Урок на тему: Приют спокойствия, трудов и вдохновенья

Раздел Музыка
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…»

Тип урока: вводный.

Жанр урока: урок-проект

Форма урока: урок-диалог.

Цель урока: Дать учащимся первоначальное и общее представление о возможных взаимосвязях музыки, живописи и литературы, в передачи образа осени через произведения урока: стихи А.С.Пушкина, «Осень», «Пастораль» Г.В.Свиридова, «Осенняя песнь» П.И.Чайковского, «Осенние дожди» В.Попкова и вызвать интерес к этой области.

Задачи:

  • Воспитательная: Представить искусство музыки, живописи и слова - как выражение мысли и чувства человека, средство общения людей.

  • Образовательная: Знакомство с новыми значениями: пастораль, лирика в поэзии и в музыке, сведения об А.С. Пушкине в селе Михайловском, знакомство с репродукцией картины Попкова В. «Осенние дожди» (Пушкин). Создание условий применения усвоенных знаний на практике.

  • Развивающая: Развитие художественного воображения, умение содержательно и лаконично излагать свои мысли об искусстве.

  • 1, 2, 3 группы детей готовят материал о жизни П .И. Чайковского Г .Свиридова, А .С .Пушкина в виде газет.

  • 4 группа детей подбирает стихи А .С .Пушкина об осени.

  • 5 группа детей подбирает картины художников, изобразивших осень.

  • 6 группа делает оформление в кабинете осенними листьями и осенними букетами и изображает на бумаге свои впечатления от музыки П. И. Чайковского.

Вход: «Осень» Г.В. Свиридова

  • Приветствие: «Доброе утро» - исполнение с детьми, приветствие гостей

  • С каким настроением встретила вас музыка? (грустным, печальным)

  • Как вы поняли это? (музыка медленная, тихая, песенная)

  • Какой инструмент пел эту мелодию? (скрипка - сродни человеческому голосу)

Встретила нас «Осень» Г.В. Свиридова.

Группа, которая была исследователями жизни Г.В. Свиридова.

  • А какими же средствами музыкальной выразительности, показал нам композитор осень?

  • Какое время года у нас за окном? (Осень)

  • Созвучна ли настроение музыки Г. Свиридова с настроением осени за окном? (Почему?)

  • Что вы узнали о жизни этого композитора? Пожалуйста , 2 группа, вам слово.

Дети рассказывают о жизни творчеств композитора.

« Осень: Что в ней хорошего?- спрашивают обычно. Она кажется многим унылой хмурой, холодной. Прогулки наши становятся все короче, а надоедливый дождь рано загоняет домой. - Скучное время, правда?»

Звучит фрагмент песни «Чудна пора»

  • О такой осени рассказывается в песне?

  • А о какой?

  • В каком характер будем исполнять?

  • Какие чувства будем предовать?

Исполнение песни «Чудная пора, осень»

Вывод: Прозвучало два произведения: «Осень» Г. Свиридова и песня «Чудная пора, осень».

  • Какую осень вы бы хотели видеть за окном ?

  • В каких видах искусства мы встречаемся с этим временем года?(ответы детей)

Действительно, осень, как время года, осенние пейзажи русской природы привлекали многих композиторов, поэтов и художников, они посвящали ей свои шедевры. Попробуем увидеть краски осени, прочувствовать настроение, выразительность её, попытаемся понять, почему осень вдохновляла мастеров., в гости к удивительному человеку узнайте его.

3группа показывает портрет А. С. Пушкина.

  • Узнали? Кем он был?

  • Расскажите нам о жизни и творчестве этого поэта.

3группа, используя газету., кратко рассказывает о жизни и творчестве поэта.

Дети свой рассказ заканчивают строчками из стихотворения А. С .Пушкина :

Приветствую тебя, пустынный уголок,

Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…

Учитель: Тема нашего урока так и звучит:

Приветствую тебя, пустынный уголок,

Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…

Запишите тему урока в тетрадь.

Мы с вами в Михайловском. Неброская, неяркая псковская природа, когда-то очаровала А.С. Пушкина, а он очаровал нас стихами,

Учитель:

  • А какое время года больше всех любил А.С.Пушкин?

Дети: Больше всех времен года поэт любил осень.

  • Послушайте, какими словами А.С. Пушкин изобразил осень?

4 группа читает стихи А. С .Пушкина об осени.

"Уж небо осенью дышало
Уж реже солнышко блистало
Короче становился день.
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван тянулся к югу:
Приближалась довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора:"

Учитель:

  • А какое душевное состояние выражают его слова?

- Чувство печали, спокойствия и неизбежности.

  • Знаком вам образ такой осени?

Учитель:ясно, доступно, просто - но как гениально! - это А.С.Пушкин!!!

  • А еще, знаете стихи А. С .Пушкина ?( вопрос к 4 группе)

"Унылая пора! очей очарованье

Приятна мне твоя прощальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса,
В их сенях ветра шум, и свежее дыханье
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы".



  • Послушайте, как меняется настроение?

  • В начале какая по характеру была осень?

  • А в конце?

Учитель: Каждая строка у А. С. Пушкина звучит какой-то своей удивительной прекрасной мелодией.

«Слова, уложенные в форму стиха, - писал П.И.Чайковский - уже перестают быть просто словами: они омузыкалились».

  • Созвучна ли «Осенняя песня» П.И.Чайковского со стихами Пушкина?( дети свои мысли записывают в тетрадь)

6 группа рисует музыку Чайковского.

«Осенняя песнь» П.Чайковского - слушание

  • Почему Чайковский назвал ее «Осенней песней»?

  • Какими чувствами наполнена музыка? (передает ли эта музыкальная зарисовка природы определенное состояние души человека - любующегося красотой осени - золотой, яркой, солнечной или переживающего состояние грусти, уныния, тоски при виде туч, дождя, серых красок?)

Учитель: Стонущие, поникшие, плачущие интонации которыми композитор выражает душевное состояние человека его прощание с теплом и светом.

Дети:

Песенное начало, неторопливый темп, неповторимая красочность выражает задумчивость, щемящую грусть, а может и одиночество, увяданием жизни.

  • Что вы узнали интересного из жизни П .И .Чайковского? Какое время года он любил больше всех?



  • Созвучны ли звуки музыки вашим чувствам? (я видела по вашим глазам, как вы переживали вместе с Чайковским такое состояние называется

ЛИРИКА (собственное переживание) в музыке, в поэзии, в живописи. Запишите в тетрадь).

Выставка картин детей осеннего пейзажа , показанного в «Осенней песнею .Октябрь».

"Рекреационное занятие (ФИЗМИНУТКА)

- Задумчив и тих осенний лес.

- Представьте, что вы осенние листья(встаньте).

- Тянитесь к солнцу, теплу, (подтянулись)

- Ветер качает вас (наклоны в стороны).

- Подул холодный ветер, листья плавно летят вниз (садитесь на место)

Усадьба Михайловское.

Когда у А.С.Пушкина спросили, каков его кабинет, он ответил: «Деревня - вот мой кабинет!»,- подразумевая под словом деревня и свой деревянный дом.

Мы вместе с А. С. Пушкиным выйдем из кабинета и остановимся на крыльце дома.

В. Попков "Осенние дожди" (А.С. Пушкин).

  • Что мы видим? Фон, линии, горизонт, главное действующие лицо ?

  • В чем красота пейзажа?

  • Глядя на картину, вы слышите какую музыку? (лад, мелодия, темп, тембр, динамика. форма произведения?)

Г.В. Свиридов «Пастораль»

  • Такой деревенский пейзаж и музыка называется - пастораль.

  • Какой музыкальный инструмент подчеркивает деревенскую тему этого пейзажа.

  • В каком жанре русской народной песни написано это произведение (лирическая)

  • И так, заканчивается наше путешествие, мы сегодня были в гостях у?

А.С. Пушкина

  • В его любимой деревне?

Михайловское

  • Его любимое время года?

Осень

  • Учитель: Осень - гостья нашего урока, ей были посвящены художественные произведения? Какие? (перечислить)

  • Что общего между этими произведениями?

Дети: выражают чувства печали , безысходности, томления, любовь, восхищение!)

  • Чем произведения непохожи друг на друга?

Дети :разными выразительными средствами).

Учитель: Мы познакомились с новым словом - пастораль, и лирика?

  • Что обозначают эти слова?

  • Вам понравились прозвучавшие произведения?

  • Как же сильно и нежно можно любить свою Родину, чтобы создать такие Шедевры!

Исполнение песни «Россия- Родина моя».

Литература.

  1. В разработке использованы фрагменты интегрированного урока "Осень в искусстве" автора Нурмухамедовой Г.Т. ("Осень, что в ней хорошего" физминутка)

  2. Использована идея урока из программы по музыке под редакцией Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой.

  3. Интернет ресурсы для сообщений детей.

  4. Сборник стихов А .С. Пушкина



© 2010-2022