- Преподавателю
- Музыка
- Дидактические игры на уроках музыки
Дидактические игры на уроках музыки
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Бекирова Л.М. |
Дата | 22.07.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Дидактические игры
(Организационная)
-
Соревнование на лучшую команду
(Начальные классы)
Игра как игровая ситуация, способствующая организации класса в процессе любого вида деятельности. В зависимости от возраста учащихся команды называются по-разному. В атмосфере этой игры может быть проведен и весь урок, не только какой-то его раздел, - дело в творчестве учителя. Это погружает учеников в атмосферу соревновательности, мотивирует их к успешной работе, как индивидуально, так и в коллективных формах. Хорошо способствует дисциплине урока.
Смысл игры - в «превращении» класса в группу мультяшных зверей. Каждый ряд имеет своё количество учеников. Если количество детей каждого ряда разное, то ряды называются: Динозаврик (самый большой по количеству детей); Черепашка и Комарик (соответственно средний и маленький по составу).
Детям постарше можно создать команды «транспортные», особенно, если количественно ряды в классе одинаковы, то детям нравится моё сравнение их с троллейбусами (автобусами). Номера троллейбусов - (автобусов) должны быть выбраны из реальных маршрутов городского транспорта, хорошо знакомых детям.
Для поддержания дисциплины я употребляю эту ситуацию, когда необходимо, и особенно шумных учеников называю либо пассажирами, едущими с рынка, либо непослушной лапой, хвостом, крылышком у младших школьников. Действие игры - безотказное, т. к. работает не нравоучение учителя, а ситуация, в которой виновник оказывается под смехом других детей. В случае же, когда требуется «расшевелить» учеников, эта ситуация «работает» как стимулятор, учитель обращается к другим пассажирам с просьбой «разбудить соседа, чтоб не проспал остановку», либо «подталкивает черепаху» и т.д. При подведении итогов урока (либо этапа) - учитель хвалит динозавра за умный хвост, левую переднюю лапу, черепахе желает разбудить свой правый глаз, или сожалеет, что комарик чуть - чуть не долетел до цветка, но уже коснулся его хоботком и т.д. Троллейбусы же благополучно довозят всех пассажиров, а некоторые слегка буксуют, поэтому им надо проверить механику, либо высаживать самых шумных. Таким образом, избегается менторская атмосфера, а дети стараются не подвести ряд, особенно, если предстоят оценки за командную работу: хорошо спеть, правильно ответить, определить звучащий инструмент, фрагмент музыки и т.д. а получают хороший заряд юмора на следующие уроки. Как правило, замечания их не обижают, но запоминаются.
Песенный фестиваль.
(Вокально - хоровая работа, урок-обобщения, итоговый урок)
В качестве сцены - место у доски.
В качестве заданий могут быть самые различные виды: распевочный материал, интонационные упражнения, песни.
Требование: чистота интонирования, знание текста и т.д.
Конкурс проводится в 3 тура. Каждая команда (ряд) выставляет своих исполнителей.
Остальные, как помощники учителя, выступают в роли экспертов, что тоже оценивается, или штрафуется.
1 тур - поют все желающие от команд (может и вся команда). Эксперты с учителем оценивают исполнение, присуждают баллы (или не присуждают) и выбирают участников 2 тура.
2 тур - коллективное исполнение победителей 1 тура. Эксперты вновь оценивают. Если есть самые лучшие исполнители, устраивается
3 тур - исполнение сольное.
Если не получаются солисты, фестиваль заканчивается 2-м туром.
Обязательно баллами поощряются самые внимательные и объективные эксперты. Дети, не поющие по уважительной причине (болезнь горла, проблемы с голосом и т.д.), активные слушатели и эксперты тогда их работа тоже оценивается и в этом случае важно оценить их аналитические высказывания. В результате в процессе «фестиваля» задействованы и оценены все. По моему опыту, в процессе такого урока постепенно начинали петь все, даже самые стеснительные и неуверенные в себе ученики. И наоборот: трансформация класса в концертную площадку вызывает волнение и у признанных «звёзд». Они начинают волноваться, путаться в тесте. Так происходит лечение «звёздных» болезней у одних и воспитание уважения к сценическому труду.
Как общая награда - исполнение любимых песен.