• Преподавателю
  • Музыка
  • Статья на тему: Технология развития процессов восприятия музыкальных произведений

Статья на тему: Технология развития процессов восприятия музыкальных произведений

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Онищенко С.Б.,

учитель музыки и МХК

МБОУ гимназия №4 , г. Пятигорск


Технология развития процессов восприятия музыкальных произведений

Федеральный государственный стандарт нового поколения для общеобразовательной школы основан на концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности. Приоритетной становится цель: научить учиться и учиться успешно.

ФГОС ориентирует учителя на новые образовательные результаты, акцент смещается с передачи знаний на формирование и развитие умений ими пользоваться. Важное место при этом отводится раскрытию личности ребенка, его способностей и талантов, поэтому в данном контексте содержание предмета «Музыка» становится особенно актуальным, ведь творческое развитие ребенка, теснейшим образом связано с искусством и, в частности, с музыкой.

Учебный предмет «Музыка», являясь неотъемлемым звеном в системе общего образования, имеет свои особенности. Урок музыки трактуется в музыкальной педагогике как урок искусства. Благодаря особенностям музыки как вида искусства, она играет особую роль в нравственно-эстетическом развитии и воспитании. В этом возможности музыкального искусства велики. Внимание на уроках музыки акцентируется не только на введении в многообразный мир музыки, но и на понимание неразрывной связи музыки и жизни, формирование культуры мировосприятия.

Музыка, как и любой другой вид искусства, отражает духовно-нравственный опыт человечества. Вечные темы искусства и жизни: добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть, война и мир, отношение к Отечеству, матери; поиски ответов, что есть красота и истина; освоение понятий общечеловеческих ценностей весьма важны для формирования личностных качеств ребенка.

Освоение музыки как духовного наследия предполагает формирование основ музыкальной культуры и опыта эмоционально-образного восприятия, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности, приобретение знаний и умений и овладение универсальными учебными действиями.

В то же время при изучении музыки закладываются основы систематизации, классификации явлений, алгоритмов творческого мышления на основе восприятия и анализа музыкальных художественных образов, что определяет развитие памяти, фантазии, воображения учащихся, приводит их к поиску нестандартных способов решения проблем, а данные способности необходимы в любой сфере человеческой деятельности.

Исходя из принципа, научить учиться и учиться успешно, необходимо остановиться на способностях, делающих учебную деятельность учащихся более успешной. Так И.Г.Песталоцци выделял три основных способности, определяющих сущность человеческой личности - способность мыслить, способность создавать и способность чувствовать. Эти способности как нельзя лучше подходят для успешной деятельности, связанной с искусством и, в частности, с музыкой. Помимо этого необходимо выделить и чисто музыкальные способности, определяющие успех учебных занятий: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма, эмоциональную отзывчивость на музыку, музыкальную память, музыкальное мышление, музыкальное воображение, творческие способности.

Опыт работы в школе показал, что одним из эффективных способов развития музыкальных способностей детей, повышения их мотивации к учебной деятельности, расширения их творческих возможностей является обучение, основанное на активном вовлечении учащихся в практическую музыкальную деятельность.

Особая роль принадлежит восприятию музыки. Это ведущий вид музыкальной деятельности, являющийся основой всех остальных: хорового пения, музыкально-ритмической деятельности, инструментального музицирования. Не случайно одной из главных задач реализации содержания музыкального образования стоит раскрытие способности к художественно-образному, эмоционально осознанному личностно окрашенному целостному восприятию произведений музыкального искусства. И решению этой задачи мне помогает опора на технологию развития процессов восприятия музыкальных произведений.

Преимущество использования этой технологии заключается в том, что она связана со всеми видами музыкально-практической деятельности учащихся. Цель этой технологии - накопление учащимися интонационного опыта восприятия высокохудожественных произведений музыкального искусства и развитие эмоциональной отзывчивости, что является необходимым условием формирования основ музыкальной культуры детей.

Музыкальное восприятие - это сложный процесс, в основе которого лежит способность слышать, переживать музыкальное содержание как художественно-образное отражение действительности. Музыка воздействует комплексом выразительных средств. Это - мелодия, лад, тембр, темп, динамика, метроритм. Они передают настроение, вызывают ассоциации с жизненными явлениями, переживаниями. Слушать музыку так, чтобы слышать ее - это сложная работа сердца, ума и особое творчество. И на качество восприятия музыки могут влиять разные факторы.

На первоначальном этапе развития процессов восприятия я даю возможность усвоить учащимися правило полноценного восприятия музыкальных произведений: «слушать музыку в тишине, как в концертном зале». Все впечатления, размышления о музыке могут прозвучать только, когда отзвучит последний звук произведения. Это очень важный организационный фактор.

Не менее важны и методические факторы. Это и позитивный настрой на слушание, в котором громадную роль играет слово учителя. Оно должно быть образным, эмоционально окрашенным, но по возможности кратким (главная роль принадлежит самой музыке) и с обязательной целевой установкой на восприятие. Это и актуализация музыкального опыта детей, подключение различного рода ассоциаций (литературных, живописных).

Так же важно учитывать и социальные факторы в формировании способности учащихся воспринимать музыку. Это влияние средств массовой информации, использование компьютерных технологий, сети Интернет, посещение спектаклей и музыкальных концертов и т.п.

Развивая навыки восприятия музыки на уроке, важно включить учащихся в процесс активного сотворчества и сопереживания идеям и образам, заложенным композитором в произведении. Существует определенная последовательность формирования навыка восприятия музыкальных произведений - от начального проявления эмоционального отклика на музыку, через осознание выразительных элементов музыкальной речи и комплекса выразительных средств, к пониманию содержания произведения.

Эмоциональное и осознанное восприятие музыки наиболее полно формируется в процессе использования методики интонационно-образного и жанрово-стилевого анализа музыкальных произведений и предполагает опору на выявление жанровых и стилевых признаков музыкальных произведений. Развитие опыта слежения за развитием интонации, осознание ее смысла в содержании произведения, формирование словаря эмоциональных переживаний.

Для умения воспринимать серьезное музыкальное произведение необходимо иметь достаточный уровень развития специальных музыкальных способностей - слуха, памяти, мышления, воображения. Все они развиваются в процессе целенаправленной музыкальной деятельности: хоровом пении, прослушивании уже знакомых произведений, изучении творчества композиторов, ритмике.

Особая роль здесь принадлежит союзу музыки и движения. Посредством музыки и движения у детей развивается эмоциональная отзывчивость на музыку, активизирует чувство ритма, творческие способности, формируются навыки коллективных действий. На ранних стадиях развития музыкального восприятия большую роль играют внешние движения: показ рукой при пении высотных соотношений звуков, движение и игры под музыку.

На своих уроках я использую различные виды ритмических движений: элементы танцевальных движений, свободное дирижирование, имитацию игры на музыкальных инструментах, приемы драматизации и театрализации музыкальных произведений. Для большинства детей естественным является восприятие музыки через движение, они любят двигаться под музыку и быстрее запоминают именно ту музыку, которая связана с движением, что помогает активизировать музыкальное восприятие детей.

Одним из эффективных способов активизации восприятия музыки, который я использую на уроках, является «пластическое интонирование». Этот метод направлен на освоение способов «активного слушания». Метод связан с именами таких педагогов, как В.Коэн, Д.Б.Кабалевский, Т.Вендерова.

Особенностью данного метода является целостное восприятие музыки ребенком через моторику своего тела. С самого раннего возраста реакция детей на музыку всегда эмоционально двигательная. Привлечение движений помогает активизировать у школьников восприятие музыки, выявлять ее интонационно-образное содержание через жест, характерные обобщенные движения. При помощи пластики можно передать настроение, характер музыки, ее отдельных выразительных средств. В пластическом интонировании происходит своего рода синтез слушания и исполнения, направленный, в конечном счете, на развитие музыкального восприятия. Любой жест, движение становятся формой эмоционального выражения содержания. Многим учащимся на первоначальном этапе развития навыков восприятия намного легче выразить характер музыки через жест, движение, чем передать словами.

Приемы пластического интонирования включают: звукоподражание; игры «Зеркало» и «Эхо»; пластическое рисование музыки; моделирование жестами ритмической выразительности музыки; свободное дирижирование; использование танцевальных движений, пластические импровизации.

В пластическом интонировании наглядно проявляется и индивидуальный творческий процесс, характер восприятия каждого учащегося. Особое значение данный вид деятельности имеет для детей с недостаточно развитым звуковысотным слухом, со слабой координацией слуха и голоса.

Активное вовлечение школьников в различные виды музыкально-практической деятельности на уроке музыки способствует развитию их музыкальных способностей и решению одной из главных задач музыкального воспитания - развитию навыков эмоционально осознанного восприятия, и необходимым условием формирования основ музыкальной культуры.






















:










© 2010-2022