Урок по музыке на тему В чем сила музыки? (6 класс)

Раздел Музыка
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по музыке для 6 класса «В чем сила музыки?»

Цель: формирование знаний о преобразующей силе музыки на основе понимания художественной значимости творчества В.А.Моцарта.

Задачи:

  1. Воспитание ощущения и понимания широты творческого стиля В.А.Моцарта.

  2. Развитие эмоционально- ценностного отношения к жизни через искусство, способность анализировать, размышлять о музыке и выражать собственную позицию.

  3. Формирование нравственных качеств.

Тип урока: урок закрепления и совершенствования знаний.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, фортепиано.

Ход урока

Дети входят в класс под «Весеннюю песню» В.А.Моцарта

Учитель: Здравствуйте, ребята! Усаживайтесь поудобнее, постарайтесь почувствовать себя так, как если бы вы находились в концерном зале. Кстати, какова программа сегодняшнего концерта? При в ходе в любой концертный зал мы видим афишу с программой. Наш концерт не исключение и при входе вас тоже встретила афиша. Кто обратил на нее внимание? На афише всего три слова. Я сейчас напишу их на доске и вам все станет ясно.

( Учитель пишет на доске: «Звучит».)

А остальные два слова я допишу позже с вашей помощью, а пока пусть звучит музыка.

Слушание. «Маленькая ночная серенада» В.А. Моцарта.

- Какие чувства вызвала у вас музыка?

- Что вы можете о ней сказать?

Дети: Светлая, радостная, танцевальная.

Учитель:Мы попали на концерт современной танцевальной музыки?

(учитель играет на фортепиано фрагмент)

Дети: Нет,это музыка старинная, возможно 17 века. Кажется, что танцуют на балу.

Учитель: В какое время суток устраивали балы?

Дети: Вечером или ночью.

Учитель: Эта произведение так и называется «Маленькая ночная серенада». Как вы думаете, эта музыка русская ?

Дети: Не русская.

Учитель: Кто из композиторов прошлого мог бы быть автором этой музыки?

Дети: Моцарт, Бетховен, Бах.

Учитель:Вы назвали Баха, вспомнив, вероятно «Шутку».

(наигрывает мелодии «Шутки» и «Маленькой ночной серенады».)

Очень похоже. Но для того чтобы утверждать, что автор музыки Бах, надо услышать в ней полифинию.

(учитель наигрывает мелодию «Маленькой ночной серенады».)

Обучающиеся убеждаются,что музыка гомофонного склада - голос и сопровождение.

- А что вы думаете по поводу авторства Бетховена?

Дети: Музыка Бетховена сильная, мощная.

(учитель подтверждает слова детей, наигрывает мелодию Симфонии № 5 Л.Бетховена)

Учитель: А с музыкой Моцарта приходилось вам раньше встречаться? Назовите известные вам произведения?

Дети: Симфония № 40, «Весенняя песня».

Учитель: (наигрывает темы) Сравните!

Дети: Свет, радость, распахнутость, воздушность.

Учитель: Это действительно музыка Моцарта.

Вы поняли, что попали на концерт, в котором звучит музыка Моцарта.

(на доске к слову «Звучит» добавляет «Моцарт!»)

Теперь , вспомнив музыку Моцарта, найдите наиболее точное определение стиля композитора, особенности его творчества.

Дети: Его музыка нежная, хрупкая, прозрачная, веселая, радостная, светлая, солнечная, счастливая.

Учитель: Русский композитор Антон Рубинштейн говорил:

«Вечный солнечный свет в музыке. Имя тебе - Моцарт!»

Попробуйте напеть мелодию «Маленькой ночной серенады» в характере, в стиле Моцарта.(Разучивание мелодии из серенады)

А сейчас напойте «Весеннюю песню», тоже в моцартовском стиле.

Ведь от того, как почувствуют и передадут стиль композитора, содержание музыки исполнители, в роли которых вы сейчас выступаете, зависит и то, как слушатели поймут музыкальное произведение, а через него и композитора.

(исполняется «Весенняя песня» Моцарта)

- Как оцениваете свое исполнение?

Дети: Музыка Моцарта радостная, счастливая, а человек всегда мечтает о радости и счастье.

Учитель: На нашей афише не хватает одного слова.

Оно характеризует Моцарта через музыку. Найдите это слово.

Дети: Вечный, сегодняшний.

Учитель: Почему?

Дети: Музыка Моцарта нужна людям сегодня и будет нужна всегда. Соприкасаясь с такой красивой музыкой, человек сам будет красивее и красивее будет его жизнь.

(Учитель дописывает на доске «нестареющий».

Общая фраза на доске «Звучит нестареющий Моцарт!».

Учитель играет начальные интонации «Лакримозы»)

Учитель: Можно ли об этой музыке сказать, что это солнечный свет?

Дети: Нет, это грусть, скорбь, будто цветок увял. Будто что-то ушло из жизни красивое.

Учитель: Мог бы автором этой музыки быть Моцарт?

Дети: Нет!

Учитель: Это музыка Моцарта. Произведение необычное, как необычна и иистория его создания.

Моцарт был в то время тяжело болен. Однажды к Моцарту пришел человек и, не назвавшись, заказал «Реквием» - произведение, которое исполняется в церкви в память по умершему человеку. Моцарт с большим вдохновением принялся за работу, не пытаяь даже узнать имя своего странного гостя, в совершенной уверенности, что это был не кто иной, как предвестник его смерти, и что «Реквием» он пишет для самого себя.

Моцарт задумал в «Реквиеме» 12 частей, но незакончив седьмую часть - «Лакримозу» («Слезную»), - он умер. Было Моцарту всего 35 лет. Ранняя кончина его до сих пор остается загадкой. Существует несколько версий о причине смерти Моцарта.

По самой распостраненной версии, Моцарт был отравлен придворным композитором Сальери, который якобы ему завидовал. Этой версии верили многие. А.С.Пушкин развил этот сюжет в одной из своих «Маленьких трагедий» - «Моцарт и Сальери».

(Учитель читает сцену «Слушай же, Сальери, мой «Реквием»…»)

Звучит «Лакримоза» В.А.Моцарта».

Учитель: Трудно говорить после такой музыки, да, наверное и не надо.

(Обращаясь к записи на доске) А это, ребята, не просто три слова на доске, это строка стихотворения поэта Виктора Бокова, начинается оно со слова «Счастье!:

«Счастье!Звучит нестареющий Моцарт!

Музыкой я несказанно обласкан,

Сердце в порыве высоких эмоций

Каждому хочет добра и согласья»

В заключение хочу пожелать и вам и себе, чтобы наши сердца не уставали дарить людям добро и согласие. И пусть поможет в этом нестареющая музыка великого Моцарта!

© 2010-2022