Конкурс пианистов, посвященный 145-летию со дня рождения С. Майкапара

Цель конкурса: знакомство с творчеством композитора, писавшего музыку для детей; повышение мотивации учеников к обучению игре на музыкальном инструменте; совершенствование профессиональных навыков; соревновательный момент в достижении цели.  Многие композиторы пишут музыку, которую с одинаковым увлечением слушают и взрослые и дети. Но есть композиторы, которые всё своё творчество посвятили созданию только детской музыки, причём такой, которую дети могли бы не только слушать, но и исполнять. Таки...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КОНКУРС ПИАНИСТОВ

К 145-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ С.МАЙКАПАРА


МАЙКАПАР Самуил Моисеевич

(краткие биографические сведения)

(1867 - 1938)

Советский композитор, пианист, педагог, музыкальный писатель.

Музыкой начал заниматься с 6 лет (уроки у Г. Молла);

В 1885 переехал в Петербург и поступил в консерваторию.

Параллельно занимался на юридическом факультете университета (окончил в 1890).

По окончании консерватории направился в Вену и до 1898 совершенствовался как пианист под руководством Т. Лездетицкого.

С 1898 по 1901 выступал в концертах совместно с Л. Ауэром и И. Гржимали.

В 1901 основал музыкальную школу в Твери и возглавлял ее до 1903.

С 1903 по 1910, живя преимущественно в Москве, занимался концертной деятельностью, систематически концертировал в Германии. Принимал активное участие (секретарь) в работе руководимого С. Танеевым московского научно-музыкального кружка.

С 1910 по 1930 преподавал фортепиано в Петербургской, в дальнейшем - Петроградской и Ленинградской консерватории. Был инициатором исполнения в концертах цикла из 32 сонат Бетховена (впервые в 1927).

Разносторонне одаренный музыкант, Майкапар был особенно известен как автор фортепианных пьес для детей и юношества. В частности, большую популярность завоевал его цикл фортепианных миниатюр «Бирюльки». К ученикам Майкапара принадлежит известный детский музыкальный педагог Софья Ляховицкая.

Сочинения:

  • камерно-инструментальные ансамбли - квартет, фортепианное трио, «Легкая соната» для скрипки и фортепиано;

  • пьесы для фортепиано, в т. ч. Соната, Баллада, Поэма; несколько циклов вариаций, 2 серии «Мимолетных мыслей», 2 октавных интермеццо и др.; св. 150 фортепианных. пьес для детей, в т. ч. «Бирюльки» (26 пьес), 24 миниатюры, 18 маленьких новеллетт, 4 прелюдии и фугетты, 20 педальных прелюдий и др.;

  • романсы;

  • книги: Музыкальный слух (1900, 2 изд. '1915), Значение творчества Бетховена для нашей современности, с предисловием А. Луначарского (1927), Годы учения и музыкальной деятельности, Книга о музыке для старших школьников (1938) и др.








С.Майкапар «Бирюльки»

Многие композиторы пишут музыку, которую с одинаковым увлечением слушают и взрослые, и дети. Но есть композиторы, которые всё своё творчество посвятили созданию только детской музыки, причём такой, которую дети могли бы не только слушать, но и сами исполнять.

Сегодня мы познакомимся с музыкой одного из таких детских композиторов, который жил более 100 лет назад. Звали его Самуил Моисеевич Майкапар.

Самуил Моисеевич Майкапар родился в городе Херсоне в 1867 году. В семье, кроме него было 4 сестры и все они занимались музыкой. Музыкальные способности Самуил унаследовал от своей мамы, которая очень хорошо играла на фортепиано. Он стал заниматься музыкой с 5 лет. В 11 лет он сам стал сочинять музыку, завёл тетрадь, в которую записывал все свои произведения. В семье было решено, что Самуил станет юристом, но от этой карьеры он отказался и поступил в консерваторию, которую успешно закончил.

В 1901 году Майкапар переехал в город Тверь, где открыл собственную музыкальную школу. Тогда и пришла ему в голову мысль писать детские произведения, которые могли бы исполнять сами дети.

Разнообразные небольшие пьески композитора для маленьких, только начинающих исполнителей, можно назвать миниатюрами. Они, как фотографии в альбоме, объединяются в циклы. С одним из таких циклов мы с вами сегодня познакомимся. Он называется « Бирюльки».

Вслушайтесь в звучание этого слова. Какое оно ласковое, музыкальное. А что же оно означает? Когда-то, давным-давно, это была любимая игра детворы. На стол высыпались кучкой очень маленькие игрушечные вещички - бирюльки. Чаще всего это были вырезанные из дерева чашечки, кувшинчики, половнички и другие кухонные предметы, лесенок, шляпок, палочек и так далее. Бирюльки нужно было достать маленьким крючком, одну за одной, не пошевелив остальные.

Маленькие пьески Майкапара напоминают те самые бирюльки из старинной игры. Давайте познакомимся с этой музыкой.

Откроем наш концерт пьесой, которая называется «Музыкальная шкатулка». Что такое музыкальная шкатулка? Это коробочка, внутри которой сюрприз, где-то это балерина, где-то целое народное гуляние, всё зависит от фантазии мастера, который эту шкатулку мастерит, но самое главное шкатулочка умеет исполнять музыку, правда эта музыка похожа на механическую, но радость слушателям она доставляет.

«МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКАТУЛКА»

Сегодня наш концерт пройдёт не под механическую музыку музыкальной шкатулки, а под живую музыку фортепиано, на котором наши артисты будут исполнять пьесы из альбома «Бирюльки» композитора Самуила Майкапара.

Что же можно найти среди бирюлек Майкапара?

Прежде всего, это детские музыкальные портреты.

Вот маленький пастушок. Ясным солнечным днём он вышел на летний цветущий луг возле речки. Чтобы не скучно было пасти своё стадо, он срезал себе камышинку и сделал из неё свирель. (Свирель - это маленькая дудочка). Светлый, радостный наигрыш зазвенел над лугами. В середине пьески мелодия стала больше напоминать танец пастушка, а затем вновь заиграла его дудочка.

«ПАСТУШОК»

А сейчас, послушав следующую миниатюру, мы увидим маленького командира. Он очень воинственный, мужественный и отважный. Чётким голосом он энергично отдаёт приказы. Мы не знаем, кому они предназначаются - оловянным солдатикам, мягким игрушкам или друзьям-ребятишкам. Но музыка нас убеждает, что любой приказ такого командира будет обязательно выполняться.

«МАЛЕНЬКИЙ КОМАНДИР»

В следующей пьеске музыка очень грустная, тихая, жалобная. Слушая её, хочется кого-то пожалеть, посочувствовать, поплакать. Кажется, что ребёнок жалуется на свою нелёгкую жизнь, на свою печальную судьбу. Назвал эту миниатюру Самуил Майкапар - «Сиротка»

«СИРОТКА»


Следующая пьеса, полная противоположность только что прозвучавшей, называется она «Песня моряков». Вы все знаете, что моряки - это отважные мужчины, которые бесстрашно ходят в море на своих кораблях и каждый мальчишка мечтает стать похожим на моряка. А пока они маленькие - распевают моряцкие песни. Правда эта песня будет без слов, но и так всё понятно.

«ПЕСНЯ МОРЯКОВ»

Вот какие совершенно разные портреты, не похожие друг на друга представил нам композитор. В каждом из них угадывался ребёнок. И о каждом нам рассказала музыка по-своему.

Теперь мы обратим внимание на музыкальные пейзажи.

Что такое «пейзаж»? Это картины природы: "Облака плывут", "Весною", "Осень", "На катке". Музыкальные пейзажи Майкапара посвящены четырём временам года.

«ОСЕНЬЮ»

В «Бирюльках» Майкапара нет такой пьесы, которая называется «Лето», но в это время года легко узнаётся в некоторых миниатюрах. Вот, например, «В садике». Слушая её, живо представляешь тёплый, летний день, детскую площадку, тенистый сад. Давайте послушаем.

«В САДИКЕ»


Играя в саду, дети вдруг увидели… Как вы думаете кого? Может это бабочка или птичка? «Мотылёк» … Так Майкапар назвал это произведение. Мотылёк гораздо меньше бабочки, у него нет таких больших крыльев, поэтому он не такой изящный и грациозный. Зато он лёгкий и быстрый. Послушав это произведение, мы как будто увидели, как мотылёк перелетает с одного цветка на другой.

«МОТЫЛЁК»


Сейчас тоже прозвучит пьеса-пейзаж, и тот, у кого хорошее воображение может представить себе горы. Вы забрались на высокую вершину и изо всех сил кричите, а где-то далеко вам отвечает эхо. И от этого становится так радостно, и немного тревожно.

«ЭХО В ГОРАХ»

Теперь нам предстоит удивительное путешествие в мир сказок. Сказки - это всегда что-то загадочное, удивительно красивое, необычное. Иногда мы сочиняем сказки сами, иногда видим их во сне. Самуил Моисеевич придумал маленькие сказочные пьесы.

Сказки обычно рассказывают на ночь, чтобы детям сладко спалось и снились интересные сны. Сейчас прозвучит колыбельная, которая позволит успокоиться и приготовиться к встрече со сказкой.

«КОЛЫБЕЛЬНАЯ»

Кому из вас мамы не рассказывали сказки в детстве? Таких детей нет. Сказки любят все и взрослые и дети. А особенно их любят сочинять бабушки, которые обожают своих внуков. О чём сказка - догадайтесь сами.

«СКАЗОЧКА»

Видение - это то, что нам кажется, а на самом деле это обман нашего зрения. Самые большие романтики и фантазеры очень любят, например, смотреть на облака в небе и представлять себе разных зверушек или предметы. Но облака плывут, и, только что виденное нами, превращается в обычное белое пятно.

«МИМОЛЕТНОЕ ВИДЕНИЕ»

Легенда и сказка - это почти одно и то же, только сочинители легенд любят, чтобы всё было таинственно и непредсказуемо. В легендах обязательно есть герои, которые сражаются за свою любовь и конечно всегда побеждают.

«ЛЕГЕНДА»

А вот и герой легенды - отважный всадник, который мчится по дремучему лесу. Куда он торопится? Может быть освобождать свою принцессу из плена?

«ВСАДНИК В ЛЕСУ»


Тревога и неизвестность не покидают слушателей после такой музыки. Композитор тоже пережил подобные мгновения, и следующая пьеса отражает это состояние.

«ТРЕВОЖНАЯ МИНУТА»


Но в детских сказках всегда всё заканчивается хорошо. Вот и наш герой спас свою принцессу и теперь поём ей романс о своей любви. Послушайте, как нежно и страстно звучит его признание.

«РОМАНС»

Когда так всё хорошо заканчивает, наступает время танцев. Кто из нас не любит танцы? Нам нравятся детские и молодёжные, современные и бальные танцы. Мы с удовольствием смотрим балет, а ведь это тоже танец. Танцы - это очень увлекательное, приятное и красивое занятие. Самуил Моисеевич Майкапар писал много танцев. Это польки, гавоты, менуэты, вальсы. Вальс - это бальный плавный танец, которому больше 200 лет. Слово "Вальс» в переводе означает "кружиться, вращаться». В этом танце преобладают кружащиеся изящные движения.

«ВАЛЬС»


Совсем иной танец менуэт. Он намного старше вальса и пары, которые его танцевали должны были соблюдать определенные правила этикета. Все движения чинные и важные, потому что времена были очень строгие, да и сам наряд того времени не позволял двигаться быстро. В танце кавалер мог держать даму только за кончики пальцев одной руки, оба партнера важно раскланивались, показывая уважение друг к другу.

«МЕНУЭТ»

И ещё всеми любимый танец, его танцуют не только взрослые, но и дети - это полька. Каждый из вас этот танец знает и любит. Движения очень простые - пробежки, прыжки, подскоки и обязательно наличие хорошего настроения, потому что это танец-праздник.

«ПОЛЬКА»

Ну вот и закрыта последняя страница нашего альбома. Приятно было провести это время, окунувшись в музыку нашего советского композитора Самуила Моисеевича Майкапара, я надеюсь, что с этих пор вы запомните эту фамилию и сами сыграете немало пьес этого автора. Я желаю вам успехов на творческом пути и до новых встреч в музыкальной гостиной

Программа концерта


  1. «МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКАТУЛКА» - исполняет ученица 3 класса Слобожанинова Марина


  1. «ПАСТУШОК» - исполняет ученица 2 класса Кузнецова Саша


  1. «МАЛЕНЬКИЙ КОМАНДИР» - исполняет ученица 3 класса Слобожанинова Марина


  1. «СИРОТКА» - исполняет ученица 2 класса Кузнецова Саша


  1. «ПЕСНЯ МОРЯКОВ» - исполняет ученица 3 класса Слобожанинова Марина


  1. «ОСЕНЬЮ» - исполняет ученица 5 класса Батищева Даша


  1. «В САДИКЕ» - исполняет ученица 2 класса Кузнецова Саша


  1. «МОТЫЛЁК» - исполняет ученица 2 класса Кузнецова Саша


  1. «ЭХО В ГОРАХ» - исполняет ученица 5 класса Батищева Даша


  1. «КОЛЫБЕЛЬНАЯ» - исполняет ученица 3 класса Буторина Лиза


  1. «СКАЗОЧКА» - исполняет ученица 4 класса Зубарева Надя


  1. «МИМОЛЕТНОЕ ВИДЕНИЕ» - исполняет ученица 3 класса Слобожанинова Марина


  1. «ЛЕГЕНДА» - исполняет ученица 5 класса Макерова Наташа


  1. «ВСАДНИК В ЛЕСУ» - исполняет ученица 3 класса Шубина Надя


  1. «ТРЕВОЖНАЯ МИНУТА» - исполняет ученица 3 класса Шубина Надя


  1. «РОМАНС» - исполняет ученица 3 класса Шубина Лена


  1. «ВАЛЬС» - исполняет ученица 5 класса Макерова Наташа


  1. «МЕНУЭТ» - исполняет ученица 4 класса Зубарева Надя


  1. «ПОЛЬКА» - исполняет ученица 3 класса Шубина Лена

Положение

об общешкольном конкурсе пианистов,

посвященному 75-й годовщине со дня смерти С. Майкапара


1. Учредители и организаторы конкурса

Орловская детская школа искусств.

2. Цели и задачи конкурса

- сохранение и совершенствование системы художественного образования

- популяризация лучших образцов классического музыкального наследия

- выявление наиболее одарённых детей для дальнейшей профориентации

- повышение педагогического мастерства преподавателей

3.Место и сроки проведения конкурса:

Срок проведения конкурса - 19 апреля 2013г.

Место проведения - концертный зал Орловской ДШИ


  1. Участники конкурса:

учащиеся 2-5 классов фортепианного, хорового, художественного отделения ДШИ

5. Программные требования:

  • исполнение произведения С.Майкапара из цикла фортепианных пьес «Бусинки».

  • иллюстрация к пьесе Майкапара из цикла фортепианных пьес «Бусинки».

Количество исполняемых и иллюстрируемых произведений С.Майкапара не ограничено.

5. Порядок проведения конкурса:

Порядок выступлений на конкурсе определяется программой концерта

Конкурс проводится в один тур.

Победители конкурса награждаются Дипломами первой, второй и третьей степени.

Жюри присуждает поощрительные Дипломы

  • За эмоциональное выступление

  • За интересную трактовку пьесы С.Майкапара

  • За интересную иллюстрацию к пьесе С.Майкапара и другие

Все участники награждаются благодарственными письмами за участие в конкурсе

В состав жюри конкурса войдут преподаватели ДШИ

Оргкомитет.


Лекция-концерт


Самуил Майкапар


«Бирюльки»


цикл фортепианных пьес для детей




для детей дошкольного и младшего школьного возраста








Преподаватель ДМШ

Хохлова С.М.





Орлов 2013

© 2010-2022