Открытый урок на тему: «Эмоционально-образное восприятие нотного текста»

ЦЕЛЬ: Формирование у обучающегося образных представлений исполняемой музыки на примере экспозиции первой части сонаты Й. Гайдна Ре мажор.   ЗАДАЧИ: 1) научить правильному прочтению нотного текста и авторских указаний, применяя полученные знания, умения и навыки.  2) развить ассоциативно-образное мышление учащегося, его музыкальное воображение.  3) воспитать у учащегося звуковую культуру и умение контролировать себя слухом. 4) выработать уучащегося способность цельного восприятия музыкального пр...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок


Волкова Галина Федеровна,

преподаватель по классу фортепиано

МБОУДОД «ДМШ№49»

Прокопьевского района


Андрюкова Виктория,

обучающаяся 5 класса


ТЕМА УРОКА: «Эмоционально-образное восприятие нотного текста».

ЦЕЛЬ: Формирование у обучающегося образных представлений исполняемой музыки на примере экспозиции первой части сонаты Й. Гайдна Ре мажор.

ЗАДАЧИ: 1) научить правильному прочтению нотного текста и авторских указаний, применяя полученные знания, умения и навыки.

2) развить ассоциативно-образное мышление учащегося, его музыкальное воображение.

3) воспитать у учащегося звуковую культуру и умение контролировать себя слухом.

4) выработать у учащегося способность цельного восприятия музыкального произведения, учитывая особенности эпохи, стиля композитора и жанра сонатного аллегро.

5) Развивать музыкальные исполнительские способности ребенка.

ТИП УРОКА: межпредметный интегрированный урок.

Этапы урока:


  1. Организационный (подготовка к занятию, прослушивание аудиозаписи).

2.Теоретический (Беседа о композиторе и характерных особенностях его творчества.

3.Практический (Проигрывание I части сонаты.Применение на практике полученных знаний

4.Заключительный (выводы урока, подведение итогов, домашнее задание)

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УРОКА:

I ЭТАП

Прослушивание аудиозаписи первой части сонаты Й. Гайдна Ре мажор в исполнении Джона Мак-Кейба, английского пианиста и композитора ,в настоящее время преподающего в Лондонском музыкальном колледже.

Особое место в его творчестве занимает музыка 18 века. Джон Мак-Кейб первым сделал запись всех сонат Й. Гайдна в 1970 году.

Во время прослушивания учащийся должен обратить внимание на общее настроение всей первой части сонаты, а также отдельно на каждый раздел и партию. После прослушивания с учащимся ведется беседа.

II ЭТАП

  1. Беседа о композиторе и характерных особенностях его творчества.

    • Учащийся рассказывает о композиторе, опираясь на знания, полученные на уроках музыкальной литературы и на прочитанную информацию.

Историческая справка:

Йозеф Гайдн (1732-1808) - представитель венской классической школы. Писал музыку разных жанров: симфонии, квартеты, сонаты, оперы, вокальные произведения и т.д. В его творчестве сформировался сонатно-симфонический цикл и классический состав симфонического оркестра. В основе музыки Гайдна лежит австрийский музыкальный фольклор в сочетании с разнонациональными элементами. Это связано с тем, что Вена являлась столицей много национальной империи. Ее населяли разные народы: немцы, венгры, чехи, сербы, хорваты, поляки и другие. Отсюда происходит смешение разных традиций. Наиболее характерными для музыкальных произведений Гайдна являются образы, связанные с жизнью и бытом австрийского крестьянства. Это могут быть моменты мирной счастливой жизни, танцы и хороводы, картины природы. Музыку отличает бодрый и жизнерадостный характер, преобладание мажорных тональностей, много света и жизненной энергии. Есть, конечно, и грустные образы, но они редки и лишь подчеркивают общий радостный тон, сияющую улыбку, задорный народный юмор. Основу составляют песенность и танцевальность.

III ЭТАП.

Проигрывание учащимся I части сонаты.


  • Учащийся определяет характер всей части целиком. Эта часть отличается задорным, жизнерадостным, веселым характером, с небольшими вкраплениями драматизма в разработке. Учащимся была представлена картина детской игры, беззаботной и радостной, с неожиданно возникающими спорами, веселой беготней и непредсказуемой сменой эмоций разного плана.

  • Учащийся проигрывает каждую партию отдельно и рассказывает об образах, которые он представляет. Ведется более тщательный анализ нотного текста, учитываются штрихи, динамические оттенки и фразировочные лиги, что, собственно, и передает характер музыки.

  • Учитель показывает рассматриваемый эпизод в характере и добивается от ученика нужного исполнения.

I V ЭТАП

Домашнее задание.

  • Учащийся проигрывает каждую партию экспозиции отдельно в соответствии с образными представлениями, полученными на уроке.

  • Учащийся проигрывает всю экспозицию целиком и старается выстроить ее целостный образ.

  • Учащийся самостоятельно обдумывает эмоционально-образное настроение разработки.

МЕТОДЫ:

  1. объяснительно-иллюстрированный(показ)

  2. словесный ( объяснение, рассуждение)

  3. методы контроля

  4. методы познавательно-самостоятельной деятельности

ВЫВОД;

Урок прошел организованно. Сложилась творческая рабочая обстановка. Прослеживается последовательная грамотная работа над произведением. Учитель и учащийся постарались выполнить поставленные задачи.

ПРОБЛЕМЫ:

  1. Неуверенное знание нотного текста.

  2. Волнение учащегося.

  3. Со стороны учащегося не было полной отдачи, ученица не всегда отвечала на требования педагога активными действиями.

Список литературы



© 2010-2022