Рабочая программа по музыке 7 класс

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 7 класса  составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897), примерной программы по музыке для основного общего образования (2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 176 с.) с учётом авторской программы «Музыка» В.В. Алеева, Т.И. Науменко, Т.Н.  Кичак (8-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. 90,  [6] с.), рабочей про... Цель программы: формирование музыкальной культуры учащихся как неотъемлемой части духовной культуры; Задачи:научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека; научить находить взаимодействия между музыкой и другими видами художественной деятельности на основе вновь приобретённых знаний; развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве; воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;- воспитывать культуру мышления и речи. В  7 классе актуализируется проблема, связанная с взаимодействием содержания и формы в музыке  (тема года «Содержание и форма в музыке»). Подробно разбирается и доказывается, что и содержание и форма в музыке (как и в искусстве в целом) неразрывно связаны между собой, образуя некую «магическую единственность» художественного замысла и его воплощения. Что такое музыкальное содержание? Из чего оно складывается? Что представляет собой музыкальный образ? Как музыкальные жанры влияют на содержание музыкального произведения? Эти вопросы раскрываются в первой части программы и учебника 7 класса.
Раздел Музыка
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Раздел I. Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 7 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897), примерной программы по музыке для основного общего образования (2-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 176 с.) с учётом авторской программы «Музыка» В.В. Алеева, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак (8-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2010. 90, [6] с.), рабочей программы для общеобразовательных учреждений «Искусство. Музыка. 5-9 классы»В.В. Алеева, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак(М.: Дрофа, 2012).

Цель программы: формирование музыкальной культуры учащихся как неотъемлемой части духовной культуры;

Задачи:

- научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека;

- научить находить взаимодействия между музыкой и другими видами художественной деятельности на основе вновь приобретённых знаний;

- развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве;

- воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;

- воспитывать культуру мышления и речи.

В 7 классе актуализируется проблема, связанная с взаимодействием содержания и формы в музыке (тема года «Содержание и форма в музыке»).

Подробно разбирается и доказывается, что и содержание и форма в музыке (как и в искусстве в целом) неразрывно связаны между собой, образуя некую «магическую единственность» художественного замысла и его воплощения.

Что такое музыкальное содержание? Из чего оно складывается? Что представляет собой музыкальный образ? Как музыкальные жанры влияют на содержание музыкального произведения? Эти вопросы раскрываются в первой части программы и учебника 7 класса.

Вторая часть посвящена выявлению сущности определения «форма в музыке». Что называть музыкальной формой - только ли разновидности музыкальной композиции - период, двух - и трехчастную формы, рондо, вариации? Что такое музыкальная драматургия и чем она отличается от музыкальной композиции? Как проявляет себя музыкальная драматургия в миниатюре и крупных музыкальных жанрах - опере, симфонии? Все это составляет тему второй части.

Раздел II.Общая характеристика предмета.

Рабочая программа ориентирована на использование:

- Музыка. 7 кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений / Т.И. Науменко, В.В. Алеев - 8-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2010. - 155, [5] с.: ил.

- Музыка. 7 кл.: Фонохрестоматия / В.В. Алеев - М.: Дрофа, 2009.

Организация всех видов деятельности (слушание музыки, анализ музыкальных фрагментов, выполнение проблемно-творческих заданий, хоровое и сольное пение) предполагает участие всех компонентов учебно-методического комплекта - учебника, дневника музыкальных наблюдений, нотных хрестоматий для учителя, музыкальной фонохрестоматии, каждый из видов деятельности непременно соотносится с содержанием учебника.

Музыкальный материал программы составляют: произведения академических жанров - инструментальные пьесы, романсы, хоровая музыка, фрагменты из опер, балетов, симфоний, концертов, а также многочисленный песенный репертуар, состоящий из народных песен, вокальных обработок классических вокальных и инструментальных произведений, произведений хоровой музыки, популярных детских песен, музыки кино. Богатство идейно-художественного содержания и сложность музыкальной формы музыки, звучащей на уроках в 7 классе, должны непрерывно возрастать. Художественный и жизненный кругозор семиклассников должны расширяться.

Раздел III.Место предмета в базисном учебном плане.

Для обязательного изучения учебного предмета «Музыка» на этапе основного общего образования в 7 классе федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит 35 часов в год -1 час Программа рассчитана на 35 ч. в год (1 час в неделю), в том числе контрольных работ - 4, но так как урок выпадает на 23.02.2015 год( праздничный день),то вместо 35 часов будет проведено 34 часа за счет уплотнения материала.

Раздел IV.Содержание учебного предмета Музыка.

  1. Содержание в музыке (4 часа)

«Магическая единственность» музыкального произведения; Музыку трудно объяснить словами; Что такое музыкальное содержание.

  1. Каким бывает музыкальное содержание(4 часа)

Музыка, которую необходимо объяснить словами; Ноябрьский образ в пьесе П. Чайковского; «Восточная» партитура Н. Римского-Корсакова «Шехеразада»; Когда музыка не нуждается в словах.

  1. Музыкальный образ (3 часа)

Лирические образы в музыке; Драматические образы в музыке; Эпические образы в музыке.

  1. О чем рассказывает музыкальный жанр (4 часа)

«Память жанра»; Такие разные песни, танцы, марши.


  1. Что такое музыкальная форма (3 часа)

«Сюжеты» и герои» музыкальной формы; «Художественная форма - это ставшее зримым содержание»; От целого к деталям.

  1. Музыкальная композиция(7 часов)

Какой бывает музыкальная композиция; Музыкальный шедевр в шестнадцати тактах (период); Два напева в романсе М. Глинке «Венецианская ночь» (двухчастная форма); Трехчастность в «ночной серенаде» Пушкина - Глинки; Многомерность образа в форме рондо; Образ Великой Отечественной войны в «Ленинградской» симфонии Д. Шостаковича (вариации).

7. Музыкальная драматургия (7 часов)

Музыка в развитии; Музыкальный порыв; Движение образов и персонажей в оперной драматургии; Диалог искусств: «Слово о полку Игореве» и «Князь Игорь»; Развитие музыкальных тем в симфонической драматургии.


Раздел V.Тематическое планирование.

Наименование темы

Всего часов

Контрольные работы

1

Содержание в музыке

4


2

Каким бывает музыкальное содержание

4

1

3

Музыкальный образ

3


4

О чем рассказывает музыкальный жанр

4

1

5

Что такое музыкальная форма

3


6

Музыкальная композиция

7

1

7

Музыкальная драматургия

6


8

Заключительный урок

2

1

Всего часов

35

4


VI.Календарно-тематическое планирование.

Тема года: «Содержание и форма в музыке»

п/п

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания

Универсальные учебные

действия

Вид контроля. Измерители.

Элементы дополнительного содержания

Домашнее

задание

Дата

проведения


План

Факт

Содержание в музыке

1

1

«Магическая единственность» музыкального произведения.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Слушание:

Бетховен «Соната №14»

Хоровое пение:

Ю.Шевчук. «Что такое осень».

Личностные УУД

Понимать неповторимость музыкальных произведений.

Развивать вокально-хоровые навыки.

Устный опрос

Соната

(смысл, тема, эмоции)

Сообщ.о Бетховене

01/09/2014

2

2

Музыку трудно объяснить словами.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Слушание:

Бетховен В.Мэй «Соната №14». 1 часть*

Хоровое пение:

Я.Дубравин, стихи М.Пляцковского. Когда играет музыкант.

Регулятивные УУД

Знать что такое музыкальное содержание.

Коммуникативные УУД

Уметь проанализировать музыкальное произведение. Личностные УУД

Развивать вокально-хоровые навыки.

Устный опрос

Интерпретация

Переложение

Ремикс

Аранжировка

Обработка



Выучить песню Маленький принц

08/09/2014

3

3,



4

Что такое музыкальное содержание?

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Урок закрепления знаний.

Слушание:

И.Брамс. Симфония № 3. 3 часть. Фрагмент.

М. Таривердиев, стихи Н. Добронравова. Маленький принц.

Хоровое пение:

Ю Мигуля. Быть человеком.

Л. Бетховен, русский текст Э.Александровой. Дружба.

Регулятивные УУД Знать что такое музыкальное содержание.

Коммуникативные УУД

Уметь проанализировать музыкальное произведение.

Личностные УУД

Развивать вокально-хоровые навыки.

Устный опрос

Образ, воображение, изображение, безобразие.

(определение в лит., ИЗО).


П.т.стр 3-4

15/09

22/09

2014

Каким бывает музыкальное содержание (4 часа)


4

5

Музыка, которую необходимо объяснить словами.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Слушание:

А. Скрябин «Этюд№12».

Рахманинов «Прелюдия».

Хоровое пение:

В. Ребиков, стихи И. Бунина. Осенняя песня.

Уметь приводить примеры образа человека в музыке, литературе, ИЗО.

Регулятивные УУД Знать, что может выразить музыка в природе.

Коммуникативные УУД

Уметь проанализировать музыкальное произведение.

Личностные УУД

Развивать вокально-хоровые навыки.

Устный опрос


Привести примеры настроения, чувств, эмоций, движений, характера,

образ природы.

29/09/2014

5

6

Ноябрьский образ в пьесе П. Чайковского

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Слушание:

П. Чайковский «Ноябрь. На тройке» из ф-го цикла «Времена года».

Хоровое пение:

В. Ребиков, стихи И. Бунина. Осенняя песня.

Уметь приводить примеры образа человека в музыке, литературе, ИЗО.

Регулятивные УУД Знать, что может выразить музыка в природе.

Личностные УУД

Развивать вокально-хоровые навыки.

Устный опрос


П.И.Чайковский «Времена года».

06/10/2014

6

7

«Восточная» партитура Н. Римского - Корсакова «Шехеразада».

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Слушание:

Н. Римского - Корсакова «Шехеразада». 1 часть.

Хоровое пение:

А.Варламов, стихи м. Лермонтова. Горные вершины.

Коммуникативные УУД

Уметь приводить примеры образа человека в музыке, литературе, ИЗО.

Регулятивные УУД Знать, что может выразить музыка в природе.

Личностные УУД

Развивать вокально-хоровые навыки.

Тест №1


А.Варламов, стихи м. Лермонтова. Горные вершины

13/10/2014


7

8

Когда музыка не нуждается в словах.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Слушание:

А.Вивальди. Зима. 1 часть. Из цикла «Четыре концерта для скрипки с оркестром «Времена года».

О. Мессиан. Пробуждение птиц. Фрагмент.

Хоровое пение:

Е.Подгайц. Осенний вокализ.

Личностные УУД

Понимать что музыка - самое древнее из искусств.

Развивать вокально-хоровые навыки.

Устный опрос

Мода

Е.Подгайц. Осенний вокализ

20/10/2014

8

9

Заключительный урок.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Исполнение музыкального репертуара по выбору учащихся.

Регулятивные УУД Знать определение терминов, уметь определять в музыке.

Личностные УУД

Развивать вокально-хоровые навыки.

Устный опрос.

Музыкальная викторина. №1




27/10/2014

Музыкальный образ (3 часа)


9

10

Лирические образы в музыке.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Слушание:

С.Рахманинов. Прелюдия соль-диез минор, со. 32 № 12.

Хоровое пение:

Ю.Милютин, стихи Е.Долматовского. Лирическая песенка.


Личностные УУД

Понимать то, что современные люди нуждаются в музыке прежних эпох.

Регулятивные УУД Знать определение терминов, уметь определять в музыке.

Личностные УУД

Развивать вокально-хоровые навыки.

Устный опрос

Традиция, лирика

П.Т. стр.14

10/11/2014

10

11

Драматические образы в музыке.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Слушание:

Ф.Шуберт, стихи И.В.Гёте. Лесной царь.

Хоровое пение:

Г.Струве, стихи Л.Кондратенко. Матерям погибших героев.

Личностные УУД

Понимать, что мир образов - самых ранних форм поэтического осмысления мира - относится к темам вечным.

Коммуникативные УУД

Уметь видеть произведения искусства в самых простых вещах.

Личностные УУД

Развивать вокально-хоровые навыки.

Устный опрос

Драматические образы

П.Т. стр.15

17/11/2014

11

12

Эпические образы в музыке.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Слушание:

Н.Римский-Корсаков. Окиан-море синее. Вступление к опере «Садко».

Хоровое пение:

Г.Струве, стихи К.Ибряева. Вечное детство.

Личностные УУД

Понимать почему сказка и миф относятся к «вечным» темам искусства. Как сказочно-мифологические темы влияют на характер музыки и др. виды искусства.

Личностные УУД

Развивать вокально-хоровые навыки.

Устный опрос

Сказка, миф

Г.Струве, стихи К.Ибряева. Вечное детство

24/11/2014

О чем рассказывает музыкальный жанр (4 часа)

12

13

«Память жанра».

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Слушание:

Ф.Шопен. Полонез ля-бемоль мажор, соч. 53 № 6.

И. Стравинский. Весенние гадания. Пляски щеголих. Из балета «Весна священная».*

Хоровое пение:

В. Берковский, С. Никитин, стихи А. Величанского. Под музыку Вивальди.

Личностные УУД

Уметь определять замысел произведения через средства музыкальной выразительности.

Личностные УУД

Развивать вокально-хоровые навыки.

Ностальгия

П.т.стр 16

01/12/2014

13

14, 15, 16

Такие разные песни, танцы, марши.

Уроки изучения и первичного закрепления новых знаний.

Слушание:

Во поле береза стояла. Русская народная песня.

П.Чайковский. Симфония № 4. 4 часть. Фрагмент.

П.Чайковский. Марш. Из балета «Щелкунчик».

Ж.Бизе. Марш тореодора. Из оперы «Кармен».

П.Чайковский. Вальс. Из оперы «Евгений Онегин». Фрагмент.

Ф.Шопен. Вальс си минор, соч. 69 № 2.

Хоровое пение:

Ты река ль моя, реченька. Русская народная песня, обработка Л.Лядовой.

В. Мурадели, стихи М.Лисянского. Школьная тропинка.

Коммуникативные УУД

Уметь сравнивать произведения, выделять различия.

Личностные УУД

Понимать, почему на протяжении 20 века композиторы часто обращались к темам, далеким от современности.

Личностные УУД

Развивать вокально-хоровые навыки.




Устный опрос


Сообщение о танцах

08/12/

15/12/

22/12/

2014

Форма в музыке



Что такое музыкальная форма (3 часа)


14

17

«Сюжеты» и «герои» музыкальной формы.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Слушание:

Р.Вагнер. Антракт к 3 действию. Из оперы «Лоэнгрин».

П. Чайковский, стихи А. Толстого. «Благословляю вас, леса…»*

Хоровое пение:

Е.Крылатов, стихи Н.Добронравова. Я верю только мачтам и мечтам.

Коммуникативные УУД

Уметь определять замысел произведения через средства музыкальной выразительности.

Уметь сравнивать произведения, выделять различия.

Личностные УУД

Развивать вокально-хоровые навыки


П.Т. стр.18-19

12/01/2015

15

18

«Художественная форма - это ставшее зримым содержание».

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Слушание:

В.А. Моцарт. Реквием. Лакримоза.

Ф.Шуберт. Серенада.

Хоровое пение:

Песни по выбору

А.Зацепин, стихи Л.Дербенева. Есть только миг.

Коммуникативные УУД

Уметь осмыслить художественную форму произведения, соотносить с жизнью.

Повторить и закрепить темы четверти, авторов и названия музыкальных произведений.

Личностные УУД

Развивать вокально-хоровые навыки.


Сообщение В.А.Моцарт.

19/01/2015


16

19

От целого к деталям.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Урок закрепления знаний.

Слушание:

В.А. Моцарт. Увертюра из оперы «Свадьба Фигаро».

Ф.Шуберт. Шарманщик. Из вокального цикла «Зимний путь».

Хоровое пение:

А.Рыбников,Р.Тагора. Последняя поэма. Из кинофильма «Вам и не снилось».


Личностные УУД

Понимать, что музыка говорит живым языком о малейших изменениях в нашей жизни.

Регулятивные УУД Знать жанры народной музыки.

Уметь различать нюансы эмоционального состояния.

Личностные УУД

Развивать вокально-хоровые навыки.

Устный опрос

нюанс

Песня Последняя поэма. Из кинофильма «Вам и не снилось».


26/01/2015


Музыкальная композиция (7 часов)





17

20

Какой бывает музыкальная композиция.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Слушание:

Л.Бетховен. Симфония №5, 1 часть. Фрагмент.

М.Равель. Игра воды. Фрагмент.

Хоровое пение:

Л.Дубравин, стихи М.Пляцковского. Снежинка.

Личностные УУД

Понимать выражение «музыка - язык человеческих чувств». Как музыка влияет на человека.

Коммуникативные УУД

Уметь сравнивать произведения и находить различия между ними.

Личностные УУД

Развивать вокально-хоровые навыки.

Устный опрос

Бессмертие

Составьте программу концерта из произведений, отражающих различные человеческие чувства

02/02/2015

18

21

Музыкальный шедевр в шестнадцати тактах (период).

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Слушание:

Ф.Шопен. Прелюдия ля мажор, соч. 28 № 7.

П. Чайковский. Болезнь куклы. Из

«Детского альбома»*;

Р. Шуман. Грезы. Из фортепианного цикла «Детские сцены».*

Хоровое пение:

А.Гречанинов, стихи народные. Призыв весны.

Коммуникативные УУД

Уметь сопоставлять два вида искусств.

Личностные УУД

Понимать, что страдания раскрывают подлинное достоинство души.

Развивать вокально-хоровые навыки.

Устный опрос


Сообщение.Ф.Шопен

09/02/2015

19

22

Два напева в романсе

М. Глинки «Венецианская ночь» (двухчастная форма).

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Слушание:

М.Глинка, стихи И.Козлова. Венецианская ночь.

М.Глинка, стихи А.Пушкина. «Я здесь, Инезилья…»

Хоровое пение:

М.Глинка, стихи И.Козлова. Венецианская ночь.

Личностные УУД

Понимать выражение «музыка - язык человеческих чувств». Как музыка влияет на человека.

Коммуникативные УУД

Уметь сравнивать произведения и находить различия между ними.

Личностные УУД

Развивать вокально-хоровые навыки.

Устный опрос

Восторг, радость, наслаждение


16/02/2015

20

23

Трехчастность в «ночной серенаде» Пушкина - Глинки.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Слушание:

П. Чайковский. Сцена письма. Из оперы «Евгений Онегин». Фрагмент;

А.Бородин. Спящая княжна.

Хоровое пение:

А.Бородин. Спящая княжна (участие в вокальном исполнении).

Личностные УУД

Понимать высокое эстетическое значение искусства.

Коммуникативные УУД

Уметь сопоставлять произведения разных видов между собой.

Личностные УУД

Развивать вокально-хоровые навыки.

Устный опрос

Любовь

П.Т. стр.20

02/03/2015

21

24, 25

Многомерность образа в форме рондо.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Слушание:

С.Прокофьев. Джульетта-девочка. Из балета «Ромео и Джульетта».

М. Глинка, стихи А Пушкина. «В крови горит огонь желанья...»*

Хоровое пение:

В. Брежнева. «Любовь спасет мир».

Личностные УУД

Понимать высокое эстетическое значение искусства.

Развивать вокально-хоровые навыки.


Любовь











П.т. стр.21

09/03/2014

16/03/2015








22









26










Образ Великой Отечественной войны в «Ленинградской» симфонии Д.Шостаковича (вариации).










Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.


Слушание:

Д.Шостакович. Симфония № 7. 1 часть. Фрагмент («эпизод нашествия»).

Хоровое пение:

В.Синявский, стихи М.Владимирова. Благодарим, солдаты, вас!

Личностные УУД

Понимать высокое эстетическое значение искусства.

Коммуникативные УУД

Уметь сопоставлять произведения разных видов между собой.

Личностные УУД

Развивать вокально-хоровые навыки.

Устный опрос

Патриотизм

Выучит песню Благодарим, солдаты, вас!


30/03/2015

23

27

Заключительный урок.

Урок закрепления знаний.

Исполнение музыкального репертуара по выбору учащихся.


Музыкальная викторина№2.


П.т. стр.22-23

06/04/2015


Музыкальная драматургия (6 часов)


24

28

Музыка в развитии.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Слушание:

М.Мусоргский. Старый замок. Из фортепианного цикла «Картинки с выставки».

Хоровое пение:

А.Пахмутова, стихи Р.Рождественского. Просьба.

Личностные УУД

Понимать высокое эстетическое значение искусства. Понимать определение: развитие в музыке.

Личностные УУД

Развивать вокально-хоровые навыки.

Устный опрос

Развитие

П.т. стр.24


13/04/2015

25

29

Музыкальный порыв.



Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Слушание:

Р.Шуман. Порыв. Из фортепианного цикла «Фантастические пьесы».

Хоровое пение:

С.Соснин, стихи Я. Серпина. Родина.

Личностные УУД

Понимать высокое эстетическое значение искусства. Понимать определение «развитие в музыке».

Развивать вокально-хоровые навыки.

Устный опрос


П.т.стр.25

20/04/2015

26

30

Движение образов и персонажей в оперной драматургии.









Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Слушание:

М.Глинка. Мазурка. Из оперы «Жизнь за царя». Фрагмент.

М.Глинка. Хор поляков из «Сцены в лесу». Из оперы «Жизнь за царя». Фрагмент.

Хоровое пение:

Б. Алексеенко, стихи Г. Новоселова. Подарок Родины.

Личностные УУД

Понимать высокое эстетическое значение искусства. Понимать определение «оперная драматургия».

Развивать вокально-хоровые навыки.

Устный опрос

Драма

П.т.стр.26-28

27/04/2015

27

31, 32

Диалог искусств: «Слово о полку Игореве» и «Князь Игорь».









Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Слушание:

А.Бородин. Опера «Князь Игорь». Фрагменты.Хор «Слава» из Интродукции, хор бояр «Мужайся, княгиня» из 1 действия, хор «Улетай на крыльях ветра» из 2 действия, ария князя Игоря из 2 действия, ария хана Кончака из 2 действия, «Плач Ярославны» из 4 действия.

Хоровое пение:

Участие в вокальном исполнении эпизодов из оперы «Князь Игорь» (Хор «Слава», хор «Улетай на крыльях ветра», ария князя Игоря.Г.Комраков, стихи В. Рябцева. Вечный огонь.

Личностные УУД

Понимать высокое эстетическое значение искусства. Понимать определение: диалог искусств.

Развивать вокально-хоровые навыки.

Устный опрос


Сообщение о А.П.Бородине

04/05/2015

11/05/2015

28

33

Развитие музыкальных тем в симфонической драматургии.








Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Слушание:

В.А. Моцарт. Симфония № 41 «Юпитер». 4 часть.

Хоровое пение:

В.А. Моцарт, русский текст К.Алемасовой. Светлый день.

Личностные УУД

Понимать высокое эстетическое значение искусства. Понимать определение «симфоническая драматургия».

Развивать вокально-хоровые навыки.

Тест № 2


П.т.стр.30-31


18/05/2015

29

34

Урок концерт




Урок закрепления певческих навыков

Исполнение музыкального репертуара по выбору учащихся.

Музыкальная викторина


П.т. стр. 29

25/05/2014






VI.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.


  1. Воспитание музыкой: Из опыта работы / Сост. Т.Е. Вендрова, И.В. Пигарева. - М.: Просвещение, 1991. - 205 с.

  2. Как рассказывать детям о музыке? - 3 - е изд., испр. - М.: Просвещение, 1989. - 191 с.

  3. Современный урок музыки: методика конструирования, сценарии проведения, тестовый контроль: учебно - методическое пособие /Т.А. Затямина. - 2 -е изд., стереотип. - М.: Глобус, 2008. - 170 с.

  4. Шедевры мировой классической музыки

  5. Детская энциклопедия.

MULTIMEDIA - поддержка предмета

  • Музыка. 7 класс. ООО «Дрофа», 2009. Золотая классика ООО «LuxeSnudio», 2008. Шедевры музыки Кирилл и Мефодий

  • «Соната» ООО «Институт Новых Технологий», Лев Залесский», 2004. Д.Б Кабалевский 7 класс. Фонохрестоматия.

Примерная тематика рефератов творческих работ:

  1. Творческий проект «Не ручей - море имя ему. Творчество И.С. Баха»

  2. История джаза. Современный джаз

  3. Становление жанра рок-опера

  4. Становление жанра мюзикл

  5. Творчество Родиона Щедрина б Творчество Георгия Свиридова Творчество Сергея Прокофьев





Материально-техническое оснащение образовательного процесса по музыке.

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Необход кол-во

Примечания

ОШ


1

2

3

4

I. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)


Стандарт основного общего образования по образовательной области «Искусство»

Д

Стандарт по музыке, примерная программа, авторские рабочие программы входят в состав обязательного программно-методического обеспечения кабинета музыки


Примерная программа основного общего образования по музыке

Д


Авторские программы по музыке

Д


Хрестоматии с нотным материалом

Д

Для каждого года обучения


Сборники песен и хоров

Д

Для хорового пения в классе и школьном хоре (с учетом разных возрастных составов)


Методические пособия (рекомендации к проведению уроков музыки)

Д

Пособия могут входить в УМК по музыке, а также освещать различные разделы и темы курса, в том числе проблемы электронного музыкального творчества


Методические журналы по искусству


Федерального значения (в первую очередь учрежденные Минобразования России)


Учебно-методические комплекты к программе по музыке, выбранной в качестве основной для проведения уроков музыки.

Учебники по музыке









К

При комплектации библиотечного фонда полными комплектами учебников целесообразно включить в состав книгопечатной продукции, имеющейся в кабинете музыки, по несколько экземпляров учебников из других УМК по музыке. Эти учебники могут быть использованы учащимися для выполнения практических работ, а также учителем как часть методического обеспечения кабинета.


Рабочие / творческие тетради /
блокноты

К

В состав библиотечного фонда целесообразно включать рабочие тетради, соответствующие используемым комплектам учебников


Учебное пособие по
электронному музицированию

Ф

В перспективе


Книги о музыке и музыкантах.

Научно-популярная литература по искусству

П

Необходимы для самостоятельной работы учащихся, подготовки сообщений, творческих работ, исследовательской проектной деятельности и должны находиться в фондах школьной библиотеки


Справочные пособия,
энциклопедии

Д (П)

Музыкальная энциклопедия, музыкальный энциклопедический словарь, Энциклопедический словарь юного музыканта, Словарь основных терминов по искусствоведению, эстетике, педагогике и психологии искусства («В мире искусства»)

II. Печатные пособия


Таблицы:

- нотные примеры;

- признаки характера звучания

- средства музыкальной выразительности

Д

Д

Д

Таблицы, схемы могут быть представлены в демонстрационном (настенном) и индивидуально раздаточном вариантах, в полиграфических изданиях и на электронных носителях


Схемы:

- расположение инструментов и оркестровых групп в различных видах оркестров;


Д



Транспарант: нотный и поэтический текст Гимна России

Д



Портреты композиторов

Д

Комплекты. Могут содержаться в настенном варианте, полиграфических изданиях (альбомы по искусству) и на электронных носителях


Атласы музыкальных инструментов

Д



Альбомы с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с тематическими линиями учебной программы

Д


III. Информационно-коммуникационные средства


Мультимедийные обучающие
программы


Д


Мультимедийные обучающие программы и электронные учебники могут быть ориентированы на систему дистанционного обучения, либо носить проблемно-тематический характер и обеспечивать дополнительные условия для изучения отдельных предметных тем и разделов стандарта. В обоих случаях эти пособия должны предоставлять техническую возможность построения системы текущего и итогового контроля уровня подготовки учащихся (в т.ч. в форме тестового контроля).


IV. Технические средства обучения (ТСО)


Мультимедийный компьютер со звуковой картой

К

Тех. требования: графическая операционная система, привод для чтения-записи компакт-дисков, аудио-видео входы/выходы, возможность выхода в Интернет. Оснащен акустическими колонками, микрофоном, наушниками, соединен с клавишным синтезатором. С пакетом прикладных программ (текстовых, графических, нотных и аудио-редакторов и др.).

Индивидуальная работа учащихся возможна в классе информатики.


Мультимедиапроектор

Д

Мультимедиапроектор может входить в материально-техническое обеспечение образовательного учреждения

V. Экранно-звуковые пособия


Аудиозаписи и
фонохрестоматии по музыке

Д

Комплекты компакт-дисков и аудиокассет по темам и разделам курса каждого года обучения включают материал для слушания и исполнения.

Песенный материал может быть представлен в виде инструментального сопровождения, специально аранжированного для учащихся основной школы


Видеофильмы, посвященные творчеству выдающихся отечественных и зарубежных композиторов

Д



Видеофильмы с записью фрагментов из оперных спектаклей

Д



Видеофильмы с записью фрагментов из балетных спектаклей

Д



Видеофильмы с записью выступлений выдающихся отечественных и зарубежных певцов

Д



Видеофильмы с записью известных хоровых коллективов

Д



Видеофильмы с записью известных оркестровых коллективов

Д



Видеофильмы с записью фрагментов из мюзиклов

Д


Учебно-практическое оборудование


Музыкальные инструменты:

Фортепиано (пианино, рояль)




Д


Для учителя


Комплект детских музыкальных инструментов:

- бубен , треугольник румба, маракасы,

- металлофоны народные инструменты: деревянные ложки, трещотки и др.;






П


Набор народных инструментов определяется содержанием регионального компонента и может быть значительно расширен.

Комплектация инструментов производится учителем.


Расходные материалы:

- нотная бумага цветные фломастеры

- цветные мелки



К

Д

Для оформления музыкально-графических схем


Стеллажи для наглядных пособий, нот, учебников и др.




Раздел VII. Результаты освоения предмета музыки и система оценки.

По итогам освоения программы 7 класса обучающиеся должны знать/понимать:

- главные особенности содержания и формы в музыке, осознание их органического взаимодействия;

- понимание концептуально-содержательных особенностей сонатной формы

уметь:

- определять характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежностью к лирике, драме, эпосу и отражение этого умения в размышлениях о музыке;

- находить взаимодействия между жизненными явлениями и их художественным воплощением в образах музыкальных произведений

- находить взаимосвязь между художественными образами музыки, литературы и живописи;

- аргументировано рассуждать о роли музыки в жизни человека;

- осмысливать важнейшие категории в музыкальном искусстве.

использовать приобретённые знания и умения

в практической деятельности и повседневной жизни для:

- размышления о музыке, выражения собственной позиции относительно прослушанной музыки;

- преломления полученных знаний в эмоционально-личностном отношении к образному миру музыки, которое проявляется в размышлениях о музыке, в выполнении проблемно-творческих заданий;

- певческого и инструментального музицирования на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках;

- самостоятельного знакомства с музыкальной культуры и оценки их эстетической значимости;

- определения своего отношения к музыкальным явлениям действительности.



Оценка качества знаний обучающихся по учебному предмету «Музыка»


Критерии оценки знаний и умений обучающихся

Требования к проверке успеваемости:

1) объективность - ставить оценку независимо от симпатий или антипатий учителя;

2) гласность - доведение до учащихся обоснованных критериев оценки;

3) систематичность - проверку знаний проводить не от случая к случаю, а в течение учебного процесса;

4) всесторонность - учитывать объем, глубину, осмысленность, научность, прочность знаний;

5) индивидуализация учета - видеть каждого ученика, его достижения, неудачи, трудности;

6) дифференцированность учета - установление точных уровней знаний учащихся, что фиксируется в разных оценках.

Оценка

Показатели оценки результатов учебной деятельности

«5» (отлично)

Ученик обнаруживает усвоение обязательного уровня и уровня повышенной сложности учебных программ; выделяет главные положения в учебном материале и не затрудняется при ответах на видоизмененные вопросы; свободно применяет полученные знания на практике; не допускает ошибок в воспроизведении изученного материала, а также в письменных и практических работах, которые выполняет уверенно и аккуратно.

Обучающийся воспринимает музыкальный образ в единстве переживания и понимания, наблюдает за развитием музыки, выявляет и объясняет изменения темпа, динамики, тембра, регистра, лада, контрастов и повторов, определяет формы музыкального произведения.

Осуществление вокально-хоровой деятельности и инструментального музицирования на основе нотной записи. Осознанное отношение к партитурным указаниям. Воспроизведение в полном объёме музыкального материала, предусмотренного учебной программой

Целостное восприятие музыкального образа. Высказывание оценочных суждений по поводу прослушанного произведения.

Интерпретация музыкального образа в процессе вокально-хоровой деятельности и инструментального музицирования, отбор необходимых исполнительских средств, создание исполнительского плана

Высказывание оценочного суждения по поводу прослушанного произведения или воплощение результата восприятия в виде соответствующего настроению музыки цветового пятна, графической линии, жеста и др.

«4» (хорошо)

Ученик обнаруживает усвоение обязательного и частично повышенного уровня сложности учебных программ, отвечает без особых затруднений на вопросы учителя; умеет применять полученные знания на практике; в устных ответах не допускает серьезных ошибок, легко устраняет отдельные неточности с помощью дополнительных вопросов учителя, в письменных и практических работах делает незначительные ошибки.

Восприятие музыкального образа в единстве переживания и понимания. Определение использованных композитором средств музыкальной выразительности, объяснение целесообразности их использования.

«3» (удовлетворительно)

Ученик обнаруживает усвоение обязательного уровня учебных программ, но испытывает затруднения при его самостоятельном воспроизведении и требует дополнительных уточняющих вопросов учителя; предпочитает отвечать на вопросы воспроизводящего характера и испытывает затруднение при ответах на видоизмененные вопросы; допускает ошибки в письменных и практических работах.

Демонстрирует распознавание и различение музыкальных жанров, средств музыкальной выразительности, элементов строения музыкальной речи, музыкальных форм, предусмотренных учебной программой.

Распознавание основных дирижёрских жестов, способов звукоизвлечения, исполнительских приёмов, предусмотренных учебной программой

Восприятие музыкального образа на уровне переживания, определение настроения, выраженного в музыке.

«2» (неудовлетворительно)

У обучающегося имеются отдельные представления об изученном материале, но все же большая часть обязательного уровня учебных программ не усвоена, в письменных и практических работах ученик допускает грубые ошибки.

При оценке результатов деятельности учащихся учитывается характер допущенных ошибок: существенных, несущественных.

К категории существенных ошибок относятся ошибки, свидетельствующие о том, что учащийся не усвоил основ нотной грамоты, не имеет представления об элементах музыкальной речи, основных музыкальных формах, не знает средств музыкальной выразительности, не умеет использовать их в собственной исполнительской и творческой деятельности.

К категории несущественных ошибок относятся незначительные отклонения от указанных в нотном тексте темпа и динамики, погрешности звукоизвлечения, звуковедения, дикции, артикуляции.

Критерии певческого развития

Параметры

Критерии певческого развития

Неудовлетворительный результат

Удовлетворительный результат

Хороший результат

Музыкальный слух и диапазон в положительной динамике

Нечистое, фальшивое интонирование по всему диапазону в пределах терции, кварты

Относительно чистое интонирование в пределах сексты.

Чистое интонирование шире октавы

Способ

звукообразования

Твердая атака

Придыхательная атака

Мягкая атака

Дикция

Нечеткая. Согласные
смягченные. Искажение
гласных. Пропуск
- согласных.

Согласные твердые, активные.

Гласные округленные, не расплывчатые.

Дыхание

Судорожное, поверхностное.

Вдох
перегруженный, выдох ускоренный, оптимальный.

Выдох сохраняет
вдыхательную
установку

Музыкальная эмоциональность

Вялое безразличное пение. При слушании ребенок рассеян, невнимателен. Не проявляет интереса к музыке.

Поет довольно выразительно, с подъемом. К слушанию музыки проявляет не всегда устойчивый интерес.

При исполнении песен активен. Любит, понимает музыку. Внимателен и активен при обсуждении музыкальных произведений.


Контроль осуществляется в следующих видах:

входной, текущий, тематический, итоговый, тестирование

Форма контроля:

  • самостоятельная работа; устный опрос; практическая работа, взаимоопрос; тест музыкальные викторины по итогам полугодия


Контрольно-измерительный материал .

Музыкальная викторина №1.

1.Бетховен «Соната №14»

2.П. Чайковский фортепианный цикл цикл «Времена года».

3. Н. А.Римскогий - Корсаков симфоническая сюита «Шехеразада».

4.А.Вивальди. Зима. 1 часть. Из цикла «Четыре концерта для скрипки с оркестром «Времена года».

Музыкальная викторина №2

1.Ф.Шуберт, стихи И.В.Гёте. Лесной царь.

2.Н.А Римский-Корсаков. Океан-море синее. Вступление к опере «Садко».

3.Ф.Шопен. Полонез ля-бемоль мажор

4.П.Чайковский. Марш. Из балета «Щелкунчик».

5.Ж.Бизе. Марш тореодора. Из оперы «Кармен».

6.П.Чайковский. Вальс. Из оперы «Евгений Онегин»

7.В.А. Моцарт. Реквием. Лакримоза.

8.Ф.Шуберт. Серенада.


Музыкальная викторина №3

1.С.Прокофьев. Джульетта-девочка. Из балета «Ромео и Джульетта».

2.М. Глинка, стихи А Пушкина. «В крови горит огонь желанья...»*

3.Д.Шостакович. Симфония № 7. 1 часть. Фрагмент («эпизод нашествия»).

4.А.Бородин. Опера «Князь Игорь». Фрагменты. Хор «Слава», хор бояр «Мужайся, княгиня» из 1 действия, хор «Улетай на крыльях ветра» из 2 действия, ария князя Игоря из 2 действия, ария хана Кончака из 2 действия, «Плач Ярославны» из 4 действия.


Тест №1

  1. Л.Ван Бетховен сочинил музыку к драме Гете «Эгмонт». Кто же такой был Эгмонт? А. Пират. Б. Предводитель испанского народа. В. Фельдмаршал русской армии.

  2. Кто сочинил во время Великой Отечественной войны Седьмую симфонию? А. Д.Д.Шостакович. Б. А.И.Хачатурян. В. П.И.Чайковский.

  3. У кого из немецких композиторов самым любимым музыкальным инструментом был орган? А. И.С.Бах. Б. Л.В.Бетховен. В. В.А.Моцарт.

  4. Из какой песни эти слова: «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались»? А. Наша школа. Б. Казаки в Берлине. В. Изгиб гитары.

  5. Кто является автором оперы «Руслан и Людмила»? А. П.И.Чайковский. Б. М.П.Мусоргский. В. М.И.Глинка.

  6. Какой старинный танец называют «танцем королей»? А. Полонез. Б. Менуэт. В. Вальс.

  7. Что такое «кода»? А. Начало произведения. Б. Повторение. В. Заключение.

  8. По многочисленным версиям считается, что Моцарт умер от…? А. От голода. Б. Его убили. В. Его отравили.

  9. Какой композитор сочинил «Болеро»? А. М.Огинский. Б. М.Равель. В. Ф.Лист.

  10. Какой из перечисленных музыкальных инструментов является духовым? А. Фортепиано. Б. Скрипка. В. Флейта.

  11. Кто из композиторов по причине своей болезни потерял слух к 30 годам? А. Л.В.Бетховен. Б. А.Скрябин. В. Ф.Шуберт.

  12. У какого композитора последний предсмертным сочинением был «Реквием»? А. И.С.Бах. Б. В.А.Моцарт. В. Д.Б.Кабалевский.

  13. Композитором какой страны является М.Огинский? А. Чехия Б. Польша. В. Россия.

  14. Что такое полифония? А. Одноголосие. Б. Двухголосие. В. Многоголосие.

  15. В какой опере звучит ария Кутузова А. «Война и мир» С.С.Прокофьева. Б. «Пиковая дама» П.И.Чайковского. В. «Иван Сусанин» М.И.Глинки.

Тест № 2

1 вариант.

  1. а)Петр …б)Римский……в)Михаил Иванович……..

2.Что делают люди, которые участвуют в создании оперы

Композитор Либреттист Дирижер Режиссер-постановщик Художник-декоратор Художник осветитель Исполнители Бутафор

3. Прародитель многих клавишных инструментов: а.труба б.орган в.пианино г.клавесин

4. Шестиструнная,семиструнная... а. скрипка б.балалайка в.арфа г.гитара

5. Назвать инструменты симфонического оркестра.

6. К какой группе инструментов относятся барабан, ложки?

7. Как это называется? -Барочная опера -Классическая опера -Романтическая опера -Реалистическая опера

8. Назвать оперы великих композиторов:А.Моцарт , Б.Верди , В.Вагнер , Г.Глинка Д.Мусоргский Е.Чайковский Ж.Римский-Корсаков З.Прокофьев

Тест №2

2 вариант.

1.Кто из композиторов написал балеты, названия которых созвучны сказкам?

2. Назвать великих композиторов, написавших эти оперы А. «Дон Жуан», «Волшебная флейта», «Свадьба Фигаро». , Б.«Аида», «Риголетто», «Травиата» В.«Кольцо Нибелунга», «Лоэнгрин» Г. «Иван Сусанин», «Руслан и Людмила» Д.«Борис Годунов», «Хованщина» Е.«Евгений Онегин», «Пиковая дама» Ж. «Снегурочка», «Садко», «Золотой петушок» З.«Война и мир»

3. Традиционно-русский народный инструмент, который относится к струнно-щипковым инструментам: а. валторна б. балалайка в.горн г.скрипка

4. К какой группе муз.инструментов относятся аккордеон, концертино, гармоника, баян?

5. .От каких слов произошло название инструмента балалайка?

6. Отличительные черты скрипки и виолончели.

7. Объяснить слова УВЕРТЮРА ЭКСПОЗИЦИЯ РАЗРАБОТКА КУЛЬМИНАЦИЯ ФИНАЛ.

8.Люди, которые участвуют в создании оперы :А.пишет музыку…. Б.сочиняет либретто, литературный текст…. В.управляет оперным оркестром….Г.ставит действия в опере, помогает артистам понять образ героя….. Д.разрабатывает костюмы и сценические декорации для оперы….

Е.разрабатывает свет на сцене… Ж.солисты, певцы, хор, оркестр, балетная группа… З.изготавливает предметы для сцены…..

График контрольных работ.


№ урока

Наименование работы

Дата проведения

7

Тест №1

13.10.2014

9

Музыкальная викторина №1

27.10.2014

27

Музыкальная викторина №2

06.04.2015

33

Тест №2

18.05.2015


© 2010-2022