Интегрированный урок Первый снег ( музыка+труд) по теме Музыка русского народа

Раздел Музыка
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Интегрированный урок Первый снег ( музыка+труд) по теме Музыка русского народаИнтегрированный урок Первый снег ( музыка+труд) по теме Музыка русского народаИнтегрированный урок Первый снег ( музыка+труд) по теме Музыка русского народаИнтегрированный урок Первый снег ( музыка+труд) по теме Музыка русского народаИнтегрированный урок Первый снег ( музыка+труд) по теме Музыка русского народаИнтегрированный урок Первый снег ( музыка+труд) по теме Музыка русского народаИнтегрированный урок Первый снег ( музыка+труд) по теме Музыка русского народаИнтегрированный урок Первый снег ( музыка+труд) по теме Музыка русского народаИнтегрированный урок Первый снег ( музыка+труд) по теме Музыка русского народаИнтегрированный урок Первый снег ( музыка+труд) по теме Музыка русского народаИнтегрированный урок Первый снег ( музыка+труд) по теме Музыка русского народаИнтегрированный урок Первый снег ( музыка+труд) по теме Музыка русского народаИнтегрированный урок Первый снег ( музыка+труд) по теме Музыка русского народаИнтегрированный урок Первый снег ( музыка+труд) по теме Музыка русского народаИнтегрированный урок Первый снег ( музыка+труд) по теме Музыка русского народаМинистерство образования Республики Башкортостан

Аургазинский район МБОУ Нагадакская СОШ





Интегрированный урок

«Первый снег»

(музыка + труд)

Тема:

Музыка русского народа







Подготовила и провела

учитель музыки

Арсланова Альфия Мидхатовна





Цели: закрепление темы «Музыкальные средства выразительности»; знакомство детей с произведением П.И. Чайковского «На тройке» через слушание произведения и развитие творческой фантазии детей при создании картины зимы.

Оборудование: планшет со средствами выразительности - карточки, иллюстрации зимы, тройки, Кустодиев «Масленица»; грамзапись «На тройке» П.И.Чайковского.

Организация урока: построение перед классом; вход под музыку «Зимушка - зима»; музыкальное приветствие.


Ход урока

- Сегодня урок у нас необычный. Сразу два предмета в одном уроке: труд и музыка, а тема одна - «Первый снег». На этом уроке мы закрепляем тему «Музыкальные средства выразительности».

Побеседуем о звуках и красках зимы, послушаем музыкальное произведение П.И. Чайковского «На тройке», и все это поможет нам изготовить зимнюю поделку, а какую - будет для вас сюрпризом.

- С приходом зимы природа преображается. Какие предметы зимы вы знаете? (Холод, выпадает снег, улетают птицы, засыпают звери, появляется лед, деревья спят и т.д.)

21 ноября - Михайлов день. Архангел Михаил - избавитель от всех бед. Это большой православный праздник, светлый и веселый. С этого дня зима встает на ноги, «зима морозы кует». Но зимой ведь не только холодно, неуютно. Зимой свои радости и потехи. Какие ? (Катание с гор на санках, игра в снежки и т.д.)

- У человека есть особый внутренний слух, который помогает услышать звуки природы. Какие звуки природы услышали вы сегодня, когда шли в школу? (Капли сосулек, тишину, хруст веточек, скрип подошв на снегу и т.д.)

- Давайте поиграем. Если бы мы с вами сочиняли музыку о зиме, какие средства музыкальной выразительности мы бы выбрали? Вот их сколько красивых, разноцветных. (Внимание на планшет. Дети выходя к доске и выбирают нужный значок, вставляют его в свободный планшет, висящий на доске рядом.)

Мелодия

Лад - минор, мажор.

Регистр - средний.

Ритм - ровный.

Звуковедение - плавное

Темп - медленный, средний.

Динамика - (умеренно), (тихо).

- Мы с вами хотели выбрать музыкальные средства для музыки о зиме. Мы это сделали? (Да.)

- Русский композитор П.И. Чайковский тоже много писал о зиме. У него есть целый цикл произведений «Времена года». Сегодня мы будем слушать его пьесу «На тройку» (повторение хором названия пьесы и имени композитора). Тройка - это три лошади с бубенцами (показать иллюстрацию).

- Давайте послушаем, как композитор создал музыкальный образ зимы, какими он пользовался музыкальными средствами.

Слушание пьесы «На тройке».

- Обратите внимание на звучание колокольчиков. Раньше ямщики имели каждый свой колокольчик, и по его звону угадывали, кто едет.

- О чем рассказал композитор? (О зиме, о катании на тройке и т.д.) Закроем наше сочинение из значков и разберем сочинение П.И.Чайковского. Хором говорим обо всех музыкальных средствах. Сравним сочинение композитора с нашим. Хотя у нас музыки не было, но понять ее заранее мы были готовы. А теперь?


Средства

Мы

Композитор

Сравнение

Мелодия

Лад

Регистр

Ритм

Звуковедение

Темп

Динамика

Минор, мажор

Средний

Ровный

Связное

Умеренный, медленный

Тихо, умеренно

Минор

Средний

Ровный, спокойный

Залигованное, мягкий переход от звука к звуку

Умеренный

Умеренное звучание

Совпадает

Совпадает

Совпадает

Совпадает

Совпадает

Совпадает

Совпадает

- Совпали наш музыкальный образ и образ композитора? (Да.)

- Если бы мы с вами знали ноты, гармонию и другие хитрости композитор, мы смогли бы тоже что-то сочинить и сделали бы это правильно, да? (Да.)

- Итак, какое произведение мы слушали? («На тройке».)

- Кто его автор? (П.И.Чайковский, русский композитор.)

- Зимой много праздников. Каких? (Рождество, Новый год, Святки, каникулы и т.д., но первый из них - Новый год.)

- Посмотрите, на доске у нас картина «Волшебница Зима». Что вы на ней видите? (Деревья в инее, как сказочные.) Сегодня мы изготовим такое красивое дерево. Помните, я в начале урока говорила о сюрпризе? (Дальше будет еще один маленький сюрприз.)

- У нас с вами имеется заранее размеченная бумага (повторение порядка разметки):

1. Лист поделить на две части, провести линию.



2. Через каждый сантиметр (по линейке) провести в нижней части полоски.



Вспомним технику безопасности при работе с ножницами:

  1. не размахивать ими.

  2. при резании поворачивать бумагу, а не ножницы.

  3. правильно передавать ножницы, ручкой вперед.

  4. отрезал - положи ножницы.

Показ всей работы детям. (Разрезаем по полоскам до средней линии бумажную заготовку, мажем клеем половину и обертываем веточку.)

Дети начинают работать, учитель помогает индивидуально.

Вырезали, взяли в руки веточку и начинаем ее оборачивать. Перед этим намажем верхнюю часть заготовки клеем.

Клей

У кого готовы веточки, подходим к заранее подготовленному стволу и вставляем свою веточку в дырочку (делаем дерево).

На протяжении всей работы звучит музыка П.И.Чайковского «На тройке».

- Музыка сегодня вас вдохновляет, помогает развивать вашу фантазию.

Когда дерево готово, нужно посадить на его ветки вырезанного из открытки снегиря (красочного на белое в инее дерево) и загадать о нем загадку:

Что за птичка на заре

Прилетает в декабре? (Снегирь.)

- Это и есть наш маленький сюрприз - гость на уроке.

Итог урока.

- Сегодня на уроке прозвучала музыка Чайковского и помогла развить вашу творческую фантазию.

- Чему мы научились на уроке? (Рассказали о зиме, сами сочинили ее образ через музыкальные средства.)

- Совпало наше мнение с замыслом композитора?

- Сделали сказочное зимнее дерево.

- Что нового мы узнали сегодня? (П.И.Чайковский «На тройке».)

- В заключении урока я хочу вам сказать: «Чтобы мир был прекрасен, нужно смотреть на него добрыми глазами».

Выход из класса под музыку из альбома П.Чайковского «Времена года» (цикл «Зима»).


© 2010-2022