Развитие универсальных учебных действий на уроке музыки

Развитие универсальных учебных действий на уроке музыки.Выступление на секционном заседании на базе ресурсного методического центра "Изобразительное искусство", "Музыка", "Мировая и художественная культура" в рамках Августовского совещания работников системы образования г. Нижневартовска 04 сентября 2015 года.
Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Развитие универсальных учебных действий на уроке музыки. (слайд 1)

Слайд 2. Методологической основой ФГОС второго поколения является системно- деятельностный подход. Китайская народная мудрость гласит: "Я слышу - я забываю, я вижу - я запоминаю, я делаю - я усваиваю". Смысл данной пословицы отражает суть системно-деятельностного подхода. В деятельностном подходе выделяется результат деятельности, на что и нацелены стандарты второго поколения - развитие личности ребенка на основе УУД.

Слайд 3. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Способность обучающегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т.е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщенные действия открывают учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание ее целевой направленности.

Выделяют следующие виды УУД: личностные, познавательные, регулятивные (включающие действия саморегуляции), коммуникативные.

Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий;

- личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

- самообразование, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? - и уметь на него отвечать;

- нравственно - этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личный моральный выбор.

Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся:

- целеполагание, как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще не известно;

- планирование - определение последовательности промнежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

- прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

- оценка - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;

- саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии к волевому усилию и преодолению препятствий.

Познавательные действия включают в себя общеучебные универсальные действия (выделение и формулирование познавательной цели, поиск информации, структурирование знаний, построение речевого высказывания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, рефлексия способов действия, контроль и оценка процесса, постановка проблемы, моделирование); логические универсальные действия (анализ объектов выделения признаков, синтез, классификация объектов, установление причинно-следственных связей, логическая цепь рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование); постановка и решение проблемы (формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.).

Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

К коммуникативным действиям относятся:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

- постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

- решение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

- управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка его действий;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

В системно-деятельностном подходе категория «деятельности» занимает одно из ключевых мест. Что значит "деятельность"? Во-первых, это всегда целеустремленная система, система, которая нацелена на результат. Во-вторых, результат может быть достигнут только в том случае, если есть обратная связь (коррекция, обратная ориентация. В-третьих, в деятельности надо учитывать психолого-возрастные и индивидуальные особенности развития личности ребенка и присущие этим особенностям формы деятельности. Таким образом, любая деятельность, осуществляемая её субъектом, включает в себя цель, средство, сам процесс преобразования и его результат.

Принятый на веру материал обычно легко и быстро забывается, но если ребенок сам выработает мысль, самостоятельно освоив новое знание, то мысль эта сделается его собственностью. "… плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить" (Ф. А. Дистервег).

Слайд 4. Проанализируем деятельность учащихся на каждом этапе урока и выделим те универсальные учебные действия (УУД), которые при правильной организации деятельности учащихся формируются:

Требования

к уроку

Урок

современного типа

Универсальные

учебные действия

Объявление темы урока

Формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы)

Познавательные общеучебные, коммуникативные

Сообщение целей и задач

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания

(учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач)

Регулятивные целеполагания, коммуникативные

Планирование

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели

(учитель помогает, советует)

Регулятивные планирования

Практическая деятельность учащихся

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)

(учитель консультирует)

Познавательные, регулятивные, коммуникативные

Осуществление контроля

Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)

(учитель консультирует)

Регулятивные контроля (самоконтроля), коммуникативные

Осуществление коррекции

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно

(учитель консультирует, советует, помогает)

Коммуникативные, регулятивные коррекции

Оценивание учащихся

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)

(учитель консультирует)

Регулятивные оценивания (самооценивания), коммуникативные

Итог урока

Проводится рефлексия

Регулятивные саморегуляции, коммуникативные

Домашнее задание

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

Познавательные, регулятивные, коммуникативные

Конечно, в таблице представлены универсальные учебные действия в обобщённой форме. Больше конкретики будет при отборе заданий, форм организации деятельности и средств обучения к каждому этапу урока. И всё же данная таблица позволяет учителю уже при планировании видеть, на каком этапе урока какие метапредметные результаты формируются при правильной организации деятельности учащихся.

«Формирование УУД по предмету «Музыка» 3 - ий класс»

авторы: Г.П. Сергеева; Е.Д. Критская; Т.С. Шмагина

Музыкальный материал

Виды музыкально- практической деятельности

УУД

П.И. Чайковский - главная мелодия 2-ой ч. из Симфонии№4

Пение мелодии с ориентацией на нотную запись: .интонация русской природы. любовь к родной природе, гордость за ее красоту.

Слушание произведения: жанрово - стилевой разбор, разделение на 2 группы - формируем вопросы: «образ» -1гр. -«стиль» 2-гр. Самооценка. Письмо к композитору. Обе группы формируют содержание письма.

Пластические импровизации, в форме дирижерских жестов, с подчеркиванием контрастной линии .

Музицирование: исполнение русской народной песни «Во поле береза стояла» на металлофонах и ксилофонах. .

Знать: понятие «мелодия» «мелодическая линия», «образ», «стиль». «жанр».

Личностные





Коммуникативные



Регулятивные





Познавательные


Русские нар. песни: «Славны были наши деды» и «Вспомним , братцы, Русь и славу»





Выразить отношение к прозвучавшим песням: гордость, чувство патриотизма, формирование жизненного оптимизма, потребности в творческом самовыражении .

Формируем исполнительский план, в котором присутствуют солист и хор. Исполнение песен с воплощением художественного образа героического русского народа

К пению мы добавляем пластические импровизации в виде отбивания четкого маршевого ритма шагом и

шумовые эффекты в виде барабанной дроби на сильных долях.

Знать: Историю создания русских народных песен,. характерные черты русской нар. песни, знать песни о героических событиях истории и исполнять их на уроках и на школьных праздниках

«День, полный событий»

Личностные

Коммуникативные

Регулятивные





Познавательные


Музыкальный материал

.музыкальный материал.

«День, полный событий»

Музыкально - практическая деятельность

Музыкально - практическая деятельность

УУД

«Утро» Э. Григ









«Заход солнца» Э. Григ





Выразительное, осмысленное исполнение с помощью нотной записи, восхищение красотой , светлой радостью, осознанием пробуждения природы и это все в музыке

Слушание музыки , интонационно-образный анализ: делимся на группы, формируем вопросы: образ, стиль, развитие музыки, письмо композитору.

Пластические импровизации в форме движения рук - «Солнце встает!»

Музицирование: исполнение на свирелях главной темы.

Уметь проводить интонационно-образный анализ прослушанной музыки, понятия выразительность и изобразительность в музыке, что означает понятие образы природы в музыке.

Прослушивание произведения. Музыка, связанная с душевным состоянием человека и отображающая образы природы: интонационно - образный анализ.

Хоровое исполнение. Записываем исполнение, затем прослушиваем, даем оценку собственного исполнения.

Пластические импровизации в форме плавного движения рук, отражающих интонационно- образный характер, добавляем к исполнению хора шумовые инструменты в виде колоколов.

Уметь обладать вокальной исполнительской культурой, владеть во время пения правильным дыханием. Уметь определять в музыке : песенность, танцевальность, маршевость Дом. зад: Выполнить рисунок по теме : «Утро» и «Вечер»

Личностные





Коммуникативные



Регулятивные





Познавательные





Личностные

Коммуникативное

Регулятивные





Познавательные



Раздел: «В концертном зале»

Музыкальный материал

Музыкально - практические действия

УУД

Концерт№1 П.И. Чайковский













«Сурок»Л.В.Бетховен





















Визитная карточка России. Гордость за Гения, чувство патриотизма, раскрывается жизненный смысл, интонация созидания. Какими средствами Чайковский все это передал? Колокола, солнечный луч. Вместе «поют» гимн.

Слушая концерт - встанем, применяем пластические импровизации, отражающие эмоциональный характер произведения.

В диалоге с друг другом учащиеся выражают свои впечатления, чувства, мысли .

Знать: - понятие: концерт, композитор, исполнитель, слушатель, вариационное развитие, «язык музыки»: лад, динамика, ритм, темп, тембр, и т. д..

История создания произведения. Слушание, исполнение с помощью нотной записи. Чувство сопереживания, жалоба, доброта, любовь, готовность отдать последнее, чтобы помочь ближнему, слабому.

К каким средствам композитор прибег, чтобы все это раскрыть?

Письмо из прошлого. Работаем над содержанием. Вопрос: а актуальна ли эта тема сегодня? Как бы ты повел себя в подобной ситуации? Делимся на две группы , ищем и находим ответ.

Музицирование - исполняем произведение на свирелях.

Уметь проводить интонационно-образный анализ.

Личностные



Регулятивные

Коммуникативные

Познавательные

Личностные

Коммуникативные

Регулятивные

Познавательные

УУД должны формироваться в условиях реализации Основной образовательной программы начального общего образования, являясь основой для ключевых компетентностей школьников, и в связи с введением ФГОС ООО в 5 классах учебная деятельность пятиклассников должна являться той средой, в которой продолжают развиваться указанные выше универсальные учебные действия.

Так же как и в начальной школе, в основе развития УУД в основной школе лежит системно-деятельностный подход. Знания не передаются обучающимся в готовом виде, а добываются самими обучающимися в процессе познавательной деятельности. Взаимодействие обучающегося с учителем и одноклассниками принимает характер сотрудничества. Единоличное руководство учителя в этом сотрудничестве замещается активным участием обучающихся в выборе методов обучения. Всё это придаёт особую актуальность задаче развития в основной школе универсальных учебных действий.

Среди технологий, методов и приёмов развития УУД в основной школе особое место занимают учебные ситуации, которые специализированы для развития определённых УУД. Они могут быть построены на предметном содержании и носить надпредметный характер. Типология учебных ситуаций в основной школе представлена такими ситуациями, как:

-ситуация-проблема

-ситуация-иллюстрация

-ситуация-оценка

-ситуация-тренинг.

Наряду с учебными ситуациями для развития УУД в основной школе используются следующие типы задач.

Блок УУД

Составляющие УУД

Типовые задачи

Личностные


-личностное самоопределение;

-развитие Я-концепции;

-смыслообразование мотивация ;

-нравственно-этическое оценивание.

-участие в проектах;

-творческие задания;

-самооценка события, происшествия;

- самоанализ;

-ролевые игры в рамках тренинга ;

подведение итогов урока;

-мысленное воспроизведение и анализ картины, ситуации, книги, фильма;

-зрительное, моторное, вербальное восприятие живописи, музыки, литературы.

Коммуникативные


планирование и осуществление учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

-постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

-учет позиции партнера;

-разрешение конфликтов;

-управление поведением партнёра - контроль, коррекция, оценка его действий;

-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

-передача информации и отображение предметного содержания.

-составление задания партнеру;

-отзыв на работу товарища;

-парная работа по выполнению заданий, поиску информации и т.д.

-групповая работа по созданию проекта, составлению кроссворда и т.д.

- диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи);

-диспуты, дискуссии задания на развитие диалогической речи (обсуждение, расспрос, убеждение, приглашение и т.д.);

-ролевые игры в рамках тренинга;

-групповые игры.

Познавательные

-самостоятельное выделение и формулирование учебной цели;

-информационный поиск;

-знаково-символические действия;

-структурирование знаний;

-произвольное и осознанное построение речевого высказывания (устно и письменно);

-смысловое чтение текстов различных жанров;

-извлечение информации в соответствии с целью чтения;

-рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка;

-задачи и проекты на выстраивание стратегии поиска решения задач;

-задания на нахождение отличий, сравнение, поиск лишнего, упорядочивание, цепочки, оценивание и т.д.;

-задания на поиск информации из разных источников;

-задачи и проекты на проведение эмпирического исследования;

-задачи и проекты на проведение теоретического исследования;

-задачи на смысловое чтение;

-работа с планом, тезисами, конспектами составление и расшифровка схем, диаграмм, таблиц; -работа со словарями и справочниками.

Регулятивные


-планирование;

-рефлексия;

-ориентировка в ситуации;

-прогнозирование;

-целеполагание;

-оценивание;

-принятие решения;

-самоконтроль;

-коррекция.

-маршрутные листы;

-парная и коллективная деятельность;

-задания, нацеленные на оценку, прикидку и прогнозирование результата;

-задания, обучающие пошаговому и итоговому контролю за результатами, планированию решения задачи и прогнозированию результата задания, содержащие элементы проектной и исследовательской деятельности;

-самоконтроль и самооценка;

-взаимоконтроль и взаимооценка;

-дифференцированные задания;

-выполнение различных творческих работ, предусматривающих сбор и обработку информации, подготовку предварительного наброска, черновой и окончательной версий, обсуждение и презентацию;

-тренинговые и проверочные задания;

-подготовка материалов для школьного сайта, школьной газеты, выставки.

Выводы:

Последовательная реализация деятельностного подхода направлена на повышение эффективности образования, более гибкое и прочное усвоение знаний учащихся, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области, существенное повышение их мотивации и интереса к учебе.

Таким образом в результате формирования УУД по предмету «Музыка»-

В сфере личностных УУД будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы.

В сфере коммуникативных УУД учащиеся приобретут умения учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях.

В сфере регулятивных УУД учащиеся овладеют всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в школе и вне ее, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

В сфере познавательных УУД учащиеся научатся воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие его компоненты, использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования..



© 2010-2022