Урок по музыке на тему Зимний пейзаж в разных искусствах

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ТЕМА УРОКА: Зимний пейзаж в разных искусствах

Цель урока: С помощью выразительных средств рассмотреть взаимосвязь различных видов искусства (музыки, живописи, литературы, киноискусства).

Музыкальный материал:

С. Никитин «Зимняя сказка»

Д. Кабалевский «Подснежник»

Г. Свиридов «Поёт зима»

ВИА «Пламя» «Снег кружиться»

Оформление и оборудование:

Фрагменты из к/ф «Снегурочка», картина И. Шишкина «Зима», рисунки детей, пластинки, таблицы, эпиграф к уроку.

«Чародейкою-зимою

околдован, лес стоит…»

Ф.Тютчев

ВХОД: «Снег кружится» - ВИА «Пламя».

У. - О каком времени рассказывает музыка?

Д. - О зиме.

У. - Какие чувства вызывает музыка?

Д. - Навевает воспоминания, грусть.

Мы поговорим о зимнем пейзаже в различных видах искусства. Волшебные звуки рождают замечательную музыку (пение по нотам Э Григ «Утро»).

У. - Какие чувства вызывает эта музыка?

Д. - Светлые.


У. - Обратимся к литературе.

Посмотрите на эпиграф урока

«Чародейкою - зимою околдован, лес стоит…»

Ф. Тютчева.

У. - Какая интонация?

Д. - Волшебная, распевная, тихая.

У. - Можно услышать музыку? Какая музыка подойдет?

Д. - Спокойная, медленная, таинственная, негромкая.

У.- Какая записана мелодия? Определите интонацию произведения?

Д. - Призывная, твердая, решительная, суровая, взволнованная.

У. - Созвучна с эпиграфом?

Д. - Нет.

У. - Из какого произведения?

Д. - Кантата.

У. - Что называется кантатой? Чья музыка?

Д. - Советского композитора - Г. Свиридова.

У. - Какую картину можно увидеть?

Д. - Пейзаж холодной, морозной зимы.

Рассматриваем пейзажи детей, так как в произведениях разные интонации, то можно представить разные иллюстрации.

Проверка домашнего задания:

  • Какие стихи подобрали ребята, музыку, иллюстрации?

Ребята передают разное настроение в зимних пейзажах.

Зима разная: холодная и с оттепелью, вьюжная и с капелью, снежная да с солнцем. Наша зима у поэтов - волшебница, к этой теме обращаются и художники.

2. Посмотрите на картину И.И.Шишкина «Зима» (чтение стихотворения).

«Здесь мало увидеть,

Здесь мало услышать,

Здесь нужно всмотреться,

Здесь вслушаться нужно.

Чтоб ясной любовью

Чтоб в душу созвучья

Наполнилось сердце.

Нахлынуло дружно».

(Н.И. Рыленков «Всё в тающей дымке…»

У. - О чем рассказывает картина?

Д. - О зиме.

У. - Какие чувства вызывает картина? (Поэт даёт возможность прикоснуться к картине, дарит радость общения с природой).

Необходимо проникнуть в глубь картины. Зачем?

(Рассказ о художнике И.И. Шишкине. Портрет художника)

Полотна Ивана Ивановича Шишкина требуют пристального разглядывания, вслушивания. Никто до Шишкина с такой открытостью не поведал зрителю о своей любви к родному краю. Он влюблен в каждый

цветок, в кустик, деревцо, в русский лес. Его называли «царем леса», великий мастер, художник пел свою песню, верный, однажды взятый камертон могучей песни. У него мир ясен и прост.

У. - Безмолвна эта картина, или в ней звучит какая - нибудь музыка? Какие средства выразительности необходимо использовать?

Д. - Медленный, спокойный темп.

«На пушистых ветках снежною каймой

Распустились кисти белой бахромой…»

У. - Давайте картину нарисуем звуком! (исполнение песни «Зимняя сказка». Работа над выразительностью исполнения, использование разных средств и видов исполнения).

У. - Что объединяет картину и музыку?

Д. - Единство интонаций, темпа, динамики.

У. - Песня созвучна с музыкой Свиридова?

Д. - Нет.

У. - С картиной?

Д. - Да.

Мы очутились в сказочном зимнем лесу.

3. У. - А сейчас представьте себя на время кинооператорами, возможно ли передать образ Деда Мороза в кино?

Д. - Да.

Просмотр фрагмента из кинофильма «Снегурочка».

У. - Каким показан Мороз - воевода?

Д. - Суровый, сильный, властный, взволнованный. Не желает уступить место Весне.

Показ картин.

У. - Но природа просыпается, появляются первые цветы. Какие?

«И вот пригрело солнце и всё слышнее звон капели,

И в лесу ручьи запели, пробудилось всё от снега».

4. Д.Б. Кабалевский «Подснежник» - определить по ритму, исполнение в характере

«Голубенький, чистый

Подснежник - цветок,

А подле сквозистый,

Последний снежок»

(А. Майков)

У. - Есть что-то у зимы молодецкое, весёлое. Мы рады проказам зимы. Весело зимой. Какие ещё настроения?

Д. - Радостные.

5. Рассматриваем картины художников В.В. Сурикова, А. А. Саврасова, Б. Кустодиева.

У. - Можно увидеть в этих картинах песню?

Д / З: Нарисуйте рисунок, отражающий радостное настроение.

ИТОГ УРОКА:

  1. Для чего нужно вслушиваться, вглядываться в картину?

(Вслушиваясь в мелодию картины, ритм, краски, картина заговаривает с нами, мир открывается, яркий, звучный. С помощью музыки и живописи усиливается восприятие пейзажа)

  1. С какими познакомились видами искусства, отражающими зимний пейзаж?

(музыка, литература, живопись, киноискусство).

  1. Назовите, музыку каких композиторов вы слушали?

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ:

У. - Разгадайте кроссворд:

  1. Какой композитор написал песню «Подснежник»?

  2. Автор фрагмента «Поёт зима, аукает».

  3. Кто написал цикл «Времена года»?

  4. Автор произведения «Утро».

  5. Какой композитор написал песню «Зимняя сказка»?

1 5




Н

К

И

Ч

А

Й

К

О

В

С

К

И

Й








Б

4

И


А

Т

Л

И

Е

Н

В


Г


С

В

И

Р

И

Д

О

В

К


И


И

Г

Й




© 2010-2022