Доклад на тему Открытый урок

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок

Возможно, в моем докладе не будет умных мыслей и советов о том, как надо проводить открытый урок в классе специального инструмента, потому как я ( как и большинство присутствующих на конференции) скорее сама хочу получить ответы на имеющиеся у меня вопросы…

Каждый учитель хорошо помнит свои чувства,когда присутствуют на его открытом уроке. Обычно это и какой то противный страх, и смущение, и угодливая готовность покивать головой на благосклонный отзыв, и обиженное пожимание плечами на несправедливое замечание, и сокрушение по поводу промахов, подмеченных посетителями.

При этом открытый урок в классе специального инструмента занимает совершенно особое место.

Почему? Ответ простой - это индивидуальный урок. И при всем обилии материалов по проведению группового открытого урока крайне мало сведений о том, как проводить открытый индивидуальный урок. Общеизвестная структура классического урока в общеобразовательной школе здесь не годится.

99% уроков, которые я видела, проходили так: ученик дает заученные ответы на вопросы, работа над произведениями так же не является каким то живым процессом, это скорее некий спектакль, в котором актерами (иногда наивно неумелыми) являются учитель и его ученик, а зрителями (причем не всегда благодарными)- уважаемые коллеги . Возникает вопрос: кому и зачем нужен такой урок?

Индивидуальный урок в классе специального инструмента имеет свои особенности:

1) У учителя и ученика, как правило, имеется свой, понятный только им двоим , «птичий» язык и нет нужды в громоздких объяснениях.

2)Процесс познания искусства игры на музыкальном инструменте, формирование умений и навыков - по сути своей почти «интимный», никак не открытый, порой эти умения и навыки передаются «из руки в руку» - от учителя - к ученику.

3) Потом - работа над звуком, техникой. Ну кому интересно смотреть как учитель с учеником сидят и чего то там колдуют, почти не разговаривая, повторяя много раз одну и ту же фразу или небольшой пассаж.… А ведь все это и есть урок в классе специального инструмента!

Так как же надо проводить открытый урок, чтобы он был и живым и интересным, причем не только для двух непосредственных участников, но и для широкой аудитории?

Я пригласила к о обсуждению специфических проблем проведения открытых уроков в классе специального инструмента коллег из различных городов и стран в группе «профессия - учить детей музыке» на одном из социальных сайтов в Интернете. Попросила их поделиться собственным опытом (как положительным, так и отрицательным) и назвать наиболее оптимальные формы проведения открытого урока. Вот наиболее интересные отклики:

Любовь Кривопалова, Томск:

«Мне приходилось видеть подготовленный урок, т.к. педагог за неделю до его проведения пригласил меня на этот урок с этим учеником. Через неделю открытый урок повторился слово в слово, ребенок как играл неделю назад, так и сыграл, не лучше и не хуже. Это недопустимо, ребенок понимает, что тут всех обманывают. Все же обучая детей музыке, мы должны помнить , что мы еще и воспитываем нового человека и должны закладывать в его душу самые лучшие человеческие качества.»

Лариса Павлова, Борисполь:

« Я считаю, что репетиция открытого урока нужна, но это больше для педагога, а не для детей. Ведь дети есть разные, а открытые уроки дают чаще либо для повышения квалификации, либо еще для чего-нибудь серьезного, когда неожиданности не нужны совершенно.»

Ольга Скуратовская, Днепропетровск:

«Педагогическое мастерство заключается не только в том, как подать материал и как усваивают этот материал его ученики. А еще и в том, насколько он может реагировать на неожиданную ситуацию, сумеет ли пойти навстречу ребенку, его мнению, индивидуальности и при этом заставить думать.»

Светлана Зайкова, Анапа:

«А как смотреть в глаза детям после репетиций открытого урока? И о какой категории может идти речь, если урок отрепетирован? Дети должны работать в любых условиях, работать активно и с азартом - в этом и есть мастерство педагога.»

Ольга Скуратовская, Днепропетровск:

«По моему глубокому убеждению репетировать открытый урок - неэтично и безнравственно. Это фальшь по отношению к себе и к детям. То, что будет продемонстрировано на открытом уроке, должно быть естественно и привычно для детей. Я стараюсь сохранять «открытую» атмосферу на уроке всегда - на любой мой урок могут придти коллеги, родители. Мне гораздо интереснее живой процесс, а не выставочный вариант.»

Итак, можно сделать вывод, что большинство педагогов - против заранее отрепетированных, «фальшивых» уроков. Далее - предложения по форме проведения открытых уроков из уст коллег:

- Будет интересно показать лично ваши формы и методы работы в конкретной теме, где поставлена определенная цель, которой вы должны добиться и желательно с чужими, неподготовленными учениками.

-Самое главное - выбрать такую тему, которая бы проходила на протяжении всего урока.

-Можно проводить урок с двумя, тремя учениками показывая, например специфику работы над жанром крупной формы в младших, средних и старших классах.

-Можно показать работу над этюдами - взять несколько этюдов на разные виды техники и показать основные технические проблемы, которые могут возникнуть и как с ними бороться.

-Можно провести такой урок: «Вопросы, которым не уделяется достаточно внимания на уроках специальности», то есть читка с листа, транспонирование, ансамбль.

-Всегда интересно работать с чужим учеником. Вот где простор для творчества! А если еще ученик восприимчивый - это ведь интересно всем не так ли?

Попытаюсь обобщить все вышесказанное:

Индивидуальные занятия не подлежат жесткому планированию, так как сопряжены со множеством нюансов, возникающих вдруг, неожиданно. Готовность педагога мгновенно отреагировать, скорректировать свою линию поведения - это и показатель его методической оснащенности, и свидетельство опыта, интуиции, обогащенных постоянным повышением его собственной квалификации. Однако, это не означает, что урок не имеет определенной структуры, а процесс общения с учащимся протекает исключительно спонтанно. Любая программа, декларирующая те или иные цели, связанные с развитием ученика, состоит из блоков. А урок - есть уменьшенная модель программы. Каждый урок, направленный на реализацию последней, должен включать ее блоки. Что касается их соотношения, дозировки - это вопрос сугубо индивидуальный. Поскольку урок - понятие процессуальное, его неотъемлемым качеством является темпо-ритм. Учитель, владеющий искусством темпо-ритма подобен опытному лоцману, который точно знает, с какой скоростью необходимо вести «урок-корабль», когда нужно обогнуть «опасный риф», передохнуть, завершить плавание. Педагог, желающий поддержать интерес ребенка на протяжении всего урока , должен следовать нескольким правилам.

Во-первых: чередовать задания и упражнения.

Во-вторых: использовать упражнения, способствующие интеллектуальному, духовному, профессиональному развитию в обязательном сочетании с физическим.

В-третьих: работать в режиме «взрывного» ритма, на контрасте. Современный урок, открытый в том числе, ценен не только получаемой учащимися информацией, но и обучением их способам деятельности для получения информации. Учитель на уроке должен стремиться передать способ творческой деятельности или стимулировать детей к самостоятельному творчеству, пускай и в начальной, примитивной форме. Ведущую роль при этом играет форма организации познавательной деятельности учащихся, степень готовности их усвоить новации учителя (как ранее апробированные и уже хорошо усвоенные, так и примененные в порядке эксперимента впервые в данном классе на данном уроке). В любом случае именно уровень взаимопонимания учителя и ученика на уроке свидетельствует об актуальности новых методик, используемых учителем, о его творческом потенциале.

В заключение своего выступления хочу процитировать Вячеслава Вячеславовича Медушевского, профессора Московской консерватории:

Первая заповедь управления: не погаси искру, не поме­шай творчеству, но помоги, пожертвуй, если надо, и инструк­циями ради смысла. Управление должно быть системой мгно­венной, изобретательной, решительной в поддержке инициатив снизу - всего того, что возвышает жизнь и развивает в лю­дях силу бескорыстных порывов творчества.

Отказ от командно-административных методов и новые тенденции в управлении возвращают к вечным разумным основам. Применительно к музыкальному образованию это означает большую самостоятельность, самоуправление и от­ветственность учебных заведений и их подразделений. Каж­дый вуз, училище, каждая школа должны иметь возможность индивидуального развития с учетом неповторимых особенностей таланта работающих в них педагогов.

Шаньшина Лилия Григорьевна

руководитель ГМО педагогов

дополнительного образования детей

преподаватель по классу фортепиано

МБУДОД «ДШИ г. Югорска»

© 2010-2022