ИННОВАЦИОННАЯ КАРТА АРТЕМОВОЙ Н. И

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Основными субъектами-учителя школ.

Целевая аудитория МАОУ «СОШ №9»


Карта инновационного педагогического опыта

учителя музыки

Муниципального автономного общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа № 9»

города Мегиона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

Артемовой Надежды Игнатьевны

1. Формальные параметры

Наименование педагогического опыта

ФОРМИРОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ОПЫТА ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МУЗЫКИ С ОПОРОЙ НА ТРАДИЦИИ НАРОДНОЙ МУЗЫКИ И ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА НА МУЗЫКАЛЬНОМ ИНСТРУМЕНТЕ -_СВИРЕЛЬ

Автор-разработчик педагогического опыта

Артемова Надежда Игнатьевна

Тип и вид представляемого образовательного учреждения

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 9»

Период формирования и функционирования педагогического опыта

2009 - 2014 годы

2009-2010-диагностико-прогностический этап;

2010-2011-организационный этап;

2011-2012-практический этап;

2012-2013-обобщающий этап

Адрес педагогического опыта

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 9»

Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Мегион, ул. Свободы 6/1



  1. Содержательные параметры

    1. Актуальность педагогического опыта

Музыка не только доставляет нам удовольствие. Она многому учит. Она, как книга, делает нас лучше, умнее, добрее".

Д. Б. Кабалевский

.

Актуальность внедрения инструментальной деятельности младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе не вызывает сомнений. Это одна из самых важных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к преподаванию музыки в современной школе. «Федеральная программа развития образования на 2000 и 2011 г.г.» в качестве ведущих задач выделяют задачи развития инструментальной деятельности, оптимизации учебного процесса, разработки технологий обучения детей игре на инструментах, формирование ценностей игры на инструментах и инструментальной деятельности на уроках музыки в общеобразовательной школе».

Практика игры школьников на простейшем музыкальном инструменте свирель признана плодотворной, свирель возрождается. Инструментальная деятельность находит определённое отражение как в программе по музыке Д.Б. Кабалевского, так и в типовой программе по музыке Ю.Б. Алиева, а также Г.П .Сергеевой, Т.С. Шмагиной и Е.Д. Критской.

При обучении игре на свирели решается задача по развитию музыкальной памяти, что в свою очередь приводит к качественному скачку в таком виде деятельности на уроке, как слушание музыки. А методы, которыми пользуется учитель на уроке музыки, обучая детей игре на свирели, особенно в области развития исполнительского дыхания, тесно переплетаются с современными технологиями обучения и в других областях. В процессе занятий у учеников повышается интерес к музыке в целом, активно развиваются их музыкальные способности, наблюдается стремление к духовному росту.

Востребованность инновационного опыта в реальной педагогической практике высокая, так как с внедрением данного опыта в школах города, стали проводиться фестивали-конкурсы. В этом году должен состояться пятый городской фестиваль-конкурс «Играй, свирель». Результатом наших занятий стало очень важное для нас событие. В апреле 2013 г. ансамбль Мегионские свирельки» МАОУ «СОШ №9» и ансамбль «Трели свирели» школы-гимназии №5 заняли первое место на Всероссийском фестивале-конкурсе «Свирель поёт» в г. Москве. В 2012 г. ансамбль «Мелодия» школы-коррекции №8 занял первое место в окружном конкурсе арт-проекта. Данные показатели показывают высокий уровень обучения игре на свирели педагогов школ города и доказывают положительное влияние обучения игре на свирели в практике, что подтверждает актуальность внедрения педагогического опыта.

Содержательная форма представления педагогического опыта

Педагогический опыт формировался при поддержке и кураторстве научных сотрудников НГГУ.

Педагогический опыт представлен:

  1. Программой по обучению на свирели;

  2. Методическими разработками «Мегионские свирельки» и «Играй вместе с мегионскими свирельками»,

  3. Инновационный проект «Формирование первоначального музыкального опыта восприятия серьёзной музыки у младших школьников через организацию инструментальной деятельности обучающихся на уроках музыки с опорой на традиции народной музыки и исполнительства на музыкальном инструменте-свирель». Вид проекта исследовательско-творческий. Данные материалы являются результатом исследовательской научной работы «Обучение игре на свирели как форма активизации инструментальной деятельности младших школьников в общеобразовательной школе». Программа и методические разработки, по которым проводится работа, рецензирована старшим преподавателем, кандидатом педагогических наук НГГУ И. Н. Хазеевой, проект рецензирован доцентом кафедры общей социальной педагогики кандидатом пед. наук И.А. Кискаевым.

В основе программы, методических разработок и проекта лежат традиционные формы и методы обучения игре на музыкальном инструмента-свирель.

Методическое пособие «Мегионские свирельки» (выпуск №1) состоит из двух разделов: «Донотный период» и «Нотный период. В основе программы, методических разработок и проекта лежат традиционные формы и методы обучения игре на музыкальном инструменте-свирель. Предложенная форма инновационного педагогического опыта соответствует общепедагогическим требованиям в том, что обучение игре на свирели открывает самые благоприятные возможности для всестороннего и широкого развития обучающегося в процессе знакомства с инструментом. То есть, обучение игре на свирели -это постоянная и активная смена новых музыкальных восприятий, впечатлений, «открытий», интенсивный приток богатой и разнохарактерной информации, что соответствует требованиям инновационного педагогического опыта.

2.3.Инновационная направленность педагогического опыта

Инновационная направленность данного педагогического опыта в теоретическом плане представлена в виде новизны:

-игра на простейших детских музыкальных инструментах, в частности на свирели, еще не имеет широкого распространения в школах, прежде всего из-за недостаточной разработки методического материала, что обусловило новизну и определило направление данной работы.

- внедрения обучение игре на свирели в учебный процесс урока музыки. То есть, на уроке кроме теоретической (которая длится 20 мин.) и вокально-хоровой (10 мин) деятельности, в инструментальную деятельность введена работа по обучению игре на свирели ( 10 минут).

- впервые в уроки музыки введён мелодический инструмент. До этого времени уделялось внимание шумовым и ударным инструментам, которые развивали только ритмическую сторону. Свирель развивает как чувство ритма, так и чувство звуковысотности.

-системность проекта основана на взаимосвязи обучения детей игре на музыкальном инструменте с чтением нотного листа, который изложен в цифровой системе.

-игру на инструментах мы рассматриваем как творческий акт, как процесс, способствующий одновременному усвоению навыков игры и формированию различных музыкальных способностей через творческие проявления учащихся.

Инновационность педагогического опыта заключается ещё и в необходимости развития и совершенствования эстетического воспитания и вовлечение детей в музыкально-творческую среду на примере простого инструмента свирель, где они получают интеллектуальное развитие и психологическую саморегуляцию.

В прикладном плане педагогический опыт существенно обогащает духовную культуру детей. Ребята сами играют музыку, основываются на свои знания и свои запросы, происходит выбор, который дает детям возможность шире взглянуть на мир услышать красоту звуков и музыкальных инструментов, расширить их кругозор. Для обучающихся этот процесс формирует художественный вкус, является основой в эстетическом развитии личности, готовит компетентного исполнителя в рамках общеобразовательной программы.

  1. Методологическая база педагогического опыта

является соединение принципов и подходов теоретических исследований Э. Б. Абдуллина, Е. В. Евтух, И. Г. Лаптева, Е. В. Николаевой, Г. П. Сергеевой. Это:

-принцип создания непринужденной обстановки -дети чувствуют себя комфортно, раскрепощенно. Им даётся возможность самим выбирать понравившиеся произведения для исполнения, проделывать опыты -эксперименты со звуками;

-принцип творческой направленности-создание условий для творческого самовыражения ребёнка, учитывая его индивидуальные возможности;

-принцип последовательности-усложнение выполнения творческих заданий: от простого к сложному;

-принцип партнёрства - вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс (открытые занятия, концерты детей).

В процессе подготовки данного опыта были использованы следующие методы:

  • анализ литературных источников, сравнение и выявление наиболее

  • актуальных информаций,

  • обобщение и структурирование работы;

  • сравнительный анализ результатов деятельности учащихся,

  • наблюдение, собеседование,

  • создание творческих ситуаций

Понятийно-терминологический аппарат инновационного педагогического опыта, его полнота и обоснованность в том, что прослеживается система музыкально - инструментального воспитания в опоре на произведения как отечественных, так и зарубежных композиторов.

В представленном педагогическом опыте излагается система, которая рассчитана не для избранных, не на имеющих специальную музыкальную подготовку, а для всех детей обучающихся в общеобразовательной школе, где вместо нот очень доступная цифровая система, с ритмическими знаковыми периодами. Её суть в развитии творческого потенциала, фантазии обучающихся в инструментальном музицировании, на простом и очень доступном инструменте свирель.

Дети могут играть на инструменте, затем эти же песенке и пропевать, а также и инсценировать. Все это превращается в увлекательное действие и формирует творческую фантазию ребят, прививает любовь к пению, к игре на инструментах, развивает музыкальные способности.

Инициаторами обучения игре на музыкальных инструментах уже в 20 годы прошлого столетия стал известный деятель и педагог Н.А. Метлов. Ему принадлежит идея организации детского оркестра (сначала шумового, потом смешанного). Совместно с Н.А. Метловым в 20-40 годы прошлого столетия работали известные педагоги: Т.С. Бабаджан, Ю.А. Двоскина. Впоследствии разработкой этих вопросов методики занимались Н.А. Ветлугина и её ученики. Ещё В. Сухомлинский утверждал, что «музыкальное воспитание -это не воспитание музыканта, а воспитание Человека». Исходя из его слов, цель и смысл педагогики в целом и музыкальной педагогики в частности в настоящее время, обозначились отчетливо: это формирование и развитие личности ребёнка. Формируя личность, мы развиваем её интеллект, её индивидуальные способности, что подчеркивает понятийно-терминологический аппарат инновационного опыта.

оснащённость инновационного педагогического опыта заключается в том, что накоплен немалый положительный опыт использования музыкальных инструментов в работе с детьми с целью активизации музыкального развития. Познакомившись с опытом некоторых исследователей, решила применить их на практике, взяв за основу:

Е.В. Евтух «Методика обучения игре на свирели», М. Космовская «Девять уроков игры на свирели», Е. Смелова «Свирель».

В процессе опыта разработан свой методический материал (о чем упоминалось в содержательной форме):

1. Проект « Формирование первоначального опыта у младших школьников через организацию инструментальной деятельности обучающихся на уроках музыки в опоре на музыкальный народный инструмент - свирель»

2. Методическое пособие «Мегионские свирельки» выпуск №1;

3. «Играем вместе с мегионскими свирельками» выпуск №2;

4. Программа по обучению игре на свирели;

5. Фонограммы к методическим пособиям;

6. Разработаны задания по обучению игре нас свирели;

7. Подготовлен раздаточный материал в игровой форме.

Содержание вышеприведённых принципов и подходов позволяют рассматривать как основу методологической базы опыта.

2.5.Педагогическая целесообразность педагогического опыта

Оценка целевого компонента инновационного педагогического опыта (полнота, конкретность, направленность на результаты).

Цель опыта: Возрождение интереса к русской инструментальной культуре в общеобразовательной школе на примере русского народного инструмента свирель.

Полнота целевого компонента в том, что достижению поставленной цели предполагает решение ряда задач, которые вполне выполнимы:

-определение методических и теоретических подходов к процессу организации обучения игре на свирели;

-изучение и описание структуры организации обучения игре на свирели;

-разработка алгоритма предварительного зрительного ознакомления и мысленного анализа обучения;

-определение увлекательных и дозированных форм подачи материала, позволяющих разделить сложную для обучающегося задачу комплексного восприятия игры на свирели на ряд простых заведомо выполнимых задач:

-определение эффективных форм проведения учебных занятий по обучению игре на свирели,

-внедрение основных положений проекта в учебный процесс общеобразовательной школы, школ города Мегиона.

Конкретность в том. что на уроке инструментальной деятельности отводится 10 минут, то естественно, продолжение этого вида деятельности плавно переходит на внеурочную деятельность в виде кружков. На уроках идёт знакомство с инструментом, выбор репертуара, обучение игре на свирели, а также изучение музыкального произведения. Постепенно все задачи по обучению усложняются и здесь приходят на помощь кружки, на занятиях которых, отводится больше времени для отработки музыкального материала. В условиях общеобразовательной системы такая организация обучения игре на свирели доступная и очень продуктивная, так как все взаимосвязано.

Направленность на результаты дают нам 3 этапа. Процесс обучения трех этапов можно озаглавить как: диагностический (диагностика уровня обучающихся), тренировочно- развивающий (обучающий) и контрольный (предполагающий выявление результатов). Каждый этап определён своими задачами и своим содержанием.

Оценка содержательного компонента инновационного педагогического опыта (полнота предметно-смыслового представления) направлена на рассмотрение поэтапной работы.

На первом этапе (диагностическом) у обучающихся определяется уровень понимания и умений игры на свирели, а также уровень развития основных способностей, связанных с игрой на инструменте.

На втором этапе (тренировочно -развивающем) проводится обучение. Оно ведётся с учетом полученной информации о способностях обучающегося. В самом начале используется система: от игры к знакам. Ребятам дается право играть на инструменте без знаков на слух. Затем переходим к знаковой системе, в которой выложена структура цифровой и ритмической основы. Ученик должен освоить игровые отверстия и правильное звукоизвлечение. Затем переходим к усвоению ритма. Это обучение проходит на примере: четверть-та; целая-та-а; восьмая-ти, ти. После освоения азов игры переходим к усвоению передува. Передув построен на извлечении звуков второй октавы. После усвоения передува переходим к штрихам. В большинстве произведений используется штрих легато. Этот штрих дается тяжелее, чем штрих стаккато, поэтому используются упражнения на развитие определённых штрихов. Если обучающемуся нужна дополнительная тренировка, он её получает в индивидуальном режиме. Практика показала, что индивидуальные занятия дают хорошие результаты.

Третий этап предполагает контроль, определяет уровень умений играть на свирели. Проводится в форме зачета внутри класса, или турнира для обучающихся. По мере развития навыков форма игры на свирели усложняется, побуждая обучающихся актуализировать свои знания, вспомнить и сыграть те произведения, которые уже изученные, накопленный ассоциативный фонд, проводить аналоги, сравнения, делать обобщения и выводы.

Оценка процессуального компонента инновационного педагогического опыта (формы, методы и средства) заключается в усложненной форме подхода к работе: от урока до Всероссийского конкурса в г. Москва.

В своей работе, наряду с традиционными уроками, я стараюсь включать комплексные занятия. Это как уроки-концерты, так и кружковые занятия, которые проводятся со всеми обучающимися в классе, или отдельно в кружках. На этих занятиях я стараюсь вводить сказки, рассказы, стихи о свирели, театрализованные представления. Детские рисунки о свирели становятся украшением музыкальных стендов. Здесь объективно создаются условия для совместных творческих поисков, здоровых мини-конкурсов на лучшую игру отдельных произведений. Разбор и анализ ошибок проводится совместно, что позволяет развивать умение критически оценивать свою игру и игру товарищей. Успевающим ребятам предлагается переход на более сложный инструмент блокфлейту. Это та же свирель, только более усовершенствованного вида, инструмент музыкальной школы. К определённым датам проводятся родительские собрания, на которых ребята демонстрируют свои умения, также школьные конкурсы инструментальной музыки «Девятка». После школьных конкурсов проводятся городские фестивали-конкурсы «Играй, свирель», на которые ребята очень стараются попасть, поэтому их старания не проходят бесследно. Затем идёт отбор на Всероссийский конкурс «Свирель поет» в г. Москва.

В результате целенаправленного внедрения педагогического опыта обучающиеся смогут демонстрировать свои умения на любом из уровней от простого урока до сложного конкурса, пополняя свои знания как народной, так и классической музыки в целом. Такой подход обеспечивает преемственность и служит стержнем данного педагогического опыта, подчеркивая процессуальный компонент инновационного опыта.

2.6.Психологическая целесообразность педагогического опыта в том, что учитываются возрастные и индивидуальные особенности обучающихся как уроках, так и во внеурочное время.

В нашей школе ребята начинают обучение игре на свирели со второго класса, в возрасте 8 лет. Это как раз тот возраст, когда ребёнок уже прошел адаптацию школьной среды и готов к познанию инструмента. В этом возрасте им становится интересно играть в игры, брать на себя роль ведущего. Это игры на дыхание (особенно с мыльными пузырьками), а также игры артикуляционного характера. С учетом индивидуальных особенностей каждый ребенок осваивает инструмент по - разному. Один осваивает быстрее, другой медленней. Тем не менее, в третьем классе каждый ребёнок свободно играет песни не сложного характера из сборника Э. Смеловой «Свирель поет». Данный возраст характеризуется тем, что ребёнок знает цифровые и ритмические обозначения, умеет анализировать ритмический текст, свободно ориентируется в цифровом изложении. В четвертом классе (в 11 лет) обучающиеся свободно владеют сложным игровым методом передувом, что позволяет значительно расширить свой рабочий репертуар и освоить более сложные приемы в игре на свирели. Особенности этого возраста заключаются в том, что каждый хочет выделиться и здесь как раз появляются много сольных номеров. Это и соло, и дуэты, и трио, и квартеты. Ребята сами выбирают понравившиеся им произведения и с большим удовольствием демонстрируют своё мастерство. С возрастом и усложняется репертуар игры на инструменте, согласно, уровня развития ребёнка. В пятом классе (12 лет) ребята стараются перейти на блокфлейту. Для них свирель уже изученный инструмент. Игра на блокфлейте значительно расширяет интересы репертуара и звуковые возможности. Для детей этой возрастной категории такой переход по силе, и они с удовольствием переходят к обучению этого инструмента.

Таким образом, выстроена система психологической целесообразности педагогического опыта с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.

2.7.Социальная направленность педагогического опыта

Направленность педагогического опыта на обеспечение паритета образования и здоровья обучающихся заключается в том, что решается одна из самых важных проблем приемов здоровье сберегающих технологий. «Национальная доктрина развития образования» и «Федеральная программа развития образования на 2000 и 2011г.г.» в качестве ведущих задач выделяют «задачи сохранения здоровья, оптимизации учебного процесса. Разработки здоровье-сберегающих технологий обучения и формирования ценностей здоровья и здорового образа жизни». По данным Минздрава только 5% выпускников школ сегодня являются практически здоровыми, 80% школьников хронически больны, 50% имеют морфофизиологические отклонения, свыше 70% страдают нервно-психическими расстройствами. А так как обучение игре на свирели это активная дыхательная гимнастика, так как правильным типом дыхания при игре на свирелях является диафрагмальное дыхание, которое способствует эффективному очищению организма, этот процесс и оздоравливает детский организм. Немаловажным фактором является развитие мелкой моторики, так как работа пальчиков при закрытии отверстий, улучшает кровообращение и благотворно влияет на подкорку головного мозга, что в свою очередь развивает мыслительные процессы, которые способствуют улучшению памяти. Работа по обучению игре на свирели и есть одна из здоровье сберегающих технологий, которая направлена на сохранение и укрепление здоровья школьников.

Воспитанники ансамбля «Мегионские свирельки» принимают участие в социальной и культурной жизни города в качестве участников концертов в Мегионском реабилитационном Центре «Гармония», в СОШ №8 специального коррекционного типа, в концертах городского ДК «Прометей», а также в концертах Дворца Искусств.

Возможность профессиональной самореализации педагогов, участвующих в реализации данного опыта имеет ценность в том, что в перспективе учителя имеют возможность роста педагогического мастерства. Обучившись игре на свирели, преподаватели общеобразовательных школ города стали готовить своих воспитанников к разно уровневым концертам, фестивалям, конкурсам, как в своих школах, так и за пределами.

Так в 2011 году воспитанники общеобразовательных школ: №2. №3,№5, №8, №9 выступили в концертной программе городского фестиваля «Дружба народов». В 2014 г. все школы города Мегиона приняли участие в городском концерте «День матери» в ДК «Прометей». В 2013 г. в городском конкурсе «Музыкальная шкатулка», который проводился в городском Дворце Искусства в номинации «Соло» победили солисты средней группы «Мегионские свирельки» МАОУ «СОШ №9». С 2009г.-2015г проводится городской фестиваль-конкурс «Играй, свирель», где принимают участие все школы, в которых реализуется программа обучения игре на свирели. В 2012г. преподаватель МБОУ «СОШ №3»Осокина Екатерина получила Грант губернатора, в программу которого ввела фрагменты обучения игре на свирели. Воспитанники школы-коррекции VIII вида заняли первое место на окружном конкурсе, где очаровали комиссию конкурса игрой на свирели (2012г). Обучающиеся МАОУ «СОШ №5» гимназия и МАОУ «СОШ №9» победили на втором Всероссийском фестивале-конкурсе «Свирель поет» в г. Москва, получив Лауреата первой степени (2013г). В 2010 году за участие во Всероссийском конкурсе «За нравственный подвиг учителя» я награждена дипломом в номинации «Лучшее педагогическое исследование года» по теме «Духовно-нравственное развитие школьников на примере русского народного инструмента свирель». 2015 год знаменателен для нас тем, что я получила серебряную медаль за участие во Всероссийском конкурсе «Учитель перед именем твоим» с проектом «Формирование музыкального опыта школьников через организацию инструментальной деятельности учащихся на уроках музыки с опорой на традиции народной музыки и исполнительства на музыкальном инструменте - свирель».

Таким образом, и характеризуется самореализация педагогов, участвующих в реализации данного опыта.

2.8. Воспроизводимость педагогического опыта

Оценка возможности воспроизведения педагогического опыта заключается в том, что на основе данного инновационного опыта проводятся: открытые мастер классы, семинары-практикумы, городские фестивали-конкурсы. Опыт был представлен на окружном уровне на курсах повышения квалификации учителей музыки, организованным Институтом Развития Образования в г.Лангепасе в 2009 г. Обобщение опыта на городском уровне проходило в 2010 г, на региональном уровне в 2010 г.(Нижневартовским гуманитарным университетом музыкальным отделением). В ноябре 2014г. опыт представлен в виде мастер класса для учителей музыки экспериментальных площадок Ханты-Мансийского округа.

Ареал воспроизведения педагогического опыта (возможность его воспроизведения на уровне образовательного учреждения, муниципальной, областной или федеральной образовательной системы) в том, что данный инновационный опыт распространяется на

уровне городских образовательных учреждениях: МБОУ «СОШ№1», МБОУ «СОШ №2», МБОУ «СОШ №3». МБОУ «СОШ №5» гимназия, МБОУ «СОШ №9», МАДОУ ДС КВ №1 «Сказка»,

На уровне региональных учреждений МБОУ Ватинская ОСШ;

На уровне областных учреждений Ялуторовская школа - коррекции для слепых и слабовидящих №26.

На всероссийском уровне В конкурсе «За нравственный подвиг учителя» Диплом «Лучшее педагогическое исследование года» епархиальный этап конкурса 2010год, 2015 г.в конкурсе «Учитель перед именем твоим».

- Эффективность педагогического опыта с точки зрения соотнесения затрат на его воспроизведение с педагогической отдачей в том, что реализация опыта не требует много затрат. Заключен договор с Сан -Петербургской Постдипломной Академией на поставку инструмента. Инструмент свирель вместе с буклетом стоит 70 рублей. Обучающимся с малообеспеченных семей этот инструмент выдается бесплатно. В этом году проводится акция получения инструментов на бесплатной основе. Так, обучающиеся МБОУ «СОШ №1»получили 30 штук свирелей бесплатно. Такой подход дает нам возможность в дальнейшем рассматривать поставку и другим школам на бесплатной основе.

Все перечисленные данные дают нам подтверждение о том, что воспроизводимость педагогического опыта проводится на должном уровне.

2.9. Ресурсное обеспечение педагогического опыта

Отраженность минимальных требований к кадровому, учебно-методическому, материально-техническому и другому обеспечению заключается в том, что соблюдены необходимые условия реализации инновационного опыта

Кадровые ресурсы: учитель музыки; учитель-логопед, завуч по дополнительному образованию, родители, классные руководители классов, звукорежиссер, который создает фонограммы.

Материально-технические ресурсы: кабинет музыки, мультимедийная установка, экран. Проектор. Ноутбук, магнитная доска, СД-диски. Баян, инструменты свирели, блокфлейты, ложки, ксилофоны, бубенчики.

Дополнительная и методическая литература, программно-методические материалы: рабочие учебные и программы дополнительного образования.

Информационно -методическая среда: теоретико-практические, учебно-методические семинары, мастер-классы.

Информационные ресурсы: учебно-методические пособия, дополнительная справочная литература, программно-методические материалы, интернет.

Научно-методические ресурсы: курсы повышения квалификации.

  1. Результативные параметры заключаются в том, что в своей практике

я использовала педагогические наблюдения, которые позволяют отследить уровень развития умений и навыков музыкальных и творческих способностей детей. Организация исследования проходила по следующим направлениям:

  1. воспитание чувства коллективизма и ответственности через реализацию задачи «класс-хор, класс-оркестр».

Во время классной вокально-хоровой работы и игры на свирелях дети делают одно общее дело, качество и результат которого зависит от каждого ребёнка. Осознание коллективного труда приводит к сплочению детского коллектива, радости совместного творчества. Ребенок начинает осознавать ответственность за свое исполнение не только перед учителем, но и перед своими товарищами. Появляется стремление к общению, воспитывается чувство коллективизма. На примере исследования в МАОУ «СОШ №2» ребята помогают друг другу в изучении трудных мест своих партий, объясняют приемы лучшего звукоизвлечения.

  1. Расширение возможностей становления творческого мировоззрения.

Обучение игре на свирели по методике Э. Смеловой дает детям возможность играть мелодии знакомых песен и попевок уже с первых уроков. Через 2-3 месяца занятий ребёнок может сыграть репертуар из 15-20 мелодий. Дети приобщаются к активному музицированию, играют и поют народную и композиторскую музыку, исполняют темы из классических произведений.

Дети погружаются в огромный мир музыки, активно приобщаются к музыкальной культуре. Обучающиеся начальной школьной с удовольствием исполняют произведения Бетховена и Чайковского, Моцарта и Свиридова и других композиторов. Ребята сами сочиняют свои произведения, посвящая их: своим родителям, своим питомцам, родной земле. Много произведений ребята посвящают своему городу.

Встречаясь вне школы, дети с удовольствием играют на свирели в унисон и двухголосие. По детским разговорам, дома с ребятами занимаются и родители. Они с большим удовольствием играют на свирели, что приводит к возрождению традиций домашнего музицирования. А также к расширению творческого мировоззрения.

в . Развитие муыкальных способностей.

На уроках музыки в школе дети играют на свирели 7-10 минут в течении урока. Ребята любят эти занятия, с нетерпением ждут их.

Кружки обучения игре на свирели проводятся три раза в неделю по 1 часу. Развитие интонационного слуха всегда было сложной задачей для учителя музыки. Среда детей, поступивших в 1-й класс школы, часто интонируют примерно 20% учащихся , дети с неустойчивой интонацией -35 %, а остальные просто гудошники. Причины фальшивой интонации различны: многих детей просто никто не учил петь, не учили тянуть звук, слушать себя и музыкальный инструмент. Пение других детей, иногда причина кроется в неумении собрать свое внимание, сосредоточиться, или в отсутствии координации между голосом и слухом ребёнка.

Для исследования этого процесса я собрала 4 детских народных песен и провела проверку чистоты интонирования. Ребята пели без аккомпанемента на инструменте. Оказалось. что чистота интонирования у ребят экспериментального класса выше на 25%, чем у контрольного класса. Чистого интонирования в классе можно добиться только при внедрении в уроки музыки игры на свирели по методике Э. Смеловой. Большинство учащихся начинают чисто петь уже в конце 3 класса, а в 4 классе - правильно интонируют практически все учащиеся, что и подтверждает развитие музыкальных способностей.

г. Игра на свирели способствует оздоровлению детского организма.

Игра на любых духовых инструментах способствует вентиляции лёгких.

Это также активная дыхательная гимнастика, Следовательно. Игра на свирели, сокращает восстановительный период после пневмонии, помогает больным астмой, полезна при заболеваниях ОРЗ и ангины. Известно, что в Японии, где большое внимание уделяют тренировке дыхания. Реже, чем в других странах встречается инфаркт миокарда. Игра на свирели благотворно влияет на сердечную и костно-мышечную системы. В МБОУ «СОШ №2» был зафиксированный случай, когда благодаря постоянным занятиям ребёнок перестал заикаться.

Исследуя процесс оздоровления в школе МБОУ «СОШ №2», я взяла за основу пик заболеваний ОРЗ (январь, февраль) и сравнила посещение детей контрольного и экспериментального класса. Оказалось, что в экспериментальном классе посещение 80%, а в контрольном 50%.Таким образом, картина наглядно показывает нам, что игра на свирели способствует оздоровлению детского организма.

На этих данных и построены результативные параметры, которые подтверждают положительную динамику.

3.1. Эффективность педагогического опыта с точки зрения полученных результатов

Оценка эффективности инновационного педагогического опыта с точки зрения возможности формирования у обучающихся предметных результатов представлена в том, что у обучающихся наблюдается:

  1. Развитие художественного вкуса, устойчивый интерес к музыкальному искусству и музыкально-творческой деятельности. Ребята сами выбирают понравившиеся произведения для игры из предложенных.

  2. Умение оценивать произведения разных видов искусств. Ребята проникаются чувствами и сравнивают знакомые произведения с картинами, разученные мотивы слышат по телевизору, приносят много произведений на флешносителе и предлагают их играть.

  3. Размышление о музыке. Обучающиеся размышляют о эпохе в которой жил и работал композитор, о средствах музыкальной выразительности.

Наличие и рейтинг успешности участников олимпиад, научных конференций как подтверждение сформированности предметных результатов. Это:

-развитие художественного вкуса, устойчивый интерес к музыкальному искусству и музыкально-творческой деятельности;

-умение оценивать произведения разных видов искусств. Размышлять о музыке;

-готовность применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при реализации различных проектов для организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности.

Оценка эффективности инновационного педагогического опыта с точки зрения возможности формирования у обучающихся метапредметных результатов. Наличие и рейтинг успешности участников фестивалей, конкурсов, смотров, спортивных соревнований, выставок творческих работ как подтверждение сформированности метапредметных результатов в том, что обучающиеся могут

  • Наблюдать за различными явлениями в жизни и искусства во внеурочное деятельности, понимать их специфику,

  • Ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участвовать в жизни микро и макросоциума (группы, школы, города, региона);

  • Участвовать в совместной деятельности на основе сотрудничества, искать компромиссы, распределять функции и роли.

На протяжении пяти лет, ребята играющие на свирели, берут участие в разнохарактерных конкурсах. Мною организован городской фестиваль-конкурс, где ребята общеобразовательных школ имеют возможность показать своё мастерство, достигнув определённых результатов.

Четвертый год подряд обучающиеся выступают на городских конкурсах, где занимают передовые места. Так старшая группа «Мегионские свирельки» четыре года подряд получают первое место как лауреат. Средняя группа получает первое место, среди возрастной группы как лауреат, младшая первое место как дипломант. Обучающаяся Михайлова Диана, в 2013году на конкурсе-фестивале «Играй, свирель» получила «Гран-при». В программе фестиваля ежегодно выступают и сольные номера, и дуэты.

Эти факты и являются подтверждением сформированности метапредметных результатов.

Оценка эффективности инновационного педагогического опыта с точки зрения возможности формирования у обучающихся личностных результатов. Наличие творческих работ и рейтинг успешности учащихся, занимающихся проектной деятельностью как подтверждение сформированности личностных результатов.

В процессе инновационного опыта у обучающихся формируются личностные результаты:

-укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа;

-приобретение начальных навыков социокультурной адаптации в современном мире и позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;

-продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных творческих задач;

-развитие духовно-нравственных и эстетических чувств, эмоциональной отзывчивости, понимание и сопереживание, уважительное отношение к историко-культурным традициям других народов.

Проект «Свирель-инструмент мировой музыкальной культуры» приготовила обучающаяся 7 класса Михайлова Диана, которая заняла 1 место в школьной конференции «Апрельские чтения». С этим же проектом она выступила на XV региональной конференции при НГГУ, где получила грамоту за участие в научно-студенческой конференции, проект «История зарождения свирели» Поповой Валерии был представлен на III Всероссийской научно-практической конференции «Культура, наука, образование: проблемы и перспективы».

Направленность инновационного педагогического опыта на улучшение (существенное обогащение, кардинальное преобразование) существующей образовательной ситуации.

По данной теме были разработаны методические пособия: «Мегионские свирельки» и «Играй вместе с мегионскими свирельками». Данные методические пособия прошли апробацию и реализуются в общеобразовательных школах города Мегиона, деревни Вата и города Ялуторовска.

3.2. Распространение педагогического опыта

- Обобщение и распространение педагогического опыта в рамках профессионального сообщества: открытые учебные занятия, мастер-классы, выступления на семинарах, презентациях, конференциях, круглых столах, курсах повышения квалификации, в рамках которых демонстрировался данный педагогический опыт.

Мероприятие

Учебное заведение

год

1

Мастер класс «Обучение обучающихся игре на свирели на уроках музыки»

Городское МО

МАОУ «СОШ №2»

2008

2

Мастер класс в рамках II Второй Международной конференции «Педагогика музыкального образования: проблемя и перспективы развития»

Нижневартовский государственный гуманитарный

университет

2010

3

Масер-класс в рамках курсов повышения квалификации учителей музыки, организованным Ханты-Мансийским институтом образования

г.Лангепас. Детская Школа Искусств

2010

4

Всероссийский конкурс «За нравственный подвиг учителя»

г. Тюмень

2010

Опыт организации инструментальной деятельности обучающихся перенят учителями музыки школ города, в которых также созданы и действуют музыкальные ансамбли свирелей:

Название учреждения

Название ансамбля

ФИО руководителя

1.

МАОУ №5 «Гимназия»

«Веснушки»

Зуева Светлана Григорьевна

2.

МАОУ №5 «Гимназия»

«Трели свирели»

Зуева Светлана Григорьевна

3.

МАОУ №5 «Гимназия»

«Солнечные»

Зуева Светлана Григорьевна

4.

МБОУ №3

«Солнечные лучики»

Осокина Екатерина Анатольевна

5.

МБОУ №3

«Звездочки»

Осокина Екатерина Анатольевна

6.

МБОУ «СОШ №2»

«Весёлые кузнечики»

Байгутлина Миляуша Маратовна

7.

МБОУ «СОШ №1»

«Кла ССо»

Черемисина Анна Вячеславовна

8.

Специализированная школа коррекция VIII вида №8

Мелодия

Горбатая Елена Александровна

9.

СОШ п. Вата

Кораблик

Абдуллина Алсу Ахметовна

10.

Ялуторовская школа- коррекция №26

«Солнышко»

Карманова Ирина Петровна

Наличие призовых мест в профессиональных конкурсах как подтверждение признания опыта педагогическим сообществом.

Мероприятия

Группы, солисты

Место, или участие в фестивале

год

1

Городской конкурс «Играй, свирель»

Магомедова Карина

МОУ «СОШ №2»

Лауреат 1 степени

2009

2

Городской конкурс «играй, свирель»

Старшая группа «Мегионские свирельки» МОУ «СОШ №2»

Лауреат 1 степени

2009

3

Городской конкурс «Играй. Свирель»

Старшая группа «Мегионские свирельки»

МАОУ «СОШ №9»

Лауреат 2 степени

2010

4

Городской конкурс «Играй, свирель»

Младшая группа «Мегионские свирельки»

МАОУ «СОШ №9»

Лауреат 3 степени

2010

5

Городской конкурс «Играй, свирель»

Старшая группа «Мегионские свирельки»

МАОУ «СОШ №9»

Лауреат 1 степени

2011

6

Городской конкурс «Играй, свирель»

Младшая группа «Мегионские свирельки»

Лауреат 2 степени

2011

7

Городской фестиваль «Дружба народов»

Старшая группа «Мегионские свирельки»

Участие в фестивале, грамота

2011

8

Региональный конкурс «Русская душа»

Младшая группа «Мегионские свирельки»

Диплом за участие

2012

9

Городской конкурс «Играй, свирель»

Младшая группа Мегионские свирельки»

Лауреат 1 степени

2012

10

Городской конкур- -фестиваль

Михайлова Диана

Диплом в номинации «Яркое соло»

2012

11

Школьная конференция «Вокруг нас необыкновенный мир»

Михайлова Диана

Проект «Свирель инструмент мировой культуры»

Диплом 1 место

2013

12

Городской конкурс «Играй, свирель»

Михайлова Диана

Гран-При

2013

13

Городской конкурс «Играй, свирель»

Старшая группа «Мегионские свирельки»

Лауреат 1 степени

2013

14

Городской конкурс «Играй, свирель»

Средняя группа «Мегионские свирельки»

Лауреат 1 степени

2013

15

Городской конкурс «Играй, свирель»

Младшая группа «Мегионские свирельки»

Дипломант 1 степени

2013

16.

Всероссийский фестиваль-конкурс «Свирель поёт»

Старшая группа «Мегионские свирельки»

Лауреат 1 степени

2013

3.3. Стабильность педагогической эффективности заявленного опыта

- Обоснованность стабильности показателей, характеризующих эффективность педагогического опыта на протяжении нескольких лет.

Начало педагогического опыта проводилось на базе МАОУ «СОШ №2» в 2007 году, где были задействованы экспериментальный и контрольные классы. Обучение проводилось в виде эксперимента. Результаты эксперимента дали более, чем положительные результаты. С каждым годом увеличивалось число классов желающих обучаться игре на свирели. Постепенно в обучение игре на инструменте были задействованы все классы начальной школы с первого по четвертые классы. По просьбе самих обучающихся игра на свирели была продолжена в пятом и шестом классах. Экспериментальный класс продолжил свое обучение по 7 класс. Внедрение опыта продолжилось в МАОУ «СОШ №9». На данный момент в обучении игре на свирели задействованы более 700 человек.

Диаграмма охвата инновационного опыта школами города с 2009 по 2014 годы (процент от общего количества обучающихся)

МАОУ «СОШ №9»- 35%от общего количества -от начальной школы 100%;

МБОУ «СОШ №3»-30- от общего количества- от начальной школы-100%;

МБОУ «СОШ №2»-35%-от общего количества-от начальной школы-100%;

МАОУ «СОШ №5» Гимназия-от общего количества25%-от начальной школы-90%;

МБОУ «СОШ №1»-от общего количества10%-от начальной школы-50%;

«Ялуторовская школа №26»-от общего количества 70%;

«Школа-коррекция №8»- от общего количества 50%

Образовательное учреждение

2009

2010

2011

2012

2013

2014г

1.

МБОУ «СОШ №1»

10

15

20

25

27

30 чел.

2.

МБОУ «Ватинская ОСШ»

2

4

6

8

10

10 чел.

4.

МАДОУ ДС КВ №1 «Сказка»


10

12 чел.

6.

Ялуторовская школа коррекция №26

3

3

8

10

13

15 чел.

7.

Школа коррекция VIII-вида г. Мегион

5

10

15

19 чел.

8.

МБОУ «СОШ №2»

50

70

85

95

100

125 чел.

9.

МАОУ №5 « Гимназия»

60

70

89

100

120

130 чел.

10.

МБОУ «СОШ №3»

30

50

80

130

140

150 чел.

11.

МАОУ «СОШ №9»

80

100

120

170

200

240 чел.

12

Мегионская православная гимназия

8

10


ВСЕГО


711 чел.

Динамика количества обучающихся игре на свирели по годам

2009-235 чел.2010-321;.2011-413 ; 2012-548; 2013-635; 2014-711чел.

Данные количества обучающихся игре на свирели с 2009 по 2014 годы

характеризуют стабильность и эффективность педагогического опыта.

- Неслучайность влияния педагогического опыта на качество образования в образовательном учреждении.

Процент обучающихся, освоивших образовательные программы (% от количества обучающихся, обучаемых данным педагогом).

ИННОВАЦИОННАЯ КАРТА АРТЕМОВОЙ Н.И.

3.4. Репрезентативность внедрения педагогического опыта

- Оценка репрезентативности внедрения инновационного педагогического опыта

Инновационный опыт объединил 10 педагогов. Из них 8 педагогов города Мегиона, один из деревни Вата, один из города Ялуторовска. Занимаются по данному опыту 700 обучающихся, из которых 680 учеников города Мегиона, 25 обучающихся за пределами города.

Результатом педагогического опыта являются реализованные творческие проекты городской фестиваль-конкурс «Играй, свирель». В 2010 году, в поддержку учителей, создана творческая группа учителей музыки «Маэстро», где и объединились учителя общеобразовательных школ и музыкальный руководитель детского сада, занимающиеся реализацией данного проекта. Результаты представлены на Всероссийском фестивале «Свирель поет» в 2013 году в г.Москва, а также на городском фестивале-конкурсе «Играй, свирель» и на отчетных концертах школы.

На Всероссийском конкурсе. «За нравственный подвиг учителя» в 2010г. я награждена дипломом в номинации «Лучшее педагогическое исследование года».

3.5.Публикация педагогического опыта в печати

- Отраженность инновационного педагогического опыта в научно-методических журналах, материалах методических и научно-практических конференции, сборниках и монографиях.

Публикации проекта « Формирование первоначального опыта у младших школьников через организацию инструментальной деятельности обучающихся на уроках музыки в опоре на музыкальный народный инструмент - свирель»

На городском уровне:

Газета «Мегионские новости» статья «Теперь свирель звучит и в Мегионе» (июнь 2012 год) ; газета «Мегионские новости» статья «Детский конкурс-фестиваль» «Играй, свирель». (апрель 2013г.)

Телевизионная передача SV «Союз» трансляция Городской фестиваль-конкурс «Играй, свирель» (апрель 2013 год).

На региональном уровне:

Сборник «Пасхальные чтения» тезисы студенческой научной конференции при НГГУ статья «Элементы техники музыкального исполнения на духовых инструментах»2010г;

Сборник научно-методических материалов «Педагогический калейдоскоп» Институт развития образования Ханты-Мансийского автономного округа-Югры 2012 г. Статья «Элементы релаксации на уроках музыки в начальной школе»; «Педагогический калейдоскоп» 2011г. статья «Использование игровых моментов в обучении игре на свирели»; Сборник «Пасхальные чтения» материалы XV музыкальной конференции при НГГУ 2011г статья «Свирель инструмент мировой культуры».

На федеральном уровне: Тезисы Всероссийская научно-практической конференции «Традиции и инновации в образовательном пространстве России, ХМАО-Югры, НГГУ» (Электронный ресурс 2012г. статья «Формирование музыкального первоначального опыта у младших школьников через организацию инструментальной деятельности обучающихся в опоре на музыкальный народный инструмент-свирель».

На международном уровне:

Сборник V международной конференции «Деятельностное понимание культуры как вида человеческого бытия» при НГГУ статья «Игра на свирели как форма активизации инструментальной деятельности школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе» 2010г.

Директор МАОУ «СОШ № 9» ____________ /М.

© 2010-2022