Выступление на тему Роль живописи на уроках музыки

Приобщение школьников к прекрасному, воспитание личности, развитие внимательного и доброго отношения к окружающему миру – эти проблемы на протяжении многих десятков лет занимают умы многих учёных, методистов, учителей – практиков и роль искусства в этом плане всегда имело актуальное значение.   Основной целью преподавания уроков музыки в общеобразовательной школе является формирование личности ученика силой воздействия музыки и других видов искусств , в первую очередь литературы, живописи. Одной...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Выступление на районном семинаре учителей ИЗО, музыки по теме: « Роль живописи на уроках музыки»

Место проведения: МОУ «СОШ№11», 2013г.

Приобщение школьников к прекрасному, воспитание личности, развитие внимательного и доброго отношения к окружающему миру - эти проблемы на протяжении многих десятков лет занимают умы многих учёных, методистов, учителей - практиков и роль искусства в этом плане всегда имело актуальное значение.

Основной целью преподавания уроков музыки в общеобразовательной школе является формирование личности ученика силой воздействия музыки и других видов искусств , в первую очередь литературы, живописи. Одной из задач - развитие эмоциональной сферы учащихся. Практически на всех уроках музыки прослеживаются межпредметные связи.

Метод междисциплинарных взаимодействий является важнейшим стратегическим методом в формировании эмоциональной сферы учащихся. В рамках программы метод междисциплинарных взаимодействий проявляет себя в создании художественного контекста - поэтического, изобразительного по отношению к музыкальному, в выявлении содержательной общности между музыкой, поэзией и живописью, в обозначении некоторых жанровых параллелей между музыкой и живописью и наконец , в нахождении взаимодействия отдельных средств художественной выразительности музыки и изобразительного искусства.

Главным в обучении является постижение музыки через интонацию и на первое место выходит приём интонирование музыки цветом, линией , движением. Особенно это актуально в начальной школе, т.к. психологической особенностью детей раннего школьного возраста является целостность взгляда на мир в единстве познавательной и эмоциональной сферы.

Знакомясь с музыкальными произведениями мы говорим о характере музыки, её образах и для того чтобы ещё больше усилить её эмоциональное воздействие на учащихся я предлагаю детям представить себя в роли художников. Например ,исполняя песню « Дон-дон» все дети слышат во вступлении тревожное звучание колокола. В тетради предлагаю нарисовать этот колокол. Многие рисуют во весь лист, некоторые дети небольшого размера, затем мы сопоставляем рисунки и анализируем, кто оказался прав, почему звучание маленького колокольчика не соответствует характеру песни. Домашним заданием будет уже изображение в цвете характера песни. На уроке мы проговариваем, какие цвета соответствуют её эмоциональному состоянию. Этот же приём использую при прослушивании пьес Кабалевского « Резвушка. Плакса. Злюка». Здесь уже можно работать не только с разными оттенками, но и изображать характеры девочек с помощью линий. Слушая в первом классе пьесу « Октябрь» Чайковского рисуем картину осени в соответствии с настроением музыки, и, как правило, все дети используют приглушённые оттенки красок. Затем сопоставляем детские рисунки с репродукциями картин Левитана, Поленова, выясняем какие картины ,передают настроение музыки и почему. В третьем классе, когда мы говорим об интонации в музыке я предлагаю детям понаблюдать за интонациями своих родителей и так же изобразить их с помощью цветового пятна. Один ребёнок нарисовал рисунок грозной интонации, изобразив её чёрным цветом практически на весь лист, и когда стал рассказывать о своём рисунке, объяснил, что здесь ещё изображена одна интонация, только она чисто белого цвета , потому что он испугался. В начальной школе этот приём помогает развивать не только образное мышление, но и логику и в первую очередь способствует развитию эмоциональной сферы ребёнка.

Наиболее ярко тема « Музыка и изобразительное искусство» представлена в пятом классе. Тематическое построение этого года предполагает знакомство школьников с жанрами музыки, испытавшими наибольшее воздействие живописи, а так же идёт сравнение, сопоставление музыки и живописи.

Слушая « Три чуда» Римского- Корсакова знакомимся с картиной Врубеля «Царевна -Лебедь».Богатырские образы в музыке сопоставляем с картинами Васнецова « Богатыри» и Глазунова « Два князя», кантату « Александр Невский» сопоставляем с репродукцией Корина. В рамках темы музыкальный портрет знакомимся с музыкой Мусоргского « Песня Варлаама» и находим общее с картиной Репина « Протодьякон», говорим о передовых объединениях того времени « Кучкистах» и передвижниках о значимости их произведений, патриотической направленности. Слушая Сюиту « Картинки с выставки» Мусоргского говорим о том, что оно было написано после посещения композитором выставки своего друга-художника Виктора Гартмана. Не называя названий пьес « Баба-Яга» и « Балет невылупившихся птенцов» после прослушивания пытаемся с помощью красок нарисовать образы этих произведений.

Знакомясь с пейзажами в музыке, говорим о средствах музыкальной выразительности и средствах выразительности которыми пользуются художники, находим в них общее. В рамках темы « Можем ли мы услышать живопись», знакомимся с репродукциями картин « Февральская лазурь» Грабаря сравниваем настроение картины со стихами Пушкина «Зимнее утро» и « Зимняя дорога». Представив себя в роли композиторов, пытаемся написать музыку в соответствии с этими настроениями, затем слушаем прелюдии Рахманинова и говорим о красоте русской природы воспетой в стихах, картинах и музыке.

При знакомстве со стилем импрессионизм, находим общее в картинах Моне и Дега и в музыкальных произведениях Дебюсси « Празднества» и Равеля « Игра воды», говорим о тембровых красках. Сопоставляем картину Левитана « Вечерний звон» и р.н.п. « Вечерний звон», знакомимся с видами церковного звона. Репродукцию « Сикстинской мадонны» сравниваем с образами музыки Шуберта « Аве Мария», репродукцию иконы « Покрова Богородицы» соотносим с музыкой Рахманинова « Всенощное бдение» , «Богородице Дево , радуйся». Такое сопоставление музыки и картин , возможно применять во всех классах, это помогает развивать в детях умение анализировать, сравнивать , находить общее и различное. А так же даёт возможность изучать музыку в единстве с тем, что её рождает и окружает: с жизнью, природой, обычаями, верованиями, стихами, сказками, дворцами, храмами, картинами и многим-многим другим.

© 2010-2022