- Преподавателю
- Музыка
- Технологическая карта урока к уроку Музыкальный шедевр в 16 тактах
Технологическая карта урока к уроку Музыкальный шедевр в 16 тактах
Раздел | Музыка |
Класс | 7 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Танаева Е.Г. |
Дата | 26.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Технологическая карта урока (компетентностный подход)
Предмет___музыка___класс__7__
Танаева Елена Геннадьевна
Тема урока
Место урока по теме (в разделе/главе)
Музыкальный шедевр в шестнадцати тактах (период)
21 урок из 34
Тип урока
Форма урока
Форма учебной деятельности
Методы
обучения
Урок открытия новых знаний
Урок - практикум
Урок-исследование
Фронтальная
Групповая
Парная
Работа с учебником
Работа в парах, группах
Обращение к опыту обучающихся
Цель урока
Задачи урока
Достичь образовательных результатов:
1. Когнитивная:
- знать понятие период, особенности строения музыкальной формы;
- определять изысканность и лаконизм музыкального образа, воплощенного в форме музыкального периода (на примере Прелюдии ля мажор Ф.Шопена).
2. Деятельностная: создать условия для развития у обучающихся ключевых компетенций:
-
учебно-познавательная (аспект: планирование деятельности и работа по алгоритму), применять правила строения музыкального периода;
-
информационная (аспект: поиск и извлечение информации из текста учебника);
-
коммуникативная (аспект: устная коммуникация), публично представлять результат своей деятельности при прослушивании музыкального произведения, задавать вопросы и отвечать на них, комментировать ответы одноклассников;
-
общекультурная: аргументированно и ясно строить свою речь при сравнении музыкальных фрагментов.
Личностная: развивать интерес в приобретении знаний при прослушивании музыки польского композитора Ф.Шопена, восприятии романтического склада.
Знать
- определение музыкального периода;
- определение и сравнение романтического и классического стиля;
- характерные черты классической и романтической музыки;
Понимать
- классическую и романтическую музыку;
-как строится музыкальный период (16 тактов) музыкальная мысль, фраза, интонация, ритм, период;
- как сравнивать классический и романтический стиль.
Применять
- полученные знания при восприятии музыкального произведения Ф. Шопена.
Анализировать
- свои ошибки при выполнении заданий;
Синтезировать
- формулировать правила 2-х и 3-х частной формы;
- объяснять правила музыкального построения.
Оценивать
- свои действия и деятельность одноклассников при сравнении музыкальных форм.
Предполагаемый результат
Предметный результат
Метапредметный результат / компетенции
Знают музыкальный размер, деление по тактам, используют дирижёрский жест и размер,
По слуху узнают музыкальные произведения, называть их авторов;
Умеют определять музыкальную форму, период, особенности ее строения на примере Прелюдии ля мажор Ф.Шопена.
Учебно-познавательная:
-
умение применять правила дирижёрского жеста на 2\4,3\4,
-
умение определять музыкальный период;
-
уметь распознавать элементарные знаки сольфеджио;
Информационная:
-
формирование умения работать с нотным текстом.
Коммуникативная:
-
осуществление оценочной деятельности результатов своей деятельности и деятельности одноклассников;
-
умение оперировать музыкальным инструментарием;
Общекультурная:
-
владеют культурой общения, аргументированно и ясно строят свою речь.
Личностная: умение выделять проблемы в своих знаниях по данной теме и способствовать их устранению.
Педагогические технологии
Оборудование
- исследовательские методы обучения;
- технология проблемного обучения;
- технология дифференцированного обучения.
Компьютер, проектор, экран, презентация.
Листы достижений, карточки с заданиями.
КОТЗ на каждого обучающегося.
Учебник «Музыка 7», Т.И. Науменко, В.В. Алеев
ХОД УРОКА
Прием
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Компетенции/
аспекты компетенции
Оценивание/формы контроля
1. Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности (2 мин.)
Музыкальное начало урока (фон)
- приветствие обучающихся;
- проверяет готовность к уроку;
- создает благоприятный психологический настрой на работу (через музыкальный фон):
- создает условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность (я «хочу» и я «могу»).
- приветствие учителя;
- полная готовность уроку;
- настрой на работу;
- организация внимания;
- оценивают готовность к уроку.
Коммуникативная компетенция:
- устная коммуникация (умение слушать учителя; умение строить устное высказывание в соответствии с коммуникативной задачей.)
Самоконтроль,
самооценка
2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии (3 мин.)
- создает условия для формулирования целей урока, обеспечивает мотивацию учения;
- организует актуализацию знаний обучающихся через подводящий диалог, подготавливает к изучению нового материала;
- организует деятельность по выполнению пробного учебного действия и фиксирует индивидуальные затруднения.
Ребята, по звучанию 2 фрагментов определите стиль музыкального произведения.
(Работа в парах)
- отвечают на вопросы учителя;
- отличают известную информацию от неизвестной;
- актуализируют способы действия, выполняют пробное учебное действие, фиксируют затруднения;
- работают в парах;
-проверяют работу.
Учебно-познавательная компетенция:
- умение анализировать, систематизировать, выделять главное (актуализация и применение необходимых знаний, умений и способов деятельности при решении проблемы);
- планирование познавательной деятельности (умение планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой);
- самооценка учебно-познавательной деятельности (умение осуществлять самоконтроль; умение оценивать правильность выполнения действия с заданным эталоном).
Коммуникативная компетенция:
- устная коммуникация (умение представлять результат работы в парах; умение слушать и понимать речь других);
- продуктивная групповая коммуникация (умение формулировать и аргументировать позицию своей группы).
Информационная компетенция:
- умение анализировать и структурировать полученную информацию.
Оценочное суждение, коррекция ответов обучающихся,
оценка работы в парах
3. Выявление места и причины затруднения, постановка цели деятельности (2 мин.)
- организует с обучающимися обсуждение возникшего затруднения (почему возникли затруднения при сравнении 2 музыкальных произведений, что мы ещё не знаем);
- создает условия для определения цели урока обучающимися и постановки учебных задач;
- вместе с обучающимися формулирует цель урока.
- выдвигают варианты формулировок цели, участвуют в их обсуждении;
- с помощью учителя формируют цель и ставят задачи урока.
Учебно-познавательная компетенция:
- исследовательская деятельность (умение выдвигать предположения и обосновывать их);
- планирование познавательной деятельности (определение цели учебной деятельности, умение формулировать цель урока с помощью учителя и самостоятельно).
Общекультурная компетенция:
- владение культурой общения, аргументированно и ясно строят свою речь;
Коммуникативная компетенция:
- устная коммуникация (умеют слушать и понимать речь других).
Информационная компетенция:
- планирование информационного поиска.
Оценка и самооценка умения определять и формулировать цель деятельности (урока)
4. Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового знания) (2 мин.)
Корзина идей
- организует построение проекта выхода из затруднений;
- выявляет, в чем заключаются ошибки, и их причины;
- намечает пути устранения затруднений.
Ребята, что нам нужно знать, для того чтобы сравнивать музыкальный стиль разных композиторов?
- составляют план достижения цели урока;
- определяют способы получения новых знаний, необходимых для решения проблемы.
Учебно-познавательная компетенция:
- нахождение информации для решения проблемы (умение разрешать учебные проблемные ситуации);
- самооценка учебно-познавательной деятельности (умение осуществлять контроль);
- планирование познавательной деятельности (умение планировать свою учебную деятельность).
Коммуникативная компетенция:
- устная коммуникация (умение строить монологическое высказывание).
Информационная компетенция:
- представление информации в виде плана-схемы действий
Оценочное суждение,
самоконтроль,
самооценка
5. Реализация построенного проекта (10 мин.)
Работа с учебником
- организует самостоятельную деятельность обучающихся по учебнику;
- организует групповую работу с обучающимися.
Ребята, откройте учебник и причитайте отличительные черты классической музыки XVIII от романтической XVIII в .
Расскажите в парах отличительные черты, если трудно, то постарайтесь сформулировать своими словами.
В группах:
1 группа - найти композиторов и отличительные черты - классиков XVIIIв
2 группа - найти композиторов и отличительные черты романтиков XVIII в .
- работают с учебником;
- анализируют информацию;
- формулируют характерные черты;
- фиксируют преодоление возникшего ранее затруднения;
- выполняют задание в группах;
- представляют результат работы своей группы.
Учебно-познавательная компетенция:
- применение знаний для решения учебных задач (уметь выделить характерные черты классической XVIII и романтической музыки XVIII в. );
- самооценка учебно-познавательной деятельности (умение определять степень успешности своей деятельности).
Коммуникативная компетенция:
- устная и письменная коммуникации (умение представлять результат деятельности своей группы).
Информационная компетенция:
- извлечение информации (умение извлекать информацию из текста параграфа).
Оценка работы в группах
Ритмика, физкультурная минутка (2 мин.)
Ритмика - эхо
- организует проведение физминутки.
Учитель прохлопывает ритм - дети отвечают эхом. Учитель поёт две - три ноты - дети повторяют их эхом
- выполняют упражнения и гимнастику для глаз.
Коммуникативная компетенция:
- устная коммуникация (умение слушать, понимать и выполнять задания учителя).
Наблюдение
6. Первичное закрепление (10 мин.)
- организует деятельность обучающихся в парах;
- помогает найти правильный выход из затруднительной ситуации.
В парах вам предстоит выполнить задание на новую тему и организовать взаимопроверку.
Определить музыкальную форму, период, особенности ее строения на примере Прелюдии ля мажор Ф.Шопена.
В случае затруднения вы можете обратиться ко мне за помощью.
- работают в парах по учебнику;
- выполняют задания на новое правило;
- находят ошибки друг у друга и исправляют их;
- осуществляют взаимопроверку и взаимоконтроль.
Учебно-познавательная компетенция:
- применение знаний для решения учебных задач (умение определить музыкальную форму, период, особенности ее строения на примере Прелюдии ля мажор Ф.Шопена).
Коммуникативная компетенция:
- продуктивная работа в паре (умение работать в парах, вести диалог);
- устная коммуникация (умение высказывать суждения, выслушивать мнения партнера в рамках диалога).
Информационная компетенция:
- извлечение информации (умение использовать новую информации для решения учебных заданий).
Взаимопроверка, взаимоконтроль
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (образцу) (10 мин.)
КОТЗ
Учитель на фортепиано проигрывает прелюдию Шопена, дети дирижируют, отмечают на листке с музыкальным изображением прелюдии такты.
- организовывает самостоятельное выполнение учащимися КОТЗ на новый способ действия;
- организовывает взаимопроверку учащимися своих решений по эталону;
- создает (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребенка.
- выполняют КОТЗ;
- осуществляют взаимопроверку по образцу.
Учебно-познавательная компетенция:
- применение знаний для решения учебных задач (уметь дирижировать; уметь выделять такты, определять период 16 тактов);
- самооценка учебно-познавательной деятельности (умение осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль, умение контролировать свои способы действий и результаты с заданным эталоном).
Коммуникативная компетенция:
- письменная коммуникация.
Информационная компетенция:
- обработка информации (самостоятельный поиск, анализ, отбор необходимой информации, использование для решения учебных задач).
Выполнение КОТЗ, взаимопроверка по образцу, взаимоконтроль
8. Рефлексия учебной деятельности (итог урока) (2 мин.)
Лист достижений
- организует рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности на уроке;
- устанавливает соответствие между поставленной целью и результатом учебной деятельности;
- фиксирует новое содержание, изученное на уроке.
- соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия;
- выделяют важные моменты учебной деятельности;
- заполняют листы достижений.
Учебно-познавательная компетенция:
- рефлексия учебно-познавательной деятельности (умение систематизировать, обобщать изученное, формирование умения рефлексировать свои собственные знания и незнания).
Коммуникативная компетенция:
- устная и письменная коммуникация (умение давать оценку собственного продвижения, самооценку успешности собственной деятельности; комментировать высказывания собеседников и давать им оценку.).
Информационная компетенция:
- анализ и оценка полученной информации.
Заполнение листа достижений
9. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (2 мин.)
- определяет задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора - по уровню сложности).
- записывают домашнее задание;
- задают уточняющие вопросы.
Учебно-познавательная компетенция:
- умение выделять главное (систематизировать, обобщать изученное, делать выводы).
Коммуникативная компетенция:
- устная коммуникация (умение формулировать уточняющие вопросы).
Информационная компетенция:
- работа с текстом учебника (соотносить полученное задание на дом с изученным материалом).
Самооценка умения применять полученные знания при решении упражнений.