Статья «Эволюция звукового образа балалайки в её историческом развитии»

   Сохранение, распространение культурного наследия, формирование научно обоснованного представления о глубокой исторической закономерности возникновения и развития музицирования на народных инструментах, балалайки в частности,  является, как известно, одной из важнейших целей культурной политики страны. Традиционные музыкальные инструменты  представляют принципиально значимый компонент культурного наследия России. Музыкальный инструмент – это своего рода выразитель национального характера.  Как...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Эволюция звукового образа балалайки в её историческом развитии»

Феоктистова Е.В.

г. Егорьевск, МОУ СОШ №3 с УИОП

Сохранение, распространение культурного наследия, формирование научно обоснованного представления о глубокой исторической закономерности возникновения и развития музицирования на народных инструментах, балалайки в частности, является, как известно, одной из важнейших целей культурной политики страны. Традиционные музыкальные инструменты представляют принципиально значимый компонент культурного наследия России. Музыкальный инструмент - это своего рода выразитель национального характера. Как же формировался, закреплялся звуковой образ балалайки в культурной памяти народа; почему и сегодня не исчезает определенный интерес к столь древнему музыкальному инструменту? На эти вопросы я постараюсь ответить, осветив различные аспекты балалаечного искусства - от периода возникновения и становления до практики современности. Обратимся к происхождению этого инструмента и постараемся исследовать историю исполнительства на балалайке.

Никто точно не знает, когда появилась балалайка на Руси. Первое упоминание о ней найдено в старинном документе под названием «Память из Стрелецкого приказа в малороссийский приказ», относящемся к 1688 году. В нем говорится об аресте двух крестьян за то, что «играли на балалайках и стрельцов, стоящих на карауле бранили». Возможно, балалайку придумали крепостные крестьяне, чтобы скрасить свое существование в подчинении у жестокого помещика. Постепенно балалайка распространилась среди крестьян и скоморохов, разъезжающих по всей огромной нашей стране. Из всех существующих мнений о происхождении инструмента наиболее убедительна версия М.Имханицкого о том, что «балалайка оказалась фольклорным вариантом профессионального скоморошьего орудия - домры». Легкость в изготовлении и освоении способствовали необычайной популярности данного инструмента в России в XVIII - в начале XIX века. Причем, распространение балалайки было повсеместным. На ней играли по всей России, и в городах и деревнях. Столь широкое распространение инструмента в народной среде привлекло к себе внимание отдельных представителей цивилизованного общества. Среди них - придворный скрипач и композитор И.Хандошкин; скрипач И.Яблочкин; исполнитель М.Хрунов; московский музыкант-любитель и композитор В.Радивилов; известный оперный певец Мариинского театра Н.Лавров.

С усилением международных связей со странами Западной Европы к концу XIX века в обществе усиливаются прозападнические настроения. Многие представители привилегированного общества с пренебрежением относились ко всему русскому, к народной музыке, в частности. Балалайка считалась «плебейским» простонародным инструментом и имела всего две струны. Игра на ней ассоциировалась с несерьезными выражениями, типа - «бренчать», «наяривать», «набрякивать. Да и в народной среде балалайка ассоциировалась с пустым времяпрепровождением, о чём свидетельствуют сохранившиеся поговорки: «На словах что на гуслях, а на деле - что на балалайке».

Современное исполнительство на балалайке рассматривается как важная часть музыкального искусства. Движение в сторону академической культуры началось с первого публичного выступления В.Андреева (1886). В этот период композиторы наконец-то обратили внимание на балалайку. Андреев сначала сам играл в оркестре, потом дирижировал им. Одновременно он давал и сольные концерты, так называемые вечера балалайки. Все это способствовало необыкновенному всплеску популярности балалайки в России и даже за ее пределами. Более того, Василий Васильевич воспитал огромное число учеников, которые также старались поддерживать популяризацию балалайки. Впервые балалайка зазвучала с оркестром. Именно это событие стало отправной точкой в развитии академической манеры исполнительства, основанной на письменной (нотной) традиции. В самом начале эволюции скромные технические возможности первых исполнителей, их стремление к популяризации предопределили жанровую основу произведений - вариации на народные темы, вальсы, мазурки, марши. Главное достоинство первых сочинений В.Андреева заключалось в преодолении традиционной манеры балалаечного изложения, сформировавшейся в народной практике. На новом, усовершенствованном В.Андреевым инструменте стало удобнее играть. Укороченный гриф, более компактный размер, металлические лады - все это позволяло прочнее фиксировать пальцы во время звукоизвлечения. Основоположником современной школы считается Б.Трояновский. «Его новые приемы и штрихи (некоторые виды вибрато, двойное пиццикато в быстрых пассажах по одной струне и т.д.) значительно расширили технические и художественные возможности инструмента». Н.Осипов явился первопроходцем в области переложений серьезных классических произведений. Заслуга обоих заключается в том, что они продолжили реформаторскую деятельность
В.Андреева и подняли ее до профессионального уровня.

В первые годы Советская власть открывает множество музыкальных школ и народных консерваторий. В уже существующих учреждениях функционируют классы балалайки, домры, гитары. Появляется целый ряд талантливых исполнителей. Первый всесоюзный смотр исполнительства на народных инструментах 1939 года показал высокий уровень развития балалаечного искусства (П.Нечепоренко, Н.Осипов, Б.Феоктистов, М.Филин, Н.Хаврошин).

В 50-70 -е годы продолжают развиваться академические направления, складываться «специфические традиции исполнительского мастерства на балалайке по регионам страны». Основы московской школы, заложенные Б.Трояновским и Н.Осиповым, получают свое развитие в творческой деятельности Е.Авксентьева, Б.Феоктистова, Л.Воинова, М.Рожкова, А.Тихонова, П.Нечепоренко.

Конец XIX века ознаменован новым взглядом на бытовую культуру русского народа, что дало толчок к развитию всех сфер народной музыки. Балалайка зазвучала на концертной эстраде.

Начиная со второй половины XX столетия, народно-инструментальная музыка получает достойное научно-теоретическое и методическое осмысление (Ф.Липс, В.Круглов, Е.Максимов, Ю.Ястребов, М.Имханицкий, А.Пересада и другие). Происходит совершенствование и академизация балалаечного искусства (В.Галахов, В.Аверин, А.Горбачев, В.Плотников, Н.Ляхов).

Таким образом, балалайка, являясь едва ли не самым молодым инструментом, сравнительно недавно вошедшим в мир профессиональной академической музыки, в своем развитии прошла большой путь, состоящий из нескольких этапов.

На первом этапе (1688-1886) лишь зарождаются традиции балалаечного искусства в устной форме его бытования В письменных источниках появляются первые упоминания о балалайке. Важную роль в это время играют жанры бытовой музыки.

Второй этап (1886-1917) ознаменован началом становления академического направления в балалаечном исполнительстве.

На третьем этапе (1917-1950) балалайка получает широкое распространение как сольный, ансамблевый и оркестровый инструмент.

Четвертый этап (1950-1990) отмечен формированием региональных балалаечных школ (Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург), ростом исполнительского мастерства, созданием богатейшего концертного репертуара. Все это позволяет рассматривать искусство игры на балалайке как сложившееся академическое направление.

В конце XX - начале XXI века наступает пятый этап эволюции балалаечного искусства во всероссийском масштабе. Он характеризуется поиском новых форм существования и путей развития данной области исполнительства. Этот исторический период, поддержание искусства игры на народных инструментах на высоком профессиональном уровне, способствует возрождению и сохранению национальных культурных традиций.

Новые художественные идеи, воплощенные в балалаечном искусстве, активизировали развитие звукового образа инструмента. Расширение тембрового спектра и технических возможностей балалайки происходило на протяжении всего исторического пути как в сольном, так и в ансамблево-оркестровом видах музицирования. В опоре на исполнительское мастерство ведущих инструменталистов был значительно расширен балалаечный репертуар, вошедший в сокровищницу отечественной музыкальной культуры.

Значительные изменения произошли в сфере выразительных возможностей балалайки. Балалаечники заметно расширили диапазон исполнительских приемов, заимствовав некоторые штрихи у скрипачей и виолончелистов с одной стороны, и гитаристов - с другой, но при этом сохранив характерные методы игры на своем инструменте Новации рождались и в процессе овладения новыми технологиями композиции. Если ранее балалайка ограничивалась аккомпанирующей функцией, то теперь ее партия играла, порой, ведущую тематическую роль и в целом заметно усложнилась за счет развернутых мелодических построений с изысканным ритмическим рисунком и богатым аккордовым заполнением, плотной и разнообразной фактуры, использования всего регистрового диапазона инструмента. Появляются полифонические произведения для этого инструмента. Сейчас на балалайке можно исполнить кластеры в тесном расположении, что практически невозможно сделать на скрипке. Это требует широкого использования всего потенциала инструмента, протяженных звуков, создающих педальный эффект, открытых струн, позволяющих широко располагать аккорды и создавать иллюзию аккордовых «скачков», наконец, тембрального контраста. В последние годы заметно активизируется концертная деятельность ведущих исполнители в области народно-инструментального искусства (А Цыганков, С Лукин, В Зубицкий, Е Кочетов, Ю Шишкин, А Султанов, Д Карташев, Е Романько, В Мурза)

Звуковой образ балалайки оставил яркий след в отечественной музыкальной культуре вследствие тесного взаимодействия исполнительского и композиторского творчества. Уже сейчас можно прогнозировать дальнейшее развитие инструментального исполнительства в данной области. В настоящий момент начинается новый этап изменения исторически сложившихся представлений о балалайке, ее технических и темброво-выразительных возможностях. Вывести балалаечное искусство на качественно новый художественный уровень и продолжить его интенсивное развитие возможно при наличии трех условий, качества инструмента - мастерства исполнения - художественных достоинств исполняемых музыкальных произведений.

В истории балалайки были взлеты и были падения, но она продолжает жить и не зря у всех иностранцев является олицетворением русской культуры. Балалайка является исконно русским инструментом. Чтобы хорошо знать настоящее, важно изучить прошлое-историю.

Список литературы

1. Аверин, В.А. История исполнительства на русских народных инструментах Текст.: курс лекций / В.А.Аверин. - Красноярск: гос. ун-т.; Красноярск: КрасГУ, 2002. - 293с. - 1.BN 5-7638-0224-1.

2. Андреев, В.В. Материалы и документы Текст.: сост. текста, подг. прим. Б.Б.Трояновского / В.В.Андреев. -М.: Музыка. 1986. - 351с.

3. Антология литературы для балалайки. 4.1: В.В.Андреев Ноты. / Сост. А.Горбачёв // предисловие А.Горбачев, М.Имханицкий. М.: Музыка, 2006. - 89с. - ISBN 5-7140-0150-8.

4. Асафьев, Б.В. Музыкальная форма как процесс Текст. / Б.В.Асафьев. Л., 1971.-376с.

5. Асафьев, Б.В. Симфонические этюды Текст. / Б.В.Асафьев. JL, 1970.-262с.

6. Баландин, Р.К. Самые знаменитые философы России Текст. / Р.К.Баландин. М.: «Вече», 2001. - 479с. - ISBN 5-7838-1005-3.

7. Банин, А.А. Русская инструментальная музыка фольклорной традиции Текст. / А.А.Банин. М., 1977. - 247с.

8. Басурманов, А.П. Справочник баяниста Текст. / А.П.Басурманов. -М., 1987.-421с.

9. Бекназаров, Н.Б. Борис Сергеевич Трояновский Текст. / Н.Б. Бекназаров: ст. к нотному изданию «Б.Трояновский. Избранные обработки и переложения для балалайки и ф-но». М., 1963. - 89с.

10. Белкин, А.А. Русские скоморохи Текст.: отв. ред. Б.Н.Асеев / А.А.Белкин. М.: Наука, 1975. - 190с.

11. Беляев, С.Е. Музыкальное образование на Урале: два века истории (XVIII-нач. XX века) Текст. / С.Е.Беляев. Екатеринбург: изд-во Урал, ун-та, 1998. - 182с.

12. Бендерский, JI.E. Народный артист России Евгений Блинов Текст. / Л.Е.Бендерский. Екатеринбург, 1993. - 34с.

13. Биллингтон, Д.Х. Лики России Текст. / Д.Х.Биллингтон. - М.: «Логос», 2001. 246с. - ISBN 5-88439-149-8.

14. Брокгауз, Ф.А, Ефрон, И.А. Россия. Иллюстрированный энциклопедический словарь Текст. / Ф.А.Брокгауз, И.А.Ефрон. М.: «Эксмо», 1888. - 704с. - ISBN 978-5-699-15820-1.

15. Варламов, Д.И. Народное в музыкально-инструментальном искусстве как социокультурный и художественный феномен Текст.: монография. Саратов: Издательский центр «Наука», 2007. - 164с. -ISBN 978-5-199-15721-5.

Диссертации по гуманитарным наукам - cheloveknauka.com/evolyutsiya-zvukovogo-obraza-balalayki-v-ee-istoricheskom-razvitii#ixzz3SUF0aHvQ

© 2010-2022