- Преподавателю
- Музыка
- Картотека музыкально-дидактических игр Музыкальная мозаика
Картотека музыкально-дидактических игр Музыкальная мозаика
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Тесты |
Автор | Зырянова Л.А. |
Дата | 23.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
КАРТОТЕКА МУЗЫКАЛЬНО - ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
для детей дошкольного и младшего школьного возраста
Зырянова Лариса Алексеевна,
музыкальный руководитель
МБУ детского сада №53 «Чайка» г.о. Тольятти
-
«Найди, кто главный»
-
«Составь ритм»
-
«Волшебные колокольчики»
-
«Сочини мелодию»
-
«Музыкальная радуга»
-
«Кружатся листья, падают снежинки»
-
«Что называется так?» (карточки 2/1)
-
«Выбери название» (карточки 3/1)
-
«Четвертый лишний»
-
«Крестики-нолики»
-
Кубики «Музыкальные инструменты»
-
Кубики «Виды музыкальной деятельности»
-
Пазлы «Музыкальные инструменты»
-
«Найди пару»
-
«Где спряталась нотка?»
-
«Кто на чем играет?»
Чувство ритма - музыкально-сенсорная способность легче остальных музыкальных способностей (звуковысотный, тембровый, динамический слух) поддается развитию. Систематические ритмические игры с детьми дадут результат уже в течение месяца. Ритмические игры могут быть подвижными, малой подвижности и музыкально-дидактические. Предлагаю Вашему вниманию картотеку музыкально-дидактических игр, способных облегчить развитие чувства ритма у дошкольников.
-
«НАЙДИ, КТО ГЛАВНЫЙ»
ЦЕЛЬ: Развитие чувства ритма
В игре 16 карточек, с одной стороны на каждой карточке тонкая полоска - слабые доли такта, на другой стороне карточки - широкая полоска - сильная доля такта.
ЗАДАНИЕ: Составить из карточек пульс музыкального произведения.
ПРИЛОЖЕНИЕ: ДОН - ДОН - это такт двудольный
В польке, марше такт двудольный.
Оля, Таня, Женя, Ваня -
Такт двудольный, такт двудольный.
ДОН-ДОН-ДОН, ДОН-ДОН-ДОН -
Такты трехдольные
В вальсе нам слышатся эти слова.
Олечка, Танечка, Женечка, Ванечка
Такты трехдольные, такты трехдольные.
-
«СОСТАВЬ РИТМ»
ЦЕЛЬ: Развитие чувства ритма.
В игре большие карточки с изображением целого ритма и маленькие карточки, с изображением элементов ритма.
8 штук 8 штук 8 штук
ЗАДАНИЕ:
Прочитать ритм и составить его из элементов.
Задание выполняется по записи или по памяти. Например:
-
«ВОЛШЕБНЫЕ КОЛОКОЛЬЧИКИ» для детей 3 - 5 лет
ЦЕЛЬ: Развитие чувства ритма
ЗАДАЧИ:
-
Учить детей различать ритмические фигуры.
-
Составлять собственные ритмические рисунки по образцу и самостоятельно.
-
Развивать координацию речи и движения.
Педагог по очереди показывает карточки детям, которые в ритме проговаривают длинные звуки (четверть) ДОН, короткие (восьмые) ДИ-ЛИ. Игру можно проводить как с музыкальным сопровождением, так и без него.
-
ДОН -
ДИ-ЛИ -
-
«СОЧИНИ МЕЛОДИЮ»
ЦЕЛЬ: Развитие звуковыстоного (ладового) слуха.
ЗАДАЧИ:
-
Дать основы музыкальной грамоты.
-
Развивать возможности творческого музицирования.
Игра состоит из карточек с изображением нотного стана по количеству детей и набора нот (из картона разного диаметра побольше для четвертей, поменьше для восьмых).
ЗАДАНИЕ: Составить мелодию по желанию или по слуху и исполнить её на металлофоне, ксилофоне или фортепиано.
-
«МУЗЫКАЛЬНАЯ РАДУГА»
ЦЕЛЬ: Развивать звуковысотный (ладовый) слух. Освоение музыкальной грамоты.
ЗАДАЧИ:
-
Познакомить с цветовой формой записи нот
-
Осуществить переход от цветовой к знаковой форме записи нот.
-
Развивать память, произвольное внимание, координацию в пространстве, мелкую моторику рук.
Игра состоит:
1 вариант: Набор цветных нот, большого формата с надписью на обороте.
2 вариант: Набор цветных нот, расположенных на нотном стане.
3 вариант: Полоски с набранными мелодиями в соответствующей цветовой гамме.
4 вариант: Наборное полотно и отдельные цветные ноты для сочинения мелодий (ноты из картона 7 цветов или крыжки от пластиковых бутылок соответствующих цветов).
По мере освоения нотной грамоты используются различные составные части игры начиная с первого варианта.
-
«КРУЖАТСЯ ЛИСТЬЯ, ПАДАЮТ СНЕЖИИНКИ»
ЦЕЛЬ: Развивать у детей эмоциональную отзывчивость на музыку.
ЗАДАЧИ:
-
Учить вслушиваться в музыку и согласовывать свои движения с её темпом.
-
Закреплять знание детьми основных цветов.
-
Учить бережно относиться к природе.
«ЛИСТОЧКИ»
П.И. Чайковский «Осенняя песнь»
(«Времена года»)
Следом за летом осень идет,
Желтые песни ей ветер поет,
Красную под ноги стелет листву,
Зеленые елки глядят в синеву.
«СНЕЖИНКИ»
П.И. Чайковский «У камелька»
(«Времена года)
Снег идет, снег идет,
Снег по свету бродит.
И откуда он идет и куда уходит?
Снегопад, снегопад,
Снежное паденье.
Снег идет наугад словно сновиденье.
Сны земли, сны небес,
Видит засыпая,
Белый сад, белый лес, снегом засыпая.
ПРИМЕЧАНИЕ: Для игры можно использовать также капельки, цветы, ягоды и пр. разного размера и цвета.
ИГРЫ С МУЗЫКАЛЬНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ
Чтобы стимулировать интерес детей к игре на детских музыкальных инструментах, расширить кругозор дошкольников, а также для создания подвижных пауз в ритмических занятиях предлагается использовать игры с музыкальными инструментами. В этих играх музыкальные инструменты могут выступать как в роли непосредственного объекта изучения, так и для развития воображения, нестандартного и логического мышления, памяти.
Большое количество игр позволяет выбрать подвижную или настольную игру, устроить соревнование или исследование, в зависимости от задач, поставленных на занятии. Все игры можно использовать и в свободной деятельности для создания музыкального уголка в каждой группе.
-
«ЧТО НАЗЫВАЕТСЯ ТАК?» (карточки 2/1)
ЦЕЛЬ: Закрепить знание детьми музыкальных инструментов, групп музыкальных инструментов, стимулировать умение детьми читать.
ПРАВИЛА ИГРЫ:
На карточке изображено два музыкальных инструмента, посередине написано название. Педагог читает название, ребенок показывает, какой инструмент называется так.
Барабан
Ксилофон
При затруднении педагог называет группу, к которой относится данный музыкальный инструмент (струнные, духовые, ударные), ребенок, подключив логику решает какой инструмент показать.8. «ВЫБЕРИ НАЗВАНИЕ» (карточки 3/1)
ЦЕЛЬ: Закрепить знание детьми музыкальных инструментов, групп музыкальных инструментов, активизировать зрительную память.
ПРАВИЛА ИГРЫ:
На карточке изображен музыкальный инструмент и три названия к нему. Педагог читает названия, ребенок повторяет правильное.
Игра стоит на следующей ступени сложности по сравнению с «Что называется так?»
-
Флейта
Волынка
Рояль
Контрабас
Треугольник
Металлофон
Саксофон
Труба
Барабан
-
«ЧЕРВЕРТЫЙ ЛИШНИЙ»
ЦЕЛЬ: Закрепить умение классифицировать и обобщать знания.
ЗАДАЧИ:
-
Уметь делить музыкальные инструменты на группы по способу извлечения звука.
-
Находить инструмент, требующий замены.
-
Выбирать из дополнительных карточек недостающий музыкальный инструмент.
Игра состоит из поля, поделенного на 4 части. Три музыкальных инструмента принадлежат к одной группе, один к другой. Необходимо найти музыкальный инструмент, требующий замены и, выбрав из отдельных карточек тот, который принадлежит к основной группе, закрыть им «четвертый лишний» музыкальный инструмент.
-
«КРЕСТИКИ-НОЛИКИ»
ЦЕЛЬ: Развивать ассоциативное мышление.
ЗАДАЧИ:
-
Учить анализировать и сопоставлять свои цели с задачей противника.
-
Ассоциировать музыкальные инструменты с крестиками и ноликами.
-
Учить детей соревноваться, не обижаться на поражение.
Игра состоит из поля, поделенного на 9 частей-клеток. В качестве крестиков и ноликов выступают картинка бубна - нолик, маракасов - крестик. Необходимо выстроить прямую из 3 картинок по горизонтали, по вертикали, по диагонали.
-
КУБИКИ «Музыкальные инструменты»
КУБИКИ «Виды музыкальной деятельности»
ПАЗЛЫ «Музыкальные инструменты»
Игры типа «КУБИКИ» и «ПАЗЛЫ» помогут привлечь внимание ребенка к музыкальным инструментам. Картинки для кубиков разрезаются на 4, 9, 16 частей (квадратов), картинки для пазлов разрезаются в зависимости от возраста ребенка на 4, 6, … равных частей или нестандартного размера для детей старшего дошкольного возраста.
Примеры даны в ПРИЛОЖЕНИИ «КУБИКИ Музыка», «КУБИКИ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ», «пазлы», «пазлы образцы».
Картинки можно разрезать по-разному, в зависимости от подготовленности и возраста детей.
14. «НАЙДИ ПАРУ»
ЦЕЛЬ: Закрепить знание детьми музыкальных инструментов.
1 ВАРИАНТ ИГРЫ: В движении найти такой же музыкальный инструмент, назвать его.
2 ВАРИАНТ ИГРЫ: Найти вторую часть изображения музыкального инструмента и назвать его. Выбрать из большого количества изображений (одинаковый разрез карточек).
3 ВАРИАНТ ИГРЫ: В движении найти вторую половину музыкального инструмента и назвать его.
15. «НАЙДИ НОТКУ»
ЦЕЛЬ: Закреплять знание нотной грамоты.
ЗАДАЧИ:
-
Закреплять знание названий нот.
-
Учить различать положение нот на клавиатуре.
-
Учить читать мелодии по клавиатуре.
ДО
ДО ДО РЕ РЕ МИ РЕ ДО
СОЛЬ СОЛЬ ФА ФА МИ РЕ ДО
-
«КТО НА ЧЕМ ИГРАЕТ?»
ЦЕЛЬ: Учить принимать правила игры.
ЗАДАЧИ:
-
Закреплять названия музыкальных инструментов.
-
Выбирать, нарисованный музыкальный инструмент.
-
Помочь в игровой форме освоить все оркестровые партии.
Под стульчиками детей или на полу разложены картинки, изображающие музыкальные инструменты, по количеству и наличию составляют имеющиеся инструменты. По сигналу дети выбирают карточку и музыкальный инструмент, изображенный на ней для игры в оркестре. Используя прием жребия, дети осваивают партию, выбранного ими инструмента. Тем самым не имеют возможности выбирать любимый инструмент и при необходимости Вы, как руководитель оркестра, можете легко заменить заболевшего или выбывшего участника.
Пандейра
Пандейра
Металлофон
Металлофон
Ксилофон
Ксилофон
Деревянные ложки
Деревянные ложки