«РОЛЬ МУЗЫКИ В ФОРМИРОВАНИИ ПАТРИОТИЗМА У ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ»

Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





ДОКЛАД

НА ТЕМУ

«РОЛЬ МУЗЫКИ В ФОРМИРОВАНИИ ПАТРИОТИЗМА У ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ»





Подготовила Сергеева Т.Л.



Железногорск 2015г.

ДОКЛАД

«Роль музыки в формировании патриотизма у подрастающего поколения»

«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоёванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи. Национальные задачи сохранятся и в ХХI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний». Д.С.Лихачёв.

«Патриотизм - это главное. Без этого России пришлось бы забыть и о национальном достоинстве, и даже о национальном суверенитете». В.В.Путин.

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из самых актуальных.

В последние десятилетия в нашей стране произошло много сложных, противоречивых событий в общественной жизни, в политике, в системе государственного и местного самоуправления. Отошли в прошлое многие известные праздники, появились новые, в молодёжной среде всё чаще отмечаются факты, связанные с национальным противостоянием, проявляется преступность, рост жестокости и насилия; средства массовой информации усиленно пропагандируют иностранный уклад жизни. Всё это свидетельствует о падении нравственности нашего общества. Одним из характерных проявлений духовной опустошённости и низкой культуры явилось резкое падение роли и значения патриотизма как одной из ценностей нашего народа. В последние годы наблюдается падение интереса и уважения к прошлому России у подрастающего поколения, отчуждение от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта. Поэтому на современном этапе так актуальна проблема воспитания гражданина страны - настоящего патриота своей Родины.

Идея воспитания патриотизма и гражданственности становится государственной.

Диапазон толкования термина «патриотизм» очень велик, от идеально-возвышенного до ругательно унизительного. Достаточно полно раскрыто содержание данного понятия в монографии И.Е.Князькова: «Патриотизм - это любовь к своему отечеству; к родным местам («земле отцов»), к родному языку, к передовой культуре и традициям, к продуктам труда своего народа, к прогрессивному общественному и государственному строю. Патриотизм - это беззаветная преданность своей Родине, готовность защищать её независимость. Патриотизм - взаимосвязанная совокупность нравственных чувств и черт поведения, включающую любовь к Родине, активный труд на благо Родины, умножение трудовых традиций народа, бережное отношение к историческим памятникам и обычаям родной страны, привязанность и любовь к родным местам, воспитание любви и

-2-

уважения к своей нации, понимание своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства, стремление к укреплению чести и достоинства Родины, готовность и умение защищать её , воинскую храбрость, мужество и самоотверженность, братство и дружбу народов, нетерпимость к расовой и национальной неприязни, уважение обычаев и культуры других стран и народов, стремление к сотрудничеству с ними. Истинный, духовный в своей основе патриотизм предполагает бескорыстное, беззаветное вплоть до самопожертвования служение отечеству.

Чрезвычайно важным в аспекте исследуемой проблемы является общепринятое мнение о том, что процесс формирования гражданина, патриота своей Родины начинается в детском возрасте с чувства любви к маме, родным людям, дому, природе. В этот период происходит формирование духовно-нравственной основы ребёнка, эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Данный отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребёнка, так как его образы восприятия очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма, в становлении личности патриота.

Особая роль в духовно-нравственном и патриотическом воспитании ребёнка принадлежит музыке. С этим искусством дети соприкасаются от рождения, целенаправленное музыкальное воспитание они получают в детском саду, а позже - в школе. Ведь музыкальное воспитание является одним из средств формирования личности ребёнка.

С тех пор как человечество помнит себя, музыка неразлучна с ним: сопровождая людей в самые различные моменты жизни, она всегда была равно необходима - окрыляла ли радостью или захватывала душу трагизмом переживаний.

Музыку называют языком души. Это очень верно. Ибо ничто так не волнует, не говорит о самом сокровенном, как музыка. Потому отношение к ней всегда было особым: чем выше была культура того или иного общества, тем большую роль в его жизни играло искусство, музыка.

Музыка всегда являлась средством раскрытия не только красоты, но и правды жизни, источником духовного богатства человека, условием сохранения его достоинства и, что особенно важно, неприятия того низменного, что было в окружающем. Ибо не принимая, отвергая зло, человек протестует против него; и чем глубже воздействие прекрасного, тем активнее неприятие всего, что ему противостоит.

Так, воздействуя на человека, музыка помогает утверждать в нём определённые морально-этические устои, без которых немыслима человеческая личность.

Глубоко проникая в душу, музыка способна вскрывать внутреннюю суть явлений через их восприятие человеком, создавать не столько внешний портрет общества или человека, сколько художественный образ, порождённый эпохой. И его эмоциональная окрашенность тем более

-3-

впечатляет, чем активнее, выше в нём художественное начало. Оно помогает постичь человека той или иной эпохи, страны. Каков он - гордый, сильный, противостоящий всему недоброму, или робкий, слабый, распростёртый ниц перед своими немилосердными богами, способный лишь молить их да заклинать…

Не удивительно, что ещё в древности музыке придавалось магическое значение. И не только потому, что окружающий мир таил в себе столько непознанного, необъяснимого; просто воздействие музыки на человека - и люди поняли это очень давно - так глубоко, что невозможно не верить в её власть, преобразующую не только человеческие души, но, казалось, и весь окружающий мир.

Пусть это кажется теперь наивным, но любовь к музыке, вера в её сверхъестественную, надчеловеческую силу, в её способность очищать и возвеличивать душу, делали людей более тонкими, высокоорганизованными.

А может быть, наоборот? Возможно, влияние было обратным - глубокое пристрастие к музыке было следствием более тонкой душевной организации, большей восприимчивости к прекрасному. Удивительно ли, что ещё в глубокой древности возник и прекрасный миф об Орфее, укрощавшем своей музыкой диких зверей, а также неподвластные никому стихии, и целая философская система учёного-философа Пифагора, утверждавшего единство законов, по которым строится и Музыка, и Вселенная.

И если из произведений философов, мыслителей мы познаём жизнь мысли в различные эпохи, то из искусств - художественную жизнь общества, свидетельство его культурного уровня, уровня его духовной жизни.

К сожалению, музыкальная культура прошлого не запечатлена ни в камне, ни в бронзе (как, впрочем, всякая музыка - не в пример архитектуре, скульптуре). И до наших дней сохранились лишь отдельные высказывания выдающихся учёных древности, дающие возможность понять то огромное значение, какое придавалось музыке в далёком прошлом.

Это в древнем мире.

Не меньшую роль играла музыка и в средние века. В частности, на Руси, на всём протяжении её истории.

В русской музыке отображено наше славное прошлое. Потому она так много говорит нашему сердцу, что сама заключает в себе душу породившего её народа.

Говорят, что в песне находит наибольшее выражение душа народа. Это не преувеличение. В русских песнях отразилось всё то, чем жил наш народ многие века: мирная жизнь и ратные подвиги славных русичей, вымышленные герои и конкретные исторические личности, нашествия с запада и востока, падение русских городов и воскрешение их из руин и пепла…

Вся наша история, исполненная драматизма и трагических

-4-

кульминаций, нашла своё выражение в прекрасных песнях, легендах, сказаниях, сказках нашего народа, где жизнь и вымысел тесно переплелись, где страстно чаемое нередко выдавалось за реальное. В них воплотились не только скорбные, тягостные переживания, раздумья, но и вера в безграничность духовных сил русского народа, даже вопреки смерти, уничтожению. И главное - непримиримость, неприятие зла, насилия, которые извечно несли с собой поработители на нашу землю. И благодаря этому перед нами, живущими в ХХI веке, во весь свой исполинский рост встаёт образ могучей и необъятной Руси; ближе, понятнее становятся наши далёкие предки, которые в жестокой, трагической борьбе сохранили для нас, неведомых им потомков, то самое святое, что теперь мы называем Родиной.

«Покажите мне народ, у которого бы было больше песен, - писал Гоголь, - Под песни рубятся из сосновых брёвен избы по всей Руси. Под песни мечутся из рук в руки кирпичи и, как грибы, вырастают города. Под песни… пеленается, женится и хоронится русский человек».

И борется - хочется добавить. Ибо вся многовековая история русского народа - это борьба: упорная, доблестная борьба, в которой приходилось отстаивать и своё достоинство, и свободу.

Потому так многочисленны песни, в которых отображена героическая история России. Они могут рассказать о жизни народа больше, чем самые точные, самые подробные исторические исследования.

Многообразен мир чувств и мыслей, выраженных в этой музыке. Но непреложным всегда оставалось одно: любовь к родной земле, к русскому народу.

История Руси с давних времён запечатлелась в былинах, а затем и в исторических песнях.

Наиболее древние былины отобразили эпоху Киевской Руси в её становлении, расцвете и в её героической борьбе с завоевателями.

Герои былин - богатыри, носители лучших черт русского национального характера, не были конкретными историческими лицами и подвиги их не всегда имели историческую дату - битвы с дикими кочевниками, донимавшими мирных русичей, происходили на протяжении многих веков. И тем не менее, в былинах отражена история Киевской Руси, жизненный уклад и даже характеристика киевских князей, богатырей.

Таков, например, образ Ильи Муромца - крестьянского сына. Неся службу на «заставе богатырской», защищая родимую землю от врагов её - «поганых», он не боится при случае «резать правду в глаза» своему князю, за что заключается на много лет в «погреба глубокие».

Но в трудный для Родины час, когда к Киеву подступают несметные полчища татар, Илья, простив «собаке-князю» его обиды, идёт на бой с врагами и побивает их. Многие подвиги совершает он, выступая всегда защитником справедливости и врагом всяческой неправды.

Интересно, что спустя несколько столетий после поражения восстания под предводительством Степана Разина, когда строго каралось даже

-5-

упоминание имени этого крестьянского вожака, в народных песнях снова всплыл образ былинного богатыря Ильи Муромца - теперь уже «удалого атамана», предводителя «голытьбы казачьей».

Вряд ли это биография только одного человека.

Так же собирателен, обобщён и образ Добрыни Никитича: отважный с врагами своей земли, смелый в общении с власть имущими, он к тому же и талантлив - играет на гуслях, обладает дипломатическим умом и знанием хороших манер, «вежеством»…

А вот Алёша Попович ещё и хитёр с врагами: в единоборстве с многоголовым Тугарином Змеевичем, олицетворявшим всех врагов Руси, он побеждает не только силушкой богатырской, но и тонкостью ума.

Исторические события средних веков запечатлелись в исторических песнях: от былин их отличает широкая мелодичность, сравнительно небольшая протяжённость, почти полное отсутствие фантастических элементов.

Самые ранние из этих песен отобразили события ХIV века - татарские и турецкие нашествия, разорение русских городов, сёл, увод в плен женщин, детей. И всегда в таких песнях глубину скорби перекрывает сила, величие души русского человека, её благородство.

Яркого расцвета достигла героико-патриотическая песня в ХVIII - ХIХ веках. Родившись в солдатской, казачьей среде, она достоверно отразила впечатления очевидцев тех или иных событий; поэтому так трогают в этих песнях описание трудностей походов и сражений, потерь и лишений, которые претерпевали русские солдаты.

Сохранилось немало песен, обличающих жестокие бесчеловечные порядки в армии, палочную дисциплину, отупляющую муштру и засилье среди офицеров карьеристов-иностранцев - высокомерных и беспощадных.

Высокохудожественны и лирические песни о тяжёлой солдатской доле, о тоске по родному краю, о гибели в бою, на чужбине. Большинство таких песен связано с крестьянскими протяжными песнями («Не белы снежки», «Взвейтесь, соколы, орлами»…)

Народная война 1812года настолько потрясла сознание русского народа, что песни о ней создавались на протяжении всего ХIХ века («Солдатушки, бравы ребятушки»…)

Многие черты, присущие историческим песням, были восприняты и развиты в революционных песнях ХIХ - начала ХХ века; в них нашли своё выражение все три этапа русской революции - декабристский, разночинский и пролетарский.

Если песни декабристской эпохи представляют собой соединение стихов К.Рылеева или А.Бестужева с известными народными мелодиями («Ах, тошно мне», «Слава»), то в последующие десятилетия преобладают лирические песни-воспоминания о декабристском восстании («Что не ветер шумит во сыром бору»), о судьбе сосланных и заключённых декабристов

-6-

(«Не слышно шума городского» на стихи Ф.Глинки, «Узник» и «Послание в Сибирь» на стихи А.Пушкина), а также песни на стихи революционеров-демократов - Н.Огарёва, А.Герцена, Н.Некрасова.

Некоторые из этих песен вошли в число так называемых песен каторги и ссылки («Слушай», «Смело, друзья, не теряйте»…). Они продолжали бытовать и в ХХ веке - после пролетарской революции («Смело, товарищи, в ногу», «Варшавянка», «Мы кузнецы»…).

Но не только исторические песни имеют для нас ценность как выражение души народной. В бытовых, календарных, трудовых, лирических песнях тоже воплотилась история - история духовной жизни народа, мир его верований и надежд, преломленный через субъективные личные переживания их создателей и исполнителей.

Песня издревле имела не только историческое, художественное значение, но и воспитательное - передаваясь из уст в уста, из поколение в поколение, воспитывала умы и души, выражая любовь и преданность народа своей великой, прекрасной Родине.

Благодаря своему высокому художественному совершенству, оригинальности, своеобразию наша народная песня явилась той основой, почвой, на которой произросла вся русская профессиональная музыка.

Впрочем, не только народная песня воздействовала на творчество русских композиторов, но и изустная народная поэзия - сказания, легенды. Все эти элементы национального фольклора - музыкального и поэтического - определили самобытность, оригинальность нашей профессиональной музыки.

Возможно, поэтому русская классическая музыка так связана с народным искусством, с национальной историей, что в них русские композиторы усматривали не только славное прошлое нашего народа, но и не менее славное будущее, в которое свято верили.

К сожалению целый пласт истории нашей Родины, выраженный в песенном народном творчестве, который играет значительную роль в формировании патриотизма у детей, в наше время выпущен из курса музыкальной литературы в ДШИ. Я использовала все эти жанры в уроках народного творчества на отделении фольклорного пения, но, повторюсь, к сожалению, конкретной программы не существует, и многие педагоги не используют такой материал.

В ХVIII веке решительно заявила о себе русская профессиональная музыка.

Почти все шедевры русской профессиональной музыки связаны с героическими страницами русской национальной истории, с наиболее значительными её событиями.

Одно из лучших произведений русской музыки, воспевших героизм русского народа, его славное прошлое, - опера А.П.Бородина «Князь Игорь».

-7-

Издревле испытывала Русь трагические потрясения под ударами степных кочевников - сначала половцев, затем татаро-монгольских орд. После их опустошительных набегов - почти за три столетия более сорока крупных кровавых побоищ, а уж мелких, грабительских не счесть - надолго воцарялись тишь и запустение на огромных пространствах. «Тогда по русской земле редко пахари покрикивали, но часто вороны граяли, трупы между собой деля, а галки свою речь говорили, собираясь полететь на добычу».

С неимоверными усилиями отстраивалась Русь - отстраивалась годами, а разрушалась опять в одночасье. И опять «чёрная земля под копытами костями была засеяна, и кровью полита: горем взошли они по Русской земле…»

Эти бесконечные утраты, потрясения угнетали, подавляли.

Эти непомерные тяготы Руси усугублялись ещё и междоусобицами.

Но не тем жива была Русь, Россия. Её народ, неиссякаемый источник жизни нашей земли, был на протяжении тысячелетий основой того, что впоследствии стало Русским государством.

Не случайно Александр Порфирьевич Бородин обратился к «Слову о полку Игореве», к этому литературному шедевру, драгоценному памятнику древнерусской литературы и истории. Это произведение было не только современно, но и дорого русским людям, так же как и седые стены Кремля, как прекрасные русские храмы и другие творения древнерусских зодчих, как и великолепные украшения - фрески, мозаика.

Горячая заинтересованность, страстность автора «Слова» приближает к нам те далёкие события, делает как бы участниками их, вызывая тоже сочувствие и осуждение, сострадание и негодование.

Для Бородина, да и его современников «Слово» было явлением общественной мысли, ибо повествует не только о походе князя Игоря, но и о судьбе всего народа.

Это они - прославленные князья и безвестные ратники, былинные богатыри и конкретные исторические личности - сохранили в жестоких испытаниях, кровопролитных и зачастую неравных битвах для нас, их потомков, родную землю. И помогали им в годины лихолетий высокоразвитое чувство долга, мужество, благородство.

Но если автор «Слова» описывает события, идя за ними по горячим следам, а потому волнуясь и переживая, то композитор воспринял в них только коренное, изначальное - то, что отстоялось в веках и осталось как наиболее типичное для русского национального характера. Потому в опере так удачно сочетается возвышенность поэтических обобщений современника тех событий с глубокой мудростью, проницательностью гениального художника Х1Х века.

Глубокий патриотизм, любовь к русскому народу и его истории - определённы и ярки не только в опере «Князь Игорь», но и во Второй симфонии, создаваемой одновременно.

-8-

Приступая к работе над оперой, Бородин обратился к огромному количеству исторических материалов, касающихся изображаемой им эпохи.

Работая над первоисточниками, он многое изменил в соответствии со своим замыслом, многое исключил совсем, а кое-что дополнил, усилив не только психологизм образов, но и патриотическое звучание всего произведения.

Образ главного героя оперы - князя Игоря подлинно историчен, конкретен, композитор обобщает его, наделяет лучшими чертами русских доблестных князей, сохраняя конкретность, неповторимость этой личности.

Акцентируя мотивы поведения князя - горячую любовь к Родине, высокое осознание своего долга перед ней, композитор не только усиливает историческую достоверность содержания, но и приближает его к нам, живущим сегодня.

Особого внимания заслуживает лирика оперы; она не контраст, а дополнение к героическим образам. Это как бы воплощение высокой духовности, дополняющей физическую красоту человека, кем бы он ни был - могущественным ли князем, мужественным ратником, славным богатырём или безвестным пахарем.

Всю оперу обрамляют Пролог и Эпилог. Их музыка исполнена благородной величавости, высокой поэтичности, красоты, поражающей суровой красотой, национальным своеобразием.

Хотелось бы коснуться исторических опер Н.А.Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже», «Псковитянка», но их изучение не входит в курс музыкальной литературы ДШИ, а мы говорим о формировании чувства патриотизма у подрастающего поколения - у детей.

«Вставайте, люди русские!» Как часто на протяжении многих веков звучал из конца в конец Руси этот смятенный, взволнованный призыв! Словно тревожный набат, звал он доблестных русичей снова и снова объединиться для отпора подчас ещё неведомому врагу.

Кантата «Александр Невский» была создана ярчайшим художником С.С.Прокофьевым.

Пристрастие к национальной истории, её героическим страницам, стремление отобразить в своём творчестве её наиболее значительные события, проявились у Прокофьева довольно ярко, определённо. Не потому ли большинство вершинных произведений 30-х - 40-х годов создано им на исторические сюжеты («Иван Грозный», «Война и мир», «Повесть о настоящем человеке» и др.)

Историчность этих шедевров неразрывно связана с современной композитору действительностью, той эпохой, когда фашизм цинично утверждал себя в европейских странах и готовился развязать - а вскоре развязал - вторую мировую войну.

Не удивительно, что в те годы особенно близки становились нам страницы русской истории, наши национальные герои - прославленные

-9-

полководцы и безвестные сподвижники их, защищавшие нашу землю на протяжении всей истории Руси, России.

Борьба с порабощённой татарами Руси с немецкими завоевателями в далёком ХIII веке, становление русской государственности в XVI еке, Отечественная война 1812 года, гражданская и Великая Отечественная войны. Всё это страницы нашей национальной истории. И музыка Прокофьева, воплотившая их, тоже стала страницей истории - истории мирового искусства.

Лучшие страницы произведений Прокофьева отличаются яркой театральностью, психологической глубиной и вместе с тем конкретностью музыкальных характеристик.

В этом особенно заметны связи композитора с классическими традициями русской музыки, творчеством Мусоргского, гениального психолога, создателя музыкальных портретов, а также Бородина, чьи величественно-эпические образы продолжали свое развитие в образном мире кантат, ораторий, опер лучших советских композиторов, и прежде всего Прокофьева.

Не только произведения русских классиков ХIХ века влияли на творчество Прокофьева, но и личное общение с ними: Римский-Корсаков, Глазунов, Лядов были наставниками, учителями Прокофьева в Петербургской консерватории, через них осуществлялись связи с русскими национальными традициями. Чисто русское, национальное качество явилось основным выразителем его творческой натуры.

Горделивую радость за свою историю, за её героев рождает музыка кантаты «Александр Невский», огромна сила её художественного и эмоционального воздействия. И не только в идейной основе, в утверждении светлого человеческого начала заключена она, но и в огромной художественности, высокой поэтичности и конкретности музыкальных образов.

«Иван Сусанин». Главное чувство, рождаемое этой музыкой, - чувство Родины. Оно определяет все поступки героев и движет всё действие оперы. Просто, мудро Глинка обобщил на русской национальной почве лучшие достижения мировой музыкальной культуры.

Он, по мнению современников, «глубоко вникнул в характер нашей народной музыки, подметил все её особенности, изучил, усвоил её - потом дал полную свободу фантазии, которые приняла образы чисто русские, родные…».

Помимо того, он возвысил жанр исторической оперы, существовавшей до него, до уровня народной трагедии и тем определил великое будущее русской оперы.

Вряд ли случайно таковой стала опера историко-патриотическая. Всё в ней - и сама тема, обращённая к одной из значительных страниц нашей истории, и её серьёзная, глубокая трактовка, и народность, реалистичность содержания, и близость передовым веяниям той эпохи - всё это при высокой

-10-

художественности стало залогом большой общественной значимости «Ивана Сусанина» для всей русской культуры.

Так эпоха бурного подъёма национального самосознания, ускоренная событиями 1812года, нашла в Глинке своего самого талантливого выразителя.

Как никто до него в русской музыке, сумел он подняться до высоких социальных и исторических обобщений.

Сюжет оперы «Иван Сусанин» был предложен М.И.Глинке поэтом В.А.Жуковским. создание именно такой, «отечественной героико-патриотической» отвечало прежде всего собственному желанию композитора, ибо этот сюжет воплощал в себе высокую идею патриотизма, народности, выраженную в подвиге героя, что «…и Россия богата примерами для подражания», как писал он сам.

Велико было воодушевление композитора показать страницы нашей истории, грани народной жизни, русский национальный характер.

Композитор развивает и обогащает рылеевский образ Сусанина. В отличие от него оперный Сусанин не просто герой-одиночка, а народный герой, частица своего народа, с которым он нерасторжим.

Глубокий интерес, любовь к народной жизни определили творческий облик композитора М.П.Мусоргского, создавшего на исторические сюжеты две гениальные оперы - «Борис Годунов» и «Хованщина». Несмотря на отдалённость изображаемых эпох (начало и конец XVIIвека), в них остро обозначены идеи, созвучные середине ХIХ века, когда по России прокатилась волна восстаний крестьян, обездоленных реформой 1861 года.

Героем своих опер Мусоргский сделал народ, который становится выразителем глубоко национального духа.

Велик был интерес композитора к загадкам русской души. «Какой богатый мир искусства, - писал он, - если целью взят человек». Причём хочется добавить: русский человек, ибо не только пристрастие к внутреннему миру, но и к национальному своеобразию русского человека позволили Мусоргскому создать целую галерею национально-ярких, индивидуально неповторимых образов. Сквозь эти образы просвечивает такое горячее сострадание их творца к народным бедам, какие возможны лишь для художника, приобщённого к народной жизни, познавшего собственным сердцем горе и радость своего народа. В поисках выражения народной силы, красоты народного духа он обращался к историческому прошлому, которое для него всегда было связано с настоящим.

Потому так горячо любил он историю, изучал памятники русской старины, народное творчество.

Героико-патриотическая тема воплощена не только в жанре оперы. Вспомним «Богатырскую» симфонию А.П.Бородина, Торжественную увертюру П.И.Чайковского «1812 год».

Одним из крупных композиторов ХХ века, отобразивших значительные

-11-

страницы нашей истории, является Д.Д.Шостакович.

Ошеломляющим, смертоносным вихрем ворвалась в мирную жизнь нашего народа война. Ворвалась - перевернула всё. Отсветы военных пожарищ осветили необозримые просторы нашей Родины, и в их свете ярче предстали мужество и непоколебимость нашего народа.

Великая Отечественная война провела резкую грань в жизни наших людей и определила новую тематику всего советского искусства. В самых различных произведениях искусства и литературы того времени отображён могучий, несгибаемый дух советских людей, готовность к трагическим испытаниям, которые им предстояло пройти. Многие художники, чутко реагируя на происходящее, отобразили в своём творчестве то трагическое и героическое время.

«Нашей борьбе с фашизмом, нашей грядущей победе над врагом, моему родному городу - Ленинграду - я посвящаю свою Седьмую симфонию».

Седьмая симфония Шостаковича не имеет себе подобных. Её художественные достоинства неоспоримы - ведь даже теперь, спустя многие годы, она неотразимо воздействует на ум и сердце слушателя.

Главный образ симфонии - образ Родины, образ народа.

…Механическая, мертвящая душу музыка передаёт звериный облик фашизма в его наступательном, агрессивном движении.

С беспощадной правдивостью нарисовал Шостакович реальные картины мира и войны, передал в музыке величие и героизм своего народа, показал страшную силу врага и всю напряжённость смертельной схватки.

Это великое произведение, отразившее в себе ту героико-трагическую эпоху, которая породила его. Яркое и талантливое, оно поведало всему миру о мужестве наших людей, об их неисчислимых страданиях и непоколебимой стойкости в борьбе с врагом.

Каждый раз исполнение симфонии воскрешает перед слушателями незабываемые страницы нашей истории и вливает в их сердца мужество и гордость.

Коснёмся творчества самого масштабного и значимого, последнего композитора ХХ века - Г.В.Свиридова. Свиридов полно и глубоко выразил в своих многочисленных сочинениях суть национального народного характера России в событиях прошлого и зримо ощутил движение страны, вступившей на путь строительства новой жизни.

Среди его огромного творческого наследия значительные по размерам вокально-симфонические фрески - такие как «Патетическая оратория», поэма «Памяти Сергея Есенина», и маленькие кантаты «Деревянная Русь» «Весенняя кантата», «Курские песни» и другие произведения, в которых средствами музыки воссозданы и беспредельная любовь к Родине, и к простому русскому человеку.

-12-

Тема Родины в творчестве Свиридова имеет особое значение. Она звучит и в произведениях, посвящённых картинам народной жизни, пейзажам и героическим образам революции.

Созданное Г.В.Свиридовым является непреходящей ценностью нации. Гордостью нации. Нашим «алмазным фондом». Творчество его - выдающееся явление духовной культуры нашего народа. Его музыка, простая и мудрая, как народная песня; призывная и возвышенная, как речь трибуна; сердечная, как слово друга, занимает особое место в русском искусстве как советской эпохи, так и в наши дни.

Героико-патриотическая тема ведущая в творчестве ведущих композиторов-классиков нашей музыкальной культуры. Не развлекательность, а воздействие на формирование гражданина, патриота своей страны - вот в чём миссия героико-патриотической музыки. И в каждом из рассмотренных произведений, которые входят в курс музыкальной литературы, к которой мы приобщаем наше подрастающее поколение, есть своя ударная точка, которая наиболее ярко раскрывает их народность, величие и мужественность русских характеров, раскрывает идею объединения народов в едином патриотическом порыве.

Многогранны отображения композиторами в операх, ораториях, симфониях стойкости, душевной красоты русского человека. Создано множество разнообразных по форме и средствам выразительности произведений на героико-патриотическую тему.

Выше я уже говорила о том, что толкование термина «патриотизм» очень велик. Академик Д.С.Лихачёв писал: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи - задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого - с любви к своей семье, к своему лому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству». Общеизвестно, что для ребёнка-дошкольника Родина - это мама, близкие родные люди, это дом, где он живёт, двор, где он играет, это детский сад. Нравственно - патриотическое воспитание дошкольника начинается именно с воспитания любви и уважения к матери. Поэтому песни на такую тематику постоянно входят в детский репертуар. В воспитании патриотизма у детей ценным материалом являются песни о Родине. Их воздействие бывает подчас более сильным, чем беседы и рассуждения. На музыкальных занятиях дети, приобщаясь к культурному наследию своей страны, знакомясь с творчеством русских композиторов Н.А.Римского-Корсакова, Г.В.Свиридова, С.В.Рахманинова, М.П.Мусоргского, П.И.Чайковского, С.С.Прокофьева, М.И.Глинки… Большие потенциальные возможности, вызывающие интерес у детей, заключаются в народной музыке. Дошкольный возраст - фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Поэтому вспомним произведения, в которых отображены бытовые сценки, картины природы, что так близко детям, подрастающему поколению. Это «Детский альбом» и «Времена года» П.И.Чайковского, Детская музыка С.Прокофьева, А.Хачатуряна, «Альбом для детей» Г.Свиридова, фортепианные пьесы для детей Д.Шостаковича, музыка для детей В.Гаврилина и С.Баневича,

-13-

С.Слонимского, творчество для детей А.Островского, песни для детей А.Пахмутовой.

В наши дни - дни полные тревоги за судьбы человечества, когда так обострилась международная обстановка, ответственность музыки в патриотическом воспитании человека очень высока. «В мире растёт конфликтный потенциал. Серьёзно обостряются старые противоречия и провоцируются новые» В.В.Путин.

Наступил период более активного формирования идейно-художественной позиции музыкантов, направленной на пристальное внимание к воспитанию подрастающего поколения в духе патриотизма. Детство - сердцевинная часть каждой жизни. Поэтому всё, что впитывает ребёнок в себя в эти годы, очень важно трудно сейчас воспитать здорового ребёнка - здорового и телесно, и душевно. Многое зависит от родителей, но очень многое и от нас, учителей, и от него зависит его духовно-нравственное воспитание.

Использованная литература:

Жариков А.Д. Растите детей патриотами. М., 1980

Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников /Под ред. А.М.Виноградовой., М., 1991

«Как научить любить Родину», М., Аркти, 2003

Третьякова Л.С.. Героика в русской и советской музыке. М., 1985

Кусова Л.И. Очерки по русской музыкальной литературе 2-й половины ХХ века. Орёл, 1999

Соловцов А. Книга о русской опере. М., 1960

Князева О.Л. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

Аронов А.В. Воспитываем патриотизм. Дошкольное воспитание., 1998 - №2

Преображенский А.А. Патриотические традиции русского народа. ПИШ., 1993

Казаева Е.А. Воспитание основ гражданственности у детей дошкольного и старшего возраста. Екатеринбург., 2000

Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. М., 1990

© 2010-2022