• Преподавателю
  • Музыка
  • Конспект урока по музыке по теме: «Музыкальный портрет. Может ли музыка выразить характер человека?»

Конспект урока по музыке по теме: «Музыкальный портрет. Может ли музыка выразить характер человека?»

Содержание 5 класса (тема года "Музыка и другие виды искусства") расскрывается в двух крупных разделах - "Музыка и литература", "Музыка и изобразительное искусство". Во втором полугодии предполагается знакомство школьников с жанрами музыки, испытавшими наибельшее воздействие со стороны живописи (жанровые разновидности - музыкальный портрет, пейзаж в музыке...) Целью данного урока  является развитие умения эмоционально откликаться на музыкальное произведение, понимание  внутреннего мира человека ...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок музыки. 5 класс.


Тема: «Музыкальный портрет. Может ли музыка выразить характер человека?»

Цель: эмоционально откликаться на музыкальное произведение и уметь обращаться к внутреннему миру человека через музыкальные и зрительные образы.

Планируемые результаты (УУД):

  1. Предметные

  • развитие внутреннего слуха и внутреннего зрения как основы развития творческого воображения;

  • углубление представлений учащихся об изобразительных свойствах музыки с помощью сравнительного анализа произведения музыки - "Песня Варлаама" М.Мусоргского и изобразительного искусства - картины И.Репина "Протодьякон";

  • выработка умения раскрыть свойства "живописной музыки" благодаря мастерскому использованию композиторами и исполнителями красок музыкальной речи (регистровых, тембровых, динамических, темпо-ритмических, ладовых);

  1. Метапредметные

А) регулятивные

  • владеть умением целеполагания в постановке учебных задач в процессе восприятия, исполнения и оценки музыкальных сочинений.

  • планировать собственные действия в процессе восприятия, исполнения музыки.

Б) познавательные

  • выявлять выразительные возможности музыки.

  • обнаруживать общность музыки и других видов искусств

  • усваивать словарь музыкальных терминов и понятий в процессе музыкальной деятельности.

В) коммуникативные

  • передавать собственные впечатления о музыке, других видах искусства в устной и письменной речи.

  • исполнять песни с группой одноклассников.


  1. Личностные

  • Выражать свое эмоциональное отношение к музыкальным образам в пении, при слушании музыкальных произведений.

  • уметь осмысливать взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании музыкальных образов, их влиянии на духовно-нравственное становление личности;

  • понимать жизненное содержание музыкального произведения.

Конспект урока

Учитель (ФИО)

Сухорукова Ольга Петровна

Предмет

Музыка

Класс

5

Тема:

«Музыкальный портрет. Может ли музыка выразить характер человека?»

Целевые установки:

предметные: выработка умения раскрыть свойства "живописной музыки" благодаря мастерскому использованию композиторами и исполнителями красок музыкальной речи (регистровых, тембровых, динамических, темпо-ритмических, ладовых);

метапредметные: обнаруживать общность музыки и других видов искусств

личностные: уметь осмысливать взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании музыкальных образов, их влиянии на духовно-нравственное становление личности.

Оснащение урока (материалы к уроку)

компьютер, мультимедиапроектор, презентация, музыкальные записи, учебник " Музыка"(Т. И. Науменко, В. В. Алев) для 5 класса.





Этапы урока


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Организационный момент

Цель, которая должна быть достигнута уч-ся:

- подготовиться к продуктивной работе на уроке.

Цель, которую хочет достигнуть учитель:

- способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе.

Задачи:

- создать положительный эмоциональный настрой;

- помочь принять правильную рабочую позу;

Музыкальное приветствие учителя и учащихся.

-Сядьте правильно.

- Молодцы! Начинаем наш урок!

Дети приветствуют учителя.

Сели правильно. Спина прямая, ровная.

2

Вхожде-ние в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Коммуникатив-ные УУД:

- умение слушать и размышлять.

Личностные УУД:

- формирование интереса к музыкальным занятиям.

- Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?

"Как сходна музыка с человеком!

У нее человеческое лицо в моменты,

когда ее вдруг увидишь воочию"

А.Сууман.

-Как вы думаете, ребята, а может ли музыка выразить характер человека, под силу ли ей это?





3

Определение темы урока и постановка учебной задачи.

Цель: готовность и осознание потребности к построению нового способа действий

- Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

Мы сегодня поговорим о необычном портрете, а о музыкальный . Может ли музыка выразить характер человека?

На этот вопрос мы и попытаемся сегодня с вами ответить.

О портрете.

4.

Этап первичного закрепления

Познавательные УУД:

- знакомство с новым музыкальным произведением:

Регулятивные УУД:

- умение слушать и анализировать характер музыкального произведения;

- умение сравнивать, видеть общее и различие;

- умение видеть проблему и стремление найти ответы на поставленные вопросы.

Коммуникатив-ные УУД:

- умение выслушивать мнения товарищей и высказывать собственные суждения.

Личностные УУД:

- распознавать и эмоционально откликаться на выразительные особенности музыки;

- Рассматривая картину, мы включаем все наши органы чувств, а не только зрение. И мы слышим, а не только видим, что происходит на полотне. Наш взгляд, по образному определению

Александра Ивановича Герцена, становится «слушающим».

Музыкальный портрет - особенный. Ведь это портрет внутреннего мира человека (его чувств, мыслей, настроений, характера), который трудно увидеть глазами, но можно прекрасно почувствовать благодаря выразительной интонации и воссоздать его в своем воображении.

Попробуем?!!

М. П.Мусоргский создает настоящий шедевр оперной музыки - оперу "Борис Годунов" по произведению А.С.Пушкина.

Опера рассказывает о времени царствования Бориса Годунова - боярина, которого обвиняли в убийстве законного наследника престола - малолетнего царевича Дмитрия.

Наше внимание на сегодняшнем уроке будет приковано к интереснейшему персонажу оперы - Варлааму.

Послушаем сольный номер из оперы «Песня Варлаама». Попытайтесь составить словесный портрет этого персонажа. Вслушайтесь в музыкальную речь героя так, чтобы представить и его внешний вид, и его характер

Итак, что же у вас получилось.

Какие средства музыкальной выразительности помогли вам создать музыкальный портрет?

ВАРЛААМ - беглый монах, пожелавший свободной разгульной, веселой жизни.

Дорога нашего героя из монастыря далека и по пути он не отказал себе в удовольствии зайти в корчму, чтобы сытно откушать. Испив вина, Варлаам запевает песню про осаду Казани войсками Ивана Грозного.

А теперь,ребята, всмотритесь внимательно в картину Ильи Репина «Протодьякон», кого вы видите перед собой, опишите.



Так вот, ребята, когда эта картина появилась на выставке художников-передвижников, известный музыкальный критик В. Стасов увидел на ней персонажа из поэмы Пушкина «Борис Годунов» - Варлаама. Точно так же отреагировал и Модест Петрович Мусоргский, увидев «Протодьякона» он воскликнул: «Так ведь это же мой Варлаамище!»

Как вы думаете, что позволило этим двум глубоким и метким наблюдателям увидеть в портрете сходство с персонажем оперы «Борис Годунов»?


В портрете "Протодьякона" И.Е.Репин обессмертил образ дьякона Ивана Уланова, из своего родного села Чугуево, о котором написал: "…ничего духовного - весь он плоть и кровь, лупоглазие, зев и рев…".

И в музыкальном и живописном портрете чувствуется образ властного, жестокого, с разбойничьим норовом и разухабистым-кабацким размахом человека.










Человек грузный, достаточно высокий, грубый, пожилой, с бородой, одет в тёмные одежды.

Громкая динамика, широкие интонации, тембр- бас, дикий выкрик Варлаама (Эй!) с радостной интонацией в голосе, поющем о гибели огромного числа людей, мелодия песни мечемтся по всем регистрам.

Мы видим пожилого человека, с длинной седой бородой, грузного, у него сердитое выражение лица, которое придают ему изогнутые брови. У него крупный нос, большие руки - в общем-то, мрачноватый портрет. Наверное, у него низкий голос, может, даже бас.




Варлаам подобен персонажу Репина - огромный, пузатый, «лоб имеет плешивый, бороду седую, брюхо толстое». Главное, что есть общего между ними - этонеобузданность нрава, грубость натуры, склонной к обжорству и разгулу. Такие люди тоже были на Руси.

5.

Вокаль-но-хоровая работа

Познавательные УУД:

- знакомство с мелодией и словами новой песни.

Коммуникатив-ные УУД:

- взаимодействие с учителем в процессе музыкально-творческой деятельности;

- участие в хоровом исполнении музыкального произведения.

Личностные УУД:

- формирование исполнительских навыков;

- воплощение характера песни в своём исполнении через пение, слово, интонацию.

Распевание.

Работа над песне «Песня о добром человеке»:

  • разучивание по фразам.

  • пение трудных мелодических оборотов.

  • работа над текстом.

Коллективно-исполнительская деятельность.

6.










Закрепление знаний

Цель для учащихся:

-уметь применять полученные знания на практике

Цель для учителя:

-выявить пробелы, коррекция



М.П. Мусоргского создает фортепианный цикл «Картинки с выставки». Пьесы написаны под впечатлением картин художника В. Гартмана.

Но это не только «картинки, написанные музыкантом, но это маленькие драмы, в которых раскрыта самая суть явлений жизни, - сквозь звуки как бы просвечивает душа событий, душа вещей»,- писал Б. Асафьев.

И в музыке, и в изобразительном искусстве важно не просто изображение, передача внешнего облика, а проникновение в глубинную, душевную сущность персонажа. Пьеса «Гном» - один из примеров такого произведения.

Слушание: М. Мусоргский. «Гном» из цикла «Картинки с выставки».

Каков внутренний мир этого сказочного существа?

Что помогало нам это увидеть?

О чём, по-вашему, больше говорит музыка - о внешнем облике Гнома или о его внутреннем мире?

«Гном» Мусоргского - это уже не простая иллюстрация картины В. Гартмана, это значительное развитие и углубление образа, о котором в своей короткой пьесе композитор успел сказать столь многое.



Гном одинок, слышны интонации страдания.

Угловатые, хромающие интонации, причудливые ритмы и скачки, уступают место нисходящему движению мелодии , слышится в этом боль и тоска ,совсем не сказочное, а живая, человеческая.

7.

Самостоятелная работа. Познавательные УУД:

- развитие умения осмысливать полученную информацию.

Регулятивные УУД:

- осознание того, что уже усвоено, а что подлежит дальнейшему усвоению;

- оценивание качества усвоения.

Коммуникатив-ные УУД:

- взаимодействие в процессе проверки результатов выполнения работы.

Личностные УУД:

- формирование позитивного настроя и интереса к музыкальной деятельности.

А теперь вам предстоит выполнить тест, а затем самим оценить свою работу.







- Если у вас нет ошибок, то поставьте себе «5»; если 1-2 ошибки, то поставьте - «4»;

Если ошибок оказалось больше двух, то не расстраивайтесь, вы сможете повторить данный материал дома, прочитав уже известные вам страницы учебника.

Работа с тестом.







Самостоятельно оценивают свою работу.

8

Рефлексия деятельности (итог урока) осознание учащимися своей УД, самооценка результатов деятельности своей и класса.

Регулятивные УУД:

- осмысление своих действий и самооценка.

Коммуникативные УУД:

- умение полно и точно выражать свои мысли.

Личностные УУД:

- смыслообразование

Удалось ли решить поставленную задачу?

- Кто оцениваете свою работу на «5», а на «4»?

- А работу класса в целом?

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят поставленную цель с результатами, достигнутыми на уроке.

9

Домашнее задание.

Познавательные УУД:

- поиск музыкальных произведений

Регулятивные УУД:

- целеполагание.

-Назовите произведения, изученные ранее, в которых средствами музыки воплощаются портреты героев (персонажей).

Слушают домашнее задание.

Конспект урока по музыке по теме: «Музыкальный портрет. Может ли музыка выразить характер человека?»

© 2010-2022