• Преподавателю
  • Музыка
  • Методическое сообщение Игровые упражнения в работе над постановкой рук начинающего скрипача

Методическое сообщение Игровые упражнения в работе над постановкой рук начинающего скрипача

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Игровые упражнения в работе над постановкой рук начинающего скрипача.



Усвоение элементарных навыков постановки рук на скрипке и смычке представляет собой трудный и длительный процесс приспосабливания ученика к инструменту. Движения рук, положение корпуса ученика во время игры на скрипке для него сложны, поэтому необходимо выделить их из постановки как самостоятельный элемент.

Трудность периода освоения навыков постановки заключается в том, что ученик ещё не умеет фиксировать свои ощущения. Задача подготовительных упражнений - научить его отличать лёгкость, свободу от зажатости, скованности, научить ощущать различное состояние своих рук. Выделенный комплекс подготовительных упражнений по содержанию должен быть максимально приближен к будущим игровым движениям. Ни одно из упражнений не должно выполняться "вообще". Ученик должен знать, к чему именно оно подготавливает.

Приведённые ниже упражнения нужно использовать как в период, предваряющий работу над постановкой, так и во время работы над ней. Правильная перспективная постановка является основой, на которой педагог осуществляет свои творческие замыслы, создавая все возможности для наиболее полного развития ученика.

Подготовка постановочных навыков без скрипки и смычка


Работа над постановкой начинается с определения положения корпуса ученика. Вес тела распределяется на обе ноги. Зачастую ученик не может справиться с простым требованием - слегка расставить ноги. Скованность нижней части тела вызывает напряжение во всём теле, особенно заметно напряжение в руках - неестественное положение пальцев.

Для того, чтобы предупредить такое явление, работу над постановкой следует начинать с вольных упражнений. Цель педагога - поставить сначала правильно корпус, обеспечить равномерное распределение веса ученика на обе ноги. Для этого можно рекомендовать такие упражнения как прыжки: ноги вместе, ноги на ширине плеч; переминания с ноги на ногу; пружинящие, лёгкие приседания на обе ноги.

Весь корпус не должен быть ни напряжён, ни расслаблен. Усиленное внимание к этому является обязательным, так как корпус служит фундаментом постановки.

Упражнение "Мишка" учит ребёнка правильно стоять, равномерно распределяя вес на обе ноги. Несколько раз походив, как косолапый, ученик очень хорошо запоминает, что при игре на скрипке надо стоять не на одной ноге, а на двух.

Такого же внимания требует к себе и плечевой пояс. Для раскрепощения плечевого пояса можно рекомендовать упражнение: лёгкий взмах обеими руками и "бросание" их с одновременным наклоном туловища вниз, руки ещё долго продолжают "болтаться", пока совсем не повиснут. Для правильного соблюдения дыхания в этом упражнении можно сделать глубокий выдох во время наклона: "О-о-о-х".

Упражнение "Гора - птичка" помогает отличать напряжённое состояние тела от свободного. Изображая гору, ученик напрягает всё тело, ноги словно врастают в пол, руки опущены вниз. Ученик должен быть настолько напряжён, чтобы педагог не мог его сдвинуть с места. Изображая птичку он, напротив, расслабляется так, чтобы руки, словно крылья, могли спокойно, легко двигаться.

Упражнение "Деревце" учит произвольно расслаблять различные группы мышц. Ученик тянет руки вверх, растопыривая пальцы, приговаривая: "Расти, расти, деревце, тянись, тянись к солнышку". "Листочки завяли" - расслабились и упали пальцы. "Упали листочки" - свободно опустились кисти. "Упали веточки" - согнутые в локтях руки повисли на уровне плеч. "Совсем упало, согнулось деревце" - ученик сгибается в поясе, руки висят расслабленно. Затем необходимо восстановить тонус мышц, действуя в обратном порядке: "Полили деревце, оно выпрямилось" и т.д.

Упражнение "Рукопожатие" позволяет почувствовать, как рука постепенно переходит из зажатого, напряжённого состояния в свободное. Педагог предлагает ученику поздороваться за руку, причём сжимать ладонь педагога изо всех сил, затем постепенно ослабить нажатие и уронить руку. Внимание фиксируется на изменении мышечных ощущений.

Упражнение "Кулачки" помогает почувствовать напряжение и свободу рук. Сильно зажать на несколько секунд кулачки, а затем распустить.

Упражнение "Дерево с листьями" вырабатывает свободную подвижность кистей рук. Рука согнута в локте, прижата к корпусу. Тело - "ствол", предплечье, направленное вверх, - "ветка"; свободно свешивающаяся ладонью книзу кисть - "листок". Начинает дуть ветер, "лист" трепещет. Ветер дует всё сильнее, амплитуда встряхивания кисти увеличивается. Ветер утихает полностью, кисть свободно повисает. Ветер изменил направление и дует в противоположную сторону. Кисть пальцами разворачивается к плечу. Такое же pp < ff >pp ветра. Ветер стихает окончательно, "лист" висит на "ветке".

После выполнения вольных упражнений на раскрепощение следует обратить внимание на общую осанку ученика. Во время выполнения упражнений и при работе над постановкой необходимо следить за ровностью дыхания учащегося, так как неровное дыхание свидетельствует о напряжении, зажатости.

Упражнения для левой руки


Цель упражнений - подготовить левую руку к такому положению, в каком она будет держать скрипку. Многим ученикам вполне достаточно несколько раз свободно поднять руку на должную высоту с разворотом кисти к себе; сделать это помогает упражнение "Зеркальце" - кисть ладонью повёрнута к себе, пальцы округлы, как бы удерживают зеркальце. Направлять "зеркальце" то на себя, то левее себя. Некоторым ученикам, у кого подъём руки влечёт за собой напряжение, движение обеими руками облегчит осуществление его одной левой рукой. Параллельно с её подъёмом рекомендуется вырабатывать лёгкий поворот головы влево.

Полезно так же без скрипки начать подготавливать постановку пальцев на грифе. Для этой цели можно применить упражнение "Прыжки на батуте". Исходное положение левой руки как при держании инструмента. "Грифом", или "батутом" становится большой палец, на который поочерёдно опускаются остальные пальцы - сперва 1-й, затем 2-й, 3-й, 4-й. При выполнении этого упражнения следует отрабатывать чёткое опускание пальцев на подушечку и активный их подъём, отскок. "Прыгать" также можно на тыльной стороне правой ладони, уперев в её центр большой палец, а также на корпусе скрипки и на струнах. В этих вариантах пальцы можно опускать и поднимать не только по очереди, но и одновременно все вместе.

Педагог должен непрерывно следить за свободой руки в локте и плече.

Упражнения для правой руки


Для подготовки правой руки к держанию смычка можно взять карандаш. Не объясняя ученику постановку каждого пальца на карандаше, просто поднимите его расслабленную, опущенную правую руку и вставьте в неё карандаш. Мизинец поставьте на карандаш, а большой палец подставьте снизу там, где это удобнее всего - либо напротив 2-го, либо напротив 3-го, либо между 2-м и 3-м пальцами. Если руки "удобные", то достаточно незначительной поправки положения того или иного пальца, и постановка на смычке найдена. Теперь необходимо её закрепить путём многочисленных повторений.

Часто бывают случаи, когда, несмотря на естественность положения пальцев, добиться лёгкого и свободного держания карандаша не удаётся. Ученик судорожно сжимает пальцы. В этом случае можно попробовать идти от обратного - предложить не освободить пальцы, а наоборот, - сжать со всей силой. Это любой ученик сделает с готовностью. Теперь попросите его отпустить пальцы. После сильного напряжения освобождение мышц ученик ощущает очень ясно. Обязательно надо обратить его внимание на эту свободу и постепенно научить таким путём контролировать мышечные напряжения.

Существует много различных упражнений, выполняемых сначала с помощью карандаша, а уже потом - с тростью.

Упражнение "Весы". Определение центра тяжести трости смычка. Надо положить смычок на ребро большого пальца в центре тяжести смычка и удерживать его.

Упражнение "Брёвнышко". Положить смычок на ребро большого пальца в центре тяжести трости и поворачивать вокруг своей оси с помощью среднего пальца.

Упражнение "Качели". Раскачивать средним пальцем смычок, находящийся на ребре большого пальца в центре тяжести трости. Затем можно усложнить это упражнение, смещая кисть от центра тяжести смычка к его колодке, развивая "пружинку" мизинца.

Упражнение "Шлагбаум". Наклон смычка из вертикального положения "шлагбаум открыт" в горизонтальное "шлагбаум закрыт" и возвращение в вертикальное. Наклоны смычка можно производить с помощью поворота кисти, либо задействовав плечо и предплечье.

Упражнение "Гусеница". Держа смычок вертикально, перемещать пальцы по трости от колодки до конца.

Упражнение "Лифт". Держа смычок вертикально, отпускать трость. Падающий смычок ловить пальцами и снова отпускать, и снова ловить. Сколько "этажей в доме", столько и остановок.

После того, как выполнена правильная постановка пальцев на карандаше, можно перенести упражнения на смычок и отрабатывать не только правильную "хватку" смычка, но и подготовить ведение смычка. Педагог, стоя лицом к ученику, держит смычок в игровом положении, а ученик водит по трости смычка рукой. При этом упражнении достигается двойной эффект: ученик усваивает правильное направление движения руки и в то же время пальцы правой руки находятся в свободном состоянии, так как при зажатости в пальцах такое скольжение по трости невозможно.

Сразу начинать водить смычком по струнам не рекомендуется. Надо постараться освоить движение смычка сначала без скрипки, но в том же положении. Для этого следует сделать опору для смычка при помощи большого и среднего пальцев в виде колечка, замкнутого между тростью и волосом смычка. В таком положении рука не испытывает никакого напряжения, в то же время её движения активны и свободны.

Упражнение "Часики". Отрабатывая движения правой руки, представить себе на запястье часы. При сгибании руки - смотреть "который час наступил".

Упражнение "Качели" помогает ученику почувствовать рулевое движение локтя при игре на разных струнах. Ученик закрепляет смычок средней частью за игровую точку. Не извлекая ни звука, с помощью локтя, смычок переходит со струны на струну, словно качается на качели.

Упражнение "Кузнечик": поставить смычок срединной частью на струну, опереть руку на смычок. Пружинный отскок смычка от струны - вверх. Это начало звука, звуковая точка, которую называют attaca звука.

Упражнение "Стрела" подготавливает исполнение штриха мартле. Это упражнение похоже на "Кузнечика", только здесь мышечные усилия направлены не на отскакивание смычка со струны, а на быстрое продвижение смычка по струне. Необходимо следить за подвижностью большого пальца. При движении вниз он выпрямляется, а при движении вверх - сгибается.

Упражнение "Поезд»: 4 четверти у колодочки - целая нота всем смычком, 4 четверти у конца - целая нота всем смычком. Этот штрих можно начинать в середине смычка, со временем подходя к колодочке

Упражнения на координацию движения рук


"До свидания" - "Иди сюда": руки согнуты в локтях, правая ладошка машет "до свидания", а левая - "иди сюда".

"Солнышко" - "Дождик": одна рука рисует круг, другая - вертикальные линии.

"Лево" - "Право": педагог просит дотянуться левой рукой до правого уха, правой рукой - до левого колена и т.д.

Трудно сказать, какие упражнения окажутся наиболее полезными. Возможно, педагогу придётся дополнить или видоизменить предложенные упражнения. Важно, чтобы, осваивая постановку, рука действовала как единая система, в которой активность органично переходит с одной части на другую. Мелкие движения осуществляются всегда более мелкими частями руки - пальцами, кистью; крупные - предплечьем и плечом.




© 2010-2022