- Преподавателю
- Музыка
- Методическое сообщение по теме: «Творческая личность ребенка: как ее формировать на уроке?»
Методическое сообщение по теме: «Творческая личность ребенка: как ее формировать на уроке?»
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Долгополова Л.Н. |
Дата | 11.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МАУ ДО Каскаринская ДШИ «Ритм»
Методическое сообщение по теме:
«Творческая личность ребенка: как ее формировать на уроке?»
В последние годы можно наблюдать, что в школах, в детских музыкальных школах часто занимаются учащиеся не только со средними, но и минимальными музыкальными данными. Такой результат произошел в результате расширения сети музыкальных школ, что привело к тому, что практически все дети независимо от способностей получили возможность обучаться музыке. Психологи утверждают, что все способности поддаются развитию и что именно методике обучения определенному виду деятельности принадлежит решающая роль в проявлении человеком способностей в данной области. В процессе обучения музыке ребенок приобретает необходимые навыки, знания, умения, проявляя при это определенные музыкальные способности, и целесообразно найти такие методы обучения, при которых они выявлялись бы наилучшим образом. Когда малыш поступает в музыкальную школу, его музыкальный багаж еще невелик, он определяется несколькими песенками и танцами, разученными в детском саду, а также впечатлениями, благодаря радио и телепередачам. Прежде чем приступить к непосредственному обучению детей игре на фортепиано, педагог должен обогатить запас их музыкальных впечатлений, научить слушать музыку и переживать ее, иначе говоря, привить детям элементарные навыки восприятия музыки. Каждого юного пианиста надо прежде всего научить слушать музыку заинтересованно, глубоко воспринимая услышанное с тем, чтобы у него появилось потребность выразить свои чувства в собственном исполнении. Восприятие музыки так же, как ее исполнение, является творческим процессом. Часто ученику хочется самому исполнить музыкальную пьесу, которая ему особенно понравилась при прослушивании.
Активное восприятие может перерасти в творчество. Наблюдения показывают, что интереснее передают музыку те ученики, которые любят слушать ее. Чем внимательнее вслушиваются они в звучание, тем острее переживают услышанное. А ученики, у которых восприятие музыки не развито, слушают ее неохотно, «вертятся», смотрят по сторонам; занимаются обычно вяло, без особого желания, их исполнение бесцветно и невыразительно. Долг педагога - «расшевелить» таких учеников, вдохнуть жизнь в их исполнение. Одни из эффективных методов является развитие у детей любви к прослушиванию музыкальных произведений (в концерте, в классе (слушание музыки, как предмет), дома), умения активно переживать их содержание, непосредственно реагировать на услышанное. Яркое восприятие музыки является одни из источников творческого исполнения. Развитие восприятия музыки и формирование музыкально-слуховых представлений - один из эффективны методов обучения игре на фортепиано. Особое его значение проявляется в непосредственном влиянии на развитие музыкальных способностей учащихся, что создает благоприятные условия для приобретения необходимых пианистических навыков. Музыкальные способности учащихся сказываются в эмоциональном отклике на музыку, в слуховых восприятиях звуковысотного и ритмического движения мелодии, в восприятии формы, основных средств выразительности музыкального произведения, в координации между музыкально-слуховыми представлениями и пианистической техникой.
Педагог развивает первые музыкальные впечатления ребенка на основе песенного материала. Связанная со словом, с определенным текстом музыка детских песен передает конкретный образ, вызывает определенное эмоциональное отношение к нему. (Таковы, например, песенки «Елочка», «Во поле береза стояла», «Петушок», «Василек» и другие). Содержанием этих песен является знакомый, окружающий ребенка мир, связанный с детскими играми, с любимыми сказками, игрушками и т.д. Эти же песни становятся основой приобретения первых музыкально-слуховых представлений и элементарных пианистических навыков.
На первых же уроках следует учить восприятию основных средств выразительной музыки, в частности, динамических оттенков, формы исполняемой пьесы, регистров фортепиано и т.д. Все эти качества необходимы ученику, приступающего к самостоятельному исполнению простейших музыкальных пьес.
Долгополова Людмила Николаевна,
преподаватель фортепиано, концертмейстер