- Преподавателю
- Музыка
- Инновационный проект: Тема: «Сохранение и укрепление здоровья школьников на уроках музыки в рамках здоровьесберегающей технологии»
Инновационный проект: Тема: «Сохранение и укрепление здоровья школьников на уроках музыки в рамках здоровьесберегающей технологии»
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Вишнякова М.В. |
Дата | 29.09.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
ВИШНЯКОВА МАРИЯ ВЛАДИМИРОВНА
Образование:БГПУ,
Место работы:МОУ СОШ № 25
Должность:учитель музыки
Педагогический стаж:20 лет
Инновационный проект:
Тема: «Сохранение и укрепление здоровья школьников на уроках музыки в рамках здоровьесберегающей технологии»
1. Обоснование актуальности проблемы
Приобщение к музыке - это воспитание внутренней гармонии
Конфуций
В национальной доктрине образования Российской Федерации говориться: «Приоритетная роль образования - это здоровье нации».
Проблема сохранения и укрепления здоровья школьников существует уже достаточно давно. Здоровье ребенка, его физическое и психическое развитие, социально-психологическая адаптация в значительной степени определяются условиями его жизни и, прежде все го, условиями жизни в школе. Как показывают исследования Института возрастной физиологии, за последние 10 лет число школьников с хронической патологией возросло в 1,5 раза, а среди подростков - в 2,1 раза. 3а время обучения 70% функциональных расстройств переходят теперь в стойкую хроническую патологию к окончанию школы, в 4-5 раз возрастает заболеваемость органов зрения, в 3 раза - органов пищеварения, в 2 раза - число нервно-психических.
На сегодняшний день музыкальное образование пополняется все новыми методами и приемами обучения, которые способствуют формированию духовной и психофизической личности школьника.
Проанализировав потребности современного социума и педагогической практики, мы столкнулись с тем, что при фундаментальной разработанности теоретических основ, сохранения и укрепления здоровья школьников отсутствует их широкое применение в реальной музыкально- образовательной деятельности учащихся, то есть не достаточной разработанностью педагогических условий, воспитания здорового образа жизни школьников.
Данное противоречие позволяет нам выделить проблему оптимизации музыкального образования в средней школе путем сохранения и укрепления физического и психического здоровья школьников.
2. Цель
Важнейшей ценностью для человека является здоровье.
Самым эффективным и адаптивным средством для формирования здорового образа жизни личности является музыкальное искусство.
Исходя из сказанного, можно определить цель нашей концепции:
выявить, теоретически обосновать и апробировать педагогические условия эффективных путей и способов музыкального воздействия в процессе сохранения и укрепления здоровья школьников. Наша задача - создать условия для сохранения здоровья учащихся, то есть разработать меры по здоровьесбережению.
3. Задачи
В соответствии с целью и гипотезой необходимо решить ряд задач:
-
На основе теоретического анализа психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования определить сущность здоровья и выявить его критерии.
-
Теоретически обосновать и практически апробировать комплекс педагогических условий, способствующий повышению эффективности методов и приемов здоровьесбережения в условиях музыкального образования.
-
Произвести анализ эффективности сохранения и укрепления здоровья школьников в условиях музыкального образования в средней общеобразовательной школе № 25.
-
Определить одну из основных задач уроков музыки: снимать нервно-психические перегрузки, восстанавливать положительный эмоционально - энергетический тонус учащихся.
4. Принципы оптимизации педагогического процесса
Проблема сохранения и укрепления здоровья личности ребенка в условиях музыкального образования приобретает особую остроту, и её решение, прежде всего, ложится на учительство. Учитель музыки должен способствовать не только формированию и развитию музыкальной культуры у молодого поколения, но и активно внедрять в предмет здоровьесберегающие технологии. Исходя из выше сказанного, можно выделить следующие принципы музыкального образования:
-
доступность;
-
гуманистическая направленность учителя музыки;
-
увлекательность (опора в обучении на межпредметные связи);
-
последовательность, систематичность, научность;
-
единство воспитания и обучения;
-
зависимость результатов от интереса детей к урокам музыки, с учетом возрастных особенностей.
5. Содержание, формы и методы музыкального образования
Известна педагогическая истина, что поставленная школой и учителем цель обуславливает содержание обучения и выбор методов, форм, средств. В связи с темой моего опыта были выделены терапевтический и педагогический методы:
Терапевтический Педагогический
музыкальная терапия наглядно-слуховой
вокалотерапия пластического интонирования
ритмотерапия образное интонирование
фольклорная арттерапия стилевое интонирование
улыбкотерапия
терапия творчеством
арт- трапия
сказкотерапия
Таким образом, главной составляющей музыкально-педагогического процесса в сохранении и укреплении здоровья школьников является разнообразие видов деятельности:
Слушание, Пение, Музыкально- ритмические движения
В основу педагогической деятельности легли следующие формы:
коллективная (60%),индивидуальная (5%), парная (10%), групповая (20%),
фронтальная (5%)
6. Ожидаемые результаты
Содержание программы по музыке, учитывает психологические особенности детей школьного возраста. Сохранения и укрепления здоровья школьников нельзя назвать однодневным процессом, напротив, он длителен и неоднозначен.
учащиеся должны:
-
Уметь правильно дышать.
-
Применять артикуляционную и мимическую гимнастику.
-
Сочетать хорошее вокальное исполнение с элементами хореографии.
-
Свободно жестикулировать и использовать дирижерский жест.
-
Управлять эмоциями.
-
Уметь выразить четко мысль.
-
Узнавать пройденный материал и применять его в реальной жизни.
-
Активно участвовать в мероприятиях разного уровня.
-
Владение мелкой моторикой пальцев.
-
Умение играть на элементарных, музыкальных инструментах.
(ложки, трещотки, гусли, гитара, дудочка)
Таким образом, слабые должны подтянуться до сильных, наиболее развитых, а так же продолжить свое развитие по оздоровлению и укреплению здоровья, тем самым увеличивая учебную трудоспособность, активность в общественной деятельности, а так же развивать все новые особенности личности.
7. Эксперимент
Эксперимент по сохранению и укреплению здоровья школьников в условиях музыкального образования проводился нами в реальных условиях. Испытуемые учащиеся 6 «а» класса Муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 25 город Бийск Алтайского края.
Основной метод: наблюдение, беседа, тестирование.
В результате удалось зафиксировать положительную динамику формирования познавательного и эмоционального интереса учащихся. По итогам эксперимента как на начало, так и на конец учебного 2010- 2011учебного года при проведении тестирования экспериментального класса были выявлены следующие результаты:
№
Фамилия
уч-ся
Желание посещать занятия
Отношение к средствам действия
Наличие отвлечений во время занятий
Наличие
положитель-ных высказываний
Общая актив-ность на уроке
Желание позаниматься после занятий
1
Балашов Павел
---++
--++
---++++
---++++
----++++
----++++
2
Батыгина Анастасия
+++
--++
--
---++
----+
---+
3
Бедарева Алена
-+++
--+++
--+++
--+++
--+++
---++
4
Бочкарева Татьяна
-+++
--++
--++
--+++
--+++
---++
5
Захарова Елена
--+++
----++
-++++
-----+
----+
----+
6
Кайгородова Мария
-+++
-+++
----+
---++
--+++
---++
7
Карташова Дарья
+++++
+++++
------
+++++
+++++
+++++
8
Мокрушин Иван
--+++
-++++
-++++
---+++
---+++
---+++
9
Мошкин Максим
+++
+
--------
+
++++++
++++++
10
Низомов Ином
++++++
+++++
-+++++
-+++++
--++++
---++
11
Степанов Артем
---+++
---+++
+++++
---+
---++
----++
Вывод: В результате проведенной работы выявляется положительная динамика в сохранении и укреплении здоровья школьников, а так же стабилизация психоэмоционального состояния учащихся в условиях музыкального образования. Так, в начале года мотивация школьников составляла- 60 %, а в конце- 81 %.
Подводя итоги проведенного нами эксперимента, полученные результаты подтверждают эффективность целенаправленной работы по сохранению и укреплению здоровья школьника в условиях музыкального образования.
Ребенок школьного возраста сентизивен для развития такого новообразования, как производительность психических процессов, потребность к активной умственной, познавательной деятельности.
Благодаря исследователям, изучавшим психофизиологический аспект воздействия музыки, можно считать твердо установленными следующие факты:
-
музыка оказывает заметное воздействие на минутный объем крови,
частоту пульса, кровяное давление, уровень сахара в крови;
-
повышает и понижает мышечный тонус;
-
стимулирует появление эмоций;
-
улучшает вербальные и арифметические способности;
-
стимулирует процессы восприятия и памяти;
-
активизирует творческое мышление;
В процессе реализации проекта в МОУ СОШ № 25 были апробированы педагогические условия повышения эффективности сохранения и укрепления здоровья школьников в условиях музыкального образования:
1. Содержание школьного музыкального образования будет обогащено здоровьесберегающими методами и приемами.
2. Активно вовлекать учащихся во внеклассную деятельность с использованием пластического интонирования.
3. На уроках музыки и во внеурочное время использовать исследовательские работы по проблемам сохранения и укрепления здоровья при помощи музыкального образования.
В соответствии с целью и гипотезой были решены ряд задач:
1. На основе теоретического анализа психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования определить сущность здоровья, и выявить его критерии.
2. Теоретически обосновать и практически апробировать комплекс педагогических условий, способствующий повышению эффективности методов и приемов здоровьесбережения в условиях музыкального образования.
3. Произвести анализ эффективности сохранения и укрепления здоровья школьников в условиях музыкального образования в СОШ № 25.
Проект «Сохранение и укрепление здоровья школьников на уроках музыки в рамках здоровьесберегающей технологии», успешно осуществленный в средней общеобразовательной школе № 25 города Бийска, будет продолжен.
В качестве методических рекомендаций учителю для сохранения и укрепления здоровья школьников в условиях музыкального образования могут быть следующие ориентиры:
1.Цель и задачи музыкального образования, принципы оптимизации педагогического процесса.
2. Преемственность в работе учителей и психологов
3. Постоянное совершенствование своего педагогического процесса
6