Рабочая программа по Логоритмике для Средней группы

Раздел Музыка
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка - детский сад № 60 «Незабудка»

Рассмотрена и принята на заседании Педагогического совета

Протокол № 4 от 25.08.2015г.

Утверждаю

Заведующая МБДОУ ЦРР-

детского сада № 60

__________ Е.В. Безногова

Приказ № 133 от 28.08.2015



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

кружка «Логоритмика»



Составитель: Е.Е.Кудряшова,

музыкальный руководитель









г. Ульяновск



Содержание программы

Введение

1. Целевой раздел

1. 1. Пояснительная записка

1.2. Цели и задачи рабочей Программы

1.3. Планируемые результаты освоения содержания рабочей Программы

2. Содержательный раздел

2.1. Средства, методы и приёмы работы с детьми среднего дошкольного возраста

2.2. Перспективное планирование образовательной деятельности в рамках кружковой работы

3. Организационный раздел

3.1. Организация развивающей предметно-пространственной среды

3.2. Планирование образовательной деятельности

3.3. Перечень нормативных документов

3.4. Перечень литературных источников




Введение

Логоритмические занятия - это методика, опирающаяся на связь слова, музыки и движения и включают в себя пальчиковые, речевые, музыкально-двигательные и коммуникативные игры. Взаимоотношения указанных компонентов могут быть разнообразными, с преобладанием одного из них. Музыка не просто сопровождает движение и речь, а является их организующим началом. Музыка может задавать определённый ритм перед началом занятия, настраивать на глубокий отдых во время релаксации на заключительном этапе занятия.

Логоритмика позволяет решать целый комплекс задач:

Во-первых, оздоровительно-коррекционные задачи. На занятиях у детей укрепляется костно-мышечный аппарат, формируется правильная осанка, развиваются дыхание, артикуляционная моторика, мелкая моторика пальцев рук. Формируются двигательные умения и навыки, развиваются координация движений, ориентировка в пространстве, ловкость, выносливость.

Во-вторых, решается ряд образовательных задач: развитие музыкального слуха, фонематического слуха, грамматического строя речи, расширение знаний об окружающем мире.

В-третьих, воспитательные задачи. Воспитывается чувство ритма в музыке, движении, речи. Дети учатся перевоплощаться, проявлять свои художественнее, творческие способности. Воспитываются личностные качества: доброжелательность, самостоятельность, чувства коллективизма.

I. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

В последние годы, в нашем детском саду, в результате обследования учителем - логопедом средней группы было выявлено достаточно большое количество детей с нарушением фонетической и фонематической сторон речи. Для повышения результативности речевой подготовки воспитанников в нашем детском саду стал использоваться комплексный подход к данной проблеме, одной из сторон которого и стала логоритмическая гимнастика. Она как нельзя лучше позволяет заинтересовать всех детей своими разнообразными упражнениями и заданиями, которые направлены не только на музыкальную и речевую деятельность, но носят ещё и оздоровительную направленность, которая так необходима нашим детям, имеющим разнообразные проблемы со здоровьем.

Рабочая Программа составлена на основе программы «Логоритмические занятия в детском саду» М.Ю. Картушиной, Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Предложенная автором тематическая направленность и организационная вариативность занятий будут способствовать формированию устойчивого интереса к музыкальной и речевой деятельности. Данная рабочая Программа рассчитана на 1 год обучения. В содержании данной программы используются дыхательные упражнения (метод Б.Толкачева), звуковое дыхание (метод В.Емельянова, М.Лазарева). Таким образом при организации совместной образовательной деятельности с детьми используются здоровьесберегающие технологии, т.е. элементы, имеющие оздоровительную направленность.

1.2. Цели и задачи рабочей Программы

Цель: преодоление речевого нарушения путём развития и коррекции двигательной сферы. Развитие музыкальных и сенсорных способностей у средних дошкольников.

Задачи:

К развивающим задачам относятся: развитие дыхания, голоса, артикуляции, а также развитие и совершенствование основных психомоторных качеств (статической и динамической координации, переключаемости движений, мышечного тонуса, двигательной памяти и произвольного внимания) во всех видах моторной сферы (общей, мелкой, мимической и артикуляционной). Развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов, творческой фантазии и воображения.

В образовательные задачи входит формирование двигательных навыков и умений, знакомство с разнообразием движений, с пространственной организацией тела, с некоторыми музыкальными понятиями («музыкальный метр», «размер», «темп», «регистр»). Совершенствование фонематических процессов посредством восприятия музыки различной тональности, громкости, темпа и ритма.

К воспитательным задачам относятся воспитание и развитие чувства ритма музыкального произведения и собственного ритма движений, воспитание способности ритмично двигаться под музыку и критически относится к своим движениям и речи.

1.3. Принципы и подходы

Планирование логоритмических занятий осуществляется на основе принципов, разработанных Г.А. Волковой:

  • Принцип систематичности заключается в непрерывности, регулярности, планомерности образовательного процесса.

  • Принцип сознательности и активности заключается в сознательном и активном отношении ребенка к своей деятельности.

  • Принцип наглядности должен реализовываться как путем непосредственного показа педагогом движений, так и использованием зрительного образа (картинки, игрушки, пиктограммы), образного слова педагога.

  • Принцип доступности и индивидуального подхода предусматривает учёт возрастных особенностей и возможностей детей.

  • Принцип интеграции - решение задач программы в системе всего образовательного процесса и всех видов деятельности, обеспечивающих проникновение одних элементов в другие, создавая подвижность, гибкость образовательному пространству.

  • Принцип гуманизации - утверждающий непреходящие ценности общекультурного человеческого достоинства, обеспечивающий каждому ребенку право на свободу, счастье и развитие способностей.

  • Принцип диалогичности - предполагающий, что только в условиях субъект-субъектных отношений возможно формирование гуманной личности, нацелен на оптимизацию взаимодействия субъектов образовательного процесса.

  • Принцип вариативности содержания образования предполагает возможность существования различных подходов к отбору содержания и технологии обучения и воспитания.

1.3. Планируемые результаты освоения содержания рабочей Программы

Формирование у детей устойчивого интереса к музыкальной и речевой деятельности. Положительное эмоциональное отношение к логоритмическим упражнениям. Улучшение результативности в обучении и воспитании.

II. Содержательный раздел

2.1. Средства, методы и приёмы работы с детьми среднего дошкольного возраста

Логоритмика основана на связи слова, музыки и движения, поэтому выделяются следующие направления:

1. Связь речи с движением и музыкальным ритмом:

1) развитие дыхания, голоса, артикуляции; координация движений со словом;

выразительность движений и речи; воспитание координации пения с ходьбой.

развитие воображения и творческих способностей.

2. Развитие у детей основных движений:

1) контроль за осанкой;

2) ходьба разных видов; умение ориентироваться в пространстве, правильно выполнять перестроение; навыки выразительного движения; развитие мелкой моторики;

3. Развитие у детей музыкально-ритмического чувства: активизация внимания;

умение показать характер ритма в движении и речи; определение чувства музыкального ритма.

Логоритмика включает следующие виды упражнений:

Артикуляционные упражнения полезны в любом возрасте, так как четкая артикуляция - основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения - необходимость. Они подготавливают артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков. Четкие ощущения от органов артикуляционного аппарата - основа для овладения письмом. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет мышцы полости глотки.

Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Речевое дыхание является - источником образования звука, голоса. Оно помогает верно соблюдать паузы, сохранять плавность речи, менять громкость, делать речь выразительной.

Упражнения на развитие внимания и памяти развивают все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную. Активизируется внимание детей, способность быстро реагировать на смену деятельности.

Чистоговорки обязательны на каждом занятии. С их помощью автоматизируются звуки, язык тренируется выполнять правильные движения, отрабатывается четкое, ритмичное произношение фонем и слогов. Кроме того, у детей развивается фонематический слух и слуховое внимание.

Речевые игры могут быть представлены в различных видах: ритмодекламации без музыкального сопровождения, игры со звуком, игры со звучащими жестами и музицирование на детских музыкальных инструментах, театральные этюды, игры-диалоги и др. Использование простейшего стихотворного текста способствует быстрому запоминанию игры и облегчает выполнение логоритмических задач. С помощью стихотворного ритма у детей совершенствуется произношение, отрабатывается правильный темп речи, развивается речевой слух.

Ритмические игры развивают чувство ритма, темпа, метра (акцентуации сильной доли такта), что позволяет ребенку лучше ориентироваться в ритмической основе слов, фраз.

Пение песен и вокализов развивает память, внимание, мышление, эмоциональную отзывчивость и музыкальный слух; укрепляется голосовой аппарат ребенка. Процесс развития певческих способностей у детей с речевыми нарушениями направлен не только на формирование их художественной культуры, но и на коррекцию голоса, артикуляции, дыхания. Образная, яркая, весёлая музыка способствует развитию у детей музыкальных способностей: слуха, вокальных навыков, музыкальной памяти, ритма, а также создает благоприятную атмосферу для занятий.

Пальчиковые игры и сказки. Проговаривание с детьми несложного стихотворного текста одновременно с движениями пальцев очень полезно: речь ритмизируется; она становится более громкой, четкой, эмоциональной; рифма положительна для слухового восприятия.

Элементарное музицирование на детских музыкальных инструментах развивает мелкую моторику, чувство ритма, метра, темпа, улучшает внимание, память, а также остальные психические процессы, сопровождающие исполнение музыкального произведения.

Мимические и пантомимические этюды развивают мимическую и артикуляционную моторику (подвижность губ и щек), пластичность и выразительность движений детей, их творческую фантазию и воображение.

Коммуникативные игры формируют у детей умение увидеть в другом человеке его достоинства; способствуют углублению осознания сферы общения; обучают умению сотрудничать;

Подвижные игры и хороводы тренируют детей в координации слова и движения, развивают внимание, память, быстроту реакции на смену движений. Эти игры воспитывают чувство коллективизма, сопереживания, ответственности, приучают детей выполнять правила игры;

Различные виды игрового массажа: классический ручной (поглаживание, растирание, разминание, вибрация); точечный (воздействие на биологически активные точки); самомассаж языка (с помощью зубов).

Пение - сложный процесс звукообразования, в котором важна координация слуха и голоса. Пение является методом, регулирующим дыхание, развивающим легкие и расширяющим грудную клетку, а также помогающим вырабатывать плавную и полнозвучную речь.

Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал не выучивается.


2.2. Перспективное планирование образовательной деятельности в рамках кружковой работы

Перспективно-тематическое планирование

Месяц

№ занятия

Название занятия


Сентябрь

1

2

3

4

Прогулка в осеннем лесу

Колобок - колючий ёж

Земляничка

Мишкина малина

Октябрь

5

6

7

8

Полная корзинка

Осенняя ярмарка

Сундучок Осени

Кто как к зиме готовится

Ноябрь

9

10

11

12

Почему медведь зимой спит

Магазин игрушек

Городок игрушек

Поиграем в поезд

Декабрь

13

14

15

16

Снежная баба

Два мороза

Новоселье

Новогодний поезд

Январь

17

18

19

20

Зимняя царица

Кошкин дом

У кошки новоселье

Мы - строители

Февраль

21

22

23

24

Строим дом

Кем быть?

Крокодил гена идет в армию

Сказка о глупом мышонке

Март

25

26

27

28

Сказка об умном мышонке

Пироги пекла лиса

Веселые музыканты

Кто где живет

Апрель

29

30

31

32

Зайкин день

На лесном перекрестке

Будем космонавтами

Птицы

Май

33

34

35

36

Находчивый Бобр

В гостях у лягушат

Приключения Квака

Муха - Цокотуха


При планировании логоритмических занятий использовался принцип концентрического наращивания материала по всем разделам изучаемых ежегодно лексических тем. Основа образовательных мероприятий может быть разнообразной: сказочный сюжет, воображаемое путешествие, сюжетные и дидактические игры и пр.

III. Организационный раздел

3.1. Организация развивающей предметно - пространственной среды

Совместная образовательная деятельность с детьми средней группы проходит в музыкальном зале, используется ковровое покрытие. Для организации данных встреч в рамках кружковой работы используются:

  • Телевизор

  • Компьютер

  • Музыкальный центр

  • Музыкальное сопровождение

  • Иллюстрации

  • Музыкальные инструменты

  • Дидактические, коммуникативные, речевые и музыкальные игры

  • Игрушки

  • Атрибуты к упражнениям и играм: муляжи, маски, платочки, снежинки, предметы кухонной утвари, тканевые дорожки, карточки эмоций, спортивный инвентарь.

3.2. Планирование образовательной деятельности

В планировании логоритмических образовательных мероприятий используется принцип концентрического наращивания материала по всем разделам изучаемых ежегодно лексических тем (времена года, сбор урожая, новогодний праздник, зимующие птицы и т.д.). Основа занятий может быть разнообразна: сказочный сюжет, воображаемое путешествие, фольклорные источники, сюжетные и дидактические игры.

Логоритмические образовательные мероприятия включают в себя элементы, имеющие оздоровительную направленность (общеразвивающие упражнения, работа над певческим дыханием и развитием певческого голоса, простейшие приемы массажа, гимнастика для глаз.) Дыхательные упражнения основаны на методе Б. Толкачева (озвученный выдох), звуковом дыхании М. Лазарева, доступных приемах по методу В. Емельянова.

В каждое мероприятие включены:

- движения под музыку, упражняющие в различных видах ходьбы и бега;

- танец (хоровод);

- разучивание четверостишия, сопровождаемое движениями;

- песня, сопровождаемая жестами;

- логопедическая гимнастика (по Т.В. Буденной);

- мимические упражнения;

- массаж (спины, рук, ног и т.д.) или гимнастика для глаз;

- пальчиковая игра;

- подвижная или коммуникативная игра;

Логоритмические образовательные мероприятия с детьми средней группы в рамках кружка «Логоритмика» проводятся каждую неделю, в среду, в утренний отрезок времени. Продолжительность не более 20 минут.

Дни недели

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Понедельник


Вторник


Среда

Кружок

10.00 - 10.20

Кружок

10.00 - 10.20

Кружок

10.00 - 10.20

Кружок

10.00 - 10.20

Четверг


Пятница


Образовательная деятельность в рамках кружка проходит в игровой форме с использованием развивающих технологий и игровых моментов. Обязательно наличие динамических пауз, использование артикуляционных игр и пр.

3.3. Перечень нормативных документов

- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155.

- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 №26 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».

- Письмом министерства образования Российской Федерации от 14.03.2000 № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»;

3.4. Перечень литературных источников

1. Картушина М.Ю. « Логоритмические занятия в детском саду» Издательство «Сфера», 2004

2. Железнова Е. «Развивалочки от 1 до 5. Веселая логоритмика»


© 2010-2022