Рабочая программа по музыке 6 класс

Раздел Музыка
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Филиал муниципального общеобразовательного автономного учреждения средняя общеобразовательная школа №2 с. Исянгулово

основная общеобразовательная школа д.Новопетровское муниципального района Зианчуринский район Республики Башкортостан


Рассмотрено и принято

на заседании МО

Протокол № ____

от «___» _______ 2015 г.

Руководитель МО

_________Т.Ю. Ерофеева

Согласовано

Заместитель директора по НМР

_____________Е.Н.Алопина

«____»____________2015 г.

Утверждаю

Директор МОАУ СОШ №2 с.Исянгулово

________ Р.Ч.Кинзябулатов

Приказ № _____

от «___»______2015г.




Рабочая программа по музыке для 6 класса

учителя первой квалификационной категории

Кошкиной Натальи Витальевны


2015-2016 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая учебная программа по музыке для 6 класса разработана и составлена на основе следующих документов:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». Просвещение,2009;

  2. Примерные рабочие программы начального общего образования по музыке с учетом авторской программы по музыке - «Музыка» 5-7 классов, авторов: Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой М., Просвещение, 2007;

  3. 3. Учебно - методического комплекса (учебники);

    1. Учебного плана МОАУ СОШ№2 с. Исянгулово муниципального района Зианчуринский район Республики Башкортостан на 2015-2016 учебный год . Приказ №79 от 29.08.2015 год.

    2. «Положение о рабочей программе педагога» Приказ №77/3 от 28.08.2014год.

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по искусству, Примерной программы основного общего образования по музыке (Сборник нормативных документов "Примерные программы основного общего образования. Часть 2", М. Просвещение, 2009), Программы "Музыка. 5-7 классы ", авторы: Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева (М., Просвещение, 2011). Данная программа имеет гриф "Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации".

Реализация рабочей программы осуществляется с использованием учебно-методического комплекта "Музыка. 6 класс" ( авторы Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева), состоящего из:

  • Учебник для учащихся 6 класса общеобразовательной школы

  • Творческая тетрадь к учебнику "Музыка. 6 класс".

  • Хрестоматия музыкального материала к учебнику "Музыка. 6 класс". Пособие для учителя.

  • Фонохрестоматия к учебнику "Музыка. 6 класс"

  • Методика работы с учебниками "Музыка". 5-6 классы. Пособие для учителя.

Согласно рабочей программе на изучение музыки в 6 классе отводится 35 часов (1 час в неделю).


Общая характеристика учебного предмета 6 класса в учебном плане


Цель общего музыкального образования и воспитания - развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части их духовной культуры наиболее полно отражает заинтересованность современного общества в возрождении духовности, обеспечивает формирование целостного мировосприятия учащихся, их умения ориентироваться в жизненном информационном пространстве.

Содержание программы базируется на нравственно-эстетическом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постижении школьниками основных пластов музыкального искусства (фольклор, музыка религиозной традиции, золотой фонд классической музыки, сочинения современных композиторов) в их взаимодействии с произведениями других видов искусства.

В качестве приоритетных в данной программе выдвигаются следующие задачи и направления:

  • приобщение к музыке как эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений, овладение культурой отношения к миру, запечатленного в произведениях искусства, раскрывающих духовный опыт поколений;

  • воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа и разных народов мира, классически и современным музыкальным наследием; эмоционально-ценностного, заинтересованного отношения к искусству, стремления к музыкальному самообразованию;

  • развитие общей музыкальности и эмоциональности эмпатии и восприимчивости, интеллектуальной сферы и творческого потенциала, художественного вкуса, общих музыкальных способностей;

  • освоение жанрового и стилевого многообразия музыкального искусства, специфики его выразительных средств музыкального языка, интонационно-образной природы и взаимосвязи с различными видами искусства и жизнью;

  • овладение художественно-практическими умениями навыками в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности (слушании музыки и пении, инструментального музицирования и музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации музыкальных произведений, музыкально-творческой практике с применением информационно- коммуникационных технологий).

Методологическим основанием данной программы служат современные научные исследования, в которых отражает идея познания школьниками художественной картины мира себя в этом мире. Приоритетным в программе, как и в программе начальной школы, является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы отечественного музыкального искусства, произведения которого рассматриваются постоянных связях и отношениях с произведениями миров музыкальной культуры. Воспитание любви к своей культуре своему народу и настроенности на восприятие иных культур, обеспечивает осознание ценностей культуры народов России и мира, развитие самосознания ребенка.

Основными методическими принципами программы являются: принцип увлеченности; принцип триединства деятельности композитора-исполнителя-слушателя; принцип «тождества и контраста», сходства и различия; принцип интонационности; принцип диалога культур. В целом все принципы ориентируют музыкальное образование на социализацию учащихся, формирование ценностных ориентаций, эмоционально-эстетического отношения к искусству и жизни.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Искусство, как и культура в целом, предстает перед школьниками как история развития человеческой памяти, величайшее нравственное значение которой, по словам академика Д. С. Лихачева, «в преодолении времени». Отношение к памятникам любого из искусств (в том числе и музыкального искусства) - показатель культуры всего общества в целом и каждого человека в отдельности. Воспитание деятельной, творческой памяти - важнейшая задача музыкального образования в основной школе. Сохранение культурной среды, творческая жизнь в этой среде обеспечат привязанность к родным местам, социализацию личности учащихся.

Курс «Музыка» в основной школе предполагает обогащение сферы художественных интересов учащихся, разнообразие видов музыкально-творческой деятельности, активное включение элементов музыкального самообразования, обстоятельное знакомство с жанровым и стилевым многообразием классического и современного творчества отечественных и зарубежных композиторов. Постижение музыкального искусства на данном этапе приобретает в большей степени деятельностный характер и становится сферой выражения личной творческой инициативы школьников, результатов художественного сотрудничества, музыкальных впечатлений и эстетических представлений об окружающем мире.

Программа создана на основе преемственности с курсом начальной школы и ориентирована на систематизацию и углубление полученных знаний, расширение опыта музыкально-творческой деятельности, формирование устойчивого интереса к отечественным и мировым культурным традициям. Решение ключевых задач личностного и познавательного, социального и коммуникативного развития предопределяется целенаправленной организацией музыкальной учебной деятельности, форм сотрудничества и взаимодействия его участников в художественно-педагогическом процессе.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Изучение курса «Музыка» в 6 классе обеспечивает определенные результаты.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:

  • чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества;

  • целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

  • ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им;

  • компетентность в решении проблем на основе личностного выбора, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;

  • коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

- участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учетом региональных и этнокультурных особенностей;

- признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

- принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

- эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий, проявляющихся в познавательной и практической деятельности учащихся:

- умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы;

- смысловое чтение текстов различных стилей и жанров;

- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например в

художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;

-формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.

Предметные результаты обеспечивают успешное обучение на ступени образования и отражают:

сформированность основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его общей духовной культуры;

сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;

развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа;

сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение и др.);

воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;

расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;

овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса;

приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии; -сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач.

Межпредметные связи изучения предмета.

Отличительная особенность программы - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических), изобразительного искусства и архитектуры, театрального искусства, хореографии, а также сравнительно молодых видов искусств - кино, мультипликации и фотографии. В программе рассматриваются разнообразные явления музыкального искусства в их взаимодействии с художественными образами других искусств - литературы (прозы и поэзии), изобразительного искусства (живописи, скульптуры, архитектуры, графики, книжных иллюстраций и др.), театра (оперы, балета, оперетты, мюзикла, рок-оперы), кино.

Формы организации учебного процесса:

- индивидуальные, групповые, фронтальные, коллективные, классные и внеклассные.

Виды организации учебной деятельности:

- экскурсия, конкурс, викторина, самостоятельная работа, творческая работа, путешествие.

Виды контроля:

- вводный, текущий, итоговый

- индивидуальный, письменный, устный.

Формы (приемы) контроля:

- анализ и оценка учебных, учебно-творческих и творческих работ, устный и письменный опрос, самостоятельная работа, работа по карточке, тест.

Место данного предмета в учебном плане


Календарно - тематическое планирование составлено на основе рабочей программы «Музыка. 5-7 классы.». Авторы программы Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, М., Просвещение, 2011 с.24- 33.

Календарно - тематическое планирование рассчитано на 35 часов в год, с распределением - 1 час в неделю.

Содержание предмета учебного плана ОУ

Содержание рабочей программы раскрывается следующими содержательными линиями: "Музыка как вид искусства", "Музыкальный образ и музыкальная драматургия", "Музыка в современном мире: традиции и инновации" и представлено темами: "Мир образов вокальной и инструментальной музыки", "Мир образов камерной и симфонической музыки".

  1. "Мир образов вокальной и инструментальной музыки" - 17 часов

Лирические, эпические, драматические образы. Единство содержания и формы. Многообразие жанров вокальной музыки (песня, романс, баллада, баркарола, хоровой концерт, кантата и др.). Романс. Интонация. Музыкальная и поэтическая речь. Мелодия и аккомпанемент. Вариации. Рондо. Куплетная форма. Особенности формы (вступление, кода, реприза, рефрен). Приемы развития. Повтор. Контраст. Выразительность. Изобразительность. Диалог. Песня, ария, хор в оперном спектакле. Речитатив. Народные напевы. Фразировка. Ритм. Оркестровка. Жанры народных песен. Мастерство исполнителя. Бельканто. Развитие образа. Многообразие жанров инструментальной музыки: сольная, ансамблевая, оркестровая. Сочинения для фортепиано, органа, арфы, симфонического оркестра, синтезатора.

Музыка Древней Руси. Образы народного искусства: народные инструменты, напевы, наигрыши. Образы русской духовной и светской музыки (знаменный распев, партесное пение, a capella, хоровое многоголосие). Духовный концерт, полифония. Музыка в народном духе. Особенности развития (вариативность). Контраст образов. Варьирование. Живописность музыки. Контраст - сопоставление. Хор - солист. Единство поэтического текста и музыки. Образы западноевропейской духовной и светской музыки (хорал, токката, фуга, кантата, реквием). Полифония и гомофония. Развитие темы. Стиль. Двухчастный цикл. Контрапункт. Хор. Оркестр. Орган. Кантата (сценическая кантата). Контраст образов. Тембры инструментов. Голоса хора. Взаимодействие различных видов искусства в раскрытии образного строя музыкальных произведений. Авторская песня. Гимн. Сатирическая песня. Городской фольклор. Бард. Спиричуэл и блюз. Импровизация. Ритм. Тембр. Джазовая обработка.

Знать и понимать:

  • Смысл понятий: богатство музыкальных образов; особенности драматургического развития музыкальных образов в вокальной и инструментальной музыке; развитие жанров светской музыки - романс; отечественная музыкальная культура 19 века: формирование русской классической школы; исполнение музыки как искусство интерпретации; выдающиеся российские и зарубежные исполнители; народное музыкальное творчество; основные жанры русской народной музыки (обрядовые песни); народные истоки русской профессиональной музыки; романтизм в западноевропейской музыке; образная природа и особенности русской духовной музыки в эпоху средневековья: знаменный распев как музыкально-звуковой символ Древней Руси; духовная и светская музыкальная культура России во второй половине XVII в. и XVIII в.; духовная музыка русских композиторов: хоровой концерт; стилевое многообразие музыки ХХ столетия: развитие традиций русской классической музыкальной школы; особенности западноевропейской музыки эпохи Барокко; взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки; бардовская песня; джаз.

  • Музыкальные термины: лирические, эпические, драматические образы; жанры вокальной музыки (песня, романс, баллада, баркарола, хоровой концерт, кантата); музыкальные формы (вариации, рондо, куплетная); особенности музыкальной формы (вступление, кода, реприза, рефрен); приемы развития музыки (повтор, контраст); жанры народных песен (обрядовые); жанры инструментальной музыки (сольная, ансамблевая, оркестровая); народное искусство Древней Руси (народные инструменты, напевы, наигрыши); русская духовная и светская музыка (знаменный распев, партесное пение, хоровое многоголосие, a capella, духовный концерт); духовная и светская музыка Западной Европы (хорал, токката, фуга, кантата, реквием); фактура музыки (гомофония, полифония); авторская песня (гимн, сатирическая песня, городской фольклор, бард); джаз (спиричуэл, блюз, импровизация, ритм, тембр, джазовая обработка).

  • Богатство музыкальных образов; особенности их драматургического развития в вокальной и инструментальной музыке;

  • Отечественная музыкальная культура 19 века: формирование русской классической школы - М.И. Глинка, С.В. Рахманинов;

  • Исполнение музыки как искусство интерпретации; выдающиеся российские исполнители: Ф.И.Шаляпин;

  • Народные истоки русской профессиональной музыки; народное музыкальное творчество. Основные жанры русской народной музыки (обрядовые песни);

  • Романтизм в западноевропейской музыке;

  • Образная природа и особенности русской духовной музыки в эпоху средневековья: знаменный распев как музыкально-звуковой символ Древней Руси;

  • Духовная и светская музыкальная культура России во второй половине XVII в. и XVIII в.;

  • Стилевое многообразие музыки ХХ столетия: развитие традиций русской классической музыкальной школы; (К.Орф), особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки;

  • Особенности западноевропейской музыки эпохи Барокко. Музыка И.С. Баха как вечно живое искусство, возвышающее душу человека);

  • Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства: бардовская песня, джаз.

Уметь:

  • Различать простые и сложные жанры вокальной, инструментальной, сценической музыки;

  • Характеризовать музыкальные произведения (фрагменты);

  • Определять жизненно-образное содержание музыкальных произведений различных жанров; различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы;

  • Наблюдать ха развитием музыкальных образов;

  • Анализировать приемы взаимодействия и развития образов музыкальных сочинений;

  • Владеть навыками музицирования: исполнение песен (народных, классического репертуара, современных авторов), напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных сочинений;

  • Разыгрывать народные песни;

  • Участвовать в коллективных играх-драматизациях;

  • Участвовать в коллективной деятельности при подготовке и проведении литературно-музыкальных композиций;

  • Инсценировать песни, фрагменты опер, спектаклей;

  • Воплощать в различных видах музыкально-творческой деятельности знакомые литературные и зрительные образы;

  • Называть отдельных выдающихся отечественных и зарубежных исполнителей, включая музыкальные коллективы и др.;

  • Ориентироваться в составе исполнителей вокальной музыки, наличии или отсутствии инструментального сопровождения;

  • Воспринимать и определять разновидности хоровых коллективов по манере исполнения;

  • Использовать различные формы музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов;

  • Анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;

  • Раскрывать образный строй музыкальных произведений на основе взаимодействия различных видов искусства;

  • Принимать участие в создании танцевальных композиций в джазовом стиле;

  • Выполнять инструментовку мелодий (фраз) на основе простейших приемов аранжировки музыки на элементарных и электронных инструментах;

  • Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека (на личном примере);

  • Приводить примеры преобразующего влияния музыки;

  • Сотрудничать со сверстниками в процессе исполнения классических и современных музыкальных произведений (инструментальных, вокальных, театральных и т.п.);

  • Исполнять музыку, передавая ее художественных смысл;

  • Оценивать и корректировать собственную музыкально-творческую деятельность;

  • Подбирать простейший аккомпанемент в соответствии с жанровой основой произведения;

  • Ориентироваться в джазовой музыке, называть ее отдельных выдающихся исполнителей и композиторов;

  • Участвовать в разработке и воплощении сценариев народных праздников, игр, обрядов, действ;

  • Находить информацию о наиболее значимых явлениях музыкальной жизни в стране и за ее пределами;

  • Подбирать музыку для проведения дискотеки в классе, школе и т.п.;

  • Составлять отзывы о посещении концертов, музыкально-театральных спектаклей и др.;

  • Выполнять задания из творческой тетради;

  • Защищать творческие исследовательские проекты (вне сетки часов).

  1. "Мир образов камерной и симфонической музыки" - 17 (18) часов

Жизненная основа художественных образов любого вида искусства. Воплощение времени и пространства в музыкальном искусстве, нравственных исканий человека. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки.

Прелюдия. Вальс. Мазурка. Полонез. Этюд. Музыкальный язык. Баллада. Квартет. Ноктюрн. Сюита.

Форма. Сходство и различия как основной принцип развития и построения музыки. Повтор (вариативность). Рефрен, эпизоды. Взаимодействие нескольких музыкальных образов на основе их сопоставления, столкновения, конфликта.

Синтезатор. Колорит. Гармония. Лад. Тембр. Динамика.

Программная музыка и ее жанры (сюита, вступление к опере, симфоническая поэма, увертюра-фантазия, музыкальные иллюстрации и др.). Пастораль. Военный марш. Лирические, драматические образы.

Обработка. Интерпретация. Трактовка.

Программная увертюра. Сонатная форма (ее разделы). Контраст, конфликт. Дуэт. Лирические образы.

Выдающиеся артисты балета. Образ-портрет. Массовые сцены. Контраст тем. Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка. Вокально-инструментальный ансамбль, хор, солисты. Вокальная музыка. Инструментальная музыка.

Знать и понимать:

  • Смысл понятий: своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки, камерная инструментальная музыка (прелюдия, этюд, ноктюрн, баллада), особенности западноевропейской музыки эпохи романтизма, особенности западноевропейской музыки эпохи барокко (зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством; жанр инструментального концерта), зарождение и развитие жанра инструментального концерта, разновидности и структура концерта, стилевое многообразие музыки ХХ века, выразительные возможности электромузыкального инструмента (синтезатор), развитие традиций русской классической музыкальной школы на примере творчества Г.В.Свиридова, особенности жанров симфонии и оркестровой сюиты, контраст как сопоставление внутренне противоречивых состояний, интерпретация и обработка классической музыки, классицизм в западноевропейской музыке, жанр программной увертюры, строение сонатной формы, контраст как конфликтное столкновение противоборствующих сил, воплощение литературного сюжета в программной музыке, обобщенные образы добра и зла, любви и вражды, взаимопроникновение и смысловое взаимодействие слова, музыки, сценического действия, хореографии и т.д., взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства (мюзикл, рок-опера, творчество отечественных композиторов-песенников).

  • Музыкальные термины: камерная инструментальная музыка (прелюдия, вальс, мазурка, полонез, этюд, баллада, квартет, ноктюрн), инструментальный концерт (форма, рефрен, эпизоды, солирующие инструменты), выразительность и изобразительность, тембры, синтезатор, колорит, гармония, симфоническая музыка (музыкальные иллюстрации, симфония, сюита, программная увертюра), балет, мюзикл, опера, рок-опера, образы киномузыки, вокальная музыка, сонатная форма (разделы), музыкальные образы (лирические, драматические).

  • Особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки;

  • Романтизм в западноевропейской музыке;

  • Развитие жанров светской музыки: камерная инструментальная;

  • Сравнительная характеристика особенностей восприятия мира композиторами;

  • Особенности западноевропейской музыки эпохи Барокко. Зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством;

  • Стилевое многообразие музыки ХХ столетия;

  • Классицизм в западноевропейской музыке;

  • Богатство музыкальных образов и особенности их драматургического развития контраст, конфликт) в вокальной, вокально-инструментальной, камерно-инструментальной, симфонической и театральной музыке;

  • Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства.

  • Уметь:

  • Соотносить основные образно-эмоциональные сферы музыки, специфические особенности произведений разных жанров;

  • Сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки;

  • Обнаруживать общность истоков народной и профессиональной музыки;

  • Выявлять характерные свойства народной и композиторской музыки;

  • Передавать в собственном исполнении (пении, игре на инструментах, музыкально-пластическом движении) различные музыкальные образы;

  • Анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства;

  • Инсценировать фрагменты популярных мюзиклов и рок-опер;

  • Называть имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их произведений;

  • Определять по характерным признакам принадлежность к соответствующему жанру и стилю - музыка классическая, народная, религиозная, современная;

  • Различать виды оркестра и группы музыкальных инструментов;

  • Осуществлять исследовательскую художественно-эстетическую деятельность;

  • Выполнять индивидуальные проекты, участвовать в коллективных проектах;

  • Импровизировать в одном из современных жанров популярной музыки и оценивать собственное исполнение;

  • Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность;

  • Заниматься самообразованием (совершенствовать умения и навыки самообразования);

  • Применять информационно-коммуникативные технологии для музыкального самообразования;

  • Использовать различные формы музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных произведений;

  • Защищать творческие исследовательские проекты (вне сетки часов).




Тематический план


№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

1

Мир образов вокальной и инструментальной музыки

16 (17)


  • Образы романсов и песен русских композиторов

5

  • Образы песен зарубежных композиторов

2

  • Образы русской народной и духовной музыки

4

  • Образы духовной музыки Западной Европы

4

  • Авторская песня: прошлое и настоящее

1

  • Джаз - искусство XX века

1

2

Мир образов камерной и симфонической музыки

17 (18)

  • Вечные темы искусства и жизни. Образы камерной музыки

5

  • Образы симфонической музыки

2

  • Симфоническое развитие музыкальных образов

2

  • Программная увертюра

4

  • Мир музыкального театра

3

  • Образы киномузыки

2

Итого

34 (35)

Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса

  • размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах ее воплощения;

  • творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально- ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности;

  • понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки, литературы, изобразительного искусства, театра, кино и др.);

  • находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства;

  • участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации, игре на инструментах);

  • передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме;

  • развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования: формирование фонотеки, библиотеки, видеотеки, самостоятельная работа в творческих тетрадях, посещение концертов, театров и др.;

  • проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической жизни класса, школы.

Формы контроля


Раздел

Всего часов

Контрольные работы

(общее количество часов)

Практическая часть

Тест

Письменный опрос

Практические работы

(работа по карточке)

1 четверть

Мир образов вокальной и инструментальной музыки

12

1

1

4

2 четверть

Мир образов вокальной и инструментальной музыки

6

1


1

3 четверть

Мир образов камерной и симфонической музыки

5

1

1

4

4 четверть

Мир образов камерной и симфонической музыки

12

1

2

4

Всего:

34 (35)

4

4

13

Критерии и нормы оценки знаний


По пятибалльной системе оценки знаний оценивается:

1.Проявление интереса к музыке, непосредственный эмоциональный отклик на неё.

2.Высказывание о прослушанном или исполненном произведении, умение пользоваться прежде всего ключевыми знаниями в процессе живого восприятия музыки.

3.Рост исполнительских навыков, которые оцениваются с учётом исходного уровня подготовки ученика и его активности в занятиях.

Также оцениваются следующие виды деятельности учащихся:

1.Работа по карточкам (знание музыкального словаря).

2.Кроссворды.

3.Рефераты и творческие работы по специально заданным темам или по выбору учащегося.

4.Блиц-ответы (письменно) по вопросам учителя на повторение и закрепление темы.

5.«Угадай мелодию» (фрагментарный калейдоскоп из произведений, звучавших на уроках или достаточно популярных).

6.Применение широкого спектра творческих способностей ребёнка в передаче музыкальных образов через прослушанную музыку или исполняемую самим ребёнком (рисунки, поделки и т.д.)

7.Ведение тетради по музыке.

8.Проектная деятельность.

Баллы

Уровни усвоения учебного материала

Слушание музыки

Хоровое пение

"5" - отлично

дан правильный и полный ответ, включающий характеристику содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности, ответ самостоятельный.

-знание мелодической линии и текста песни;

-чистое интонирование и ритмически точное исполнение;

-выразительное исполнение.

"4" - хорошо

ответ правильный, но неполный: дана характеристика содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности с наводящими(1-2) вопросами учителя.

-знание мелодической линии и текста песни;

-в основном чистое интонирование, ритмически правильное;

-пение недостаточно выразительное.

"3" - удовлетворительно

ответ правильный, но неполный, средства музыкальной выразительности раскрыты недостаточно, допустимы несколько наводящих вопросов учителя.

-допускаются отдельные неточности в исполнении мелодии и текста песни;

-неуверенное и не вполне точное, иногда фальшивое исполнение, есть ритмические неточности;

-пение невыразительное.

"2" - неудовлетворительно

ответ обнаруживает незнание и непонимание учебного материала.

-исполнение неуверенное, фальшивое.



Календарно-тематический план 6 класс

Планируемая дата

Факти

ческая дата

Тема урока

(тип урока)

Кол-во часов

Основные виды деятельности обучающихся

Планируемые результаты

Предметные УУД

Метапредмет-ные УУД

Личностные УУД

МИР ОБРАЗОВ ВОКАЛЬНОЙ И ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЙ МУЗЫКИ- 18 часов


1

05.09

Удивительный мир вокальных образов (вводный)

1

Что роднит музыкальную и разговорную речь? (интонация)

Мелодия- душа музыки

Музыкальный образ- это живое обобщенное представление о действительности, выраженное в музыкальных интонациях. Классификация музыкальных жанров: вокальная и инструментальная музыка.

-«гори, гори, моя звезда « П.Булахова, В.Чуевского;

-«Красный сарафан» А.Варламова , Н.Цыганова

-« Мама» из вокально-инструментального цикла «Земля» В.Гаврилина, В Шульгина

Знать

-что роднит музыку и разговорную речь;

-классификацию музыкальных жанров.

Уметь приводить примеры различных музыкальных образов

Различать простые и сложные жанры вокальной, инструментальной, сценической музыки.

Анализировать приемы взаимодействия и развития образов музыкальных сочинений.

2

12.09

Образы романсов и песен русских композиторов (Расширение и углубление знаний)

1

Расширение представлений о жанре романса.

Взаимосвязь разговорных и музыкальных интонаций в романсах. Триединство «композитор-исполнитель-слушатель»

-романс «Жаворонок» для ф-но с голосом М.И.Глинки, Н.Кукольника

-« Горные вершины» А.Варламова и А.Рубенштейна;

-« Колокольчик А.Гирилева, И.Макарова

-« Мама» из вокально-инструментального цикла «Земля» В.Гаврилина, В Шульгина

Знать понятия: романс;

-способы создания различных образов: музыкальный портрет и бытовая сцена ( монолог, диалог)

Уметь определять, в чем проявляется взаимосвязь разговорных и музыкальных интонаций

Характеризовать музыкальные произведения (фрагменты). за развитием музыкальных образов.

Владеть навыками музицирования: исполнение песен (народных, классического репертуара, современных авторов), напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных сочинений.

3

19.09

Два музыкальных посвящения (Сообщение и усвое-ние новых знаний)

1

Знакомство с шедеврами: вокальной музыки- романсом «Я помню чудное мгновенье»; инструментальной музыки- «Вальсом-фантазией». Своеобразие почерка композитора М.Глинки

-романс «Я помню чудное мгновенье» М.И.Глинки, А.С.Пушкина

-«Вальс, Фантазия» М.И.Глинки

-песня «В горнице» И.Морозова, Н.Рубцова

Уметь проводить интонационно-образный анализ музыкальных произведений;

-определять приемы развития, форму музыкальных произведений

Инсценировать песни, фрагменты опер, спектаклей.

Вопло-щать в различных видах музы- кально-творческой деятельности знакомые литератур-ные и зрительные образы.

Называть отдельных выдающихся отечествен-ных и зарубежных исполнителей

4

26.09

Портрет в живописи (Расширение и углубление знаний)

1

Романс «Я помню чудное мгновенье» и «Вальс-фантазия» М.И.Глинки. Влияние формы и приемов развития на отражение содержания этих сочинений. Портрет в музыке и изобразительном искусстве

-«Вальс-фантазия» М.И.Глинки

-песня «В горнице» И.Морозова, Н.Рубцова

Уметь объяснять, как форма и приемы развития музыки могут раскрывать образы сочинений;

-выявлять своеобразие почерка композитора М.И.Глинки

Ориентироваться в составе исполнителей вокальной музыки, наличии или отсутствии инструментального сопровождения.

Воспринимать и определять разновидности хоровых коллективов по манере исполнения.

5

03.10

«Уноси мое сердце в звенящую даль…» (Сообщение и усвое-ние новых знаний)

1

Жизнь и творчество С.В.Рахманинова. Знакомство с миром образов музыки композитора на примере романса «Сирень». Роль мелодии и аккомпанемента. Исполнительские интерпретации

-романс «Здесь хорошо» С.В.Рахманинова

-песня В горнице» И.Морозова, Н.Рубцова

Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки;

-сравнивать исполнительские интерпретации

Использовать различные формы музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов.

Анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора.

6

10.10

Музыкальный образ и мастерство исполнителя (Сообщение и усвое-ние новых знаний)

1

Жизнь и творчество Ф.И.Шаляпина. мастерство исполнителя и мир музыкальных образов. Сопоставление образов музыки и изобразительного искусства

-песня в исполнении Ф Шаляпина: «Песня Галицкого» А.Бородина, «Песня Варлама» М.П.Мусоргского, «Два Гренадера» Ф.Шумана, «Блоха», «Вдоль по питерской», «Дубинушка», русские народные песни.

-песня В горнице» И.Морозова, Н.Рубцова

Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки;

-сравнивать музыкальные интонации с интонациями картин художников

Разыгрывать народные песни.

Участвовать в коллективных играх- драматизациях.

Раскрывать образный строй музыкальных произведений на основе взаимодействия различных видов искусства

7

17.10

Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов (Сообщение и усвое-ние новых знаний)

1

Поэтизация быта и жизненного уклада русского народа на основе одного из обрядов- старинной русской свадьбы( в том числе включенной в оперный жанр)

-русские народные песни: « Матушка, что во поле пыльно» обр. И.М.Матвееав, «Весна»

-«Плывет лебедушка» , хор из опреы «Хованщина» М.П.Мусоргского

-«На море утушка купалась» р.н.свадебная песня

Знать

- особенности народной музыки и жанры народной песни

Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки;

-чисто интонировать мелодии русских народных свадебных песен и фрагментов хоров из опер

Разыгрывать народные песни.

Участвовать в коллективных играх- драматизация

Принимать участие в создании танцевальных и вокальных композиций в джазовом стиле.

8

24.10

Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения (Сообщение и усвое-ние новых знаний)

1

Знакомство с вокальным стилем бельканто. Освоение вокального и инструментального жанров -баркаролы. Знакомство с выдающимися именами исполнителей бельканто, отечественными и зарубежными

-«Песня венецианского гондольера» Ф.Мендельсона

-«Серенада» Ф Шуберта

-песня «Огромное небо» О.Фельцмана, Р.Рождественского

Знать понятия: бельканто

Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека (на личном примере).

Исполнять музыку, передавая ее художествен-ный смысл.

9

31.10

Мир старинной песни (Сообщение и усвоение новых знаний)

1

Знакомство с жизнью и творчеством Ф. Шуберта. Освоение нового вокального жанра- баллады. Выявление средств выразительности разных видов искусства ( литературного, музыкального и изобразительного) в создании единого образа

-«Баркарола» Ф.Шуберта

-баллада «Лесной царь» Ф.Шуберта, И.Гете

-песня Огромное небо» О.Фельцмана, Р.Рождественского

Знать основные моменты из жизни и творчества Ф.Шуберта;

-понятие баллада

Уметь определять приемы развития музыкального произведения;

Выявлять средства выразительности и изобразительности музыкальных произведений;

-сравнивать интонации музыкального, живописного и литературного произведений

Приводить примеры преобразующего влияния музыки.

эстетические потребности, ценности и чувства

10

07.11

Народное искусство Древней Руси (Расширение и углубление знаний)

1

Особенности развития народной музыки Древней Руси. Связи русского музыкального фольклора с жизнью человека. Роль музыки в народных праздниках . Скоморохи- странствующие актеры. Жанры и формы народной музыки. Музыкальный язык, инструменты, современные исполнители народных песен

-концерт для ф-но с оркестром №1 П.И.Чайковского

-« Пляска скоморохов» из опреы «Снегурочка» Н.А.Римского-Корсакова

-русский народный инструментальный наигрыш «Во кузнице»

-«Комара женить мы будем» р.н.п.

Знать

Особенности развития народной музыки, ее жанры и формы;

-особенности музыкального языка народных песен;

-роль народной музыки в жизни человека;

-кто такие скоморохи

Участвовать в коллективной деятельности при подготовке и проведении литературно-музыкальных композиций.

Эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.

11

14.11

Русская духовная музыка (Сообщение и усвоение новых знаний)

1

Особенности развития духовной (церковной) музыки в Древне Руси в историческом контексте. Различные жанры церковного пения. Знакомство с новым жанром-хоровым концертом. Знакомство с жизнью и творчеством М.С.Березовского

-«Не отвержи мене во время старости» духовный концерт М.Березовского

-«Да исправится молитва моя» П.Чеснокова

Знать основные этапы развития духовной музыки;

-понятия: знаменный распев, партесное пение и а капелла, унисон, духовный концерт

Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки;

Составлять и находить общее в интонациях музыкальных произведений (мелодий)

Сотрудничать со сверстниками в процессе исполнения классических и современных музыкальных произведений (инструментальных, вокальных, театральных и т. п.).

Эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.

12

21.11

В.Г.Кикта. «Фрески Софии Киевской» (Расширение и углубление знаний)

1

Углубленное знакомство с концертной симфонией В.Кикты «Фрески Софии Киевской»

Концертная симфония для арфы с оркестром

-песня « Будь со мною» Е.Крылатова Ю.Энтина

Знать понятия: фреска, орнамент;

Уметь узнавать инструменты, исполняющие основные темы;

-определять приемы развития и музыки, ее форму

Оценивать и корректировать собственную музыкально-творческую деятельность.


  • чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России,

13

28.11

Симфония «Перезвоны» В.Гаврилина. Молитва (Расширение и углубление знаний)

1

Углубление знакомства с хоровой симфонией-действом «Перезвоны» В.Гаврилина. Жанр молитвы в музыке отечественных композиторов. Выявление глубоких связей композиторской музыки с народным творчеством

-«Перезвоны» симфония-действо В.А.Гаврилина

-«Молитва Франсуа Виньона» Б.Окуджавы

Знать понятия : хор, солист, симфония, ударные инструменты

Уметь проводить

интонационно-образный анализ музыки;

выявлять средства музыкальной выразительности, особенности музыкального языка жанра молитва

Подбирать простейший аккомпанемент в соответствии с жанровой основой произведения

осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;

14

05.12

«Небесное и земное» в музыке И.С.Баха (Расширение и углубление знаний)

1

Мир музыки И.С.Баха: светское и церковное искусство. Особенности полифонического изложения музыки, стиля барокко, жанров токкаты, фуги, хорала

-органная токката и фуга ре минор И.С.Баха

-«Молитва Франсуа Виньона» Б.Окуджавы

Знать особенности творчества И.С.Баха, стиля барокко;

-понятия: токката, фуга, хорал, полифония

Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки

Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека (на личном примере).

Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

15

12.12

Образы скорби и печали (Расширение и углубление знаний)

1

Углубленное понимание особенностей языка западноевропейской музыки на примере вокально-инструментальных жанров кантаты, реквиемы. Образцы скорби и печали в религиозной музыке Дж. Перголези и « Реквием» В.А.Моцарта

-«Реквием» В.А.Моцарта

-«Кармина Бурана» К.Орфа

-песня «из вагантов» Д.Тухманова, Л.Гинзбурга

Знать основные факты из жизни и творчества В.А.Моцарта и Дж.Перголези, связанные с написанием кантаты и реквиема;

Понятия: кантата, реквием, полифония

Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки

Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека (на личном примере).

Усвоение традицион-ных ценностей многонационального российского общества;

16

19.12

«Фортуна правит миром» (Сообщение и усвоение новых знаний)

1

Знакомство со сценической кантатой К.Орфа «Кармина Бурана»

Знать особенности творчества К.Орфа;

-понятие фортуна;

- кто такие ваганты.

Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки

Приводить примеры преобразующего влияния музыки.

Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

17

26.12

Авторская песня: прошлое и настоящее (Сообщение и усвоение новых знаний)

1

История развития авторской пенси от Средневековья и до нашего времени. Жанры, особенности и исполнители авторской песни

гимн «Гаудеамус»

-песня Из вагантов» Д.Тухманова Л.Гинсбурга

- песни современных бардов «Я не люблю» В.Высоцкого

-«пока горит свеча» А.макаревича, « Милая моя» Ю.Визбора

Знать историю развития авторской песни ;

-особенности и жанры авторской песни

Уметь называть имена исполнителей авторской песни

Исполнять отдельные образцы народного музыкального творчества своей республики, края, региона.

Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

18

16.01

Джаз- искусство ХХ века (Сообщение и усвоение новых знаний)

1

История развития джазовой музыки, ее истоки . джазовые импровизации и обработки. Взаимодействие легкой и серьезной музыки

-«Колыбельная клары», « Любимый мой» Дж.Гершвина

-песня «Старый рояль» М.Минкова, Д.Иванова

Знать историю развития джаза;

-отличительные особенности блюза и спиричуэла

-понятия: импровизация, обработка

Уметь называть имена джазовых музыкантов

Ориентироваться в джазовой музыке, называть ее отдельных выдающихся исполнителей и композиторов.

Анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства.


МИР ОБРАЗОВ КАМЕРНОЙ И СИМФОНИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ - 17 часов

19

23.01

Вечные темы искусства и жизни (Вводный Расширение и углубление новых знаний )

1

Единая основа всех искусств - жизнь. Виды музыкальных произведений по способу исполнения и условиям исполнения и восприятия. Программная и непрограммная музыка. Принципы музыкального развития

- музыка Ф.Шопена:

-Этюд№12

-Прелюдия№24,7

-полонез ля мажор

-песня «Баллада о гитаре и трубе» Я.Френкеля, Ю.Левитанского

Знать понятия

Вокальная и инструментальная музыка;

-камерная и симфоническая музыка;

-программная и непрограммная музыка;

Сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки.

Обнаружи-вать общность истоков народной и профессиональной музыки.

20

30.01

Могучее царство Ф.Шопена (Сообщение и усвоение новых знаний)

1

Творческий облик Ф.Шопена, широта его взглядов на мир. Истоки творчества композитора. Контраст музыкальных образов, воплощенных в различных жанрах фортепианной миниатюры. Инструментальная баллада -жанр романтического искусства

-баллада №1соль минор, Этюд№12 Ф.Шопена;

-песня «Баллада о гитаре и трубе» Я.Френкеля, Ю.Левитанского

Знать основные моменты творчества Ф.Шопена, повлиявшие на создание тех или иных музыкальных произведений;

-различные жанры фортепианной миниатюры

Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки

Выявлять характерные свойства народной и композиторской музыки.

Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений, используя приемы пластического интонирования, музыкально-ритмического движения, импровизации.

21

06.02

Ночной пейзаж (Расширение и углубление новых знаний )

1

Жанр камерной музыки- ноктюрн. Образы «Ночной музыки». Музыка- выражение личных чувств композитора. Картинная галерея

-Ноктюрн из «Квартета№2» А.Бородина

- песня «Баллада о гитаре и трубе» Я.Френкеля, Ю.Левитанского

Знать понятие ноктюрн

Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки

Передавать в собственном исполнении (пении, игре на инструментах, музыкально-пластическом движении) различные музыкальные образы.

Анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства.

22

13.02

Инструменталь-ный концерт (Сообщение и усвоение новых знаний)

1

Зарождение и развитие жанра камерной музыки- инструментального концерта.

Различные виды концерта, программная музыка. А.Вивальди «Весна» И.С.Бах «Итальянский концерт» . Особенности стиля барокко

-«Весна», «Зима» из цикла «Времена года» А.вивальди

-«Итальянский концерт» И.С.Баха

-песня «Как здорово…» О.Митяева

Знать понятие инструментальный концерт;

-особенности стиля барокко.

Уметь называть полные имена композиторов: А.Вивальди, и И.С.Бах;

Проводить интонационно-образный анализ музыки;

-определять форму, сопоставлять поэтические и музыкальные произведения

Анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литературы и изобразительно-го искусства

Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений, используя приемы пластическо-го интонирования, музыкально-ритмического движения, импровизации.

23

20.02

Космический пейзаж (Сообщение и усвоение новых знаний)

1

Знакомство с «новым звуковым миром» через произведения Ч.Айвза «Космический пейзаж» и Э.Н. Артемьева «Мозаика». Мир космических образов. Выразительные возможности электромузыкальных инструментов

-«Космический пейзаж» Ч.Айвза

-композиция «Мозаика» Э.Артемьева

Знать понятия синтезатор

Уметь называть полные имена композиторов. Проводить интонационно-образный анализ музыки.

Определять по характерным признакам принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю - музыка классическая, народная, религиозная, современная.

Различать виды оркестра и группы музыкальных инструмен-тов.

24

25

26

27.02

05.03

12.03

Образы симфонической музыки (Сообщение и усвоение новых знаний )

3

Знакомство с музыкальными иллюстрациями Г.В.Свиридова к повести А.С.Пушкина «Метель». Широкие связи музыки и литературы. Возможности симфонического оркестра в раскрытии образов литературного произведения. Стиль композитора Г.В.Свиридова

-фрагменты музыкальных иллюстраций Г.В.Свиридова к повести А.С.Пушкина «Метель» : « Тройка», « Вальс»,

« Весна и осень», «Романс», « Пастораль».

-песня «Не уходи» Н.Зубова

-песня «Как здорово…» О.Митяева

Уметь называть полное имя композитора:

- проводить интонационно-образный анализ музыки;

-определять форму, приемы развития музыки, тембры;

Анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства.

Осуществлять исследовате-льскую художественно-эстетическую деятельность.


27

19.03

Симфоническое развитие музыкальных образов (Сообщение и усвоение новых знаний)

1

Основной принцип музыкального развития-сходство и различие. Основной прием симфонического развития музыки - контраст.

Построение музыкальной формы. Жанры симфония, сюита; чувство стиля и мир образов музыки композитора на примере Симфонии №40 В.А.Моцарта и оркестровой сюиты №41 П.И.Чайковского

-симфония №40 В.А.Моцарта

-«Аве верум» В.Моцарта

-«Моцартиана» оркестровая сюита №4 П.И.Чайковского

Знать понятия

Увертюра, программная музыка;

-строение сонатной формы

Уметь называть полное имя композитора;

- проводить интонационно-образный анализ музыки Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений, используя приемы пластического интонирования, музыкально-ритмического движения, импровизации.

Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений, используя приемы пластического интонирования, музыкально-ритмического движения, импровизации.

Оценивать собственную музыкальнотворческую деятельность

28

09.04

Программная увертюра Л.Бетховена «Эгмонт» (Сообщение и усвоение новых знаний)

1

Знакомство с жанром программной увертюры на примере увертюры Л.Бетховена «Эгмонт». Сонатная форма. Мир героических образов увертюры «Эгмонт»

-увертюра «Эгмонт» Л.Бетховена

-песня Ольховая сережка» Е. Крылатова, Е. Евтушенко

Знать понятия: увертюра, программная музыка;

-строение сонатной формы

Уметь выявлять общие черты в средствах выразительности музыки и изобразительного искусства

Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений, используя приемы пластического интонирования, музыкально-ритмического движения, импровизации.

Заниматься самообразованием (совершенствовать умения и навыки самообразования).

29

30

16.04

23.04

Увертюра-фантазия П.И.Чайковского «Ромео и Джульетта» (Сообщение и усвоение новых знаний)

2

Продолжение знакомства с жанром программной увертюры на примере увертюры-фантазии П.И.Чайковского «Ромео и Джульетта». Сонатная форма. Мир драматических образов увертюры-фантазии

-увертюра-фантазия « Ромео и Джульетта» П.И.Чайковского

-песня «Слова любви» Н.Рота, Л.Дербенева из к/ф «Ромеол и Джульетта»

Знать понятия:

Увертюра, программная музыка;

-строение сонатной формы

Уметь называть полное имя композитора;

- проводить интонационно-образный анализ музыки

Анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства.

Заниматься самообразованием (совершенствовать умения и навыки самообразования).

31

32

33

30.04

07.05

14.05

Мир музыкального театра (Сообщение и усвоение новых знаний)

3

Интерпретация литературного произведения в музыкально-театральных жанрах: балете С.С.Прокофьева «Ромео и Джульетта», мюзикле Л.Бернстайна «Вестсайдская история», опере К.В.Глюка, рок-опере А.Б. Журбина «Орфей и Эвридика».

Знать понятия: опера, балет, мюзикл, ария, хор, ансамбль, солисты Взаимодействие слова, музыки, сценического действия, изобразительного искусства, хореографии, «легкой» и серьезной музыки

-Уметь называть полные имена композиторов

-проводить интонационно-образный анализ музыкальных произведений

Инсценировать фрагменты популярных мюзиклов и рок-опер.

Называть имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их произведений.

Применять информационно-коммуникационные технологии для музыкального самообразования

34

35

21.05

28.05

Образы киномузыки (Расширение и углубление новых знаний обобщение знаний)

2

Продолжение воплощения сюжета трагедии В.Шекспира «Ромео и Джульетта» в киномузыке

Обобщение знаний о различных жанрах музыки в фильмах отечественного кинематографа

Знать понятия: вокальная и инструментальная музыка

Уметь

-проводить интонационно-образный анализ

-определять форму музыкального произведения

Импровизиро-вать в одном из современных жанров популярной музыки и оценивать собственное исполнение.

Применять информационно-коммуникационные технологии для музыкального самообразования



Учебно-методическое и материально - техническое обеспечение образовательного процесса

Учебно-методический комплект ориентирован на использование

  • Учебник «Музыка» 6 класс Критская Е.Д., Сергеева Г.П., М. «Просвещение», 2013.

  • Фонохрестоматия «Музыка» 6 класс М. «Просвещение», 2007.

  • Методическое пособие «Музыка 5-6 класс» Критская Е.Д., Сергеева Г.П., М. «Просвещение», 2005.

  • Мультимедийная программа «Музыкальный класс» 000 «Нью Медиа Дженерейшн».,

  • Мультимедийная программа «Музыкальные инструменты» 000 «Нью Медиа Дженерейшн»,

  • Единая коллекция - collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164

  • Российский общеобразовательный портал - music.edu.ru/

  • Детские электронные книги и презентации - viki.rdf.ru/

  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов- fcior.edu.ru/

Учебно-методический комплект «Музыка. 6 класс» авторов Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, на основе Программы "Музыка. 5 - 7 классы", авторы: Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, (М., Просвещение, 2011).


  • «Методическое пособие «Музыка 5-6 классы», методическое пособие для учителя М., Просвещение, 2005г.

  • «Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка» 6 класс», М., Просвещение, 2004г.

  • Фонохрестоматия для 6 класса 2 СD (mp 3), М., Просвещение, 2012 г.

  • Учебник «Музыка. 6 класс», М., Просвещение, 2011г.

  • Творческая тетрадь "Музыка. 6 класс", М., Просвещение, 2011г.


Список научно-методической литературы.

Список литературы.

  1. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. - М., Просвещение, 1983.-112с.

  2. Агапова И.А., Давыдова М.А. Лучшие музыкальные игры для детей.- М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2006.- 224с.

  3. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях.- М., Академия, 2002.-416с.

  4. Булучевский Ю. Краткий музыкальный словарь для учащихся.- Ленинград, Музыка, 1989.-144с.

  5. Веселые уроки музыки /составитель З.Н. Бугаева/. - М., Аст, 2002.-383с.

  6. Григорович В.Б. Великие музыканты Западной Европы.- М., Просвещение, 1982.-224с.

  7. Гуревич Е.Л. История зарубежной музыки.- М., Академия,1999.-320с.

  8. Детская музыкальная энциклопедия "Музыка".- М., Астрель АСТ, 2003.-449с.

  9. Дмитриева Л.Г. Н.М.Черноиваненко. Методика музыкального воспитания в школе.- М., Академия, 2000.-240с.

  10. Евтух Е. В. Интернет-ресурсы для учителя музыки: Методическая рекомендация. - Электронный ресурс. -7с. .

  11. Золина Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением. - М.: Глобус, 2008.- 176с

  12. Информационные технологии в образовании. - Интернет-ресурс physics.herzen.spb.ru/teaching/materials/gosexam/b25.htm

  13. Кабалевский Д.Б. Про трех китов и про многое другое. Книжка о музыке.- М., Детская литература, 1972. -224с.

  14. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. - М., Просвещение, 1989.-192с.

  15. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке. - М., Просвещение, 1989.-191с.

MULTIMEDIA - поддержка предмета

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов - fcior.edu.ru/

  1. Российский общеобразовательный портал - music.edu.ru/

  2. Детские электронные книги и презентации -viki.rdf.ru/

  3. Виртуальный музей музыкальных инструментов - music-instrument.ru/

  4. Сайт "Классическая музыка online" - classic-online.ru/

  5. Интернет - коллекция произведений изобразительного искусства Google Art Project - googleartproject.com/ru/collections/

  6. Сайт "Классическая музыка" - classic.chubrik.ru/

  7. Интернет - ресурс "Мировая картинная галерея" - wga.hu/

  8. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2009г.»

Компьютерное программное обеспечение

  1. Операционная система Windows XP/ 7

  2. Офисный пакет программ Microsoft Office

  3. Программа чтения файлов формата PDF Adobe Reader

  4. Аудиоредактор Audacity

1


© 2010-2022