Рабочая программа по музыке для 1-2 класса (В. О. Усачёва, Л. В. Школяр, В. А. Школяр)

Раздел Музыка
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Кузедеевская средняя школа»





Рабочая программа

по музыке

для учащихся 1-2 классов

на 2013-2014 учебный год








Кузедеево

2013

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Кузедеевская средняя общеобразовательная школа»



РАССМОТРЕНО

на заседании ПО

Протокол №___

от «___»______ 20___

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

И.Н. Андраханова

__________________________

от«___»______ 20___

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «Кузедеевская СОШ»

______________________

И.В. Поскребышева

Приказ от __________№______

Рабочая программа

Наименование учебного предмета Музыка

Класс (ы) 1а,1б,2а,2б.

Учитель Новоселова О.С

Срок реализации программы, учебный год (ы) 2013-2014

Количество часов по учебному плану:

1 класс 2 класс

в год 33 34

в неделю 1 1

Программа составлена на основе: примерной образовательной программы начального образования, соответствующей требованиям ФГОС начального образования второго поколения, авторской учебной программы Образовательной системы «Школа 2100» (В.О. Усачёва, Л.В. Школяр, В.А. Школяр), рекомендованной Министерством образования и науки РФ и соответствующей федеральному компоненту государственного стандарта начального образования 2011 года.

Учебник «Музыка» В.О. Усачёва, Л.В. Школяр, В.А. Школяр М.: Баласс 2012, рекомендовано Министерством образования и науки РФ

Рабочую программу составил (а)__________________________________________

подпись расшифровка подписи

п.Кузедеево 2013


Содержание


1.Пояснительная записка………………………………………………………………………………………………………..4

2.Требования к уровню подготовки учащихся…….................................................................................................................10

3.Учебно - тематический план………………………………………………………………………………………………...11

4. Содержание программы учебного курса…………………………………………………………………………………...43

5.Средства контроля…………………………………………………………………………………………………………….46

6.Учебно-методические средства обучения…………………………………………………………………………………...47

























Пояснительная записка

1. Обоснование актуальности курса:

Первая ступень музыкального образования формирует логическое развитие учащихся - становление основой музыкальной культуры.

Музыкальное образование (воспитание, обучение и развитие) в начальных классах способствуют дальнейшему развитию у учащихся эстетического чувства, сознания, потребностей, вкуса, ощущения и осознания красоты и гармонии в музыке и жизни, формирования личностной позиции в мире искусства, подготовки учащихся к музыкальному самообразованию. Общение подростков с музыкой открывает возможность для духовного становления личности и ее творческого самовыражения. Изучение предмета «Музыка» призвано формировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной музыкально-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся произведениям русской и зарубежной музыкальной культуры.

Особое значение в начальных классах приобретает развитие индивидуально-личностного отношения учащихся к музыке, музыкального мышления, формирование представления о музыке как виде искусстве, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании.

2. Цель и задачи рабочей программы:

Цель массового музыкального образования и воспитания - формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников - наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения.

Задачи музыкального образования младших школьников:

  • Воспитание интереса и любви к музыкальному искусству.

  • Развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию и пониманию музыкальных произведений; образного мышления и творческой индивидуальности;

  • Овладение навыками умениями, навыками, способами музыкально-творческой деятельности (хоровое пение и игра на детских музыкальных инструментах, музыкально-пластическая и вокальная импровизация);

  • Развитие активного, прочувствованного и осознанного восприятия школьниками лучших образцов мировой музыкальной культуры, образного и ассоциативного мышления, фантазии, музыкальной памяти

  • Воспитание художественного вкуса, нравственно-эстетических чувств: любви к родной природе, к своему народу, Родине, уважение к ее традициям и героическому прошлому, к ее многонациональному искусству, профессиональному и народному музыкальному творчеству

  • Воспитание слушательской и исполнительской культуры, способности воспринимать образное содержание музыки и воплощать его в разных видах музыкально-творческой деятельности;

  • Освоение знаний о музыке как виде искусства, о выразительных средствах, особенностях музыкального языка и образности, о фольклоре и лучших произведениях классического наследия и современного творчества отечественных и зарубежных композиторов, о роли и значении музыки в синтетических видах творчества;

  • Формирование устойчивого интереса к музыке и различным формам ее бытования.

3. Нормативные документы

Программа «Музыка» (авт. В.О. Усачёва, Л.В. Школяр, В.А. Школяр) разработана в рамках программы начального образования «Школа 2100», утверждена и рекомендована Министерством образования и науки РФ.

4. Особенности программы

Основными методическими принципами данной программы являются:

увлеченность, триединство деятельности композитора - исполнителя слушателя, принцип тождества и контраста, интонационность, опора на отечественную музыкальную, культуру.

Принцип увлеченности, согласно которому в основе музыкальных занятий лежит эмоциональное восприятие музыки, предполагает развитие личностного отношение ребенка к явлениям музыкального искусства, активное включения его в процесс художественно-образного музицирования и творческое самовыражение.

Принцип триединства деятельности композитора, исполнителя и слушателя ориентирует учителя на развитие музыкального мышления учащихся во всех формах общения с музыкой. Важно, чтобы в сознании учащихся восприятие музыки всегда было связано с представлением о том, кто и как ее сочинил, кто и к исполнил; и в равной мере исполнение музыки в должно быть связано с ее осознанным восприятие: пониманием того, как сами учащиеся ее исполнили.

Принцип тождества и контраста реализуется в процессе выявления интонационных, жанровых, стилистических связей музыкальных произведений и освоение музыкального языка. Этот принцип является важнейшим для развития не только музыкальной культуры учащихся, но и всей их культуры восприятия жизни и осознания своих жизненных впечатлений.

Интонационностъ выступает как ведущий принцип, регулирующий процесс развития музыкальной культуры школьников и смыкающей спецификой музыкальное с общедуховным.

5. Основные методы и технологии:

Реализация данной программы предполагается с использованием следующих технологий и методов обучения:

1) Проблемного обучения (проблемное изложение, эвристическая беседа, частично-поисковый и исследовательский методы).

2) Дифференцированного обучения (способствует раскрытию индивидуальности, выявлению способностей и склонностей личности, предполагает актуализацию функций личностного выбора).

3) Деятельностного подхода (одно из основных свойств детской психики - стремление постигать мир через активное действие.

Успешность музыкально - образовательного процесса оценивается по качеству выполняемой учениками разнообразной музыкально-творческой деятельности).

6. Место программы в образовательном процессе

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 135 часов для обязательного изучения «Музыки» на этапе начального общего образования. В I классе 33 часа, во II классе по 34 часа, из расчета 1 учебный час в неделю. Рабочая программа по музыке рассчитана на 135 учебных часов. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 10% для посещения филармонии, для посещения музыкальных театров, для организации отчетных концертов для родителей.

7. Контингент и уровень подготовки учащихся

Контингент учащихся, осваивающий данную программу, по большей части мотивирован к восприятию музыкального образования: часть учащихся получают дополнительное музыкальное образование в специализированных школах, ЦДО, во внеурочной деятельности.

8. Планируемые результаты

научится

Получит возможность научиться

Личностные

1.Сформулированность эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии;

  • размышлять об истоках возникновения музыкального искусства;

  • наблюдать за музыкой в жизни человека и звучанием природы;

  • расширять музыкальный кругозор и получит общие представления о музыкальной жизни современного социума;

2.Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования.

  • участвовать в коллективном пении, вовремя начинать и заканчивать пение, слушать паузы, понимать дирижерские жесты;

  • умение работать с учебником по музыке;

  • участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы и анализе условий учебной задачи;

  • умение работать с учебником по музыке;

Предметные

  1. Сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии

  • проявлять личностное отношение при восприятии музыкальных произведений, эмоциональную отзывчивость;

  • понимать степень значения роли музыки в жизни человека.

  • выявлять характерные особенности жанров: песни, танца, марша; определять на слух основные жанры музыки (песня, танец и марш);

  • различать тембры музыкальных инструментов;

  • пониманию истоков музыки и ее взаимосвязи с жизнью;

  • воспринимать учебный материал небольшого объема со слов учителя, умению внимательно слушать;

  • узнавать на слух основную часть произведений;


  1. Сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края

  • ориентироваться в музыкально- поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России, в том числе родного края, сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки;

  • ценить отечественные народные музыкальные традиции;

  • пониманию истоков музыки и ее взаимосвязи с жизнью;


  • осмысленно владеть способами певческой деятельности: пропевание мелодии, проникнуться чувством сопричастности к природе, добрым отношением к ней.

  • реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально - исполнительские замыслы в различных видах деятельности;

  • знать название русских народных инструментов и их внешний вид, своеобразие их интонационного звучания, народные инструменты народа Коми; определять на слух звучание народных инструментов;

  • различать жанры народных песен - колыбельные, плясовые, их характерные особенности;

  • знать образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции, праздники;

3.Развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности

  • накопления музыкально-слуховых представлений и воспитания художественного вкуса

  • понимать термины: мелодия и аккомпанемент. Что мелодия - главная мысль музыкального произведения;

  • сопоставлять народные и профессиональные инструменты, их своеобразие и интонационное звучание, сходства и различия.

  • обогащению индивидуального музыкального опыта;

  • воплощению собственных мыслей, чувств в звучании голоса и различных инструментов;

  • определять названия профессиональных инструментов ,выразительные и изобразительные возможности этих инструментов

4.Умение воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальному произведению

  • внимательно слушать музыкальные фрагменты и находить характерные особенности музыки в прозвучавших литературных фрагментах;

  • определять смысл понятий «композитор-исполнитель-слушатель»;

  • узнавать изученные музыкальные произведения, выказывать свое отношение к различным музыкальным сочинениям, явлениям,

  • определять и сравнивать характер, настроение в музыкальных произведениях;

  • эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление

5.Использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнения вокально-хоровых произведений, в импровизации

  • определять характер, настроение, жанровую основу песен-попевок;

  • принимать участие в элементарной импровизации и исполнительской деятельности;

  • участвовать в коллективном пении, исполнение ритма, изображение звуковысотности мелодии движением рук;

  • выразительно исполнять песню и составлять исполнительский план вокального сочинения исходя из сюжетной линии стихотворного текста, находить нужный характер звучания, импровизировать «музыкальные разговоры» различного характера.

  • передавать настроение музыки в пении;

  • откликаться на характер музыки пластикой рук, ритмическими хлопками.

  • исполнять, инсценировать песни.

  • передавать настроение музыки в пластическом движении, пении, давать определения общего характера музыки.

Метапредметные

  1. Применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

  • использовать музыкальную речь, как способ общения между людьми и передачи информации, выраженной в звуках;

  • выделять отдельные признаки предмета и объединять по общему признаку;

  • приобретать (моделировать) опыт музыкально-творческой деятельности через сочинение, исполнение, слушание.


  • выделять отдельные признаки предмета и объединять по общему признаку;

  • выражать собственные мысли, настроения и чувства с помощью музыкальной речи в пении, движении, игре на инструментах;

  • приобретать (моделировать) опыт музыкально- творческой деятельности через сочинение, исполнение, слушание; найти нужную речевую интонацию для передачи характера и настроения песни;

  • владеть элементами алгоритма сочинения мелодии;

  • ориентироваться в нотном письме как графическом изображении типичных интонационных оборотов;

2.Участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределения функций и ролей.

  • самостоятельно выполнять упражнения;

  • участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов;


  • видеть взаимосвязь всех школьных уроков друг с другом и роль музыки в отражениях различных явлениях жизни;

  • узнавать музыкальные инструменты по изображениям, участвовать в коллективном пении, вовремя начинать и заканчивать пение, слушать паузы, понимать дирижерские жесты;

  • оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий.

9. Условия реализации программы:

- оборудованный кабинет музыки;

- музыкальные инструменты;

- ТСО;

- фонотека;

- дидактический и методический материал.

Требования к уровню подготовки учащихся.

Требования к уровню подготовки учащихся 1 класса:

  • развитие у учащихся устойчивого интереса к музыкальным занятиям;

  • побуждение к эмоциональному отклику на музыку разных жанров;

  • развитие умений учащихся воспринимать музыкальные произведения с ярко выраженным жизненным содержанием, определение их характера и настроения;

  • формирование навыков выражения своего отношения к музыке в слове (эмоциональный словарь), пластике, жесте, мимике;

  • развитие певческих умений и навыков (координация между слухом и голосом, выработка унисона, кантилены, спокойного дыхания), выразительное исполнение песен;

  • развитие умений откликаться на музыку с помощью простейших движений и пластического интонирования, драматизация пьес программного характера;

  • формирование навыков элементарного музицирования на простейших инструментах;

  • освоение элементов музыкальной грамоты как средства осознания музыкальной речи.

Требования к уровню подготовки учащихся 2 класса:

  • развитие у учащихся эмоционального и осознанного отношения к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной;

  • понимание содержания музыки простейших (песня, танец, марш) и более сложных (опера, балет, концерт, симфония) жанров в опоре на её интонационно - образный смысл;

  • накопление знаний о закономерностях музыкального искусства в музыкальном языке; об интонационной природе музыки, приёмах её развития и формах (на основе повтора, контраста, вариативности);

  • развитие умений и навыков пластического интонирования музыки и её исполнения с помощью музыкально - ритмических движений, а также элементарного музицирования на детских инструментах;

  • включение в процесс музицирования творческих импровизаций (речевых, вокальных, ритмических, инструментальных, пластических, художественных);

  • накопление сведений из области музыкальной грамоты, знаний о музыке, музыкантах, исполнителях.


Учебно-тематичесий план

1 класс

№урока

ППримерные сроки

Тема

Виды деятельности (в том числе формирование УУД)

Результаты

Проектная деятельность

Форма контроля

личностные

метапредметные

предметные


Раздел: «Внутренняя музыка» (3 ч.)

11

ссентябрь

Колыбельная песня

Наблюдать за музыкой в жизни человека

Проявлять эмоциональную отзывчивость

Исполнять колыбельные песни

Идентифицирует себя по признаку принадлежности к стране, государству - проявляет интерес к культуре (пению, танцам, сказки, игрушки).

Учится размышлять об истоках возникновения музыкального искусства.
Знакомится с правилами поведения на уроке музыки, правила пения.
Учится наблюдать за музыкой в жизни человека и звучанием природы.





Выявить музыкальные интонации из речевой праосновы.

Выявить жанровое начало (песня) как способ передачи состояния человека.

слуховой контроль пения (чистота интонации);

выразительное исполнение;

наблюдение, прослушивание

22

ссентябрь

Сказку складываем, музыкой сказываем

Проявлять эмоциональную отзывчивость

Импровизировать в игре

Выявляет особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их прослушивания(наблюдения);
откликается на характер музыки пластикой рук, ритмическими хлопками.

Умеет определять характер, настроение, жанровую основу песен-попевок;
- принимать участие в элементарной импровизации и исполнительской деятельности.

Учатся слушать и слышать музыку

Передавать настроение музыки

и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении

Эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в рисунке

Инсценировка детской песни

слуховой контроль;

игра на развитие внимания

33

ссентябрь

Народное музыкально-поэтическое творчество. Музыкальная игра

Проявлять эмоциональную отзывчивость

Импровизировать в игре

Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном творчестве

Корректировать собственное исполнение

Участвует в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов

Умеет моделировать опыт музыкально-творческой деятельности;
понимает истоки музыки и ее взаимосвязи с жизнью

Уметь переживать, мыслить, чувствовать, слушая и исполняя музыку. Находить интонации для характеристики слов и выражений.

Таблички -мажор, минор

слуховой контроль;

рассказывать об особенностях музыки, позволяющих видеть и понимать явления окружающей жизни ребенка,

наблюдения



Раздел: Родная речь (5 ч.)

44

ссентябрь

Элементарная нотная грамота. Точки, чёрточки, крючки, дуги и круги…

Ориентироваться в нотном письме как графическом изображении интонаций

Исполнять мелодии с ориентацией на нотную запись

Ориентируется в нотном письме, как графическом изображении типичных интонационных оборотов
(вопрос - ответ, выразительные и изобразительные интонации и др.)

Умеет понимать триединство: композитор - исполнитель - слушатель,
- осознавать, что все события в жизни человека находят свое отражение в ярких музыкальных и художественных образах.

выразительно исполнять песню и составлять исполнительский план вокального сочинения исходя из сюжетной линии стихотворного текста, находить нужный характер звучания, импровизировать «музыкальные разговоры» различного характера.

слуховой контроль; пластическое интонирование; понять, что музыка является своеобразным выразителем человеческих чувств;

контроль за выразительностью исполнения

55

ооктябрь

Общее представление об интонации: изображение окружающего мира. Сказанное слово и несказанное…

Приобретать опыт музыкально-творческой деятельности через слушание и исполнение

Анализирует эмоциональные состояния, связанные с успешной (неуспешной) деятельностью, оценивает их влияние на настроение;
- задаёт вопросы;
- отвечает на вопросы;
- умеет выражать свои мысли.

Умеет понимать выразительность и изобразительность музыкальной интонации; названия изученных произведений и их авторов;

Наделять музыку свойствами всего живого: рождается,дышит,двигается,рассказывает,помогает,утешает,успокаивает,заражает энергией,зовёт,призывает…


пластическое интонирование; игра на определение внимания;

наблюдение за фантазией

66

ооктябрь

Музыка природы. Прогулка в лес

Приобретать опыт музыкально-творческой деятельности через слушание и сочинение

Участвует в коллективном обсуждении учебной проблемы и анализе условий учебной задачи;

Умеет выделять характерные интонационные музыкальные особенности музыкального сочинения: изобразительные и выразительные.

наблюдать за музыкой в жизни человека и звучанием природы; определять и сравнивать характер, настроение в музыкальных произведениях; внимательно слушать музыкальные фрагменты и находить характерные особенности музыки в прозвучавших литературных фрагментах;

Музыкальная стенгазета

пластическое интонирование с элементами инсценировки; инструментальное музицирование;

имитация игры на воображаемых музыкальных инструментах;

77

ооктябрь

Народное музыкально-поэтическое творчество: прибаутки, скороговорки.

Не перевыскороговоришь? Поём вместе.

Воспринимать на эмоционально-образном уровне музыкальное творчество своего народа

Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном творчестве

Корректировать собственное исполнение

Участвует в коллективном обсуждении учебной проблемы и анализе условий учебной задачи;

Распознавать в музыкальном содержании жизненные образы, человеческие взаимоотношения и характеры ,мысли и чувства человека.

Различать в процессе знакомства с нотными прописями знаковые системы, выделяя нотную запись.

слуховой контроль, наблюдение

88

ооктябрь

Портреты заговорили и запели.

Воспринимать на эмоционально-образном уровне профессиональное и музыкальное творчество народов мира

Определяет названия профессиональных инструментов - флейта, арфа, фортепиано, выразительные и изобразительные возможности этих инструментов;
- передаёт настроение музыки в пластическом движении, пении, давать определения общего характера музыки.

Умеет по звучавшему фрагменту определять музыкальное произведение, проникнуться чувством сопереживания природе, находить нужные слова для передачи настроения.
сопоставлять, сравнивать, различные жанры музыки

Определять на слух звучание отдельных инструментов симфонического и народного оркестров

слуховой контроль, наблюдение


Раздел: Пётр Ильич Чайковский (3ч.)

99

ноябрь

Детские годы.

Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведения

Узнавать изученные музыкальные произведения. Называть их авторов

Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном творчестве

Корректировать собственное исполнение

Применяет элементы музыкальной речи в различных видах творческой деятельности;

Умеет сравнивать музыкальные и речевые интонации,
- определять их сходство и различия;
- выявлять различные образы - портреты персонажей можно передать с помощью музыки, сходства и различия разговорной и музыкальной речи

выделять отдельные признаки предмета и объединять по общему признаку; определять смысл понятий «композитор- исполнитель-слушатель»; эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление определять и сравнивать характер, настроение в музыкальных произведениях;

Портрет композитора

проверка степени развития слушательской культуры учащихся;

викторины;

кроссворд;

игра на воображаемом музыкальном инструменте

110

ноябрь

Здесь ивёт музыка П.И. Чайковского.

Анализирует и характеризует эмоциональные состояния и чувства окружающих

Знает смысл понятий «композитор», «исполнитель», «слушатель».
Умеет приобретать (моделировать) опыт музыкально-творческой деятельности через сочинение, исполнение,

Ориентироваться в многообразии музыкальных жанров (опера, балет, симфония и пр.)

слуховой контроль;

наблюдение, слушание

111

ноябрь

Волшебный тот цветок… Тренируем свою «внутреннюю музыку».

Анализирует и характеризует эмоциональные состояния и чувства окружающих

Умеет понимать степень понимания роли музыки в жизни человека.
узнавать освоенные музыкальные произведения,
давать определения общего характера музыки;
накопления музыкально-слуховых представлений и воспитания художественного вкуса

Экспериментировать со звучащими предметами ,простейшими музыкальными инструментами ,подбирать ритмический аккомпанемент к исполняемым детским песням

викторина

письменное тестирование


Раздел: Михаил Иванович Глинка (4ч.)

112

ноябрь

Детские годы

Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведения

Узнавать изученные музыкальные произведения. Называть их авторов

Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном творчестве

Корректировать собственное исполнение

Высказывает какие чувства возникают, когда поешь о Родине, различает выразительные возможности - скрипки.

Умеет внимательно воспринимать информацию;
умеет внимательно слушать музыкальные фрагменты и находить характерные особенности музыки в прозвучавших литературных фрагментах;
Различает жанры народных песен - колыбельные, плясовые, их характерные особенности;
- определяет на слух звучание народных инструментов;

Определять на слух звучание отдельных инструментов симфонического и народного оркестров

Кроссворд «Средства музыкальной выразительности»

пластическое интонирование;

наблюдение

113

декабрь

Опера «Руслан и Людмила». «Бряцайте, струны золотые»

Выражает положительное отношение к процессу познания: проявляет внимание, желание узнать больше; Различать на слух малые и развитые музыкальные формы.

Умеет планировать свою деятельность;
выразительно исполнять песню и составлять исполнительский план вокального сочинения исходя из сюжетной линии стихотворного текста, находить нужный характер звучания

Различать на слух малые и развитые музыкальные формы. Распознавать в музыкальном содержании жизненные образы, человеческие взаимоотношения и характеры, мысли и чувства человека.

Рисунок к опере

музыкальная викторина;

слуховой контроль; инструментальное музицирование;

пластическое интонирование;

устный опрос, наблюдение

114

декабрь

Опера «Руслан и Людмила». О, поле, поле!

Применяет правила делового сотрудничества:
сравнивает разные точки зрения; считается с мнением другого человека;

Умеет сравнивать музыкальные и речевые интонации,
- определять их сходство и различия;
- выявлять различные образы - портреты персонажей можно передать с помощью музыки, сходства и различия разговорной и музыкальной речи. Распознаёт в музыкальном содержании жизненные образы, человеческие взаимоотношения и характеры, мысли и чувства человека.

Ориентироваться в мноообразии музыкальных жанров (опера ,балет ,симфония и пр.)

музыкальная викторина;

слуховой контроль;

инструментальное музицирование;

пластическое интонирование;

устный опрос, наблюдение

115

декабрь

Руслан и Людмила. Слава!

Применяет правила делового сотрудничества: - сравнивать разные точки зрения;
- выражает собственные мысли, настроения и чувства с помощью
музыкальной речи в пении , движении , игре на инструментах

Умеет передавать эмоционально во время хорового исполнения разные по характеру песни, импровизировать;
- выделять характерные интонационные музыкальные особенности музыкального сочинения, имитационными движениями.

Определять на слух звучание отдельных инструментов симфонического и народного оркестров

слуховой контроль;

игра на развитие внимания

Раздел: Мелодия жизни(4ч.)

116

январь

Заветное слово.

Наблюдать и оценивать интонационное богатство музыкального мира

Применяет правила делового сотрудничества: - сравнивает разные точки зрения;
считается с мнением другого человека; проявляет терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику деятельности);

Умеет вслушиваться в звучащую музыку и определять характер произведения, выделять характерные интонационные музыкальные особенности музыкального сочинения, имитационными движениями изображать игру на музыкальных инструментах

Различать характер музыки, её динамические ,регистровые,тембровые,метроритмические ,интонационные особенности

слуховой контроль; пластическое интонирование;

117

январь

Как начинается музыка?

Взаимосвязывает все школьные уроки друг с другом и понимает роль музыки в отражениях различных явлениях жизни.

Умеет определять на слух основные жанры музыки,
Умеет сравнивать звучание музыкальных инструментов, узнавать музыкальные инструменты по внешнему виду и по звучанию, имитационными движениями изображать игру на музыкальных

Выражать характер музыки в разных видах творческой деятельности : выразительном пении ,игре на музыкальных инструментах ,художественном движении ,рисунках, графических партитурах.

Конкурс «Лучшая тетрадь»

пластическое интонирование;

игра на определение внимания;

наблюдение за фантазией

118

январь

Вольфганг Амадей Моцарт.

Проявляет интерес к культуре и истории своего народа, родной страны;
- определяет характер музыки и передавать ее настроение, описывает и сопереживать музыкальному образу,

Умеет понимать степень понимания роли музыки в жизни человека.
узнавать освоенные музыкальные произведения,
давать определения общего характера музыки;
накопления музыкально-слуховых представлений и воспитания художественного вкуса;

Различать характер музыки, её динамические , регистровые, тембровые, метроритмические ,интонационные особенности

пластическое интонирование с элементами инсценировки, инструментальное музицирование;

имитация игры на воображаемых музыкальных инструментах

119

февраль

Моцарт сочиняет.

Передаёт в собственном исполнении (пении, игре на инструментах, музыкально-пластическом движении) различные музыкальные
образы.

Умеет проявлять личностное отношение при восприятии музыкальных произведений, эмоциональную отзывчивость;
- ориентироваться в музыкально- поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России, в том числе родного края, сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки;
- ценить отечественные народные музыкальные традиции;

Анализировать выразительные средства музыкальных произведений, определять их роль в раскрытии и понимании жизненного содержания искусства

ролевые игры: "Играем в композитора

"Сочини песенку",

"Играем в дирижера",

"Разыграй меня";

наблюдение, слушание

Раздел: Сергей Сергеевич Прокофьев(3 ч.)

220

февраль

Детство композитора

Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведения.Узнавать изученные музыкальные произведения. Называть их авторовОсуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном творчестве.Корректировать собственное исполнение

Оценивает (сравнивает с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей);
участвует в коллективном музицировании на элементарных и музыкальных инструментах

Умеет вслушиваться в звучащую музыку и определять характер произведения, выделять характерные интонационные музыкальные особенности музыкального сочинения, имитационными движениями изображать игру на музыкальных инструментах

приобретать (моделировать) опыт музыкально-творческой деятельности через сочинение, исполнение, слушание. принимать участие в элементарной импровизации и исполнительской деятельности;

Путешествие в мир музыки

пластическое интонирование; наблюдение

221

февраль

Дорогой Щелкунчик!

Различает методы познания окружающего мира по их целям (наблюдение, опыт);
- владеет элементами алгоритма сочинения мелодии

Умеет внимательно воспринимать информацию;
умеет внимательно слушать музыкальные фрагменты и находить характерные особенности музыки в прозвучавших литературных фрагментах;
Различает жанры народных песен - колыбельные, плясовые, их характерные особенности;
- определяет на слух звучание народных инструментов;

Применять элементы музыкальной речи в различных видах творческой деятельности (пении, сочинении и импровизации, художественном движении)

конкурс на лучшего исполнителя роли;

создать рисованный м/ф по мотивам сказки;

совместное музицирование, слушание

222

март

Музыка для детей С. Прокофьева

Анализирует эмоциональные состояния, связанные с успешной (неуспешной) деятельностью, оценивает их влияние на настроение;
- задаёт вопросы;
- отвечает на вопросы;
- умеет выражать свои мысли.

Умеет определять названия изученных жанров музыки; названия изученных произведений и их авторов;
- узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
- исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.) Сопоставляет внешний вид, тембр, выразительные возможности музыкальных инструментов - лютня, клавесин, гитара.

Различать характер музыки, её динамические , регистровые, тембровые, метроритмические ,интонационные особенности

пластическое интонирование;

наблюдение

Раздел: Путешествие во времени и пространстве(6 ч.)

223

март

Тренируем свою «внутреннюю музыку»

Приобретать опыт музыкально-творческой деятельности через слушание и сочинение

Анализирует характеристику музыкальных произведений, воспринимает художественные образы классической музыки. Ориентируется в нотном письме
как графическом изображении типичных интонационных оборотов
(вопрос - ответ, выразительные и
изобразительные интонации и др.)

Умеет сопоставлять звучание народных профессиональных инструментов;
умеет выделять отдельные признаки предмета и объединять по общему признаку;

Применять элементы музыкальной речи в различных видах творческой деятельности (пении, сочинении и импровизации, художественном движении)

слуховой контроль; наблюдение, слушание

224

март

Народное музыкально-поэтическое творчество. Русские обряды. Празднуем Масленицу

Взаимодействовать в процессе коллективного воплощения различных художественных образов

Применяет правила делового сотрудничества: сравнивает разные точки зрения; считается с мнением другого человека; проявляет терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику деятельности),- через различные формы деятельности систематизирует свой словарный запас.

Умеет определять жанровую принадлежность музыкальных произведений, песня-танец - марш.
- узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;
- передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении.

передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении ценить отечественные народные музыкальные традиции;

пластическое интонирование;

наблюдение

225

март

Тренируем свою «внутреннюю музыку».

Общаться и взаимодействовать в процессе коллективного воплощения различных художественных образов

Корректирует деятельность: вносит изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок;

Понимает, что у музыки есть свойство - без слов передавать чувства, мысли, характер человека, состояние природы, как связаны между собой разговорная речь и музыкальная речь

Различать характер музыки, её динамические , регистровые, тембровые, метроритмические ,интонационные особенности

пластическое интонирование; наблюдение

226

апрель

Две песни. Сочиняем песенку

Приобретать опыт музыкально-творческой деятельности через слушание и сочинение

Применяет правила делового сотрудничества: сравнивает разные точки зрения;
считается с мнением другого человека; проявляет терпение и доброжелательность в споре(дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику деятельности).

Умеет различать тембр музыкального инструмента - скрипки и фортепиано; оркестровое звучание ,
- выделять отдельные признаки предмета и объединять по общему признаку;

Применять элементы музыкальной речи в различных видах творческой деятельности (пении, сочинении и импровизации, художественном движении)

слуховой контроль;

наблюдение, слушание

227

апрель

Русские обряды. Ждём весну, встречаем птиц. Весенние заклички

Общаться и взаимодействовать в процессе коллективного воплощения различных художественных образов

Анализирует эмоциональные состояния, связанные с успешной (неуспешной) деятельностью, оценивает их влияние на настроение; задаёт вопросы; отвечает на вопросы;
умеет выражать свои мысли.

Умеет сравнивать музыкальные и речевые интонации,
- определять их сходство и различия;
- выявлять различные образы - портреты персонажей можно передать с помощью музыки, сходства и различия разговорной и музыкальной речи.

Различать характер музыки, её динамические , регистровые, тембровые, метроритмические ,интонационные особенности

пластическое интонирование;

наблюдение

228

апрель

Профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Иные земли.

Наблюдать и оценивать интонационное богатство музыкального мира

Оказывает помощь в организации и проведении школьных культурно массовых мероприятий, представляет широкой публике результаты собственной музыкально - творческой деятельности (пение, инструментальное музицирование, драматизация и др.)

Знает элементарные понятия о музыкальной грамоте и использовать их во время урока,

Ориентироваться в многообразии музыкальных жанров (опера, балет, симфония и пр.)

слуховой контроль;

наблюдение, слушание

Раздел: Счастье, ты где?(5 ч.)

229

апрель

Идём за Синей птицей.

Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведения

Оценивает собственную музыкально-творческую деятельность;

Умеет понимать триединство: композитор - исполнитель - слушатель,
- осознавать, что все события в жизни человека находят свое отражение в ярких музыкальных и художественных образах.

Анализировать выразительные средства музыкальных произведений, определять их роль в раскрытии и понимании жизненного содержания искусства

пластическое интонирование;

наблюдение

330

май

Тренируем свою «внутреннюю музыку». Счастье, ты где?

Приобретать опыт музыкально-творческой деятельности через слушание и сочинение

Удерживает цель деятельности до получения результата:
узнает на слух основную часть музыкальных произведений;
- даёт определение

Знает, как музыка объединяет музыкальные образы разных стран и народов.
Умеет использовать музыкальную речь, как способ общения между людьми и передачи информации, выраженной в звуках.

Размышлять о роли музыки в окружающей жизни и в собственной жизни учащихся

слуховой контроль;

наблюдение, слушание

331

май

Народное сказание «Кикимора»

Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведения

Выявляет особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их прослушивания(наблюдения);
откликается на характер музыки пластикой рук, ритмическими хлопками.

Умеет понимать термины: мелодия и аккомпанемент. Что мелодия - главная мысль музыкального произведения.
- выявлять характерные особенности жанров: песни, танца, марша;
- определять на слух основные жанры музыки (песня, танец и марш);

Выражать характер музыки в разных видах творческой деятельности : выразительном пении, игре на музыкальных инструментах, художественном движении, рисунках, графических партитурах.

пластическое интонирование;

наблюдение

332

май

Поём со взрослыми

Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном творчестве.Корректировать собственное исполнение

Анализирует эмоциональные состояния, связанные с успешной (неуспешной) деятельностью, оценивает их влияние на настроение;
- задаёт вопросы;
- отвечает на вопросы;
- умеет выражать свои мысли.

Умеет понимать выразительность и изобразительность музыкальной интонации; названия изученных произведений и их авторов;

Наделять музыку свойствами всего живого: рождается,дышит,двигается,рассказывает,помогает,утешает,успокаивает,заражает энергией , зовёт, призывает…

викторина

письменное тестирование

333

май

Итоговое повторение. Урок - концерт

Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном творчестве

Корректировать собственное исполнение

Оценивает собственную музыкально-творческую деятельность;

Умеет понимать триединство: композитор - исполнитель - слушатель,
- осознавать, что все события в жизни человека находят свое отражение в ярких музыкальных и художественных образах.

Анализировать выразительные средства музыкальных произведений, определять их роль в раскрытии и понимании жизненного содержания искусства

конкурсы;

исполнение фрагмента из детской оперы;

наблюдение


2 класс

№урока

Примерные сроки

Тема

Виды деятельности

(в том числе формирование УУД)

Результаты

Проектная деятельность

Форма контроля

личностные

метапредметные

предметные

Раздел: Три кита в музыке - песня, танец, марш(9 ч.)

11

сентябрь

Композитор, исполнитель, слушатель

Размышлять об истоках возникновения музыкального искусства.

Проявлять личностное отношение при восприятии музыкальных произведений, эмоциональную отзывчивость

сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека. наличие мотивации к творческому труду выявлять характерные особенности жанров: песни, танца, марша; определять на слух основные жанры музыки (песня, танец и марш);

выделять отдельные признаки предмета и объединять по общему признаку, осуществлять синтез как составление целого из частей;

передавать настроение музыки в пении; исполнять, инсценировать песни, участвовать в коллективном пении, исполнение ритма, изображение звуковысотности мелодии движением рук;

Инсценировка детской песни

Слуховой контроль пения (чистота интонации)

22

сентябрь

Песня, танец, марш как три коренные основы всей музыки («три кита»)

Сравнивать музыкальные произведения разных жанров.

Соотносить основные образно-эмоциональные сферы музыки, специфические особенности произведений разных жанров.

Исполнять различные по характеру музыкальные произведения.

Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном творчестве

Корректировать собственное исполнение

Узнавать изученные музыкальные произведения.

Называть их авторов

развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, различать тембры музыкальных инструментов; определять и сравнивать характер, настроение в музыкальных произведениях;

выделять отдельные признаки предмета и объединять по общему признаку; проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

определять жанровые признаки. различать характерные признаки основных жанров музыки: маршевости. откликаться на характер музыки пластикой рук, ритмическими хлопками.

наблюдение, прослушивание

33

сентябрь

Марш в жизни. Разнообразие маршей

развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, различать тембры музыкальных инструментов; определять и сравнивать характер, настроение в музыкальных произведениях;

выделять отдельные признаки предмета и объединять по общему признаку; проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

определять жанровые признаки. различать характерные признаки основных жанров музыки: маршевости. откликаться на характер музыки пластикой рук, ритмическими хлопками.

Путешествие в мир музыкальных инструментов

44

сентябрь

Признаки, отличающие разные марши

формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств, воспринимать учебный материал небольшого объема со слов учителя,
умению внимательно слушать;

использовать музыкальную речь, как способ общения между людьми и передачи информации, выраженной в звуках; способность вести диалог

Определять жанровые признаки танца. Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к танцу. Приводить примеры танцевальности, из собственного жизненного опыта участвовать в коллективном пении, исполнение ритма, изображение звуковысотности мелодии движением рук;

устный опрос

55

октябрь

Танец в жизни. Разнообразие танцев

формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств, воспринимать учебный материал небольшого объема со слов учителя,
умению внимательно слушать;

использовать музыкальную речь, как способ общения между людьми и передачи информации, выраженной в звуках; способность вести диалог

Определять жанровые признаки танца. Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к танцу. Приводить примеры танцевальности, из собственного жизненного опыта участвовать в коллективном пении, исполнение ритма, изображение звуковысотности мелодии движением рук;

рисунок

66

октябрь

Признаки, отличающие разные танцы

формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; выявлять характерные особенности жанров: песни, танца, марша; определять на слух основные жанры музыки (песня, танец и марш);

выделять отдельные признаки предмета и объединять по общему признаку; научиться основам смыслового восприятия художественных и познавательных музыкальных произведений, выделять существенную информацию из муз. произведений разных жанров

Воспринимать и раскрывать музыкальное содержание как выражение мыслей, чувств, характер человека, его душевного состояния. Запоминать имена великих композиторов -классиков, определять на слух интонации, главные темы.

77

Октябрь

Песня - главный «кит» в музыке. Знакомство с понятием мелодия

развитие эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; различать жанры народных песен - колыбельные, плясовые, их характерные особенности; определять и сравнивать характер, настроение в музыкальных произведениях;

выражать собственные мысли, настроения и чувства с помощью музыкальной речи в пении, движении, игре на инструментах

Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к песне, передавать настроение музыки в пении; определять характер, настроение, жанровую основу песен-попевок; выразительно исполнять песню и составлять исполнительский план вокального сочинения исходя из сюжетной линии стихотворного текста, находить нужный характер звучания, импровизировать «музыкальные разговоры» различного характера.

Слуховой контроль пения (чистота интонации)

8

88

октябрь

Музыкальная символика - гимн России

наблюдать за музыкой в жизни человека и звучанием природы, проявлять личностное отношение при восприятии музыкальных произведений, эмоциональную отзывчивость;

самостоятельно выполнять упражнения; использовать музыкальную речь, как способ общения между людьми и передачи информации, выраженной в звуках;

Приобретать навыки слушательской культуры; накопления музыкально-слуховых представлений и воспитания художественного вкуса, определять и сравнивать характер, настроение в музыкальных произведениях;

устный опрос

99

ноябрь

«Киты» встречаются вместе

участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы и анализе условий учебной задачи;

владеть элементами алгоритма сочинения мелодии; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

Сочинять главные интонации героев сказок, литературных сюжетов. Воплощать собственный художественный замысел в музыке, определять и сравнивать характер, настроение в музыкальных произведениях; строить сообщения в устной и письменной форме

Слуховой контроль пения (чистота интонации)

Раздел: О чём говорит музыка (7 ч.)

110

ноябрь

Музыка выражает настроение и чувства

Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведения

Узнавать изученные музыкальные произведения.

Распознавать и эмоционально откликаться на выразительные и изобразительные особенности музыки

Выявлять различные по смыслу музыкальные интонации.

Воплощать собственные эмоциональные состояния в различных видах музыкально-творческой деятельности (пение, игра на музыкальных инструментах, импровизация, сочинение)

Приобретать опыт музыкально-творческой деятельности через слушание, исполнение и сочинение

участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы и анализе условий учебной задачи; определять и сравнивать характер, настроение в музыкальных произведениях;

приобретать (моделировать) опыт музыкально- творческой деятельности через сочинение, исполнение, слушание; нА нужную речевую интонацию для передачи характера и настроения песни; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

Размышлять о музыкальной интонации как художественном воспроизведении человеческой речи, внимательно слушать музыкальные фрагменты и находить характерные особенности музыки в прозвучавших литературных фрагментах;

111

ноябрь

Музыка выражает различные черты характерач

участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы и анализе условий учебной задачи;
умение работать с учебником по музыке; пониманию истоков музыки и ее взаимосвязи с жизнью;

ориентироваться в нотном письме как графическом изображении типичных интонационных оборотов. использовать музыкальную речь, как способ общения между людьми и передачи информации, выраженной в звуках;

Находить истоки разговорной и музыкальной интонации, определять их выразительное значение, узнавать изученные музыкальные произведения, выказывать свое отношение к различным музыкальным сочинениям, явлениям, внимательно слушать музыкальные фрагменты и находить характерные особенности музыки в прозвучавших литературных фрагментах;

Рисунок

тестирование

112

ноябрь

Музыка создаёт музыкальные портреты людей, сказочных персонажей

умение работать с учебником по музыке; воспринимать учебный материал небольшого объема со слов учителя, умению внимательно слушать;

устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; видеть взаимосвязь всех школьных уроков друг с другом и роль музыки в отражениях различных явлениях жизни;

Воспринимать и раскрывать музыкальное содержание как выражение мыслей, чувств, характер человека, его душевного состояния. Запоминать имена великих композиторов -классиков, определять на слух интонации, главные темы, характерные для их творческой индивидуальности

113

декабрь

Музыка изображает различные состояния и картины природы

наблюдать за музыкой в жизни человека и звучанием природы

участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов; использовать музыкальную речь, как способ общения между людьми и передачи информации, выраженной в звуках;

Использовать графическую запись при импровизации голосом, игре на детских музыкальных инструментах. Воплощать исполнительский замысел в разных видах музицирования: пение, игра на музыкальных инструментах, пластическое интонирование, выразительно исполнять песню и составлять исполнительский план вокального сочинения исходя из сюжетной линии стихотворного текста, находить нужный характер звучания, импровизировать «музыкальные разговоры» различного характера.

устный опрос

114

декабрь

Музыка изображает движение

участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы и анализе условий учебной задачи;

владеть элементами алгоритма сочинения мелодии; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

Сочинять главные интонации героев сказок, литературных сюжетов. Воплощать собственный художественный замысел в музыке, определять и сравнивать характер, настроение в музыкальных произведениях; строить сообщения в устной и письменной форме

Кроссворд

рисунок

115

декабрь

Взаимосвязь выразительности и изобразительности в музыке

участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы и анализе условий учебной задачи; определять и сравнивать характер, настроение в музыкальных произведениях;

приобретать (моделировать) опыт музыкально- творческой деятельности через сочинение, исполнение, слушание; нА нужную речевую интонацию для передачи характера и настроения песни; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

Размышлять о музыкальной интонации как художественном воспроизведении человеческой речи, внимательно слушать музыкальные фрагменты и находить характерные особенности музыки в прозвучавших литературных фрагментах;

тестирование

116

декабрь

Обобщение по теме «О чём говорит музыка»

участвовать в коллективном пении, вовремя начинать и заканчивать пение, слушать паузы, понимать дирижерские жесты;

выражать собственные мысли, настроения и чувства с помощью музыкальной речи в пении, движении, игре на инструментах. использовать музыкальную речь, как способ общения между людьми и передачи информации,

Исполнять вокально-хоровые произведения, воплощая интонационно-выразительный замысел авторов текста и музыки, исполнять, инсценировать песни, определять характер, настроение, жанровую основу песен-попевок;

Раздел: Куда ведут нас «три кита» (10 ч.)

117

январь

Введение в тему «Три кита» ведут в большую музыку

Исполнять, инсценировать песни, танцы, фрагменты из произведений музыкально-театральных жанров (опера)

Соотносить основные образно-эмоциональные сферы музыки, специфические особенности произведений разных жанров.

расширять музыкальный кругозор и получит общие представления о музыкальной жизни современного социума пониманию истоков музыки и ее взаимосвязи с жизнью; различать жанры народных песен - колыбельные, плясовые, их характерные особенности;

видеть взаимосвязь всех школьных уроков друг с другом и роль музыки в отражениях различных явлениях жизни

Размышлять о всеобщности развития в жизни и музыке:"всё течёт, всё изменяется". Запоминать имена великих композиторов -классиков, определять на слух интонации, главные темы, характерные для их творческой индивидуальности

наблюдение, прослушивание

118

январь

Песня ведёт в оперу

участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы и анализе условий учебной задачи;
умение работать с учебником по музыке; пониманию истоков музыки и ее взаимосвязи с жизнью;

ориентироваться в нотном письме как графическом изображении типичных интонационных оборотов. использовать музыкальную речь, как способ общения между людьми и передачи информации, выраженной в звуках;

Находить истоки разговорной и музыкальной интонации, определять их выразительное значение, узнавать изученные музыкальные произведения, выказывать свое отношение к различным музыкальным сочинениям, явлениям, внимательно слушать музыкальные фрагменты и находить характерные особенности музыки в прозвучавших литературных фрагментах;

Слуховой контроль пения (чистота интонации)

119

январь

Песня ведёт в симфонию

участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы и анализе условий учебной задачи; проявлять личностное отношение при восприятии музыкальных произведений, эмоциональную отзывчивость;

выражать собственные мысли, настроения и чувства с помощью музыкальной речи в пении, выделять отдельные признаки предмета и объединять по общему признаку

Исследовать средства перевода звуков природы, человеческой речи в музыкальную. Запоминать имена великих композиторов -классиков, определять на слух интонации, главные темы, характерные для их творческой индивидуальности

рисунок

220

февраль

Песня ведёт в концерт

размышлять об истоках возникновения музыкального искусства; пониманию истоков музыки и ее взаимосвязи с жизнью;

выделять отдельные признаки предмета и объединять по общему признаку

Различать на слух и исполнять интонации ,характерные для музыкально-художественных образов произведений разных форм и жанров, узнавать изученные музыкальные произведения, выказывать свое отношение к различным музыкальным сочинениям, явлениям,

221

февраль

Танец ведёт в балет

участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы и анализе условий учебной задачи;
умение работать с учебником по музыке; знать образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции, праздники;

использовать музыкальную речь, как способ общения между людьми и передачи информации, выраженной в звуках; обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;

Проявлять готовность «исследовать» композиторский замысел музыкального произведения. Запоминать имена великих композиторов -классиков, определять на слух интонации, главные темы, характерные для их творческой индивидуальности

Слуховой контроль пения (чистота интонации)










222

февраль

Марш ведёт в оперу

наблюдать за музыкой в жизни человека и звучанием природы

участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов; использовать музыкальную речь, как способ общения между людьми и передачи информации, выраженной в звуках;

Использовать графическую запись при импровизации голосом, игре на детских музыкальных инструментах. Воплощать исполнительский замысел в разных видах музицирования: пение, игра на музыкальных инструментах, пластическое интонирование, выразительно исполнять песню и составлять исполнительский план вокального сочинения исходя из сюжетной линии стихотворного текста, находить нужный характер звучания, импровизировать «музыкальные разговоры» различного характера.

тестирование

223

февраль

Марш ведёт в балет

участвовать в коллективном пении, вовремя начинать и заканчивать пение, слушать паузы, понимать дирижерские жесты; пониманию истоков музыки и ее взаимосвязи с жизнью; ценить отечественные народные музыкальные традиции; различать жанры народных песен - колыбельные, плясовые, их характерные особенности;

выражать собственные мысли, настроения и чувства с помощью музыкальной речи в пении, движении, игре на инструментах. использовать музыкальную речь, как способ общения между людьми и передачи информации, выраженной в звуках;

Исполнять песни, собственные попевки, музыкальные фразы, подбирать к ним ритмический аккомпанемент, исполнять, инсценировать песни, определять характер, настроение, жанровую основу песен-попевок;

устный опрос

224

март

«Три кита» ведут в оперу. М. Коваль. Опера «Волк и семеро козлят»

Исполнять, инсценировать песни, танцы, фрагменты из произведений музыкально-театральных жанров (опера)

Соотносить основные образно-эмоциональные сферы музыки, специфические особенности произведений разных жанров

участвовать в коллективном пении, вовремя начинать и заканчивать пение, слушать паузы, понимать дирижерские жесты;

выражать собственные мысли, настроения и чувства с помощью музыкальной речи в пении, движении, игре на инструментах. использовать музыкальную речь, как способ общения между людьми и передачи информации,

Исполнять вокально-хоровые произведения, воплощая интонационно-выразительный замысел авторов текста и музыки, исполнять, инсценировать песни, определять характер, настроение, жанровую основу песен-попевок;

наблюдение, прослушивание

225

март

Профессиональная музыка о родном крае

Наблюдать за интонационным богатством музыкального мира.

Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в музыкально-поэтическом творчестве и корректировать собственное исполнение.

расширять музыкальный кругозор и получит общие представления о музыкальной жизни современного социума пониманию истоков музыки и ее взаимосвязи с жизнью; различать жанры народных песен - колыбельные, плясовые, их характерные особенности;

видеть взаимосвязь всех школьных уроков друг с другом и роль музыки в отражениях различных явлениях жизни

Размышлять о всеобщности развития в жизни и музыке:"всё течёт, всё изменяется". Запоминать имена великих композиторов -классиков, определять на слух интонации, главные темы, характерные для их творческой индивидуальности

226

март

Обобщение по теме «Куда ведут нас «три кита»

расширять музыкальный кругозор и получит общие представления о музыкальной жизни современного социума; пониманию истоков музыки и ее взаимосвязи с жизнью;

участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов;

Исследовать выразительные и изобразительные возможности музыки возможна ли "чистая "изобразительность в искусстве. Запоминать имена великих композиторов -классиков, определять на слух интонации, главные темы, характерные для их творческой индивидуальности

Раздел: Что такое музыкальная речь (8 ч.)

227

ммарт

Какие бывают музыкальные звуки. Введение в тему

Распознавать художественный смысл различных форм построения музыки (одно-, двух- и трёхчастные),

Соотносить художественно-образное содержание музыкального произведения с формой его воплощения

Сравнивать процесс и результат музыкального развития в произведениях разных форм

Воплощать музыкальное развитие образа в собственном исполнении: пении, игре на муз. инструментах, музыкально-пластическом движении

умение работать с учебником по музыке; проявлять личностное отношение при восприятии музыкальных произведений, эмоциональную отзывчивость; ценить отечественные народные музыкальные традиции;

выделять отдельные признаки предмета и объединять по общему признаку, обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;

Воспринимать музыкальную тему произведения в единстве жизненного содержания и интонационной линии развития, выразительно исполнять песню и составлять исполнительский план вокального сочинения исходя из сюжетной линии стихотворного текста, находить нужный характер звучания, импровизировать «музыкальные разговоры» различного характера.

рисунок

228

аапрель

Музыкальная речь - сочетание различных музыкальных звуков

размышлять об истоках возникновения музыкального искусства; наблюдать за музыкой в жизни человека и звучанием природы, знать образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции, праздники;

приобретать (моделировать) опыт музыкально-творческой деятельности через сочинение, исполнение, слушание.

Исполнять вокально-хоровые произведения, воплощая интонационно-выразительный замысел авторов текста и музыки, исполнять, инсценировать песни, определять и сравнивать характер, настроение в музыкальных произведениях;

Слуховой контроль пения (чистота интонации)

229

апрель

Форма произведения - один из видов музыкальной речи. Одночастная форма

размышлять об истоках возникновения музыкального искусства; воспринимать учебный материал небольшого объема со слов учителя, умению внимательно слушать;

участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов;

Различать на слух взаимодействие музыкальных тем на основе тождества и контраста ,сходства и различия , узнавать изученные музыкальные произведения, выказывать свое отношение к различным музыкальным сочинениям, явлениям,

330

аапрель

Форма произведения - один из видов музыкальной речи. Двухчастная форма

наблюдать за музыкой в жизни человека и звучанием природы, расширять музыкальный кругозор и получит общие представления о музыкальной жизни современного социума; ориентироваться в музыкально- поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России, в том числе родного края, сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки

ориентироваться в нотном письме как графическом изображении типичных интонационных оборотов; устанавливать аналогии, активное слушание музыкальных произведений, анализ и обсуждение услышанного ;

Различать в произведениях искусства песенность, танцевальност, маршевостьи выделять эти свойства в жизни природы и человека , исполнять, инсценировать песни, внимательно слушать музыкальные фрагменты и находить характерные особенности музыки в прозвучавших литературных фрагментах;

331

ммай

Форма произведения - один из видов музыкальной речи. Трёхчастная форма

размышлять об истоках возникновения музыкального искусства;
наблюдать за музыкой в жизни человека и звучанием природы; знать образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции, праздники;

использование речи для регуляции своего действия; узнавать музыкальные инструменты по изображениям, участвовать в коллективном пении, вовремя начинать и заканчивать пение, слушать паузы, понимать дирижерские жесты;

Запоминать имена великих композиторов -классиков, определять на слух интонации, главные темы, характерные для их творческой индивидуальности, узнавать изученные музыкальные произведения, выказывать свое отношение к различным музыкальным сочинениям, явлениям,

332

ммай

Выразительные возможности русских народных инструментов

Разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх - драматизациях.

Сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных музыкальных инструментов.

Участвовать в коллективном музицировании на элементарных и электронных музыкальных инструментах

расширять музыкальный кругозор и получит общие представления о музыкальной жизни современного социума; пониманию истоков музыки и ее взаимосвязи с жизнью; воспринимать учебный материал небольшого объема со слов учителя, умению внимательно слушать;

приобретать (моделировать) опыт музыкально-творческой деятельности через сочинение, исполнение, слушание.

ценить отечественные народные музыкальные традиции; узнавать изученные музыкальные произведения, выказывать свое отношение к различным музыкальным сочинениям, явлениям, внимательно слушать музыкальные фрагменты и находить характерные особенности музыки в прозвучавших литературных фрагментах;

рисунок

333

ммай

Выразительные возможности инструментов симфонического оркестра

Сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных музыкальных инструментов.

Участвовать в коллективном музицировании на элементарных и электронных музыкальных инструментах

расширять музыкальный кругозор и получит общие представления о музыкальной жизни современного социума; пониманию истоков музыки и ее взаимосвязи с жизнью; воспринимать учебный материал небольшого объема со слов учителя, умению внимательно слушать;

видеть взаимосвязь всех школьных уроков друг с другом и роль музыки в отражениях различных явлениях жизни, осмысленно владеть способами певческой деятельности: пропевание мелодии, проникнуться чувством сопричастности к природе, добрым отношением к ней.

ценить отечественные народные музыкальные традиции; узнавать изученные музыкальные произведения, выказывать свое отношение к различным музыкальным сочинениям, явлениям, внимательно слушать музыкальные фрагменты и находить характерные особенности музыки в прозвучавших литературных фрагментах;

334

ммай

Создание музыкальных образов. Детские музыкально-творческие коллективы родного края

Размышлять о музыкальных образах Отечества.

Импровизировать (вокальная, инструментальная, танцевальная импровизации) при воплощении

музыкальных образов.

Выражать свое эмоциональное отношение к музыкальным образам исторического прошлого в слове, рисунке, жесте, пении и др.

умение работать с учебником по музыке; размышлять об истоках возникновения музыкального искусства; проявлять личностное отношение при восприятии музыкальных произведений, эмоциональную отзывчивость; ориентироваться в музыкально- поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России, в том числе родного края, сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки

видеть взаимосвязь всех школьных уроков друг с другом и роль музыки в отражениях различных явлениях жизни, осмысленно владеть способами певческой деятельности: пропевание мелодии, проникнуться чувством сопричастности к природе, добрым отношением к ней.

узнавать изученные музыкальные произведения, выказывать свое отношение к различным музыкальным сочинениям, явлениям, определять и сравнивать характер, настроение в музыкальных произведениях;









Содержание программы учебного курса

1 класс

Структурное отличие программы для 1-го класса связано с особенностью этого возрастного периода, который одновременно является и пропедевтическим этапом, и начальным этапом систематического формирования музыкальной культуры детей в общеобразовательной школе.

Основные содержательные линии курса:

1 класс - «Как можно услышать музыку»

2 класс - «Три кита в музыке - песня, танец, марш», «О чём говорит музыка», «Куда ведут нас «три кита», «Что такое музыкальная речь»;

Учебный материал 1-го класса знакомит с детским музыкальным фольклором (колыбельная песня, загадки, пословицы, народные игры). Это позволяет естественно вводить учащихся в более сложные художественные явления, например, былину, сказочные фрагменты опер («Руслан и Людмила» М.И. Глинки).

Учебный материал 2-го класса раскрывает содержание музыкального искусства через темы «О чём говорит музыка», «Какую роль играет музыка в жизни человека», «Что музыка может выражать (характер, настроение, эмоции) и изображать (движение, покой)». Пониманию единства мысли, речи, характера человека послужит представленная в учебнике «Галерея» портретов русских людей, написанных художниками-передвижниками.

Главная тема 1-го класса и первого года обучения музыке в школе - «Как можно услышать музыку». Она рассматривается под различным углом зрения во 2 и 4 четвертях, перекликаясь с темами «Звучащий образ Родины», «Что может музыка». В ней «высвечивается» тот или иной аспект этого основополагающего умения, необходимого для постижения музыки. Она позволяет дать учащимся представление о музыке, её образной природе, о способах воплощения в музыке чувств, характера человека, его отношения к природе, к жизни.

Родные корни, родная речь, родной музыкальный язык - это та основа, на которой воспитывается любовь к русской культуре и культуре народа Коми. Обеспечивается не только информационная сторона получаемого знания, но прежде всего предусматривается воссоздание детьми какой- либо из сторон музыкально-творческой деятельности, уходящей корнями в народное творчество, например, они

  1. музыкально интонируют (сочиняют) в традиционной народной манере загадки, пословицы, заклички, скороговорки;

  2. учатся за графическим изображением знаков - букв и нот - видеть и слышать смысл предметов, явлений, человеческих чувств, событий, пробуют сами создавать графические музыкально- смысловые соответствия.

Таким образом, учащиеся получают представления об истоках человеческого творчества и умении в живом звучании и нотных обозначениях выражать свои музыкальные мысли.

Одна из центральных позиций, развивающих важнейший принцип Д.Б. Кабалевского о доступности учащимся младшего школьного возраста высочайших образцов серьёзной музыки и о необходимости воспитания на этих образцах духовного мира школьников, связана с обращением к музыкальной классике. В качестве такого фундамента привития вкуса и интереса к музыкальному искусству выступает музыка И.С. Баха, В.А. Моцарта, Э. Грига, Ф. Шопена, П.И. Чайковского, М.П. Мусоргского, М.И. Глинки, С.В. Рахманинова, А.И. Хачатуряна, Д.Б. Кабалевского и других композиторов, оставивших заметный след в мировой музыкальной культуре.

Явления искусства входят в детское сознание не как что-то обыденно расхожее, аналитико-конструктивное, которое заучивается, чтобы знать. Главное здесь то, что в роли «питательной среды», готовящей, формирующей восприятие детьми этих явлений, выступают великие творцы, для которых смыслом жизни становится прожить жизнь в искусстве. В этом плане концептуальное значение приобретает понятие «мелодия», определяя смысловой ряд: сочинить мелодию, прожить мелодию, прожить мелодией, жизнь в мелодии, мелодия в жизни.

Освоение классической и народной музыки возможно только на основе опыта творческой деятельности учащихся - хорового пения, слушания музыки, игры на детских музыкальных инструментах.

Опора на принцип «образно-игрового вхождения в музыку» позволяет создавать ситуации, требующие от детей перевоплощения, работы фантазии, воображения. Поэтому в программе большое место отводится музыкальным играм, инсценировкам, драматизациям, основанным на импровизации: сюжет (сказка, история, былина) складывается, сказывается в единстве музыки и текста, с использованием музыкальных инструментов.

Игра как деятельность на уроке наполнена и тем смыслом, который искони имела в народном искусстве: исполнить песню - значит сыграть её.

Образная природа музыкального искусства. Способность музыки в образной форме передать настроения, чувства, характер человека, его отношение к природе, к жизни.

Музыка как средство общения между людьми. Основные отличия народной и профессиональной музыки как музыки безымянного автора, хранящейся в коллективной памяти народа, и музыки, созданной композиторами.

Музыкальный фольклор как особая форма самовыражения. Связь народного пения с родной речью (навык пения способом «пения на распев»). Варьирование напевов как характерная особенность народной музыки. Связь народного напева с пластикой движений, мимикой, танцами, игрой на простых («деревенских») музыкальных инструментах. Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные игры. Детский фольклор: музыкальные приговорки, считалки, припевки, сказки.

Музыкальный фольклор народов России и мира, народные музыкальные традиции родного края.

Композитор как создатель музыки. Роль исполнителя в донеени музыкального произведения до слушателя. Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве.

По предмету «Музыка» в 1 классе контрольные и практические работы не предусмотрены. Проверка и контроль знаний проводится в виде уроков - концертов, уроков-утренников, и т.д.



2класс

Во 2 классе раскрывается содержание музыкального искусства через темы: «Три кита» в музыке - песня, танец, марш»- композитор, исполнитель, слушатель. Песня, танец, марш как три коренные основы всей музыки - ведущая проблема года, пронизывающая музыкальные занятия в начальной школе. Рассмотрение жизненных связей песен, танцев и маршей и их взаимопроникновение. Древняя легенда про «трёх китов», на которых будто бы держится Земля. Мелодия, напев - важнейшая часть разных музыкальных жанров, «душа музыки».

«О чём говорит музыка» - музыка выражает чувства человека (радость, гнев, печаль, тревога и др.), различные черты характера (силу и мужество, нежность и мягкость, серьёзность и шутливость), создаёт музыкальные портреты людей, сказочных персонажей и др. Музыка изображает различные состояния и картины природы (звуки и шумы, пение птиц, журчание ручья, грозу и бурю, колокольный звон и др.), движение (поступь, шаг человека, движение поезда, конницы и др.). Взаимосвязь выразительности и изобразительности. Сходство и различие между музыкой и живописью.

«Куда ведут нас «три кита» - путь введения в оперу, балет, симфонию, концерт. Музыкальные образы в произведениях крупных форм. Общее и различное в характере песен, танцев, маршей из опер, балетов, симфоний, концертов. Осознание выразительных средств музыки в том или ином художественном образе.

«Что такое музыкальная речь»- постижение своеобразия каждого музыкального произведения через особенности мелодики, темпа, динамики, фактуры, лада, ритма, регистра, тембра и т.д. и опыт собственной исполнительской деятельности. Знакомство с простейшими музыкальными формами (одночастная, двухчастная, трёхчастная) на основе закономерностей детского восприятия. Выразительные возможности русских народных инструментов, инструментов симфонического оркестра в создании музыкальных образов.










Средства контроля


По предмету «Музыка» в 1 классе контрольные и практические работы не предусмотрены. Проверка и контроль знаний проводится в виде уроков - концертов, уроков-утренников, и т.д.



По предмету «Музыка» во 2 классе предусмотрены следующие виды контроля: устный контроль, периодический контроль, предварительный контроль, итоговый контроль, творческая работа, в виде тестирования, рисунка, пения, конкурса, музыкальной викторины, игры, кроссворда, музыкального блокнота,мониторинга.





















Учебно-методические средства обучения


УМК для учащихся:

1. В. О. Усачёва, Л. В. Школяр. Музыка. Учебник. 1кл. М.: Баласс, 2011.

2. В. О. Усачёва, Л. В. Школяр. Музыка. Учебник. 2кл. М.: Баласс, 2011.


Литература для учителя:

  1. Примерные программы начального общего образования. В 2х ч. Ч.1. - 2 изд. - М.: Просвещение, 2009

  2. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2х ч. Ч.2 - 3 изд., перераб. - М.: Просвещение, 2010

  3. А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. 2 изд.- М.: Просвещение, 2010

  4. О.Д.Ушакова «Великие композиторы» С-П,2006.

  5. Д.Сорокотягин «Музыкальная литература» Ростов:.2012.

  6. Т.П.Лакоценина «Необычные уроки в начальной школе» Ростов.:2008.

  7. Дмитриева Л.Г. Н.М.Черноиваненко «Методика музыкального воспитания в школе», М., Академия, 2000г.

  8. «Теория и методика музыкального образования детей», под ред. Л.В.Школяр, М., Флинта, Наука, 1998г.

  9. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. «Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях», М., Академия, 2002г.

  10. Халазбурь П., Попов В. «Теория и методика музыкального воспитания», Санкт-Петербург, 2002г.

  11. Кабалевский Д.Б. «Как рассказывать детям о музыке», М., Просвещение, 1989г.

Материально - техническое обеспечение:

Печатные пособия

  1. Портреты композиторов в электронном виде

  2. Плакаты: расположение инструментов и оркестровых групп в различных видах оркестров, расположение партий в хоре, графические партитуры

Экранно-звуковые пособия

  1. Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке

  2. Презентации, посвященные творчеству выдающихся отечественных и зарубежных композиторов

  3. Учебно-практическое оборудование

  4. Фортепиано

  5. Детские музыкальные инструменты














































50


© 2010-2022