• Преподавателю
  • Музыка
  • Урок-соревнование по предмету Музыкальная литература (третий год обучения) «Умники и умницы»

Урок-соревнование по предмету Музыкальная литература (третий год обучения) «Умники и умницы»

"Описание материала: ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Урок-соревнование «Умники и умницы» проводится как заключительное, итоговое занятие по теме Русская музыка второй половины XIX века в рамках тре-тьего/четвертого года обучения по учебному предмету Музыкальная литература в Детской школе искусств.Урок-соревнование требует от преподавателя заранее спланированной подготовки к этому мероприятию. В первую очередь необходимо уделить внима-ние четкой систематизации знаний, полученных ранее и ориентировать учащ...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Зыкальная культура Урок-соревнование по предмету Музыкальная литература (третий год обучения) «Умники и умницы»



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Урок-соревнование «Умники и умницы» проводится как заключительное, итоговое занятие по теме Русская музыка второй половины XIX века в рамках третьего/четвертого года обучения по учебному предмету Музыкальная литература в Детской школе искусств.

Урок-соревнование требует от преподавателя заранее спланированной подготовки к этому мероприятию. В первую очередь необходимо уделить внимание четкой систематизации знаний, полученных ранее и ориентировать учащихся на самостоятельную работу. Рекомендовать дополнительную литературу, заинтересовать возможностью творчески подойти к изучению биографии композитора. Попытаться задуматься над причинами тех или иных событий, произошедших в жизни композитора, проанализировать сам творческий процесс создания музыкального произведения, найти что-то новое для себя в уже знакомом облике композитора. Подобное мероприятие должно стать праздником Русской музыки, оставить яркий след в душе участника игры и зрителя. Это возможность в свободной, творческой обстановке еще раз поговорить об интересных фактах из жизни композиторов, вспомнить любимые произведения, написанные ими.

Смысл и методическое значение подобных игровых форм организации уроков заключается в увеличении числа способов воздействия преподавателя на ученика. Обычная форма занятий дополняется и обогащается тем, что соревнования, оценка достижения товарища активно влияют на учащихся, воспитываются такие качества как внимание, воля, дисциплина, навыки, самоторможение, умение владеть собой и добиваться цели.

Уроки музыкальной литературы призванные не только дать знания учащимся в области музыки, но и пробудить в детях любознательность, привить интерес к музыке, к изобразительному искусству, литературе помочь их гармоничному развитию. Поэтому сложные задачи формирования подготовленного к самостоятельной работе любящего и интересующегося своим искусством по настоящему грамотного музыканта могут быть разрешены в том случае, если будут использованы разнообразные формы педагогической работы, направленные на разрешение проблемы всестороннего музыкального развития ученика. Хочется надеяться, что данная работа получит достойную оценку преподавателей и станет ценным подспорьем в их благородном труде - музыкальном просвещении учащихся детских музыкальных школ.


  1. ПРАВИЛА ИГРЫ

Правила проведения отборочной, предварительной игры, где число участников не ограничено, описаны далее в сценарии.

Три участника, набравшие наибольшее количество очков в отборочном туре играют в игре «Умники и умницы». Перед игроками три дорожки: красного, желтого и зеленого цветов. Участник, имеющий наибольшее количество очков имеет право первым выбрать цвет дорожки, на которой будет играть. После того, как все игроки определились с выбором дорожки, ведущий объявляет композитора, творчество которого будет соответствовать цвету дорожки. Причем, это - важное условие, т. к. участники игры не должны этого знать и ведущий объявляет только перед началом игры.

  1. й вариант.

Зеленая дорожка- 4 вопроса (о М.И. Глинке).

Желтая дорожка- 3 вопроса (о М.П. Мусоргском).

Красная дорожка- 2 вопроса (о A.П Бородине).

  1. й вариант.

Зеленая дорожка- 4 вопроса (о М.И. Глинке)

Желтая дорожка- 3 вопроса (о П.И. Чайковском)

Красная дорожка- 2 вопроса (о M. П. Мусоргском).

Вопросы ведущий задает по очереди каждому участнику игры. Жюри оценивает правильность ответа, учитываются определенные правила движения по дорожкам разного цвета. Так «Зеленая дорожка» имеет 4 шага и дает возможность игроку дать два неправильных ответа. «Желтая дорожка» имеет 3 шага, но здесь ошибаться можно только один раз. На «Красной дорожке», имеющей только 2 шага, ошибаться нельзя. Для участника, не выполнившего эти условия игра заканчивается и он становится «теоретиком» в зрительном зале. «Теоретики» отвечают на вопрос в том случае, если игроки ошибаются, дают неполный ответ. Наиболее активные зрители в конце игры отмечаются поощрительными призами.

Вариант проведения игры педагог выбирает по своему усмотрению и в период подготовки к игре ориентирует внимание детей на творчество именно этих композиторов. Опираясь на уже имеющиеся знания о творчестве каждого композитора, важно помочь детям осмыслить в целом знание того или иного композитора, обратить внимание на его роль в развитии русской и мировой музыкальной культуры. При обзорном повторении биографических данных особо подчеркнуть ключевые события в жизни, определивших их судьбу и повлиявших на дальнейшее творческое развитие этих гениальных людей прошлого столетия. Дать возможность детям увидеть в каждом композиторе живого человека, чувствующего и сопереживающего, потому что свой внутренний мир каждый художник открывает перед слушателями в своих произведениях. Необходимо учесть, что творческое окружение композитора, его друзья и сподвижники, оказывают на него большое внимание. Многие из них являются идейными вдохновителями, с которыми композиторы обсуждали свои творческие планы и прислушивались к их советам.

При подготовке к викторине (5 номеров), когда повторно прослушивается и анализируется произведения сразу нескольких композиторов, важно почувствовать, как индивидуальность творческого стиля каждого композитора, так и их неразрывную связь, имеющую единые корни, которые лежат в народной музыке, близкой и понятной каждому русскому человеку.


  1. ХОД ИГРЫ «УМНИКИ И УМНИЦЫ»

Оборудование: портреты русских композиторов: М.И. Глинки, М.П. Мусоргского, П.И.Чайковского, А.П.Бородина; изображение «Часов в русском стиле» художника В.Гартмана («Картинки с выставки» М.П.Мусоргского).

1

1Вариант оформления дорожек:

1

21

21

2

31

31

41

Это могут быть закрашенные нужным цветом круги из ватмана, диаметром

30 см, которые определяют направление движения и фиксируют шаги в

игре.

Аудиозапись викторины по русской музыке.

Музыкальное оформление:

  1. В.А. Моцарт «Маленькая серенада» тема I ч. и тема из III ч.

  2. Вступление к роману М.И. Глинки «Я помню чудное мгновенье» (Фортепиано).

  3. М.П. Мусоргский «Картинки с выставки», «Избушка на курьих ножках».

  4. П.И. Чайковский «Неаполитанская песенка» из «Детского альбома». (Фортепиано).

  5. «Неаполитанский танец» из балета П.И. Чайковского в
    исполнении симфонического оркестра.

Начало игры.

Музыкальное вступление («Маленькая серенада» (1ч.) В.А. Моцарта.)

Преподаватель: Сегодня в нашей школе искусств праздник Русской музыки. Мы вспомним о композиторах классиках русской музыкальной школы XIX в., услышим созданные ими произведения.

Музыкальная игра «Умники и умницы» для учащихся старших классов станет своеобразным итогом после изучения русской музыкальной литературы в этом году.

Американский философ и писатель Ральф Уалдо Эмерсон заметил: «Музыка побуждает нас красноречиво мыслить». Прислушаемся к этим словам и откроем свои сердца прекрасной музыке русских композиторов, жизни и творчеству которых и будет посвящена сегодняшняя игра.

Участники игры должны будут показать уровень своей музыкальной развитости и музыкальной образованности. Определять победителя по итогам игры будет жюри (объявляются члены жюри).

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

(Участники игры готовят свое выступление заранее).

Преподаватель: Однажды знаменитого пианиста и композитора Антона Рубинштейна спросили, почему он, будучи пианистом с мировой славой, все же продолжает неустанно и много упражняться на рояле. Композитор ответил: «Это необходимо. Если я не занимаюсь один день, это замечаю я сам, два дня - заметят музыканты, три дня - вся публика».

Скажите, имеют ли отношения слова Антона Рубинштейна к школьным занятиям? Как вы понимаете их смысл?

Участники по очереди раскрывают суть данного высказывания. Жюри выставляет оценки по 5-ти бальной системе. Счетная комиссия подсчитывает результаты.

Итоги этого конкурса определяют очередность ответа на вопросы следующего конкурса.


РАЗМИНКА

(участникам необходимо быстро и правильно дать ответ на 10-15 вопросов)


Вариант 1

  1. Лирическая песня, обращенная к возлюбленной (серенада)

  2. Соль из мира музыки (нота)

  3. Подходящий инструмент для исполнения церковной музыки (орган)

  1. Самый любимый среди туристов музыкальный инструмент (гитара)

  1. Песня государственного масштаба (гимн)

  2. Скорость движения в музыке (темп)

  3. Полный словесный текст крупного музыкально - театрального сочинения (либретто)

  4. Способность человека различать звуки (слух)

  5. Музыкальная пьеса технического характера (этюд)

  1. Публичное исполнение музыкальных произведений (концерт)

  2. Поездка артистов для гастрольных выступлений (турне)

  3. Музыкант - исполнитель, в совершенстве владеющий техникой своего инструмента (виртуоз)

  4. Прибор, который служит эталоном определенной высоты звука при настройке (камертон)

  5. Музыкальное произведение для четырех исполнителей (квартет)

  6. Графическое изображение звука (нота)

Вариант 2.

  1. Сигнальный музыкальный инструмент (горн)

  2. Если объединить два трио, то какой ансамбль получится? (секстет)

  3. Именно этот композитор сочинил любимый всеми «Свадебный марш». (Мендельсон)

  4. Музыкальный инструмент, на котором играл Шерлок Холмс (скрипка)

  1. Наиболее низкий мужской голос (бас)

  2. Распределение пальцев при игре на музыкальном инструменте (аппликатура)

  1. Знак молчания (перерыв в звучании) (пауза)

  2. Законченная часть театральной постановки (действие)

  3. Ансамбль из 8 исполнителей (октет)

10. Площадка на которой происходит театральная постановка (сцена)

  1. Небольшая музыкальная фраза, технически трудная для исполнения (пассаж)

  2. Звуковой объем человеческого голоса или музыкального инструмента (диапазон)

  1. Афиша, извещающая о том, что все билеты на данный спектакль проданы (аншлаг)

  2. Оттенок звучания (нюанс)

  3. Строка из пяти горизонтальных линий, служащая для написания нот (нотоносец/нотный стан)

Вариант 3.

  1. Дирижерский костюм (фрак)

  2. Инструмент, с которым можно работать только по - ударному (барабан)

  1. Кто превращает слова в музыку (композитор)

  2. Музыкальный инструмент былинного Садко (гусли)

  3. Руководитель хора, оркестра (дирижер)

  4. Знак повышения на полутон (диез)

  5. Подставка для нот (пюпитр)

  6. Победитель конкурса (лауреат)

  7. Дополнительный, заключительный раздел музыкального произведения, утверждающий основную тональность (кода)

  1. Перерыв между актами спектакля или отделениями концерта (антракт)

  1. Спектакль или концерт с творческим отчетом артиста (бенефис)

  2. Оркестровое вступление к опере (увертюра)

  3. Расстояние между двумя звуками (интервал)

  4. Неполный такт в начале мелодии (затакт)

  5. Как называется музыкальное сопровождение песен (аккомпанемент)

Жюри подсчитывает количество правильных ответов каждого участника. Счетная комиссия подводит результаты.

«НАЙДИ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ»

(на каждый вопрос дают свои ответы по очереди все участники)

  1. Этот музыкальный инструмент хотел подарить гоголевский Чичиков сыну Манилова Алкиду.

а) рояль

б) барабан

в) гитару

  1. Этого немецкого города нет в музыкальной энциклопедии, но четырех музыкантов вышедших из него знает каждый ребенок.

а) Лейпциг

б) Гамбург

в) Бремен

3. Какой инструмент бывает русским, гавайским и испанским.

а) скрипка

б) мандолина
в) гитара

Жюри выставляет оценки, счетная комиссия объявляет результат.

ВИКТОРИНА

(5 номеров викторины по русской музыке выбираются по усмотрению преподавателя)

Жюри подводит итог предварительной игры, по её итогам три участника, набравших наибольшее число очков выбирают дорожки в игре « Умники и умницы».

ИГРА ДЛЯ ЗРИТЕЛЕЙ «Верно - не верно».

Для игры приглашаются участники из зрительного зала. Заранее готовятся зеленая и красная карточки, которые участвуют при ответе. Если поднята вверх красная карточка, то «НЕТ», если зеленая, то «ДА».

Кто правильно отвечает на вопрос, делает шаг вперед. Побеждают те, кто оказался впереди остальных участников игры.

Вариант 1. (для младших классов)

  1. Нота «ми» пишется между первой и второй линейками? НЕТ

  2. Дуэт - ансамбль из 3-х человек? НЕТ

  3. Птица, из которой мог бы получиться отличный барабанщик,
    называется дрозд? НЕТ

4. 1-я, 2-я, 3-я ступени - это устойчивые ступени лада? ДА

5. Стаккато - отрывистое исполнение звука? ДА

Вариант 2. (для старших классов)



  1. Квартет - ансамбль из 3-х исполнителей? НЕТ

  2. Пюпитр - подставка для нот? ДА

  3. Интервал, охватывающий три ступени - это секунда? НЕТ

  4. Фермата - знак молчания? НЕТ

  5. Тутти - исполнение музыки всем составом оркестра? ДА


ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Преподаватель:

Зеленая дорожка - четыре шага, можно ошибиться два раза.

Желтая дорожка - три шага, можно ошибиться один раз.

Красная дорожка - два шага, но ошибиться нельзя.

Если участники не дают правильного ответа, то отвечают «теоретики»» зрители из зала.

Музыкальная заставка (тема из III ч. «Маленькой серенады» В.А. Моцарта).

ТВОРЧЕСТВО М. И. ГЛИНКИ (зеленая дорожка)

Вопрос 1. Творчество М.И. Глинки - гордость русского музыкального искусства. Он является основоположником классической школы. Неоценим его вклад в общемировую музыкальную культуру.

М.И. Глинка прожил недолгую жизнь (53 года) и не отличался крепким здоровьем.

«Нет сомнения, что это первоначальное воспитание имело сильное влияние на развитие моего организма и объясняет мое непреодолимое стремление к теплым климатам - и теперь, когда мне уже 50 лет, я могу утвердительно сказать, что на юге мне лучше жить и я страдаю там менее, чем на севере», - писал Глинка в своих «Автобиографических записках».

О каком первоначальном воспитании, имевшем вредные последствия для здоровья, пишет Глинка?

Ответ: Первоначальным его воспитанием всецело занималась бабушка Фекла Александровна, не доверявшая молодым родителям любимого старшего внука, наследника имения. Оберегая здоровье маленького барина, его не выпускали из жарко натопленных комнат, всячески охраняли от малейшего воздействия свежего воздуха и никогда не снимали с него «заячего тулупчика».

Вредные последствия «бабушкиного затвора» пагубно отразились на здоровье Глинки. До конца жизни он не выносил холода, был склонен к простудным заболеваниям и в зимнее время старался не выходить из дома.

Вопрос 2. В конце апреля 1830 года М.И. Глинка выехал за пределы России. Целью путешествия была Италия, о которой Глинка мечтал с детских лет. Эта страна привлекала его не только роскошью природы, но и музыкальными красотами.

Глинка знакомится с творчеством всемирно-известных композиторов, с многими встретился лично. Также берет уроки у наиболее видных тогда европейских педагогов.

По возвращении домой, в Россию, Глинка приступает к осуществлению своего заветного желания. Какое гениальное произведение создал Глинка?

Ответ: «Иван Сусанин» была создана в 1836 году.

В этом произведении Глинка проявил себя как гениальный художник - новатор, определив дальнейший путь развития музыкальной культуры.

Вопрос 3. Приступив к работе по созданию оперы «Иван Сусанин», Глинка с воодушевлением принялся за дело. Огромные трудности пришлось преодолеть Глинке в работе с либреттистом.

Сюжет «Ивана Сусанина» предложил Глинке Жуковский, сначала вызвался писать оперное либретто. Однако, отговорившись занятостью, он вскоре отказался от своего намерения. Глинке оставалось последовать совету Жуковского передать либретто в руки Барона Розена «усердного литератора из немцев». Барон занимал при дворе должность секретаря наследника, что заранее обеспечивало успех оперы на императорской сцене. Кстати, именно поэтому опера должна являться образцом преданности «царю и отечеству». Сам Николай I потребовал изменить первоначального «Ивана Сусанина» на «Жизнь за царя».

Какой талант барона Розена позволил ему стать автором текста, его имя стояло в печатном издании оперы Глинки?

Ответ: Современник Глинки В.Ф. Одоевский писал: «Большая часть оперы была написана прежде слов, я думаю, такой курьезной истории не случалось еще ни с одной оперой».

Барон Розен умел писать стихи к уже готовым вокальным мелодиям, он был искусным версификатором.

Недостаточная чуткость к лексическим тонкостям русского языка, простительны для иностранца, но недозволенна для поэта.

«Не розан в саду, в огороде;

Цветет Антонида в народе».

«И ляху не дадим

Над нами смех творить».

«И вровень с людьми

Его вражеский вид».

Своими поэтическими ухищрениями он пытался принарядить гениальную музыку Глинки в придворный сарафан и несколько приглушить её «простонародный, мужицкий» характер. Увлеченный своим трудом молодой Глинка в то время многое простит Розену. Опера существовала для него как идея народного подвига, и это величие сохранено им в самой музыке.

В 1939 году опера «Иван Сусанин» была возобновлена на советской сцене с текстом Городницкого.

Вопрос 4. В 1839 году композитор создает лучший романс «Я помню чудное мгновенье».

Кому был посвящен этот романс?

(Звучит музыкальное вступление к романсу «Я помню чудное мгновенье»)

Ответ: То была юная Екатерина Керн - дочь известной в истории красавицы Анны Керн, некогда покорившей сердце А.С. Пушкина (1825год).

ТВОРЧЕСТВО М.П. МУСОРГСКОГО (желтая или красная дорожки)

Вопрос 1. В 1868 году М.П. Мусоргский начал писать оперу « Борис Годунов» по драме А.С. Пушкина и через 2 года закончил её.

Весной 1870 года Мусоргский представил свое детище Театральному

комитету. Опера была отвергнута и не принята к постановке на сцене

театра.

В чем причина отказа театральной дирекции к постановке оперы «Борис Годунов».

Ответ: Опера была отвергнута за «преобладание хоров и ансамблей над сольными партиями», «за почти полное отсутствие женского элемента». Это был жестокий удар. Но Мусоргский не сдался и снова принялся за работу. Вторая редакция заняла целых два года. Были введены две сцены с ролью Марины Мнишек и сочинена кульминационная сцена народного восстания, так называемая «сцена под Кромами».

Вопрос 2. Премьера оперы «Борис Годунов» состоялась 8 февраля 1874 года на сцене Мариинского театра в Петербурге. Успех был огромным. На
публику эта опера произвела впечатление. Большинство сходилось в
одном, что в новой опере очень мало музыки в общепринятом
смысле, и если она имела успех, то благодаря артистам, их
гениальной игре на сцене, «...их прекрасная игра выручила
композитора, здесь музыки нет никакой» - говорила одна пожилая
дама.

Было ли мнение публики о новой опере заблуждением? Неужели так ничтожно мала роль композитора в постановке этой оперы?

Ответ: Мнение публики, что опера имела успех благодаря артистам было ошибочным. В действительности, посредственные артисты казались гениальными актерами только потому, что они исполняли гениальные мелодии живой речи, полные художественной правды и драматизма.

В этом заключается великое достоинство сценических произведений Мусоргского.

Вопрос 3. Мусоргский чрезвычайно ценил общение с представителями
художественных профессий. Его увлекала возможность свободно
делиться самыми смелыми замыслами, не касаясь при этом
технологии творчества.

«Художник - живописец давно умеет краски смешивать и делает это свободно, коли бог разума послал». (М.П. Мусоргский).

К подобной свободе самовыражения стремился и Мусоргский в музыке, не признавая никакой науки, почти неграмотный музыкально композитор мог излагать на бумаге гениальные мысли. Факт этот остается феноменальным и объясняется необычайными музыкальными дарованиями.

Близким другом Мусоргского был много лет Виктор Гартман, художник, архитектор по образованию. Весной 1874 года после смерти художника, В.В. Стасов устраивает в залах Академии художеств выставку всех его рисунков и акварелей. Глубоко потрясенный смертью друга Мусоргский задумал «нарисовать в музыке» лучшие картины художника, представив тут и самого себя, прогуливающегося по выставке.

По прослушанному отрывку узнать пьесу «Избушка на курьих ножках» из цикла «Картонки с выставки».

В этой пьесе композитор рисует сказочный образ Бабы-Яги. А что же изображено на картинке художника Гартмана?

Ответ: Пьеса «Избушка на курьих ножках». Художник Гартман сделал рисунок - эскиз бронзовых настольных часов, украшенных разноцветной эмалью. Истинно народная Баба-Яга - «ноги из угла в угол, губы на грядке, а нос к потолку прирос»- явно не вписывалась в это изысканное жилище.

ТВОРЧЕСТВО А.П.БОРОДИНА (красная дорожка)

Вопрос 1. В конце ноября - начале декабря 1862 года на одном из вечеров у профессора Боткина, проходивших в его доме регулярно по субботам, Бородин встретился с М.А. Балакиревым.

Балакирев хорошо был известен в Петербурге, как блестящий пианист, композитор, музыкальный деятель. К этому времени, он уже возглавлял кружок молодых композиторов «Могучая кучка» Встречи с Балакиревым сыграли решающую роль в художественном развитии Бородина. Балакирев убедил его в необходимости серьезно заняться музыкой. Он предложил Бородину немедленно взяться за сочинение музыкального произведения.

Какое произведение было создано А.П. Бородиным под руководством Балакирева вскоре после их знакомства?

Ответ: Балакирев предложил Бородину немедленно взяться за сочинение симфонии. Неожиданное, казалось бы, предложение Балакирева попало на подготовленную почву - оно отвечало, видимо, огромной внутренней потребности Бородина попробовать свои силы в области симфонической музыки.

Так началась работа над 1-й симфонией, которая продолжалась несколько лет и была завершена в 1867 году. Через 2 года симфония была исполнена в одном из концертов РМО и живое звучание оркестра, в котором Бородин услышал свое произведение, успех у слушателей заставил его убедиться в своем композиторском призвании.

Вопрос 2. После успешного исполнения 1-ой симфонии Бородин переживает творческий подъем. Стасов В.В. (художественный и музыкальный критик, идейный вдохновитель содружества композиторов «Могучая кучка») подал ему мысль обратиться к «Слову о полку Игореве», как литературного источника для создания оперы. Казалось, эта тема очень близка для художественной натуры Бородина. Здесь и широкие эпические мотивы, и национальность, и многообразные характеры, и Восток, в многообразнейших его проявлениях.

Но почему же для воплощения этого замысла Бородину потребовалось целых 18 лет?

Грустная ирония проскальзывала, когда Бородин подписывает свой портрет и дарит его Л.И. Шостаковой (сестре Глинки) с подписью: «От автора не оканчиваемой оперы «Князь Игорь».

Ответ: (указать не менее двух причин)

  1. Сомнения в том, сможет ли он, постоянно занятый множеством научной, учебной и общественной деятельностью, найти достаточно времени для такой огромной работы.

  2. Неуверенность в том, удастся ли столь далеким от современности сюжетом ответить на животрепещущие вопросы современной жизни. Бородин считал, что опера должна быть интересна слушателю.

Вопрос 3. При создании оперы «Князь Игорь» А.П. Бородин изучил разнообразные материалы, освещавшие эту историческую эпоху в жизни русского народа.

Замысел Бородина - воссоздать образ великого, могучего русского народа, героически отстаивавшего свою независимость. Эта идея не укладывалась в тесные рамки, конкретного оперного сюжета. Ведь центральное место в опере - это поражение войска Игоря в борьбе с половцами и пленение Игоря. Победная же часть Игоревой эпопеи оказалась в опере, как бы за скобками, следовавшей после нее.

Кто является автором либретто оперы «Князь Игорь»?

Ответ: Либретто написал сам А. Бородин.

ТВОРЧЕСТВО П.И. ЧАЙКОВСКОГО (желтая дорожка)

Вопрос 1. В 1878 году П.И. Чайковский возвращается в Россию после путешествия за границу (Италия, Швейцария). К этому времени Чайковский - умудренный жизнью человек, известный композитор, завоевавший популярность у почитателей своего таланта не только в России.

Что побудило Чайковского обратиться к детской музыке? Им было написано 24 пьесы для ребят, объединенных в сборник «Детский альбом».

Подсказка: Лето 1878 года Чайковский отдыхал в имении Давыдовых, в селе Каменка Киевской губернии. Гостил у своей сестры Александры Ильиничны Давыдовой.

Ответ: «Цветы, музыка и дети, - ..., - составляют лучшее украшение жизни». (П.И. Чайковский).

Почти все свое свободное время Чайковский проводил в кругу своих племянников и племянниц. Наблюдая за музыкальными занятиями ребят, их было семеро, он не раз думал о том, что сочинений, предназначенных для детей не так уж много.

Вопрос 2. П.И. Чайковский - гениальный русский композитор, снискавший любовь зрителей и слушателей во всем мире. Им создано большое количество произведений. Встречаются моменты, когда одна и та же мелодия использована неоднократно.

В каком балете П. Чайковский использовал мелодию «Неаполитанской песенки» из «Детского альбома», (звучит на фортепьяно отрывок из «Неаполитанской песенки»).

Ответ: В балете «Лебединое озеро» эта пьеса переработана композитором в «Неаполитанский танец», который, в отличии от пьес сборника « Детский альбом», исполняется всем симфоническим оркестром.

(звучит в записи отрывок «Неаполитанского танца»).

Вопрос 3. Опера «Евгений Онегин» давно стала одной из самых популярных среди русских опер. К моменту создания этой оперы Чайковский - уже мастер с большой буквы, зрелый художник со своей вполне определившейся индивидуальной манерой.

Попытайтесь объяснить причину по которой Чайковский отказался передавать свое произведение в оперный театр. Почему он с радостью предоставляет «Онегина» для ученического спектакля Московской консерватории?

Ответ: В свое время опера казалась необычным и даже спорным явлением в оперном искусстве.

  1. Очень скромное место занимает в ней элемент театрального зрелища, все внимание автора сосредоточено на душевных переживаниях героев.

  2. «Казенщина, рутина наших больших сцен, - писал Чайковский своему ученику и другу Сергею Ивановичу Танееву, - бессмыслица постановки, система держать инвалидов, не давая хода молодым - все это делает мою оперу почти невозможной на сцене».

Подведение итогов. Поздравление участникам и чествование победителей. Поощрение активных зрителей.




СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

1. М.И. Глинка. Альбом. Москва, «Музыка», 1987г.

  1. О.Е. Левашова «Михаил Иванович Глинка», Книга 1 Москва, «Музыка», 1987 г.

  2. О.Е. Левашова «Михаил Иванович Глинка» Книга 2. Москва, «Музыка», 1988 г.

  3. «Иван Сусанин» М.И. Глинка» (К 150 - летаю со дня премьеры) Москва, «Музыка», 1986 г.

5. А.П. Зорина «Александр Порфирьевич Бородин» Москва,
«Музыка»,1987 г.

  1. М. Ильин, Е. Сегал «Александр Порфирьевич Бородин» Москва, изд. «Правда», 1989г.

  2. М.П. Мусоргский в воспоминаниях современников» Москва, «Музыка», 1989 г.

  3. Е.П. Абызова «М.П. Мусоргский» Москва, «Музыка» 1986 г.

  4. Е.Н. Абызова «Картинки с выставки Мусоргского» Москва, «Музыка», 1987 г.


  1. Г.А. Прибегала. П. И. Чайковский. Москва, «Музыка», 1986 г.

  2. П.И. Чайковский. Альбом. Москва, «Музыка», 1987 г.

  3. М.П. Мусоргский, Альбом. Москва, «Музыка», 1989 г.

20


© 2010-2022