Дидактические игры на уроках музыки

Предлагаю 2 дидактические игры как форму организации на уроке и форму итогового урока по вокально-хоровой работе. Это из личной копилки, проверенное, "работающее",помогает успокоить классы, пришедшие на урок музыки либо после физкультуры, либо после слишком активной перемены, либо уставшие после контрольных работ или диктантов. Учитель-музыкант всегда чувствует тонус класса, а поскольку традиционные призывы к порядку не всегда успешны, то творческий подход именно с самого начала организации уро...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Дидактические игры

(Организационная)

  • Соревнование на лучшую команду

(Начальные классы)

Игра как игровая ситуация, способствующая организации класса в процессе любого вида деятельности. В зависимости от возраста учащихся команды называются по-разному. В атмосфере этой игры может быть проведен и весь урок, не только какой-то его раздел, - дело в творчестве учителя. Это погружает учеников в атмосферу соревновательности, мотивирует их к успешной работе, как индивидуально, так и в коллективных формах. Хорошо способствует дисциплине урока.

Смысл игры - в «превращении» класса в группу мультяшных зверей. Каждый ряд имеет своё количество учеников. Если количество детей каждого ряда разное, то ряды называются: Динозаврик (самый большой по количеству детей); Черепашка и Комарик (соответственно средний и маленький по составу).

Детям постарше можно создать команды «транспортные», особенно, если количественно ряды в классе одинаковы, то детям нравится моё сравнение их с троллейбусами (автобусами). Номера троллейбусов - (автобусов) должны быть выбраны из реальных маршрутов городского транспорта, хорошо знакомых детям.

Для поддержания дисциплины я употребляю эту ситуацию, когда необходимо, и особенно шумных учеников называю либо пассажирами, едущими с рынка, либо непослушной лапой, хвостом, крылышком у младших школьников. Действие игры - безотказное, т. к. работает не нравоучение учителя, а ситуация, в которой виновник оказывается под смехом других детей. В случае же, когда требуется «расшевелить» учеников, эта ситуация «работает» как стимулятор, учитель обращается к другим пассажирам с просьбой «разбудить соседа, чтоб не проспал остановку», либо «подталкивает черепаху» и т.д. При подведении итогов урока (либо этапа) - учитель хвалит динозавра за умный хвост, левую переднюю лапу, черепахе желает разбудить свой правый глаз, или сожалеет, что комарик чуть - чуть не долетел до цветка, но уже коснулся его хоботком и т.д. Троллейбусы же благополучно довозят всех пассажиров, а некоторые слегка буксуют, поэтому им надо проверить механику, либо высаживать самых шумных. Таким образом, избегается менторская атмосфера, а дети стараются не подвести ряд, особенно, если предстоят оценки за командную работу: хорошо спеть, правильно ответить, определить звучащий инструмент, фрагмент музыки и т.д. а получают хороший заряд юмора на следующие уроки. Как правило, замечания их не обижают, но запоминаются.


Песенный фестиваль.

(Вокально - хоровая работа, урок-обобщения, итоговый урок)

В качестве сцены - место у доски.

В качестве заданий могут быть самые различные виды: распевочный материал, интонационные упражнения, песни.

Требование: чистота интонирования, знание текста и т.д.

Конкурс проводится в 3 тура. Каждая команда (ряд) выставляет своих исполнителей.

Остальные, как помощники учителя, выступают в роли экспертов, что тоже оценивается, или штрафуется.

1 тур - поют все желающие от команд (может и вся команда). Эксперты с учителем оценивают исполнение, присуждают баллы (или не присуждают) и выбирают участников 2 тура.

2 тур - коллективное исполнение победителей 1 тура. Эксперты вновь оценивают. Если есть самые лучшие исполнители, устраивается

3 тур - исполнение сольное.

Если не получаются солисты, фестиваль заканчивается 2-м туром.

Обязательно баллами поощряются самые внимательные и объективные эксперты. Дети, не поющие по уважительной причине (болезнь горла, проблемы с голосом и т.д.), активные слушатели и эксперты тогда их работа тоже оценивается и в этом случае важно оценить их аналитические высказывания. В результате в процессе «фестиваля» задействованы и оценены все. По моему опыту, в процессе такого урока постепенно начинали петь все, даже самые стеснительные и неуверенные в себе ученики. И наоборот: трансформация класса в концертную площадку вызывает волнение и у признанных «звёзд». Они начинают волноваться, путаться в тесте. Так происходит лечение «звёздных» болезней у одних и воспитание уважения к сценическому труду.

Как общая награда - исполнение любимых песен.


© 2010-2022