репертуара.
1
1
Итого
34
2
32
Требования к уровню подготовки учащихся
Дети должны иметь устойчивый интерес к песне, уметь эмоционально исполнить её. Расширять певческий диапазон детей, учить правильно передавать мелодию, петь индивидуально, подгруппами, коллективно. Дети должны использовать песню в самостоятельной деятельности, изъявлять желание участвовать в концертах, на утренниках, в театрализациях.
1-й год обучения.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам
В результате обучения пению ребенок должен
знать и понимать:
-строение артикуляционного аппарата;
-особенности и возможности певческого голоса;
-гигиену певческого голоса;
-понимания по требованию педагога слова - петь «мягко, нежно, легко»;
-понимать элементарные дирижерские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох, начало звукоизвлечения и его окончание).
Уметь:
-правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плечи;
-петь короткие фразы на одном дыхании;
-петь короткие фразы на одном дыхании;
-передавать правильный ритм муз.произведения на шумовых инструментах;
-к концу года петь выразительно, осмысленно, в спокойном и подвижном темпе.
2-й год обучения.
В результате обучения пению ребенок должен
знать и понимать:
-понимать элементарные дирижерские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох, начало звукоизвлечения и его окончание).
-основы музыкальной грамоты;
-познакомится с народным творчеством, вокальной музыкой русских и зарубежных композиторов;
Уметь:
-правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плечи;
-на звуках первой октавы правильно показывать красивое индивидуальное звучание своего голоса, ясно проговаривая слова;
-к концу года петь выразительно, осмысленно, в спокойном и подвижном темпе;
-уметь исполнять вокальное произведение с шумовыми инструментами;
-показывать результат элементов двухголосия.
3-й год обучения.
В результате обучения пению ребенок должен
знать и понимать:
-соблюдать певческую установку;
- понимать дирижерские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох, начало звукоизвлечения и его окончание);
-жанры вокальной музыки.
Уметь:
-правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плечи;
-точно повторять заданный звук;
-в подвижных песнях делать быстрый вдох;
-правильно показывать самое красивое индивидуальное звучание своего голоса;
-петь чисто слаженно в унисон;
-петь без сопровождения отдельные попевки и отрывки из песен;
-давать критическую оценку своему исполнению;
-к концу года показать результат исполнения двухголосия без музыкального сопровождения;
-уметь исполнять вокальное произведение с шумовыми инструментами;
-принимать активное участие в творческой жизни вокального коллектива.
4-й год обучения.
В результате обучения пению ребенок должен знать и понимать:
-основные типы голосов;
-жанры вокальной музыки;
-типы дыхания;
-поведение певца до выхода на сцену и во время концерта;
-реабилитация при простудных заболеваниях;
-образцы вокальной музыки русских и зарубежных композиторов, народное творчество.
Уметь:
-петь достаточно чистым по качеству звуком, легко, мягко, непринужденно;
-петь на одном дыхании более длинные музыкальные фразы;
-петь несложные двухголосные каноны;
-импровизировать и сочинять мелодии на заданные интонации, темы, мелодико-ритмические модели, стихотворные тексты и др.;
-уметь исполнять вокальное произведение с шумовыми инструментами;
-исполнять образцы вокальной музыки русских и зарубежных композиторов, народное творчество.
Перечень учебно-методического обеспечения
-
Технические средства: музыкальный центр; компьютер, проектор; телевизор, DVD- плеер.
-
Школа хорового пения. Под редакцией К.А.Попова
-
Сборники детских песен.
-
Комплект дисков с классической, детской, популярной музыкой.
-
Обучающие и демонстрационные диски.
-
Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. - М.: Просвещение, 1983.
-
Алиев Ю.Б. Подросток - музыка - школа // Вопросы методики музыкального воспитания детей. Сборник статей. - М.: Музыка, 1975.
-
Алиев Ю.Б. Технические средства, используемые в музыкальном обучении: Методические рекомендации к урокам музыки в общеобразовательной школе. - М.: Музыка, 1971. - С.274-287.
-
Алмазов Е.И. О возрастных особенностях голоса у дошкольников, школьников и молодежи // Материалы научной конференции. 1961. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963.
-
Венгрус Л.А. Начальное интенсивное хоровое пение. - С.-Пб., Музыка, 2000.
-
Голубев П.В. Советы молодым педагогам-вокалистам. - М.: Государственное музыкальное издательство, 1963.
-
Гонтаренко Н.Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства /Н.Б.Гонтаренко. - Изд. 2-е - Ростов н/Д: Феникс, 2007.
Список литературы
-
Закон РФ об образование. Москва 2009 г.
-
Всеобщая декларация прав человека для детей и взрослых.
-
Сборник методических статей «Хоровое пение в художественной самодеятельности»- М.,2010г.
-
«Программы для внеклассной и внешкольной работы» редактор О.А.Апраксина. -М .:Просвещение»,2011г.
-
«Настольная книга школьного учителя -музыканта». -М. «Владос»,2010г.
-
«Как Рыжик научился петь» А.Абелян - М. «Композитор».2009г.
-
«Методика музыкального воспитания в школе» Л.Г.Дмитриева - М. «Академия».2009г.
-
«Развитие голоса» В.В.Емельянов «Лань» 2009г.
-
«Мир вокального искусства» 1-4 классы Г.А. Суязова «Учитель» 2010г.
-
Музыкально-эстетическое воспитание: пособие для учителя «Просвещение» 2009г.
-
«Песенные узоры». Русские народные песни, игры для детей школьного возраста/ Сост. Н.Сорокина «Музыка» 2009г.
Список литературы, рекомендуемой для родителей:
-
«Мир вокального искусства» 1-4 классы Г.А. Суязова «Учитель» 2010г.
-
«Мой первый учебник по музыке и творчеству» Е.И.Юдина М.«Аквариум»
-
«Музыкальное воспитание детей» Н.Н.Доломанова М. «Сфера» 2009г.
Список литературы для учащихся:
-
Великие музыканты XX века. Сидорович Д.Е. - М.: 2003;
-
Детская музыкальная энциклопедия. Тэтчэлл Д. - АСТ 2002;
-
Журавленко Н.И. Уроки пения. - Минск: «Полиграфмаркет», 1998
-
Журнал Звуковая дорожка, все выпуски.
-
Музыка волн, музыка ветра. В. Цой. - ЭКСМО 2006;
-
Нейл Моррис. Музыка и танец. Серия «Всё обо всём». - М.: 2002;
-
Словарь юного музыканта. Михеева Л.В. - АСТ 2009;
-
Я познаю мир: Детская энциклопедия: Музыка/Авт.-сост. А.С. Кленов; под общ. ред. О.Г. Хинн. - М., 1998г.