Технологическая карта урока к уроку Музыкальный шедевр в 16 тактах

Раздел Музыка
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока (компетентностный подход)

Предмет___музыка___класс__7__

Танаева Елена Геннадьевна


Тема урока

Место урока по теме (в разделе/главе)

Музыкальный шедевр в шестнадцати тактах (период)

21 урок из 34

Тип урока

Форма урока

Форма учебной деятельности

Методы

обучения

Урок открытия новых знаний

Урок - практикум

Урок-исследование

Фронтальная

Групповая

Парная

Работа с учебником

Работа в парах, группах

Обращение к опыту обучающихся

Цель урока

Задачи урока


Достичь образовательных результатов:

1. Когнитивная:

- знать понятие период, особенности строения музыкальной формы;

- определять изысканность и лаконизм музыкального образа, воплощенного в форме музыкального периода (на примере Прелюдии ля мажор Ф.Шопена).

2. Деятельностная: создать условия для развития у обучающихся ключевых компетенций:

  • учебно-познавательная (аспект: планирование деятельности и работа по алгоритму), применять правила строения музыкального периода;

  • информационная (аспект: поиск и извлечение информации из текста учебника);

  • коммуникативная (аспект: устная коммуникация), публично представлять результат своей деятельности при прослушивании музыкального произведения, задавать вопросы и отвечать на них, комментировать ответы одноклассников;

  • общекультурная: аргументированно и ясно строить свою речь при сравнении музыкальных фрагментов.

Личностная: развивать интерес в приобретении знаний при прослушивании музыки польского композитора Ф.Шопена, восприятии романтического склада.

Знать

- определение музыкального периода;

- определение и сравнение романтического и классического стиля;

- характерные черты классической и романтической музыки;

Понимать

- классическую и романтическую музыку;

-как строится музыкальный период (16 тактов) музыкальная мысль, фраза, интонация, ритм, период;

- как сравнивать классический и романтический стиль.

Применять

- полученные знания при восприятии музыкального произведения Ф. Шопена.

Анализировать

- свои ошибки при выполнении заданий;

Синтезировать

- формулировать правила 2-х и 3-х частной формы;

- объяснять правила музыкального построения.

Оценивать

- свои действия и деятельность одноклассников при сравнении музыкальных форм.

Предполагаемый результат

Предметный результат

Метапредметный результат / компетенции

Знают музыкальный размер, деление по тактам, используют дирижёрский жест и размер,

По слуху узнают музыкальные произведения, называть их авторов;

Умеют определять музыкальную форму, период, особенности ее строения на примере Прелюдии ля мажор Ф.Шопена.


Учебно-познавательная:

  • умение применять правила дирижёрского жеста на 2\4,3\4,

  • умение определять музыкальный период;

  • уметь распознавать элементарные знаки сольфеджио;

Информационная:

  • формирование умения работать с нотным текстом.

Коммуникативная:

  • осуществление оценочной деятельности результатов своей деятельности и деятельности одноклассников;

  • умение оперировать музыкальным инструментарием;

Общекультурная:

  • владеют культурой общения, аргументированно и ясно строят свою речь.

Личностная: умение выделять проблемы в своих знаниях по данной теме и способствовать их устранению.

Педагогические технологии

Оборудование

- исследовательские методы обучения;

- технология проблемного обучения;

- технология дифференцированного обучения.

Компьютер, проектор, экран, презентация.

Листы достижений, карточки с заданиями.

КОТЗ на каждого обучающегося.

Учебник «Музыка 7», Т.И. Науменко, В.В. Алеев

ХОД УРОКА

Прием

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Компетенции/

аспекты компетенции

Оценивание/формы контроля

1. Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности (2 мин.)

Музыкальное начало урока (фон)

- приветствие обучающихся;

- проверяет готовность к уроку;

- создает благоприятный психологический настрой на работу (через музыкальный фон):

- создает условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность (я «хочу» и я «могу»).

- приветствие учителя;

- полная готовность уроку;

- настрой на работу;

- организация внимания;

- оценивают готовность к уроку.

Коммуникативная компетенция:

- устная коммуникация (умение слушать учителя; умение строить устное высказывание в соответствии с коммуникативной задачей.)

Самоконтроль,

самооценка

2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии (3 мин.)


- создает условия для формулирования целей урока, обеспечивает мотивацию учения;

- организует актуализацию знаний обучающихся через подводящий диалог, подготавливает к изучению нового материала;

- организует деятельность по выполнению пробного учебного действия и фиксирует индивидуальные затруднения.

Ребята, по звучанию 2 фрагментов определите стиль музыкального произведения.

(Работа в парах)

- отвечают на вопросы учителя;

- отличают известную информацию от неизвестной;

- актуализируют способы действия, выполняют пробное учебное действие, фиксируют затруднения;

- работают в парах;

-проверяют работу.

Учебно-познавательная компетенция:

- умение анализировать, систематизировать, выделять главное (актуализация и применение необходимых знаний, умений и способов деятельности при решении проблемы);

- планирование познавательной деятельности (умение планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой);

- самооценка учебно-познавательной деятельности (умение осуществлять самоконтроль; умение оценивать правильность выполнения действия с заданным эталоном).

Коммуникативная компетенция:

- устная коммуникация (умение представлять результат работы в парах; умение слушать и понимать речь других);

- продуктивная групповая коммуникация (умение формулировать и аргументировать позицию своей группы).

Информационная компетенция:

- умение анализировать и структурировать полученную информацию.

Оценочное суждение, коррекция ответов обучающихся,

оценка работы в парах

3. Выявление места и причины затруднения, постановка цели деятельности (2 мин.)


- организует с обучающимися обсуждение возникшего затруднения (почему возникли затруднения при сравнении 2 музыкальных произведений, что мы ещё не знаем);

- создает условия для определения цели урока обучающимися и постановки учебных задач;

- вместе с обучающимися формулирует цель урока.

- выдвигают варианты формулировок цели, участвуют в их обсуждении;

- с помощью учителя формируют цель и ставят задачи урока.

Учебно-познавательная компетенция:

- исследовательская деятельность (умение выдвигать предположения и обосновывать их);

- планирование познавательной деятельности (определение цели учебной деятельности, умение формулировать цель урока с помощью учителя и самостоятельно).

Общекультурная компетенция:

- владение культурой общения, аргументированно и ясно строят свою речь;

Коммуникативная компетенция:

- устная коммуникация (умеют слушать и понимать речь других).

Информационная компетенция:

- планирование информационного поиска.

Оценка и самооценка умения определять и формулировать цель деятельности (урока)

4. Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового знания) (2 мин.)

Корзина идей

- организует построение проекта выхода из затруднений;

- выявляет, в чем заключаются ошибки, и их причины;

- намечает пути устранения затруднений.

Ребята, что нам нужно знать, для того чтобы сравнивать музыкальный стиль разных композиторов?

- составляют план достижения цели урока;

- определяют способы получения новых знаний, необходимых для решения проблемы.

Учебно-познавательная компетенция:

- нахождение информации для решения проблемы (умение разрешать учебные проблемные ситуации);

- самооценка учебно-познавательной деятельности (умение осуществлять контроль);

- планирование познавательной деятельности (умение планировать свою учебную деятельность).

Коммуникативная компетенция:

- устная коммуникация (умение строить монологическое высказывание).

Информационная компетенция:

- представление информации в виде плана-схемы действий

Оценочное суждение,

самоконтроль,

самооценка

5. Реализация построенного проекта (10 мин.)

Работа с учебником

- организует самостоятельную деятельность обучающихся по учебнику;

- организует групповую работу с обучающимися.

Ребята, откройте учебник и причитайте отличительные черты классической музыки XVIII от романтической XVIII в .

Расскажите в парах отличительные черты, если трудно, то постарайтесь сформулировать своими словами.

В группах:

1 группа - найти композиторов и отличительные черты - классиков XVIIIв

2 группа - найти композиторов и отличительные черты романтиков XVIII в .

- работают с учебником;

- анализируют информацию;

- формулируют характерные черты;

- фиксируют преодоление возникшего ранее затруднения;

- выполняют задание в группах;

- представляют результат работы своей группы.

Учебно-познавательная компетенция:

- применение знаний для решения учебных задач (уметь выделить характерные черты классической XVIII и романтической музыки XVIII в. );

- самооценка учебно-познавательной деятельности (умение определять степень успешности своей деятельности).

Коммуникативная компетенция:

- устная и письменная коммуникации (умение представлять результат деятельности своей группы).

Информационная компетенция:

- извлечение информации (умение извлекать информацию из текста параграфа).

Оценка работы в группах

Ритмика, физкультурная минутка (2 мин.)

Ритмика - эхо

- организует проведение физминутки.

Учитель прохлопывает ритм - дети отвечают эхом. Учитель поёт две - три ноты - дети повторяют их эхом

- выполняют упражнения и гимнастику для глаз.

Коммуникативная компетенция:

- устная коммуникация (умение слушать, понимать и выполнять задания учителя).

Наблюдение

6. Первичное закрепление (10 мин.)


- организует деятельность обучающихся в парах;

- помогает найти правильный выход из затруднительной ситуации.

В парах вам предстоит выполнить задание на новую тему и организовать взаимопроверку.

Определить музыкальную форму, период, особенности ее строения на примере Прелюдии ля мажор Ф.Шопена.

В случае затруднения вы можете обратиться ко мне за помощью.

- работают в парах по учебнику;

- выполняют задания на новое правило;

- находят ошибки друг у друга и исправляют их;

- осуществляют взаимопроверку и взаимоконтроль.

Учебно-познавательная компетенция:

- применение знаний для решения учебных задач (умение определить музыкальную форму, период, особенности ее строения на примере Прелюдии ля мажор Ф.Шопена).

Коммуникативная компетенция:

- продуктивная работа в паре (умение работать в парах, вести диалог);

- устная коммуникация (умение высказывать суждения, выслушивать мнения партнера в рамках диалога).

Информационная компетенция:

- извлечение информации (умение использовать новую информации для решения учебных заданий).

Взаимопроверка, взаимоконтроль

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (образцу) (10 мин.)

КОТЗ

Учитель на фортепиано проигрывает прелюдию Шопена, дети дирижируют, отмечают на листке с музыкальным изображением прелюдии такты.

- организовывает самостоятельное выполнение учащимися КОТЗ на новый способ действия;

- организовывает взаимопроверку учащимися своих решений по эталону;

- создает (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребенка.

- выполняют КОТЗ;

- осуществляют взаимопроверку по образцу.

Учебно-познавательная компетенция:

- применение знаний для решения учебных задач (уметь дирижировать; уметь выделять такты, определять период 16 тактов);

- самооценка учебно-познавательной деятельности (умение осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль, умение контролировать свои способы действий и результаты с заданным эталоном).

Коммуникативная компетенция:

- письменная коммуникация.

Информационная компетенция:

- обработка информации (самостоятельный поиск, анализ, отбор необходимой информации, использование для решения учебных задач).

Выполнение КОТЗ, взаимопроверка по образцу, взаимоконтроль

8. Рефлексия учебной деятельности (итог урока) (2 мин.)

Лист достижений

- организует рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности на уроке;

- устанавливает соответствие между поставленной целью и результатом учебной деятельности;

- фиксирует новое содержание, изученное на уроке.

- соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия;

- выделяют важные моменты учебной деятельности;

- заполняют листы достижений.

Учебно-познавательная компетенция:

- рефлексия учебно-познавательной деятельности (умение систематизировать, обобщать изученное, формирование умения рефлексировать свои собственные знания и незнания).

Коммуникативная компетенция:

- устная и письменная коммуникация (умение давать оценку собственного продвижения, самооценку успешности собственной деятельности; комментировать высказывания собеседников и давать им оценку.).

Информационная компетенция:

- анализ и оценка полученной информации.

Заполнение листа достижений

9. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (2 мин.)


- определяет задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора - по уровню сложности).

- записывают домашнее задание;

- задают уточняющие вопросы.

Учебно-познавательная компетенция:

- умение выделять главное (систематизировать, обобщать изученное, делать выводы).

Коммуникативная компетенция:

- устная коммуникация (умение формулировать уточняющие вопросы).

Информационная компетенция:

- работа с текстом учебника (соотносить полученное задание на дом с изученным материалом).

Самооценка умения применять полученные знания при решении упражнений.



© 2010-2022