Картотека музыкально-дидактических игр Музыкальная мозаика

Развитие музыкальных способностей - чувства ритма и ладового чувства, которое включает в себя тембровый звуковысотный и динамический слух, основополагающий фактор формирования музыкальности у детей. Помимо музыкально-ритмической деятельности, велючающей в себя пение, танец, музицирование на детских музыкальных инструментах и музыкальные подвижные игры, возможно использование музыкально-дидактических и ритмических игр и упражнений.Предлагаемые музыкально-дидактические игры создавались и опробиров...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Картотека музыкально-дидактических игр Музыкальная мозаикаКартотека музыкально-дидактических игр Музыкальная мозаикаКартотека музыкально-дидактических игр Музыкальная мозаикаКартотека музыкально-дидактических игр Музыкальная мозаикаКартотека музыкально-дидактических игр Музыкальная мозаикаКартотека музыкально-дидактических игр Музыкальная мозаикаКартотека музыкально-дидактических игр Музыкальная мозаикаКартотека музыкально-дидактических игр Музыкальная мозаикаКартотека музыкально-дидактических игр Музыкальная мозаикаКартотека музыкально-дидактических игр Музыкальная мозаикаКартотека музыкально-дидактических игр Музыкальная мозаикаКартотека музыкально-дидактических игр Музыкальная мозаикаКартотека музыкально-дидактических игр Музыкальная мозаикаКартотека музыкально-дидактических игр Музыкальная мозаикаКартотека музыкально-дидактических игр Музыкальная мозаикаКартотека музыкально-дидактических игр Музыкальная мозаикаКартотека музыкально-дидактических игр Музыкальная мозаикаКартотека музыкально-дидактических игр Музыкальная мозаикаКартотека музыкально-дидактических игр Музыкальная мозаикаКартотека музыкально-дидактических игр Музыкальная мозаикаКартотека музыкально-дидактических игр Музыкальная мозаикаКартотека музыкально-дидактических игр Музыкальная мозаикаКартотека музыкально-дидактических игр Музыкальная мозаикаКартотека музыкально-дидактических игр Музыкальная мозаикаКартотека музыкально-дидактических игр Музыкальная мозаикаКартотека музыкально-дидактических игр Музыкальная мозаикаКАРТОТЕКА МУЗЫКАЛЬНО - ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

для детей дошкольного и младшего школьного возраста


Зырянова Лариса Алексеевна,

музыкальный руководитель

МБУ детского сада №53 «Чайка» г.о. Тольятти

  1. «Найди, кто главный»

  2. «Составь ритм»

  3. «Волшебные колокольчики»

  4. «Сочини мелодию»

  5. «Музыкальная радуга»

  6. «Кружатся листья, падают снежинки»

  7. «Что называется так?» (карточки 2/1)

  8. «Выбери название» (карточки 3/1)

  9. «Четвертый лишний»

  10. «Крестики-нолики»

  11. Кубики «Музыкальные инструменты»

  12. Кубики «Виды музыкальной деятельности»

  13. Пазлы «Музыкальные инструменты»

  14. «Найди пару»

  15. «Где спряталась нотка?»

  16. «Кто на чем играет?»


Чувство ритма - музыкально-сенсорная способность легче остальных музыкальных способностей (звуковысотный, тембровый, динамический слух) поддается развитию. Систематические ритмические игры с детьми дадут результат уже в течение месяца. Ритмические игры могут быть подвижными, малой подвижности и музыкально-дидактические. Предлагаю Вашему вниманию картотеку музыкально-дидактических игр, способных облегчить развитие чувства ритма у дошкольников.


  1. «НАЙДИ, КТО ГЛАВНЫЙ»

ЦЕЛЬ: Развитие чувства ритма

В игре 16 карточек, с одной стороны на каждой карточке тонкая полоска - слабые доли такта, на другой стороне карточки - широкая полоска - сильная доля такта.

ЗАДАНИЕ: Составить из карточек пульс музыкального произведения.




ПРИЛОЖЕНИЕ: ДОН - ДОН - это такт двудольный

В польке, марше такт двудольный.

Оля, Таня, Женя, Ваня -

Такт двудольный, такт двудольный.

ДОН-ДОН-ДОН, ДОН-ДОН-ДОН -

Такты трехдольные

В вальсе нам слышатся эти слова.

Олечка, Танечка, Женечка, Ванечка

Такты трехдольные, такты трехдольные.


  1. «СОСТАВЬ РИТМ»

ЦЕЛЬ: Развитие чувства ритма.

В игре большие карточки с изображением целого ритма и маленькие карточки, с изображением элементов ритма.




8 штук 8 штук 8 штук

ЗАДАНИЕ:

Прочитать ритм и составить его из элементов.

Задание выполняется по записи или по памяти. Например:






  1. «ВОЛШЕБНЫЕ КОЛОКОЛЬЧИКИ» для детей 3 - 5 лет

ЦЕЛЬ: Развитие чувства ритма

ЗАДАЧИ:

  1. Учить детей различать ритмические фигуры.

  2. Составлять собственные ритмические рисунки по образцу и самостоятельно.

  3. Развивать координацию речи и движения.

Педагог по очереди показывает карточки детям, которые в ритме проговаривают длинные звуки (четверть) ДОН, короткие (восьмые) ДИ-ЛИ. Игру можно проводить как с музыкальным сопровождением, так и без него.


ДОН -

Картотека музыкально-дидактических игр Музыкальная мозаика

ДИ-ЛИ -

Картотека музыкально-дидактических игр Музыкальная мозаика


  1. «СОЧИНИ МЕЛОДИЮ»

ЦЕЛЬ: Развитие звуковыстоного (ладового) слуха.

ЗАДАЧИ:

  1. Дать основы музыкальной грамоты.

  2. Развивать возможности творческого музицирования.

Игра состоит из карточек с изображением нотного стана по количеству детей и набора нот (из картона разного диаметра побольше для четвертей, поменьше для восьмых).

ЗАДАНИЕ: Составить мелодию по желанию или по слуху и исполнить её на металлофоне, ксилофоне или фортепиано.















  1. «МУЗЫКАЛЬНАЯ РАДУГА»

ЦЕЛЬ: Развивать звуковысотный (ладовый) слух. Освоение музыкальной грамоты.

ЗАДАЧИ:

  1. Познакомить с цветовой формой записи нот

  2. Осуществить переход от цветовой к знаковой форме записи нот.

  3. Развивать память, произвольное внимание, координацию в пространстве, мелкую моторику рук.

Игра состоит:

1 вариант: Набор цветных нот, большого формата с надписью на обороте.

2 вариант: Набор цветных нот, расположенных на нотном стане.

3 вариант: Полоски с набранными мелодиями в соответствующей цветовой гамме.

4 вариант: Наборное полотно и отдельные цветные ноты для сочинения мелодий (ноты из картона 7 цветов или крыжки от пластиковых бутылок соответствующих цветов).

По мере освоения нотной грамоты используются различные составные части игры начиная с первого варианта.




Картотека музыкально-дидактических игр Музыкальная мозаика


  1. «КРУЖАТСЯ ЛИСТЬЯ, ПАДАЮТ СНЕЖИИНКИ»

ЦЕЛЬ: Развивать у детей эмоциональную отзывчивость на музыку.

ЗАДАЧИ:

  1. Учить вслушиваться в музыку и согласовывать свои движения с её темпом.

  2. Закреплять знание детьми основных цветов.

  3. Учить бережно относиться к природе.

Картотека музыкально-дидактических игр Музыкальная мозаика

Картотека музыкально-дидактических игр Музыкальная мозаика

Картотека музыкально-дидактических игр Музыкальная мозаика

«ЛИСТОЧКИ»

П.И. Чайковский «Осенняя песнь»

(«Времена года»)


Следом за летом осень идет,

Желтые песни ей ветер поет,

Красную под ноги стелет листву,

Зеленые елки глядят в синеву.

«СНЕЖИНКИ»

П.И. Чайковский «У камелька»

(«Времена года)

Снег идет, снег идет,

Снег по свету бродит.

И откуда он идет и куда уходит?

Снегопад, снегопад,

Снежное паденье.

Снег идет наугад словно сновиденье.

Сны земли, сны небес,

Видит засыпая,

Белый сад, белый лес, снегом засыпая.

ПРИМЕЧАНИЕ: Для игры можно использовать также капельки, цветы, ягоды и пр. разного размера и цвета.


ИГРЫ С МУЗЫКАЛЬНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ

Чтобы стимулировать интерес детей к игре на детских музыкальных инструментах, расширить кругозор дошкольников, а также для создания подвижных пауз в ритмических занятиях предлагается использовать игры с музыкальными инструментами. В этих играх музыкальные инструменты могут выступать как в роли непосредственного объекта изучения, так и для развития воображения, нестандартного и логического мышления, памяти.

Большое количество игр позволяет выбрать подвижную или настольную игру, устроить соревнование или исследование, в зависимости от задач, поставленных на занятии. Все игры можно использовать и в свободной деятельности для создания музыкального уголка в каждой группе.


  1. «ЧТО НАЗЫВАЕТСЯ ТАК?» (карточки 2/1)

ЦЕЛЬ: Закрепить знание детьми музыкальных инструментов, групп музыкальных инструментов, стимулировать умение детьми читать.

ПРАВИЛА ИГРЫ:

На карточке изображено два музыкальных инструмента, посередине написано название. Педагог читает название, ребенок показывает, какой инструмент называется так.

Картотека музыкально-дидактических игр Музыкальная мозаика


Картотека музыкально-дидактических игр Музыкальная мозаика

Барабан

Ксилофон

Картотека музыкально-дидактических игр Музыкальная мозаика

Картотека музыкально-дидактических игр Музыкальная мозаика

При затруднении педагог называет группу, к которой относится данный музыкальный инструмент (струнные, духовые, ударные), ребенок, подключив логику решает какой инструмент показать.8. «ВЫБЕРИ НАЗВАНИЕ» (карточки 3/1)


ЦЕЛЬ: Закрепить знание детьми музыкальных инструментов, групп музыкальных инструментов, активизировать зрительную память.

ПРАВИЛА ИГРЫ:

На карточке изображен музыкальный инструмент и три названия к нему. Педагог читает названия, ребенок повторяет правильное.

Игра стоит на следующей ступени сложности по сравнению с «Что называется так?»


Картотека музыкально-дидактических игр Музыкальная мозаика

Флейта

Волынка

Рояль

Картотека музыкально-дидактических игр Музыкальная мозаика

Контрабас

Треугольник

Металлофон

Картотека музыкально-дидактических игр Музыкальная мозаика

Саксофон

Труба

Барабан


  1. «ЧЕРВЕРТЫЙ ЛИШНИЙ»


ЦЕЛЬ: Закрепить умение классифицировать и обобщать знания.

ЗАДАЧИ:

  1. Уметь делить музыкальные инструменты на группы по способу извлечения звука.

  2. Находить инструмент, требующий замены.

  3. Выбирать из дополнительных карточек недостающий музыкальный инструмент.

Игра состоит из поля, поделенного на 4 части. Три музыкальных инструмента принадлежат к одной группе, один к другой. Необходимо найти музыкальный инструмент, требующий замены и, выбрав из отдельных карточек тот, который принадлежит к основной группе, закрыть им «четвертый лишний» музыкальный инструмент.

Картотека музыкально-дидактических игр Музыкальная мозаика





Картотека музыкально-дидактических игр Музыкальная мозаика

Картотека музыкально-дидактических игр Музыкальная мозаика

Картотека музыкально-дидактических игр Музыкальная мозаика


  1. «КРЕСТИКИ-НОЛИКИ»

ЦЕЛЬ: Развивать ассоциативное мышление.

ЗАДАЧИ:

  1. Учить анализировать и сопоставлять свои цели с задачей противника.

  2. Ассоциировать музыкальные инструменты с крестиками и ноликами.

  3. Учить детей соревноваться, не обижаться на поражение.


Игра состоит из поля, поделенного на 9 частей-клеток. В качестве крестиков и ноликов выступают картинка бубна - нолик, маракасов - крестик. Необходимо выстроить прямую из 3 картинок по горизонтали, по вертикали, по диагонали.



Картотека музыкально-дидактических игр Музыкальная мозаика



Картотека музыкально-дидактических игр Музыкальная мозаика




  1. КУБИКИ «Музыкальные инструменты»



КУБИКИ «Виды музыкальной деятельности»


Картотека музыкально-дидактических игр Музыкальная мозаика




ПАЗЛЫ «Музыкальные инструменты»


Игры типа «КУБИКИ» и «ПАЗЛЫ» помогут привлечь внимание ребенка к музыкальным инструментам. Картинки для кубиков разрезаются на 4, 9, 16 частей (квадратов), картинки для пазлов разрезаются в зависимости от возраста ребенка на 4, 6, … равных частей или нестандартного размера для детей старшего дошкольного возраста.

Примеры даны в ПРИЛОЖЕНИИ «КУБИКИ Музыка», «КУБИКИ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ», «пазлы», «пазлы образцы».

Картотека музыкально-дидактических игр Музыкальная мозаикаКартотека музыкально-дидактических игр Музыкальная мозаикаКартотека музыкально-дидактических игр Музыкальная мозаикаКартотека музыкально-дидактических игр Музыкальная мозаика

Картинки можно разрезать по-разному, в зависимости от подготовленности и возраста детей.


14. «НАЙДИ ПАРУ»


ЦЕЛЬ: Закрепить знание детьми музыкальных инструментов.

1 ВАРИАНТ ИГРЫ: В движении найти такой же музыкальный инструмент, назвать его.


Картотека музыкально-дидактических игр Музыкальная мозаика


Картотека музыкально-дидактических игр Музыкальная мозаика


2 ВАРИАНТ ИГРЫ: Найти вторую часть изображения музыкального инструмента и назвать его. Выбрать из большого количества изображений (одинаковый разрез карточек).

3 ВАРИАНТ ИГРЫ: В движении найти вторую половину музыкального инструмента и назвать его.

Картотека музыкально-дидактических игр Музыкальная мозаикаКартотека музыкально-дидактических игр Музыкальная мозаика

15. «НАЙДИ НОТКУ»


ЦЕЛЬ: Закреплять знание нотной грамоты.

ЗАДАЧИ:

  1. Закреплять знание названий нот.

  2. Учить различать положение нот на клавиатуре.

  3. Учить читать мелодии по клавиатуре.










ДО








ДО ДО РЕ РЕ МИ РЕ ДО


СОЛЬ СОЛЬ ФА ФА МИ РЕ ДО


  1. «КТО НА ЧЕМ ИГРАЕТ?»


ЦЕЛЬ: Учить принимать правила игры.

ЗАДАЧИ:

  1. Закреплять названия музыкальных инструментов.

  2. Выбирать, нарисованный музыкальный инструмент.

  3. Помочь в игровой форме освоить все оркестровые партии.

Под стульчиками детей или на полу разложены картинки, изображающие музыкальные инструменты, по количеству и наличию составляют имеющиеся инструменты. По сигналу дети выбирают карточку и музыкальный инструмент, изображенный на ней для игры в оркестре. Используя прием жребия, дети осваивают партию, выбранного ими инструмента. Тем самым не имеют возможности выбирать любимый инструмент и при необходимости Вы, как руководитель оркестра, можете легко заменить заболевшего или выбывшего участника.


ПандейраКартотека музыкально-дидактических игр Музыкальная мозаика

ПандейраКартотека музыкально-дидактических игр Музыкальная мозаика

МеталлофонКартотека музыкально-дидактических игр Музыкальная мозаика


МеталлофонКартотека музыкально-дидактических игр Музыкальная мозаика

КсилофонКартотека музыкально-дидактических игр Музыкальная мозаика


КсилофонКартотека музыкально-дидактических игр Музыкальная мозаика

Деревянные ложкиКартотека музыкально-дидактических игр Музыкальная мозаика

Деревянные ложкиКартотека музыкально-дидактических игр Музыкальная мозаика


© 2010-2022