- Преподавателю
- Музыка
- Методическое сообщение Современное состояние преподавания сольфеджио в России
Методическое сообщение Современное состояние преподавания сольфеджио в России
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Степкина С.В. |
Дата | 20.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Методическое сообщение
Тема: «Современное состояние преподавания сольфеджио в России»
Составитель: Степкина С.В., преподаватель ХШМиЮ «Дубна».
2015 г.
Тезисы:
1.1.Общие вопросы сольфеджио.
1.Статья Людмилы Масленковой «Что такое сольфеджио».
Сборник «Как преподавать сольфеджио в XXI веке», составление О.Берак, М Карасева, ИД «Классика - XXI век», 2006 г.
Сведения об авторе:
Министерство культуры России
Всесоюзный методический кабинет по учебным заведениям искусств и культуры
Ленинградская государственная ордена Ленина консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова
Кафедра теории музыки
Доцент Л. М. Масленкова
Современное состояние преподавания: консервативно традиционный взгляд - сольфеджио - дисциплина по озвучиванию теории музыки.
Недостатки существующей системы преподавания:
- отсутствие творческих заданий и тестов, позволяющих констатировать степень развития тех или иных сторон музыкального слуха;
- закрепощение развития слуха нормами классицизма;
- отсутствие материала, характерного для художественного творчества XX века.
Задачи динамизации:
- кардинальное изменение учебных программ и способов обучения с целью формирования активного мышления, открытого для восприятия нового;
- развитие особых качеств слуха: внимания, остроты, быстроты, реакции;
- развитие способности запомнить, удержать в памяти, воспроизвести музыкальный текст, обнаружить ошибки в исполнении знакомой музыки или в нотном тексте, реконструировать музыкальный текст.
Направления ускорения процесса обучения с учетом психологических предпосылок слуховой деятельности:
- формирование ладового чувства;
- формирование интервального слуха;
- слуховой анализ системы сочетаний элементов с целью оптимизации процесса написания музыкального диктанта;
- воспитание ритмического слуха;
Авторский метод: тренинг, позволяющий развивать внимание, мышление, память на основе активного восприятия, что дает положительные результаты в кратчайшие сроки.
2.Статья Т. и А. Камаевых «Может ли сольфеджио быть азартным?». Сборник «Как преподавать сольфеджио в XXI веке», составление О.Берак, М Карасева, ИД «Классика - XXI век», 2006 г.
Невостребованность музыкального образования детей в прежних формах создает для преподавателей рыночные условия и диктует необходимость адаптации к новым реалиям :
- отсутствие конкурсного отбора при приеме на обучение;
- наличие особенностей состояния здоровья;
- увеличение доли проблемных детей, что особенно ощутимо на групповых занятиях;
- наличие возрастания нагрузки в программе общеобразовательной школы, не говоря уже о лицеях и гимназиях;
- наличие отвлекающих факторов: интернет и компьютерные игры.
Основной путь преодоления кризиса: создание новых методик преподавания сольфеджио, способных гибко подстраиваться под конкретные задачи с учетом всех особенностей учащихся определенной группы.
Задачи:
- создание условий для осознанной мотивации ребенка ;
- проведение занятий в игровой форме.
Авторский метод: создание пособия «Азартное сольфеджио» - сборника игровых и наглядных методик для уроков теории музыки и сольфеджио.
Место апробации: центр развития творческих способностей «Доминанта» г.Москва.
3.Статья Е.Лернера «Сольфеджио, которое мы можем потерять». Сборник «Как преподавать сольфеджио в XXI веке», составление О.Берак, М Карасева, ИД «Классика - XXI век», 2006 г.
Сведения об авторе:
Лернер Евгений Давидович-преподаватель сольфеджио и элементарного музицирования,
автор Программы по сольфеджио и элементарному музицированию для эстрадно-джазовых отделений музыкальных школ.
Он в совершенстве владеет искусством общения с учениками любого возраста, легко добивается ошеломляющих практических результатов и у 4хлетних начинающих "подготовишек" и выпускников школы.
Концертные выступления,5 радиопередач, 2 телепередачи по центральному телевидению, победы на теоретических олимпиадах, международные поездки - уроки, где скуке нет места!
Закончил с отличием Горьковскую консерваторию, выпускник музыкального училища при московской консерватории им. П.И. Чайковского, "мерзляковки".
Великолепный преподаватель - сольфеджист, подготовил по сольфеджио десятки учащихся в профессиональные учебные заведения: ЦМШ, Гнесинская десятилетка, музыкальные училища Москвы.
Евгений Лернер проводил открытые уроки для преподавателей России, в Саратове, Ярославле, Благовещенске, Иваново, Новосибирске, Петрозаводске, и других городах, а также неоднократно выступал в мастер-классах с учениками своего класса и учениками-иностранцами а Америке, Канаде и Германии.
Он - один из энтузиастов эстрадно-джазового отделения школы, создавший уникальную методику преподавания сольфеджио и превративший этот курс в увлекательное музыкальное общение. На его уроках теоретические сведения усваиваются без всякого напряжения, потому, что не являются самоцелью, а средством для достижения главной задачи: стимулирования творческой, интеллектуальной, музыкальной деятельности. Не случайно ученики Лернера в процессе обучения становятся "абсолютниками"! А закончившие школу и не ставшие профессионалами, продолжают увлеченно заниматься музыкой.
Творческое кредо: преподаватель сольфеджио играет ключевую роль в системе начального музыкального образования.
Путь выхода из кризиса - пересмотр концепции всей системы музыкального образования.
Направления развития:
- пополнение средств и приемов развития слуха;
- необходимость формирования групп в соответствии с задачами развития учащихся;
- использование музыкального материала XX столетия;
Авторский метод: преподавание сольфеджио особого направления - «эстрадного» - у дошкольников.
Суть метода: совмещение 2 занятий - сольфеджио и элементарное музицирование (вокальное, инструментальное и ансамблевое).
Методические установки: минимум риторики, лаконизм в общении, избегание заметных пауз, быстрый темп урока, смена видов работы, минимум дидактических пособий, акцент на формирование умения ритмически и интонационно реагировать на музыку.Конец формы
Методический продукт:
- программа по сольфеджио для эстрадно - джазовых отделений ДМШ и ДШИ,
- программа по элементарному музицированию (с нотным приложением).
1.2.Развитие интонационного и ритмического слуха.
1.Статья В.Середы «Формирование основ музыкального мышления. Освоение мелодики, гармонии и фактуры на занятиях в ДМШ». Сборник «Как преподавать сольфеджио в XXI веке», составление О.Берак, М Карасева, ИД «Классика - XXI век», 2006 г.
Цель преподавания сольфеджио: развитие творческого мышления ребенка.
Признаки кризиса преподавания:
- изменение музыкального сознания современных детей;
- наличие инертности сознания детей, развивающихся в условиях пассивного восприятия музыки;
- необходимость «натаскивания» учеников на обязательный минимум знаний;
- разрыв между теорией и принципами академической музыки;
- музыкальное мышление практически не развито;
- в программах для ДМШ не отражено изучение мелодики, гармонии, лада и фактуры и мало освоено методически.
Пути выхода из кризиса:
- развитие интонационного слуха учащегося - способности человека воспринимать и оценивать смысловые отношения элементов музыкального языка;
- развитие гармонического слуха - представления о том, что любое созвучие приобретает музыкальный смысл только в контексте музыкальной ткани.
2. Статья О.Берак «О воспитании чувства ритма в меняющемся мире». Сборник «Как преподавать сольфеджио в XXI веке», составление О.Берак, М Карасева, ИД «Классика - XXI век», 2006 г.
Проблема ритма в разной степени затрагивается на всех стадиях обучения музыке.
Признак кризиса: вопросы воспитания чувства ритма не являются объектом специального внимания педагогов.
Основные направления освоения метроритмических приемов:
-
Понимание системы длительности звуков и их точное воспроизведение.
-
Отработка представлений о приемах выполнения ритма.
-
Выполнение ритмической строки как текста с определенной смысловой структурой.
Авторский методический продукт: пособие «Школа ритма», созданное с целью освоения различных ритмических формул и способности к налаживанию метрической пульсации, а также и координации различных частей тела.
Значение методического подхода:
Акцентирование педагогического внимания не на звуковысотной организации музыки. И практическое решение существующих проблем в обучении музыке.
3.Методические принципы Татьяны Боровик, сформированные при работе с детьми 4-6 лет:
- обучение на основе подражания или копирования;
- развитие чувства ритма;
- развитие интонационной выразительности;
- использование форм двигательной активности;
- практическое применение полученных знаний с целью развития детского творчества.
4.Статья Т.Э. Тютюнниковой,
Сведения об авторе: музыкального руководителя и учителя музыки Центра образования № 1679 г. Москвы, кандидата искусствоведения.
Педагогическое кредо: продолжение традиции элементарного музицирования К.Орфа.