Урок музыки Балет П. И. Чайковского «Спящая красавица»

Урок музыки в 3 классе на тему «Балет Петра Ильича Чайковского Спящая красавица».Цель: обобщение основных понятий о балете, знакомство с балетом П.И.Чайковского Спящая красавица Задачи: - расширение музыкальных впечатлений учащихся от общения с музыкой балета П.И.Чайковского Спящая красавица; - расширение представлений о взаимосвязи музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство) и развитие на этой основе ассоциативно образного мышления; - воспитание навыков эмоциональ...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

3 класс П.И.Чайковский балет «Спящая красавица»

Муз.приветствие



















Интродукция (вступление)к балету -слушание





Программка







Схема-мелодия, темп, динамика



Фрагменты Феи Карабос и Феи Сирени













Физминутка



Звучит Интродукция - дети раскрашивают



Видео - фрагмент «Вальс»

Итог









Работа над песней



Сегодня мы совершим путешествие в мир сказки, удивительных превращений, в мир добрых и злых волшебников.

А начну я наш урок с загадки, послушайте и назовите о какой сказке пойдёт речь.

Итак, события происходят в замке. На крестины принцессы приглашены важные гости, чтобы пожелать счастья маленькой принцессе. Добрые феи дарят ребёнку подарки, в замке царит веселье. Внезапно злая фея со своей свитой врывается во дворец, её забыли пригласить на бал. От злости она начинает колдовать и предвещает принцессе, что та умрёт от укола спицей, когда ей исполнится 16 лет.

Вы узнали сказку? («Спящая красавица»)

Кто автор этой сказки? (французский писатель Шарль Перро)

А теперь вторая загадка, музыкальная. Послушайте музыкальный фрагмент произведения и определите, к какому жанру он относится. (прозвучал ВАЛЬС, жанр ТАНЕЦ)

А если объединить сказку, музыку и танец, то какой муз.жанр получиться (представьте - большая сцена, герои в сказочных костюмах и танцующие под красивую музыку)

Это БАЛЕТ - муз. спектакль, жанр, где все действия передаются по средствам танца.

Сюжет сказки «Спящая красавица» вдохновил композитора (…..показ портрета, какого?) П.И.Чайковского . Яркие образы этого произведения воплотились в такой спектакль как балет. Премьера этого балета состоялась очень давно, в конце 19в, 3 января 1890г на сцене Мариинского театра (Санкт-Петербург)

У композиторов есть такая традиция, перед спектаклем исполняется небольшое вступление , для того, чтобы зритель настроился на предстоящее событие. Такое вступление к балету называется ИНТРОДУКЦИЯ и исполняется она при закрытом занавесе.

Представим, что мы находимся в зрительном зале и послушаем ИНТРОДУКЦИЮ (ВСТУПЛЕНИЕ) к балету «Спящая красавица». Внимательно послушайте и постарайтесь ответить на вопрос

О ЧЁМ НАМ РАССКАЗЫВАЕТ КОМПОЗИТОР СВОЕЙ МУЗЫКОЙ?

- Музыка на протяжении всего звучания была одного характера или менялась? ( Вначале звучала грозно, а затем светло и мягко)

- Сколько героев воплотила в себе и какие они по характеру?

( 2 образа - 1) образ грозный, угрожающий; 2) нежный добрый

Т.е. композитор представил нам два противоположных образа)

Чтобы лучше воспринимать содержание балета, зритель имеет возможность перед началом представления приобрести вот такую программку , которая лежит на ваших партах. Вы можете прочитать название спектакля и автора балета; представлены главные действующие лица.

Подошёл черёд разгадать следующую загадку: как вы считаете, кого из перечисленных персонажей изобразила музыка вступления?

(Музыка изобразила 2х волшебниц - Фею Карабос(злую) и Фею Сирени (добрую)

А сейчас мы вместе порассуждаем и узнаем , какие же средства музыкальной выразительности использовал композитор, чтобы так ярко и понятно изобразить музыкой 2 контрастных образа.

А поможет нам в этом схема: основные средства музыкальной выразительности, с которыми мы уже знакомились на предыдущих уроках - МЕЛОДИЯ, ТЕПМ, ДИНАМИКА

На доске 2 схему- образа двух волшебниц

Я сыграю МЕЛОДИЮ Феи Карабос и Феи Сирени - ваше задание в программке нарисовать мелодическую линию этих персонажей.

Охарактеризуйте нарисованную линию, какая она у вас получилась в рисунке?

Линия Феи Карабос - острая, скачками, прерывистая

Линия Феи Сирени - плавная волнистая, протяжная

(на доске выбираем и помещаем соответствующие карточки)



ТЕМП. Какой темп выбрал композитор для характеристики злого и доброго персонажа?

Фея Карабос - быстрый, стремительный

Фея Сирени - спокойный ,неторопливый

ДИНИМИКА

Фея Карабос - громко( форте)

Фея Сирени - тихо (пьяно)

Итак, у нас получилось 2 образа. Такое сочетание средств муз.выразительности помогает воплотить в музыке нужный муз. образ

Физминутка «Оркестр»

Музыкантами и слушателями мы побывали, а сейчас как в сказке, перевоплотимся в художников, используя цветные карандаши, подберите каждой волшебнице цвет костюма: какой на ваш взгляд, наиболее точно передаёт характер героинь. Постарайтесь уложиться во времени, пока звучит вступление (интродукция)- дети раскрашивают.

Какие цвета наиболее точно отразили характер героинь в вашем воображении?

Сравните свои цвета и те, которые подобрал художник - костюмер балета. Цвет костюма Феи Карабос - тёмный, Феи Сирени -светлый.

Противоположные цвета, яркая выразительная музыка, построенная на противоположных средствах выразительности - всё построено на контрасте.

Чего не хватает, чтобы герои ожили? Танца. Посмотрим

Видео - фрагмент вальса.

Но прежде прочитайте в программке ,что же произошло на балу у Короля и Королевы, когда принцессе исполнилось 16 лет.

При просмотре обратите внимание на то, какое настроение было у участников бала.

С каким муз.жанром мы сегодня продолжили знакомство? (БАЛЕТОМ)

Какие виды искусства соединены в балете? ( музыка, изо, танец)

Что такое интродукция? (вступление к балету)

Появилось ли у вас желание узнать продолжение сказки и посмотреть балет?

Д/З Вспомнить, м.б. ещё раз прочитать сказку и рассказать чем же она заканчивается, чтобы на след. уроках мы продолжили говорить о балете «Спящая красавица» и уже знали сюжет до конца.

Чему нас учат сказки? (доброму отношению друг к другу, добро всегда побеждает зло)

Песня «Приходи сказка»









Тема Феи Карабос

Урок музыки Балет П.И.Чайковского «Спящая красавица»



Тема Феи Сирени

Урок музыки Балет П.И.Чайковского «Спящая красавица»

© 2010-2022