- Преподавателю
- Музыка
- Планирование по музыке «Музыка всегда рядом»
Планирование по музыке «Музыка всегда рядом»
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Шуркин А.А. |
Дата | 09.01.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Радуга»
Образовательная программа «Музыка всегда рядом»
по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения
на 2013-2014 учебный год
Образовательная область «Музыка»
для детей дошкольного возраста (4-7 лет)
Утверждено:
Заведующий МБДОУ «Детский сад-
«Радуга»» _Юнусова Г.Г.
Принято на заседании педсовета
« 30 » августа 2013г. №1
Составитель:
музыкальный руководитель
Шуркин Александр Александрович ,
РТ, Аксубаевский район, пгт.Аксубаево
СОДЕРЖАНИЕ
1.Пояснительная записка……
2.Содержание работы по музыкальному воспитанию для детей от 3-4 лет …………………
3.УЧЕБНО -ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ
В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ (3-4 ЛЕТ)…
4.Содержание работы по музыкальному воспитанию для детей от 4-5 лет ………
5.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ
В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ (4-5 ЛЕТ)……………………………………….............
6.Содержание работы по музыкальному воспитанию для детей от 5-6 лет ………
7.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ
В СТАРШЕЙ ГРУППЕ (5-6 ЛЕТ)……………………………………….........
8.Содержание работы по музыкальному воспитанию для детей от 6-7 лет ………
9.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ
В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ (6-7 ЛЕТ)…………………
10.МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.
11.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Пояснительная записка
Музыка как художественное явление действительности во все периоды истории являлась неотъемлемой стороной человеческой культуры, человеческого способа существования в мире. Непосредственное участие детей в разнообразной музыкально-художественной деятельности способствует воспитанию эстетической, художественной культуры, которая является важнейшим фактором духовного становления личности, формированию ее идеалов, вкусов и потребностей, развитию творческих способностей ребенка, его индивидуальности и дарования.
Ребенок растет и развивается в определенной среде, которая в настоящее время очень противоречива. С одной стороны, существует прекрасная, высокохудожественная музыка, с другой антихудожественное, низкопробное псевдоискусство, которое обрушивается как на взрослых, так и на маленьких слушателей. Но если взрослый человек, с уже сформированной системой эстетических ценностей, способен ему противостоять, то ребенок оказывается совершенно беззащитным. Поэтому так важно уже в дошкольном возрасте приобщить детей к длинному искусству, способствовать становлению хорошего музыкального вкуса. Данная рабочая программа по музыкальному развитию детей составлена на основе обязательного минимума содержания по музыкальному развитию детей дошкольного возраста с учетом федерального компонента образовательного стандарта и образовательным направлением МБДОУ «Радуга». В программе сформулированы и конкретизированы задачи по музыкальному воспитанию для детей младшей группы, средней, старшей, подготовительной, а также задачи по оказанию помощи в индивидуальной работе .
Рабочая программа по музыке, опираясь на вариативную комплексную программу, предполагает проведение музыкальных занятий 2 раза в неделю в каждой возрастной группе. Исходя из календарного года (с 1 сентября текущего по 31 мая) количество часов, отведенных на музыкальные занятия, будет равняться 72 часам для каждой возрастной группы. Учет и оценка музыкально-творческих способностей будет осуществляться на основе диагностики музыкальных способностей по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой. Результат достигается тогда ,когда планомерно ведется работа с использованием следующих мероприятий:
-
Беседа с родителями, анкетирование, с помощью которых удается выяснить любимую музыкальную деятельность ребенка дома, чем он увлечен, его интересы, какое место в жизни их ребенка занимает музыкальная деятельность.
-
Из определения музыкального руководителя и воспитателя, кого в группе они считают наиболее способными в музыкальной деятельности.
-
Из беседы с ребенком, каким видом музыкальной деятельности он хотел бы заниматься (пение, танцы, игра на музыкальном инструменте).
-
Желание родителей и детей.
-
Способности детей к музыкальной деятельности.
Дети в возрасте 5 - 7 лет, отличающиеся яркой эмоциональностью, обладающие хорошими музыкальными данными, способностями, своей неповторимой артистичностью.
Но нельзя оставлять при этом в стороне детей малоактивных, стеснительных с неразвитым или слабым музыкальным слухом. Поэтому, наиболее эффективным является разделение детей на три группы, это позволяет использовать индивидуальный подход.
-
Дети, проявляющие интерес к музыкальной деятельности. У них хорошие навыки, их интересует результат деятельности.
-
Дети, проявляющие интерес к музыкальной деятельности под влиянием взрослого или товарищей из первой группы. У детей навыки могут быть лучше или хуже, они менее эмоциональны.
-
Дети, не имеющие четкой реакции на музыкальную деятельность «нравится» - «не нравится». Иногда проявляется интерес к деятельности или к одному из видов, особенно если заинтересовал образ. У них часто слабые навыки, боятся выполнять любой вид музыкальной деятельности.
-
Детям третьей группы предлагаются индивидуальные занятия в помощь по овладению навыками и умениями.
Основные принципы, заложенные в основу программы «Музыка всегда рядом»:
- Принцип творчества (неиссякаемые возможности для воспитания и развития музыкальных и творческих способностей детей);
- Принцип доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей);
- Принцип поэтапности (последовательность, приступая к очередному этапу, нельзя миновать предыдущий);
- Принцип динамичности (от самого простого к сложному);
- Принцип преемственности (учет задач и новообразований следующего возрастного периода);
- Принцип сотрудничества (совместная работа со специалистами детского сада, родителями, выпускниками).
- Принцип выбора (ребенок, как субъект, вправе самостоятельно выбрать вид музыкальной деятельности). На наш взгляд, последний принцип самый важный в работе. Дети проявляют склонности к определенным видам музыкальной деятельности. Важно заметить и развивать у ребенка стремление к общению с музыкой в том виде музыкальной деятельности, к которому он проявляет наибольший интерес, в котором его способности реализуются в дальнейшем наиболее полно. Планирование работы необходимо вести с учетом подготовленности детей на данном этапе развития как музыкального, так и общего. Тщательно подбирать репертуар, по мере необходимости усложнять и обновлять новыми песнями, хороводами, танцами и т.д.
ЦЕЛЬ: рабочей учебной программы: создание условий для развития музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста средствами музыки, ритмопластики, театрализованной деятельности.
Задачи программы:
1.Развитие интереса к музыке и музыкальным занятиям, музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, образного и ассоциативного мышления, воображения,
2.Овладение практическими умениями и навыками в музыкально-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на музыкальных инструментах, музыкально- пластическом движении и импровизации,
3. Воспитание музыкального вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к человеку, к своему народу, к Родине, уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных стран мира,
4.Освоение музыкальных произведений и знаний о музыке.
Результатом реализации учебной рабочей программы по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников следует считать:
- сформированность эмоциональной отзывчивости на музыку;
-умение передавать выразительные музыкальные образы;
-воспринимать и передавать в пении, движении основные средства выразительности музыкальных произведений;
-сформированность двигательных навыков и качеств (координация, ловкость и точность движений, пластичность);
-умение передавать игровые образы, используя песенные, танцевальные импровизации;
- проявление активности, самостоятельности и творчества в разных видах музыкальной деятельности. Реализация задач по музыкальному воспитанию предполагается через ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ с учетом учебного плана:
Форма музыкальной деятельности
Младшая
группа
Средняя группа
Старшая группа
Подготовительная группа
Продолжительность
количество
Продолжительность
количество
Продолжительность
количество
Продолжительность
количество
В неделю
Вгод
В неделю
Вгод
В неделю
В год
В неделю
Вгод.
Организованная образовательная деятельность эстетической направленности
20мин
2
68
20мин
2
68
25мин
2
68
30мин
2
68
Праздники, развлечения, досуги, утренники:
20мин
1
34
20-25мин
1
34
25-30мин
1
30мин
1
34
ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ реализации образовательной области «МУЗЫКА»
ЦЕЛЬ: развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку посредством музыкально-художественной деятельности, развития музыкальности детей и приобщения их к музыкальному искусству.
Раздел «СЛУШАНИЕ»
-ознакомление с музыкальными произведениями, их запоминание, накопление музыкальных впечатлений;
-развитие музыкальных способностей и навыков культурного слушания музыки;
-развитие способности различать характер песен, инструментальных пьес, средств их выразительности; формирование музыкального вкуса.
-развитие способности эмоционально воспринимать музыку
-развитие слухового восприятия, музыкального слуха, фонематического восприятия.
Раздел «ПЕНИЕ»
-формирование у детей певческих умений и навыков
-обучение детей исполнению песен на занятиях и в быту, с помощью воспитателя и самостоятельно, с сопровождением и без сопровождения инструмента
-развитие музыкального слуха, т.е. различение интонационно точного и неточного пения, звуков по высоте, длительности, слушание себя при пении и исправление своих ошибок
-развитие певческого голоса, укрепление и расширение его диапазона
-формирование правильного певческого и речевого дыхания, изменение силы и высоты голоса в зависимости от контекста.
Раздел «МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ»
-развитие музыкального восприятия, музыкально-ритмического чувства и в связи с этим ритмичности движений
-обучение детей согласованию движений с характером музыкального произведения, наиболее яркими средствами музыкальной выразительности, развитие пространственных и временных ориентировок
-обучение детей музыкально-ритмическим умениям и навыкам через игры, пляски и упражнения
-развитие художественно-творческих способностей
-развитие координации слова, движения и музыки.
Раздел «ИГРА НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ»
- совершенствование эстетического восприятия и чувства ребенка,
- становление и развитие волевых качеств: выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость.
- развитие сосредоточенности, памяти, фантазии, творческих способностей, музыкального вкуса.
- знакомство с детскими музыкальными инструментами и обучение детей игре на них.
- развитие координации музыкального мышления и двигательных функций организма
-развитие слухового восприятия.
Раздел «ТВОРЧЕСТВО»: песенное, музыкально-игровое, танцевальное. Импровизация на детских музыкальных инструментах
- развивать способность творческого воображения при восприятии музыки
- способствовать активизации фантазии ребенка, стремлению к достижению самостоятельно поставленной задачи, к поискам форм для воплощения своего замысла
- развивать способность к песенному, музыкально-игровому, танцевальному творчеству, к импровизации на инструментах
-способствовать созданию чувства успешности в процессе музыкальной деятельности.
СВЯЗЬ С ДРУГИМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ОБЛАСТЯМИ
«Художественное творчество»
развитие детского творчества; приобщение к различным видам искусства; использование художественных произведений для обогащения содержания области«Музыка», продуктивных видов деятельности для закрепления результатов восприятия музыки; формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности.
«Здоровье»
сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей; формирование представлений о здоровом образе жизни; использование музыкальных произведений для обогащения содержания области.
«Коммуникация»
использование музыкальных произведений для обогащения содержания области; развитие всех компонентов устной речи детей в различных видах детской деятельности; создание условий для развития свободного общения со взрослыми и детьми на вербальном и невербальном уровне в образовательной области «Музыка».
«Познание»
использование музыкальных произведений для обогащения содержания области, расширение кругозора детей в части элементарных представлений о музыке как виде искусства; использование проблемных ситуаций, поисковой деятельности в процессе познания мира звуков; формирование целостной картины мира в сфере музыкального искусства, творчества.
«Социализация»
развитие детской игровой деятельности; приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);формирование первичных представлений о себе, своих чувствах и эмоциях, а также окружающем мире в части культуры и музыкального искусства; формирование семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
«Физическая культура»
развитие основных движений и физических качеств, двигательного творчества для овладения музыкально-ритмической деятельностью; использование музыкальных произведений в качестве музыкального сопровождения различных видов детской деятельности и двигательной активности.
«Труд»
использование музыкальных произведений для обогащения содержания области; закрепление и обогащение словарного запаса; формирование представлений о профессиях посредством игр, имитирующих движений, песен.
«Чтение художественной литературы»
Использование музыкальных произведений как средства обогащения образовательного процесса, усиления эмоционального восприятия художественных произведений.
«Безопасность»
формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах музыкально-художественной деятельности.
2.Содержание работы по музыкальному воспитанию для детей от 3-4 лет
Дети младшего возраста, поступающие в дошкольное учреждение, имеют тяжелое нарушение речи. У них нарушены: коммуникативная функция речи; слуховое внимание, звуковысотный и фонематический слух; слабо развит артикуляционный аппарат, нечеткая дикция; большинство не владеют правильным речевым и певческим дыханием, а также нарушена координация движений и ориентация в пространстве.
Содержанием музыкального воспитания детей данного возраста является приобщение их к разным видам музыкальной деятельности, формирование интереса к музыке, элементарных музыкальных способностей и освоение некоторых исполнительских навыков. Особенное внимание отводится формированию восприятия музыки, эмоциональной отзывчивости на произведения. Воспринимая музыкальное произведение в целом, ребенок постепенно начинает слышать и вычленять выразительную интонацию, изобразительные моменты и подбирать с помощью педагога одно-два определения для описания характера и выразительных особенностей произведения, обогащая словарный запас.
Голосовой аппарат не сформирован, голосовая мышца не развита, связки тонкие, короткие. Голос ребёнка не сильный, дыхание слабое, поверхностное. Поэтому репертуар должен отличаться доступностью текста и мелодии. Поскольку дети в связи со своим речевым диагнозом обладают непроизвольным вниманием, весь процесс обучения надо организовать так, чтобы он воздействовал на чувства и интересы детей, то есть проходил в игровой и импровизационной форме.
Приобщение детей к музыке происходит и в сфере музыкальной ритмической деятельности, посредством доступных и интересных коммуникативных танцев-игр, музыкальных игр, танцев, хороводов, помогающих ребёнку лучше почувствовать и полюбить музыку, а также обрести навыки невербальной коммуникации. Особое внимание на музыкальных занятиях уделяется игре на детских музыкальных инструментах, где дети открывают для себя мир музыкальных и немузыкальных звуков и их отношений, различают красоту, тембр звучания различных инструментов. Особенностью рабочей программы по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников является интеграция на музыкальных занятиях поисковой, экспериментальной, познавательной, речевой деятельности, предложенной детям в легкой игровой и импровизационной форме. Реализация рабочей программы осуществляется через регламентированную и нерегламентированную формы обучения:
- организованная совместная деятельность (комплексные, доминантные, тематические занятия);
- организованная индивидуальная и подгрупповая деятельность, несущая коррекционную направленность;
- досуговая деятельность.
Специально подобранный музыкальный репертуар позволяет обеспечить рациональное сочетание и смену видов музыкальной деятельности, предупредить утомляемость и сохранить активность ребенка на музыкальном занятии. Все занятия строятся в форме сотрудничества, дети становятся активными участниками музыкально-образовательного процесса. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 20 минут, в соответствиями с требованиями СанПина. Программа рассчитана на 68 занятия в год + развлечения и праздники. 68 занятий по 20 минут = 2,25 часов.
Результатом реализации рабочей программы по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников следует считать сформированность эмоциональной отзывчивости на музыку: передача словами, цветом, инструментальной и двигательной импровизацией характера и выразительных особенностей произведения. Формирование координации основных движений, умения передавать в движении игровые образы. Проявление желания, активности, самостоятельности и творчества в разных видах музыкальной деятельности.
3.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ
Тема
Кол-во занятий
Тип занятия
Элементы основного содержания
Задачи
Сентябрь
«Настроения и чувства в музыке»
8
6 типовых
1 тематическ.
1 комплексн.
«Дует,дует ветер»муз.И.Кишко; «Ходит Ваня»рус.нар.песня; «Веселый музыкант»муз.А.Филиппенко;«Огородная хороводная»,рус.нар.песня; «Зайка-малыш»; «Загибалочка» ритм.разм.; Д/и «Весело, грустно»
Через танцевальную, инструментальную, двигательные импровизации учиться передавать характер произведения. Способствовать развитию певческих навыков. Побуждать к песенной импровизации. Способствовать приобретению навыков игры
Октябрь
«Осень»
8
6 типовых
1 тематическ.
1 комплексн.
«Что нам осень принесет»,муз.З.Левиной; Осень»муз.М.Карасева «Осенняя песенка», муз. Д. Васильева-Буглая; «Мамины ласки», муз. А. Гречанинова; «На носок»; «Осень» муз. Ю. Чичкова; «Поймай грибок» ритмич.игра»; «Капуста», «Улитка» палчик.гимнастики. Д/и «Высоко, низко»
Учить петь в одном темпе со всеми.
Совершенствовать основные виды движений. Начинать формировать навыки ориентировки в пространстве. Способствовать приобретению коммуникативных навыков.
Ноябрь
«Природа в музыке»
8
7 типовых
1 комплексн.
1 интегриров.
«Бас казам епипе»татар.песня; «Мамины ласки», муз. А. Гречанинова ; «Мамочка»;«Грустный дождик» Д.Кабалевский; Игра с пением «Платочек» укр.нар.п.обр. Н.Метлова; «Осень» муз. Ю. Чичкова; «Мы в тарелочки» ритмич.разм.; «Поймай грибок» муз.игра Д/и «Нарисуй мелодию»
Развивать координацию слова, движения и музыки. Побуждать к соблюдению игровых правил. Продолжать развивать чувство ритма через мелкую и крупную моторику. Передавать характер произведения через инструментальную импровизацию, в цвете.
Декабрь
«Здравствуй, Новый год!»
8
6 типовых
2 тематическ.
«Выпал беленький снежок» рус.нар.песня-танец; «Сладкий танец»;«Снежинки», муз. О. Берта, обраб. Н. Метлова; «Санки», муз. М. Красева, сл. О. Высотской; «Здравствуй,Новый год…»; Хоровод «Маленькие елочки»; Д/и «Музыкальные башмачки»;
Продолжить работу над совместным взятием и окончанием пения. Формировать навыки ориентировки в пространстве. Развивать координацию слова, движений и музыки. Развивать координацию слова, движения и мелкой моторики. Вызвать эмоциональный отклик на музыку, побуждать к высказываниям о характере музыки.
Январь
«Снежная сказка»
4
2 интегриров.
2 типовых
«Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик», муз. П. Чайковского; «Брейк-миксер» коммуник. танец-игра; «Санки», муз. М. Красева; «В гости к солнышку» муз.игра; Д\и «Кубик эмоций»
Передавать характер песни в движении. Учиться слышать окончание музыкальных фраз и вместе вступать после проигрышей. Передавать характер и выразительные особенности через инструментальную, двигательную импровизации.
Февраль
«Песня, танец, марш»
8
5 типовых
2 тематическ.
1 комплексн.
«Марш» Д.Шостакович; «Подари улыбку» Коммуник. танец-игра; «Бравые солдаты» Ю.Слонов; «Мы веселые мышата» детск.песня; «Ладушки оладушки» детск. песня; «Помощники» инсцениров. Д/и «Кубик эмоций»
Продолжить освоение навыков общения, учиться чувствовать и взаимодействовать с партнером. Учить узнавать музыку по вступлению.
Март
«Музыкальные инструменты и игрушки»
8
6 типовых
1 тематическ.
1 интегриров.
««Мамины лас¬ки», муз. А. Гречанинова; Звонили звоны» рус.нар.песня; «Весною» С Майкапар; «Чебурашка» муз.ритмич.движ.; «Мышки» муз.игра; фонопедич.игра; «Наша бабушка» Ю.Слонова; Д/и «Музыкальные башмачки»
Формировать навыки выразительного пения, умение петь протяжно, подвижно, согласованно.Развивать умение брать дыхание между короткими музыкальными фразами.
Апрель
«Природа и музыка»
8
6 типовых
1 интегриров.
1 тематическ.
«Журавли»муз.А.Лившица;«Жаворонок», муз. М. Глинки; «А воробьи чирикают»; «Сороконожка» муз.игра; «Капель» Е.Филипповой; «Самолеты» М.Магиденко; Д/и «Высоко, низко»
Развивать навыки пения с инструментальным сопровождением . Формировать умение двигаться в парах по кругу в танцах и хороводах, ставить ногу на носок и на пятку, ритмично хлопать в ладоши. Побуждать петь мелодию чисто, смягчать концы фраз, четко произносить слова, петь выразительно, передавая характер музыки.
Май
«Потешные занятия».
8
5 типовых
1 комплексн.
2 интегриров.
«Приглашение» коммуникат. танц-игра; «Как у наших у ворот», рус. нар. мелодия; «Паровоз», муз. 3. Компанейца, сл. О. Высотской; «Польку», муз. А. Жилинского; Д/и «Нарисуй ; мелодию»; «Я хочу учиться», муз. А. Долуханяна, «Мы теперь ученики», муз. Г. Струве.
Демонстрировать навыки общения и эмоционального отношения к партнеру и музыке. По моделям ориентироваться в направлении мелодии, штрихе исполнения и передавать в песенных импровизациях.
Итого
68
48 типовых
7 интегриров.
5 комплексн.
8 тематическ.
4. Содержание работы по музыкальному воспитанию для детей от 4-5 лет
Содержанием музыкального воспитания детей данного возраста является приобщение их к разным видам музыкальной деятельности, формирование интереса к музыке, элементарных музыкальных способностей и освоение некоторых исполнительских навыков. Особенное внимание отводится формированию восприятия музыки, эмоциональной отзывчивости на произведения. Воспринимая музыкальное произведение в целом, ребенок постепенно начинает слышать и вычленять выразительную интонацию, изобразительные моменты и подбирать с помощью педагога одно-два определения для описания характера и выразительных особенностей произведения, обогащая словарный запас.
Голосовой аппарат еще не сформирован, голосовая мышца не развита, связки тонкие, короткие. Голос ребёнка не сильный, дыхание слабое, поверхностное. Поэтому репертуар должен отличаться доступностью текста и мелодии. Поскольку дети в связи со своим речевым диагнозом обладают непроизвольным вниманием, весь процесс обучения надо организовать так, чтобы он воздействовал на чувства и интересы детей, то есть проходил в игровой и импровизационной форме.
Приобщение детей к музыке происходит и в сфере музыкальной ритмической деятельности, посредством доступных и интересных коммуникативных танцев-игр, музыкальных игр, танцев, хороводов, помогающих ребёнку лучше почувствовать и полюбить музыку, а также обрести навыки невербальной коммуникации. Особое внимание на музыкальных занятиях уделяется игре на детских музыкальных инструментах, где дети открывают для себя мир музыкальных и немузыкальных звуков и их отношений, различают красоту, тембр звучания различных инструментов. Особенностью рабочей программы по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников является интеграция на музыкальных занятиях поисковой, экспериментальной, познавательной, речевой деятельности, предложенной детям в легкой игровой и импровизационной форме. Реализация рабочей программы осуществляется через регламентированную и нерегламентированную формы обучения:
- организованная совместная деятельность (комплексные, доминантные, тематические занятия);
- организованная индивидуальная и подгрупповая деятельность, несущая коррекционную направленность;
- досуговая деятельность.
Специально подобранный музыкальный репертуар позволяет обеспечить рациональное сочетание и смену видов музыкальной деятельности, предупредить утомляемость и сохранить активность ребенка на музыкальном занятии. Все занятия строятся в форме сотрудничества, дети становятся активными участниками музыкально-образовательного процесса. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 20 минут, в соответствиями с требованиями СанПина. Программа рассчитана на 68 занятия в год + развлечения и праздники. 68 занятий по 20 минут = 2,25 часов.
Результатом реализации рабочей программы по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников следует считать сформированность эмоциональной отзывчивости на музыку: передача словами, цветом, инструментальной и двигательной импровизацией характера и выразительных особенностей произведения. Формирование координации основных движений, умения передавать в движении игровые образы. Проявление желания, активности, самостоятельности и творчества в разных видах музыкальной деятельности.
5.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ
Тема
Кол-во занятий
Тип занятия
Элементы основного содержания
Задачи
Сентябрь
«Настроения и чувства в музыке»
8
6 типовых
1 тематическ.
1 комплексн.
«Дует,дует ветер»муз.И.Кишко; «Ходит Ваня»рус.нар.песня; «Веселый музыкант»муз.А.Филиппенко;«Огородная хороводная»,рус.нар.песня; «Зайка-малыш»; «Загибалочка» ритм.разм.; Д/и «Весело, грустно»
Через танцевальную, инструментальную, двигательные импровизации учиться передавать характер произведения. Побуждать к песенной импровизации. Способствовать приобретению навыков игры
Октябрь
«Осень»
8
6 типовых
1 тематическ.
1 комплексн.
«Что нам осень принесет»,муз.З.Левиной;Осень»муз.М.Карасева «Осенняя песенка», муз. Д. Васильева-Буглая; «Мамины ласки», муз. А. Гречанинова; «На носок»; «Осень» муз. Ю. Чичкова; «Поймай грибок» ритмич.игра»; «Капуста», «Улитка» палчик.гимнастики. Д/и «Высоко, низко»
Учить петь в одном темпе со всеми.
Совершенствовать основные виды движений. Способствовать приобретению коммуникативных навыков.
Ноябрь
«Природа в музыке»
8
7 типовых
1 комплексн.
1 интегриров.
«Бас казам епипе»татар.песня; «Мамины ласки», муз. А. Гречанинова ; «Мамочка»;«Грустный дождик» Д.Кабалевский; Игра с пением «Платочек» укр.нар.п.обр. Н.Метлова; «Осень» муз. Ю. Чичкова; «Мы в тарелочки» ритмич.разм.; «Поймай грибок» муз.игра Д/и «Нарисуй мелодию»
Развивать координацию слова, движения и музыки. Побуждать к соблюдению игровых правил. Передавать характер произведения через инструментальную импровизацию.
Декабрь
«Здравствуй, Новый год!»
8
6 типовых
2 тематическ.
«Выпал беленький снежок» рус.нар.песня-танец; «Сладкий танец»;«Снежинки», муз. О. Берта, обраб. Н. Метлова; «Санки», муз. М. Красева, сл. О. Высотской; «Здравствуй,Новый год…»; Хоровод «Маленькие елочки»; Д/и «Музыкальные башмачки»;
Продолжить работу над совместным взятием и окончанием пения. Формировать навыки ориентировки в пространстве. Развивать координацию слова, движений и музыки. Вызвать эмоциональный отклик на музыку, побуждать к высказываниям о характере музыки.
Январь
«Снежная сказка»
4
2 интегриров.
2 типовых
«Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик», муз. П. Чайковского; «Брейк-миксер» коммуник. танец-игра; «Санки», муз. М. Красева; «В гости к солнышку» муз.игра; Д\и «Кубик эмоций»
Развивать эмоциональность детей: навыки невербального общения, умения взаимодействовать с партнером; Передавать характер песни в движении. Учиться слышать окончание музыкальных фраз и вместе вступать после проигрышей.
Февраль
«Песня, танец, марш»
8
5 типовых
2 тематическ.
1 комплексн.
«Марш» Д.Шостакович; «Подари улыбку» Коммуник. танец-игра; «Бравые солдаты» Ю.Слонов; «Мы веселые мышата» детск.песня; «Ладушки оладушки» детск. песня; «Помощники» инсцениров. Д/и «Кубик эмоций»
Продолжить освоение навыков общения, учиться чувствовать и взаимодействовать с партнером. Передавать через инстр., двиг. импровизации характер и выразительные особенности марша. Учить узнавать музыку по вступлению.
Март
«Музыкальные инструменты и игрушки»
8
6 типовых
1 тематическ.
1 интегриров.
«Звонили звоны» рус.нар.песня; «Весною» С Майкапар; «Чебурашка» муз.ритмич.движ.; «Мышки» муз.игра; фонопедич.игра; «Наша бабушка» Ю.Слонова; Д/и «Музыкальные башмачки»
Формировать навыки выразительного пения, умение петь протяжно, подвижно, согласованно.
Развивать умение брать дыхание между короткими музыкальными фразами.
Развивать слуховое внимание, тембровый слух. Продолжить побуждать подбирать слова, подходящие под характер музыки.
Апрель
«Природа и музыка»
8
6 типовых
1 интегриров.
1 тематическ.
«Журавли»муз.А.Лившица;«Жаворонок», муз. М. Глинки; «А воробьи чирикают»; «Сороконожка» муз.игра; «Капель» Е.Филипповой; «Самолеты» М.Магиденко; Д/и «Высоко, низко»
Развивать навыки пения с инструментальным сопровождением. Формировать умение двигаться в парах по кругу в танцах и хороводах, ставить ногу на носок и на пятку, ритмично хлопать в ладоши, выполнять простейшие перестроения (из круга врассыпную и обратно). Побуждать петь мелодию чисто, смягчать концы фраз, четко произносить слова, петь выразительно, передавая характер музыки.
Май
«Потешные занятия».
8
5 типовых
1 комплексн.
2 интегриров.
«Приглашение» коммуникат. танц-игра; «Как у наших у ворот», рус. нар. мелодия; «Паровоз», муз. 3. Компанейца, сл. О. Высотской; «Польку», муз. А. Жилинского; Д/и «Нарисуй ; мелодию»; «Я хочу учиться», муз. А. Долуханяна, «Мы теперь ученики», муз. Г. Струве.
Демонстрировать навыки общения и эмоционального отношения к партнеру и музыке. По моделям ориентироваться в направлении мелодии, штрихе исполнения и передавать в песенных импровизациях.
Итого
68
48 типовых
7 интегриров.
5 комплексн.
8 тематическ.
6.СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ.
Основная цель, стоящая перед педагогом, помочь освоить ребенку не только программу, соответствующую возрасту, но и овладеть всеми навыками и умениями, которые были не усвоены ранее. Содержанием музыкального воспитания детей данного возраста является приобщение их к разным видам музыкальной деятельности, формирование интереса к музыке, элементарных музыкальных способностей и освоение некоторых исполнительских навыков. Особенное внимание отводится формированию восприятия музыки, эмоциональной отзывчивости на произведения, формированию умения воспринимать и сравнивать различные музыкальные произведения. Развитие познавательного интереса происходит через знакомство с жанрами, характером музыки, ее выразительными особенностями, основными и сопутствующими художественными средствами, позволяющими ребенку осознать и воспринять произведение в целом. Двигательные, инструментальные импровизации, рисование музыки, изображение характера произведения в цвете, позволяют в легкой игровой форме освоить и закрепить навыки музыкального восприятия, повысить интерес и создать условия для его устойчивого характера к музыкальной деятельности.
Дети данной возрастной группы, уже могут чисто интонировать мелодию, и способны освоить ряд певческих навыков. Первоосновой вокального воспитания является подражательное пение, поэтому ребенку нужно показывать хорошие образцы пения, продолжать учить слушать исполнение других, сравнивать свое пение с оригиналом и исправлять недостатки. Песенное капельное творчество, представленное в виде игры, позволяет детям данного возраста развивать свои вокальные навыки, мимику, помогают активизировать слуховое внимание и развить умение сравнивать свое, чужое пение с предложенными графическими моделями.
Коммуникативные танцы-игры - это основной источник овладения коммуникативных навыков и приобщения к ритуалам, способствующим успешной социализации ребенка и позволяющим помочь решать задачи воспитания. В процессе разучивания дети учатся координировать свои движения и движения с партнером, следить за осанкой, взаимосвязью своих движений с музыкой и передачей движениями характера музыки, соблюдая правила. Все это способствует развитию произвольности и преодолению своего эгоцентризма.
Все основные разделы области «Музыка» невозможно представить без исполнительства на детских музыкальных инструментах, которое в каждом разделе решает свои коррекционные задачи. Это и обязательное развитие ощущения ребенком метрической пульсации, развитие тембрового, звуковысотного слуха, а также активизация поисковой, экспериментальной деятельности с созданием новых инструментов и поиску способов и приемов игры на них. Создание инструментальных импровизаций позволяет повысить интерес к деятельности, а также побуждает детей к творчеству, развивает связную речь в процессе оценки выступления других.
Особенностью рабочей программы по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников является интеграция на музыкальных занятиях поисковой, экспериментальной, познавательной, речевой деятельности, предложенной детям в легкой игровой и импровизационной форме. Реализация рабочей программы осуществляется через регламентированную и нерегламентированную формы обучения:
- организованная совместная деятельность (комплексные, доминантные, тематические занятия);
- организованная индивидуальная и подгрупповая деятельность, несущая коррекционную направленность;
- досуговая деятельность.
Специально подобранный музыкальный репертуар позволяет обеспечить рациональное сочетание и смену видов музыкальной деятельности, предупредить утомляемость и сохранить активность ребенка на музыкальном занятии. Все занятия строятся в форме сотрудничества, дети становятся активными участниками музыкально-образовательного процесса. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 25минут, в соответствиями с требованиями СанПина. Программа рассчитана на 68 занятия в год + развлечения и праздники. 68 занятий по 25 минут = 28,4 часов.
Результатом реализации рабочей программы по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников следует считать сформированность эмоциональной отзывчивости на музыку: передача словами, цветом, инструментальной и двигательной импровизацией характера и выразительных особенностей произведения, умение сравнить характер и выразительные особенности двух произведений. Формирование координации музыки-слова-движения, навыков невербальной коммуникации с партнером и соблюдения правил игры, передача в инструментальных, двигательных и песенных импровизациях характера, настроения и выразительных особенностей произведения. Проявление желания, активности, самостоятельности и творчества в разных видах музыкальной деятельности.
7.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ (5-6 ЛЕТ)
Тема
Кол-во часов
Тип занятия
Элементы основного содержания
Задачи
Сентябрь
«Настроения и чувства в музыке»
8
6 типовых
1 тематическ.
1 комплексн.
«Раздумье» С. Майкапар, «Слеза» М.Мусоргский; Коммуник. т-и «Брейк-миксер»; «К нам гости пришли», муз. Ан. Александрова, «Огородная-хороводная», муз. Б. Можжевелова; «Каким бывает дождь» ритмодеклам.; муз.игра «Репка»; Д/и «Высоко, низко», «Музыкальная копилка».
Учиться координировать музыку-речь-движение. Совершенствовать основные виды движений. Начинать формировать навыки ориентировки в пространстве.
Октябрь
«Осень - чудная пора»
8
6 типовых
1 интегратив.
1 комплексн.
«Осень» Вивальди; коммун. т-и «Веселые дети»; «Песня мухоморчиков», «Осень»; «Тарарам-шарамбурум»детск.игра; «Парный танец», муз. Ан. Александрова; «Не выпустим», муз. Т. Ломовой; Д/и «На чем играю?», «Музыкальные башмачки»
Обогащать словарный запас определениями, подходящими под описание характера произведения. Отрабатывать правила взаимодействия в парах и качество танцевальных движений в парах. Развивать мелкую моторику и координацию музыка-ритм-движение. Обогатить знания о приемах игры на новых детских музыкальных инструментах.
Ноябрь
«Брат Мажор и Брат Минор»
8
5 типовых
1 тематическ.
2 комплексн.
«Микки-Маус» М.Шмитца, «Октябрь» П.И.Чайковский; «Горчичный гражданин» дет.п., «Голубые санки» муз. М. Иорданского; «Передача платочка», муз. Т. Ломовой; «Матрешки», муз. Б. Мокроусова; «Игра с бубном», муз. М. Красева; Д/и «Музыкальные узоры», «Цветомузыка»
Передавать характер музыки через танцевальные движения. Передавать характер произведения, выразительные особенности через инструментальную, двигательную импровизации.. Развивать произвольность, внимание, соблюдая правила игры.
Декабрь
«Здравствуй, Новый год!»
8
6 типовых
2 тематическ.
«Танец снежных хлопьев» П.И.Чайковский; коммун.т-и «Полька Топ-Хлоп»; «Зимние картинки», «Новогодний хоровод», муз. Т. Попатенко; «Танец гномов», «Пряничные человечки» ритмодекламация, Д/и «Музыкальная лесенка»
Учить узнавать музыку по вступлению. Учить передавать характер музыки через танцевальные движения, сценическому движению. Работать над правильным певческим дыханием и точным интонированием
Январь
«Музыкальные инструменты и игрушки»
4
2 типовых
1 тематич.
1 интегратив.
«Шуточка» В.Селиванов»; коммун. т.-и. «Поиграем веселей»;
«Дили-дили! Бом! Бом!», укр. нар. песня, сл. Е. Макшанцевой; «Шорох к Шелесту» ритмич.игра; Д/и «Кубик эмоций»
Дать детям возможность через двигательную, инструментальную импровизацию и цвет передать характер и выразительные особенности произведения. Развивать координацию движений при танце в парах и командой.Формировать навыки выражения мимикой и песенной импровизацией настроения.
Февраль
«Песня, танец, марш»
8
5 типовых
1 комплексн.
2 интегратив.
«Бравые солдаты»; коммун. т.-и. «Поиграем веселей»; «Мальчишки», «Частушки»; «Ищи игрушку» р. н. м, обр. В. Агафонникова; Д/и «Выполни задание», «Музыкальная копилка»
Продолжить работу по формированию правильного певческого и речевого дыхания.Развивать координацию движений при танце в парах и командой, ориентацию в пространстве и правила перестроений в играх.
Март
«Очень маму я люблю»
8
6 типовых
1 интегратив.
1 тематическ.
«Весна» Вивальди; коммун.т.-и. «Ножка»; «Бумажные кораблики»; «Веселые инструменты» ритмич.и., чистог. «Уха», «Оса», «О-ле»; игра «Как мячик»; Д/и «Музыкальные узоры», «Музыкальное лото» «Будь здорова бабушка»;
Передавать характер музыки через танцевальные движения. Развивать ориентацию в пространстве и координацию движений. Развивать мелкую моторику и координацию музыка-ритм-движение.
Апрель
«Природа и музыка»
8
5 типовых
1 комплексн.
1 тематическ.
1 интегратив.
«Жаворонок», муз. М. Глинки, «Весна» Вивальди; «Солнечный зайчик», «Весенняя песенка», муз. А. Филиппенко; «Передача платочка», муз. Т. Ломовой; коммун.т.-и. «Ножка», «Брейк-миксер», «Веселые дети»; Д/и «Симфонический оркестр»
Учить сравнивать выразительные средства и характеры произведений с помощью графической нотации. Развивать координацию движений при танце в парах и командой, ориентацию в пространстве и правила перестроений в играх.
Май
«Потешные занятия».
8
6 типовых
2 тематическ.
«Веселый пирог» ритмич.разм.; «Марш», муз. Д. Шостаковича; «Кот и мыши», муз. Т. Ломовой; «Зоосад» ритмич.разм.; Д/и «На чем играю?»
Развивать навыки инсценирования песен, сценического движения. Формировать певческие навыки, умение петь легким звуком. Работать над формированием правильного певческого дыхания. Развивать координацию музыка-слово-движение. Развивать творчество детей, побуждать их к активным самостоятельным действиям.
Итого
68
49 типовых
6 интегратив.
8 тематическ.
5 комплексн.
.
8.СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 6-7 ЛЕТ.
В этом возрасте у детей появляется интерес к музыкальной грамоте, более ярким становится стремление выразительно исполнить песню, танец, проявить творчество; желание высказаться об услышанном. Дети мотивируют свои предпочтения, проявляют повышенный интерес к импровизации и сочинительству.
Формирование личности ребенка с опорой на музыкальное искусство по-прежнему остается стержнем музыкального воспитания. Воплощение переживаемого в творческой деятельности дошкольника 6-7 лет является обязательным. Синтезируя имеющийся у него художественный опыт, он испытывает потребность воплотить свои переживания и фантазии в объективной форме. Известно: чем богаче его художественный опыт, тем точнее критерии оценки, тем выразительнее творчество.
Синтез различных видов искусств и интеграция художественной деятельности в эстетическом воспитании детей основываются на познании ребенком выразительных средств каждого вида искусств и постепенном понимании того, что образ одного и того же объекта, явления в разных видах искусства создается специфическими для каждого из них средствами. Осознание своих эстетических эмоций, связанных с музыкой, означает, в конечном счете, развитие музыкального вкуса и сознания.
Дети данной возрастной группы, как правило, уже второй год проходят программу оздоровления в нашем детском саду. Поэтому задачи коммуникативной направленности, а также максимальная помощь ребенку в освоении навыков вербальной, невербальной коммуникации, исполнения определенных ритуалов поведения, помогающих успешной социализации впоследствии, продолжают проходить красной нитью через всю музыкальную деятельность ребенка.
Большое внимание уделяется речевой активности ребенка, его связным высказываниям по отношению к музыке; развитию словаря (по возможности) по лексическим темам учителя-логопеда и словаря эстетических эмоций; координации движений мелкой и крупной моторики с пением капеллы и под музыкальное сопровождение.
Особенностью рабочей программы по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников является интеграция на музыкальных занятиях поисковой, экспериментальной, познавательной, речевой деятельности, предложенной детям в легкой игровой и импровизационной форме. Реализация рабочей программы осуществляется через регламентированную и нерегламентированную формы обучения:
- организованная совместная деятельность (комплексные, доминантные, тематические занятия);
- организованная индивидуальная и подгрупповая деятельность, несущая коррекционную направленность;
- досуговая деятельность.
Специально подобранный музыкальный репертуар позволяет обеспечить рациональное сочетание и смену видов музыкальной деятельности, предупредить утомляемость и сохранить активность ребенка на музыкальном занятии. Все занятия строятся в форме сотрудничества, дети становятся активными участниками музыкально-образовательного процесса. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 30 минут, в соответствиями с требованиями СанПина. Программа рассчитана на 68 занятия в год + развлечения и праздники. 68 занятий по 30 минут = 34 часа.
Результатом реализации рабочей программы по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников следует считать сформированность эмоциональной отзывчивости на музыку, основ музыкального вкуса и сознания; правильного певческого дыхания и желания выразить себя творчески через певческие , инструментальные и двигательные импровизации. Ориентация ребенка в пространстве и координации движений крупной, мелкой моторики с музыкой и пением.
9.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ (6-7 ЛЕТ)
Тема
Кол-во занятий
Тип занятия
Элементы основного содержания
Задачи
Сентябрь
«Настроения и чувства в музыке»
8
6 типовых
1 комплексн.
1 тематическ.
«Лунный свет» Дебюсси, «Осень», муз. Ан. Александрова,; коммун. т.-и. «Брейк-миксер», «Полька-ковырялочка»; «Листопад», муз. Т. Попатенко, «Песня мухоморчиков» инсценир.; ритмич.разм. «Веселый зоопарк», «Хрюпельсин и хрюмидор»; игры: «Плетень» , «Горшки» рус.народ.мелод.; Д/и «Высоко, низко», «Музыкальная копилка».
Развитие эмоций с опорой на лучшие образцы классической музыки. Формирование у воспитанников активности в деятельности, с помощью которой они передают характер и выразительные особенности произведения. Начинать формировать навыки ориентировки в пространстве.
Октябрь
«Осень - чудная пора»
8
6 типовых
1 интегратив.
1 комплексн.
«Осень» Вивальди, «Октябрь» П. И. Чайковский; ком.т.-и. «Веселые дети»; «Осенью», муз. Г. Зингера, «Разговор с дождиком»; ритмич.разм. «Горчичный гражданин», «Наш дом»; игры «Кто скорее?» муз. М.Шварца; Д/и «Музыкальная копилка», «Музыкальные узоры».
Формирование вкуса, интересов, воображения посредством воплощения характера и выразительных особенностей произведения в различных творческих импровизациях. Продолжать формирование правильного певческого и речевого дыхания. Развитие координации музыка-речь-движение. Совершенствовать основные виды движений.
Ноябрь
«Музыкальные инструменты и игрушки»
8
4 типовых
2 тематическ.
1 комплексн.
1 интегратив.
«Тамбурин» Ж.-Ф. Рамо, «Звонили звоны» Г.Свиридов; ком.т.-и. «Танец дракона», «Танцуй»; «К нам приходит Новый год», муз. В. Герчик, «Телефонный разговор»; ритмич. разм. «Совершенно нпонятно»; игры «Ищи» муз.Т.Ломовой; Д/и ««Выполни задание», «Музыкальные узоры».
Дать детям возможность через двигательную, инструментальную импровизацию и цвет передать характер и выразительные особенности произведения. Развивать координацию движений при танце в парах и командой, ориентацию в пространстве и правила перестроений в играх.
Декабрь
«Здравствуй, Новый год!»
8
6 типовых
2 тематическ.
«Зима» Вивальди; ком.т.-и. «Поиграем веселей»; «Елка», муз. Е. Тиличеевой, «Маскарад» муз. Т. Попатенко; «Танец снежинок» муз.А.Жилина; «Под Новый год» муз.Е.Зарицкой; «Как на тоненький ледок» рус.н.п.; Д/и «Сложи песенку».
Подводить к осознанию выразительных средств музыкального языка. Учить узнавать музыку по вступлению. Развивать крупную моторику и координацию музыка-речь-движение. Учить передавать характер музыки через танцевальные движения, сценическому движению.
Январь
«Белый танец»
4
1 типовое
2 интегратив.
1 тематическ.
«Метель» Г. Свиридов; ком.т.-и. «Кадриль»; «Мальчишки»; ритмич. разм. «Снежный ком», «Снег идет»; игры «Узнай по голосу» Муз.В.Ребикова, Д/и «Кубик эмоций»,
Музыкальные узоры».
Дать детям возможность через двигательную, инструментальную импровизацию и цвет передать характер и выразительные особенности произведения. Побуждать к более активным и интересным инструментальным, двигательным импровизациям. Формировать навыки выражения мимикой и песенной импровизацией настроения.
Февраль
«Песня, танец, марш»
8
6 типовых
1 комплексн.
1 тематическ.
«Детская полька», муз. М. Глинки; «Марш», муз. С. Прокофьева; ком.т.-и. «Кадриль», «Красный сарафан»; «Утешалочка маме» муз.О.Сивухиной, «Ай, весна-красна» р.н.п.; ритмич.разм. «Шведский стол», «Вокалист»; игры «Плетень», Д/и «Музыкальная лесенка».
Учить сравнивать выразительные средства и характеры произведений с помощью графической нотации. Развивать ориентацию в пространстве и координацию движений. Развивать мелкую моторику и координацию музыка-ритм-движение..
Март
«Мамочка милая, мама моя….»
8
6 типовых
1 интегратив.
1 тематическ.
«Песня жаворонка», муз. П. Чайковского; ком.т.-и. «Финская полька»; «Пришла весна», муз. 3. Левиной, «Что за дом?»; ритмич.разм. «Чепуховая считалка», степы«Весенняя»; игры «Чей кружок быстрей», Д/и «Кластерное облако»
Развитие эмоций с опорой на лучшие образцы классической музыки. Формирование у воспитанников активности в деятельности, с помощью которой они передают характер и выразительные особенности произведения.
Апрель
«Природа и музыка»
8
5 типовых
1 комплексн.
1 тематическ.
1 интегратив.
«Весна» Вивальди, «Весною» С.Майкапар; танец «Полонез» Шопен; инсценир. «Если б не было школ» Шаинский , «До свиданья детский сад»; ритмич. разм. «Скороговорки», «Веселый пирог», игры «Танец сидя», Д/и «Узнай инструмент».
Формирование вкуса, интересов, воображения посредством воплощения характера и выразительных особенностей произведения в различных творческих импровизациях. Развивать координацию движений при танце в парах и командой, ориентацию в пространстве и правила перестроений в играх.
Май
«До свиданья, детский сад!»
8
6 типовых
2 тематическ.
«Марш Радецкого» Штраус; «Я хочу учиться», муз. А. Долуханяна, «Мы теперь ученики», муз. Г. Струве; «Танец с цветами».
Продолжить работу над формированием певческих навыков, умением петь легким звуком. Развивать координацию музыка-слово-движение. Развивать творчество детей, побуждать их к активным самостоятельным действиям.
Итого
68
46 типовых
11 тематичес.
5 комплексн.
6 интегратив.
10.Методическое обеспечение программы «Музыка всегда рядом»
1. СD mp3 с музыкой для занятий...
2. СD диски с материалами для занятий.
3.Музыкальный инструмент для музыкального руководителя
4.Методическая литература : пособие для музыкального руководителя, книги, журналы, единая коллекция цифровых ресурсов, интернет.
.5.Музыкальные инструменты для детей
6.Перечень дидактических игр и пособий
1.«Русские и зарубежные композиторы» портреты
2.«Узнай инструмент»
3.«Высоко, низко»
4.«Тихо, громко»
5.«Выполни задание»
6.«Музыкальные башмачки»
7.Цветомузыка»
8.«Сложи песенку»
9.«Музыкальная лесенка»
10.«На чем играю?»
11.«Музыкальное лото»
12.«Русские и зарубежные композиторы» лото
13.Музыкальный словарик»
14.«Симфонический оркестр»
15.«Музыкальная копилка»
Сценарий праздника «Новый год в первой младшей группе»,2014г
Действующие лица:Дед Мороз, Снегурочка, Кот(или лошадь).
Звучит новогодняя музыка.
Сн: Здравствуйте, ребята! Вы узнали меня? Я Снегурочка! Хочу пригласить вас на праздник к новогодней ёлочке.
Снегурочка выстраивает детей в хоровод.
Песня1(В лесу родилась елочка)
ДМ: Нам праздник весёлый зима принесла,
Зелёная ёлка к нам в гости пришла!
Будем песни петь, плясать,
Дружно Новый год встречать!
Сн:Подойдите дети ближе,
Посмотрите выше, ниже.
У новогодней ёлочки
зелёные иголочки.
ДМ:И снизу до верхушки-
Красивые игрушки.
Висят на ветках шарики,
Волшебные фонарики,
И бусы и снежинки,
И голубые льдинки.
(Дети рассматривают ёлочку)
Сн: А почему, на ней огоньки не горят? Давайте все вместе хлопнем в ладоши и скажем дружно: Раз, два, три ёлочка гори!
(Дети вместе со снегурочкой хлопают в ладоши, ёлочка зажигается).
ДМ:Наша ёлочка стоит,
Огоньками вся горит.
Сн:Все они горят сверкают,
Деток в гости приглашают.
ДМ:Ой, ребята, тише-тише.
Что-то странное я слышу!
Кто-то к нам сюда бежит,
Кто-то к нам сюда спешит!
Сн: Кто к нам в гости пришел, ребята?
Кот: Наконец-то, я пришёл.
Наконец-то, вас нашёл!
Ух! Народу много в зале!
Знаю, все вы меня ждали!
Здравствуйте! Я кот Василий!
Очень я люблю играть,
Песни петь и танцевать.
Я ведь котик не простой,
А весёлый озорной!
Сн:Всем гостям сегодня рады,
Всех готовы мы принять,
И у нашей чудной елки,
С ними петь и танцевать.
ДМ:Все, ребята, встанем
В дружный хоровод,
Здравствуй, ёлка,
Здравствуй, праздник,
Здравствуй, Новый год!
Танец(Снежинки)
Кот: Усыпаны ветви
Пушистым снежком,
Мы ёлочке нашей
Песню споём.
Песня 2(Маленькой елочке)
Кот: А давайте поиграем
Вокруг елки погуляем!
игра
ДМ: Ох, и здорово играли,
Вижу, даже не устали!
Так не будем отдыхать,
А продолжим мы играть!
Сн: А я знаю загадки, отгадайте их ребятки.
Ушки длинные торчат.
Глазки шустрые блестят.
Кто же это, угадайте?(зайки)
ДМ: Кто приходит в каждый дом
В Новый год с большим мешком?
Шуба, шапка, красный нос,
Это Дедушка …..(Мороз)
Песня3(Ах какой хороший добрый Дед Мороз)
Сн:Я прихожу с подарками, блещу огнями яркими,
Нарядная, забавная, на Новый год я - главная……(елка)
ДМ: Красный нос, в руках метелка.
Проживает рядом с елкой.
К холодам давно привык
Наш веселый...(снеговик)
Сн:Как мы весело играли,
Песни пели плясали!
И сейчас, ребята, вам
Я подарочки раздам!
Кот: Ну, ребятки не зевайте,
Все подарки получайте!
Дарят подарки детям.
Сценарий «Новогодний королевский бал»
( ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА)
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:
Ведущий, Кот , Лиса , Дед Мороз, Снегурочка, Король, Принцесса
Зал празднично украшен. У ёлки спит король на троне.
1 Слушай, люд честной, указ!
Король издал такой приказ:
«Приглашаем всех сегодня
На бал весёлый новогодний!
Люди сказочной страны
На балу быть том должны!»
2 Зал мы украшали,
Ёлку долго наряжали.
Всё готово, наконец,
Едут гости во дворец!
Звучит музыка. Дети парами заходят в зал, идут вокруг ёлки (праздничное шествие). С окончанием музыки останавливаются лицом к гостям.
3 Начинаем, начинаем новогодний этот бал.
В этот дивный, зимний праздник
Все пришли на ёлку к нам.
Песня1(Здравствуй, здравствуй елка….)
4 Здравствуй, здравствуй, праздник славный!
Здравствуй, радость, здравствуй, смех!
Тот сегодня самый главный, кто смеётся звонче всех.
5 Лесом частым, полем вьюжным
Зимний праздник к нам идёт.
Так давайте скажем дружно…
все: Здравствуй, здравствуй, новый год!!!
фанфары звучат.Король просыпается от испуга
Король: Где? Когда? Что за тревога?
И вздремнуть нельзя немного!
Что случилось господа?
Кто пожаловал?когда?
Ведущ:
Внимание! Внимание!
Сегодня в королевском дворце - маскарад!
Под музыку в зале появляются Лиса и Кот.
Лиса: Как красиво сегодня во дворце!
Кот: И зачем мы здесь скажи мне?
Веслиться я не стану!
Лиса: Если всё у них в порядке - беспорядок наведу!
Кот: Я - Базилио-злодей.
Всех сегодня проучу, их смеяться отучу!
Прихорашиваются и садятся возле трона Короля.
Лиса:Дорогой наш батюшка,
По королевству шум да звон,
На бал зовет тризвон!
Кот: Ой, кажется сюда идёт Принцесса.
К ёлке выходит Принцесса, оглядывается вокруг.
Принцесса:
А какой сегодня праздник?
Все танцуют и поют,
А меня и не зовут!
Ведущий: Давайте поможем принцессе и отгадаем загадки.
Игры:
-
«Загадки »
Если лес укрыт снегами,
Если пахнет пирогами
Если ёлка в дом идёт,
Что за праздник?... Новый год
Я прихожу с подарками, блещу огнями яркими,
Нарядная, забавная, на Новый год я - главная…….елка
Странная звездочка с неба упала,
Мне на ладошку легла - и пропала………снежинка
Он приходит в зимний вечер
Зажигать на елке свечи.
Бородой седой оброс,
Кто же это?.......дед мороз
Человечек непростой:
Появляется зимой,
А весною исчезает,
Потому что быстро тает……..снеговик
Всех важней она в загадке,
Хоть и в погребе жила:
Репку вытащить из грядки
Деду с бабкой помогла….мышка
Красна девица грустна:
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко!
Слезы льет бедняжка!......снегурочка
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила…..зима
2. Игра танцевальная подвижная
6 Всем сегодня веселиться,
Петь, играть и танцевать!
В Новогоднем королевстве
Запрещается скучать!
7 Только музыка и смех!
Только время для потех!
Ну-ка, музыка, играй!
Всех нас в сказку приглашай!
8 С Новым годом! С Новым годом!
С Новой радостью для всех!
Пусть звенят под этим сводом
Песни, музыка и смех!
Песня 2(С новым годом всех мы поздравляем…)
Под музыку к ёлке выходит Снегурочка
Снегурочка:
Зимний карнавал у нас!
Мы ждём сегодня всех!
Радость и веселье в зале,
Песни, танцы, смех!
А почему до сих пор нет Дедушки Мороза?
А, вот, кажется он идёт…
Издалека слышен голос Деда Мороза.
Д.Мороз (издалека): Ау, Снегурочка
Снегур-ка:
Голос Дедушки Мороза,
Это он кричит: «Ау!»
Крикнем Дедушке Морозу:
«Милый Дедушка! Ау!»
Дети зовут Деда Мороза.
Д.Мороз: Здравствуй, праздник долгожданный!
Снег-ка:
Здравствуй, гость ты наш желанный!
Здравствуй, Дедушка Мороз!
Песня3 (Ах, какой хороший…)
Д.Мороз:
Ну, наконец, я попал в этот зал.
Посох мне правильный путь указал.
Сани мои как по воздуху мчались
И вот в Королевстве они оказались.
А ёлку то какую я из лесу принёс!
Разве не красавица?
Все: Красавица!
Д.Мороз: Или вам не нравится?
Все: Нравится!
Д.Мороз:
Ну-ка, ёлка, встрепенись!
Ну-ка, ёлка, улыбнись!
Ну-ка, ёлка, раз, два, три -
Светом радости гори!
На ёлке загораются огоньки.
Снег-ка:
Ну-ка, за руки беритесь,
В круг широкий становитесь.
Будем петь и танцевать,
Будем Новый год встречать!
танец«Новогодний хоровод»
Д.Мороз: Ох, устал, посижу, да на вас погляжу!
9 Снова пахнет свежей смолкой.
Все на бал здесь собрались.
Нарядилась даже ёлка,
Огоньки на ней зажглись!
10 Все мы радостно живём, весело играем,
В Королевстве Новогодний
Бал наш продолжаем!
Лиса:
Что ты, Дедушка Мороз, смотришь, удивляешься?
Будто к месту ты прирос: не танцуешь, не поёшь.
Кот:
Варежками хлопни, сапогом притопни,
Для ребят и для гостей попляши повеселей!
Д.Мороз:
Для меня такое дело очень даже просто…
Эх, душа помолодела лет на девяносто!
Не останусь я в долгу, я ещё не так могу…
Дед Мороз, Кот и Лиса пляшут.(музыка танцевальная)
Д.Мороз:
Ну, Алиса, ты можешь быть не только вредной, но, если захочешь, - весёлой. А вот скажи мне, храбрая ты или нет?
Лиса: Ещё спрашиваешь! Да я наихрабрейшая Лиса в мире. Да мы…
Д.Мороз: Если ты такая храбрая, то полезай в мешок.
Лиса: Я боюсь, не полезу.
Д.Мороз: Эх, ты! И не стыдно…
Лиса: Ишь, какой прыткий. Ты думаешь, я одна боюсь? Вот ты спроси гостей. Кто хочет в мешок залезть? Ведь ни один не выйдет.
Д.Мороз: А это мы сейчас проверим, кто из нас самый шустрый.
ИГРА Соревнование-бег вокруг елки(проводит Дед Мороз)
Д.Мороз: Ох, жарко стало. Пойдем, Снегурочка, подуешь на меня. Боюсь, растаю…
Лиса (Коту):Слушай, Базилио, ты храбрый?
Кот: Ой, Алиса, не приставай, я что-то спать хочу. (зевает)
Лиса: Опять ты за своё! Слушай внимательно. Дед мороз сказал, что я умная красивая, весёлая. Только вот храбрости мне не хватает. Видишь мешок? Полезай в него и скажи, страшно в нём или нет?и вправду ли он волшебный как говорят?!
Кот бегает вокруг мешка.и засыпает за ним.
Лиса: Вот наказание! Из-за этого засони без подарка останусь.
Д.Мороз: Это что за беспорядок? Кто посмел трогать мешок!
Лиса : Дед Мороз, ты нас пойми,
И как деток награди!
Мы играли и плясали,
Ребятишек развлекали!
Вместе песни распевали!
Песня4(Елочка,елка…)
Дед Мороз:
Да разве я могу вам отказать!
Всем подарки я достану!
Из вот этого мешка,
Всем подарки, детвора!
Снегурочка:
Порадовали нас сегодня!
Мы к вам в гости каждый год,
Как лишь только новый год,
Тут же снова прилетим!
С новым годом, вас, ребята!
Все: С новым годом!
Раздают подарки.
Список литературы:
1. Т..И.Соколова .Хрестоматия по музыке,2001 г.
2. А.В.Антонова .Дошкольное воспитание., 2005 г.
3. С.И. Бекина .Музыка и движение.,1983г.
4. Музыкальный руководитель,№7,2009г.,
5. Л.С. Третьякова .Русская музыка ХIХ века, биография великих музыкантов.,1976г.
6.Музыкальный руководитель июль-август 2004 г.
7.Музыкальный руководитель ,2012г,2013г.
8.Музыкальная палитра,2012,2013гг.
9.Е.В.Шульга.»С днем рождения!»Сценарии вечеров развлечений. Книга для воспитателя и музыкального руководителя детского сада.-М.:Просвещение,1996г.
10. С.И.Бекина, Т.П.Ломова.«Музыка и движение» для детей 4-5, 5-6, 6-7 лет.- Москва, «Просвещение» 1983г.
11. Н.А. Ветлугина «Музыкальное воспитание в детском саду». - М.: Просвещение, 1981. 12.И.Агапова,М.Давыдова «Развивающие музыкальные игры». Москва 2007г.
13.Н.Г.Кононова «Музыкально-дидактические игры для дошкольников». Москва, «Просвещение» 1982г
14.О.П.Радынова «Слушаем музыку», Москва «Просвещение» 1990г.
15. Т.М.Орлова «Учите детей петь» состав.: для детей 4-5, 5-6, 6-7 лет, Москва «Просвещение» 1987г
.