Мастер-класс урока Колокола России

Колокола появились на Руси еще в древние времена .По преданию , в 6 веке один монах ,живший в Италии заболел и пошел в лес за лечебными травами. Устав ,он прилег на траву и задремал .Сквозь сон он услышал удивительный музыкальный перезвон, от которого болезнь стала уходить…Когда он открыл глаза, то увидел, что возле самого его уха качается знакомый цветок - колокольчик. Он вернулся в монастырь и сделал копию  этого цветка ,отлив из металла. По – итальянски цветок –«кампана» .От этого слова прои...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мастер - класс Урок музыки,

учителя музыки Москвитиной Р.Н.

Конспект урока в 5 классе.

Тема урока: «Колокола России».

Цели урока: - познакомить учащихся с историей колокольного искусства на Руси;

- создать познавательную ситуацию для пробуждения интереса и

Активного восприятия изучаемого материала.

Задачи: - образовательная - расширить представления детей о назначении колоколов;

- развивающая(творческая) - научить различать основные виды колокольного звон; научить моделировать ритмическое сопровождение из предложенных ритмов; развивать ассоциативно - художественное восприятие школьников.

- воспитательная - пробудить интерес к православной культуре, духовному наследию своего народа.

Тип урока: изучение нового материала

Форма урока: урок - исследование , урок - презентация.

Музыкальный материал: звоны - благовест, трезвон ,Красный звон;

М.П.Мусоргский - «Великий колокольный звон» из оперы «Борис

Годунов»; А.Морозов «Малиновый звон».

Новые понятия : кампанелла , зонница.звонарь ,колокольня .перезвон ,

Благовест ,Красный звон.

Оборудование: фонозаписи музыкальных произведений ; компьютер; проектор для мультимедийных слайдов; тексты песен; фортепиано и ноты; заготовки колокольчиков из бумаги разных цветов;

слайды с изображением храмов ,колоколов.

Предварительная работа:

Учащиеся распределены по трем исследовательским группам.

Каждой было дано задание:

Группа 1 - познакомиться с историей Царь - колокола;

Группа 3 - собрать сведения о колоколе нового храма Сергия

Радонежского пос. Краснозоринский;

Группа 3 - найти информацию о колоколе - инструменте симфонического оркестра.

Интернет - ресурсы:

Ход урока:

Слайд 1 - эпиграф (на фоне звучания колоколов):

Колокол дремавший разбудил поля,

Улыбнулась солнцу сонная земля.

Понеслись удары к синим небесам,

Звонко раздается голос по лесам.

Тихая долина отгоняет сон,

Где то за дорогой замирает звон…

С.Есенин.

Введение в тему:

Учитель: Как хорошо в этих поэт Есенин передал ощущение тишины и покоя, состояние легкой печали!

Как вы думаете ,ребята , о чем мы с вами сегодня будем говорить?

Ученики: О колоколах.

У.: Совершенно верно. Наш урок будет посвящен замечательному явлению в русской культуре - колокольному звону и тема его так и называется «Колокола России».

Скажите ,пожалуйста.можно ли назвать колокола музыкальным инструментом?

У -ки: Да,потоме чтоткогда звонят колокола,то в их звоне можно услышать мелодию.

У. Правильно и сегодня на уроке нам нужно решить следующие задачи:

Постановка учебных задач перед учащимися:

- когда появился колокольный звон и где он звучал

- какие виды бывают колокольных звонов;

- какое место он занимал и занимает в жизни нашего соотечественника ;

Слайд 2 (текст)

Колокола появились на Руси еще в древние времена .По преданию , в 6 веке один монах ,живший в Италии заболел и пошел в лес за лечебными травами. Устав ,он прилег на траву и задремал .Сквозь сон он услышал удивительный музыкальный перезвон, от которого болезнь стала уходить…Когда он открыл глаза, то увидел, что возле самого его уха качается знакомый цветок - колокольчик. Он вернулся в монастырь и сделал копию этого цветка ,отлив из металла. По - итальянски цветок -«кампана» .От этого слова происходит название предмета,,созданного монахом, - кампанелла ,по - русски - колокольчик. На Руси отлив колоколов сперва заказывали иностранцам .Но в 15 веке русские мастера сами овладели секретом изготовления кампанелл и вскоре превзошли своих западных коллег и по красоте и по качеству звона колоколов

У. Как вы думаете .для чего первоначально служили колокола?

(ответы детей)

Слайд 3 (текст)

- 1.Звоном указывали заблудившимся в ненастье путникам.

2.Звоном оповещали о какой - нибудь опасности: приближении врага,пожар,(набатный колокол).

3.Звоном собирали народ на народное собрание - вече( в Великом Новгороде).

4.В трагические для Родины дни звоном созывали народ на защиту Отечества.

У. Молодцы ,ребята ,ваши ответы практически совпали с тем ,что было написано на слайде 3 .А как вы думаете ,где размещают колокола?

У - ки: Для колоколов строят специальные сооружения ,их называют колокольни или звонницы.

У: Почему колокольня - -понятно .а почему звонница?

У-ки: Потому что оттуда льется звон.

У: Как называют человека ,который звонит в колокол?

У- ки : Звонарь.

У: Колокольни строили высокими , и поэтому звон колоколов был слышен на большом расстоянии. Самая известная колокольня России находится на территории Московского Кремля . это колокольня Ивана Великого.

Слайд 4: колокольня Ивана Великого.

Как вы думаете,строительство колокольни - ето простое или трудное дело?

(ответы учеников

У: Действительно ,очень трудное. Звонницы - это деревянные щиты под навесом .куда прикреплялись наборы колоколов разного размера ,каждый из которых звенел своим голосом. Представьте себе, на колокольне Ивана Великого в 4 - х ярусах находятся 37 колоколов! Существует легенда ,что когда Наполеон вступил в Москву, то решил взорвать эту колокольню . По его приказанию под нее подложили большое количество пороха и подожгли. Раздался взрыв,колокольня взлетела вверх , а потом опустилась на прежнее место ,целая и невредимая.

Спайд 5 : колокола Слободский, Ростовский,Безымянный,Даниловский.

У: Ребята , а вы знаете ,какой колокол самый большой?

У- ки: Царь - колокол.

У: Пусть о Царь - колоколе расскажет исследовательская группа 1.

У- ки: (Презентация учащихся группы №1). Слайд 6: Царь - колокол.

У: У нас в Краснозоринском Муниципальном поселении на колокольне построенного храма Сергия Радонежского недавно был установлен колокол.Об этом расскажет исследовательская группа 2.

У-ки: (Презентация учащихся группы №2) фото храма Сергия Радонежского.

У: К колоколам на Руси относились ,как к живым существам. Им давали имена и прозвища: Гариил ,Ревун.,Медведь ,Широкий ,Сысой.

Слайд 7:колокола Медведь ,Лебедь , Широкий .Глухой.

У: Как вы думаете ,с чем связаны имена колоколов?

У- к: С характером звука - у каждого колокола свой особенный голос .тембр.

У: А от чего зависит тембр колокола?

У-к: От его размера.

У: Действительно, размер определяет высоту и силу звучания колокола: большие имеют густой и мощный звук ,а маленькие звенят нежно и звонко.

И звоны колоколов бывают разные.От чего они зависят?

У-ки: от церковного события.

У: Ребята .а как вы думаете ,в чем предназначение колокольного звона сегодня?

Слайд 8(текст)

- возвещать о богослужении ,созывать к богослужению;

- выражать торжество церкви и ее богослужения;

- возвещать не присутствующим в храме о службе и призывать их соединить свои молитвы к Господу с молитвами находящихся в храме.

У: Действительно, в церковном Уставе (это свод правил) говорится о разных видах звонов: благовест и собственно звон.

Слайд 9 (текст):

Благовест (ударение на первый слог) - одиночные удары в большой колокол.

Трезвон - несколько одновременно звонящих колоколов.

Перезвон - поочередные удары( от одного до семи в каждый колокол) от большого колокола к малым.

Перебор - по одному удару в каждый колокол от малого к большому.

Перед воскресными службами и в праздничные дни за благовестом следует трезвон в несколько колоколов.

Есть особенный художественный звон для самых больших праздников. Его называют Красным (красивым) ,а в народе - серебристым или малиновым.

Прежде говорили: «От звона воздух малинового цвета».

У: Как вы думаете, на какой праздник используется этот звон?

У-к: На Пасху.

У: Верно, в старину был такой даже обычай: на Светлую Седьмицу всю неделю на колокольню пускали всех желающих позвонить в колокол.

Я вам приготовил музыкальную загадку.Послушайте внимательно и определите, какой это вид звона?

Фонограмма: звучит благовест,перезвон ,Красный звон.

У: Чтобы запомнить звон и при случае повторить ,надо было его записать. А как?

Нотной записи тогда еще не существовало. И звонари стали придумывать разные попевки ,например: «Пеки блин - дров нет ,пеки блин - дров нет»(медленно четвертными и половинными длительностями) , « Амы вас обокрали , а мы вас обокрали» (быстрее) , « А мы знаем ,да не скажем , а мы знаем ,да не скажем»(еще быстрее).

Ребята , хотите попробовать себя в роли звонарей?

(учащиеся произносят попевки и одновременно выстукивают звоны).

У: Как вы думаете , могут ли композиторы использовать звучание колокола при создании музыкальных произведений?

У-ки: Да.

У: Для этого был придуман специальный инструмент , в состав которого входит набор колоколов. Этот инструмент так иназвали: колокол. Он входит в состав симфонического оркестра.

Об оркестровом колоколе нам расскажет исследовательская группа 3.

У- ки:( Презентация группы №3 ) Слайд 10: изображение музыкального инструмента - колоколов.

У: Колокольный звон имел очень большое значение для русской музыки. Звоны можно было услышать в операх М.П.Мусоргского «Борис Годунов», А.П.Бородина «Князь Игорь».

Ребята ,давайте вспомним , в каких знакомых произведениях мы уже слышали колокольный звон?

У-ки: В кантате С.Прокофьева «Александр Невский» . в хоре «Славься» из оперы «Иван Сусанин» М.И.Глинки.

У: Сегодня мы с вами послушаем «Великий колокольный звон» из оперы М.П.Мусоргского «Борис Годунов».

(слушание музыки).

У: Какие чувства испытали вы ,слушая эту музыку?

(ответы детей).

У: К колоколам в давние времена относились как к людям , они тоже имели свою судьбу.

В 1478 году по приказу московского князя Ивана 3 в Великом Новгороде сняли вечевой колокол ,чтобы перевезти его в Москву. Легенда гласит , что по дороге ,на одном из крутых Валдайских склонов ,сани с колоколом резко покатились вниз,колокол разбился на мелкие части. Местные мастера собрали осколки и отлили из них маленькие колокольчики ,которые так и стали называть - валдайские. Красивая легенда ,правда? И сегодня такой колокольчик прозвенит у нас на уроке:

(предоставление всем желающим ученикам прозвенеть валдайским колокольчиком)

У: С давних времен колокольный звон стал мерилом праведности и добра. В старину говорили так: «Звон хорош ,а грешника приводит в дрожь!», « Голос чище звона…», «Слава .что звон»,то есть достойно высшей похвалы. Встречать колокольным звоном кого либо считалось величайшей честью.

Колокола - это символ России. Не случайно говорят: «Когда звонишь в колокол,душа становится светлее… В наше время специально устраивают праздники колокольной музыки.Чаще всего они проходят в городах ,которые принято называть «Золотым кольцом России»: в Суздале,Владимире .Ростове Великом. Тогда целый день в городе звучат колокола , и над родной землей плывут волшебные переливы…

Итог урока:

Сегодня вы ,ребята, хорошо потрудились. Все ваши презентации и ответы достойны отличных оценок. Но большей наградой будет ,если в ваших душах еще долго будут звучать голоса сегодняшнего колокольного звона - голоса радости ,чистоты и добра. У вас на партах лежат фигурки бумажных колокольчиков разных цветов: от мрачного до самых ярких. Выберите ,пожалуйста, цвет настроения сегодняшнего урока:

(учащиеся поднимают в большинстве колокольчики малинового цвета, что является рефлексией урока).

В заключении мне хочется , чтобы и у нас в классе зазвучал красивый Малиновый звон вместе с песней А.Морозова ,которую мы разучили на прошлых уроках.

Сайд 10: фото храмов «Золотого кольца» на фоне звучания песни «Малиновый звон».



Конспект урока музыки,

проведенного учителем музыки Москвитиной Р.Н.

Конспект урока музыки в 6 классе.

Тема урока: - «Торжество чувств и красота природы в опере Н.А.Римского - Корсакова «Снегурочка».

Цель урока: - раскрыть красоту русской природы и ее влияния на формирование чувств героев оперы «Снегурочка».

Задачи урока: обучающие - формирование умения находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и литературы;

Развивающие - развитие умений и навыков музыкально - эстетического самообразования, умения обобщать полученные знания;

- Развитие умений вокально - хоровой деятельности;

Воспитательные - воспитание любви к русской национально культуре, эмоциональной отзывчивости к музыке,

потребности в музыкальных переживаниях.

Музыкальный материал: фрагменты из оперы «Снегурочка»: - Вступление к опере «Снегурочка»,; тема Весны .Песни и пляски птиц; лейтмотивы Леля; фрагмент ариозо Снегурочки( сцена Прощания) и заключительная сцена оперы из финала 4 действия.

Эпизод «Масленицы» из фрагмента фильма «Снегурочка».

Оборудование и материалы:

тексты пьесы А.Н.Островского «Снегурочка»;

компьютер и проектор для мультимедийных слайдов;

телевизор, видеомагнитофон;

раздаточный материал: тесты;

Фортепиано, тексты песен. ноты.

Ход урока:

На экране слайд 1 - заставка театрального занавеса

У (сокр. Учитель) :Здравствуйте .Ребята!

(Звучит вступление к опере «Снегурочка»)

Вы догадались, о каком музыкальном произведении пойдет речь сегодня на уроке? (ответы учеников)

( на экране в цифровом режиме слайд - шоу появляются портреты А.Н.Островского и Н.А.Римского - Корсакова( слайды 2, 3 )

Совершенно верно ,сегодня будет снова звучать чарующая музыка Н.А.Римского - Корсакова. Мы проведем обобщающий урок по теме « Торжество чувств и красота природы в опере Н.А Римского - Корсакова «Снегурочка», написанную по одноименной сказке А.Н.Островского.

(на экране появляется тема урока - слайд 4)

У: На уроках музыки мы не раз отправлялись с вами в удивительную страну сказок. Мы говорили, что источник сказок - сама жизнь ,окружающая природа,мечты человека.

И сегодня я предлагаю начать урок с песни «Мир , в котором мы живем» (стихи М.Пляцковского, музыка Б.Савельева)

Как вы думаете, почему мы начали урок с этой песни? О чем поется в ней?

Уч (учащиеся): Нас ждут в жизни чудеса , мир вокруг прекрасен ,только надо уметь видеть и слышать это.

У: Сегодня мы попытаемся проникнуть в сказочную страну берендеев в опере «Снегурочка» Н.А.Римского - Корсакова ,написанную по сюжету пьесы А.Н. Островского в 1881 году по мотивам устного народного творчества(песен, обрядов, игр, быта) нашего народа.

Постановка задач ,углубление в тему:

У: какой герой пьесы (оперы) является олицетворением народной мудрости?

Уч.: Берендей.

(на экране: И,С.Козловский в роли Берендея, эскиз декорации В.А.Васнецова «Палаты Берендея» - слайд 5)

У.: Как о своем народе говорит царь Берендей?

( Работа с текстом: учащиеся находят и зачитывают ответ на поставленный вопрос.

Текст: действие 3.начало.)

У.: Так же смотрел на народ и мудрый сказочник Н.А.Римский - Корсаков.Сюжет пьесы Н.А.Островского давал возможность композитору воспеть богатство народных обычаев, обрядов в гармонии с красотой природы.

- Какой древний русский обряд показан в опере7

Уч.: Обряд Масленицы . Проводы зимы.

У.: Посмотрите обряд Масленицы из фильма «Снегурочка»

( Показ фрагмента из фильма «Снегурочка» эпизода «Масленица»)

Все действующие лица оперы имеют сои постоянные темы - характеристики(лейтмотивы). Даже картины природы( птицы,светлячки,деревья ) имеют свои лейтмотивы. Они одушевлены и очеловечены.

- Какие звучат темы?

( плеер компьютера озвучивает файлы: Тема Весны, песни и пляски птиц)

Уч.: Музыка передает голоса птиц: кукушки, кобчика ,дятла и настоящий петушиный крик. Композитор писал оперу, живя в деревне , и интонации своих тем он черпал у звуков природы.

У.: В каком номере оперы дается характеристика Снегурочки?

Уч: В арии «С подружками по ягоды ходить»

У.: Я с удовольствием исполню фрагмент арии .

(иллюстрация учителем фрагмента арии под фортепиано)

- В какой форме написана ария?

Уч.: В трехчастной форме - АВА.

У.: Какая мелодия в 1 -й части - А?

Уч.: Мелодия легкая ,игривая, изящная. Снегурочка резвая ,шаловливая. Ее манят людские песни.

У.: Какая мелодия во 2 -й части - В? О чем в ней поется?

Уч.: Мелодия спокойная ,напевная. Снегурочка мечтает ,какие песни людей она принесет отцу Морозу зимой.

У.: Почему ария написана в трехчастной форме - АВА ?

УЧ.: 3 -я часть закрепляет утверждение 1 -й: у людей Снегурочке будет жить интересней.

У.: Каким образом Снегурочка предстает в начале оперы?

Уч.: она лишена человеческого тепла. и это мы слышим с помощью флейты.

У.: В канун Ярилина дня ,праздника Солнца ,какие две подлинно народные песни поет молодежь. и к какому жанру они относятся?

Уч.: Молодежь поет хороводную песню « Ай , во поле лпенька» , плясовую - «Купался бобер».

У.: Давайте исполним фрагменты этих песен.

( исполнение песен)

У.: Песня какого героя написана в стиле хоровых народных песен и является одним из лучших номеров оперы? Что олицетворяет этот образ , и какой музыкальный инструмент сопровождает его?

Уч.: Третья песня Леля. Лель - это олицетворение вечного искусства музыки , песенного творчества народа. Появление Леля сопровождается переливами соло кларнета ,воспроизводящего напев пастушьего рожка ,композитор использовал настоящие пастушеские наигрыши.

( На экране фото Е И.Збруевой в роли Леля - слайд - 6 . исполнение лейтмотива Леля).

У.: В какой музыкальной форме написана песня ?

Уч.: В куплетно - вариационной.

У.: Сколько разделов в куплете , и каков характер музыки этих разделов?

Какие изобразительные моменты , указывающие на связь Леля с природой . появляются в песне?

Уч.: В куплетно - вариационной. 1 - й раздел «Туча с громом» - мелодия медленная , протяжная, речитативного характера. 2 - й раздел « То- то цветики возрадуются» - мелодия танцевальная. 3 - й раздел «Лель мой…» - мелодия задорная , веселая. Связь Леля с природой появляются с помощью подражания раскатам грома в тремоло литавр и каплям дождя ( « Вспрыснем землю весенним дождем») в пиццикато скрипок.

У.: Какая сцена является кульминацией действия оперы?

Уч.: Сцена гибели Снегурочки. Под действием тепла и пробудившихся в ней человеческих чувств она тает.

У.: Что воспевает Снегурочка в сцене таяния , в своем последнем ариозо? Какая это музыка?

( звучит фрагмент ариозо из оперы)

Уч.: Воспевает великую силу любви. Восторженно благодарит Весну за ее чудесный дар - чувство , которое у нее пробудилось к Мизгирю. Музыка светлая ,мечтательная.

У.: Каков финал оперы? Какая музыка в заключительном хоре?

Уч.: Музыка торжественная ,величавая. Это гимн Солнцу - источнику света и жизни на земле.

( с компьютера на экран подается видеозапись заключительной сцены из оперы).

У.: Снегурочка - это утро любви .утро судьбы народной. Торжественный гимн Яриле - музыкальный итог оперы ,подготовленный всем ее ходом.

Итог урока:

У.: Вот мы и побывали с вами ,ребята, в сказочной стране берендеев.

Итогом сегодняшнего урока будут ваши ответы на тест, в котором вы должны поставить + напротив правильных ответов.

( учащиеся работают с тестом. Проверка теста также в режиме слайд- шоу. Правильные ответы - на экране).

У.: Молодцы! Большинство ребят справились с заданием успешно. Ваши ответы по тесту и активная работа в процессе всего урока ответили на тему сегодняшнего урока : « Красоту природы .торжество человеческих чувств с наибольшей силой и яркостью показывает опера «Снегурочка». Музыка Римского - Корсакова проникнута любовью к людям . к природе , верой в красоту человека.

Давайте закончим урок любимой песней «Живет на свете красота».

( стихи М.Пляцковского, музыка Ю. Антонова. Исполнение песни).

Ребята, спасибо вам за работу на уроке. Аплодисменты предназначаются , в первую очередь, учащимся ,получившим «5» за урок.( Выставление оценок). Домашнее задание: сочинить счастливый финал образа Снегурочки.

ДО свидания.

( На экране слайд занавеса ,а на его фоне звуковой файл аплодисментов).







© 2010-2022