- Преподавателю
- Музыка
- Доклад на тему «Урок как показатель эффективности педагогической техники учителя»
Доклад на тему «Урок как показатель эффективности педагогической техники учителя»
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Трифонова Н.С. |
Дата | 30.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ОКУ «ГС (К) ОУ школа-интернат VIII вида г. Маркса»
Доклад на тему «Урок как показатель эффективности педагогической техники учителя»
учителя по предмету музыка и пение
ТРИФОНОВОЙ Н.С.
В.А. Сухомлинский писал: «Урок - это зеркало общей и педагогической культуры
Учителя»
Урок является клеточкой учебно-воспитательного процесса, в котором отражаются все индивидуальные особенности педагога-творца, педагога-профессионала, педагога-человека: его индивидуальный стиль деятельности и своеобразие модели обучения, педагогические находки и авторские методические приемы, уровень мастерства и неповторимость педагогической техники, профессиональная компетентность, личностные качества и мн. другое.
Лицо современного урока /цели, содержание, организация/ определяют многие факторы: объективные и субъективные.
К объективным, влияющим на предметно-содержательную и организационную направленность урока, но заданным «извне», относятся: социокультурные, геополитические, экономические условия в стране и регионе в данный временной период, государственный (образовательные стандарты и программы) и социальные (современные педагогические подходы) заказы; рекомендуемые учебно-методические и учебно-технологические комплексы, учебники, учебные пособия и др. Среди субъективных факторов, определяемых непосредственно самим педагогом, можно выделить: выбор им педагогической концепции, ее приоритетных принципов и педагогических подходов; отбор и конструирование содержания, которое может быть представлено в виде авторской программы; выбор новых образовательных технологий или разработка авторской технологии, включающая различные формы (организационные) учебных занятий, методы, средства, приемы обучения; определение собственного педагогического кредо и индивидуального стиля деятельности: оптимизация индивидуально-авторской методической деятельности.
2. КЛАССИФИКАЦИЯ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ.
Всеми научными школами признается комплексный (системный) подход к развитию, обучению и воспитанию школьников. Это означает , что в каждом уроке воспитательная, обучающая и развивающая цели присутствуют обязательно в комплексе. Но ранжированы эти цели по-разному: одна из этих целей может рассматриваться как доминирующая, а другие занимают соответственно второе и третье место. Или все цели рассматриваются как равнозначные.
От того, как решается вопрос о соотношении целей, зависит стратегия и тактика обучения учителя, структура урока и цикла уроков , последовательность различных видов работ и упражнений на уроке, объекты и формы контроля, приоритетные и индивидуально-авторской методической системы учителя. Исходя из этого все подходы можно разделить:
-
на подходы с воспитательной доминантой, т.е.ставящие во главу угла то или иное воспитательное направление;
-
развивающие т.е. подходы с первоочередной ориентацией на развитие способностей или личности ученика в целом;
-
когнитивно-ориентированные, т.е. выдвигающие на первое место культуру познавательной деятельности (знания, умения, навыки).
-
коммуникативные, т.е.направленные на развитие коммуникативной компетенции,
культуры, умений и навыков общения; смешанные, т.е. такие, в которых нет целевой доминанты, а названные выше цели равнозначны и рядоположены.
От того, приверженцем какого подхода является автор учебника, зависит, как он отберет и поурочно организует материал в учебнике. А от того, приверженцем какого подхода является учитель, зависит, каким будет урок, какой будет его авторская методическая (педагогическая) система.
Учитель, прежде чем планировать то или иное занятие, должен четко представлять:
-
в рамках какой концепции он работает и какова иерархия целей при данном подходе;
-
как при данном подходе формулируются принципы обучения и осуществляется отбор и организация материала ( в рамках программных требований стандартов и с учетом используемых учебников и учебных пособий).
-
какие средства и в какой последовательности позволяют оптимальным образом
достичь поставленных целей и следовать педагогическим принципам данного подхода
-
каковы особенности организации различных форм учебных занятий, какая именно
форма является наиболее эффективной для достижения данных целей.
Соответственно анализ различных форм учебных занятий может вестись не только с общепедагогических , психологических, санитарно-гигиенических позиций, но и с позиций того педагогического или методического подхода , который использует учитель. Что правильно
при когнитивном подходе , то может в корне противоречить, скажем, развивающему или
коммуникативному подходу.
4.ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА.
Современный урок - это грамотное последовательное отражение педагогической и методической концепции, в рамках которой он построен. Любая концепция ( подход) имеет свою систему принципов, целей, средств, адекватных этим целям и принципам.
В уроке: должны четко проявляться на каждом этапе принципы;
- цели урока должны определяться, исходя из системы заявленных в концепции целей.
- структура урока, поурочные отбор и организация материала, средства обучения и контроля должны соответствовать характеру концепции и целевой направленности данного урока.
Урок-содержательная и организационная единица образовательного процесса. Он должен отвечать государственным образовательным стандартам, программам по предмету и концептуальному подходу к отбору и организации материала, иметь четкую методическую и содержательную логику. Именно эти черты определяют лицо современного урока.
Урок - это всегда совместная деятельность учителя и учеников как личностей, как субъектов. В ней есть не только управление (обучение и воспитание) со стороны учителя, но и самоуправление учащихся ( их учение и самовоспитание. Урок создается учителем и учениками вместе и дарит тем и другим радость познания мира, раскрытия себя в творческой деятельности и открытия других людей в сотрудничестве и общении .Урок -часть жизни педагога и ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться не только на уровне технологической, но и высокой общечеловеческой культуры.
Современный урок - это организованное педагогом духовное общение группы, содержанием которой является научное знание, а ключевым результатом становится развитие интеллекта всех участников урочного общения и духовное их обогащение.
У р о к -это показатель профессиональной культуры и человеческой состоятельности учителя, его грамотности и мастерства.
МАСТЕРСТВО ПЕДАГОГА НА УРОКЕ ПРОЯВЛЯЕТСЯ:
-
В свободном владении методиками проведения нестандартных уроков, имеющими главной целью возбуждение и поддержание интереса учащихся к учебному труду.
НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ТИПЫ НЕСТАНДАРТНЫХ УРОКОВ:
1. Уроки - «погружения» 19. Бинарные уроки.
2.Уроки - деловые игры. 20. Уроки - обобщения.
3. Уроки - пресс - конференции. 21. Уроки - фантазии.
4. Уроки - соревнования. 22. Уроки - игры.
5.Уроки типа КВН. 23. Уроки - «суды».
6. Театрализованные уроки. 24. Уроки поиска истины.
7. Уроки - консультации. 25.Уроки - лекции «Парадоксы».
8. Компьютерные уроки. 26. Уроки - концерты.
9. Уроки с групповыми формами работы. 27. Уроки - диалоги.
10. Уроки взаимообучения. 28. Уроки - «Следствие ведут знатоки».
11. Уроки - творчества. 29. Уроки - ролевые игры.
12. Уроки - аукционы. 30. Уроки - конференции.
13. Уроки, которые ведут учащиеся. 31. Уроки - семинары.
14. Уроки - зачеты. 32. Интегральные уроки.
15. Уроки - сомнения. 33. Уроки - круговая тренировка.
16. Урок - творческий отчет. 34.Межпредметные уроки.
17. Уроки - формулы. 35. Уроки - экскурсии.
18. Уроки - конкурсы. 36. Уроки - игры «Поле чудес».
Нестандартные уроки - это необычные уроки по замыслу, организации, методике проведения. Они больше нравятся учащимся. Практиковать такие уроки следует всем учителям. Но превращать нестандартные уроки в главную форму работы нецелесообразно из-за большой потери времени, отсутствия серьезного познавательного труда, невысокой результативности.
-
В использовании всех 7 типов учебных занятий, включая их нетрадиционные формы. Это:
1.Классический традиционный урок (комбинированный или моноцелевой).
2.Интегрированный урок.
3.Школьные лекционно- семинарские или лекционно - практические занятия.
4.Проектные занятия.
5.»Автономное учение.»
6.Творческие мастерские.
7.Свободная работа.
3.В применении различных ролевых, имитационных, организационно деятельностных, дидактических и других игр, которые обеспечивают достижение ряда важнейших образовательных целей:
*стимулирование мотивации и интереса в области предмета изучения, в общеобразова-
тельном плане, в продолжении изучения темы;
*поддержание и усиление значения полученной ранее информации в другой форме, например, фактов, образа или системного понимания;
* развитие навыков критического мышления и анализа; принятия решений; взаимодей-
ствия, коммуникаций;
* изменение установок: социальных ценностей (конкуренция и сотрудничество); вос-
приятия (эмпатия) и интересов других участников, социальных ролей;
*саморазвитие или развитие, благодаря другим участникам, осознание уровня собствен-
ной образованности, приобретение навыков, потребовавшихся в игре, лидерских качеств.
4. В использовании интерактивных методов обучения: эвристического, проблемно-поискового, программированного, проектно - модельного.
5. В инновационных, в первую очередь, диагностическом, технологическом, личностно- ориентированном подходах к контролю и оцениванию знаний и умений, деятельности учащихся.
Поиск новых способов стимулирования учебного труда учащихся, принцип «личной выгоды» .набирающий силы в обучении и воспитании, определяют иные подходы в оценке деятельности учащихся. В процессе диагностирования оценка как средство стимулирования
приобретает новые качества. Прежде всего, результаты диагностирования, где могут использоваться оценочные суждения (баллы), способствуют самоопределению личности, что в условиях конкурентного общества является важным побуждающим фактором, дополняясь
принципом добровольности в обучении (а значит, и контролирования),оценка из нелюбимого в прошлом для многих школьников средства принудительного обучения превращается в способ рационального определения личного рейтинга- показателя значимости ( веса ) человека в школьном образовании.
6.В разработке и широком применении авторских методических приемов, например, таких как:
1) «Хочу спросить…(любой ученик может спросить педагога или товарища по поводу предметного разговора и получить ответ…)
2)» для меня сегодняшний урок …(ожидание от изучаемой темы пожелания в адрес
организатора занятия).
3)Экспертная комиссия» ( группа детей - помощников учителя ,которые выражают мнение о ходе занятия, либо выступают экспертами в случае спорных моментов).
4) «Работа в диадах» (предварительное обговаривание вопроса с товарищем, формулировка единого ответа).
5)Сообщи свое «Я» (высказывание предварительного мнения о способе выполнения
чего-либо: « Я сделал бы так…»)
6)Метод недописанного тезиса(письменно и устно):»Самым трудным для меня было»«Я однажды наблюдал…»)
7)Пантомимическое изображение предмета разговора.
8)Художественное изображение (иллюстрация ,рисунок, символьный знак), пиктограмма и т.п.
7.В знании и использовании всех групп методов мотивации и стимулирования учащихся.
Все выше перечисленное составляет особенности индивидуально-авторской методической системы и ее своеобразие, оригинальность всегда проявляется в ходе урока, поэтому урок можно считать одним из важнейших показателей эффективности индивидуальной авторской методической системы…
Литература:
Никишина И.В. Инновационная деятельность современного педагога в системе общешкольной методической работы.- Волгоград: Учитель,2007г.
С.В.Кульневич,Т.П.Лакоценина. Современный урок. Издательство «Учитель».2004г.
Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей под редакцией В.В.Воронковой-М.: Школа-Пресс,2004г.