Бурдон (инструментальная и вокальная музыка)

          Бурдо́н(франц. bourdon, итал. bordone, лат. bordunus; этимология неясна)     1) на некоторых струнных (например, на русском гудке, индийском ситаре, европейской колёсной лире) и духовых (например, на волынке и её многочисленных локальных разновидностях) музыкальных инструментах непрерывно тянущийся звук. В простейшем случае бурдон состоит из одного (как правило, низкого) тона, часто квинты либо квинтоктавы.     Древнегреческая иконография музыкальных инструментов (авлеты с двойными ав...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Бурдон (музыка)

Бурдо́н (франц. bourdon, итал. bordone, лат. bordunus; этимология неясна)

1) на некоторых струнных (например, на русском гудке, индийском ситаре, европейской колёсной лире) и духовых (например, на волынке и её многочисленных локальных разновидностях) музыкальных инструментах непрерывно тянущийся звук. В простейшем случае бурдон состоит из одного (как правило, низкого) тона, часто квинты либо квинтоктавы.

Древнегреческая иконография музыкальных инструментов (авлеты с двойными авлосами) позволяет предполагать, что бурдон существует с глубокой древности. Средневековый теоретик музыки Иероним Моравский (ок. 1275 г.) словом bordunus называет свободные (не укорачиваемые при игре) струны виелы. Инструменты с бурдоном поныне распространены в музыкальном фольклоре многих народов Европы и Азии. Академические композиторы изредка используют бурдон для придания пасторального / архаического / фольклорного колорита. Примеры: Бетховен. Симфония № 6, средний раздел скерцо (ч. III); Берлиоз. Симфония «Гарольд в Италии», часть III; Барток. Микрокосмос (кн. 5 «Волынка»);

2) склад многоголосия (иначе «бурдонный склад»), который характеризуется выдержанным (как правило, басовым) органным пунктом, на фоне которого развёртывается мелодическая линия. Бурдонный склад нельзя отнести к монодии (ибо в фактуре присутствует больше одного голоса), но также нельзя отнести к полифонии (ибо функция бурдона в многоголосной фактуре не может быть приравнена к мелодической), потому музыковеды обычно говорят, что бурдонный склад занимает промежуточное между монодией и полифонией положение.

В профессиональной средневековой музыке к бурдонному складу относят мелизматический органум. Бурдонный склад (пение с так называемым «исоном») превалирует в современных реконструкциях византийской православной музыки, встречается в реконструкциях древнерусских православных песнопений, старинных традиций (амвросианской, староримской и др.) церковной монодии католиков;

3) название органного регистра;

4) во Франции - название самого низкого по тесситуре колокола.

© 2010-2022