Использование валеологических игровых технологий на уроках музыки

В данном методическом докладе поднимается проблема сохранения и укрепления здоровья учеников на уроках музыки. На современном этапе развития общества в нашей стране образование столкнулось с новой глобальной проблемой – снижение уровня здоровья учащихся. Огромные возможности восполнения пробелов физического развития детей скрыты в уроках музыки, т.к. музыка тесно переплетается с другими видами искусства, такими как танцы, пение, обеспечивающими физическое развитие. Танцевальные элементы и ритмо...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


« Использование валеологических игровых технологий на уроках музыки»

Устинова Екатерина Юрьевна, учитель музыки ОСШЛМФИ, г. Усть-Каменогорск.

На современном этапе развития общества в нашей стране образование столкнулось с новой глобальной проблемой - снижение уровня здоровья учащихся. Это снижение обусловлено многими причинами, в том числе и той, что вследствие бурного техногенного развития нашего общества все формы игрового и социального общения наших детей резко сместились в область компьютерных технологий, в ущерб играм развивающим физическое здоровье ребенка. Бессмысленно спорить с техническим прогрессом, но необходимо восполнить недостаток физически развивающих игр, для того чтобы наши дети стали не только грамотными, но физически здоровыми людьми.

Огромные возможности восполнения пробелов физического развития детей скрыты в уроках музыки, т.к. музыка тесно переплетается с другими видами искусства, такими как танцы, пение, обеспечивающими физическое развитие. Танцевальные элементы и ритмопластика гарантируют общефизическое развитие, а пение - это лучшая дыхательная гимнастика, укрепляющая сердце, легкие, помогающая избавляться от нервного напряжения.

Согласно исследованиям специалистов, 75% болезней взрослых заложены в детстве. За 10 лет уровень первичной заболеваемости увеличился в 1,3 раза, уровень заболеваний костно-мышечной системы в 11 раз, болезней органов пищеварения в 4 раза, нервной системы в 1,4 раза. Такое положение с ухудшением здоровья в Казахстане требует новых подходов и в образовании. Анализируя показатели заболеваемости по Восточно-Казахстанской области было отмечено, что состояние здоровья школьников имеет стойкую тенденцию к ухудшению. В заболеваниях отмечают до:

  • 50% - повреждений опорно-двигательного аппарата;

  • 40% - нарушение органов зрения;

  • 10% - нарушение дыхательной системы.

Поэтому один из акцентов в концепции моих уроков ставится на формирование валеологической культуры.

Чрезвычайно актуальным в данной ситуации стало формирование у учащихся на уроках музыки духовной культуры, воспитание грамотного, высокообразованного, творчески активного человека (что подразумевает и физически здорового). Поэтому, с целью сохранения здоровья, мы используем на уроках музыки оздоровительную гимнастику А. Н. Стрельниковой и фонопедические упражнения В. В. Емельянова.

В настоящее время мы ведем постоянный поиск эффективных мер по оздоровлению детей в условиях школы. При разработке наших уроков музыки мы берем за основу здоровьесберегающие технологии. Их цель - охрана и укрепление здоровья. Проблеме сбережения здоровья детей способствуют следующие компоненты:

  • частая смена видов деятельности и видов преподавания;

  • поэтапное изучение материала;

  • эмоциональная разрядка на уроке;

  • создание психологического комфорта;

  • использование приемов, методов, устраняющих перегрузку.

Движение это необходимая составляющая гармоничного развития человека, недостаток двигательной активности может нанести серьезный вред здоровью. Поэтому необходимо уделять значительное внимание на уроках музыки подвижным дидактическим играм, включающим в себя элементы, способствующие нормализации работы мышц и дыхательного аппарата. Танцевальные, ритмопластические движения должны быть простыми, чтобы ребенок мог их согласовать с ритмическим рисунком музыкального произведения и выполнять их соответственно. Набор предлагаемых движений должен быть разнообразным для нормализации работы и развития различных групп мышц. При выполнении движений необходимо обращать внимание на осанку, положение головы, рук и ног. Разнообразие упражнений на уроке в сочетании со звучанием различных музыкальных отрывков и демонстрацией Multimedia материалов создает у учащихся повышенный интерес к предмету за счет новизны его подачи, снижает утомляемость учащихся. Эти упражнения нужны не только для укрепления здоровья ребенка в текущий момент, но и для его умения организовать свой активный отдых в будущем.

Одним из основных видов деятельности урока музыки является хоровое пение. Именно этот жанр музыкального искусства может воздействовать на исправление дефектов речи посредством разнообразных вокальных упражнений. Цель этих упражнений заключается в восстановлении и развитии подвижности артикуляционного аппарата. Вокальные упражнения формируют у учащихся правильное дыхание, звукообразование, расширение диапазона голосовых возможностей. Это способствует развитию легких и дыхательной системы в целом. Исполнение хорового произведения дуэтом, трио, квартетом и т.д. воспринимается учащимися как игровой элемент урока. Упражнения должны предусматривать развитие дикции, звукообразования и дыхания. Хоровое пение укрепляет здоровье и оказывает эстетическое и нравственное воздействие на учащихся.

На уроках музыки необходимо не только приобщить детей к музыкальному искусству, но применяя различные валеологические приемы научить беречь и преумножать свое здоровье, донести до будущего поколения умение воспринимать и преумножать музыкальную культуру человечесва.

В рамках урока музыки основные положения здоровьесберегающих технологий рассмотрены в трудах офтальмолога, доктора медицинских наук В. Ф. Базарного. По мнению В. Ф. Базарного, в основе воспитания и образования должны стоять здоровье, интеллект, духовность. Наш опыт основывается на положении его трудов, суть которых в следующем:

  • важность для здоровья самовоспитания, самоорганизации, саморазвития;

  • важность релаксации;

  • важность синтеза искусства и труда («созерцание и рукотворение»);

  • важность дыхания при помощи диафрагмы (« без дыхания нет жизни»)

Кроме того, мы опираемся на « Музыкальную психологию» В. И. Петрушина. Основное положение его трудов:

  • включение музыкальной психотерапии, как эффективного средства в борьбе против школьных неврозов, которые сегодня поражают не только учащихся, но и учителей.

А также в основу занятий мы ставим использование трудов А. Н. Стрельниковой, ее оздоровительную гимнастику - «энергетическое колесо», которое основано на коротком дыхании.

Все выше сказанное и составило теоретические предпосылки моей разработки.

Эти упражнения выполняются в начале каждого урока, в начальной школе систематически, с целью формирования у учащихся работоспособности, «включения в урок», сосредоточенности, мотивации и что особенно важно - подготовки артикуляционного аппарата к вокально- хоровой работе. Несмотря на то, что упражнениям отводится на уроке минимум времени, они не просто учат дышать правильно, глубоко при помощи диафрагмы, «певчески», но и укрепляют здоровье учащихся. В систему упражнений положен принцип « вдоха» и «выдоха». Упражнения видоизменяются по мере взросления учащихся, при переходе из класса в класс. Так, более старшим учащимся предлагаем в комплекс дыхательных упражнений включить:

  • движения рук («обнимаем себя»);

  • ног (« шаги»);

  • наклоны туловища (« насос»),

т. е. добавляется и координация движений. Если учащиеся 1-2 класса делают упражнения с учителем, то учащиеся 3-4 класса могут выполнять их самостоятельно, один ученик выбирается « за учителя ».

Общие рекомендации ко всем упражнениям:

  • делаем 12 раз, либо 8 раз;

  • учитель делает упражнения вместе с учащимися, счет показывает на пальцах, загибая пальцы;

  • упражнения делаем все в одну сторону, как и в песнях, когда работаем по «жесту» и добиваемся ансамбля.

Наиболее часто нами используются следующие упражнения:

Упр. 1.«Вдох» - коротко, глубоко носом, «как будто нюхаем цветок». «Выдох» - открытым ртом, широко.

Упр. 2.Дышим также, добавляем повороты головы в стороны;

Упр. 3.Дышим также, добавляем наклоны головы в стороны(«делаем ушки»)

Упр. 4.Дышим также, добавляем повороты головы вниз, вверх;

Упр. 5. Дышим также, добавляем наклоны только вниз, только вверх.

Когда мы поднимаем проблему охраны здоровья детей, в первую очередь ее решение зависит от того, насколько она станет ценностна для всех субъектов образовательного процесса, приобретет статус личностного смысла. На уровне образовательной политики эта проблема звучит постоянно, и мы стараемся реально воплотить ее в педагогическую деятельность. Адаптируя на уроках музыки дыхательные упражнения А. Н. Стрельниковой и фонопедические упражнения В. В. Емельянова мы видим как результат - улучшение здоровья детей, снижение простудных заболеваний (насморка). Учащиеся становятся внимательными, сосредоточенными, возрастает чувство ответственности в коллективе. Дополнительным эффектом стало то, что дети стали более дружелюбными, возросло чувство взаимовыручки. Все это способствует развитию гармонически развитой личности.


© 2010-2022